План урока по самопознанию 5 класс характер человека

Обновлено: 02.07.2024

Качества: уверенность в себе, сила воли, самоуважение, положительные черты характера.

Цель: расширение представлений учащихся о характере человека, о его проявлениях, о возможностях человека совершенствовать свой характер.

Задачи:

  • раскрывать значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;
  • развивать положительные качества характера, способствующие становлению личности;
  • воспитывать чувство уверенности к себе, чувство самоуважения.

Ход урока

Круг радости — Назовитесь любым именем. Можно использовать имена сказочных персонажей, героев мультфильмов и т. д. Можно к своему имени добавить подходящий эпитет, начинающийся с 1-ой буквы имени

Учитель: читает стихотворение Е. Евтушенко

(см. Учебник самопознания для 5 кл., стр.23):

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Учитель:

Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Почему вы так решили? ( Ответы учащихся)

Подытоживая высказывания учащихся, учитель говорит, что на уроке будет продолжен разговор о характере человека, о его проявлениях, о возможностях человека совершенствовать свой характер.

Позитивное высказывание (цитата урока)

Посеешь мысль — пожнешь поступок,

Посеешь поступок — пожнешь привычку.

Посеешь привычку — пожнешь характер.

Посеешь характер — пожнешь судьбу.( Чарльз А. Холл )

Вопрос для обсуждения:

  • От чего зависит судьба человека? Почему?
    (Ответы учащихся)

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:

(в поведении, в поступках)

Введение понятия “черта характера”. (упражнение)

Свойственное определенному характеру проявляется также в мимике, жестах

Кто такой скряга – очень скупой человек.

А почему его назвали скрягой?

Покажите мимикой и жестами скрягу.

Почему он будет выглядеть именно так?

Гордец – заносчивый, чрезмерно гордый человек.

А как представить забияку? Кто такой забияка?

Забияка – затевающий драки и ссоры.

Конечно, все знают, кто такой добряк?

Добряк – добрый человек

Покажите мимикой добряка.

Комментарий учителя: Таким образом, мы выделили и попытались через мимику и жесты показать одну отличительную особенность характера, т.е. ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА!

Мы понимаем, что человеческий характер составляет не одна черта, но чтобы определить все черты характера, требуется продолжительное время и постоянное общение с человеком.

Качества, которые часто повторяются у человека — это черты характера. Черты характера бывают положительными и отрицательными.

Нам легче будет описывать характер человека, если мы представим, что люди сделаны из различного материала, например, из камня – каменный человек, из стекла – стеклянный, из пластилина – пластилиновый.

Задание: выберите из предложенных черты характера, соответствующие пластилиновому, каменному, стеклянному человеку, свой выбор обоснуйте. (РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ-ОПРЕДЕЛЕНИЙ на доске)

(на доске вразброс даны определения)

Какими чертами характера будет наделён, например, пластилиновый человек?

Мягкий (добродушный, поддающийся влиянию других), безвольный (не способный принять самостоятельно решение), бесхарактерный (легко подстраивающийся под ситуацию), липкий (навязчивый), угодливый, послушный, скрытный (не пробиться к его мыслям и чувствам).

Какими чертами характера будет наделён, например, каменный человек?

Волевой (способный преодолеть все препятствия), настойчивый (добивается намеченных целей) , тяжелый в общении (не поддается чужому влиянию), твердый (уверенный в себе), честный, усердный.

Какими чертами характера будет наделён, например, стеклянный человек?

Прозрачный (открытый), искренний, резкий (несдержанный), чувствительный (не терпящий грубости), холодный (равнодушный), эгоистичный.

Слово ХАРАКТЕР – это понятие конкретное или абстрактное?

(Это слово не обозначает конкретного предмета, поэтому на основе ассоциаций мы можем найти черты характера человека в любом предмете, даже самом странном.)

Вы любите мороженое?

Задание: подберите черты характера, свойственные человеку “мороженое”.

Слащавый (льстивый), холодный, капризный (любит находиться в привычной обстановке), эмоциональный (жизнерадостный), сентиментальный.

Мороженое может быть своеобразным символом, отражающим сущность характера?

Проверка домашнего задания

Учитель: У каждого из нас свой характер, со своими недостатками и достоинствами.

Какие черты вы бы взяли и почему для создания идеального характера?

Творческая деятельность

Создание идеального характера

Рассказ учителя

1.Чем отличался Гриша Васильев от других учеников?

2.Как вы считаете правильно ли поступили учительница и директор,что отдали путевку Грише,а не Марине?

3.Что нужно человеку для того,чтобы добиться поставленной цели?

Комментарий учителя: сила воли, настойчивость трудолюбие, целеустремленность помогают человеку в достижении поставленных целей.

Учащиеся разгадывают анаграммы, обозначающие положительные черты характера:

  • ородатб (доброта)
  • тотсокырть (открытость)
  • рдуежюибел (дружелюбие)
  • дещьротс (щедрость)
  • тосемльс (смелость)

Пятиклассники самостоятельно разгадывают анаграммы, вырабатывают критерии оценивания выполнения задания. Оценивают выполнение задания в парах.

Комментарий учителя: Чтобы воспитать в себе положительные черты характера, нужно знать свой характер и избавляться от плохих качеств. Человек совершенствует свой характер, воспитывая в себе лучшие качества

Рефлексия

Домашнее задание

Учитель предлагает ученикам определить с помощью опросника степень развития у себя силы воли (см. Тетрадьученика для 5 кл., стр.24, задание 3).

Заключительная минута тишины

(Звучит музыкальная композиция )

Учитель предлагает ученикам сесть удобно, закрыть глаза, послушать музыку и прислушаться к самим себе, мысленно проанализировать свой характер, свои самые яркие качества и связанңые с ними поступки, а затем попробовать сделать вывод: что необходимо изменить в своем характере, чтобы найти гармонию с самим собой. (Учащиеся слушают музыку и погружаются в собственные размышления.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наличие учебника, тетради, дневника, ручки. Дисциплина.

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза, дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше и замечайте всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь в лес, посмотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнём несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза и глубоко вдохните, обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (можно сделать паузу на 1 – 2 минуты). Нам легко и спокойно. Мы ощущаем счастье. Как удивительна природа! И мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!

  • как вы считаете, была ли минута славы у этих ребят?

Вокруг столько ярких, сильных твёрдых характеров! Столько людей с сильной волей, уверенных в себе, целеустремлённых, активных! Можно ли каждому стать таким? Можно ли воспитать свой характер?

Выход на ценность праведное поведение

«У каждого человека три характера:

Тот, который ему приписывают,

Тот, который он сам себе приписывает,

Виктор Гюго

Докажите верность этого высказывания.

На нашей планете около пяти миллиардов жителей. Посмотрите, как много людей на Земле! Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый из нас личность.

2.Характер – это совокупность устойчивых качеств личности,

которые определяют типичный для данного человека

способ поведения и способы отношений.

3.Характер – это неповторимое,индивидуальное сочетание психологических черт личности,выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении,его поступках.

  • Что объединяет все эти определения? ( Личность, черты, устойчивые, поведения.)

Характер – это устойчивые черты поведения личности.

Цельность – единство слова и дела, воля, целеустремленность, верность долгу.

Сила характера – способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать убеждения.

Слабость характера – трусость, малодушие, неуверенность в себе.

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

- На листке бумаги справа напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться.

Очень важно уметь не только видеть характер другого человека, но и уметь видеть свой собственный характер.

-Как назвать умение видеть себя со стороны?

-Именно благодаря самооценке вы сумели или не сумели составить свой собственный портрет.

Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от меня очень многого.
  9. Чувствую себя скованным.
  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в безопасности.
  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Ничего страшного, если результаты теста показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение – это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

Групповое пение

Я надеюсь, что сегодня вы более глубоко взглянули внутрь своего характера, задумались о его чертах.

Ценность Праведное поведение

Качества: справедливость, различение, дисциплина, долг, концентрация, правильное использование времени

Педагог Дзядзина А.Б. Класс 5

расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера .

Задачи:

Раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;

Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;

Воспитывать потребность в самосовершенствовании

Ресурсы:(материалы, источники,

Слайд с цитатой , музыка для позитивного настроя и круга благодарения, тексты песни,

листы формата А8 на каждого ученика,

Ход урока:

Орг.момент. – оценивание готовности учащихся к уроку.

Наличие учебника, тетради, дневника, ручки. Дисциплина.

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза, дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше и замечайте всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь в лес, посмотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнём несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза и глубоко вдохните, обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (можно сделать паузу на 1 – 2 минуты). Нам легко и спокойно. Мы ощущаем счастье. Как удивительна природа! И мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!

как вы считаете, была ли минута славы у этих ребят?

Вокруг столько ярких, сильных твёрдых характеров! Столько людей с сильной волей, уверенных в себе, целеустремлённых, активных! Можно ли каждому стать таким? Можно ли воспитать свой характер?

Выход на ценность праведное поведение

Примечания

Позитивное высказывание (цитата).

«У каждого человека три характера:

Тот, который ему приписывают,

Тот, который он сам себе приписывает,

Виктор Гюго

Докажите верность этого высказывания.

Рассказывание истории (беседа).

На нашей планете около пяти миллиардов жителей. Посмотрите, как много людей на Земле! Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый из нас личность.

2.Характер – это совокупность устойчивых качеств личности,

которые определяют типичный для данного человека

способ поведения и способы отношений.

3.Характер – это неповторимое ,индивидуальное сочетание психологических черт личности ,выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении ,его поступках.

Что объединяет все эти определения? ( Личность, черты, устойчивые, поведения.)

Давайте сформулируем своё определение.

Характер – это устойчивые черты поведения личности.

Цельность – единство слова и дела, воля, целеустремленность, верность долгу.

Сила характера – способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать убеждения.

Слабость характера – трусость, малодушие, неуверенность в себе.

Творческая деятельность, групповая работа.

- На листке бумаги справа напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться.

Очень важно уметь не только видеть характер другого человека, но и уметь видеть свой собственный характер.

-Как назвать умение видеть себя со стороны?

-Именно благодаря самооценке вы сумели или не сумели составить свой собственный портрет.

Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 0 баллов

Я часто волнуюсь понапрасну.

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

Я боюсь выглядеть глупцом.

Я беспокоюсь за свое будущее.

Внешний вид других куда лучше, чем мой.

Как жаль, что многие не понимают меня.

Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

Люди ждут от меня очень многого.

Чувствую себя скованным.

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

Я не чувствую себя в безопасности.

Мне не с кем поделиться своими мыслями.

Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Ничего страшного, если результаты теста показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение – это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

Групповое пение

Домашнее задание.

Заключительная минута тишины.

Я надеюсь, что сегодня вы более глубоко взглянули внутрь своего характера, задумались о его чертах..


(3 минуты)
Смотрят видео
(9 минут)

Отвечают на вопросы
(2 минуты)

Выполняют задание на формате А-4

Где улыбки каждый день,
Где почти всегда весна,
Где у всех, у всех людей
Очень добрые глаза.
Кто-то ищет целый век:
"Где же счастье?" - Вот оно!
Здравствуй, добрый человек -
Посмотри в моё окно!

Припев: Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!

Слова для детей. Исполняют песню.

Открытое занятие можно провести с детьми 11-16 лет . Занятие раскрывает смысл термина"Характер". Учащиеся узнают, что такое характер, каким он бывает. По средствам упражнений дети могут узнать о своих качествах характера, с помощью теста понять хороший ли хактер у них или не лишен недостатков. Занятие развивает воображение, внимание и помогает быть более свободным в отношениях со свертниками.

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie_na_temu_harakter_.docx 32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: - Протяните, пожалуйста, ладонь, (кладет каждому на ладонь по горошине), рассмотрите её внимательно и скажите, на что эта горошина, на ваш взгляд, похожа.

А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

А какой характер у вас хороший или плохой, мы узнаем из теста.

  1. Считаешь ли ты, что у многих твоих знакомых плохой характер?
  2. Раздражают ли тебя повседневные мелкие обязанности?
  3. Веришь ли ты, что твои друзья преданы тебе?
  4. Способен ли ты ударить собаку или кошку?
  5. Часто ли ты принимаешь лекарства?
  6. Продолжаешь ли ты отстаивать свою точку зрения, понимая, что ошибся?
  7. Тяготят ли тебя общественные обязанности?
  8. Часто ли тебе приходят в голову мысли о твоей невезучести?
  9. Можешь ли ты с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?
  10. Злопамятен (на) ли ты?
  11. Находишь ли ты, что всё время стоит погода, не типичная для данного сезона?
  12. Случается ли тебе с самого утра быть в плохом настроении?
  13. Надоедает ли тебе присутствие в доме чужих людей более часа?


5)Поставь себе по одному очку за каждый положительный ответ на вопросы № 3, 7, 9, 13.
Поставь себе по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12.
Подсчитайте очки.
Если ты набрал свыше 10 очков, то у тебя покладистый характер, и ты преисполнен доброжелательного отношения к людям.

Если в результате получилось от 7 до 10 очков , то ты не лишён недостатков, но с тобой ещё можно ладить.

При результате ниже 7 очков твоим друзьям можно посочувствовать.

Материалы: тихая, мелодичная музыка.

Свойственное определенному характеру проявляется также в мимике, жестах:

Кто такой скряга – очень скупой человек.

Покажите мимикой и жестами скрягу.

Гордец – заносчивый, чрезмерно гордый человек.

А как представить забияку? Кто такой забияка?

Забияка – затевающий драки и ссоры.

Конечно, все знают, кто такой добряк?

Добряк – добрый человек

Покажите мимикой добряка.

Педагог: Мы понимаем, что человеческий характер составляет не одна черта, но чтобы определить все черты характера, требуется продолжительное время и постоянное общение с человеком.

Нам легче будет описывать характер человека, если мы представим, что люди сделаны из различного материала, например, из камня – каменный человек, из стекла – стеклянный, из пластилина – пластилиновый.

Какими чертами характера будет наделён, например, пластилиновый человек?

Мягкий (добродушный, поддающийся влиянию других), безвольный (не способный принять самостоятельно решение), бесхарактерный (легко подстраивающийся под ситуацию), липкий (навязчивый), угодливый, послушный, скрытный (не пробиться к его мыслям и чувствам).

Какими чертами характера будет наделён, например, каменный человек?

Волевой (способный преодолеть все препятствия), настойчивый (добивается намеченных целей) , тяжелый в общении (не поддается чужому влиянию), твердый (уверенный в себе), честный, усердный.

Какими чертами характера будет наделён, например, стеклянный человек?

Прозрачный (открытый), искренний, резкий (несдержанный), чувствительный (не терпящий грубости), холодный (равнодушный), эгоистичный.

Цель применения теста: выявление индивидуальнотипологических различий. Инструкция. Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти 3 элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать недостающие.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

  • сотни обозначают количество треугольников ,
  • десятки – количество кругов ,
  • единицы -количество квадратов .

Формулы рисунков : 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

Формулы рисунков : 505, 514, 523, 532, 541, 550.

Формулы рисунков : 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Формулы рисунков : 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

  • 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу;
  • 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков : 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

  • 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;
  • 244 – обладает способностью литературного творчества,
  • 217 – обладает способностью к изобретательской деятельности;
  • 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков : 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

  • 019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
  • 118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

Формулы рисунков : 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

Формулы рисунков : 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

  1. Воля и самовоспитание личности (если останется время).

Педагог: Очень важным качеством характера является воля. Ребята, что такое воля?

Воля - способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Она проявляется в таких качествах характера, как целеустремлённость, решительность, настойчивость, мужество. Те, кто занимается спортом, хорошо знают, как воспитывается воля. А остальные ребята и хотели бы изменить свой характер, но не знают, как это сделать. Психологи утверждают, что характер и волю можно тренировать так же, как мы тренируем мускулы. Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы воспитать характер?

- Пообещать себе изменить свой характер.

- Составить план действий на день, неделю, месяц.

- Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.

- Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану.

- Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой.

- Приказывать себе выполнять намеченное.

- Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам.

Педагог: Даю слово девочкам. Что, по-вашему, нужно изменить в себе нашим мальчикам? (не ругаться, уважать девочек, соблюдать дисциплину на уроках, накачать мускулатуру, воспитывать мужественность, прекратить паясничать и строить из себя клоунов и т. п.)

А над чем, по мнению мальчиков, нужно поработать девочкам? (не ругаться, уважать мальчиков, соблюдать дисциплину на уроках, поменьше краситься, воспитывать скромность, не строить из себя фотомоделей и т. п.)

Педагог: Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание - это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило - общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы, намерения и планы не дадут результата. А воля закаляется как раз в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой. И именно с этой победы начинаются все остальные победы.

Педагог: Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа? Захотелось ли вам воспитывать свой характер? (Ответы детей.)

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам себе наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них.

Умей прощать и не кажись, прощаясь,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив,

Равно встречать успех и поруганье,

Не забывая, что их голос - лжив.

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен всё воссоздать с основ.

Умей поставить в радостной надежде

На карту всё, что накопил с трудом

Всё проиграть и нищим стать, как прежде

И никогда не пожалеть о том

Умей принудить нервы, сердце, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже всё пусто, всё сгорело,

Останься прост, беседуя с царями.

Останься честен, говоря с толпой.

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неумолимый бег.

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда мой сын, ты будешь Человек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди домашних питомцев .


Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса.



Конспект фрагмента открытого занятия на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"

использование здоровьесберегающих технологий на логопедических зантиях.

Открытое занятие по ознакомлению с окружающем на основе занятия по развитию речи (ранний возраст)

Катя, Катя маленька.

Открытое занятие Учеба школьного актива в форме развивающего занятия.

Читайте также: