План урока по теме звук

Обновлено: 06.07.2024

Загрузить презентацию (107 кБ)

Цели:

  • Систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике, орфоэпии; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка; подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ части I (А2–А6).
  • Способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности.
  • Воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к его изучению.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Ход урока

На доске представлен план урока :

А. Фонетика

  • Фонетическая система русского языка
  • Основные фонетические процессы
  • Безударные гласные на месте ударных [а], [о], [э],
  • Фонетический разбор

Б. Орфоэпия

  • Произношение сочетаний чн, чт
  • Произношение согласных перед е в заимствованных словах
  • Ударение. Акцентологические нормы.

II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:

  • Что изучает фонетика? (звуки речи)
  • В чем различие между буквой и звуком?
  • В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
  • В чем различие между глухими и звонкими согласными?
  • Мы знаем, что глухие и звонкие звуки образуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?

Не образуют пар по глухости/звонкости:

5 глухих согласных

9 непарных звонких
СОНОРНЫХ согласных

  • В чем различие между твердыми и мягкими согласными?
  • Какие звуки образуют пары по твердости/мягкости, а какие являются непарными?

Не образуют пар по твердости/мягкости:

3 твердых согласных

3 мягких согласных

[ж], [ш], [ц]

[ч'], [ш'], [й]

  • А почему согласные [ш] и [ш'] не могут образовать пару? (они различаются не только твердостью/мягкостью, но и краткостью/ долготой)
  • Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
  • В чем заключается двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [э] и мягкость предшествующих согласных)
  • Какие согласные звуки называются шипящими? ([ж], [ш], [ч'], [ш'])
  • Сколько звуков может быть обозначено одной буквой?
  • С помощью каких букв обозначается звук [й]? (С помощью буквы й: мой, с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах, с помощью сочетания букв ьо: почтальон [почтал'йон])

III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.

Первая группа. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Вторая группа. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие новые слова у вас получатся? Запишите их.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Третья группа. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Четвертая группа. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам:

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф'].
  2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фт'эн'].
  3. Ассимиляция - озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных, [в], [в']): молотьба [д'б'], к дубу [гдубу].
  4. Расподобление (диссимиляция) — это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, лёгкий [л'охк'ий], когти [кохт'и].
  5. Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных один не произносится: здн — [зн], стн — [сн], стл — [ел], рдц - [рц], лнц - [нц], нтг - [нг]

V. Тренировочные упражнения:

1. Прочитайте стихотворение С.Маршака. Сколько раз вы произнесете звук ]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница?

Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время – не время,
Если оно миновало.

Вариант 1.

[д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал jэив’эн’иj был’а пр’эил’эсныj угал’ок там друк н’эив’иных нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы н’эбъ мок];

Вариант 2.

[он фтом пакоjэ пъс’эил’илсъ гд’э д’ьр’эив’энск’иj стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj бран’илсъ вакно сматр’эл имух дав’ил].

3. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

Вариант 1.

Вариант 2.

Г) гроздь – горсть;

VI. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Конечно, орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

VII. Произношение сочетаний чн, чт

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Чн [ч'н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Нормативными считаются оба варианта произношения — [ч'н] и [шн]:
    подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч'н] приступ — друг сердечный [шн];

Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох].

Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, — безударные.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.

Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.

Роль ударения в слове:

  • различает разные слова: мука — мука, замок — замок;
  • различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки — кружки;
  • различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.

Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.

IX. Мнемонические пары.

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор

каталог – диалог – некролог

документ – инструмент – медикамент

средства для детства

X. Конкурс дикторов. Проверка задания отработанного ребятами дома.

ТЕКСТ 1

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

ТЕКСТ 2

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

ТЕКСТ 3

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

XI. Подведение итогов урока.

Слово учителя: обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

В чём основная мысль данного высказывания?

Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям., ведь в правильности произношения есть свой определенный смысл. И именно такая правильность демонстрирует реальную красоту русского языка. Его строгость и волшебство.


образовательные: способствовать актуализации и расширении знаний по разделу «Механические колебания и волны. Звук.; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями; определить значение звука в различных видах искусства и жизни человека;

- развивающие: способствовать развитию аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников в применение знаний в различных ситуациях, познавательных интересов в области знаний об окружающем мире, о звуке;

-воспитательные: воспитывать у учащихся чувства организованности и ответственности.

- коррекционные: развивать слуховое восприятие, обогащать словарный запас.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, камертон, молоточек к камертону, различные музыкальные инструменты, математический маятник

Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся. Отчет дежурного.

Послушайте и повторите: механические волны, (Рушана), амплитуда (Вилияна), частота (Лилия), период колебаний (Самат), математический маятник

Внимание на экран. Послушайте и повторите с интонацией.

(фонетическая зарядка) (Слайд 1.)

Прозрачен и чист.

В сияющих звездах

I. Актуализация знаний.

Перед изучением новой темы проверим ранее полученные знания. Устный опрос.

1. Что такое механическая волна? (Волна – это распространение колебаний в среде)

2. Какие виды волн вы знаете? (Поперечная и продольная)

3. Какими величинами характеризуются волновые явления? (амплитуда, частота, период)

амплитуда колебания? (это наибольшее отклонение от положения равновесия)

период; (это время одного полного колебания)

частота (это число колебаний в единицу времени)

5. На графике изображена волна. Найти период, амплитуду и частоту?


Сегодня у нас необычный урок. Он полон опытов, экспериментов, практической работы. Для начала я попрошу вас послушать несколько аудиозаписей и ответили на такие вопросы: что вы услышали, чем вы услышали и эти записи перечислили по порядку. Слушаем (Слайд 2)

Скажите, пожалуйста, что вы услышали? (Ответы: смех ребенка, шум машин, шум моря, птицы поют, шум дождя)

Вы догадались наверное, о чем сегодня будем говорить (о звуках)
Мы живем в мире самых разнообразных звуков, звуки нас окружают всегда и везде.

В конце урока вы будете должны:

- знать и понимать, что такое звук, какие условия необходимы для создания звука;
- уметь приводить примеры источников и приемников звука

II. Изучение нового материала

Что же такое звук? Как он возникает? Чем один звук отличается от другого?- надо ответить на этот вопрос. Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на эти и многие другие вопросы, связанные со звуковыми явлениями.

Что надо для того, чтобы мы услышали звук?

Среда, где распространяется звук

Можете привести пример каких-нибудь источников звука (тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, раскаты грома и журчание ручейка, пение птиц и голоса людей, звучание музыкальных инструментов и устройств.)

У человека приемником является ухо.

Любой уголочек окружающего нас пространства наполнен звуками. Источников звука огромное количество. Что с ними происходит, когда они звучат. Что общего? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на экран. И еще предлагаю вспомнить то стихотворение, которую мы прочитали в начале урока.(Слайд 3) Ответ (они колеблются)

Что является источником звука?

Но как звук доходит до нас? Я хочу услышать ваше мнение. Итак, мы можем предположить, что звук до нас доходит через воздух, который разделяет ухо и источник звука.

Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого- то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем что то колеблющееся. Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана – легкий диск закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука – это колеблющаяся струна, колеблющийся столб воздуха и др.

Необходимо выяснить всегда ли звук создается колеблющимся телом? Для этого проведем опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити вблизи вилки.

Вывод: всякое звучащее тело колеблется

Но любое ли колеблющееся тело является источником звука?

Опыт. Рассмотрим колеблющийся маятник. Звук мы слышим? Звука нет. Почему?

Источник звука есть? (Есть)

Приемник есть? (Есть)

Среда есть (Есть)

Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания в пределах от 16 Гц до 20000Гц. Колебания этого диапазона частот называются звуковыми. Но указанные границы диапазона несколько условны, т.к. зависит от индивидуальных особенностей слухового аппарата, от возраста людей. Строим шкалу частот и покажем границы звукового диапазона.

Звук - это механическая волна с частотой от 20 до 20000 Гц.

Инфразвук - это акустическая волна с частотой меньше чем 20 Гц.

Ультразвук - это акустическая волна с частотой больше чем 20000 Гц.

Слышит ли человек инфра и ультразвуки? (Нет.)

А другие живые существа? (Да. Например, летучие мыши, дельфины.)

В каких средах может распространяться звук? Привести примеры. (В газообразных, жидких, твердых; приводят примеры.)

Роберт Бойль в 1660 году доказал, что звук в вакууме невозможен. Если звучащее тело, например электрический звонок, поставить под колокол воздушного насоса, то по мере откачивания из под него воздуха - звук будет делаться слабее, и наконец, когда под колоколом весь воздух кончится, то звук прекратится.

Просмотр видеозаписи. Почему звук невозможен в вакууме?

Звук может распространяться и в жидкой, и в твердой среде. Те, кто нырял в реку или море, знают, что под во­дой хорошо слышны звуки: удары камней, плесканий и др. Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу.



III. Закрепление

Какой прибор был изобретён для настройки музыкальных инструментов?

(Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук ной частоты.)

Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина?

(Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряж нии. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.)

В каких средах звук распространяется быстрее всего. А каких медленнее?

(В газах звук распространяется медленнее, чем в других средах. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твёрдых телах звук распространяется быстрее всего.)


Подведение итогов урока

Учитель: Звуки широко распространены в живой природе и технике. Большое количество информации к человеку поступает благодаря звуку. А для некоторых животных звук является основ­ным источником информации об окружающей среде. Большое зна­чение имеет звук также в искусстве, музыке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

образовательные: способствовать актуализации и расширении знаний по разделу «Механические колебания и волны. Звук.; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями; определить значение звука в различных видах искусства и жизни человека;

- развивающие : способствовать развитию аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников в применение знаний в различных ситуациях, познавательных интересов в области знаний об окружающем мире, о звуке;

-воспитательные: воспитывать у учащихся чувства организованности и ответственности.

- коррекционные: развивать слуховое восприятие, обогащать словарный запас

Тип урока : комбинированный

Оборудование урока : компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, камертон, молоточек к камертону, различные музыкальные инструменты, математический маятник

Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся. Отчет дежурного.

Послушайте и повторите: механические волны, (Рушана), амплитуда (Вилияна), частота (Лилия), период колебаний (Самат), математический маятник

Внимание на экран. Послушайте и повторите с интонацией.

(фонетическая зарядка) (Слайд 1.)

Прозрачен и чист.

В сияющих звездах

I . Актуализация знаний.

Перед изучением новой темы проверим ранее полученные знания. Устный опрос.

1. Что такое механическая волна? (Волна – это распространение колебаний в среде)

2. Какие виды волн вы знаете? (Поперечная и продольная)

3. Какими величинами характеризуются волновые явления? (амплитуда, частота, период)

амплитуда колебания? (это наибольшее отклонение от положения равновесия)

период; (это время одного полного колебания)

частота (это число колебаний в единицу времени)

5. На графике изображена волна. Найти период, амплитуду и частоту?

hello_html_m19051669.jpg

Сегодня у нас необычный урок. Он полон опытов, экспериментов, практической работы. Для начала я попрошу вас послушать несколько аудиозаписей и ответили на такие вопросы: что вы услышали, чем вы услышали и эти записи перечислили по порядку. Слушаем (Слайд 2)

Скажите, пожалуйста, что вы услышали? (Ответы: смех ребенка, шум машин, шум моря, птицы поют, шум дождя)

Вы догадались наверное, о чем сегодня будем говорить (о звуках)
Мы живем в мире самых разнообразных звуков, звуки нас окружают всегда и везде.

В конце урока вы будете должны:

- знать и понимать, что такое звук, какие условия необходимы для создания звука;
- уметь приводить примеры источников и приемников звука

II. Изучение нового материала

Что же такое звук? Как он возникает? Чем один звук отличается от другого?- надо ответить на этот вопрос. Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на эти и многие другие вопросы, связанные со звуковыми явлениями.

Что надо для того, чтобы мы услышали звук?

Среда, где распространяется звук

Можете привести пример каких-нибудь источников звука (тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, раскаты грома и журчание ручейка, пение птиц и голоса людей, звучание музыкальных инструментов и устройств.)

У человека приемником является ухо.

Любой уголочек окружающего нас пространства наполнен звуками. Источников звука огромное количество. Что с ними происходит, когда они звучат. Что общего? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на экран. И еще предлагаю вспомнить то стихотворение, которую мы прочитали в начале урока.(Слайд 3) Ответ (они колеблются)

Что является источником звука?

Но как звук доходит до нас? Я хочу услышать ваше мнение. Итак, мы можем предположить, что звук до нас доходит через воздух, который разделяет ухо и источник звука.

Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого- то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем что то колеблющееся. Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана – легкий диск закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука – это колеблющаяся струна, колеблющийся столб воздуха и др.

Необходимо выяснить всегда ли звук создается колеблющимся телом? Для этого проведем опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити вблизи вилки.

Вывод: всякое звучащее тело колеблется

Но любое ли колеблющееся тело является источником звука?

Опыт. Рассмотрим колеблющийся маятник. Звук мы слышим? Звука нет. Почему?

Источник звука есть? (Есть)

Приемник есть? (Есть)

Среда есть (Есть)

Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания в пределах от 16 Гц до 20000Гц. Колебания этого диапазона частот называются звуковыми. Но указанные границы диапазона несколько условны, т.к. зависит от индивидуальных особенностей слухового аппарата, от возраста людей. Строим шкалу частот и покажем границы звукового диапазона.

Звук - это механическая волна с частотой от 20 до 20000 Гц.

Инфразвук - это акустическая волна с частотой меньше чем 20 Гц.

Ультразвук - это акустическая волна с частотой больше чем 20000 Гц .

Слышит ли человек инфра и ультразвуки? (Нет.)

А другие живые существа? (Да. Например, летучие мыши, дельфины.)

В каких средах может распространяться звук? Привести примеры. (В газообразных, жидких, твердых; приводят примеры.)

Роберт Бойль в 1660 году доказал, что звук в вакууме невозможен. Если звучащее тело, например электрический звонок, поставить под колокол воздушного насоса, то по мере откачивания из под него воздуха - звук будет делаться слабее, и наконец, когда под колоколом весь воздух кончится, то звук прекратится.

Просмотр видеозаписи. Почему звук невозможен в вакууме?

Звук может распространяться и в жидкой, и в твердой среде. Те, кто нырял в реку или море, знают, что под водой хорошо слышны звуки: удары камней, плесканий и др. Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу.

hello_html_50230632.jpg


III. Закрепление

Какой прибор был изобретён для настройки музыкальных инструментов?

(Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук ной частоты.)

Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина?

(Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряж нии. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.)

В каких средах звук распространяется быстрее всего. А каких медленнее?

(В газах звук распространяется медленнее, чем в других средах. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твёрдых телах звук распространяется быстрее всего.)


Подведение итогов урока

Учитель: Звуки широко распространены в живой природе и технике. Большое количество информации к человеку поступает благодаря звуку. А для некоторых животных звук является основным источником информации об окружающей среде. Большое значение имеет звук также в искусстве, музыке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении заданий.

Оборудование: учебник "Русский язык" 1 класс автор Канакина В.П., печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, компьютер, карточки для работы в парах, карточка-сеть для итогового повторения, золотые рыбки.

I. Организационный момент.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

С усердием трудитесь!

- Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/

-Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными людьми/

II. Чистописание

-Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение нам нужны тетради.

-Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/

И наклонно положу. /Кладут наклонно/

Я, друзья, от вас не скрою - /Берут ручки/

Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/

Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/

За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа/

- Весной тает снег, превращаясь в воду, вода течёт к рекам, разливаясь и затапливая ближайшие земли. Это природное явление называется половодье, паводок. /Показ на экране/

-Вода течёт волнами. На минутку чистописания к нам волна заглянула.

-Посмотрите, какая буква спряталась в волне? /п/ Перенесите волну к себе в тетрадь и продолжите её до конца строчки.

-На какую букву начинаются слова паводок. половодье? /На п/ Запишите эти слова красиво к себе в тетрадь. /Слова напечатаны, учитель пишет письменными буквами на доске/

- Это время очень опасно для жизни. Каждый год во время паводка гибнут люди. Вода закрывает низины, углубления. Мы не видим место куда можно встать, поэтому можно утонуть. Лёд слабый, на него нельзя выходить. Гулять можно только около дома, на возвышенности.

III. Самоопределение к деятельности.

-Весна. Мы выходим на улицу и звуки весны окружают нас повсюду: журчат ручьи, поют птицы, кричат ребятишки, пуская кораблики. Все рады солнцу и весне. И так хорошо становится. /Звучат в записи звуки весны/

- На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? /Речевые и неречевые/

- Мы не буквы, мы - звуки речи

Изучает фонетика нас.

Мы не буквы, мы - звуки речи

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласной - прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45. Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/

- Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/

Учитель читает сведения на с.47 в рубрике "Обрати внимание!"

IV. Работа по теме урока.

- А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.

-Жили-были в одной волшебной стране звуки.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ".

- Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали . /гласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом "ГЛАСНЫЕ"

-Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/

Фонетическая зарядка.

- Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули . /Учитель показывает на ленте букв различные чередования звуков, а дети поют./

- Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом. И назывались они. /согласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом "СОГЛАСНЫЕ"

- Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.

- Ребята, а чем отличаются звуки от букв? /Ответы детей/

Работа с учебником. Упражнение №2 с.46

-Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.

Звуки мы слышим и произносим.

/Составляют предложение под руководством учителя. Записывают в тетрадь самостоятельно. /

- На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? /С гласными/

-Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? /Ударными и безударными/

Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и "БЕЗУДАРНЫЕ"

- Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? /Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/

Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, "ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ".

На доске получилась таблица:

звуки буквы

гласные согласные

ударные безударные звонкие глухие

твёрдые мягкие твёрдые мягкие

- Для того, чтобы звуки могли веселиться волшебник подарил им карнавальные наряды в виде кругов. Какие достались гласным и какие согласным?/Дети отвечают/

На доске под таблицей появляются символические обозначения звуков (взяты из системы "Школа 2100").

V. Звуко-буквенный анализ слов.

Работа с учебником. Упражнение №4 с.47- выполняют по рядам.

/По одному представителю от ряда работают у доски на наборных полотнах, по окончании проверка/.

- Давайте попробуем нарядить слова, которые мы видим в виде рисунков, в разноцветные карнавальные костюмы и в буквенную одежду.

-Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом/

-Составьте звуковую схему слов из кругов, через тире запишите слово буквами.

-Проверим, все ли справились с поставленной задачей?

-Одинаковое ли в словах количество звуков и букв?

Физкультминутка

Физкультминутка с движениями.

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся за парты.)

Под звуки природы дети выполняют упражнения для глаз. Дети остаются сидеть за партами.

-Глазкам нужно отдохнуть. /Ребята закрывают глаза/

-Нужно глубоко вздохнуть. /Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты/

-Глаза по кругу побегут. /Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки/

- Много-много раз моргнут. /Частое моргание глазами./

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

-Увидят мои глазки все! /Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка./

V. Звуко-буквенный анализ слов (продолжение)

- Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать? /Дети отвечают/

- Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте в тетрадь запишем слово ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт.

/Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях./

- А теперь нарядим слово в карнавальный костюм. /Рисуют в тетрадях звуковые обозначения в виде кругов , на доске прикрепляют готовые круги из набора/.

- Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше? /Дети отвечают/

VI. Упражнения в транскрибировании слов.

- Давайте составим к слову "ЯМА" звуковой костюм, который называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ. С этим словом мы уже знакомились и что оно обозначает знаем. Но не лишним будет повторить, как обозначаются в транскрипции звуки. Нам поможет в этом "Страничка для любознательных", которая находится в нашем учебнике на с.48. Прочитаем /Читает хорошо читающий ученик, остальные следят./

- А теперь запишем транскрипцию в тетрадь и на доску. Проверим. /[ й , ама]

Игра "Найди ошибку". Работа в парах

- Сегодня мы говорили о половодье. Талая вода течёт в реки, а из рек попадает в море.

Учитель выставляет на доску карточки со словами “МОРЕ” и "ВОДА"

- У вас на партах лежит по два варианта транскрипции к каждому слову. Сейчас вы будете работать в парах. Вы должны посоветоваться и показать правильный вариант. Как будете готовы поднимите руки, соединённые рукопожатием.

[ мор , э] [ мор , е] [ вада] [ вода]

- Молодцы. Это [ мор , э] и [ вада].

Учитель выставляет на доску карточки с правильными транскрипциями.

VII. Закрепление пройденного материала.

Работа в печатных тетрадях. с.24 №3

- Откройте ПТ на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов (транскрипции) : конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените звуковые обозначения буквами. Запишите в тетрадь слова - названия животных.

/Дети комментируют с места и пишут/.

VIII. Контроль и оценка знаний.

- Ребята, сегодня весь наш урок так или иначе связан с водой. Люди испокон веков ловили в воде рыбу. И старик в сказке А.С.Пушкина закидывал в море невод и на третий раз вытянул невод с золотой рыбкой. А что обозначает слово "НЕВОД"? /Ответы детей/

- Вот и мы сейчас расставим сеть, чтобы поймать правильные ответы, которые обозначают золотых рыбок.

Читайте также: