План урока рисование с натуры 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины : набросок, этюд.

Демонстрационный материал: учебник, мультимедийная презентация по теме, варианты образцов рисунка.

Оборудование: учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной, альбом, краски, карандаши, кисти, салфетка, стаканчик с водой.

Планируемые и образовательные результаты:

Предметные: научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, соотносить свои действия с поставленными результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, пользоваться средствами художественной выразительности; овладеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Метапредметные УУД: регулятивные – научатся понимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

I .Организационный этап

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

II .Введение в тему урока

-Как вы думаете, какую подготовительную работу ведет художник перед написанием своих картин? (художник изучает натуру)

- При изучении натуры художник выполняет множество набросков и этюдов.

Что вы знаете о набросках и этюдах?

Показ презентации по теме урока

Обучающие с опорой на презентацию определяют, что все представленные наброски и этюды живописные, выполненные в различных живописных техниках.

- Назовите тему сегодняшнего урока (Наброски и этюды в различных живописных техниках)

III . Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (выполнять наброски и этюды).

- У вас на партах акварельные краски, для чего они нам понадобятся? (выполнять живописные наброски и этюды)

Первичное усвоение новых знаний. Работа с презентацией по теме урока

Далее на слайде даны определения:

Этюд – промежуточный вспомогательный этап в работе над картиной, выполненный с натуры с целью изучения данной натуры. Чаще этюд представлен в живописных техниках.

Набросок – промежуточный вспомогательный этап над конкретной картиной, который представляет собой быстрый рисунок с натуры, который призван к тому, чтобы запечатлеть основные контуры, лини и прочее. Набросок чаще представлен графическими техниками, но может быть выполнен и красками.

IV .Первичная проверка понимания

- Вы прочитали определения наброска и этюда. В чем их сходство? А в чем их отличие?

- В какой технике чаще представлен этюд?

- В какой технике чаще представлен набросок?

Работа с информацией в учебнике. Презентация с примерами иллюстраций

На слайде презентации представлены примеры живописных набросков и этюдов.

- Откройте ваши учебники на странице 77, прочитайте информацию о живописном наброске, живописном этюде.

- В чем особенность живописного наброска?

- В чем особенность живописного этюда?

- Назовите существенные отличия живописного наброска от живописного этюда.

- Откройте страницу 78 в учебнике. Перед вами живописные наброски и этюды. Определите, где представлены наброски, а где этюды. Проаргументируйте свой выбор (дети называют отличительные особенности набросков от этюдов).

- Над живописным этюдом художник работает дольше. Этюд является творческим дневником художника, в котором хранятся не только образы и мотивы, но и настроение, мысли и состояние живописца.

- Живописный набросок акварелью или краткосрочный этюд акварелью – это достаточно сложные задания. Выполняя набросок или этюд, сосредотачиваются на самом главном и характерном для натуры.

Показ выполнения приемов учителем

- Начинать работу в живописи данным методом целесообразно с самых ярких насыщенных цветов при необходимости для внесения в цвет или тон корректировки поправки следует вносит сразу по красочному слою, который еще не просох.

V .Творческая практическая деятельность (закрепление нового материала)

- Рассмотрите этюды и наброски в презентации. Чем они отличаются? В какой последовательности выполняются этюды?

Физкультминутка

- Закройте глаза. Представьте, что у вас в руках кисть. Выполните этюд. Раскрасьте небо. Нарисуйте цветочную поляну. Представьте себе пение птиц, легкий ветерок. А теперь сделайте глубокий вдох, выдох, откройте глаза.

Практическая деятельность

- Перед вами букет. Разделите альбомный лист на две части. Выполните сначала набросок на одной из частей листа, а затем быстрый этюд акварельными красками.

- С чего следует начинать работу?

Педагог наблюдает, советует, обращает внимание на недочеты ребят.

VI .Итог урока

Выставка работ

Выставка работ учеников организуется по рядам. Сначала первый ряд выходит к доске.

- Обратите внимание на работы одноклассников.

- Какие из работ на ваш взгляд наиболее удачные? Почему? Докажите свой выбор.

Аналогичная работа ведется с живописными работами второго и третьего рядов.

- Напомните еще раз тему нашего урока?

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Чем занимались? В чем отличие наброска от этюда?

- Понравились ли вам ваши работы?

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Если вы считаете, что справилась с живописной работой на отлично – поднимите картинку с изображением смеющегося смайлика; если у вас были незначительные недочеты – картинку с улыбающимся смайликом; если вы считаете, что предстоит многое доработать – поднимите картинку со смайликом, который держит в руках краски и кисти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. Развить пространственное мышление и образное восприятие.

2. Привить любовь к прекрасному.

3. Развить навыки рисования по представлению.

4. Привить любовь и бережное отношение к родной природе.

5. Развить навыки работы акварельными красками.

Задачи:1. Познакомить с жанром пейзаж.

2. Познакомить с деревьями и растениями произрастающих в Московской области.

3. Научить передавать строение и форму различных деревьев.

4. Научить правильной компоновке на листе бумаги.

5. Научить передаче пространственных и объемных отношений средствами цвета.

6. Научить методу лессировки в акварельной живописи.

Оборудование для ученика: лист бумаги А4, простой карандаш НВ, ластик, акварельные краски, баночка с водой, палитра, кисть белка № 8, кисть белка № 2.

Ход урока: Учитель проверяет готовность учеников к уроку, затем объявляет тему. Урок начинается с беседы о пейзаже; «Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости. Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской. Особую область составляет изображение морской стихии. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Учитель объясняет ученикам что необходимо сначала наметить рисунок простым карандашом и после этого преступить к написанию работы акварельными красками. Учитель напоминает, что сначала необходимо использовать теплые и интенсивные тона, затем прокладывать холодные тона.

После окончания беседы ученики переходят к самостоятельной работе над темой.

Во время работы учеников, учитель вдоль рядов и следит за порядком в классе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок рисования по теме "Рисование с натуры: овощи". 5-й класс

Е. Л. Бельская, учитель ИЗО

Вид занятия: рисование с натуры и по памяти.

Цель: развитие творческих способностей, умения получать смешанные цвета на палитре, приближенные к натуральным;

Образовательная: научить детей умению составлять совместную композицию с учетом светотени.

Развивающая: развивать чувство гармонии, чувство материала, цвета.

Воспитательная: воспитать интерес к произведениям живописного жанра – натюрморт.

Характеристика учащихся: 5 класс.

Тип урока: урок-образ.

Формы работы: проектная деятельность, фронтальная, работа в группах .

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение наглядные пособия, классная доска;
для уч-ся: кисти, краски, баночка с водой, салфетки.

Репродукции картин Хруцкого И. Ф”, Коровина К.А, Грабаря И. Э., Кончаловского П.П.

Учитель: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть на нашем творческом занятии. Давайте все посмотрим друг на друга и подарим свою улыбку. Садитесь.

Учитель: С какими методами изображения мы знакомились с вами на предыдущих уроках?

Учитель: Назовите ахроматические цвета.

Черный, белый и все оттенки серого.

Учитель: Назовите хроматические цвета

( Красный, желтый, синий ,голубой, фиолетовый, др.)

Учитель: Назовите основные цвета живописи?

(Красный, желтый, синий.)

Учитель: Какие цвета называют составными, назовите их?

( Попарное смешивание основных цветов дает нам группу цветов, называемых составными .)

Учитель: На какие группы делятся цвета?

На теплые и холодные.

Учитель: Назовите, пожалуйста, дополнительные цвета и почему они так называются?

Красный и зеленый; желтый и фиолетовый… эти цвета, находясь рядом, дополняют друг друга по яркости.

Учитель: Какие вы знаете контрастные цвета?

О ранжевый и синий, фиолетовый и желтый, зеленый и красный…

Учитель: Сегодня у нас очень интересная тема, но вы сами должны назвать тему урока и что мы будем рисовать .

Сочные да крупные,
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)

Он растёт на огороде,

Ягодой слывёт в природе

Синенький блестящий пан – . (Баклажан)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)

Цветы на картине,
Фрукты и торт.
Картину такую зовём… (Натюрморт)

Учитель: Вы догадались, что мы будем сегодня рисовать?

Овощи – натюрморт. (Слайд).

hello_html_74a87713.jpg

Учитель: А что такое натюрморт? (Ответы детей.)

Наверняка вам знакома песня Гладкова “О картинах”, послушайте отрывок из нее.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.

Конечно, есть и научное определение натюрморта. Натюрморт – (фр. nature morte – “мёртвая природа”) – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Дословно натюрморт переводится как “мертвая природа”, но посмотрите, сколько в нем жизни! (Слайд).

hello_html_m3faa5b57.jpg

-Что изображено на картине?

-Опишите свои чувства и настроение при виде картины.

Учитель: Ребята, я хочу познакомить вас с прекрасными художниками. Есть художники, к творчеству которых хочется возвращаться постоянно. К ним можно отнести и Ивана Хруцкого . Он родился в 1810 году в семье священника. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами , которые отличались простотой композиции. От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя “новые” предметы, которые вносили в композицию атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836г. он был удостоен большой серебряной медали.

hello_html_m74209fe6.jpg

hello_html_49280c14.jpg

hello_html_m3e078e20.jpg

Коровин Константин Алексеевич - русский живописец , театральный художник , педагог и писатель . Родился в состоятельной купеческой семье. Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств , Он совершил поездку в Париж. В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам После октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки. Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом.

hello_html_1c172062.jpg

hello_html_7bdc5e9.jpg

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э.И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.
Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи. Он пишет множество натюрмортов, в которых напряженный ритм пластика объемов. Контраст фактур сочетаются с многообразием и насыщенностью колорита, противопоставлением теплых и холодных цветов. Эти картины он считал удачей. “ Натюрмортная зарядка” – так называл он свою работу, “средство поддерживать беглость руки, не давать ей застоятся”.

hello_html_m618176c.jpg

hello_html_29645bfb.jpg

hello_html_6831738f.jpg

Петр Кончаловский (1876–1956) советский художник, живописец. Более 5000 произведений – картин, портретов, акварелей создал он за 60 лет творчества. Среди его работ – портреты современников, букеты цветов, пейзажи. Натюрморт “Персики” 1913 года – это ритмическое построение предметов и их теней, соотношение раздельных и соединенных форм. Эта лаконичная композиция имеет четкое и крепкое построение, основанное на объективной логике предметного мира и визуального восприятия.

hello_html_m445d46be.jpg

hello_html_mc29f364.jpg

hello_html_m3e6558ee.jpg

Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску три таблицы с рисунками:

Учитель : Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно?

- Почему вы так думаете?

Учитель объясняет, что в первом рисунке много свободного пространства, так называемой “мертвой зоны” картины. Во втором рисунке фруктам тесно, они почти упираются в края рамы картины. Третий рисунок построен грамотно, изображение пропорционально плоскости картины, фрукты соразмерны.

3. Работа учащихся под руководством учителя. Музыкальное сопровождение.

– Сегодня мы с вами нарисуем натюрморт из овощей.

hello_html_m62eecb10.jpg

1. Посередине горизонтально расположенного листа рисуем осевую линию для овощей (определить расположение) .
2. Рассмотрев натурный материал (баклажан, помидор, огурец) рисуем их красиво и выразительно скомпоновав, достаточно крупных размеров.
3. Выполняем работу в цвете следующим образом: огурец- зелёный, помидор- красный, баклажан – синий, посередине – смесь с переходом цветов от тёмного к светлому.
(на палитре или сразу на листе смешать краски).
4. Дополнить рисунок деталями, прорисовать.

3. Самостоятельная работа.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами нарисуем натюрморт состоящий из геометрических фигур. Во время самостоятельной работы соблюдайте аккуратность. Работа выполняется на формате А - 3, поэтому правильно выберите положение листа и композицию расположения геометрических фигур.
Построение натюрморта начинайте с изображения основных линий. Затем прорисовывайте все геометрические фигуры, обозначьте границы света, тени, падающей тени, блика и рефлекса.
Приступаем к работе (подхожу к каждому ученику, проверяю правильность составления геометрической композиции).
4. Заключительная часть, подведение итогов.
Подвожу итоги, комментирую работы, указываю на ошибки, отмечаю лучшие работы.
Выставляю оценки.
5. Д/з.
Дома выполнить на альбомном листе натюрморт состоящий из бытовых предметов (чайник, самовар, чайная посуда и тд.)

Читайте также: