План урока по химии 7 класс атомы химические элементы

Обновлено: 18.05.2024

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о первоначальных химических понятиях.

2. Совершенствовать умения?

а) определять по формуле простые и сложные вещества;
б) определять по символам знаки;
в) вычислять Mr и ;
г) пользоваться таблицей;
д) определять местоположение элемента;
е) вычислять число p, n, , заряд ядра атома;
ж) определять виды химической связи;
з) записывать схемы образования веществ.

Частная дидактическая цель:

1-го этапа: совершенствование умений и навыков вычислять Mr и ? элементов.

Частная дидактическая цель:

1) научить свободно пользоваться таблицей и закрепить умение пользоваться таблицей, свободно находить тот или иной химический элемент;
2) опираясь на пройденный материал, решать практические задания коллективно, уметь сравнивать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

Частная дидактическая цель:

3-го этапа: повторить виды химических связей опираясь на пройденный материал, закрепить умения и навыки, коллективно решать задания используя творческий подход, нестандартные вопросы.

Рефлексия: оценить значение пройденного материала. Провести самоанализ и дать оценку своей работы на уроке.

1) воспитывать умение работать в коллективе (в паре, в 4-ке, в группе);
2) способствовать формированию умения слушать друг друга и слышать других;
3) используя игровые моменты, развивать интерес учащихся к предмету;
4) воспитать чувство ответственности за себя и других.

Используя сенсорные способности, учить видеть, слышать, учиться и действовать.


1) совершенствовать умения применять свои знания на практике;
2) на основе теоретических знаний выполнять практические задания (Mr и , работать с таблицей, с карточками видов связи);
3) учиться сравнивать, обобщать, логически мыслить, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, работать с наглядным материалом.
4) учить умению правильно выражать свои мысли

- Ребята, в течение нескольких уроков мы изучали знаки, говорили о веществах, разных явлениях, происходящих в природе, знакомились со строением ПС и атома, с видами химической связи. А сегодняшний урок мы проведем в виде путешествия на вершину горы Повторение. Путешествовать мы будем по определенным этапам: выполнять их как индивидуально, так и в группах. По пути будем собирать буквы для ключевого слова, находящегося на вершине горы Повторение.

Девиз урока: Знать. Уметь. Действовать.

Перед вами карта оценки участия в путешествии, включающая ряд этапов

Ваша задача оценить работу соседа, либо свою по следующим критериям — условные обозначения:


В тетради дети записывают тему урока:

0 этап: Интеллектуальная разминка.


1.СL, 2.Zn, 3.Br, 4.Ni, 5.K

II. Фронтальный опрос.

На доске: карточки с основными понятиями (на магнитах):


1. Что изучает химия?
2. Что такое вещество?
3. Что такое простое вещество?
4. Что такое сложное вещество?
5. Какие существуют явления в природе: физические и химические (привести по одному примеру).
6. Какое вещество называется простым, сложным?

Ш. Работа в тетради по вариантам.

1 - ый этап: Работа с формулами.

1. Что такое химическая формула?
2. Что можно узнать по химической формуле?
3. Опишите состав вещества NaNO3 , о чем говорит формула этого вещества?
4. Что можно вычислить по химической формуле вещества?

- У вас на столах листы с заданием.
- Работаем парами.
- По окончании работы поставим друг другу оценки за 1 этап.

(ответы записаны на доске с обратной стороны).


img5.jpg (9200 bytes)

img6.jpg (9717 bytes)

- Рядом с заданиями лежат буквы, прикрепите их на доску.

2 - ой этап: Повторения Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева и строения атома.

1) Из чего состоит ПС- дом, где живут все химические элементы?
2) Укажите местонахождение Са, F в периодической системе.
3) Что такое химический элемент?
4) Что общего в строении атома всех химических элементов?
5) В чем физический смысл N группы? Периода? Порядкового номера?
6) Какая существует зависимость свойств элементов в периодах, в главных подгруппах?

Класс разделить на 4 группы. Каждой группе даётся задание.


а) У какого элемента больше выражены неметаллические свойства: у +16S или +52Те? Почему?
б) Что называется неметаллами?

У каких элементов внешние электроны прочнее связаны с ядром:

а) у хлора или брома. Почему?
б) у кремния или фосфора. Почему?

1 человек от группы прикрепляет на доску букву которая была с карточкой-заданием.

3 этап: Повторение химической связи.

- Какие виды химической связи вы знаете?

На доске запись:


Учащиеся отвечают. Учитель прикрепляет карточки с понятиями, видов связи.

Четырём (слабым) ученикам даётся задание:

определить виды связей.

Задание всем: Класс делится на 3 команды (по рядам), с задних парт ребята подходят к второй и начинают оформлять на листах задания.

Учитель анализирует результаты работы групп.

- что вы знаете о человеке с такой фамилией?

- кто получил оценку


- в завершении предлагаю вам закончить следующие интересные предложения:

Сегодня я узнал .
Я удивился .
Теперь я умею .
Я хотел бы .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: формировать представления об атомах как мельчайших химически неделимых частицах, о химическом элементе как виде атомов, продолжить формирование знаний о символах химических элементов.

Задачи урока : дать понятие об атомах, химических элементах как видах атомов, которые имеют свои названия и обозначения (химические знаки).

Познакомить с распространённостью элементов на Земле и в космосе.

Оборудование и материалы : карточки с заданием для обобщения материала, бумажные модели атомов элементов.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос : 1. Что называется физическим телом? Приведите примеры физических тел.

Что называется веществом?

Что называют свойствами веществ?

Какие свойства относятся к физическим?

Что понимают под химическими свойствами?

Какие вещества называют чистыми?

Что такое смеси и какие они бывают?

Назовите известные вам способы разделения однородных смесей.

Какие смеси веществ можно разделить методом фильтрования? Приведите примеры.

Какие смеси веществ можно разделить методом выпаривания? Приведите примеры.

Какие смеси веществ можно разделить методом дистилляции, или перегонки? Приведите примеры.

Назовите известные вам способы разделения неоднородных смесей.

III . Изучение нового материала:

Мотивация и целеполагание:

«Вернёмся в древнюю историю

V век до нашей эры

«Можно плыть по реке и парить в облаках,

И шагать по земле, увязая в песках …

Но – сгущается пар.

Застывает река.

А твердейшая бронза порой –

м ягка.

Птица в небе парит,

А в песок упадёт, -

И травой порастёт, - рассуждал Демокрит. –

Чем-то похожа на камень вода;

И в далёком родстве светлячок и звезда.

Что всё это роднит:

Облака и гранит,

Человека и звёзды,

Так считал древний грек Демокрит.

Ефим Ефимовский.

О существовании каких мельчайших частиц додумались учёные Древней Греции, не имея никаких научных приборов?

Тема урока (запись на доске и в тетрадки).

Первые представления об атомах, как частицах из которых состоят вещества, появились у учёных Древней Греции ещё за 400 лет до н.э. В то время они считали, что каждое вещество состоит из только присущих ему атомов, т.е. существуют атомы мяса, песка, дерева и т.д. Доказательств тому, что существуют атомы не было. Поэтому учение о атомах было забыто на долго. И только в начале XIX в. идея атомного строения веществ была возрождена английским учёным Дж. Дальтоном.

В процессе химических превращений атомы не разрушаются и не возникают вновь, а только переходят из одних веществ в другие (демонстрация на доске модели процесса разложения воды под действием постоянного электрического тока).

Различия атомов элементов: строением, размерами, массой.

Рассмотрение таблицы 2 стр. 29.

- Распространённость химических элементов.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело.

IV .Закрепление материала:

1.Атомы каких элементов входят в состав молекулы серной кислоты – H 2 SO 4 .

2.№ 1,3,4,5,6 стр.31-32.

V .Обобщение

Запишите слова, которые пропущены:

Все окружающие нас вещества состоят из мельчайших частиц - ….. Известно …. видов атомов, или …. химических элементов. Химический элемент – это ………… атомов. Каждому химическому элементу присвоено определённое латинское название. От латинского названия происходит ……….. элемента. Атомы различных элементов отличаются друг от друга …., …. и ……..

В природе есть атомы разного …. , таких видов атомов … . Вид атомов – это ……… .Символ химического элемента состоит из одной или двух букв …. названия данного элемента. Атомы различных элементов отличаются друг от друга …., …. и …….

VI .Рефлексия и подведение итогов.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке. Понравился вам урок или нет.

Гора знаний.

Нарисуйте свою гору знаний и отметьте на ней, на сколько вы усвоили тему урока.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Химические элементы.

Цель: дать представление обучающимся о понятии химический элемент и его обозначении.

Дать понятия о знаках химических элементов; Познакомить учащихся с этимологическими началами названий химических элементов; Рассмотреть способы обозначения числа атомов химических элементов с помощью символов.

Развивать познавательную деятельность учащихся. Способствовать развитию интереса к изучению предмета.

Личностные : готовность к самообразованию, исследованию.

Коммуникативные : умение работать в парах, планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать явления.

Регулятивны е: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вводимые понятия: атом, химический элемент, период, группа.

Используемое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ Д. И. Менделеева, компьютерная презентация, карточки.

2.Проверка домашнего задания.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Мы уже знаем, что вещества состоят из различных химических элементов. А химические элементы состоят из очень мелких частиц – атомов. Атомы разные, поэтому и химические элементы разные, обладают своими определёнными свойствами. И каждый химический элемент необходимо определённым образом обозначать. Сегодня мы должны выяснить: Как обозначают химические элементы? Кто ввёл химическую символику?

Зачем нужны знаки химических элементов? (Это азбука химии. Чтобы можно было химию читать. Как музыку по нотам. Химия в быту).

5.Первичноеусвоение новых знаний.

Химические знаками начали обозначать элементы довольно давно.

Историческая справка: Химики древнего мира и средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других. Семь металлов древности изображали астрономическими знаками семи небесных светил.

Над задачей составления единой химической символики трудились многие учёные всего мира. Усложняло задачу ещё и то, что люди с течением времени открывали новые химические элементы. В конце восемнадцатого века было открыто 25 элементов, к середине девятнадцатого – еще 31, к 1870 году – были известны 63 элемента. На сегодняшний день известно более 110 химических элементов, которые занесены в таблицу химических элементов Д.И. Менделеева. Каждый элемент имеет порядковый номер в таблице.

Названия элементов имеют различные происхождения, например: от названий стран и континентов, ученых, цвета, запаха и тп.п

Разными учёными были предложены многие символики, но мировое признание получила химическая символика Й. Я.Берцелиуса.

Запись на доске: Йенс Яков Берцелиус (шведский химик). В 1814г. ввёл современное обозначение химических элементов.

Как же стали обозначать химические элементы? Например: kalium (лат.) – К, hidrargirum – Hg. Откройте таблицы Менделеева и попробуйте прочесть латинские названия, русские названия и химические знаки. Работа с таблицами, несколько прочитать вслух.

В начале XIX века английский химик Дж. Дальтон предложил обозначать атомы химических элементов кружками, внутри которых помещались точки, чёрточки, начальные буквы английских названий металлов и др.

H - Hudrogenium (водород) Fe - Ferrum (железо)

O - oxygenium (кислород) Hg - Hydrargyrum (ртуть)

По таблице химических элементов рассмотрите названия элементов. В ней занесены наиболее важные элементы. Некоторые из них имеют свои специфические названия.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида.

Химический элемент – не обладает физическими свойствами.

Физическими свойствам обладают вещества.

Химический символ обозначает химический элемент, один атом. Если в химическом элементе атомов больше, то их количество указывается перед символом.

Рапространенность элементов в природе.

6.Первичная проверка понимания.

1.В природе известно. химических элементов. Если к ним добавить элементы, полученные искусственным путем с помощью. ускорителей, то в настоящее время число их. до.

Каждый. имеет свой. знак. По предложению известного. химика. элемент принято символически обозначать одной или двумя начальными буквами их. названий. Химические. делятся на две большие. . и.

2.Найдите в Периодической системе и прочитайте вслух символы элементов.

3.На доске записаны химические формулы.

Попробуем применить полученные нами сегодня знания и умения на практике.

CuO, HCl, HNO 3 , AgSO 4 ,

NaOH, SiO 2 , H 2 CO 3 , CaCl 2 ,

PbO 2 , MnO 4 , H 2 O, CO 2 .

Работа по парам (заполнить таблицы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование понятия молекула, атомом, химический элемент.

дать понятие: молекула, атом, химический элемент;

познакомить учащихся с этимологическими началами названий химических элементов;

формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом через работу на компьютере;

развитие пространственного воображения через использование новых информационных технологий;

совершенствовать умственную деятельность: умение анализировать, делать выводы, планировать свою деятельность;

развивать познавательные способности и интерес у учащихся на уроке химии за счет цифровых образовательных ресурсов.

готовить доклады, составлять презентации;

определять точку зрения;

классифицировать по нескольким признакам;

выступать перед аудиторией;

придерживаться определенного стиля выступления.

Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемное изложение материала.

Формы: групповая, парная, индивидуальная.

знать определение: молекула, атом, химический элемент;

знать знаки химических элементов, историю происхождения названий элементов;

правильно называть химические элементы;

классифицировать по нескольким признакам;

готовить домашнее задание с использованием компьютера;

выступать перед аудиторией.

Актуализация знаний: межпредметные связи (химия + природоведение).

Изучение нового материала.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

В 5-м классе на уроках природоведения вы рассматривали понятие атом и молекула. Что это такое? (Учащиеся дают определение, которое помнят с уроков природоведения).

Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Их называют атомами. Во многих случаях атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы – молекулы. Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике.

Осознать значение числа радиуса атомного ядра очень сложно. Например, радиус атома углерода равен 1,5–10 м. Возьмите карандаш (графит – это углерод), проведите отрезок прямой линии длиной 3 см. (Учащиеся проводят линию).

Как вы думаете, сколько атомов углерода содержится в проведенной вами линии?

Учащиеся дают свои ответы.

Полученная линия содержит 100 мл атомов углерода в длину и около 1 мл в ширину.

Какое определение вы дадите молекуле и атому? С химической точки зрения.

Дети дают определения, потом записывают их в тетрадь: молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию; молекулы построены из атомов; атом – это мельчайшая неделимая частица вещества, являющаяся носителем его свойств.

3. Изучение новой темы.

Слайд 1 (приложение 1).

На следующем слайде мы видим, что молекула воды состоит из атомов двух видов. Это атомы водорода и кислорода.

Рассмотрев изображение модели молекулы воды, какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся отвечают, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Слайды 2, 3 (приложение 1, портреты Роберт Бойль, Джон Дальтон).

В конце 17 столетия английский ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Он считал химический элемент – это вещество, которое нельзя разложить на более простые. Более чем через 100 лет другой английский ученый – Джон Дальтон связал понятие о химическом элементе с атомной гипотезой о строении вещества. Определение, которое дал Дальтон, химики используют и в наши дни.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида. (Дети записывают определение).

В природе найдено 89 различных химических элементов. Достижения ядерной физики позволили получить ряд элементов искусственным путем. Поэтому в настоящее время изучено более 110 химических элементов. Каждый химический элемент имеет условное обозначение – химический знак или символ, название. А сейчас мы прослушаем домашнее задание.

Задание: "Придумайте такие обозначения для химических элементов, чтобы их легко было воспроизвести. Какими ассоциациями Вы пользовались?" Когда большая часть учащихся выполнит это задание в тетради, следует попросить двух – трех учеников записать изобретенные ими символы на доске рядом с алхимическими. (Сравнение записанных на доске символов приводит к идее унификации способов обозначения химических элементов. Эту задачу успешно решил шведский естествоиспытатель Й. Я. Берцелиус).

Учащиеся задают вопросы.

В 1813 году Берцелиус предложил для обозначения химических элементов использовать буквы латинского алфавита. Система Берцелиуса очень проста. Химический элемент обозначают первой буквой латинского названия элемента. В некоторых случаях к первой букве добавляют еще букву с середины названия. Разработанными им знаками мы пользуемся до сих пор. Знаки химических элементов читаются по определенным правилам. Некоторые знаки читаются как буквы латинского алфавита. Исключение Н, который читают как букву Франц. алфавита.

Предложение Берцелиуса было принято всеми учеными, так как такие символы оказались очень удобным: их легко написать в тетради и напечатать в книге, они понятны каждому образованному человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Знаки 10 элементов читают как латинское название этих элементов. Знаки остальных элементов читаются как русские названия.

Слайд 4 (приложение 1).

Для обозначения химических элементов используют одинаковые знаки во всех странах мира. Знаки химических элементов вы можете найти во всех блицах периодической системы разных стран.

Слайды 5, 6, 7 (приложение 1).

Вопрос: Ученые древних времен считали, что как слова состоят из букв, так и вещества состоят из элементов. Даже великий французский химик Лавуазье принимал термины элемент и простое вещество как равнозначные. Только Менделеев начал различать эти понятия. Что же такое химический элемент и простое вещество? (химический элемент – это один атом или их совокупность. Простое вещество – форма существования конкретного химического элемента. (Углерод – элемент, уголь, алмаз – простые тела).

Читайте также: