План урока по географии 11 класса на тему центрально восточная европа

Обновлено: 05.07.2024

А) выявить проблемы экономического и политической развития стран Восточной Европы на основе самостоятельной работы с картами атласа и текстом учебника,

Б) начать подготовку к семинарскому занятию.

Оборудование : Политическая карта Европы, электронный учебник для 10 класса № 1 и № 2, карты, атласы, мультимедийный проектор, компьютер.

1. В назывном порядке перечислите критерии, благодаря которым страны Восточной Европы объединяют в особый субрегион.

2. На примере трех стран Европы (по выбору учащегося) заполните предлагаемую таблицу (тезисами).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Католическая страна Европы с однородным национальным составом, развитой угольной промышленностью и черной металлургией, имеет старый район текстильной промышленности, является крупным производителем ржи и картофеля.

УГАДАЙ СТРАНУ… Эта равнинная страна расположена на крайнем западе степной зоны Евразии и занимает площадь около 93 тыс. км 2 . Специализируется государство на выращивании пшеницы, кукурузы, виноградарстве и садоводстве. Природная достопримечательность страны — живописное озеро, являющееся знаменитым курортным регионом. Столицу на две части разделяет крупная река. Венгрия

УГАДАЙ СТРАНУ…

Эта равнинная страна расположена на крайнем западе степной зоны Евразии и занимает площадь около 93 тыс. км 2 . Специализируется государство на выращивании пшеницы, кукурузы, виноградарстве и садоводстве.

Природная достопримечательность страны — живописное озеро, являющееся

знаменитым курортным регионом.

Столицу на две части разделяет крупная река.

УГАДАЙ СТРАНУ…

Эта гористая страна лежит на побережье Адриатического моря, местные жители называют ее Шкиперией.

На прибрежных равнинах крестьяне выращивают кукурузу, фрукты и табак,

а на высокогорных пастбищах разводят молочный скот, овец и коз.

УГАДАЙ СТРАНУ… Крупнейший город страны - Сараево. Высшая точка - гора Маглик (2386 м). Основные религии - христианство, ислам. Основные статьи экспорта - одежда, химикаты, мебель, продукция машиностроения. Форма правления - республика. В название этой страны входят названия двух главных ее областей. Область, лежащая на севере, край высоких лесистых гор. Южнее они спускаются к каменистым нагорьям и плоским равнинам. Босния и Герцеговина

УГАДАЙ СТРАНУ…

Крупнейший город страны - Сараево.

Высшая точка - гора Маглик (2386 м).

Основные религии - христианство, ислам.

Основные статьи экспорта - одежда, химикаты, мебель, продукция машиностроения.

Форма правления - республика.

В название этой страны входят названия

двух главных ее областей.

Область, лежащая на севере,

край высоких лесистых гор.

Южнее они спускаются к каменистым нагорьям и плоским равнинам.

Босния и Герцеговина

УГАДАЙ СТРАНУ… Государство находится на полуострове Европы; на востоке омывается Черным морем. Север страны занимает плодородная равнина, которая тянется от реки Дунай к Балканским горам. Это основной земледельческий район, где выращивают зерновые культуры, фрукты и овощи. За Балканами простираются холмистые долины, которые переходят в горы Родопы, лежащие вдоль границы с Грецией. В далеком прошлом эта земля называлась Фракией. Болгария

УГАДАЙ СТРАНУ…

Государство находится на полуострове Европы; на востоке омывается Черным морем. Север страны занимает плодородная равнина, которая тянется

от реки Дунай к Балканским горам.

Это основной земледельческий район,

где выращивают зерновые культуры,

фрукты и овощи.

За Балканами простираются холмистые долины, которые переходят в горы Родопы, лежащие вдоль границы с Грецией.

В далеком прошлом эта земля

называлась Фракией.

УГАДАЙ СТРАНУ…

Определи Восточноевропейское государство, прилегающее к побережью моря.

Страна выделяется повышенной долей горнодобывающих отраслей.

Почти вся электроэнергия

вырабатывается на ТЭС.

Рысы – самая высокая точка страны, 2499 м.

УГАДАЙ СТРАНУ… Государство расположено в Центральной Европе. Это край равнин, пологих холмов и невысоких гор. Главное природное богатство страны - ее пахотные земли. Кукуруза, пшеница, картофель и сахарная свекла прекрасно растут на ее черноземных полях, особенно в юго-восточных областях. Жители этой страны называют себя мадьярами. Венгрия

УГАДАЙ СТРАНУ…

Государство расположено

в Центральной Европе.

Это край равнин, пологих холмов

и невысоких гор.

Главное природное богатство страны -

ее пахотные земли.

Кукуруза, пшеница, картофель и сахарная свекла прекрасно растут на ее черноземных полях, особенно в юго-восточных областях. Жители этой страны называют себя мадьярами.

УГАДАЙ СТРАНУ… Наиболее урбанизированная страна Восточной Европы, с высокоразвитым машиностроением, легкой промышленностью: (обувь, стекло, бижутерия); интенсивным сельским хозяйством и преобладанием животноводства. В столице находится один из старейших университетов Восточной Европы Чехия

УГАДАЙ СТРАНУ…

Наиболее урбанизированная страна Восточной Европы,

с высокоразвитым машиностроением, легкой промышленностью:

(обувь, стекло, бижутерия);

интенсивным сельским хозяйством и преобладанием животноводства.

В столице находится один из старейших университетов Восточной Европы


Установить особенности ЭГП и геополитическое положение Восточной Европы, оценить природные условия и ресурсы страны, охарактеризовать население.

Учащиеся установят основные черты географического положения Восточной Европы

Оценят ЭГП ГВосточной Европы;

учащиеся научатся оценивать природные условия и ресурсы Восточной Европы

Состав и особенности историко-географического положения Восточной Европы

Неравномерное распределение природных ресурсов.

Критического мышления. Индивидуальная работа. Работа по парам.

Атлас 11 класса, презентация, бумага для флипчартов, маркеры, стикеры,

Психологический настрой (2мин)

Проблемный вопрос: Каково экономическое положение стран Восточной Европы?

Определение темы урока.

Какие ассоциации у вас возникают со словом Восточная Европа? Какие вопросы вы бы хотели сегодня на уроке обсудить, согласно теме урока?

Учащиеся выполняют упражнения, настраиваются на урок.

Работа в парах: ассоциации связанные со словом Восточная Европа.Обмен идеями. Формулировка и постановка целей урока.

Формативное оценивание (вербальное)

Задание 1 : Задание 1. Используя учебник и карту Восточной Европы, охарактеризовать особенности ЭГП Восточной Европы

Работа с электронным учебником-прослушивание информации о формировании политической карты Восточной Европы

Деление на группы

Задание 1 группе :

-Используя карты атласа составить характеристику состава и особенности историко-географического положения Восточной Европы. (Словения занимает ведущее место в Восточной Европе по ВВП на душу населения; регион делится на три района: северный – Прибалтика, центральный – Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, южный – на Балканском полуострове) Геополитическое положение Восточной Европы Задание 2 группе:

-Используя карты атласа составить характеристику природных условий природных ресурсов Восточной Европы, дать им хозяйственную оценку.

Задание 3группе:

-Используя карты атласа составить характеристику населения Восточной Европы

Главные города и агломерации. Традиции и обычаи

Выступление учащихся Защита работы

Что я запомнил сегодня на уроке

Учащиеся слушают, дополняют знаниями, полученными на уроках истории, задают вопросы.

Учащиеся обсуждают, предлагают идеи

Обмен мнениями, полученными результатами работы.

Учащиеся индивидуально и в парах работают по картам атласа, заполняют таблицу в тетради. Обмениваются мнениями.

Цель урока: 1) Сформировать знания об особенностях экономики стран Восточной Европы; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к событиям в мире.

Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Политическая карта мира.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих

II.Проверка домашнего задания.
1. Географическое положение и особенности структуры стран Южной Европы (Италия, Испания, Португалия, Греция, Андорра, Мальта, Сан-Марино, Монако и Ватикан, колония Гибралтар, иногда сюда относят Кипр и Турцию, некоторые ученые и Израиль; Испания – королевство, Ватикан – теократическая монархия, Андорра, Монако – княжества; таб.11 на стр. 64; ГП удобно – на перекрестке 3-х частей света)
2. Население (Испания – многонациональное государство, на испанском говорят еще в 20 странах мира; в Андорре – каталонцы, французы, испанцы; в Монако – монегасийцы (20% населения), французы, итальянцы, государственный язык французский; на Мальте – мальтийский и английский языки; в Ватикане – латынь и итальянский; везде католики, кроме Греции (православные); в Монако самая высокая плотность населения в мире – 17 368 ч/км²)
3. Природные условия и особенности хозяйства (у карликовых государств развит туризм, Монако – центр развлечений (Монте-Карло), а также электроника, радиотехника, фармацевтика, банки; Мальта – легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство; Ватикан – налоги, радиостанция, почтовые марки; Андорра – туризм, пищевая, текстильная промышленность, сувениры)
4. Экономика и внешние связи (тяжелая промышленность - в Испании, Греции, Италии черная и цветная металлургия: бокситы, хромиты, станки, транспортные машины, химическая промышленность; легкая и пищевая промышленность: Португалия – текстиль, Италия – обувь; сельское хозяйство: преобладает земледелие – зерновые, фрукты; животноводство – овцы, козы; торговый флот - Греция занимает 3-е место в мире; по туризму в регионе занимает первое место Испания)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Каково экономическое положение стран Восточной Европы?

V.Объяснение новой темы.
1. Состав и особенности историко-географического положения (Словения занимает ведущее место в Восточной Европе по ВВП на душу населения; регион делится на три района: северный – Прибалтика, центральный – Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, южный – на Балканском полуострове)
2. Население и природные ресурсы (17 крупных и мелких государств; богатые запасы топлива – каменный и бурый уголь, горючие сланцы; богаты гидроресурсами; население составляет 25% от Зарубежной Европы (130 млн. чел.), прирост высок только в Албании; в Литве, Чехии, Латвии 70% урбанизации; в религии католики (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Литва) и православные (Болгария, Румыния, Македония); ислам – албанцы, боснийцы, большинство Болгарии и Македонии; Югославия распалась на Сербию, Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Хорватию, Словению)
3. Отраслевая и региональная структура хозяйства (в Румынии – нефть и газ; во всех странах, кроме Прибалтики – металлургия, цветная на своем, а черная на привозном сырье; машиностроение – в Польше, Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Латвии; пищевая, легкая промышленность, туризм; в Словакии большая часть территории – заповедники; повышается роль водного транспорта; Казахстан поддерживает экономические связи с Польшей, Чехией, Венгрией, Хорватией, Словакией)

VI.Усвоение новой темы.
1. Сосредоточение в районе производства определённого вида продукции, значительная часть которого предназначена для межрайонного обмена (специализация)
2. Инфраструктурный комплекс включает в себя (производственные и непроизводственные услуги)
3. Славянская группа народа принадлежит к семье (индоевропейской)

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Во внешнеэкономических связях главное место занимают страны Европы и СНГВ территориальной структуре хозяйства стран региона много общих черт – крупные скопления городов и промышленные узлы. В экономике этих стран встречается три вида территориальных образований – моноцентрические (Венгрия, Словакия, Латвия, Македония), полицентрические (Польша, Чехия, Литва, Сербия) и смешанные формы (Румыния, Болгария, Эстония, Хорватия)

Читайте также: