План урока по трансмиссии автомобиля

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Урок 1.1.7-1.1.8

Тема урока: Типы трансмиссий автомобиля. Устройство и принцип

работы механической трансмиссии. Устройство и работа механической

коробки передач.

План – конспект урока

Задачи обучения: - рассмотреть основные типы трансмиссий, применяемых в автомобилях;

- рассмотреть и усвоить назначение трансмиссии;

- выделить механическую трансмиссию, изучить её устройство и

- проанализировать устройство и принцип работы механической коробки

Задачи развития:

- развивать логическое и технологическое мышление;

- способствовать развитию памяти и наблюдательности;

- способствовать формированию профессиональных компетенций

в области устройства и работы трансмиссий автомобилей.

Задачи воспитания:

- воспитывать уважение к труду, обязательное соблюдение трудовой

дисциплины, обязательное соблюдение правил безопасности труда и

чувство ответственности за выполненную работу.

Цель урока для учащихся : изучить типы трансмиссий, применяемых на автомобилях, изучить устройство и назначение механической трансмиссии, в состав которой входит механическая коробка перемены передач.

Оборудование : интерактивная доска или экран, компьютер или ноутбук, мультимедийная презентация, напольный стенд «Задний ведущий мост автомобиля

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы : работа с экранными средствами, наглядные, работа в тетради, заполнение поурочной карты студента.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи : физика, химия, электроматериаловедение, математика, слесарные работы, грузоподъёмные машины и механизмы, электротехника.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания – ответить на вопросы.

Мотивационный этап

- общее назначение трансмиссий автомобилей .

Изучение нового материала:

- типы трансмиссий, применяемых на современных автомобилях;

- назначение трансмиссии на автомобиле;

- устройство трансмиссии и назначение её основных узлов, механизмов и агрегатов:

муфты сцепления, коробки перемены передач, карданной передачи, ведущего моста.

- промежуточный контроль;

- подробное устройство и назначение коробки перемены передач автомобиля Зил-130;

- характеристика зубчатых передач;

- назначение и устройство механизма переключения передач ;

4.Закрепление. Провести в виде индивидуальной самостоятельной работы в поурочных картах студентов.

5. Заключение и выводы:

- Подведение итогов урока.

- Подача домашнего задания.

Организацион-ный момент

Актуализации опорных знаний

- принятие рапорта старосты группы о присутствующих студентах на уроке;

- проверка готовности студентов к уроку;

- психологический настрой на творческую работу;

- пояснения элементов рейтингового оценивания студентов на уроке

( на протяжении всего урока на доске делает пометки напротив фамилий студентов, ответивших на тот или иной вопрос). Объясняет критерии оценивания деятельности учащихся на уроке (элементы рейтинговой системы оценивания).

Критерии оценивания (по лидеру-100%):

Называет тему, цель урока.

Проверяет домашнее задание. Задаёт вопросы. Ведёт рейтинговое оценивание знаний и активности студентов.

1.Назначение двигателя.

- для преобразования энергии сгораемого топлива в механическую

энергию в виде вращения вала, т.е. для выработки вращения

2.Какие системы двигателя обеспечивают его нормальную работу?

- системы охлаждения, смазки, питания и зажигания.

3.Какие механизмы имеет ДВС?

- кривошипно-шатунный и газораспределительный

4.Для чего предназначены эти основные механизмы двигателя?

- кривошипно-шатунный преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движения коленчатого вала;

-газораспределительный обеспечивает своевременную подачу в цилиндры горючей смеси или воздуха и своевременный отвод из цилиндров отработавших газов.

Смотрят, слушают, записывают тему урока,

Смотрят, слушают анализируют.

Этап мотивации

Объясняет типы трансмиссий, общее назначение трансмиссии, указывает важность агрегатов и узлов трансмиссии для движения автомобиля, его управления и корректировки скоростных параметров

Этап изучения нового материала,

1.Устройство трансмиссии.

Механическая многоступенчатая трансмиссия автомобиля состоит из:

- коробки передач с механизмами переключения;

Муфта сцепления предназначена для плавного соединения коленчатого вала двигателя с первичным валом КПП и временного разъединения для остановки или переключения передач;

hello_html_1337b5b7.jpg

Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).

hello_html_4583fc76.jpg

Схема работы механической коробки передач.

1 - первичный вал; 2 - рычаг переключения передач; 3 - механизм переключения передач; 4 - вторичный вал; 5 - сливная пробка; 6 - промежуточный вал; 7 - картер коробки передач

Карданная передача предназначена для передачи вращения от вторичного вала КПП к ведущему мосту.

hello_html_1a7aa7ff.jpg

Схема работы механической трансмиссии

I - двигатель; II – муфта сцепления; III - механизм переключения передач;

IV – карданная передача (1 – вторичный вал КПП; 2 – шлицевое соединение; 3 – основной карданный вал; 4- промежуточная опора с подвесным подшипником; 5,7 – карданные шарниры; 6 – дополнительный карданный вал; 8 – полуоси.

Ведущий мост автомобиля объединяет главную передачу, дифференциал и полуоси в одном корпусе и предназначен для передачи вращения от карданной передачи к ступицам колёс.

hello_html_44b815a8.jpg

Проводит промежуточный контроль:

проводится в виде фронтального опроса с использованием мультимедиапрезентациии. Преподаватель последовательно включает вопросы на слайдах, право ответа имеет студент, который вперёд поднял руку вверх. Добивается от учащихся исчерпывающегося ответа. После этого показывает правильный ответ, оценивает работу каждого студента, продолжая рейтинг активности.

Вопросы промежуточного контроля

1.Какие устройства и механизмы входят в состав трансмиссии?

- карданная передача;

- газораспределительный механизм;

- коробка перемены передач;

- главная передача;

- рама с подвеской;

- муфта сцепления;

- соединительная муфта;

- ведущий мост.

2. Назначение трансмиссии.

- предназначена для передачи вращения от коленчатого вала двигателя к ходовым колёсам;

3.Какое устройство передаёт вращение от коробки перемены передач

к ведущему мосту автомобиля?

- карданная передача

4. Какой механизм трансмиссии передаёт вращение под углом в 90 0 ?

- главная передача;

5. Назначение коробки перемены передач.

- предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес при нейтральном положении.

6.Какое устройство передаёт вращение от двигателя к трансмиссии?

- муфта сцепления

7. Какую функцию ещё выполняет муфта сцепления?

-плавно соединяет коленчатый вал двигателя с первичным валом КПП и временно разъединяет эти валы при остановке автомобиля или переключения передач;

8. Назначение дифференциала.

- даёт возможность полуосям на сторонах вращаться с разными оборами при повороте автомобиля.

9 .Какое устройство передаёт вращение от дифференциала к ступицам колёс?

2. Устройство коробки перемены передач

Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).

Механическая коробка передач состоит из:

- первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;

- дополнительного вала и шестерни заднего хода;

- механизма переключения передач с тремя устройствами;

Картер содержит в себе все основные узлы и детали коробки передач. Он крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. Так как при работе, шестерни коробки передач испытывают большие нагрузки, то они должны хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину своего объема залит трансмиссионным маслом.

Как же происходит изменение величины крутящего момента (числа оборотов) на различных передачах ? Давайте с этим разберемся на примере.

Возьмем две шестерни . Первая шестеренка имеет 20 зубьев, а вторая 40.

Значит при двух оборотах первой шестерни, вторая сделает только один оборот (передаточное число равно 2).

Задняя передача , то есть вращение вторичного вала коробки передач в другую сторону , обеспечивается дополнительным, четвертым валом с шестерней заднего хода. Дополнительный вал необходим для того, чтобы получилось нечетное число пар шестерен, тогда крутящий момент меняет свое направление.

Механизм переключения передач имеет 3 устройства : фиксирующее, блокирующее и предохранительное.

Фиксирующее – предотвращает самопроизвольное выключение передачи при движении;

Блокирующее – предотвращает включение одновременно 2-х передач . Предохранительное – предотвращает включения низшей передачи или передачи заднего хода при разгоне автомобиля.

Слушают, делают записи в поурочных картах, задают вопросы, возникающие по мере объяснения нового материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в области устройства и работы трансмиссий автомобилей.

воспитывать уважение к труду, обязательное соблюдение трудовой дисциплины, обязательное соблюдение правил безопасности труда и чувство ответственности за выполненную работу.

Цель занятия: изучить типы трансмиссий, применяемых на автомобилях, изучить устройство и назначение механической трансмиссии, в состав которой входит механическая коробка перемены передач.

Оборудование: интерактивная доска или экран, компьютер, мультимедийная презентация, поурочные карты обучающихся.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы: работа с экранными средствами, наглядные, работа в тетради, заполнение поурочной карты обучающегося.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: физика, электротехника.

План занятия

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания – ответить на вопросы.

Мотивационный этап: общее назначение трансмиссий автомобилей.

Изучение нового материала:

типы трансмиссий, применяемых на современных автомобилях;

назначение трансмиссии на автомобиле;

устройство трансмиссии и назначение её основных узлов, механизмов и агрегатов:

муфты сцепления, коробки перемены передач, карданной передачи, ведущего моста.

подробное устройство и назначение коробки перемены передач автомобиля Зил-130;

характеристика зубчатых передач;

назначение и устройство механизма переключения передач.

4.Закрепление. Провести в виде индивидуальной самостоятельной работы в поурочных картах обучающихся.

5. Заключение и выводы:

Подведение итогов занятия.

Подача домашнего задания.

Ход занятия

Организацион-ный момент

Актуализации опорных знаний

-- проверка готовности обучающихся к занятию;

- психологический настрой на творческую работу;

- пояснения элементов рейтингового оценивания обучающихся на занятии

(на протяжении всего занятия на доске делает пометки напротив фамилий обучающихся, ответивших на тот или иной вопрос). Объясняет критерии оценивания деятельности учащихся на занятии (элементы рейтинговой системы оценивания).

Критерии оценивания (по лидеру-100%):

Называет тему, цель занятия.

Проверяет домашнее задание. Задаёт вопросы. Ведёт рейтинговое оценивание знаний и активности обучающихся.

1.Назначение двигателя.

- для преобразования энергии сгораемого топлива в механическую

энергию в виде вращения вала, т.е. для выработки вращения

2.Какие системы двигателя обеспечивают его нормальную работу?

- системы охлаждения, смазки, питания и зажигания.

3.Какие механизмы имеет ДВС?

- кривошипно-шатунный и газораспределительный

4.Для чего предназначены эти основные механизмы двигателя?

- кривошипно-шатунный преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движения коленчатого вала;

-газораспределительный обеспечивает своевременную подачу в цилиндры горючей смеси или воздуха и своевременный отвод из цилиндров отработавших газов.

Смотрят, слушают, записывают тему занятия,

Смотрят, слушают анализируют.

Этап мотивации

Объясняет типы трансмиссий, общее назначение трансмиссии, указывает важность агрегатов и узлов трансмиссии для движения автомобиля, его управления и корректировки скоростных параметров

Этап изучения нового материала,

1.Устройство трансмиссии.

Механическая многоступенчатая трансмиссия автомобиля состоит из:

- коробки передач с механизмами переключения;

Муфта сцепления предназначена для плавного соединения коленчатого вала двигателя с первичным валом КПП и временного разъединения для остановки или переключения передач;


Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).


Схема работы механической коробки передач.

1 - первичный вал; 2 - рычаг переключения передач; 3 - механизм переключения передач; 4 - вторичный вал; 5 - сливная пробка; 6 - промежуточный вал; 7 - картер коробки передач

Карданная передача предназначена для передачи вращения от вторичного вала КПП к ведущему мосту.


Схема работы механической трансмиссии

I - двигатель; II – муфта сцепления; III - механизм переключения передач;

IV – карданная передача (1 – вторичный вал КПП; 2 – шлицевое соединение; 3 – основной карданный вал; 4- промежуточная опора с подвесным подшипником; 5,7 – карданные шарниры; 6 – дополнительный карданный вал; 8 – полуоси.

Ведущий мост автомобиля объединяет главную передачу, дифференциал и полуоси в одном корпусе и предназначен для передачи вращения от карданной передачи к ступицам колёс.


Проводит промежуточный контроль:

проводится в виде фронтального опроса с использованием мультимедиапрезентациии. Преподаватель последовательно включает вопросы на слайдах, право ответа имеет обучающийся, который вперёд поднял руку вверх. Добивается от учащихся исчерпывающегося ответа. После этого показывает правильный ответ, оценивает работу каждого обучающегося, продолжая рейтинг активности.

Вопросы промежуточного контроля

1.Какие устройства и механизмы входят в состав трансмиссии?

- карданная передача;

- газораспределительный механизм;

- коробка перемены передач;

- главная передача;

- рама с подвеской;

- муфта сцепления;

- соединительная муфта;

- ведущий мост.

2. Назначение трансмиссии.

- предназначена для передачи вращения от коленчатого вала двигателя к ходовым колёсам;

3.Какое устройство передаёт вращение от коробки перемены передач

к ведущему мосту автомобиля?

- карданная передача

4. Какой механизм трансмиссии передаёт вращение под углом в 90 0 ?

- главная передача;

5. Назначение коробки перемены передач.

- предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес при нейтральном положении.

6.Какое устройство передаёт вращение от двигателя к трансмиссии?

- муфта сцепления

7. Какую функцию ещё выполняет муфта сцепления?

-плавно соединяет коленчатый вал двигателя с первичным валом КПП и временно разъединяет эти валы при остановке автомобиля или переключения передач;

8. Назначение дифференциала.

- даёт возможность полуосям на сторонах вращаться с разными оборами при повороте автомобиля.

9.Какое устройство передаёт вращение от дифференциала к ступицам колёс?

2. Устройство коробки перемены передач

Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).

Механическая коробка передач состоит из:

- первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;

- дополнительного вала и шестерни заднего хода;

- механизма переключения передач с тремя устройствами;

Картер содержит в себе все основные узлы и детали коробки передач. Он крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. Так как при работе, шестерни коробки передач испытывают большие нагрузки, то они должны хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину своего объема залит трансмиссионным маслом.

Как же происходит изменение величины крутящего момента (числа оборотов) на различных передачах? Давайте с этим разберемся на примере.

Возьмем две шестерни. Первая шестеренка имеет 20 зубьев, а вторая 40.

Значит при двух оборотах первой шестерни, вторая сделает только один оборот (передаточное число равно 2).

Задняя передача, то есть вращение вторичного вала коробки передач в другую сторону, обеспечивается дополнительным, четвертым валом с шестерней заднего хода. Дополнительный вал необходим для того, чтобы получилось нечетное число пар шестерен, тогда крутящий момент меняет свое направление.

Механизм переключения передач имеет 3 устройства: фиксирующее, блокирующее и предохранительное.

Фиксирующее – предотвращает самопроизвольное выключение передачи при движении;

Блокирующее – предотвращает включение одновременно 2-х передач. Предохранительное – предотвращает включения низшей передачи или передачи заднего хода при разгоне автомобиля.

Слушают, делают записи в поурочных картах, задают вопросы, возникающие по мере объяснения нового материала.


Цели: изучить устройство и принцип действия механической коробки передач. Задачи: рассмотреть различные виды механических коробок передач и их конструктивные особенности, рассмотреть виды бесступенчатых КПП, преимущества и недостатки КПП.

 2 ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: - ознакомится с классификацией коробок передач; - изучить назначение, общее устройство и работу механической коробки передач. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Классификация коробок передач. Назначение и общее устройство механической коробки передач. Работа механической коробки передач.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

- ознакомится с классификацией коробок передач;

- изучить назначение, общее устройство и работу механической коробки передач.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Назначение и устройство КШМ ДВС Классификация коробок передач 4 4 Назначение коробки перемены передач Коробка перемены передач (КПП) является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя внутреннего сгорания от трансмиссии, посредством разъединения прямой связи (сцепления зубьев шестерен в КПП).

Назначение и устройство КШМ ДВС

Классификация коробок передач

Назначение коробки перемены передач

Коробка перемены передач (КПП) является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя внутреннего сгорания от трансмиссии, посредством разъединения прямой связи (сцепления зубьев шестерен в КПП).

Назначение и устройство КШМ ДВС Классификация коробок передач 4 5 Классификация коробок передач 5

Назначение и устройство КШМ ДВС

Классификация коробок передач

Классификация коробок передач

Назначение и устройство КШМ ДВС Классификация коробок передач 4 6 Классификация коробок передач Ступенчатые КПП: Механические КПП – разновидность коробки передач, механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется оператором (водителем) вручную. Роботизированные КПП - (обиходное название – коробка-робот) представляет собой механическую коробку передач, в которой функции выключения сцепления и переключения передач автоматизированы.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Классификация коробок передач

Классификация коробок передач

Ступенчатые КПП:

Назначение и устройство КШМ ДВС

Классификация коробок передач

Бесступенчатые КПП:

Назначение и устройство КШМ ДВС

Классификация коробок передач

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Назначение и устройство КШМ ДВС Назначение и общее устройство механической коробки передач 4 10 Механическая коробка передач относится к ступенчатым коробкам, т.е. крутящий момент в ней изменяются ступенями. Ступенью (или передачей) называется пара взаимодействующих шестерен. Каждая из ступеней обеспечивает вращение с определенной угловой скоростью или, другими словами, имеет свое передаточное число. Передаточным числом называется отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни. Разные ступени коробки передач имеют разные передаточные числа. Низшая ступень имеет наибольшее передаточное число, высшая ступень – наименьшее.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Механическая коробка передач относится к ступенчатым коробкам, т.е. крутящий момент в ней изменяются ступенями. Ступенью (или передачей) называется пара взаимодействующих шестерен. Каждая из ступеней обеспечивает вращение с определенной угловой скоростью или, другими словами, имеет свое передаточное число.

Передаточным числом называется отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни. Разные ступени коробки передач имеют разные передаточные числа. Низшая ступень имеет наибольшее передаточное число, высшая ступень – наименьшее.

Назначение и устройство КШМ ДВС Назначение и общее устройство механической коробки передач 4 11 В зависимости от числа ступеней различают следующие конструкции: - четырехступенчатая коробка передач; - пятиступенчатая коробка передач; - шестиступенчатая коробка передач; - многоступенчатая коробка передач. Наибольшее распространение на современных автомобилях получила пятиступенчатая коробка передач. Из всего многообразия конструкций МКПП можно выделить коробки двух основных видов: - трехвальная коробка передач; - двухвальная коробка передач. Трехвальная коробка передач устанавливается, как правило, на заднеприводные автомобили. Двухвальная механическая коробка передач применяется на переднеприводных легковых автомобилях.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

В зависимости от числа ступеней различают следующие конструкции:

- четырехступенчатая коробка передач;

- пятиступенчатая коробка передач;

- шестиступенчатая коробка передач;

- многоступенчатая коробка передач.

Наибольшее распространение на современных автомобилях получила пятиступенчатая коробка передач.

Из всего многообразия конструкций МКПП можно выделить коробки двух основных видов:

- трехвальная коробка передач;

- двухвальная коробка передач.

Трехвальная коробка передач устанавливается, как правило, на заднеприводные автомобили. Двухвальная механическая коробка передач применяется на переднеприводных легковых автомобилях.

Назначение и устройство КШМ ДВС Назначение и общее устройство механической коробки передач 4 12 Устройство трехвальной механической коробка передач Трехвальная коробка передач имеет следующее устройство: ведущий (первичный) вал; шестерня ведущего вала; промежуточный вал; блок шестерен промежуточного вала; ведомый (вторичный) вал; блок шестерен ведомого вала; муфты синхронизаторов; механизм переключения передач; картер (корпус) коробки передач.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Устройство трехвальной механической коробка передач

Трехвальная коробка передач имеет следующее устройство:

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Устройство трехвальной механической коробка передач

  • Ведущий вал обеспечивает соединение со сцеплением. На валу имеются шлицы для ведомого диска сцепления. Крутящий момент от ведущего вала передается через соответствующую шестерню, находящуюся с ним в жестком зацеплении.
  • Промежуточный вал расположен параллельно первичному валу. На валу располагается блок шестерен, находящийся с ним в жестком зацеплении.
  • Ведомый вал расположен на одной оси с ведущим. Технически это осуществляется за счет торцевого подшипника на ведущем валу, в который входит ведомый вал.
  • Блок шестерен ведомого вала не имеет закрепления с валом и поэтому свободно вращается на нем. Блок шестерен промежуточного и ведомого вала, а также шестерня ведущего вала находятся в постоянном зацеплении.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Устройство трехвальной механической коробка передач

Между шестернями ведомого вала располагаются муфты синронизаторов (обиходное название синхронизаторы). Работа синхронизаторов основана на выравнивании (синхронизации) угловых скоростей шестерен ведомого вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения. Муфты имеют жесткое зацепление с ведомым валом и могут двигаться по нему в продольном направлении за счет шлицевого соединения. На торцах муфты имеют зубчатые венцы, которые могут входить в соединение с соответствующими зубчатыми венцами шестерен ведомого вала. На современных коробках передач синхронизаторы устанавливаются на всех передачах.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Назначение и устройство синхронизатора

1) Основное блокирующее кольцо

2) Корпус ступицы

4) Кольцевая пружина

5) Конус фрикционный шестерни

6) Основная шестерня передачи

7) Еще одно кольцо блокировки

8) Муфта самого синхронизатора

10) Шестерня, еще одной передачи

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Принцип работы МКПП

Назначение и устройство КШМ ДВС Назначение и общее устройство механической коробки передач 4 18 Принцип работы МКПП Синхронизаторы Для начала представим себе переключение передачи при движении автомобиля. Муфта, отходя от шестерни, разблокирует ее и пойдет к соседней (либо же в дело вступит другая муфта, между другими шестернями). Казалось бы, никаких проблем тут нет… Однако все не так гладко: ведь муфта (и, соответственно, вторичный вал) теперь имеет одну скорость вращения, заданную предыдущей ведомой шестерней, а шестерня следующей передачи – другую. Если просто резко совместить их, произойдет удар, который, хоть и моментально уравняет скорости, ничего хорошего не принесет: во-первых, шестерни и их зубья могут банально повредиться, а во-вторых, переключать передачи таким образом – вообще не лучшая затея. Как же быть? Ответ прост: перед включением передачи скорости движения шестерни и муфты нужно синхронизировать.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Принцип работы МКПП

Синхронизаторы

Для начала представим себе переключение передачи при движении автомобиля. Муфта, отходя от шестерни, разблокирует ее и пойдет к соседней (либо же в дело вступит другая муфта, между другими шестернями). Казалось бы, никаких проблем тут нет… Однако все не так гладко: ведь муфта (и, соответственно, вторичный вал) теперь имеет одну скорость вращения, заданную предыдущей ведомой шестерней, а шестерня следующей передачи – другую. Если просто резко совместить их, произойдет удар, который, хоть и моментально уравняет скорости, ничего хорошего не принесет: во-первых, шестерни и их зубья могут банально повредиться, а во-вторых, переключать передачи таким образом – вообще не лучшая затея. Как же быть? Ответ прост: перед включением передачи скорости движения шестерни и муфты нужно синхронизировать.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Принцип работы МКПП

Синхронизаторы

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Принцип работы МКПП

Прямая и повышающая передачи

Переходим к следующему пункту. Представим себе, что, постепенно разгоняясь, мы достигли такой скорости движения автомобиля, при которой двигатель в состоянии обеспечить то, о чем мы говорили в самом начале, – непосредственное вращение колес без помощи дополнительных шестерней. Какое решение этой задачи будет наиболее простым? Вспоминая, что первичный и вторичный вал в трехвальной КПП располагаются на одной оси, мы приходим к простому выводу: нужно соединить их напрямую. Таким образом мы добиваемся желаемого результата: скорость вращения маховика двигателя совпадает со скоростью вращения вторичного вала, непосредственно передающего крутящий момент на колеса. Идеально! При этом передаточное отношение, очевидно, составляет 1:1, поэтому такая передача называется прямой.

Назначение и устройство КШМ ДВС Назначение и общее устройство механической коробки передач 4 20 Принцип работы МКПП А что если пойти еще дальше и сделать передаточное число меньше единицы? Нет проблем: это практикуется уже давно. На деле это означает, что ведомая шестерня будет меньше ведущей, а, следовательно, двигатель при той же скорости, что и на прямой передаче, будет работать на меньших оборотах. Преимущества? Снижаются потребление топлива, шум и износ двигателя. Однако крутящий момент в таких условиях будет далеко не самым высоким, и для передвижения нужно поддерживать большую скорость. Повышающая передача (ее еще называют овердрайв) служит в основном для поддержания этой скорости при постоянном движении, а при обгоне вам, скорее всего, придется переключиться на пониженную.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Принцип работы МКПП

А что если пойти еще дальше и сделать передаточное число меньше единицы? Нет проблем: это практикуется уже давно. На деле это означает, что ведомая шестерня будет меньше ведущей, а, следовательно, двигатель при той же скорости, что и на прямой передаче, будет работать на меньших оборотах. Преимущества? Снижаются потребление топлива, шум и износ двигателя. Однако крутящий момент в таких условиях будет далеко не самым высоким, и для передвижения нужно поддерживать большую скорость. Повышающая передача (ее еще называют овердрайв) служит в основном для поддержания этой скорости при постоянном движении, а при обгоне вам, скорее всего, придется переключиться на пониженную.

Назначение и устройство КШМ ДВС Назначение и общее устройство механической коробки передач 4 21 Принцип работы МКПП Задний ход Ну вот, с тем, как ехать вперед, мы разобрались, а как же реализовать задний ход? Ведь вращение маховика не изменишь, а значит, и первичный вал будет всегда вращаться строго в одном направлении. На самом деле, здесь все еще проще. Имея ведущую и ведомую шестерни и необходимость изменить направление вращения последней, достаточно просто расположить между ними третью – промежуточную. Вопрос решен! Задний ход в автомобилях, как правило, выполнен именно так. Соответственно, ведущая и ведомая шестерни по-прежнему располагаются на своих местах, а вторичный вал при этом вращается в обратную сторону – противоположную первичному.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Принцип работы МКПП

Ну вот, с тем, как ехать вперед, мы разобрались, а как же реализовать задний ход? Ведь вращение маховика не изменишь, а значит, и первичный вал будет всегда вращаться строго в одном направлении. На самом деле, здесь все еще проще.

Имея ведущую и ведомую шестерни и необходимость изменить направление вращения последней, достаточно просто расположить между ними третью – промежуточную. Вопрос решен! Задний ход в автомобилях, как правило, выполнен именно так. Соответственно, ведущая и ведомая шестерни по-прежнему располагаются на своих местах, а вторичный вал при этом вращается в обратную сторону – противоположную первичному.

Назначение и устройство КШМ ДВС Назначение и общее устройство механической коробки передач 4 22

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Назначение и устройство КШМ ДВС Назначение и общее устройство механической коробки передач 4 23 Плюсы и минусы МКПП Плюсы: Относительная дешевизна конструкции по сравнению с аналогами. Небольшая масса и завидный КПД (коэффициент полезного действия). Отсутствие особых требований к охлаждению. Преимущество с точки зрения экономии и лучшая среди аналогов динамика разгона. Легкость и простота с точки зрения инженерии. Высокая надежность и высокий ресурс эксплуатации. Наличие возможности применять различные техники (что важно для асов и водителей со стажем) и стили вождения при некоторых условиях (например, во время гололедицы и при езде по бездорожью). Машину с МКПП можно завести посредством толчка и осуществить её буксировку максимально легко и удобно на большие расстояния при любой скорости. Наличие возможности рассоединения двигателя и трансмиссии.

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Плюсы и минусы МКПП

Назначение и устройство КШМ ДВС

Назначение и общее устройство механической коробки передач

Плюсы и минусы МКПП

  • Потребность при переключении полного разобщения между силовым механизмом и трансмиссией, а это оказывает влияние на время осуществления переключения.
  • Для достижения плавности переключения, придется долго набивать руку и копить опыт.
  • Идеальной плавности добиться не получится вообще, так как число ступеней в современных авто с механической коробкой передач колеблется от 4 до 7.
  • Относительно малый ресурс на узле сцепления
  • Статистические данные, говорящие о том, что водители, предпочитающие механику, более подвержены утомлениям в пути.
  • Преимущество и недостатки механической коробки передач?
  • Назначение и устройство механической коробки передач?
  • Назначение и устройство синхронизаторов?
  • Устройство трех вальной МКПП?
  • Какие виды бесступенчатых КПП вы знаете?


-75%

g:\все вестник\188photo\sam_0952.jpg


  • Типы трансмиссий, применяемых в автомобилях;

  • Назначение трансмиссии.

  • Устройство и принцип работы механической трансмиссии.

1.Назначение двигателя ________________________________

2.Какие системы двигателя обеспечивают его нормальную работу?_________________________________________________________

3.Какие механизмы имеет ДВС?___________________________________________________________

4.Для чего предназначены эти основные механизмы двигателя?

2. Изучение нового материала.

Типы трансмиссий (заполнить названия агрегатов):

- механическая многоступенчатая трансмиссия

- гидромеханическая трансмиссия

Назначение трансмиссии _______________________________________

Механическая многоступенчатая трансмиссия автомобиля состоит из:

__________________________________________________
Муфта сцепления предназначена для ________________________ коленчатого вала двигателя с первичным валом КПП и ________________________ для остановки или переключения передач;
Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению _________________ и передачи его от _____________________ к _______________________________. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).


7 - ____________________________________

Карданная передача предназначена для передачи вращения от _____________________________ к ________________________________.

Ведущий мост автомобиля объединяет ________________________________________________ в одном корпусе и предназначен для передачи вращения от _____________________________ к ___________________________________________.

Закрепление

1.Какие устройства и механизмы входят в состав трансмиссии?
- карданная передача;

- коробка перемены передач;

- рама с подвеской;

- ведущий мост.
2. Назначение трансмиссии ___________________________________

3. Какое устройство передаёт вращение от коробки перемены передач

к ведущему мосту автомобиля? _________________________

4. Какой механизм трансмиссии передаёт вращение под углом в 90 градусов?__________________________________________

5. Назначение коробки перемены передач_________________________

6. Какое устройство передаёт вращение от двигателя к трансмиссии? ____________________________________________________________

7. Какую функцию ещё выполняет муфта сцепления? ________________

8. Назначение дифференциала____________________________________

9. Какое устройство передаёт вращение от дифференциала к ступицам колёс?__________________________________________________________
ТАБЛИЦА САМООЦЕНКИ

Фамилия, имя________________________________________

1. Понравился ли тебе урок?

2. Что совсем не понравилось?

3. Что очень понравилось?

4. Какую оценку ты бы поставил себе за работу на уроке?
Приложение 2

В начале урока были озвучены тема и цели данного урока. Мотивационный этап содержал связи изучаемого материала с производством. Актуализационный момент был направлен на вспоминание и повторение материала первой темы МДК, проверке домашнего задания, проверке качества самостоятельной работы студентов, которая по стандартам нового поколения является одной из главной образовательной составляющей формирования профессиональных компетенций студентов. Этот этап был проведен комплексно, т.е. обучающиеся отвечали на вопросы устно и одновременно заполняли поурочные карты. Всё это сопровождалось мультимедийным показом слайдов-заданий.

Применение поурочных карт даёт возможность студентам на уроке постоянно быть в тонусе, быть активным, т.к. приходится постоянно их заполнять, думать, анализировать, самостоятельно принимать решения, для преподавателя – даёт возможность все этапы урока проводить комплексно. Путеводителем на этом уроке выступает мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно увидеть студентам, устройство и работу узлов и агрегатов трансмиссии в общем плане и с ней полностью увязана по изучаемым элементам поурочная карта студента.

На этапах актуализации и изучении нового материала были проведены комплексные самостоятельные работы студентов. Комплексные контрольно-оценочные материалы дают возможность закрепления темы на более глубоком уровне изучения (это предусмотрено пунктом образовательной составляющей цели урока). Каждому рассматриваемому узлу и агрегату трансмиссии придавалась значимость в практической их передаче крутящего момента от двигателя к колёсам автомобиля. В целом, на уроке были применены элементы технологии развивающего обучения (от общего простого - к конкретному усложнённому), элементы технологии уровневой дифференциации (это прослеживалось и в контрольно-оценочных материалах и при выдаче домашнего задания), элементы деятельностно - развивающей технологии, которая формирует широкий спектр личностных качеств студента (использование поурочных карт, которые удерживают студента в активной фазе на протяжении всего урока), элементы проблемного обучения. И конечно, элементы информационно-коммуникационных технологий, как ещё один инструмент исследования, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого студента, которые дают возможность увеличить скорость подачи материала (объём материала) в рамках одного урока. На уроке было применено рейтинговое оценивание активности работы каждого обучающегося (один из элементов активизации деятельности на уроке).

Считаю, что урок прошел на достаточно хорошем уровне, эмоционально и информационно насыщенным, поставленные цели и задачи (согласно разработке урока) были достигнуты и выполнены. Ответы были достаточно полными и разносторонними, суть которых была технологически правильной.
Преподаватель специальных дисциплин - Ермолин А.П.
Фрагмент тематического планирования

Читайте также: