План урока проектная деятельность на уроках технологии

Обновлено: 07.07.2024

Принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения в основной школе состоит в новой направленности учебных целей. Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них требуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:

обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;

сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

В старших классах полной средней школы изучение "Технологии" направлено, главным образом, на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельностью, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся.

Анализируя эти слова, приходишь к выводу, что в полной мере овладеть вышеперечисленными умениями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. В проекте "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" ("Школа и производство", 2000, №3) прямо сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

Учитель должен четко спланировать организацию проектной деятельности и начинать нужно с составления тематического планирования, обеспечивающего и изучение соответствующих технологий, и выполнение проектных работ.

В школе работаю с 2004 года. Метод проектов начал внедрять с 2000 года, что позволило:

повысить познавательную активность учащихся

поднять имидж предмета

усилить полезность обучения

активно формировать у учащихся трудолюбие, целеустремлённость, предприимчивость, стремление к созиданию.

В ся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.

Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики выполняют, в основном, конструкторско-технологические проекты.

Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и "нужных" объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности.

Примерная тематика проектных заданий разрабатывается по каждому году обучения технологии. Она достаточно широка, постоянно обогащается с учетом интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Особое внимание получает отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо знает ребят и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, и если он сам тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроки работы и т.п.

Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы, проведения мини-маркетингового исследования, определения цели проекта и решаемых задач. После этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.

Ребята, которым очень тяжело дается выполнение творческих проектных работ, могут получить задание на изготовление конкретного изделия.

После выполнения эскиза разрабатывается технологический процесс изготовления изделия, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты.

Изготовление объекта проектирования начинается только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза и технологического процесса изготовления изделия.

Не следует стремиться, чтобы учащиеся все работы делали в школе, в учебных мастерских. Часто отведенного времени бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением, можно выполнять дома. Мои ученики некоторые работы, например, по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экономическому обоснованию, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм. По содержанию она включает ("Школа и производство", 2001, №1):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: используя знания, полученные на уроке, выбрать тему для совместного проекта.

Задачи урока:

Ожидаемые результаты обучения: учащиеся узнают, что такое проект, какие бывают виды проектов, какие этапы включает в себя проект, поработают с содержанием каждого этапа, определят структуру проекта, выберут тему для совместного проекта.

Тема: Проект на уроке технологии. Виды проектов. Этапы выполнения проекта.

Цель урока: используя знания, полученные на уроке, выбрать тему для совместного проекта.

Задачи урока:

Ожидаемые результаты обучения: учащиеся узнают, что такое проект, какие бывают виды проектов, какие этапы включает в себя проект, поработают с содержанием каждого этапа, определят структуру проекта, выберут тему для совместного проекта.

I этап. Организационный (0,5 мин)

Учитель приветствует учеников. Спрашивает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

II этап. Целеполагание (7 мин)

Сегодня у нас на уроке новая и очень интересная тема, которую вы попытаетесь определить сами.

Слово предоставляется ученице 7 класса, которая рассказывает о своём проекте.

- Какие советы ты могла бы дать ребятам, которые начинают работу над проектом (учитель записывает на доске советы: проект должен быть интересным, нужным, посильным).

- Так о чем мы сегодня будем говорить?

Называет тему урока: Проект на уроке технологии. Виды проектов. Этапы выполнения проекта (слайд 1)

Деление на группы 5 мин

Ребята, попрошу вас встать в линеечку (линеечку строю по месяцам рождения).

- На столе лежат карточки, выберите себе одну. Теперь переверните и посмотрите что изображено на картинках (на картинках изображены части дорожных знаков). Соберите картинку – это ваша группа (садятся по группам).

Давайте повторим правила работы в группе, которые вы назвали на прошлом уроке (после ответа детей слайд 2) Распределите, пожалуйста, роли в вашей группе (секретарь, спикер, лидер, тайм-кипер).

Рефлексия 0,5 мин (спросить у каждой группы мнение о составе группы, о качестве работы на уроке).

III этап. Изучение нового материала

Продолжаем знакомство с проектами (ученицы 8 класса рассказывают о своих проектах – 2,5 мин).

Озвучиваем ваши идеи ( спикер от каждой группы отвечает, учитель пишет на доске)

- Прочитайте, что у нас получилось. Что же такое проект? (1,5 мин)

После этого показать слайд 3, на котором дано определение проекта.

- Проекты, с которыми вы познакомились, отличаются друг от друга?

Слайд 4: Виды проектов. Попросить прочитать по группам (1,5 мин).

- Среди рассмотренных проектов есть творческие? А исследовательские? Почему вы так считаете? Докажите свою точку зрения. (1,5 мин).

Мы подошли к выполнению проекта. Как же выполнить проект? Из каких этапов он состоит?

Задание: работа с учебником (стр. 203, 204). Каждая группа работает над одним этапом. Вам нужно подробно рассказать об этом этапе остальным ребятам. Вы выполняете наглядную схему или рисунок и спикер защищает. На работу вам дается 8 мин.

Защита своей работы. Спикер от каждой группы защищает свою работу (3 мин).

Рефлексия 0,5 мин. Как вы оцениваете работу вашей группы? Обсудите в группе и нарисуйте рядом с вашей схемой смайлик. Какой смайлик вы нарисовали? Почему?

IV этап. Закрепление нового материала

Задание. Попробуем составить структуру проекта, т.е. из чего состоит проект. Вот вам подсказка. Если сравнить с математическим примером, то это выглядит так:

Обсудите в группе и дайте ответ (3 мин).

Начнем с 1П – проблемы. Любой проект начинается с проблемы. Попробуем определить, что является актуальным на данный момент в нашем классе. Обратите внимание на советы, которые вам дали старшеклассники (1,5 мин).

V этап. Домашнее задание (1,5 мин).

Поработать с информационным листком, вклеить в тетрадь или переписать. Составить два вопроса по теме урока: простой и сложный.

VI этап. Подведение итогов (2 мин).

Вопросы к группам:

- Что нового вы узнали на уроке? Обсудите в группе, один ответ от группы.

Оцените свою работу на уроке. В оценочном листе поставьте себе оценку за работу на уроке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕЛОМОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

(МБОУ СОШ №4 Г. НИЖНИЙ ЛОМОВ)

ул. Крылова, д.6, г. Нижний Ломов, 442151

телефон 4-70-68, E - mail : nlomov 4@ list . ru

ОГРН 1025800977674 , ИНН 5827008319

Открытый урок

Разработала учитель технологии

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация, экран, инструкционная карта , рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, ножницы, иглы для ручных работ, швейные нитки, стеклянная баночка с завинчивающейся крышкой, хлопчатобумажные ткани, тесьма, ленты, кружево, вата или синтепон, клеевой пистолет.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи : история, ОБЖ, русский язык, математика.

Время: 45 минут

Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач (5 мин.).

Теоретический раздел: объяснение нового материала (15 мин.)

Практический раздел: работа учащихся.

I. Организационный момент

Проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку.

II. Теоретический раздел

Мы с вами начинаем большую тему – изготовление одежды. На протяжении обучения технологии мы с вами сошьем фартук, юбку, ночную сорочку, халат. В этом году в вашем гардеробе появится фартук. Но чтобы заняться пошивом, что мы с вами должны знать и иметь (техника безопасности, инструменты и приспособления).

Актуализация знаний.

Посмотрите на ваши рабочие коробки. Что в них имеется? (ножницы, нитки, иголки, булавки, наперсток). А как хранятся иголки и булавки? У всех ли есть игольницы? НЕТ. Так вот, прежде чем начать пошив фартука, мы с вами приведем в порядок наши инструменты, изготовим игольницу. И работу будем выполнять в виде проекта.

Вы когда-нибудь выполняли проектную работу?

Давайте вспомним этапы этой деятельности:

эскиз или образец;

инструменты и материалы;

Мы с вами выяснили, что нам нужны игольницы, что вам нужно знать и уметь для их изготовления, стало бы мы поработали над первым этапом проектной деятельности – актуализация!

Теперь перейдем к следующему этапу – подготовительному.

2. Подготовительный этап:

Итак, рассмотрим варианты игольниц, которые мы можем сделать своими руками.

Давайте подумаем, какие инструменты, приспособления и материалы нам будут необходимы для изготовления игольницы-контейнера?

А какие правила техники безопасности помогут нам в работе?:

ТБ при работе с иголками и булавками.

1. Шейте с напёрстком.

2. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т.д.

3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.

4. Нельзя откусывать нитку зубами

5. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

6. Выкройки и ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

ТБ при работе с ножницами.

1. Храните ножницы в определённом месте.

2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

3. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

4. Передавать ножницы кольцами вперед.

ТБ при работе с утюгом.

1. Не оставляйте включённый утюг в сети без присмотра.

2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.

3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.

4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.

5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

6. Отключайте утюг только за вилку. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.

Проверить исправность электрошнура.

В рабочем состоянии всегда устанавливайте пистолет на подставку соплом вниз.

Будьте внимательны во время работы, расплавленный клей может нанести ожоги.

Не оставляйте включенный клеевой пистолет без присмотра.

Оберегайте прибор от падений.

Не рекомендуется непрерывно использовать клеевой пистолет более 1 часа.

По окончании работы прибор отключить от электросети.

Повторение приемов выполнения ручных швов

I I I. Практический раздел

Показ трудовых приемов изготовления игольницы (инструкционная карта)

Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование :

Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места.

Проверка правильности раскроя деталей.

Проверка соблюдения технологической последовательности выполняемой работы.

Проверка соблюдений правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Индивидуальная работа с учащимися, помощь в работе.

Что нового узнали в процессе выполнения проекта?

Чему научились, работая над проектом?

Какие швы вы использовали при изготовлении игольницы?

Как вы будете использовать свои игольницы?

IV. Защита проекта

Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Мне хочется узнать: где вы будете использовать ваши игольницы? (Ответы девочек).

VI . Рефлексия

Теперь вы должны оценить свою работу.

Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите зеленую карточку

Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите желтую карточку

Кому нужна была помощь, покажите красную карточку

Я благодарю всех за сотрудничество и жду вас на следующее занятие.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 218 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Творческая проектная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.02.2020 258
  • DOCX 31.1 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Илюхина Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В материале описаны этапы выполнения творческого проекта по технологии, дана классификация проектов и роль учителя при его выполнении.

Описание разработки

Цель урока:

- Сформировать знания о проектной деятель­ности, этапах выполнения проектов.

- закрепить знания о технике изготовления изделия.

- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инстру­ментов для работы; развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.

- воспитание эстетического вкуса, осоз­нание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, ра­бота с дидактическими материалами, демонстрация) ; поисковый; инструктаж; практическая работа, самостоятельная работа.

МТО урока: учебник "Технология" (для девочек) для 5 классов, рабочая тетрадь, образцы проектов.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

2. Повторение.

- Какие темы мы прошли в этом учебном году?

- Что вам больше всего понравилось выполнять на уроках технологии?

Конспект урока по технологии Проектная деятельность. Этапы выполнения проекта

3. Объяснение новой темы.

Проект - идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. (материал из Википедии)

Школьный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Для ученика проект – это возможность себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные.

По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняться на материале конкретного предмета) и межпредметным. По продолжительности выполнения проекты бывают мини-проекты(1 урок) краткосрочными (2-4 урока), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (четвертные и годичные).

Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.

При работе над проектом можно выделить основные 4 этапа.

1. Поисковый – выдвижение проблемы и поиск информации.

2. Конструкторский – выбор лучшего варианта.

3. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.

4. Заключительный – оформление и защита проекта.

Т. О. Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Тема урока: Этапы работы над проектом.

- Сформировать знания о проектной деятель­ности, этапах выполнения проектов.

- закрепить знания о технике изготовления изделия.

- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инстру­ментов для работы; развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.

- воспитание эстетического вкуса, осоз­нание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, ра­бота с дидактическими материалами, демонстрация); поисковый; инструктаж; практическая работа, самостоятельная работа.

МТО урока: учебник "Технология" (для девочек) для 5 классов, рабочая тетрадь, образцы проектов.

1. Оргмомент

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

2. Повторение

- Какие темы мы прошли в этом учебном году?

- Что вам больше всего понравилось выполнять на уроках технологии ?

3. Объяснение новой темы

Проект - идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. (материал из Википедии)

Школьный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект – это возможность себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные. По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняться на материале конкретного предмета) и межпредметным .По продолжительности выполнения проекты бывают мини-проекты(1 урок) краткосрочными (2-4 урока), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (четвертные и годичные).

Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.

При работе над проектом можно выделить основные 4 этапа

1. Поисковый – выдвижение проблемы и поиск информации.

2. Конструкторский – выбор лучшего варианта.

3. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.

4. Заключительный – оформление и защита проекта.

Т.О.Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.

3- проектирование 4-продукт 5- портфолио 6- презентация

Этапы работ над проектом

Введение в проектную деятельность

(требования, рекомендации, план выполнения)

Получает информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы)

Определение и утверждение тематики проектов

Выбирает тему проекта и утверждает ее

Составление графика работы над проектом

Составляет график работы над проектом

Подбор и анализ литературных источников и других материалов

Обсуждает с различными специалистами ход выполнения проекта, промежуточные консультации (консультации,анализ)

Анализ и контроль процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации)

Контроль за оформлением проекта

Предварительно защищает проект в группе

Организация и проведение предзащиты проекта

Контроль за доработкой проекта

Обсуждает результат работы

Работа над проектом.

Актуальность проблемы. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.

Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу).

Исследование. Вариант проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, материалы. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе. Учащиеся анализируют продемонстрированные готовые проекты, составляют перечень критериев, которым должно удовлет­ворять будущее изделие.

Обоснование выбора темы проекта, выработка и отбор идей. Учащиеся вместе с учителем обсуждают поставленные вопросы. Отбирают необходимую информацию для своего проекта.

Результаты и выводы: Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих проектов, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы. (Вся работа ведется под наблюдением учителя.)

Разработка проекта — это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через само­реализацию в предметной деятельности (роспись изделий).

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура народа Казахстана

Ш. Практическая работа – запись в тетради основных этапов выполнения творческих проектов по темам:

Вводный инструктаж: организовать учащихся на выполнение задания.

- проверить организацию рабочих мест;

- проверить правильность выполнения трудовых приемов;

- выдать дополнительные задания наиболее успеваю­щим ученицам.

VI. Заключительный инструктаж:

подведение итогов занятия;

анализ характерных ошибок и причин;

Домашнее задание: продумать тему

Уборка рабочих мест.

Этапы выполнения творческого проекта.

Выполняемая деятельность

Этапы выполнения
учебного проекта

1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость проекта), её обсуждение и анализ.

2. Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта. Конкретизация задачи.

3. Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта.

4. Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов).

5. Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др.

Конструкторский

6. Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования.

7. Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение в конструкцию и технологию).

Технологический

8. Оценка качества выполнения проекта.

9. Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта).

10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза).

По масштабу использования новейших технологий – лазерных, биотехнических, информационных и т.п. – определяется уровень развития современного общества. Для обозначения нового состояния общества появился особый термин – “технологический мир”.

В связи с этим в программы школ многих стран включен новый предмет “Технология”, как наука о преобразовании и использовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека, включая необходимые для этого методы и средства. Образно говоря, технология – это философия действия.

В последнее время коренным образом изменились и усложнились задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с формированием основательных естественнонаучных и политических знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, обогащения сокровищами мировой культуры, привития экологической культуры, физического развития и формирования навыков здорового образа жизни.

  • умение думать;
  • собирать информацию;
  • анализировать;
  • принимать решения на основе высокого уровня знаний и умений, постоянной готовности к самообразованию.

Особое место в решении этой проблемы принадлежит разделу проекты в образовательной области “Технология”, поскольку именно здесь синтезируются знания естественнонаучного и гуманитарного циклов образования, имеется возможность проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей.

Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.

Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

“Учитель учит и воспитывает своей личностью,
своими знаниями, своим отношением к миру” /Д.С. Лихачев/

Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.

Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области “Технология”, показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого блока.

  • связь теории с практикой;
  • научность, сознательность и активность усвоения знаний;
  • доступность, систематичность и преемственность обучения;
  • наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

  • деловитости;
  • предприимчивости;
  • ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

Начиная с 2005 года, на уроках технологии начала применять метод проектов. В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.

Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план.

Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

На первом занятии по теме “Проектная деятельность” (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.

В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.

Вместе с тем обращаю внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев.

Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.

Ещё Марк Авралий говорил: “Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”.

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учителем. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.

Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ребятам из малообеспеченных семей предлагаю тему, связанную с обновлением и ремонтом одежды или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.

На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.

Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.

Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.

В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.

Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.

Убеждена, что проектная деятельность- дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.

При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.

При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Для улучшения организации проектной деятельности мы с учащимися в кабинете технологии оформили стенд “Уголок проектов”, где в доступной форме рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дана примерная тематика творческих проектов, словарь терминов (Приложение 1).

Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.

При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

Читайте также: