План урока ремонт рулевого управления

Обновлено: 19.05.2024

Создать условия для ознакомления учеников с процессом работы . устройством и назначением основных узлов и механизмов и их ремонт в пороцессе эксплуатации.

Способствовать запоминанию основных терминов и определений при изучении темы.

Способность формированию первоначальных умений и навыков работы с инструментом.

Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно- измерительными инструментами.

Способствовать развитию технического мышления и скурпулезности в работе.

Способность развитию сенсорной и двигательной активности учащихся, развитию моторики рук.

Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности.

Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию мастерской.

Воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.

Продолжить с ознакомлением с рабочими профессиями, воспитывать уважению к труду рабочего человека.

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕН

4. Карточки-задания по теме урока.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Объяснение содержания и хода работы, упражнения учащихся под наблюдением мастера.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Эксплуатация и ремонт рулевого управления ( Определение неисправностей )

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ – 5 минут.

1. Контроль посещаемости и готовности к уроку (спецодежда, инстру-

2. Объяснение хода и последовательности проведения занятия, назначение

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ- 10 минут.

1. Сообщить тему урока, назвать ее учебное значение.

2. Провести опрос учащихся по теоретическим знаниям данной темы

урока фронтально. При необходимости индивидуально у ___________

. ОБЪЯСНИТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

2. Разобрать рабочие чертежи и схемы . Технические требования.

3. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы.

4. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.

5. Показать приемы работы ( в соответствии с правилами демонстрации);

предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Обратить

внимание на приемы самоконтроля.

6. Рассказать о передовых способах работы при выполнении задания,

особенностях прогрессивных технологий.

7. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

8. Провести инструктаж по правилам техники безопасности и электро-

безопасности, обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.

9. Предложить учащимся _____________________________(фамилии)

повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.

10.Сообщить учащимся критерии оценок.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.- 20минут.

Текущий инструктаж - целевые обходы мест учащихся:

Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию.

Особое внимание обратить на учащихся_________________________

Второй обход: обратить внимание на выполнение приемов по ______

Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической

последовательности выполнения работы.

Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля.

Проверить соблюдение учащимися правил техники безопасности и

указать на имеющиеся недостатки в их соблюдении.

Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ. Выдать

дополнительные задания наиболее успевающим ученикам __________

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ - 10 минут.

1. Подвести итоги занятия.

2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызвавшие.

3. Сообщить и при необходимости прокомментировать оценку учащимся

4. Выдать домашнее задание.

Мастер производственного обучения: _____________________

Плакаты и инструкции.




Если, нарушенный свободный

ход нельзя восстановить, изменяют зазор между червяком

сектором 8. Червяк рулевого механизма установлен на шариковых подшипниках в

чугунной эксцентриковой втулке 7. Центры внутренней и наружной поверхностей

втулки не совпадают. Поворачивая втулку за фланец, изменяют положение

червяка относительно сектора. Чтобы выполнить такую регулировку, нужно

отсоединить рулевые тяги от сошки и ослабить болт крепления регулировочной

втулки 7. Ключом, установленным в пазу фланца втулки, поворачивают ее по

ходу часовой стрелки до получения беззазорного зацепления в среднем

положении сошки. Затем поворачивают регулировочную втулку против хода

часовой стрелки на 4. 6 мм по наружному диаметру фланца втулки.

Установив требуемый зазор между червяком и сектором, затягивают болты

крепления регулировочной втулки.

При износе зубьев рейки 13 (см. рис. 81) и сектора увеличивается зазор в

зацеплении сектор —рейка. Его устанавливают набором регулировочных

прокладок под фланцем упора 16 (до получения зазора между упором и рейкой

Пускают двигатель и, поворачивая рулевое колесо до упора, убеждаются в

отсутствии заедания рулевого механизма.

От состояния рулевого управления зависит не только работоспособность

трактора, но и безопасность работы. Большой свободный ход рулевого колеса и

незначительное затруднение в управлении могут стать причиной аварии. Если

рулевое управление заедает, то тракторист быстро устает, что может привести к

В процессе эксплуатации трактора возможны следующие неисправности рулевого управления .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Разработка урока производственного обучения на тему:

Устройство, техническое обслуживание

и ремонт рулевого управления.

Выполнил: Хазиев Р.Ф.

Мастер производственного обучения,

преподаватель технических дисциплин

Руководитель: Бахтина И.А.

(сдвоенная пара, общее время 2.40 минут, перемена через 1.20 урока)

Тема урока: Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления.

Метод. тема: Проведение технического обслуживания и ремонта рулевого управления.

Тип урока: комбинированный

Научить проведению работ связанных с ремонтом и техническим обслуживанием рулевого управления

Развить умение анализировать, логическое мышление.

Воспитать уважение к профессии, коллективизм.

Провести подробный инструктаж студентов.

Показать образец выполнения задания.

Проследить за строгим соблюдением алгоритма.

Контроль и оценка по результатам деятельности.

ПК 1.1 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

ПК 1.2 осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.

ПК 1.3 разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей автомобиля.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и

итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

Вид урока: Традиционный

Межпредметные связи : Техническая механика,

Материально техническое обеспечение : Плакаты, инструмент, учебная литература, инструкционно-технологические карты.

Организационный момент: 3-5 мин. Проверка явки учащихся, готовности учащихся к уроку.

Актуализация опорных знаний: Проверка знаний учащихся по прошлой теме урока. Проведение самостоятельной работы- 15-20 мин.

Формирование новых понятий по теме урока : составление конспекта с выделением основных определений.- 30 минут

Рулевое управление.

Рулевое управление предназначено для обеспечения движения автомобиля в заданном водителем направлении. Рулевое управление современного автомобиля имеет следующее устройство:

рулевое колесо с рулевой колонкой;

рулевой механизм (редуктор);

hello_html_7bc3cc7.jpg

Рулевое колесо воспринимает от водителя усилия, необходимые для изменения направлениядвижения, и передает их через рулевую колонку рулевому механизму. Диаметр рулевого колеса легковых автомобилей находится в пределе 380 - 425 мм, грузовых автомобилей – 440 – 550 мм. Рулевая колонка обеспечивает соединение рулевого колеса с рулевым механизмом. Рулевая колонка представлена рулевым валом, имеющем несколько шарнирных соединений. На современных автомобилях предусмотрено механическое или электрическое регулирование положения рулевой колонки. регулировка может производиться по вертикали, по длине или в обоих направлениях. В целях защиты от угона осуществляется механическая или электрическая блокировка рулевой колонки.

Рулевое колесо с рулевой колонкой состоит из:

1. Рулевого колеса

2. Вала рулевого колеса

hello_html_m22a2d560.jpg

3. Кронштейна.

hello_html_m7883d3cf.jpg

Рулевой механизм (редуктор) предназначен для увеличения, приложенного к рулевому колесу усилия, и передачи его рулевому приводу. В качестве рулевого механизма используются различные типы редукторов. Наибольшее распространение на легковых автомобилях получили реечные рулевые механизмы.

hello_html_23946ca1.jpg

Реечный рулевой механизм включает шестерню, установленную на валу рулевого колеса и связанную с зубчатой рейкой. При вращении рулевого колеса рейка перемещается в одну или другую сторону и через рулевые тяги поворачивает колеса.

Рулевой привод предназначен для передачи усилия, необходимого для поворота, от рулевого механизма к колесам. Он обеспечивает оптимальное соотношение углов поворота управляемых колес, а также препятствует их повороту при работе подвески.

Наибольшее распространение получил механический рулевой привод, состоящий из рулевых тяг и рулевых шарниров. Рулевой шарнир выполняется шаровым. Шаровый шарнир состоит из корпуса, вкладышей, шарового пальца и защитного чехла. Для удобства эксплуатации шаровый шарнир выполнен в виде съемного наконечника рулевой тяги. По своей сути рулевая тяга с шаровой опорой выступает дополнительным рычагом подвескию

Для уменьшения усилий, необходимых для поворота рулевого колеса, в рулевом приводе применяется усилитель рулевого управления. Применение усилителя обеспечивает точность и быстродействие рулевого управления, а также снижает общую физическую нагрузку на водителя.

В зависимости от типа привода различают следующие виды усилителей рулевого управления:

hello_html_m4fe65e56.jpg

Большинство современных автомобилей имеют гидравлический усилитель рулевого управления (другое название – гидроусилитель руля). Разновидностью гидроусилителя является электрогидравлически й усилитель рулевогоуправления.

В последние годы на автомобилях все шире применяется электрический усилитель рулевого управления (другое название – электроусилитель руля).

Усилитель рулевого управления, в котором усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, изменяется в зависимости от скорости автомобиля называется адаптивным усилителем рулевого управления. Известной конструкцией адаптивного усилителя рулевого управления является система Servotronic.

Инновационной является система активного рулевого управления, устанавливаемая на автомобили BMW, система динамического рулевого управления, устанавливаемая на автомобили Audi. В данных системах передаточное число рулевого механизма изменяется в зависимости от скорости движения автомобиля.

Формирование новых умение и навыков:

Показать последовательность выполнения операций по техническому обслуживанию и ремонту рулевого управления- 50 минут.

Разборка рулевого механизма и снятие рулевых тяг.

Механизм рулевого управления Ваз 2108,

Установите колеса в положение движения автомобиля

Защитный чехол можно заменить, не снимая механизм рулевого управления с автомобиля.

Для облегчения установки резиновых подушек смочите их мыльным раствором.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Замена рулевых тяг:

Замена рулевых тяг Ваз 2108,

Предупреждения

Погнутые рулевые тяги подлежат обязательной замене.Порванные, потрескавшиеся и потерявшие эластичность защитные чехлы шаровых шарниров рулевых тяг обязательно замените. Попавшие в шарниры и механизм вода, пыль и грязь быстро выведут эти узлы из строя.

Проверьте осевой люфт в шаровом шарнире рулевой тяги. Для этого энергично покачайте рулевую тягу вдоль оси шарнира. Если обнаружен люфт, замените наконечник рулевой тяги с шарниром в сборе.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 4. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.

hello_html_4467b842.jpg

hello_html_63c0e244.jpg

hello_html_4f8af132.jpg

5. Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму лада самара, отогнув отверткой концы стопорной пластины.

6. Ослабьте затяжку обоих болтов и отверните болт крепления снимаемой рулевой тяги.

7. Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить тягу от рулевого механизма.

hello_html_2409059e.jpg

hello_html_md25d42c.jpg

hello_html_m30a882f4.jpg

8. Снимите рулевую тягу.

9. Зажмите рулевую тягу в тисках за шестигранник на соединительной муфте. Ослабьте контргайку крепления наконечника.

10. Отверните наконечник, считая количество оборотов. Запишите это число. Заверните новый наконечник на такое же число оборотов, что и при отворачивании.

hello_html_3e48c2e0.jpg

11. Для замены защитного чехла снимите его, смажьте герметиком поверхность прилегания чехла и установите новый чехол.

12. Установите рулевую тягу в порядке, обратном снятию. Болты крепления рулевых тяг к механизму рулевого управления Ваз 2109, Ваз 21099, Ваз 2108, Лада Самара заверните моментом 70–86 Н·м (7,8–8,6 кгс·м). После этого законтрите болты, загнув края стопорной пластины.

Самостоятельная работа учащихся и контроль за выполнением работы:

Учащиеся в процессе просмотра информационных слайдов выполняют не трудоемкие операции связанные с разборкой- сборкой рулевого управления, используя предоставленный инструмент.

Письменно используя первичные навыки разборки-сборки разрабатывают инструкционно-технологические карты ( описывают последовательность выполнения операций, указывая применяемый инструмент).- 20 минут.

Обобщающее повторение- 15 минут

- предназначение рулевого управления

-основные элементы и детали рулевого управления

- инструмент, применяемый в процессе разборки-сборки рулевого управления и его механизмов

- на память произвести последовательность разборки элементов рулевого управления.

Самостоятельная оценка учащихся : оценка учащихся за выполнение инструкционно-технологической карты. 5 минут.

Домашнее задание: 5 минут

Повторить пройденный материал, доработать конспект с использование дополнительных источников (на усмотрение и выбор учащихся).

Рефлексия 10 минут:

- на сколько учащиеся оценивают сложность выполнения операций?,

- какие операции показались особенно сложными?,

- пройдя материал, возможно ли самостоятельно выполнить пройденные операции без помощи преподавателя?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие проводиться с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.

Учебная практика направлена на приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций по данному виду профессиональной деятельности.


Целью проведения данного занятия является: формирование у обучающихся профессиональных компетенций по выполнению операций по разборке, ремонту и сборке рулевого механизма ВАЗ-2101, с соблюдением технических условий и правил безопасности труда; содействие в ходе занятия развитию технологического мышления, наблюдательности, рационализаторских способностей, сенсорных навыков; умения самостоятельно принимать решение.

При проведении занятия по учебной практике активно используются информационно-коммуникативные технологии.


Занятия по учебной практике

Мастер производственного обучения: Учунжан А.М.

Профессия: Автомеханик

Тип урока: Формирование первоначальных умений

Формируемые компетенции:

ПК 1.3 -Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ОК 1- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3 - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


ОК 4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Образовательная - формирование у обучающихся профессиональных компетенций по выполнению операций по разборке, ремонту и сборке рулевых механизмов, с соблюдением технических условий и правил безопасности труда;

Развивающая - содействовать в ходе занятия развитию технологического мышления, наблюдательности, рационализаторских способностей, сенсорных навыков; умение самостоятельно принимать решение.

Воспитательная – воспитывать чувство ответственности за выполненную работу, способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструменту и оборудованию, соблюдение трудовой дисциплины и чувство взаимопомощи.

Методы проведения: словесный, наглядно-демонстративный, практический.

Учебно-производственные работы: Упражнения по разборке и сборке рулевого механизма, замена червяка, ролика, сальников, втулки, подшипников, регулировка рулевого редуктора. Упражнения по дефектовке деталей.

Методическое обеспечение и материальное оснащение урока:

1.Учебное оборудование (рулевой редуктор автомобиля ВАЗ-2101);

2. Инструмент необходимый для выполнения операций по разборке кривошипно-шатунного механизма (набор ключей, набор головок торцовых, молоток, отвертка, щетка, обтирочный материал; дополнительные приспособления);

3. Инструкционно - технологическая карта;

Контрольные вопросы:


1. Какие рулевые механизмы вы знаете?

2. Какие неисправности рулевого механизма ВАЗ-2101 вы можете назвать?

3. Из чего состоит главная пара рулевого механизма ВАЗ-2101?

4. Для чего в корпусе редуктора установлены сальники?

5. Какое масло заливается в картер рулевого редуктора ВАЗ-2101?

6. Для чего под крышку червячного вала ставят металлические пластины?

1. Организационная часть (3 мин).

1.1. Проверка наличия обучающихся и их готовности к уроку (спецодежда, инструмент и т.д.).

1.2. Назначение дежурных.

2. Вводный инструктаж (42 мин).

2.2. Проверка теоретических знаний обучающихся по данной теме:

Вопросы для фронтального опроса:

1. Для чего служит рулевое управление?

2. Из каких частей состоит рулевой механизм ВАЗ-2101?

3. Каково назначение рулевой сошки?

5. Какие работы выполняются по техническому обслуживанию рулевого механизма?

2.3. Инструктирование обучающихся по материалу урока:

организация рабочего места;

приспособления и вспомогательные материалы;

выбор и подготовка инструмента;


порядок и последовательность разборки рулевого механизма с указанием типичных ошибок;

очистка и подготовка деталей рулевого механизма к ремонту;

сборка рулевого механизма;

Т.Б. при выполнении операций по разборке и сборке рулевых механизмов.

2.4. Закрепление материала вводного инструктажа:

(вопросы для закрепления материала урока)

1. Какие приспособления и инструменты необходимы для разборки и сборки рулевого механизма?

2.В какой последовательности необходимо производить разборку и сборку рулевого механизма?

3. Какая операция выполняется после замены втулки?

4. Как определить количество пластин при сборке червячного вала?

5. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при разборке и сборке рулевого механизма?

6. Расскажите и покажите, как правильно установить рулевую сошку?

3. Текущий инструктаж (195 мин)

1. Проверка организации и содержания рабочих мест.

2. Обход с целью указания на ошибки в проведении технологических операций.

3. Контроль правильности соблюдения технологической последовательности

4. Проверка соблюдения обучающимися правил ТБ, указание на имеющиеся недостатки в их соблюдении

5. Приемка и оценка выполненных работ

4. Заключительный инструктаж (30 мин).

4.1. Подведение итогов занятия;

4.2. Разбор допущенных ошибок и определение причин их вызвавших;

4.3. Выставление и комментирование оценок;

4.4. Домашнее задание: повторить теоретический материал по теме

4.5. Уборка рабочих мест.


- оценка "5" (отлично) – выставляется, если обучающийся уверенно и точно владеет приемами выполнения работ по теме урока, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, рационально организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;

- оценка "4" (хорошо) - выставляется, если обучающийся владеет приемами выполнения работ по теме урока, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся, правильно организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;


- оценка "3" (удовлетворительно) - выставляется, если обучающийся недостаточно владеет приемами работ по теме урока, при наличии ошибок, исправляемых с помощью мастера, отдельных несущественных ошибок в организации рабочего места и соблюдении требований безопасности труда;

- оценка "2" (неудовлетворительно) – выставляется, если обучающийся не умеет выполнять приемы работ по теме урока, допускает серьезные ошибки в организации рабочего места, требования безопасности труда не соблюдаются.

При проведении урока оцениваются соблюдение следующих требований:

правильность выполнения трудовых приемов;

соблюдение алгоритма действия по разборке и сборке кривошипно-шатунного механизма;


Обучение определению неисправностей рулево­го управления и тормозной системы, а также устранению этих не­исправностей.

Содержимое разработки

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

Инструкционная карта

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2015

Группа 21 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления и тормозных систем автомобилей с гидравлическим приводом.

Тема занятия: Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления и тормозных систем автомобилей с гидравлическим приводом.

Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).

Время: 6 часов.

Цель занятия: обучение определению неисправностей рулево­го управления и тормозной системы, а также устранению этих не­исправностей.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения технического обслуживания и ремонта рулевого управления и тормозных систем автомобилей с гидравлическим приводом.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении технического обслуживания и ремонта рулевого управления и тормозных систем автомобилей с гидравлическим приводом.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;

Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;

Способствовать развитию самостоятельности студентов.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению технического обслуживания и ремонта рулевого управления и тормозных систем автомобилей с гидравлическим приводом.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:

иметь практический опыт:

- выполнения ремонта деталей автомобиля;

- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;

- использования диагностических приборов и технического оборудования;

- выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.

уметь:

- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;

- определять способы и средства ремонта;

- применять диагностические приборы и оборудование;

- использовать специальный инструмент, приборы, оборудование.

В ходе занятия у студентов формируются

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;

ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Основные источники:

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Дополнительные источники.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:

автомобиль с гидравлическим приводом тормозных механизмов, динамометр, люфтомер, комплект гаечных ключей, специальный ключ для регулировки люфта в сочленениях рулево­го привода, отвертки, шланг (пластиковая трубка) для прокачки тормозов, тормозная жидкость, прозрачный сосуд, ветошь.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Диагностика и регулирование рулевого управления.

Диагностика рулевого управления включает в себя прослушива­ние стуков при повороте рулевого колеса, измерение его свободно­го хода и усилия, затрачиваемого для поворота. Указанные измере­ния выполняются с использованием прибора К-187 (рис. 1).



Рис. 1. Прибор К-187 для диагностики рулевого управления:

1-динамометр; 2-стрелка, закрепляемая на рулевой колонке; 3-шкала люфтомера; 4-зажимы для крепления на рулевом колесе люфтомера.

Для определения суммарного люфта рулевого управления пе­редние колеса автомобиля следует устанавить в положение пря­молинейного движения, на ободе рулевого колеса закрепляется прибор К-187 со шкалой, а на рулевой колонке — стрелку этого прибора. Затем, приложив к прибору усилие 7,35 Н (или быстро поворачивая обод рулевого колеса в обе стороны с усилием 7,35 Н), определить люфт рулевого управления, т.е. нерабочий ход рулевого колеса. Суммарный люфт рулевого управления для легковых автомобилей не должен превышать 10°. Все новые мо­дели автомобилей выпускаются с суммарным люфтом рулевого колеса не более 5°.

При превышении нормированных значений люфта необходи­мо, прежде всего, проверить зазор в подшипниках червяка (вала винта), резко поворачивая рулевое колесо в обе стороны и паль­цем прощупывая его осевое перемещение относительно рулевой колонки. При наличии большого зазора в подшипниках червяка осевой люфт легко ощущается на ощупь.

Для рулевых механизмов типа червяк—ролик, винт—гайка, рейка—зубчатый сектор характерны регулировки осевых зазоров в подшипниках вала винта и в зацеплении.

Для регулировки и устранения осевого люфта в подшипниках вала следует отвернуть болты, снять нижнюю крышку 1 картера 2 рулевого механизма (рис. 2, а) и из-под крышки удалить одну регулировочную прокладку 3, после чего собрать механизм и вто­рично проверить осевой люфт.



Рис. 2. Регулировка осевых зазоров (а) и зацепления червяка с роликом (б) в рулевом механизме:

1-нижняя крышка; 2-картер рулевого механизма; 3-регулировочная прокладка; 4-регулировочный винт; 5-шайба4 6-гайка.

Если этой регулировки окажется недостаточно, то указанные операции повторяют до получения требуемого результата. После регулировки натяга в подшипниках проверяют усилие на ободе ру­левого колеса, отсоединив сошку от тяги рулевого привода. Усилие, необходимое для поворота руля, должно составлять 3. 6 Н.

Зацепление червяка с роликом (рис. 2, б) регулируется без снятия рулевого механизма с автомобиля. Для его выполнения следует отвернуть гайку 6 и, сняв шайбу 5 со штифта, специаль­ным ключом повернуть регулировочный винт 4 на несколько вы­резов в стопорной шайбе. При этом изменяется боковой зазор в зацеплении гребней ролика и нарезки червяка, что изменяет сво­бодный ход рулевого колеса. После получения требуемого резуль­тата гайка 6 устанавливается на свое место.

Люфт в сочленениях рулевого привода определяется посред­ством резкого покачивания сошки руля при поворотах рулевого колеса. При охвате руками проверяемого сочленения повышен­ный люфт легко ощущается, и, чтобы его устранить, необходимо подтянуть резьбовую пробку в следующем порядке: сначала расшплинтовать пробку, затем специальным ключом завернуть ее до отказа и, отпустив на одну прорезь до совпадения с отверстием в головке тяги, снова зашплинтовать.

Упражнение считается выполненным, если обучающийся пра­вильно выполнит диагностику рулевого управления и произведет необходимые регулировки, а также устранит имеющиеся неис­правности.

Упражнение 2. Техническое обслуживание и устранение неис­правностей тормозной системы с гидравлическим приводом.

Неисправности тормозной системы проявляются в снижении эффективности торможения, заедании тормозных механизмов и неодновременности действия тормозных механизмов на коле­сах.

Общее техническое состояние тормозной системы автомобиля можно оценить по длине тормозного пути и замедлению автомо­биля при торможении.

Для определения свободного хода педали тормоза мерную линейку необходимо упереть торцом в пол кабины рядом с педа­лью. Определив высоту педали в отпущенном состоянии, нажать на педаль до появления ощутимого сопротивления ее перемещению и зафиксировать высоту педали в нажатом состоянии.

Разность значений, полученных при измерении высоты педали в первом и втором положениях, соответствует свободному ходу педали тормоза автомобиля (свободный ход педали тормоза в ав­томобилях семейства ГАЗ должен составлять 8. 14 мм, а в автомо­билях семейства ЗИЛ — 10. 15 мм).

Свободный ход педали тормоза в автомобилях семейства ГАЗ регулируется посредством изменения длины толкателя при пред­варительном разъединении педали и толкателя.

Зазоры между накладками тормозных колодок и тормозными барабанами устанавливаются частичной или полной их регули­ровкой. Частичная регулировка выполняется для уменьшения за­зоров между накладками и барабанами при необходимости ком­пенсации их износа. Полная регулировка зазоров осуществляется после разборки и ремонта тормозных механизмов или при нару­шении концентричности рабочих поверхностей фрикционных на­кладок и тормозного барабана. Частичная и полная регулировки зазоров выполняются на каждом колесном тормозном механизме отдельно при вывешенном колесе.

Для частичной регулировки зазоров между накладками тормоз­ных колодок и тормозным барабаном автомобиля ГАЗ-3307 колесо поворачивают таким образом, чтобы окно тормозного барабана оказалось на расстоянии 30. 40 мм от верхнего конца передней тормозной колодки. Затем щупом измеряют зазор между наклад­кой и тормозным барабаном (рис. 3), который должен быть в пределах 0,1. 0,4 мм. Если же размер этого зазора не соответству­ет указанным значениям, следует, вращая колесо вперед, одновре­менно поворачивать ключом шестигранную головку регулировоч­ного эксцентрика колодки по часовой стрелке до момента начала торможения колеса. Затем эксцентрик надо отвернуть до момента начала свободного вращения колеса.

Читайте также: