План урока с использованием икт

Обновлено: 05.07.2024

Учебное занятие с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа).

Место проведения: учебный класс.

В качестве программного обеспечения такого учебного занятия целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащие большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам.

Учебное занятие с компьютерной поддержкой.

– учебный класс, в котором постоянно находятся 2-3 компьютера (учащиеся работают за компьютерами группами или по очереди).

На таких учебных занятиях учащиеся работают с учебным пособием (текстовым материалом, рисунками), а также выполняют практические задания, упражнения тренировочного и контролирующего характера. При такой организации учебного занятия у педагога появляется возможность провести анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить пробелы в знаниях.

К данному виду учебного занятия можно отнести:

учебные занятия компьютерного тестирования (предполагают индивидуальную работу за компьютером);

учебные занятия тренинга или конструирования (учащиеся работают за компьютером индивидуально или в группе).

На таких учебных занятиях, как правило, используется компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Например, на уроках математики это может быть тренажер для решения задач определенного типа или среда для осуществления моделирования геометрических задач.

Учебное занятие, интегрированное с информатикой.

Рекомендуется интегрированные учебные занятия проводить в компьютерном классе, где у учащихся организован доступ к компьютерам. На таких учебных занятиях целесообразно смоделировать некоторый процесс и, произведя необходимые расчеты, сделать выводы. Такоеучебное занятие рекомендуется проводить учителю-предметнику и учителю информатики. Учитель-предметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Учитель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчеты по этой модели.

Традиционное учебное занятие с использованием Интернет-ресурсов.

На таком учебном занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения как различные электронные учебные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы.

Нетрадиционные формы учебных занятий.

Мультимедийная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ, использование дифференцированных и индивидуализированных форм работы.

Основные этапы учебного занятия с использованием ИКТ

Этап подготовки к учебному занятию:

– анализ электронных информационных ресурсов,

– отбор необходимого материала по теме,

– структурирование и оформление собранного материала на электронных или бумажных носителях.

Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Особое внимание на таком учебном занятии необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, выполняя которые учащиеся будут обращаться к ЭСО.

Этап проведения учебного занятия:

– учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с ЭСО; при необходимости учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся назначаются индивидуальные задания;

– учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с ЭСО под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе; на данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом;

– работа учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера); можно предложить учащимся проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей учебного занятия.

Примечание. В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с ЭСО, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией учебного занятия.

Подведение итогов учебного занятия.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности

Опыт работы показывает, что использование ИКТ во внеурочной деятельности обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашние задания, заниматься проектной деятельностью, самостоятельной подготовкой к экзаменам, самообразованием, получать дополнительное образование посредством дистанционного обучения.

При организации самостоятельной деятельности учащихся с ИКТ во внеурочное время необходимо обеспечить им доступ к соответствующим ресурсам.

Одними из условий эффективного внедрения средств ИКТ в образовательный процесс являются анализ и самоанализ учебного занятия с использованием ЭСО, которые могут осуществляться педагогами по следующим показателям:

– обоснованность и целесообразность использования ЭСО;

– организация работы класса в целом и каждого учащегося с материалами, предъявляемыми ЭСО;

– деятельность учителя во время работы учащихся с материалами, предъявляемыми ЭСО;

– деятельность учащихся во время демонстрации материалов с помощью ЭСО;

– деятельность учителя после окончания работы учащихся с материалами ЭСО;

– организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;

– соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

Образовательный процесс в учреждениях образования должен обеспечивать сохранение здоровья учеников, поддерживать их работоспособность на протяжении учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность.

При организации образовательного процесса с использованием ЭСО необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (ПК) и видеодисплейным терминалом (ВДТ) на протяжении урока. Продолжительность учебных занятий с использованием ПК и ВДТ зависит от возраста учащихся, технических данных ПК и ВДТ, характера и сложности выполняемой работы.

В соответствии с последними рекомендациями длительность работы с компьютером не должна превышать:

на развивающих игровых занятиях:

– для детей 6 лет – 10 минут;

– для учащихся начальной школы – 15 минут;

– для учащихся V–VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;

на учебных занятиях по основам информатики и вычислительной техники:

– для учащихся VIII (IX) классов – 25 минут;

– для учащихся IX (X) классов – 40 минут;

– для учащихся X–XI классов применение ПК допускается не более чем на одном сдвоенном учебном занятии в день: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором учебном занятии с интервалом в работе на ПК не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.

Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК и ВДТ необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

– делать перерывы длительностью не менее 10 минут после каждого академического часа учебных занятий независимо от учебного процесса;

– устраивать во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;

– подключать таймер к ПК или централизованно отключать отображение информации на дисплеях с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;

– выполнять упражнения для глаз через каждые 20–25 минут работы с использованием ПК или ВДТ; при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз выполняются индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

– для снятия статического напряжения в течение 1–2 минут проводить физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;

– для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3–4 минут.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.

Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать:

в I–IV классах:

– на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут;

– на смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме – 30 минут;

в V (VI) классах:

– на игровых занятиях в заданном темпе – 30 минут,

– на смешанных занятиях – 60 минут.

Обязательны соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.

Недопустимо использование времени всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся II–V классов и 15 минут для учащихся VI–XI классов. Кружковые и факультативные занятия с использованием ПК следует проводить не ранее чем через час после окончания учебных занятий. Это время следует использовать для отдыха и приема пищи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока с использованием

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

знакомство с творчеством Б.В.Заходера,

развитие навыка правильного и выразительного чтения, творческих способностей,

воспитание культуры общения, интереса к чтению

компьютер, мультимедиа-проектор, экран

Урок построен в виде игры-путешествия по стране Вообразилии, которую придумал поэт Б. Заходер. Во время путешествия ученики в игровой форме проходят все этапы урока: подготовительная работа – дыхательная гимнастика, чтение буквосочетаний и слов; новый материал – чтение стихотворений фронтально, индивидуально и в парах. В конце урока дети представили итоги проектной деятельности, начатой на предыдущих уроках, - презентация своей буквы.

В ходе урока были использованы: презентация Power Point, фрагмент мультфильма, клип (Movie Maker), раздаточный материал – карточки со стихотворениями (Word).

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность урока, активизировать познавательную деятельность учащихся.

- Дорогие ребята, приглашаю вас в страну Вообразилию. Это необычная страна, в ней очень весело жить, ведь в этой стране царят фантазия и юмор.

- Я познакомлю вас с человеком, который придумал эту страну. Мы будем читать его произведения и сами немножко фантазировать.

- Но это всё чуть позже, а пока…подготовимся к путешествию. Садимся на ковёр самолёт.

- В Вообразили мы будем смеяться:

вдох – медленно, плавно, со звуком [и]

выдох – быстро, отрывисто, на слог – хи-хи-хи

вдох – звук [а] - снизу - вверх

выдох - медленно, три раза – ха

Чтение буквосочетаний и слов

- Разгоним облака, полетим побыстрее.

- Чётко произносим звуки, читаем хором:

ух ох ай он уж ил да не ты

нас нос вот два три как раз

шути бери стол пари один отец

почти умеет класс самый пошёл

будет такой смотри третий потому

возьму первый десять всегда

- Вижу, что все готовы к приземлению.

Краткие сведения о Б. Заходере

- Пора вас познакомить с создателем страны Вообразили. Это – Б.В.Заходер.

Родился он 90 лет назад в Молдавии, а рос в Москве. В годы ВО войны был на фронте. В послевоенные годы окончил литературный институт.

- Кто же он, Б.Заходер?

поэт – пишет стихи для детей – весёлые и серьёзные, короткие и целые поэмы.

писатель – сочиняет сказки и рассказы

драматург – создаёт сценарии для мультфильмов, песенки и стишки для их героев

Дети выполняют произвольные движения с героем мультфильма.

Фрагмент мультфильма (с 10.30 по 11.22 минуты)

Краткие сведения о Б. Заходере (продолжение)

переводчик – русские дети узнали про Вини - Пуха, Малыша и Карлсона, Алису, Мери Поппинс – благодаря Б. Заходеру

- Приглашаю вас в виртуальную библиотеку. Перед вами книги Б.Заходера.

Демонстрация на экране книг Б.Заходера.

Работа над произведениями Б.Заходера.

Перечитывание текста учащимися.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Внимание: по звуковому сигналу (колокольчик) нужно выполнить задание, указанное на экране (найти в тексте предложение - Вот молодец!)

Физминутка– песенка - алфавит.

- Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить алфавит.

Работа над произведениями

Б. Заходера (продолжение)

- Кому плохо жить на свете, по мнению поэта? Почему?

- Какие строки наиболее понравились?

-Задание: прочитать текст на карточке самостоятельно, потом друг другу.

Раздаточный материал – карточки со стихотворениями

Зарядка для глаз

- Вы много читали, глазки устали. Выполним несколько упражнений.

Презентация учениками букв русского алфавита

- С творчеством какого поэта познакомились?
- Какие его произведения запомнили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие учеников. Настрой на работу и позитивное настроение во время урока.

- Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Проверка своей готовности к уроку. Настрой на активную и продуктивную работу.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Для чего нам нужна речь?

Остальные вопросы задают дети

3. Заселяем домики (гласные и согласные)

- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

- Какие друзьями мягких согласных? Почему?

Дети задают вопросы и отвечают на них полными ответами

Распределяют гласные и согласные по домикам

Познавательные:

- формирование умения представлять информацию в виде схемы.

- обосновывать основание для классификации;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Регулятивные:

- отличать верно данный ответ от неверного;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Открытие нового знания и первичное закрепление.

– Как вы думаете,что будем изучать сегодня на уроке?

– Давайте составим план.

Слайд 1

Рассмотри рисунки на слайде. Найди одиннаковый звук в словах. Назовём эти звуки.

Какой буквой эти звуки обозначаются?

Назовите слова в которых есть буква Б

Слайд 2

ВИДЕО (тётушка Сова)

Слайд 3

  • Прочитайте слоги
  • Разделим слоги на 2 группы (по какому признаку?)

- Мы будем работать со звуками [б], [б’], и с буквой Б.

Личностные УУД:

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

Познавательные:

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи.

4. Упражнение по совершенствованию и закреплению знаний и умений

Слова: булка, белка, бабушка, берёза, бинт, бант, бинокль, Буратино, банан,

(Слышим мягкий, хлопаем в ладоши)

Слайд 4, 5

Слайд 6, 7

Слайд 5,7

Работа в букваре с 48

Слайд 8 (пословица)

Слайды 9 - 14

Слайды 15 - 22

Слайд 23

Портрет К.И. Чуковского

Читаю отрывки из сказок К.И Чуковского, дети отгадывают сказку.

Дети называют слова.

Дети составляют схему

Дети делают звуко-буквенный анализ слов

Работа в букваре с 48

Читают слоги, слова. Работаем над лексическим значением слов.

  • Читаем стих
  • Инсценировка
  • Работа над значением пословицы

Составляют слова, читают

Работа в группах. Отгадывание ребусов.

Ответы на вопросы

Цитируют запомнившиеся отрывки.

Личностные УУД:

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание;

Регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5. Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке?

- С какой буквой познакомились?

Ответы на вопросы.

Рефлексия

Руки опущены – у меня ничего не получилось; руки разведены в стороны – у меня были проблемы; руки подняты вверх – мне всё удалось.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

КОНСПЕКТ УРОКА

МАОУ Верхнедубровская СОШ

Учитель: Тихонова Ольга Михайловна

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Личностные результаты: Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Выделять звуки [б], [б’] из слов,

Устанавливать, что звук [б] согласный, твердый, звонкий, звук [б’] согласный, мягкий, звонкий

Распознавать в словах новый звук.

Характеризовать их, обозначать буквой.

Регулятивные: Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные: Читать слоги-слияния.

Читать слова с изученной буквой.

Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам.

Конспект урока

Название этапа урока

1.Включение в учебную деятельность

Приветствие учеников. Настрой на работу и позитивное настроение во время урока.

- Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Проверка своей готовности к уроку. Настрой на активную и продуктивную работу.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Для чего нам нужна речь?

Остальные вопросы задают дети

3. Заселяем домики (гласные и согласные)

- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

- Какие друзьями мягких согласных? Почему?

Дети задают вопросы и отвечают на них полными ответами

Распределяют гласные и согласные по домикам

Познавательные:

- формирование умения представлять информацию в виде схемы.

- обосновывать основание для классификации;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Регулятивные:

- отличать верно данный ответ от неверного;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Открытие нового знания и первичное закрепление.

– Как вы думаете,что будем изучать сегодня на уроке?

– Давайте составим план.

Рассмотри рисунки на слайде. Найди одиннаковый звук в словах. Назовём эти звуки.

Какой буквой эти звуки обозначаются?

Назовите слова в которых есть буква Б

ВИДЕО (тётушка Сова)

Разделим слоги на 2 группы (по какому признаку?)

- Мы будем работать со звуками [б], [б’], и с буквой Б.

Личностные УУД:

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

Познавательные:

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи.

4. Упражнение по совершенствованию и закреплению знаний и умений

Слова: булка, белка, бабушка, берёза, бинт, бант, бинокль, Буратино, банан,

(Слышим мягкий, хлопаем в ладоши)

Прочитай слова по первым буквам картинок

Работа в парах: составьте схемы слов

Дайте звуко-буквенный анализ слов

Работа в букваре с 48

Слайд 8 (пословица)

Слайды 9 - 14

Составь слова из кубиков

Слайды 15 - 22

Работа в группах:

Портрет К.И. Чуковского

Читаю отрывки из сказок К.И Чуковского, дети отгадывают сказку.

Дети называют слова.

Дети составляют схему

Дети делают звуко-буквенный анализ слов

Работа в букваре с 48

Читают слоги, слова. Работаем над лексическим значением слов.

Работа над значением пословицы

Составляют слова, читают

Работа в группах. Отгадывание ребусов.

Ответы на вопросы

Цитируют запомнившиеся отрывки.

Личностные УУД:

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание;

Регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

Конспект урока

дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;

совершенствовать навык морфемного разбора слова;

развивать навык осмысленной работы с текстом;

способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;

развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебно-исследовательской деятельности.

Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспитание уважительного отношения и интереса к достижениям отечественной науки;

формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

развитие интереса к познавательной деятельности;

развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;

развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;

развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы

Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1).

- С какими науками вы знакомы?

- Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи?

Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики.

Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать морфе-мику и должны будем открыть её законы. Помогать нам в этом будет энциклопедия. Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока (ключевые слова даны на слайде 2).

Читайте также: