План урока правописание гласных после шипящих 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели: развивать умение писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ — ЩУ; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

1) Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит,

— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.)

2) Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило.)

3) Весь век идёт Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места всё же не сойдёт. (Часы.)

4) На четыре ноги Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины.)

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички.)

— Объясните правописание слов.

III. Самоопределение к деятельности

Выборочный диктант

(Учитель диктует слова. Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, второй ряд — с сочетаниями ЧА - ЩА, третий ряд — с сочетаниями ЧУ — ЩУ.)

Щука, лыжи, машина, задача, чудо, тишина, чашка, щавель, чугун.

— Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА,

И ЧУ, и ЩУ, ЧК, ЧН.

Тогда всё будет без проблем.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ- ЩУ.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)

— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Запишите стихотворение, расположив строки в правильном порядке.

— Сколько предметов называют данные слова?

— Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧА или ЩА.)

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

V. Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Ну-ка, делайте со мною

Вверх, вниз, потянись,

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, дети, поклонитесь,

Не ленитесь, улыбнитесь.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

— Измените каждое предложение так, чтобы в них говорилось о нескольких предметах. (Трещат кузнечики. Стучат дятлы. Урчат лягушки. Пищат рябчики.)

— Запишите любые два предложения. Подчеркните известные вам буквосочетания.

— Дополните каждое предложение словами так, чтобы получились новые предложения.

— Какие скороговорки можно составить из данных сочетаний слов?

— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какие звуки они учат произносить?

— Написание каких буквосочетаний нужно запомнить? Подчеркните их.

2. Запись под диктовку

У Саши и Наташи живёт кот Рыжик. Он пушистый. Котик часто лежит на крыльце. Рыжик и малыши любят играть.

— Подчеркните сочетания ЖИ — ШИ.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?

— Прочитайте слова, которые составили.

(Самостоятельное выполнение задания.)

— Назовите слова, которые вы составили.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 4—6 на с. 58; СУ, задания на с. 59; Тр., задания на с. 63—65).)

VII. Рефлексия

— Как пишутся буквосочетания ЖИ — ШИ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Как пишутся буквосочетания ЧА — ЩА? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧА — ЩА.

— Как пишутся буквосочетания ЧУ — ЩУ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.

-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Пропишите букву к в одно строчку, отступая две клеточки.

-Перепишите эту загадку себе в тетрадь, выделите в слове чайки орфограмму.

Мотивировать себя на работу

Поддерживать учебный диалог

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Аргументация своего мнения и позиции

П.- Определение основной и второстепенной информации

III. Постановка учебной задачи

Жи-жи-жи – ползают ужи.

Жу-жу-жу - в школу я хожу

Ши-ши-ши – какие малыши

Чу-чу-чу – мячиком стучу

Ча-ча-ча – дали стрекоча

Ща-ща-ща – поймали мы леща

Щу-щу-щу – рыбку отпущу

-Повторяем вместе со мной.

-Какие орфограммы вы здесь встретили?

-Как вы думаете чему посвящен наш урок?

-А чем мы будем заниматься на уроке?

- Как сочетания эти надо писать, чтобы учиться только на пять?

Сочетанья жи и ши пиши только с буквой И !

Сочетанья ча и ща очень любят букву А!

В сочетанья чу и щу всегда вставляйте букву У!

- слова в предложении рассыпались, помогите собрать его:

жил Маши кот У рыжий.

-Выдели орфограммы в словах.

- Работа в группах:

1-выписать слова с сочетаниями жи-ши

2- выписать слова с сочетаниями ча-ща

3- выписать слова с сочетаниями чу-щу

На дорогах лужицы,

На асфальте рожицы,

За окном кричат галчата,

Под крыльцом пищат котята,

В бочке плещутся щурята,

В клетке прыгают крольчата,

А у дерева в тиши

Ежиха к ёжику спешит.

-Что встретилось в этих заданиях? ( орфограммы ЖИ, ча, ща,щу, ши)

Выполнять речевую гимнастику

Формулировать тему и цели урока

Работать по группам

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Учитывать разные мнения

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

IV. Открытие нового знания

А теперь давайте встанем и разомнемся.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот)

- постройте звуковую схему этого слова (работают в парах, один у доски)

- дайте характеристику каждому звуку, обозначьте его буквой,

- какую ещё работу можете выполнить с этим словом? (разделить на слоги,

- что заметили в этом слове? (орфограмму ЖИ)

-вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы:

ч…й, ш..шка, ж..раф, грущ. ч..щ. маш…на, пищ..ть.

-Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограммы:

Ног нет , а хожу

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.(Лыжи)

До чего она легка,

Легче крыльев мотылька.

Бросишь -вновь вернётся,

Дунешь – унесётся. (Пушинка)

Найдите “лишние” слова.

1.Вершина, лужи, дождь , тишина,, ландыши.

2.Шиповник, мячик , чижик, зашипит, , сторожит.

- объясните, почему оно “лишнее”

-запись по вариантам

-Сейчас будем работать по вариантам. Вам даны слоги, а вам самостоятельно нужно составить слова, записать их в тетрадь и выделить орфограммы:

Проводить звуковой анализ слова

Вставлять пропущенные буквы

Находить лишнее слово

Объяснять свой выбор

Работать по вариантам

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче;

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

V. Первичное закрепление

-Вставить сочетания чу-щу в слова.

(Щу)ка, (чу)лок, (чу)до, та(щу), (чу)жой.

-Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Ученик . Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

-Запишите эти слова в строчку, через запятую, выделяя орфограмму.

-Проговорите скороговорку и запишите в тетрадь по памяти. (После выполнения задание проверяется.)

Iгр. Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

IIгр. В живом уголке жили ежи да ужи.

IIIгр. Волки рыщут, пищу ищут.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

-В данном задании вам нужно вставить пропущенные буквосочетания:

Летела сорока лесом,

Глядела на все с интересом,

Все видела, все приме..ла (ча)

И всем обо всем сооб..ла. (ща)

Вставлять пропущенные буквосочетания

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

VII. Включение в систему знаний, повторение

-Запишите слова в два столбика: ча и ща:

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, гуща и свеча-

Все слова на ча и ща.

-Разделите слова на слоги:

Часовой (завод), чайный (сервис), прощальный , дощатый (забор), частый, начальная (школа).

Записывать слова в столбики

Закреплять правило написаний слов

П.- рефлексия способов и условий действий

VIII. Рефлексия деятельности

- Давайте еще раз хором произнесем правило .

- Я запомнил, что ча-ща….(пиши с а)

-А чу-щу пиши с буквой (у).

Подводим итоги урока:

- Вот и подошла к концу наша игра. Написание, каких сочетаний мы закрепляли.

- Давайте еще раз хором произнесем правило .

- Я запомнил, что ча-ща….(пиши с а)

-Я буду всегда правильно писать.. (ча-ща).

-Урок окончен, Спасибо за хорошую работу на уроке.

-Подведение итога урока

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

Р.- осуществляют итоговый контроль ,

Цель: закрепить навык правописания шипящих с гласными в словах;

-личностные: - проявлять интерес к знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

-предметные: формировать умения и навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели: Обобщить и повторить тему; формировать навыки правописания и самоконтроля; совершенствовать навыки письма; прививать любовь к родному языку,;расширить словарный запас учащихся, развивать речь, мышление.

Организованное начало урока

Ок, ок, ок, начинается урок.

Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после шипящих.

Вот мы на вокзале, нам нужны билеты, но билеты получат только те, кто красиво напишет букву В. Посмотрите на доску.

На доске написана буква В и предложение- скороговорка.

Чистописание.

Дети записывают элементы чистописания и предложение.

Ввв Ввв взввзв

Вера-вертушка ела ватрушку.

У. Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получат билеты. А сейчас к поезду

Словарная работа.

У. Посмотрите, сколько у поезда пассажиров! Давайте назовем всех, кто едет в Чащино.

ворона собака

ребята медведь

корова лисица

воробей заяц

У. Теперь давайте запишем словарные слова, они тоже связаны с нашим путешествием.

Дети записывают слова: билет, вагон, дорога, путешествие.

Поставьте в этих словах ударения, отметьте безударные гласные.

У. Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты-купе. Давайте познакомимся с пассажирами. Здесь едут девочка Олья с друзьями Юрой и Васей, а с ними кошка и собака. Запишите их имена и вспомните правило написания имен существительных собственных и нарицательных.

Дети. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Физкультминутка.

В окошко мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

А в Чащино нам встретятся

И ландыши, и белочки,

Скорее все в вагоны,

Нам дальше в путь пора.

Закрепление.

Учитель открывает доску. Дети видят красочную аппликацию: лесная поляна, пруд, заросший камышом.

Станция Чащино. Ребята, вы приехали. В лесу есть волшебное озеро, здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на написание гласных после шипящих. Так какое же это правило?

Дети. Жи-ши — пиши через и.

Ча-ща — пиши через а.

Чу-щу — пиши через у.

У. А теперь напишем названия зверей, цветов и грибов на это правило.

Дети записывают слова, комментируя их.

ежи щука

мыши ерши

чижи бельчата

камыши ужи

рыжики чаща

Мы в лесу, в самой чаще. Запишем предложение.

В чаще цветут душистые ландыши.

Нашли знакомые орфограммы?

Дети. Написание гласных после шипящих.

Подведение итогов.

У. Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание гласных после шипящих, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правило.

Билет на память сохранив,

Жи, ши пишите с буквой и!

Чу,щу пишите с буквой у!

Ча,ща пишите с буквой а!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 217 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 218 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.02.2016 2688
  • DOCX 6.9 кбайт
  • 90 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Людмила Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?

У: Посмотрите, что опустилось мне на ладошки?

С неба падают зимой
И кружатся над землею
Мягкие пушинки,
Милые (снежинки).

Звучит музыка Чайковского “ Времена года”.

У: Закройте глазки. Холодно, морозно, метельно, бело. Спит земля под снежным одеялом. Наверное, каждый из вас представил снежную картину. Откройте глазки и поднимите руки, как падает снег, как он кружится (кружатся под музыку). А как тихо он падает на землю. Давайте сядем тихо-тихо.

У: Посмотрите, какие снежинки лежат у каждого из вас на столах. Будем их раскрашивать буквами. Но какими, вы отгадаете сами.

Ж, А, Ш, Ч, Щ, Ю, У, Я, И, Ы

Прочитайте буквы. На какие группы можно их разделить?

Д: На согласные и гласные. На согласные, которые всегда мягкие, на согласные, которые всегда твердые и на гласные. Гласные можно разделить на две группы – смягчающие рядом стоящую согласную и не смягчающие.

У: Запишите на снежинках гласные буквы, которые смягчают рядом стоящую гласную.

У: Какое правило связано с буквами, записанными на доске?

Д: Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Я хочу предложить вам игру “ Красный-зеленый”. Для того что бы вспомнить и другие важные правила. Приготовьте сигнальные карточки. Если согласны со мной посветите зеленым сигналом, если нет, то красным.

– Клички животных пишем с большой буквы.
– Безударные гласные проверяем ударением.
– Предложение начинаем писать с маленькой буквы.
– Слово переносим по слогам.
– Имена собственные пишем с маленькой буквы.
– существительные отвечают на вопрос “ Кто? Что?”
– Прилагательные обозначают признак предмета.
– Маша – пишу с маленькой буквы, так как это имя вредной девочки.

У: Молодцы, все повторили.

4. Словарная работа:

У: А сейчас мы отправимся в зимний лес на санках. Посмотрите, сколько желающих прокатиться с нами. Давайте назовем их.

(На доске картинный словарь.) Ученики проговаривают и записывают в тетрадях словарные слова, учитель усаживает “ пассажиров” в сани.

СОБАКА, МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА, ЗАЯЦ – поставить ударение в словах.

У: Как назвать одним словом наших пассажиров?

У: Какое слово здесь лишнее?

Д: Собака, т. к . домашнее животное.

У: Чем отличаются домашние от диких?

5. Закрепление. Зарядка:

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться нам не прочь.
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили-
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

У: И вот мы с вами в самой чаще леса. Лес загадочный, волшебный. Испугались наши четвероногие друзья. Поможем им?

– подобрать слова близкие по значению, содержащие чу-щу

Дети пишут на доске и в тетрадях.

У: Справились с лесным заданием, но вот навстречу нашим зверушкам серый волк. Что он делает в лесу зимой? Запишем предложение и узнаем .

Волки рыщут пищу ищут.

У: О ком говорится в предложении?

– Прочитаем хором быстро это предложение (скороговорку). Довольны наши звери остались, возвращаются обратно. Они предлагают вам устроить соревнования. Вы им помогали? Вот и они вам сейчас помогут. Первому ряду будет помогать Заяц и Медведь. Второму – Собака и Лисица.

На листочках записаны слова с пропущенными буквами. Ваша задача вставить букву и передать листок следующему.

1-й ряд
Щ..ка
Ч..гун
Ж..раф
Тиш..на
Пруж..на
2-й ряд
помч..лся
тащ..
ч..сы
нач..ло
площ..дка

У: Собираю листочки и проверяю. Молодцы! Справились все. Сегодня мы помогали друг другу преодолевать трудности. Ребята, а наши зверушки в лес ездили не только посмотреть на снежную картину, но и привезли волшебный мешочек. Что там?

Дети достают из мешочка снежные комочки (голубые кружочки из картона, на которых написаны правила).

6. Подведение итогов.

У: Давайте вместе прочитаем, что же там написано!

Чу-щу пишу с буквой У

Ча-ща пишу с буквой А

Жи-ши пиши с буквой И

У: Давайте вспомним, какими буквами мы украшали свои снежинки на минутке “ Чистописания”. Обведите в кружок лишние буквы (я, ю). Наше путешествие со снежинками завершилось. Берегите снежные комочки, они будут вам напоминать правила, которые мы сегодня повторяли.

Читайте также: