План урока по русскому языку 5 класс купалова

Обновлено: 05.07.2024


ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧЬ.
Цель: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения.

II. Работа над упражнениями 1, 2.
III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.
• Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.
1. Без языка и колокол нем.
2. Живое слово дороже мертвой буквы.
3. Хорошую речь хорошо и слушать.
4. В чужой беседе всяк ума купит.
5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!

IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки

900 курсов от 960 рублей

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 155 материалов





















5643466 5528873 5512639 5446870 5360624 5303578 5215450 5215425 5155137 5151119 5009434 4823712 4679838 4632150 4580342 4575989 4492060 4455431 4453408 4416233

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Специально для учителя русского языка. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по русскому языку 5 класс.

Русский язык. Практика. 5 класс. Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М. 3-е изд., стер. - М.: 2014. - 272 с.

  • Все учебники
  • Русский язык (в 2 частях) Чердаков Д.Н., Дунев А.И., Вербицкая Л.А. и др. / Под ред. Вербцкой Л.А. 5 класс Москва : Просвещение, 2018
  • Русский язык, 5 класс, Разумовская М.М., Львова С.И. М.: Дрофа, 2009. - 312 с.
  • Русский язык. 5 класс, Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А. и др./ Под ред. Шмелёва А.Д., Москва : Вентана-Граф, 2018
  • Русский язык. 5 класс. В 3-х ч. Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. - М.: 2012; Ч.1 - 182с., Ч.2 - 167с., Ч.3 - 63с.
  • Русский язык. 5 класс. В. 2 ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. 4-е изд. - М.: 2015. - Ч.1 - 280с., Ч.2 - 288с.
  • Русский язык. 5 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. в 2-х частях 4-е издание. - М.: Просвещение, 2014
  • Русский язык. 5 класс. Русская речь. Никитина Е. И. М.:2010. - 182 с.
  • Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч. Рыбченкова Л.М. и др. 4-е изд., испр. - М.: 2014. - Ч.1 - 127с., Ч.2 - 160с.
  • Русский язык. 5 класс. Учебник. Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: 2012 - 318 с.
  • Русский язык. Практика. 5 класс. Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М. 3-е изд., стер. - М.: 2014. - 272 с.
  • Русский язык. Теория. 5-9 классы. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. М.: 2012 - 320с.
  • Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное изучение. Бабайцева В.В. М.: 2012. - 416 с.


Правописание корней с чередующимися гласными О – А

Уроки

Автор: Яндыбаева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31 г.Волгограда

Цели:

1. Углубить знания учащихся об орфограмме, дать понятие о слабой и сильной позиции звука;

2. Формировать основные компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические;

3. Воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи;

Ход урока

1. Орг. момент.

Сегодня мы узнаем, при каких условиях в слове встречается орфограмма, научимся решать орфографические задачи: находить орфограммы в слове и обозначать их. Наш урок пройдет под девизом:

2. Актуализация знаний.

Итак, сегодня мы будем учиться зоркости. А что обозначает это слово? (Учащиеся с помощью синонимов дают толкование слова)

А теперь проверим ваши толкования со словарем.

Зоркий – 1.Хорошо видящий дальние и мелкие предметы.

2. Перен. Пристальный, проницательный.

Вспомните, кому нужна зоркость?

— Моряку, чтобы избежать столкновения с другими судами, со скалами.

— Охотнику, чтобы издали увидеть добычу.

— Снайперу, чтобы точно попасть в цель.

(на экран выплывают значения слова зоркий)

— Да, чтобы хорошо видеть написанное, суметь разглядеть что-то вдали.

Конечно, ребята, хорошее зрение необходимо. Но сегодня мы поговорим не просто о зрении, а об орфографической зоркости.

Что это такое? Запишем это словосочетание. (Учащиеся записывают словосочетание, затем дают его толкование) Что оно означает?

Правильно, это умение видеть в слове трудное для написания место, умение замечать свои ошибки и исправлять их. Наша задача – узнать, в каких условиях это место может встретиться в слове, т.е. мы будем развивать орфографическую зоркость.

3. Основная часть.

Мы вступаем во владения известной уже вам повелительницы правильного написания – Орфографии и вечной ее спутницы – орфограммы.

Запишем их имена в тетради.

Орфография – это целая наука, исследующая правильность написания слов. (Ученик, работавший дома со словарем, выходит к доске, записывает слова и обозначает корни, из которых они образованы, и разъясняет значение слов);

Начало свое русская орфография ведет со времен М.В.Ломоносова, который считал, что писать нужно с помощью определенных правил.( на экране портрет М.В.Ломоносова)

Эти умные слова придумали взрослые, а учить приходится детям. А это, ох, как трудно. Многие утверждают, что писать можно так, как слышим.

Однажды в трудную ситуацию попали друзья Кристофера Робина. Вы хорошо помните Кролика, Винни-Пуха, Пятачка, Сову? В какой сказке они живут? (Инсценировка; на экране герои мультфильма о Винни Пухе)

— Однажды Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел только записку:

Ушол Щас вирнус Занит

Кролик (читает записку): Ну и ну! (идет к Сове)

Кристофер Робин оставил записку, но я ничего не могу в ней разобрать! Помоги, пожалуйста.

Ослик Иа: Погодите, он, наверное, ушел с каким-то Щасвернусом.

Кролик: А кто это такой, этот Щасвернус? Интересно, он травоядный или пятнистый?

— Спасибо, ребята, за разыгранную сценку. Скажите, почему сказочные герои попали в трудную ситуацию?

Почему так трудно было прочитать записку?

— Потому что слова написаны неправильно, т.е. не по правилам.

— Кристофер Робин писал так, как слышал.

Учитель. Вся эта история произошла в сказочном лесу. А у вас есть истории, похожие на нашу? В домашнем задании вы пофантазировали, что бы было, если бы не было орфографии?

— Можно ли нам обходиться без орфографии, писать так, как слышим?

— Без орфографии люди бы не поняли друг друга, трудно было бы общаться, читать и писать.

С наукой орфографией мы разобрались. Теперь обратимся к орфограмме. Этот термин вам, конечно, знаком. Вспомните определение.

Сверим с правильным определением.(работа с учебником)

— При каких условиях может появляться орфограмма в слове?

запишите слова и обозначьте гласный звук, который слышится в корне. В какой колонке звук слышится ясно? Почему? ( в первой, так как он под ударением)

— Если звук стоит в ударной позиции, то он слышится четко, ясно. Это сильная позиция для гласного.

— В каком столбике гласный слышится неотчетливо? Почему? (во втором, так как он без ударения)

— Так в какой же позиции возникает орфограмма-гласная? (в слабой)

Сделаем вывод: безударное положение – слабая позиция для гласного, под ударением – сильная позиция. Орфограмма возникает только в слабой позиции.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать орфограмму-гласную в корне?

— Нужно поставить звук в сильную позицию, т.е. под ударение.

— Вторая слабая позиция для гласного – это положение после шипящих и ц. Какое правило вам известно еще с начальной школы?

Теперь проверим, как вы усвоили знания об орфограмме.

Нам понадобятся сигнальные карточки. Я читаю слово, если в нем есть орфограмма, поднимайте красный сигнал.

Мы учились орфографической зоркости, на слух определяли орфограмму в слове.

— Как вы думаете, а у согласных может быть слабая позиция или согласные пишутся так, как слышатся?

Делаем вывод и сверяем его со слайдами.

Слабая позиция для согласного – в конце слова и перед другим согласным.

— Запишите по одному своему примеру на каждый пункт.

— Итак, если мы видим, что звук находится в слабой позиции, о чем это нам говорит? (это сигнал орфограммы)

— Что такое орфограмма? (Орфограммой называется буква, написание которой нужно проверить с помощью определенного правила)

— Всегда ли можно проверить, какую букву нужно писать?

(Нет, существуют слова, в которых написание проверить нельзя, их нужно запомнить, обратиться к словарю

Например, фантастика, космос, футбол и другие)

4. Закрепление.

Ребята, предлагаю вам проверить свои силы в небольшой самостоятельной работе. Выполним ее по вариантам.

1 вариант в своем тексте должен найти и записать слова с орфограммами-гласными в корне слова:

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

2 вариант ищет слова с орфограммами-согласными:

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

— Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена?

Молодцы, вы правильно выписали слова, проверили ошибкоопасные места.

Я уверена, вы вспомнили авторов этих прекрасных стихотворений. Прочитаем выразительно эти отрывки, может, кто-то вспомнит стихотворения полностью.

С помощью каких средств поэт создают картину прихода весны (1 вариант)?

Расскажите, кому посвящено стихотворение 2 варианта?

Выводы.

Что нового мы узнали об орфограмме?

Домашнее задание.

2) Из понравившегося стихотворения выписать слова с орфограммами-гласными и согласными, проверить их.

Итоги:

Данный урок проводится с применением презентации, что делает его нагляднее, дидактический материал педагог может использовать разнообразный, на свое усмотрение. На данном уроке у учащихся формируются различные универсальные учебные действия: поиск информации в словаре, опознавание и анализ лингвистического материала, а также развиваются коммуникативные навыки.

Знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм, уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку. 5 класс.

Цель: углубить знания учащихся об орфограмме, дать понятие о слабой и сильной позиции звука; формировать основные компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические; воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи;

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность

Познавательные: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Предметные: знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм, уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.

Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки)

II. Актуализация знаний.

1)Проверка домашнего задания. Упражнение 24.

Трава или трова — безуд.провер. гласная

Корова или карова — безуд.непровер. гласная

Грусный или грустный –непроизносимая согласная

Купешь или купишь – спряжение глагола

— Ребята, у нас получилось разгадать написание слов?

Ребята, мы с вами определили правильное написание слов:

Трава, корова, грустный, купишь

— Ребята, как называются проблемные места в написании слов? (орфограммы)

— А как называются правила, которым нужно следовать при написании слов? (орфографические)

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

— Для чего нам нужно уметь пользоваться орфографическими правилами?

Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию.

— Что такое орфограмма?

— Какие орфографические правила вы помните из курса начальной школы? Для чего вы их изучали?

— Прочитайте. Расскажите, что нового вы узнали об орфограммах и орфографических правилах

VI. Проверка усвоения знаний.

1)Работа с учебником

— Ребята, чтобы закрепить наши знания, давайте обратим внимание на параграф

7 упражнение 25. (Вечкилев, Каныгина)

Упражнение 26 – устно. (Кравцова, Фофонова)

Упражнение 28 – письменно. ( Головко, Абрамов, Коптева, Щиров)

2) Работа в паре.

Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке — пос..дел от старости.
Сл..зал сливки — сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо — св..ла пятно.
Пол..скать белье — пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой — зак..лю здоровье.
Прим..рять платье — прим..рять друзей.
Острые м..чи — футбольные м..чи.

3)Работа в группах.

Задание: исправьте ошибки в тексте. Каждая группа защитит свою работу

На слайде текст:

а) Тихо было вокруг. Солнце лижало на запущенной клумби и на тровянистой лужайке. Коричневая бабочка сидела на цвитке. Пчёлы с бальшими шерокими полосками вокруг брюшка сновали с цвитка нацвиток и слатко гудели.

б)Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке — пос..дел от старости.
Сл..зал сливки — сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо — св..ла пятно.
Пол..скать белье — пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой — зак..лю здоровье.
Прим..рять платье — прим..рять друзей.
Острые м..чи — футбольные м..чи.

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

— Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами познакомились с орфограммами и орфографическими правилами.

— что мы делали на нашем уроке? (Мы узнали, что такое орфограммы, для чего нужно знать орфографические правила)

— достигли ли мы цели нашего урока?

— что вам понравилось на уроке, какие задания?

— Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

IX. Рефлексия.
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…

VIII. Домашнее задание.

2. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Пр…верка, п…дарк…м, н…летел, о…дых, б…зу дарный, (в) к…рнях, ч…ртить, смел…сть, м…роз…ц, клубоч…к, (он) кле…т, (для) красн…й, (о) замысл…, (за) дом…м.

Повышенный : 2) Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы. Сделайте

вывод: в каких частях слова могут быть орфограммы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока по литературе .Работа в группах.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча .


Материал содержит комплексы упражнений с фитболом.

Урок в 5 классе орфограмма купалова

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно


Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • познакомить учащихся с учебным комплексом по русскому языку, по которому предстоит заниматься;
  • формировать коммуникативные умения и навыки учащихся;
  • прививать бережное отношение к книге вообще и к учебнику в частности.

I . Организационный момент.

- Здравствуйте! Вижу, настроение у всех прекрасное, а значит, рабочее. К уроку все готовы? Тогда приступим к работе.

II . Работа с пословицами (записаны на доске).

Задание: прочитать пословицы, определить смысл, 1 – 2 пословицы записать в тетради.

1.Мир освещается солнцем, а человек – знанием. 2. Век живи – век учись. 3. Ученье – свет, а неученье – тьма. 4. За одного учёного двух неучёных дают.

- Что объединяет эти пословицы? (Дети отвечают.)

- А где мы можем получить знания? (Дети отвечают.)

IV . Знакомство с учебным комплексом.

- Какие темы мы будем изучать в 5 классе? (Дети отвечают.)

Учебник разбит на параграфы, чтобы было удобно пользоваться им как при изучении нового материала, так и при повторении и обоб­щении ранее изученного.

- А какой параграф на странице 27? (Дети отвечают.)

- Молодцы. С заданием справились хорошо.

3. А теперь давайте поближе познакомимся с нашим первым учебником. Но сначала прочитаем высказывание П.Вяземского на обложке книги.

- Как вы его понимаете? (Дети отвечают.)

4. Задание: перелистайте страницы учебника и обратите внимание на его оформление.

5. Коллективное (по цепочке) чтение вступительной статьи – обращения авторов к

6. Слово учителя о словарях, условных обозначениях и списке сокращений, принятых в учебном комплексе.

Учитель: Вопросы есть? Если нет, то отправляемся дальше.

- Как вы понимаете смысл заглавия? (Дети отвечают.)

Назначение пособия - помочь вам найти для себя новое и интересное в языке, понять и освоить его законы и правила, научиться применять свои знания и умения на практике.

1. Чтение изречения Г.Державина на обложке книги.

- К чему оно побуждает? (Дети отвечают.)

Возможно, и у вас появится желание самим подбирать и записывать интересные высказывания о русском языке.

2. Полистаем учебник и найдём оглавление.

- Какие три большие части выделены в оглавлении? (Дети отвечают.)

- Перелистайте страницы и найдите те из них, которыми начи­нается каждая часть книги и где обозначено содержание вводного курса, основного курса и итогового повторения. Нашли? Это шмуцтитулы.

- Как они оформлены? (Дети отвечают.)

- Что в оглавлении вам показалось знакомым, а с чем встрети­лись впервые? (Дети отвечают.)

4. Знакомство с приложением.

- Что содержится в приложении? (Дети отвечают.)

- К каким материалам учебника, когда и зачем вы будете им пользоваться? (Дети отвечают.)

5. Повторение уже известных видов разбора, знакомство с новыми видами разбора (с. 4).

Учитель: Всё понятно? Хорошо. Отправляемся дальше.

Познакомимся с этой книгой.

1. Но сначала прочитаем высказывание Н.Гоголя на обложке книги.

- Как вы его понимаете? (Дети отвечают.)

- Слово учителя: как работать по учебному пособию.

- Рассматривание форзацев книги, расположения материала.

- Знакомство с условными обозначениями, указателем и оглавлением.

- Знакомство с памятками в книге.

3.Коллективное (по цепочке) чтение обращения авторов пособия к пятиклассникам и советов выдающихся людей.

Учитель: Ну. что же, продолжим наше путешествие дальше.

Учитель: Перед вами три книги. Рассмотрите переплёты всех этих книг.

- Как в их оформлении показано, что перед нами три части единого учебного комплекса? (Дети отвечают.)

- В чём переплёты схолны? (Дети отвечают.)

- Чем различаются? (Дети отвечают.)

Учитель: Обратите внимание на обложки книг.

- Чем объяснить, что они оформлены художником единообразно? (Дети отвечают.)

Учитель: Ребята, а кто назовёт ещё одно сходство этих книг. (Дети называют.)

Учитель: Правильно! Молодцы! Запишите понравившееся высказывание в тетради.

Учитель: Записали? Тогда продолжим наше путешествие.

Учитель: Ребята, как вы думаете, над созданием книги трудился один человек или несколько? (Дети отвечают.) Давайте с ними познакомимся.

- Кто написал эту книгу?

- Какой художник оформил?

- Кто подготовил к печати? (Дети отвечают.)

- Где и когда была издана?

- Каков тираж книги?

Учитель: Мы с вами убедились, что над созданием этих книг работало много людей: учёные, художники, печатники. Создание учебника для школы - это труд многих людей. А труд людей нужно уважать и беречь.

- Как же нужно относиться к книгам? (Дети отвечают.)

Учитель: Молодцы, ребята, помните, что учебники нужно передать другим пятиклассникам. Но беречь надо любую книгу, ведь она нас многому научит. Не зря народом создано столько пословиц и поговорок о книге. Какие вы знаете? (Учащиеся приводят примеры.)

Пословицы и поговорки о книге:

Книга – лучший друг.

Испокон века книга растит человека.

С книгами жить – век не тужить.

Книга подобна воде: дорогу пробьёт везде.

Будешь книги читать, будешь всё знать.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Учитель: Путешествие наше заканчивается. Мы прибыли на последнюю станцию.

Учитель: Сейчас мы составим памятку и запишем её в тетради.

1) Бережно относись к учебнику: в него вложен труд многих людей.

2) Обращайся с ним аккуратно. Обязательно оберни в обложку, не загибай страниц, пользуйся закладкой. Никогда не пиши в учебнике ручкой, только карандашом при необходимости. Черновые записи делай в блокноте.

3)Помни: свой учебник ты должен передать чистым и опрятным будущему пятикласснику.

V . Заключительное слово учителя.

Вывод: наше путешествие подошло к концу. По книгам, с которыми вы познакомились, будете учиться правильно говорить и грамотно писать, умело воспринимать уст­ную и письменную речь, что очень важно для воспитания культуры общения между людьми. Успехов вам!

Домашнее задание: подобрать высказывания выдающихся людей о русском языке.

Читайте также: