План урока по русскому языку 1 класс буква и

Обновлено: 06.07.2024

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.

Название раздела, темы: Звуки и буквы.

Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.

Планируемые результаты:

Предметные результаты :

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.

Оборудование: 1). Орфографические словари (для каждого ученика);

2). Плакаты: памятник Кириллу и Мефодию в Москве,

3). Карточки: анаграммы (для каждого ученика);

Рисунки с буквами алфавита

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня 4 февраля.

2.Чистописание

Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву. (А)

t1613675082aa.jpg

Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.

3.Самоопределение к деятельности.

Л Ф А Т В А И

1). -На доске написаны б уквы.

-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

-Назовите согласные. (Л Ф Т В)

- Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.( Ф В Т )

- Что можете сказать про букву Л?

- Назовите гласные (А И).

-Что можно сказать о букве И ? (Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).

-Что можно сказать о букве А ? (Согласные в слиянии произносятся твёрдо).

2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

-Правильно, тема нашего урока - Алфавит .

- На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ

-Сделаем схему этого слова на этой же строчке.

4. Работа по теме урока.

1). Знакомство с алфавитом.

-Сколько всего букв в русском языке? (33).

-Сколько гласных букв? (10).

-А сколько согласных? (21).

-Сколько букв не обозначают звука? (2).

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он .

2). Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).

- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).

-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА

3). Кто–то может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.

4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.

(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)

6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3

1вариант - л л и и К р 2 вариант- е о й М д и ф

-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО

История возникновения Алфавита.

1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

2). Вот так выглядела старославянская азбука.

-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.

5.Списывание предложения с доски:

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

6.Физкультминутка

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)

Дети садятся на свои места.

7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.

8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.

9.Отгадайте загадку.

Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака).

1). -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

Что для этого нужно знать? (Алфавит)

-С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

-Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.

2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

-Конечно, он использует Алфавит.

3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.

11. Практическое пользование алфавитом.

- Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.

(Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)

(Напомнить написание имён собственных).

Проверка с доски

12. Физкультминутка.

Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я

13. Работа по учебнику.(с.56 упр.8)

Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. ( учитель )

-А теперь отгадайте мои слова:

1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л

2-ая-первая буква алфавита

3-я-стоит после буквы П

4-я- первая буква алфавита

5-я-стоит перед буквой М

6-я- пятая буква алфавита

7-я-первая буква алфавита

14. Домашнее задание

Что такое алфавит?

Сколько букв в русском алфавите?

Кто уже запомнил алфавит?

Кто правильно называет буквы?

Кому ещё нужно немного потренироваться?

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

Дополнительно

Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок русского языка в 1А классе

Задачи: - познакомить учащихся с буквами И, и;

- формировать умение определять позиционное изменение согласных звуков

- развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память; познакомить

- прививать терпимость к чужому мнению;

продолжить учить слого - звуковому анализу слов.

Формируемые УУД: умение принимать решение и работать самостоятельно

Пропедевтика: понятие о союзах, правописание союзов, их роль при построении предложений

I . Включение в учебную деятельность.

- Какие буквы вы уже знаете? (А, О)

-Какие звуки они обозначают?

- Эти звуки гласные или согласные?

II . Развитие речевого аппарата.

III . Актуализация знаний.

- Чем похожи и чем отличаются пары слов? ( Сом – сам, дом – дам, том – там)

- В чем особенность этой пары слов? ( Окунь – окуни / )

- Объясните значение этих слов.

- Какую роль в слове играет ударение?

- Сколько ударных слогов может быть в слове?

Поработаем над правильным дыханием.

- Представьте, что у вас день рождения и вам нужно задуть свечу. Дуть надо плавно, ровно, медленно. Огонек свечи должен угасать медленно

- Вспомните, как называется сказка, к которой нарисованы рис. с.27

- Кто является главным героем сказки?

- Как звали девочку?

- Маша – это имя собственное или нарицательное?

- Девочка, медведь – это название предметов или живых существ ?

- К какой группе относятся эти слова? ( Одушевленные существа )

- Кто готов рассказать сказку по первому рисунку?

- Какой момент сказки изображен на втором рисунке?

- Почему медведь убегает на третьем рисунке ?

- Составьте 4 предложения по последнему рисунку.

- Что бы вам хотелось изменить в сказке?

( Медведь принес корзину в деревню. Бабушка и дедушка могли пригласить его в дом и угостить медом за то, что он принес заблудившуюся внучку домой.)

- Какие знакомые буквы вы видите на ленте?

- Что у них общее, в чем отличие?

IV . Постановка целей и определение темы урока.

( Учитель подводит детей к тому, чтобы они догадались о теме и целях урока.)

V . Работа по теме урока.

1. Повторение изученных звуков.

- Я назову слово на звук А . Вы подберете к нему слово, которое указывает на его признак. Ваш ответ должен начинаться на звук А.

Арбуз - … (алый)

Ананас - … (аппетитный)

Астра - … ( ароматная)

- Игра. На любой мой вопрос отвечайте словом, которое начинается на букву А.

- Как тебя зовут? ( Алексей)

- А фамилия ( Александров)

- Откуда ты приехал на урок- ( из Астрахани)

- Что там растет? ( Арбузы)

- А еще? ( Абрикосы, айва)

- Какие птицы там водятся? ( Аисты)

- Какой подарок ты привез маме? ( Астры, альбом)

- Игра . На любой мой вопрос отвечайте словом на букву О.

- Какое время года ты любишь? (Осень)

- Какие вывески ты встречал в городе? ( Обувь, Оптика)

- Какие знаешь города на букву о? ( Омск)

- А какую реку? ( Обь)

- Отгадайте слова

В конце предложения ставится … ( точка).

Со звуком ( д ) мама воспитывает …( дочку).

С буквой к я на болоте … (кочка).

О на А заменим …. (качка).

Если с Т, то слово … (тачка).

- Вы увидели, что только при замене одного звука значение слова сразу меняется., и слово сразу обозначает другой предмет. (точка-дочка-бочка-почка-ночка кочка-качка-тачка- дачка)

2. Знакомство со звуком (и)

- Какой одинаковый звук слышится в словах: липа, ива, иглы, аист, ирис, иволга, сито?

- Повторите звук (и).

- Какой это звук: гласный или согласный.

( Учитель объясняет особенности артикуляции при произношении звука (и))

3. Работа с книгой

А )- Откройте Азбуку на с. 29. Что нарисовано в рамочке? ( Иголка с ниткой )

- Человек может: шить, рубить, пилить, резать. В его работе помогают инструменты

-Иголка - инструмент для шитья. Обращаться надо аккуратно. Укол иглой болезнен.

- У каких растений есть иголки?( У розы, шиповника, смородины, ежевики, боярышника, облепихи, малины)

Б) Слого-звукокой анализ слова игла.

-Сколько слогов в слове ИГОЛКА?

- Какой первый слог?

- В нем один звук, какой он? Произнесите его вслух.

- Назовите второй слог. Что вы можете о нем сказать? ( Ударный состоит из трех звуков )

Во втором слоге слияние и еще примыкает согласный звук.

- Назовите третий слог. Назовите в нем звуки.

- Чем он является? ( Слиянием)

-Так с какого же звука начинается слово ИГОЛКА?

Изучали мы буквы, которыми можно обозначить при написании звук И.

4. Работа с книгой.

- Откройте Азбуку на с.30. Посмотрите на значок – помощник. Он означает – задание для начинающих.

- Кто хочет прочитать его?

- Что нового мы узнали на уроке?

( Одно и то же слово имеет различные значения)

VI . Физкультминутка.

VII . Продолжение работы по теме урока.

Молоток я раздолбила,

Из дощечек букву сбила.

- Сколько здесь дощечек?

- На что похожа буква И?

- Послушайте стихотворение В. Степанова и нарисуйте, на что похожа буква И.

На калитку посмотри –

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Чтение столбиков и строк с доски

И-а И-о И-и А-и О-и

А-и О-а И-о И-и И-и

Прочитай с заданной информацией

- В каких словах встретился звук И?

5. Сравним печатные и письменные буквы И, и.

6. Работа в Прописях с. 7

- Напишите элементы буквы и, а затем строчную букву и.

Напишите под диктовку: о, О, а, А, и, , а, о, О, А

7. Работа над мягкость буквы И.

- Произнесите вместе со мной: ПИ – НИ – РИ- -ТИ – ЛИ – ДИ

- Как звучат согласные звуки? ( Мягко)

- Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

8. Заглавная буква И

- Что общего в словах: Иван, Ира, Илья, Ибрагим. ( Имена собственные, пишутся с большой буквы И)

- Для чего нужна заглавная буква И?

9. Работа в прописях с. 8

(Объяснение правила написания заглавной буквы И)

10. Работа с Азбукой с. 28

- Кого вы видите на рисунке?

- Какое оружие при нем видите?

- С кем беседует Иван-царевич?

- В каком месте находится избушка на курьих ножках?

- Как выглядят ели?

- Кого ищет Иван-царевич? Составьте предложение по схеме.

- Кто из вас видел ивы в природе?

- В деревнях их сажали возле колодцев.

А) Подчеркните простым карандашом все буквы И, которые встретились в этом стихотворении.

Б) Обобщение.

- Какие школьные принадлежности вы знаете?

Работа по Азбуке с. 30

- Что делает мама? ( Составляют предложения по рисунку)

- Какие слова она говорит?

- Какие слова говорит вам мама перед школой?

11. Работа в Прописях с. 8.

- Представьте, что к нам в окно залетел космический корабль. Из него вышли инопланетяне и назвали свои имена: Ио, Иа, Оа, Ао

- Как бы вы их записали? ( с большой буквы)

- Давайте напишем в свободной линейке их имена.

VIII . Подведение итогов урока.

- Кто доволен своей работой на уроке?

- А кто не очень доволен и почему?

- Понравился вам урок?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 217 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 209 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.01.2019 1352
  • DOCX 28.3 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Завада Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для учащихся 1 класса. Предмет: Обучение грамоте и письму.

Тема: Звук и буква Ии.

Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и.

Основные понятия: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук, буква.

Формируемые УУД:

Познавательные: осмысление соответствия звука букве.

Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия , учиться быть терпимыми к чужому мнению.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках?

Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть звуки [а],[о].(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а],[о]).Соотнесите картинку и звук.

Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?

Задание выполняют 2 учащихся у доски, осуществляется взаимопроверка.

Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.

Речевая разминка

Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник , но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова(показать). Молодцы!

Учащиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием.

Постановка цели и задач урока

Ребята, послушайте внимательно загадку.

Говорят, упрямый он

И не очень то умён,

Но словам таким не верь-

Это очень славный зверь.

Просто любит он покой.

Он задумчивый такой.

А как кричит осел?

Какой новый звук вы слышите?

Подумайте звук [и] гласный или согласный?

Давайте произнесем его.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?

Звук[о], гласный, безударный.

Познакомимся со звуком [и] и буквой И и.

Работа по теме урока

Знакомство с буквой И

Какая это буква? Гласная или согласная? На что похожа буква И?

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик …

Сколько слогов в слове И-ГОЛ-КА

Какой первый слог?

Какой звук в первом слоге -и?

Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.

У каких растений есть колючие иголки?

У какого животного есть иголки?

А у какого дерева есть иголки? Молодцы!

Учащиеся открывают учебник и рассматривают как выглядит печатная буква И заглавная и строчная.

Печатная заглавная и строчная буква Ии

Гласный звук, безударный, так как на него не падает ударение.

Кактус, роза, шиповник, малина .

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Учащиеся выполняют соответствующие действия

Закрепление изученного материала

Работа по маршрутному листу

Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова Ивы. А теперь возьмите в руки красный карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте. Молодцы!

А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете.

Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива. Молодцы! Вы справились с заданием.

Чтение буквы И.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

-Сколько здесь дощечек?

Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик.

Давайте все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией.

Учащиеся ставят палец, где задание номер 2.

Читает читающий ученик, остальные слушают.

Учащиеся ищут буквы и, подчеркивают их.

Всего 6 букв и. Читают слова с буквой И: ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою.

Учащиеся выполняют действия в соответствии с заданием.

Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какой буквой? Буква И ,гласная или согласная? Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать , то возьмите в правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и, соотносить звук и букву.

Основные понятия темы: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук.

Задачи:

  • Развивать умение различать в словах звук [и];
  • Развивать умение проводить звуковой анализ и синтез;
  • Развивать умение распознавать гласные буквы.
  • осознание алгоритма своего действия;
  • перевод внешней речи на внутренний план.
  • осмысление соответствия звука букве;
  • осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте! Меня зовут Наталья Иозифовна.

-Начнем урок обучения грамоте.

-Сядет тот ряд, который будет вести себя тише всех, и так 1 ряд, 2,3.

Приветствуют. Садятся на свои места по рядам.

2. Мотивация к деятельности. Постановка темы.

- Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?

- Чему уже научились?

- Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.

- Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?

Улитка, ослик, сосны, лук, книга, волк, акула, облако, письма, иволга

Красный: улитка, ослик, акула, облако, иволга.

Синий: сосны, лук, книга, волк, письма.

- Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: пила, аист, игла, ива (показ картинок). Произносим хором и слушаем себя.

Дети называют слова по картинкам хором.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Какой звук мы с вами будем изучать?

Верно, тема нашего урока: "Звук И и"

-Каковы наши цели?

- Познакомиться со звуком [и], буквой И и, научиться соотносить звук и букву.

3. Знакомство со звуком [и], буквой И и.

Звуковой анализ, характеристика звуков.

- Как кричит ослик?

- Назовите первый звук.

- Давайте вместе произнесем звук [И].

- Давайте вместе произнесем этот звук.

-Какой он гласный или согласный?

- Кто знает, какой буквой обозначается звук [и]?

- Звук [и] мы обозначим буквой И.

Работа с учебником

Азбука на стр. 72.

-Какая буква изображена вверху на нашей странице?

- Сколько их изображено? Почему их 2?

-Когда используется заглавная буква?

- На что похожа буква И?

- Послушайте, как про эту букву написал поэт:

«Буква И наискосок примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула -

Упражнения на запонимание буквы

Словно столбики застыли.

Средний левой чуть нагнулся,

Пальца правой дотянулся.

  1. Сейчас возьмите ручку и обратной стороной обведите букву.

Анализируют звук [и]

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса - тише, громче.)

-Воздух проходит свободно, поем.

4.Физминутка

- А сейчас отдохнём и встанем, проведём физминутку.

-А сейчас садимся тихо и продолжаем урок.

5.Лексическая работа

-Кто догадался, герой какой сказки изображен в азбуке?

-Что в руках у Ивана-царевича?

-Какой лук вы имели в виду?

-Сравним два слова лук.

- Посмотрите на модели. Что можете сказать?

-звуки одинаковые, а слова разные по значению.

Сравнение слов по звучанию и доказательство того, что звуки в словах одинаковые.

Вывод о том, что хотя слова звучат и пишутся одинаково, но по значению они разные.

-Рассмотрите ребус в картинках внизу изображения, кто его разгадал? Почему?

-Рассмотрите схему предложения. Что по ней можно сказать о нем?

-То, что мы разгадали, это слово или предложение?

-А что перепутано этом ребусе?

-Давайте читать все хором по слогам, потом целым словом.

ПИ - ЛА ВИ - КА ЛИ - ЗА

ЛИ - СА НИ - НА МИ - ША

Ми - ша и Ни - на ма - лы - ши.

У них ма-ши-на и ку -клы.

-Сейчас я вам прочту отрывок из сказки на странице 72 учебника. А те кто умеет читать, следите за мной.

-Кто знает, что это за сказка?

Читают слова с доски

-Слушают отрывок и следят за текстом.

Отвечают на вопросы

-Понравилось ли вам на занятии?

Оцените свою работу.

-Кто считает, что поработали на отлично, то поднимите руку, опустите руки. Теперь тот, кто считает, что поработал хорошо.

Оценивают свою работу

План-конспект урока в 1 классе

Учитель: Фурманова Н.И.

Предмет: обучение грамоте

Тема: "Буква И и, звук[и]"

Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и, соотносить звук и букву.

Основные понятия темы: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук.

Развивать умение различать в словах звук [и];

Развивать умение проводить звуковой анализ и синтез;

Развивать умение распознавать гласные буквы.

осознание алгоритма своего действия;

перевод внешней речи на внутренний план.

осмысление соответствия звука букве;

осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

освоение умения четко произносить звук [и].

умение объяснять свой выбор.

1.Организационный момент

-Здравствуйте! Меня зовут Наталья Иозифовна.

-Начнем урок обучения грамоте.

-Сядет тот ряд, который будет вести себя тише всех, и так 1 ряд, 2,3.

Приветствуют. Садятся на свои места по рядам.

2. Мотивация к деятельности. Постановка темы.

- Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?

- Чему уже научились?

- Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.

- Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?

Улитка, ослик, сосны, лук, книга, волк, акула, облако, письма, иволга

Красный: улитка, ослик, акула, облако, иволга.

Синий: сосны, лук, книга, волк, письма.

- Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: пила, аист, игла, ива (показ картинок). Произносим хором и слушаем себя.

Дети называют слова по картинкам хором.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Какой звук мы с вами будем изучать?

Верно, тема нашего урока: "Звук И и"

-Каковы наши цели?

- Познакомиться со звуком [и], буквой И и, научиться соотносить звук и букву.

3. Знакомство со звуком [и], буквой И и.

Звуковой анализ, характеристика звуков.

- Как кричит ослик?

- Назовите первый звук.

- Давайте вместе произнесем звук [И].

- Давайте вместе произнесем этот звук.

-Какой он гласный или согласный?

- Кто знает, какой буквой обозначается звук [и]?

- Звук [и] мы обозначим буквой И.

Работа с учебником

Азбука на стр. 72.

-Какая буква изображена вверху на нашей странице?

- Сколько их изображено? Почему их 2?

-Когда используется заглавная буква?

- На что похожа буква И?

- Послушайте, как про эту букву написал поэт:

«Буква И наискосок примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула -

Упражнения на запонимание буквы

Сложите букву Ии из карандашей. Сколько карандашей понадобилось?

Словно столбики застыли.

Средний левой чуть нагнулся,

Пальца правой дотянулся.

Сейчас возьмите ручку и обратной стороной обведите букву.

Анализируют звук [и]

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса - тише, громче.)

-Воздух проходит свободно, поем.

4.Физминутка

- А сейчас отдохнём и встанем, проведём физминутку.

-А сейчас садимся тихо и продолжаем урок.

5.Лексическая работа

-Кто догадался, герой какой сказки изображен в азбуке?

-Что в руках у Ивана-царевича?

-Какой лук вы имели в виду?

-Сравним два слова лук.

- Посмотрите на модели. Что можете сказать?

-звуки одинаковые, а слова разные по значению.

Сравнение слов по звучанию и доказательство того, что звуки в словах одинаковые.

Вывод о том, что хотя слова звучат и пишутся одинаково, но по значению они разные.

-Рассмотрите ребус в картинках внизу изображения, кто его разгадал? Почему?

-Рассмотрите схему предложения. Что по ней можно сказать о нем?

-То, что мы разгадали, это слово или предложение?

-А что перепутано этом ребусе?

-Давайте читать все хором по слогам, потом целым словом.

ПИ - ЛА ВИ - КА ЛИ - ЗА

ЛИ - СА НИ - НА МИ - ША

Ми - ша и Ни - на ма - лы - ши.

У них ма-ши-на и ку -клы.

-Сейчас я вам прочту отрывок из сказки на странице 72 учебника. А те кто умеет читать, следите за мной.

-Кто знает, что это за сказка?

Читают слова с доски

-Слушают отрывок и следят за текстом.

Отвечают на вопросы

-Понравилось ли вам на занятии?

Оцените свою работу.

-Кто считает, что поработали на отлично, то поднимите руку, опустите руки. Теперь тот, кто считает, что поработал хорошо.


научить различать и правильно писать слова с гласным звуком И и согласным звуком Й.

Задачи:

- обучающие: познакомить со способами переноса слов с буквой Й, продолжить работу над формированием навыка письма, орфографической зоркости, памяти, внимания;

- развивающие: создать условия для овладения детьми умения различать и правильно писать слова с гласным звуком [и] и согласным звуком [й];

- воспитательные: воспитывать любовь к труду, умение оценивать свой труд.

Структура и ход урока.

1. Организационно-мотивационный этап.

Каждый день-всегда, везде,

На занятиях, в игре-смело, четко говорим и тихонечко сидим!

Просит показать какое настроение сейчас.

Учитель загадывает загадку.

В клетке целый день сидит,

И под нос себе твердит,

Но услышав двери скрип,

Он кричит "Филипп-Филипп",

Кеше пить быстрее дай,

Проводит эвристическую беседу: Помогает сформулировать проблему.

- Какой звук слышится на конце слова? Дайте ему характеристику.

- Образуйте от этого слова форму множественного числа? Какой звук на конце? Дайте ему характеристику.

- Чем звук отличается от буквы?

План-конспект урока по русскому языку для начальных классов Слова с буквами И и Й

Организует минутку чистописания в тетради.

Организует выполнение упражнения:

1 в.-придумывает слова с буквой и

2 в.-придумывает слова с буквой й.

2. Этап введения новых знаний на основе актуализации имеющихся знаний.

Создает проблемную ситуацию.

- Как мы переносим слова?

- А мы знаем, как перенести слово чайка?

- Подумайте, как можно его перенести?

- Посмотрите как учебник на с. 80 предлагает это сделать?

- Мы ответили на поставленный вопрос?

Организует работу с упр.№5

- Спишите 2 слова , разделяя их горизонтальной чертой для переноса.

3. Релаксация.

Физминутка для расслабления мышц спины, шеи, рук, ног.

4. Этап первичного закрепления.

Организует самостоятельную работу ПК-1 ученик, скрыто контролирует выполнение задания учениками.

5. Оценочно-рефлексивный этап.

Читайте также: