План урока по литературе 4 класс знакомство с учебником

Обновлено: 06.07.2024

I. Организационный момент.

II. Знакомство с учебником.

Учитель беседует с учащимися о произведениях, прочитанных ими летом, спрашивает о том, что больше всего им понравилось, удивило, привлекло внимание.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть учебник по чтению.

– Что интересного увидели?

– Что вас заинтересовало больше всего?

– Что показалось непонятным?

Затем, беседуя с учащимися, учитель обращает внимание детей на построение учебника (учебник состоит из 2 частей, каждая часть, помимо основных разделов, содержит поэтические тетради на определённые темы), на фамилии авторов учебника (учащиеся отмечают, что по учебникам, составленным данными авторами, они занимались во 2-м и 3-м классах).

Особое внимание обращается на бережное отношение к учебнику.

Физкультминутка

Учитель просит учащихся прочитать название первого раздела.

– Как называется раздел, который открывает учебник. (Летописи.)

Летопись – запись по годам исторических событий, производимая современником.

Летописание – составление летописей.

Летописец – составитель летописи.

Летосчисление – система определения времени по годам от какого-нибудь условленного момента.

Затем учитель сообщает учащимся о том, что именно благодаря труду летописцев современные люди имеют удивительную возможность заглянуть в далёкое прошлое, что чаще всего древнерусскими летописцами были учёные монахи. Все факты, описываемые в летописи, были правдивы, достоверны. Сочинить что-то или грубо исказить летописное известие считалось тяжким грехом, поступком, недостойным христианина. Изготовление летописи было не только многотрудным, но и дорогим делом. До появления бумаги летописи писали на пергаменте – специально выделанной тонкой коже. Листы нередко украшались затейливыми заставками, а иногда яркими миниатюрами (заставка-рисунок, выделяющий и украшающий начало книги или её раздела; миниатюра – сделанный от руки рисунок в красках).

В Древней Руси летопись ценилась очень высоко, она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.

IV. Итог урока.

– Что хотите сказать?

– Что вас удивило, поразило?

 Домашнее задание: поискать в библиотеке и принести на урок летопись.

Конспект у рока лит ературног о чтения дл я 4 класса. Т ема «Введ ение.

Цели: познак омить обучающихся с новым уче бником литерату рного

чтения, с его системой условных обозначени й, содержанием, словарем, с

обращением авторов учебника ; обобщить знания, получе нные на урока х

Планируемые результа ты: предметные: умения называть элементы

учебной книги, находить их, быстро в них ориентировать ся, отвечать на

вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское

воображение в процессе чтения литературных произведени й;

— формулирован ие учебной зад ачи урока исходя из анализа материала

учебника в совместной деятель ности, пониман ие ее, планирование вме с те с

учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы

— анал из н аучно - познавательн ого текста, выделе ние в нем основно й

— ответы на вопросы на основе научно - познавательной статьи учебника ,

зрения; личностны е: проявление бережного отношения к учебной книге,

аккуратность в ее использован ии, зн ание правил выбора обложки и закладки

Оборудование: мул ьтимедиапрое ктор (по возм ожности), выставка книг,

любимых детьми данного класса, карточки со стихотв орениями, магнитна я

азбука (из нее с оставлены назван ие учебника, ф амилии пис ателей).

— Прочитаем сти хотворен ие все вместе в медленном темп е.

— Прочитайте с интонацией уди вления (еще: с утвер дительной

интонацией, с интонаци ей раздражения, с интонац ией восхищения, в есело.)

— Какие чувства, м ысли возн икли у вас при чте нии этого ст ихотворени я?

— Какие книг и вы прочитали за в ремя каникул? ( Ответы детей.)

— Прочитаем вы разительн о стихотворение В севолода Ро ждественского.

Вы не то ль ко знаете все буквы, но и научились хорошо читать. Как много

книг успели проч итать за л етние каникулы! В ы молодц ы!

— Но, как думаете, чему же тогда мы будем учиться на ур оках

В книгах хра нятся знания, опыт, иде и ч еловечества. Читая книги, человек

постепенно форми рует свои убеждения, мировоззрен ие, он углубляет

понимание жизни и расширяет взгляд на нее. Тот, кто постоянно читает,

развивает логическ ое мышление, воображе ние, умение р а ссуждать о разных

жизненных проблемах, ситуация х. Чтение помогает найти ответы на

вопросы, которые волнуют каждого человека, решение любой проблемы.

Книги вдохновляю т и мотивируют уже не одно поколение людей н а

достижение все больших результатов, на улучшение себя. Откройте для себя

новые возмож ности, о кото рых раньше вы могл и не знать!

В наше время люди настоль ко поглоще ны бесполезны м

времяпровож дением, тягой к развлечениям, что д аже не задумываются о том,

что самое простое, что можно сделать, чтобы и зм енить к лучшему хоть что -

нибудь в своей жи з ни, — это начать читать. Тысячи книжек уже ждут вас,

— А теперь мы с вами отправимся в замечательную страну, котора я

называется. Опр еделите сами ее н азвание, со брав рассыпа вшиеся буквы.

Да, страна Литературия приглашает нас в путешествие по страницам

— Нравится ли о н вам? Чем? <Да, у чебник новый, оче нь красивш и и,

— Какие правила работы с учебной книго й вы знаете? Для чего он и

существуют? (Учебник нужно помес тить в обложку, в ложить закладку.

Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо акк уратно. Эти правила

созданы для т ого, чтобы с охранить книг и для других учеников.)

— Рассмотрите обложку. Назовите фамилии авторов учебника. Их имена

и отчества вы можете прочитать на концев ой полосе издания. (Людмила

Федоровна Клима нова, Людмила Андреевна Виногра дская, Марина

— Полистайте учебник. Обратите внимание на иллю страции. Что вы

можете сказать о н и х? (Худ ожники, работавшие над книгой, стремил ись

показать красоту русской при роды, о ригинальность и своеобраз ие храм ов

Древней Руси, многие и з которых сохранил ись до наших дней. Понравились

изображения ге роев литерату рных произведений. И т. д.)

— Почему учебных книг д ве ? (Учебник состоит из двух частей. Мы

будем изучать их последовател ьно. Это уд обно — портфель станет л егче.)

— Что нарисовано на обложке первой части учебника и почему? (Новый

учебник поведет ребят по стране Литературии от самых первых русских

книг, появивш ихся более тысячи лет то му назад, до произведений

современных и любимых писат елей, как росси йских, так и зарубежных.)

— Какие элементы книги вы знаете? Назовите их. (Обложка, или

переплетная крышка, титульный лист, о б орот титульного листа,

шмуцтитулы, страни цы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая

— Определите наз начение кажд ого элемента. (Ответы дете й.)

— А как ие разделы указаны в содержани и? <«Книга в миро в ой

— Каки е произве дения прозаиков и п оэтов, указанн ых в данном

учебнике, мы ч итали в прошл ые годы у чебы? (Ответы дете й.)

— Проанализиру йте условные обо значения, данн ые на обороте

титульного листа. Нет ли с реди них новых знаков? Какие из них в ы

запомнили? (Работаем в паре, работаем в гр уппе, читаем (работаем) вместе

со взрослым, работа ем самостоятельно, работаем в творческ ой тетради, ищем

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Введение. Знакомство с учебником

Цели: познакомить с новым учебником литературного чтения, с его содержанием, системой условных обозначений, словарем, с обращением авторов; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка любимых книг учащихся, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из ее букв составлены название учебника, фамилии писателей).

I . Организационный момент

II . Речевая разминка

1. Вариативное чтение

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю —

Книжки я больше игрушек люблю!

Книжки лежат у меня под кроватью,

В ванной, в комоде, на маминых платьях,

Книжки в буфете и книжки в прихожей —

Куча историй, ни капли не схожих!

Сотни сюжетов — красивых и разных –

Сказок и басен, стихов и рассказов.

И не устану всегда повторять я:

Чтение — лучшее в мире занятие.

С. Лопатина

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

- Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, восхищения, утвердительно, весело).

- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Какие книги вы прочитали на каникулах? (Ответы детей.)

2. Выразительное чтение

- А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш — краток или долог –

Всегда бывает нужен мне и вам.

Через века ко мне дошел ваш голос,

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

В. Рождественский

— Что хотел сказать нам автор? (Ответы детей.)

— Вы давно знаете все буквы и уже много книг успели прочитать. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроках? (Мало просто уметь читать, надо понимать, о чем

— Определите тему и цели нашего первого урока.

III . Работа по теме урока

— Мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется. Определите сами ее название, собрав рассыпавшиеся буквы.

— Что у вас получилось? (Литературное чтение.)

— Совершенно верно. Так называется наш учебник. Вспомните, чему мы учились в 1—3 классах. Что вам особенно запомнилось? (Ответы детей.)

— У вас на столах лежат учебники. Нравятся ли они вам? Чем? (Да, они новые, красочные и, скорее всего, интересные.)

— Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)

— Назовите авторов учебника. На каких страницах учебника они указаны? (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Авторы указаны на обороте титульного листа и на концевой полосе учебника.)

— Возьмите учебник в руки и полистайте. Обратите внимание на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Художники, работавшие над книгой, стремились показать красоту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. На страницах учебника изображены герои литературных произведений.)

— Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей.)

— Что изображено на обложке первой части учебника и почему? (Новый учебник проведет нас по литературной стране от самых первых рукописных книг до произведений современных писателей, как российских, так и зарубежных.)

— Вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их. (Обложка или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая полоса.)

— Определите назначение каждого элемента.

— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

- Вспомните, какие произведения поэтов данного учебника мы читали в прошлые годы детей.)

- Проанализируйте условные обозначения, них новых знаков? Какие из них вы запомнили? ( Работа ем в паре, работаем в группе, работаем в рабочей тетради, задание повышенной сложности.)

- В каких случаях необходимо пользоваться в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарик расположен во второй — на с. 218.)

IV . Физкультминутка

V . Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина

- Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)

СЕИНЕН ЕВЮЧТЕТ УПКИНШ ШПИРНИВ

- Угадайте верное название произведения, зная его автора.

- Отгадайте загадки-шутки.

• Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос)

• Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

• Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену.(Ветер)

• Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с новым учебником литературного чтения, с его содержанием, системой условных обозначений, словарем, с обращением авторов; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка любимых книг учащихся, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из ее букв составлены название учебника, фамилии писателей).

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Вариативное чтение

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю —

Книжки я больше игрушек люблю!

Книжки лежат у меня под кроватью,

В ванной, в комоде, на маминых платьях,

Книжки в буфете и книжки в прихожей —

Куча историй, ни капли не схожих!

Сотни сюжетов — красивых и разных –

Сказок и басен, стихов и рассказов.

И не устану всегда повторять я:

Чтение — лучшее в мире занятие.

С. Лопатина

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

- Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, восхищения, утвердительно, весело).

- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Какие книги вы прочитали на каникулах? (Ответы детей.)

2. Выразительное чтение

- А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш — краток или долог –

Всегда бывает нужен мне и вам.

Через века ко мне дошел ваш голос,

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

В. Рождественский

— Что хотел сказать нам автор? (Ответы детей.)

— Вы давно знаете все буквы и уже много книг успели прочитать. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроках? (Мало просто уметь читать, надо понимать, о чем

— Определите тему и цели нашего первого урока.

III. Работа по теме урока

— Мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется. Определите сами ее название, собрав рассыпавшиеся буквы.

— Что у вас получилось? (Литературное чтение.)

— Совершенно верно. Так называется наш учебник. Вспомните, чему мы учились в 1—3 классах. Что вам особенно запомнилось? (Ответы детей.)

— У вас на столах лежат учебники. Нравятся ли они вам? Чем? (Да, они новые, красочные и, скорее всего, интересные.)

— Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)

— Назовите авторов учебника. На каких страницах учебника они указаны? (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Авторы указаны на обороте титульного листа и на концевой полосе учебника.)

— Возьмите учебник в руки и полистайте. Обратите внимание на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Художники, работавшие над книгой, стремились показать красоту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. На страницах учебника изображены герои литературных произведений.)

— Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей.)

— Что изображено на обложке первой части учебника и почему? (Новый учебник проведет нас по литературной стране от самых первых рукописных книг до произведений современных писателей, как российских, так и зарубежных.)

— Вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их. (Обложка или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая полоса.)

— Определите назначение каждого элемента.

— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

- Вспомните, какие произведения поэтов данного учебника мы читали в прошлые годы детей.)

- Проанализируйте условные обозначения, них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, работаем в рабочей тетради, задание повышенной сложности.)

- В каких случаях необходимо пользоваться в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарик расположен во второй — на с. 218.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина

- Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)

СЕИНЕН ЕВЮЧТЕТ УПКИНШ ШПИРНИВ

- Угадайте верное название произведения, зная его автора.

- Отгадайте загадки-шутки.

• Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос)

• Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

• Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену.(Ветер)

• Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)

VI. Рефлексия

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Как называется учебник, который мы будем изучать на уроках чтения?

- Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

Домашнее задание

Принести наиболее понравившуюся книгу из прочитанных летом.

Знакомство с учебником

Знакомство с учебником

Речевая разминка Любят девчонки кукол и мишек, Я же, признаться, в восторге от книжек. С ними играю и с ними я сплю — Книжки я больше игрушек люблю! Книжки лежат у меня под кроватью, В ванной, в комоде, на маминых платьях, Книжки в буфете и книжки в прихожей — Куча историй, ни капли не схожих! Сотни сюжетов — красивых и разных – Сказок и басен, стихов и рассказов. И не устану всегда повторять я: Чтение — лучшее в мире занятие. С. Лопатина

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю —

Книжки я больше игрушек люблю!

Книжки лежат у меня под кроватью,

В ванной, в комоде, на маминых платьях,

Книжки в буфете и книжки в прихожей —

Куча историй, ни капли не схожих!

Сотни сюжетов — красивых и разных –

Сказок и басен, стихов и рассказов.

И не устану всегда повторять я:

Чтение — лучшее в мире занятие.

Всеволод Рождественский Друзья мои! С высоких книжных полок Приходите ко мне вы по ночам, И разговор наш — краток или долог – Всегда бывает нужен мне и вам. Через века ко мне дошел ваш голос, Рассеявшийся некогда, как дым, И то, что в вас страдало и боролось, Вдруг стало чудодейственно моим.

Всеволод Рождественский

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш — краток или долог –

Всегда бывает нужен мне и вам.

Через века ко мне дошел ваш голос,

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

Литературное чтение еичнте оанртуертил

Литературное чтение

оанртуертил

Элементы книги

Физкультминутка

Викторина СЕИНЕН ЕСЕНИН ЕВЮЧТЕТ ТЮТЧЕВ УПКИНШ ПУШКИН ПРИШВИН ШПИРНИВ


Загадки - шутки

Загадки - шутки


Домашнее задание Принести понравившуюся книгу из прочитанных летом

Принести понравившуюся книгу из прочитанных летом


-75%

  • Сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности.
  • Учить анализировать поступки героев.
  • Учить переносить литературные характеры в реальную жизнь и наоборот.
  • Развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать.
  • Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Развивать речь, творческое мышление учащихся.
  • Развивать у школьников образное мышление, связанного с раскрытием метафор басни.
  • Развитие логического мышления детей.
  • Развитие умения проникать в скрытый (неявный) смысл произведения и понимания замысла автора.
  • Развивать свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей.
  • Воспитывать нравственные качества личности.
  • Формировать у детей определенные этические взгляды.

1. Организационный этап.

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку? (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)

-Давайте выполним такое задание я предлагаю вам прочитать то, что написано на экране но сделать это так я скажу. не делать ни вдоха, ни добора воздуха.

4. Изучение нового материала. Актуализация знаний

-Для начала давайте вспомним определение басни.

– Что такое басня? 3 слайд
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)

4 слайд
– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- А какие ещё особенности басни вы знаете?

-интересный короткий занимательный сюжет;

-героев обычно несколько;

-главный герой выражает основную идею;

-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;

-высмеиваются человеческие пороки.

-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
- комизм;
-поучительность;.

– Что принято понимать под словом мораль? ( Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

-А что басни высмеивают ? 6 слайд

-Чему учат басни? 7 слайд

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать басни?

(у каждого человека есть свои недостатки , помагают нам увидеть их и постаратся избавится от них)

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

-Ребята, а вы знаете откуда к нам пришли басни?

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов.

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является легендарный Эзоп (6 век до н.э.) Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря их переводам. Русские писатели тоже прославились своими баснями как например иЛев Николаевич Толстой.

Звучит аудиозапись басни

-Понравилась ли вам басня?

-Что понравилось в басне?

- А смогли ли вы определить мораль?

(Важна не сила, а смекалка)

  • А сейчас вам предстоит самостоятельно прочитать басню, но перед этим предлагаю вам провести артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить наш артикуляционный аппарат к чтению. В этом нам поможет (ученик)
  • лошадка
  • вкусное варенье
  • грибочек
  • трубочка
  • часики

- Прочитайте басню про себя. Определите непонятные слова. (3 мин)

Работа со словарем

-Какие слова показались трудными?
-Есть ли такие слова, которые непонятны?

- Давайте разберём значение слов:

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка – вымысел, изобретение.

- Теперь текст понятен. Прочитаем басню вслух и поупражняемся в выборочном чтении.

6. Первичное закрепление.

-Сейчас я предлагаю вам прочитать басню по частям и ответить на вопросы.

Читаем по частям. (Выборочное чтение)
Прочитайте 1 часть.
-О чем в ней говорится?
- Где лежал камень?

  • Чем он мешал горожанам?
  • О чём попросили инженеров?
  • Прочитайте 2 часть.
    -О чем в ней говорится?
    -Что предложил 1 инженер?
    -Что предложил 2 инженер?
    Прочитайте 3 часть.
    -Что предложил мужик?

-Сколько он запросил?

- Какое решение проблемы стоило дешевле и на сколько? 7900, 5900

-Почему ему дали еще 100 руб.
-За какие деньги инженеры хотели убрать камень?
-Кто вызвал удивление инженеров?
-Как вы его себе представляете?

-Какие строчки из басни подходят к этой иллюстрации?

-Какими чертами обладал мужик? (смекалка, сообразительность)

-В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

-Почему данное произведение можно назвать басней? (есть мараль, мало описаний, поучительность, интересный короткий сюжет, несколько героев, высмеиваются человеческие пороки.)

Найдите строчки, в которых заключена мораль басни. (мужик получил 100 р за работу и 100р за выдумку)

- Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы).

А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(Потягивания , руки вверх.)
И вокруг запели птицы!
(Потягивания , руки в стороны.)
Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты.)

8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

- Сейчас я предлагаю вам хорошенько подумать, проявить смекалку и сообразительность. Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.

Класс делится на группы и собирает пословицы из конверта.
-Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом).

Дети в группах собирают пословицы из конверта

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Достигай всего своими способностями.

Красна гора скалой, а человек - головой.

Смётка дороже богатства.

Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Ленивые руки не родня умной голове.
Каков мастер, такова и работа.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Сила ломит всё, а ум силу.

9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
Выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.

Мне было интересно с вами работать на уроке, но хотелось что бы вы сами подвели итог нашей работы.

-Что делали на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке? (Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.)

-Что интересного узнали на уроке

-Нужно изучать басни?

- Что этот урок дал для жизни?

- У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

Читайте также: