План урока по автомобилям

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1109 0

Предмет: Устройство автомобилей

Наименование раздела программы: Ходовая часть, кузов, кабина

1. Дидактическая (образовательная): Сформировать у студентов представление о подвесках автомобилей, их устройстве, назначении и видах.

2. Развивающая: Развитие технического мышления, познавательной самостоятельности.

3. Воспитательная: Привитие обучающимся навыков сознательной дисциплины, а именно: четкости выполнения заданий во времени.

Вводная часть. Создание проблемной ситуации.

На экране видео бегущего человека.

Все движения человека осуществляются в полном соответствии с законами физики.

Наш организм - удивительная вещь! Очень давно я проследил аналогию между человеческим организмом и машинами. Сомневаетесь? Сейчас я постараюсь вас в этом убедить.

Конечно, все люди разные. Но биомеханикау нас идентичная.

Обратите внимание на стопу человека. Когда мы бежим, мы совершаем прыжок вперед, приземляясь на одну ногу. Весь вес человека, по сути, обрушивается на одну ногу. Безусловно, этот вес нужно амортизировать. Как это делается?

Кости стопы имеют определенный изгиб, а это не что иное, как рессора. Но это не одна рессора, а состоит из пяти независимо подвешенных рессор. Активными амортизаторами выступают мышцы и сухожилия. Короткие, толстые, мощные сухожилия и мышцы распределяют вес тела по этим рессорам, тем самым, гася ударный импульс (все это сопровождается слайдами).

Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт.

Предлагаю вам попрыгать: сделайте 3 прыжка.

А теперь подпрыгните 3 раза, только очень аккуратно, приземляясь на пятки, не сгибая колени. Что происходит?

На самом деле, даже сделать это тяжело, весь организм этому противится.

При беге наша стопа амортизирует нагрузку, включается голеностопный сустав, импульс распределяется по мышцам, при этом колено остается полусогнутым. Именно полусогнутое колено амортизирует, сустав работает на сгиб. Вся нога гасит ударный импульс, амортизирует во время сгиба. Стопа, голеностопный сустав, колени играют роль рессор, пружин.

Кто догадался, о чем будет идти речь сегодня на уроке?

Конечно, мы будем говорить о подвеске автомобиля.

Работать вы сегодня будете в командах. Чем больше баллов заработает команда, тем результативнее она работала на уроке. Команда, набравшая максимальное количество баллов получает оценку �5�, ниже �4� и т.д. Будет учитываться и индивидуальная работа. И запомните: вы работаете на общий результат. Я даже не сомневаюсь в успешном результате каждой команды!

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. За дополнение команды соперников - 1 балл.

Скажите, пожалуйста, чем руководствуется человек, приобретая автомобиль?

Процесс приобретения автомобиля, как правило, сопровождается тщательной оценкой его внешних данных, мощности двигателя, расходом топлива и комфортабельностью салона. В гораздо меньшей степени будущий владелец транспортного средства оценивает его подвеску.

Как вы думаете, кто прав?

А ведь они оба правы.

Так за что отвечает этот узел? Из каких деталей он состоит? Именно на все эти вопросы Вы сможете сегодня получить ответы. Мы уделим внимание не только конструкционным и функциональным особенностям, которыми обладает подвеска автомобиля, но и познакомимся с наиболее распространенными ее типами.

Но ведь когда-то на транспортных средствах подвесок не было. Кто знает, когда появились первые транспортные средства с рессорами? Что это был за транспорт?

В древности рессор не было. Вспомните такое транспортное средство, как телега.

К концу 18 века появились металлические рессоры. Сначала это были высокие или круглые рессоры, соединяющие раму кареты с кузовом по вертикали. Вскоре их заменили лежачие, или плоские, рессоры – похожие на рессоры современных грузовиков. Подобные усовершенствованные рессоры считались признаком комфорта и достатка владельца экипажа, предметом его гордости и зависти окружающих.

Он твои пленительные взоры,

Нежность сердца, музыку речей –

Все отдаст за плоские рессоры

И за пару кровных лошадей!

Объяснение нового материала

Давайте зайдем в нашу виртуальную лабораторию и посмотрим, что же из себя представляет подвеска, каково ее устройство.

(Виртуальная лаборатория, ролик об устройстве).

Итак, 1 задание. У вас на столах имеются рабочие листы, на которых вы будете работать.

Вы можете пользоваться учебником, который имеется в нашей электронной библиотеке.

Задача первой команды - определить и записать в таблицу плюсы зависимой подвески.

2 команда – ваша задача определить минусы зависимой подвески.

Команда 3 – найти плюсы независимой подвески

Команда 4 - определяет минусы независимой подвески.

Время для работы – 3 минуты. Через 3 минуты представитель от команды докладывает.

В это же время 4 человека (по одному от каждой группы) будут выполнять индивидуальное задание.

Вы видите под номерами различные узлы автомобиля. Ваша задача за 3 минуты определить и записать в таблицу названия данных узлов. По моей команде, работа в группах прекращается.

Определитесь, кто из вас сможет выполнить данное задание, привести свою команду к успеху.

Итак, время пошло. Начали….

(работают все 3 минуты)

Итак, 1 группа. Какие плюсы Вы нашли в зависимой подвеске?

2 группа – Какие минусы вы определили в зависимой подвеске?

Кто не согласен?

У кого другое мнение?

3 группа. Назовите плюсы независимой подвески.

4 группа назовет минусы независимой подвески.

Кто хочет поспорить? Кто не согласен?

Уважаемый эксперт, как вы оцениваете работу команд?

(эксперт называет баллы)

Проверяем индивидуальную работу обучающихся.

Слово эксперту.

Подвеска автомобиля – это технически сложный агрегат. Конечно же, за 1 урок сложно изучить этот узел автомобиля. Более подробно подвеску мы будем изучать на следующих занятиях.

3 Проверка усвоения нового материала

А сейчас вы примете участие в блиц - опросе, который позволит определить то, как вы усвоили новый материал.

Я вам задам 7 вопросов, касающихся непосредственно темы урока. Вам будет предложено 4 варианта ответа на каждый из вопросов.

У вас на столах лежат карточки с цифрами от 1 до 4. После того, как прозвучит вопрос, вы должны поднять карточку с номером правильного ответа.

Время на обдумывание каждого вопроса 2 секунды.

Как в простонародье называется стойка стабилизатора в подвеске?

Какая деталь подвески автомобиля отвечает за сохранение горизонтального положения колеса при повороте?

Какая деталь отвечает за плавность кручения колеса автомобиля?

Подшипник коленчатого вала

Какую деталь ставят только в зависимую подвеску сзади?

Какая деталь отвечает за отбой колеса от кузова автомобиля, что необходимо для лучшего сцепления с дорогой?

Как называется деталь, соединяющая рычаг подвески с рамой/лонжероном автомобиля?

Какая деталь не имеет отношения к подвеске?

Итак, подведем итоги блиц - опроса.

Слово эксперту.

Итак, опрос показал, что большинство из вас хорошо усвоили новый материал

Подведем итоги работы команд.

Сегодня вы - лучшие. Вы все работали одной дружной командой. И от работы каждого из вас зависел общий результат.

За годы учебы я смог стать успешным студентом. Как мне это удалось? Мой секрет прост: нельзя останавливаться на полпути, не сгибаться перед трудностями и не терять головы от успеха!

Желаю вам легкого движения вперед – к новым успехам! Верьте в свои силы!

Предлагаю вам продолжить фразу:

Я почувствовал, что.

Подводя итоги, отмечу, что в человеческом организме все взаимосвязано, одно без другого не работает.

То же самое происходит и с автомобилем. Подвеска автомобиля оказывает большое внимание на безопасность дорожного движения и от ее состояния зависит работа всего автомобиля. Берегите свое здоровье и не забывайте, что ваша жизнь и здоровье в какой-то степени зависят от здоровья вашего автомобиля!

Научить читать кинематические схемы агрегатов трансмиссии.

Научить применять теоретические знания на практике.

Научить обучающихся устройству и работе 5-ти ступенчатой коробки передач, объединенной с дифференциалом и главной передачей (переднеприводного автомобиля).

Ковалева Татьяна Владимировна , 17.05.2019

Содержимое разработки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

проведения открытого урока

по междисциплинарному курсу

МДК.01.01. Устройство автомобилей

ПМ. 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

(дата проведения 31.01.2018 г.)

Задача любого педагога – помочь еще не взрослому человеку сформировать систему ценностей, выпустить здорового человека, уверенного в себе, не боящегося жизни, научить использовать накопившиеся знания и применять их на практике.

Перед техником, слесарем или водителем стоит задача в постоянном поддержании высокой технической готовности подвижного состава, обеспечении его работоспособности в течение установленных сроков выработки. Простои автомобильного подвижного состава из-за технической неисправности вызывают большие потери в хозяйстве. Некачественное обслуживание автомобиля влияет на безопасность дорожного движения, повышает уровень загрязненности воздуха отработавшими газами автомобилей.

Содержание подвижного состава в исправном состоянии зависит в значительной степени от самих водителей и слесарей, их квалификации, знания ими материальной части автомобиля и правил технической эксплуатации, от бережного отношения к доверенной им техники.

На преподавателя ложится задача не только развивать память, внимание учащихся, но и творческое мышление, необходимое для решения нестандартных задач, сложных профессиональных проблем.

Если учесть, что у значительной части учащихся нет мотивации к учению, и умственные способности разного уровня, то дидактические принципы наглядности и доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой проявляет интерес к учебе, развивают наблюдательность, внимание, мышление. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.

Вопросно-ответный метод обучения направлен на первичное овладение знаниями, при постановке даже простых вопросов вызывает интерес и обеспечивает активность учащихся. Применение вопросно-ответного метода совместно с методом проблемного обучения расширяет диапазон возможностей учащихся, побуждает учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности, обеспечивает глубину знаний в овладение учебным материалом, способствует применению теоретических знаний на практике. Такое сочетание способствует закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками.

Цель данной работы: показать активизацию познавательной деятельности учащихся с применением вопросно-ответного метода.

Предмет: МДК.01.01. Устройство автомобилей

Специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тема: Пятиступенчатая коробка переменных передач переднеприводного автомобиля ВАЗ-21126

Развивающая цель:

Развить у обучающихся познавательной деятельности; привить им умения самостоятельно мыслить.

Образовательная цель:

Научить читать кинематические схемы агрегатов трансмиссии.

Научить применять теоретические знания на практике.

Научить обучающихся устройству и работе 5-ти ступенчатой коробки передач, объединенной с дифференциалом и главной передачей (переднеприводного автомобиля).

Воспитательная цель:

Сформировать у обучающихся трудовую дисциплину, чувство ответственности; развить интерес к будущей профессии.

Изучение новых знаний.

Метод проведения:

Беседа с обратной связью.

Оснащение урока:

Межпредметные связи:

Техническая механика (раздел Детали машин).

Формирование общих компетенций:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать и производить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

З1 - устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;

З5 - классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта.

1. Организационный момент

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Изложение цели урока

1.4. Изложение хода урока

Здравствуйте гости и студенты!

При рассмотрении этих тем мы ставили перед собой единственную цель:

- научиться читать кинематические схемы агрегатов трансмиссии и применять теоретические знания на практике.

На этом уроке мы должны добиться этой же цели.

Поэтому задачами сегодняшнего урока станут:

1. Повторить 5-тиступенчатую коробку передач заднеприводного автомобиля.

2. Изучить 5-тиступенчатую коробку передач переднеприводного автомобиля.

3. Сравнить две коробки.

4. Связать полученные теоретические знания с практикой-на следующем уроке.

2. Повторение изученного материала

К сегодняшнему уроку Вы должны были выполнить самостоятельную работу: повторить 5-тиступенчатую коробку передач заднеприводного автомобиля. Итак, перед нами ее кинематическая схема.

Вопросы:

Вопрос 1. Сколько валом имеет коробка? Назовите их.

О: Первичный, вторичный, промежуточный.

О: Первичный вал опирается на подшипниках качения внутри маховика и в картере коробки передач. Заодно с первичным валом выполнена шестерня пятой передачи. Она будет всегда ведущей.

Вопрос 3. Шестерни каких передач установлены на промежуточном валу? Как они связаны с валом?

О: Шестерни пятой, четвертой, третьей, второй первой и заднего хода, все жестко соединены с валом через шпонку или шлицевое соединение.

Вопрос 4. Назовите детали вторичного вала. Как они установлены на валу?

О: Шестерни четвертой, третьей и второй передач - свободно установлены относительно вала; шестерня включения первой передачи и заднего хода - находится на шлицевом соединении.

На вторичном валу, на шлицевом соединении, установлены два синхронизатор: включения 2-ой и 3-ей передач, 4-ой и 5-ой передач.


Рис. Кинематическая схема пятиступенчатой коробки передач заднеприводного автомобиля

Вопрос 5. Для того чтобы включить 1-ую передачу, водитель рычагом вводит шестерню 1-ой передачи в зацепление с шестерней 1-ой передачи промежуточного вала. Как передается крутящий момент от первичного вала на вторичный вал?

О: Первичный вал - шестерня 5-ой передачи - шестерня 5-ой передачи промежуточного вала - промежуточный вал-шестерня 1-ой передачи промежуточного вала – шестерня 1-ой передачи вторичного вала и через шлицевое соединение ступицы шестерни– вторичный вал. (2-22-20-15-10-12)

Вопрос 6. Для включения 2-ой передачи, водитель вводит синхронизатор в зацепление с шестерней 2-ой передачи вторичного вала. Как передается крутящий момент от первичного вала на вторичный вал?

О: Первичный вал - шестерня 5-ой передачи - шестерня 5-ой передачи промежуточного вала - промежуточный вал - шестерня 2-ой передачи промежуточного вала – шестерня 2-ой передачи вторичного вала – синхронизатор и через шлицевое соединение ступицы синхронизатора – вторичный вал.

Вопрос 7. Для включения 5-ой передачи, водитель вводит синхронизатор в зацепление с шестерней 5-ой передачи. Как передается крутящий момент от первичного вала на вторичный вал?

О: Первичный вал - шестерня 5-ой передачи – синхронизатор – вторичный вал. Первичный и вторичный валы блокируются. (2-22-5-12)

Итак, мы повторили 5-тиступенчатую коробку передач. Но прежде, чем перейти рассматривать 5-тиступенчатую коробку переднеприводного автомобиля ВАЗ-21126, еще раз обратим внимание на размеры шестерен вторичного вала.

Самая большая шестерня - это шестерня 1-ой передачи, а самая маленькая – это шестерня 5-ой передачи, но уже первичного вала.

3. Изучение нового материала.

При изучении нового материала мы будем опираться на полученные знания предыдущих тем.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, сравним компоновку трансмиссий заднеприводного и переднеприводного автомобилей с целью поиска отличительных признаков.

Характеристика компоновки трансмиссии заднеприводного автомобиля: Изучив двигатель, сцепление и коробку, - мы видим, что коленчатый вал - первичный вал и вторичный вал коробки передач - соосны. Соосные валы через карданную передачу соединены с главной передачей и дифференциалом, которые отдельно находятся от коробки.


Вопрос: В каком порядке расположены сборочные единицы трансмиссии переднеприводного автомобиля?

Характеристика компоновки трансмиссии переднеприводного автомобиля: мы видим, что порядок расположения не нарушен! НО коробка передач объединена с дифференциалом и главной передачей, - вот в чем разница.


Заглянем в коробку передач переднеприводного автомобиля ВАЗ-21126.


Рис. 2 Кинематическая схема 5-тиступенчатой коробки передач с главной передачей и дифференциалом

- Коробка передач объединена с дифференциалом и главной передачей (показать). Мои вопросы будут относиться только к коробке передач, главную передачу и дифференциал – откинем!

- Где установлено сцепление? Значит, с какой стороны находится двигатель?

- Найдите полуоси передних ведущих колес?

- Сколько валов имеет коробка? (поз.2-это первичный вал, поз.3-вторичный вал).

- Рассмотрим первичный вал. Назовите опоры первичного вала?

Верно: первичный вал опирается на трех опорах, - на подшипниках качения, установленных в маховике и корпусе коробки передач.

- Сколько шестерен установлено на первичном валу и как они связаны с валом?

- Почему все шестерни первичного вала (а их шесть) будут называться ВЕДУЩИМИ? А на вторичном валу ВЕДОМЫМИ?

Обратите внимание, что пять шестерен первичного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями вторичного вала. Как Вы считаете, это шестерни каких передач? Верно: это шестерни прямых передач.

- Рассмотрим вторичный вал. Он опирается на подшипниках качения в корпусе коробки передач.

- Рассмотрим шестерни постоянного зацепления прямых передач. Ваша задача найти шестерни 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой передач?

- Верно. Самая маленькая шестерня поз. 31 – это шестерня 5-ой передачи. А самая большая шестерня поз. 22 – это шестерня 1- ой передачи. Обратите внимание, что все ведомые шестерни прямых передач установлены на вторичном валу свободно, т.е. на подшипниках.

- Как называют в коробке передач Поз.4, поз.6, и поз.8? Верно: синхронизаторы.

- Как синхронизаторы установлены на вторичном валу? Верно: через шлицевое соединение.

Дайте правильное название поз.8, поз.6, поз.4?

Верно: это синхронизатор включения 1-ой и 2-ой передач.

Верно: Поз.6 - это синхронизатор включения 3-ей и 4-ой передач.

Верно: Поз.4 - это синхронизатор включения 5-ой передачи.

- Рассмотрим оставшиеся шестерни с позициями 9, 20 и 21. К какой передаче они относятся? Верно: к передаче заднего хода.

Дайте правильное название шестерен передач заднего хода поз.21, поз.20, поз.9?

Верно: поз.21 - это ведущая шестерня заднего хода.

Верно: Поз.20 - это промежуточная шестерня заднего хода.

Верно: Поз.9 - это ведомая шестерня заднего хода.

- Кратко скажу о главной передаче и дифференциале. Нам еще предстоит эти темы изучить. Их назначение: Главная передача передает крутящий момент под прямым углом, а дифференциал распределяет крутящий момент на полуоси.

4. Закрепление материала

Итак, закрепим изученный материал. Еще раз повторим детали коробки передач.

Я буду называть позиции, а Вы должны дать правильное наименование позиций.

- 18 - ведомый диск сцепления;

- 21, 20, 9 – ведущая, промежуточная и ведомая шестерни заднего хода;

- 23, 22 – ведущая, ведомая шестерни 1-ой передачи;

- 25, 24 – ведущая, ведомая шестерни 2-ой передачи;

- 8 – синхронизатор включения 1-ой и 2-ой передач;

- 6 – синхронизатор включения 3-ей и 4-ой передач;

- 4 – синхронизатор включения 5-ой передач;

- 5 – вилки включения прямых передач;

- 10 – вилка включения заднего хода;

- 17, 13 – ведущая, ведомая шестерни главной передачи;

- 14 – дифференциал;

- 11, 16 – полуоси передних колес.

Итак, прошло 2 минуты.

Вопрос-1. Включена 1 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-2. Включена 2 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-3. Включена 3 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-4.Включена 4 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-5. Включена 5 передача. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого вала на полуоси передних колес передается. Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-6. Сцепление включено. Включена нейтральная передача в КПП. При работающем двигателе, какие детали не вращаются? Указать через позиции на рисунке.

Вопрос-7. Включена передача в КПП. Сцепление выключено. При работающем двигателе, какие детали вращаются?

Итак, последний вопрос. Сделаем вывод. Чем отличаются коробки передач заднеприводного и переднеприводного автомобиля?

5. Подведение итогов

Спасибо всем за труд! Мы очень хорошо поработали. Назвать фамилии - Выставить оценки.

На следующем уроке мы разберем и рассмотрим устройство коробки передач автомобиля ВАЗ-21126.

Пластовец Сергей Александрович


Боровичский автомобильно-дорожный колледж

Группа: 2151, 2251

Дата проведения: 21.09.2013 г.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: Формирование у студентов навыков и умений по учебному материалу.

Обучающая: познакомить студентов с назначением , принципом действия элементов системы подачи бензина и воздуха в различных системах электронного впрыска топлива.

Воспитательная: формирование у студентов интереса к данной теме занятия, патриотического отношения к отечественным маркам автомобилей; вырабатывание у навыков ответственности, дисциплинированности, добиваться применения полученных теоретических знаний для выполнения практических задач..

Экологическая: ответственный подход к сохранению окружающей среды и минимальное нанесения вреда экологии.

Работа в группах: умение вырабатывать правильное решение в группе.

Материально-техническое оснащение: проектор, экран, компьютер, программное обеспечение.

Учебно-методическое оснащение: плакаты, учебники, презентация.

Методы обучения: беседа, решение тестовых заданий, фронтальный опрос, показ слайдов.

Оборудование: тесты, мультимедиа.

Межпредметная связь: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, эксплуатационные материалы, физика.

Ход занятия:

I. Организационный момент (3 мин.)

Приветствие, психологическая установка на привлечение внимания студентов к занятию, проверка посещаемости и подготовленности к занятию.

II. Проверка домашнего задания (15 мин.).

Повторение пройденного материала: проверка знаний по устройству и работе карбюратора.

Применение ипринцип работы систем впрыска топлива

Преде­лом обеднения смеси является неравномерность распределения ее по цилиндрам. В двигателях с карбюраторным питанием неравно­мерность состава смеси может достигать 10. 15%. Этот недоста­ток может быть устранен применением систем впрыска топлива. В этом случае улучшаются равномерность распределения топлива по цилиндрам, газодинамические характеристики впускного трак­та, обеспечивается более высокий коэффициент наполнения ци­линдров свежим зарядом, появляется возможность применения топлива с более низким октановым числом и т.д. При примене­нии систем впрыска топлива мощность двигателя повышается в среднем на 10. 12 %, улучшается топливная экономичность, сни­жается токсичность отработавших газов.

Система электронного впрыска топлива включает в себя топлив­ный насос с электроприводом и регулятор давления, поддерживаю­щий постоянное рабочее давление в системе до 0,17. 0,20 МПа.


Рис. 1 Электромагнитная форсунка:

а — принципиальная схема; б — схема расположения электромагнитной фор­сунки на впускном газопроводе; 1 — корпус; 2 — игольчатый клапан; 3 — мем­брана; 4 — соленоид; 5 — распределительное устройство; 6 — отверстие; 7 — топливная магистраль; 8— факел топлива; 9— сливной канал; 10— клапан; 11 — электромагнитная форсунка; 12 — распыливающий конус; 13 — газопровод

Впрыск топлива во впускные каналы цилиндров осуществляется электромагнитными форсунками, время открытия которых зависит от давления во впускной системе двигателя и частоты вращения коленчатого вала.

Принципиальная схема электромагнитной форсунки для впрыс­ка топлива показана на рис. 1 а. В корпусе форсунки располо­жены игольчатый клапан 2, нагруженный усилием мембраны 3, и соленоид 4.

Когда игла прижата к седлу распылителя, поступающее из топ­ливной магистрали 7 топливо проходит через корпус форсунки на слив. В соответствии с электрическим сигналом от распредели­тельного устройства 5 соленоид 4 освобождает мембрану 3, в этом случае сливной канал 9 закрывается, а игла 2 под давлением топ­лива поднимается.

На выходе из сопла форсунки факел топлива 8 получает вра­щательное движение и впрыскивается в виде широкого конуса. Часть топлива, просочившаяся между иглой и корпусом, удаляет­ся через отверстие 6 в сливную магистраль. Максимальный подъем иглы составляет 0,15. 0,17 мм, а продолжительность подъема иглы колеблется в пределах 1,5. 6,5 м/с.

Расположение электромагнитной форсунки 11 показано на рис. 1 б. Она закрепляется на впускном газопроводе 13, а ее распыливающий конус 12 при впрыскивании топлива направ­лен в зону проходного отверстия впускного клапана 10.

Особенностью электронной топливовпрыскиваюгцей систе­мы является то, что она функ­ционирует во взаимосвязи с электронным блоком управле­ния, а в качестве главного уп­равляющего параметра для ре­гулирования подачи топлива используется величина расхода воздуха, поступающего в цилин­дры двигателя. Количество топ­лива, впрыскиваемого в надкла- панные пространства, зависит от массовой скорости воздушного потока и его объема во впуск­ном тракте.

Современные системы впрыскивания топлива

По мере развития систем впрыскивания топлива на автомобили устанавливались механические, электронные, аналоговые и цифровые системы. К настоящему времени структурные схемы систем впрыскивания топлива стабилизировались и в основном классифицируются на два вида: распределенное и центральное впрыскивание топлива.

При распределенном впрыскивании топливо подается в зону впускных клапанов каждого цилиндра отдельной форсункой в определенный момент времени, согласованный с открытием со- ответствующих впускных клапанов цилиндров (согласованное впрыскивание), или группами форсунок без согласования момента впрыскивания с процессами впуска в каждый цилиндр (несогла­сованное впрыскивание).

Системы распределенного впрыскивания топлива позволяют повысить безотказность пуска, ускорить прогрев и увеличить мощ- ностные показатели двигателя, а также дают возможность приме­нения газодинамического наддува, расширяют возможности со­здания различных конструкций впускного газопровода.

При центральном впрыскивании топливо подается одной фор­сункой, устанавливаемой на участке до разветвления впускного газопровода. В этом случае конструкция двигателя не имеет суще­ственных изменений. Система центрального впрыскивания прак­тически взаимозаменяема с карбюратором и может применяться на уже эксплуатируемых двигателях. При центральном впрыски­вании по сравнению с карбюратором обеспечивается большая точность и стабильность дозирования топлива.

Система распределенного впрыскивания топлива

На рис. 2 представлена система распределенного впрыскивания топлива L-Jetronik. Электрический топливный насос 1 подает топливо из бака 3 через фильтр 2 в топливный коллектор 4, в котором с помощью стабилизатора 5 поддерживается постоянный перепад давлений на входе и выходе топлива из форсунок 13. Стабилиза­тор перепада давлений поддерживает постоянное давление впрыс­кивания и обеспечивает возврат избыточного топлива обратно в бак. Этим обеспечивается циркуляция топлив в системе и исклю­чается образование паровых пробок. Из коллектора топливо по­ступает к рабочим форсункам, которые подают его в зону проход­ных отверстий впускных клапанов. Количество впрыскиваемого топлива задается электронным блоком управления 6 (ЭБУ) в за­висимости от температуры, давления и объема поступающего воздуха, частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигате­ля. В процессе работы системы впрыскивания ЭБУ взаимодейству­ет также с датчиком-распределителем 17 системы зажигания.

Объем поступающего воздуха является основным параметром, определяющим дозирование топлива. Воздух поступает в цилинд­ры через измеритель 8 расхода воздуха и впускной газопровод. Воз­душный поток, поступающий в двигатель, отклоняет напорно- измерительную заслонку 7 измерителя расхода воздуха на опреде­ленный угол. При этом с помощью потенциометра электрический сигнал, пропорциональный углу поворота заслонки, подается в блок управления, который определяет необходимое количество топлива и выдает импульсы управления моментом подачи топлива. Электронная схема управления впрыскивания топлива получает питание от аккумуляторной батареи 19 и начинает работать при включении зажигания и системы впрыскивания выключателем 20.



Рис. 2. Электронная система впрыскивания топлива L-Jetronik:

1 — топливный насос; 2 — фильтр; 3 — топливный бак; 4 — топливный коллек­тор; 5 — стабилизатор перепада давлений; 6 — электронный блок управления; 7 — напорно-измерительная заслонка; 8 — измеритель расхода воздуха; 9 — дроссельная заслонка; 10— датчик положения дроссельной заслонки; 11 — регу­лировочный винт системы холостого хода; 12 — пусковая форсунка; 13 — фор­сунка с электронным управлением; 14 — датчик кислорода; 15, 16 — регистри­рующие датчики; 17 — датчик-распределитель; 18 — регулятор расхода воздуха на холостом ходу; 19 — аккумуляторная батарея; 20 — выключатель зажигания и системы впрыскивания

Независимо от положения впускных клапанов, форсунки впрыс­кивают топливо за один или два оборота коленчатого вала двига­теля. Если впускной клапан в момент впрыскивания топлива фор­сункой закрыт, то топливо накапливается в пространстве перед клапаном и поступает в цилиндр при следующем его открытии одновременно с воздухом.

Регулирование количества поступающего к цилиндрам двига­теля воздуха производится дроссельной заслонкой 9, управляе­мой из салона педалью. В системе предусмотрен регулятор 18 рас­хода воздуха на холостом ходу, расположенный около дроссель­ной заслонки. Он обеспечивает дополнительную подачу воздуха при пуске и прогреве двигателя. По мере прогрева двигателя, на­чиная с температуры охлаждающей жидкости 50. 70°С, регулятор прекращает подачу дополнительного воздуха. После этого при закрытой дроссельной заслонке воздух поступает только через верх­ний байпасный (обводной) канал, сечение которого можно из­менять регулировочным винтом 11, что обеспечивает возможность регулирования частоты вращения в режиме холостого хода.

Стабилизатор 5 перепада давлений поддерживает постоянное избыточное давление топлива относительно давления воздуха в впускном газопроводе. В этом случае цикловая подача топлива форсункой 13 зависит от времени, в течение которого открыт ее клапан. Следовательно, основной принцип электронного управ­ления впрыскиванием топлива заключается в изменении (моду­ляции) электрического импульса, управляющего форсункой при поддержании постоянного перепада давления топлива.

Длительность импульсов управления временем впрыскивания топлива форсункой корректируется в зависимости от температу­ры охлаждающей жидкости по информации от датчика 15. Вве­денный в систему датчик 14 кислорода обеспечивает поддержание необходимого состава горючей смеси.

На режимах полного открытия дроссельной заслонки и разгона автомобиля необходимо обогащение горючей смеси, что обеспе­чивается ЭБУ по информации от датчика 10 положения дроссель­ной заслонки. При открытии заслонки контактная система датчи­ка выдает импульсы, которые приводят к обогащению смеси в режиме разгона автомобиля.

В датчике 10 положения дроссельной заслонки предусмотрена контактная пара, от замкнутого или разомкнутого состояния кото­рой зависит отключение или включение топливоподачи в режиме принудительного холостого хода. Подача топлива прекращается при закрытой дроссельной заслонке, когда частота вращения ко­ленчатого вала двигателя более 1000 об/мин, и возобновляется при снижении частоты вращения до 850 об/мин.

С целью облегчения пуска холодного двигателя в системе преду­смотрена дополнительная пусковая форсунка 12, которая представ­ляет собой электромагнитный клапан с вихревым центробежным распылителем. Продолжительность открытия форсунки зависит от температуры охлаждающей жидкости в двигателе, фиксируемой датчиком 16.

Система центрального впрыскивания топлива

Типичным при­мером центрального впрыскивания топлива является электронная система Мопо-Моtronik (рис.3). Ее устанавливают на двигателях небольшого рабочего объема автомобилей обычно малого класса, например ВАЗ-21214, -21044. Конструктивно она включает в себя следующие основные устройства: электронный блок управления 13 на базе микропроцессора, смесительную камеру 3 с дроссельной заслонкой и установленным на ней датчиком 8, фиксирующим ее положение, электромагнитную форсунку 6, регулятор 7 давления топлива, электрический топливный насос 12, топливный фильтр 10, датчик 16 температуры охлаждающей жидкости, регулятор 4 час­тоты вращения в режиме холостого хода.



Рис. 3. Электронная система центрального впрыскивания топлива Мопо-Мо!тп1с:

1 — катушки зажигания; 2 — распределитель электронного зажигания; 3 — сме­сительная камера; 4 — регулятор частоты вращения коленчатого вала в режиме холостого хода; 5 — диффузор с датчиком температуры; 6 — электромагнитная форсунка; 7— регулятор давления топлива; 8 — датчик положения дроссельной заслонки; 9 — возвратный топливный клапан; 10— топливный фильтр; 11 — емкость с активированным углем для сбора паров бензина (адсорбер); 12— элек­трический топливный насос; 13 — электронный блок управления; 14 — разъем для диагностики; 15 — датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; 16 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 17— кислородный датчик

Действие регулятора частоты вращения коленчатого вала двига­теля на холостом ходу основано на изменении положения дроссель­ной заслонки или перепуска воздуха в обход дроссельной заслон­ки. После обработки информации от датчика частоты вращения микропроцессор формирует управляющий сигнал, подаваемый на исполнительное устройство, в качестве которого в таких системах может быть использован шаговый микроэлектродвигатель, кото­рый воздействует на дроссельную заслонку или клапан обводного канала. Все системы центрального впрыскивания топлива имеют кислородный датчик 17 (λ-зонт), позволяющий поддерживать в оптимальных соотношениях количество воздуха к топливу, обес­печивая необходимый (стехиометрический) состав горючей сме­си на всех режимах работы двигателя.

Система центрального впрыскивания топлива отличается от рассмотренной выше системы впрыска (см. рис. 2) следующим: отсутствует распределенный (отдельно для каждого цилиндра) впрыск топлива; процесс топливоподачи происходит с помощью центрального отсека (модуля), в котором установлена одна элек­тромагнитная форсунка 6 (см. рис. 3), обеспечивающая впрыс­кивание топлива; регулировка подачи топливовоздушной смеси дроссельной заслонкой, а также распределение ее по цилиндрам двигателя происходит по принципу работы карбюраторной си­стемы.

Наряду с этим в этой системе отсутствует датчик массового расхода воздуха, но в диффузоре 5 установлен датчик поступаю­щего воздуха, которого нет в системе распределенного впрыски­вания. Состав и функции действия остальных устройств централь­ной системы впрыскивания во многом подобны рассмотренной системе распределенного впрыска топлива.

IV. Закрепление изученного материала (15 мин.).

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается принцип работы системы впрыскивания топлива?
  2. Какова разница между распределенной и центральной системами впрыскивания топлива?
  3. Перечислите основные устройства систем впрыскивания топлива.

V. Информация о домашнем задании(2 мин.).

VI. Итог занятия (5 мин.).

Выставить оценки студентам, главным критерием которых будет являться активность при фронтальном опросе и тестировании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке открытый урок по теме "Классификация и устройство автомобилей ".Урок разработан для учащихся 2 курса обучабщихся по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей". На уроке расмртрена классификация грузовых,пасажирских,специальных автомобилей по признакам, общее устройство автомобилей. Тема урока определена учащимся самостоятельно решением кроссворда и беседой с преподавателем.Учебный материал закреплялся решением проблемных ситуаций.

Министерство образования и науки Пермского края

государственного автономного профессионального

Методическая разработка урока

Шихов Николай Николаевич,

Специальность: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Междисциплинарный курс: Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Формируемые компетенции:

ПК 3.1. Выполнять разборку, ремонт, сборку и замену узлов и агрегатов при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

ПК 3.2. Выявлять и устранять дефекты, неисправности в процессе регулировки, испытывать агрегаты, узлы и приборы.

ПК 3.3. Определять текущее состояние автомобилей, используя приборы и приспособления для проведения диагностических работ.

ПК 3.4. Проводить плановые технические обслуживания автомобиля.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать у обучающихся представление об автомобиле и его устройстве. Закрепить знания об квалификации и устройстве автомобиля.

Развивающие: способствовать развитию логика -смыслового мышления обучающихся, памяти химического и технического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Тип урока: Интегрированный урок

- преподавания: проблемный,

- учения: частично-поисковый.

Материально техническое оснащение: доска, плакаты, мультимедийное оборудование.

Этапы урока

I. Организационный момент

Приветствие обучающихся, определение готовности группы к уроку, делим группу на несколько микро групп.

II. Актуализация знаний

- Учитель. Ребята для того чтобы определить какая сегодня тема урока, мы предлагаем вам решить кроссворд (кроссворд на доске и на столах обучающихся).

1.Емкость для хранения топлива на автомобиле.

2. Часть оптического прибора (физика)

3Агрегатное состояние вещества, характеризующееся очень слабыми связями между составляющими его частицами (молекулами, атомами или ионами), а также их большой подвижностью. (химия)

4. Источник света до электрической лампы.

5. Часть дерева. (биология)

6 Крепёжное изделие для соединения деталей. (слесарное дело)

7. Прибор автомобиля для освещения дороги.

8. Инструмент для черчения окружностей.

9. Часть сердца человека и двигателя автомобиля.

10.Деталь машины, предназначенная для передачи вращающего момента и восприятия действующих сил со стороны расположенных на нём деталей и опор.

11. Сплав этого вещества с медью — латунь. (материаловедение)

12. Физическая величина, измеряемая динамометром. (физика)

13. Подвижная часть машины постоянного тока. (электротехника)

Вопрос. Как назовём тему сегодняшнего урока? (ответ:Классификация автомобилей)

А что такое автомобиль, дадим ему определение? (ответ:Самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям)

III. Изучение нового материала

Задание: “Кто лучше знает устройство автомобиля?”

На выполнение этого задания предлагается 3 минуты. За это время обучающиеся должны вспомнить как можно больше деталей автомобиля входящие в его состав по рисунку и заполнить таблицу 1.



Таблица 1. Задание 1.

трансмиссия

2. Для удовлетворения разнообразных транспортных и производственных потребностей заводы автомобильной промышленности выпускают различные типы автомобилей.

- Какие автомобили вы знаете? Как вы думаете, как классифицируются автомобили?

Давайте посмотрим презентацию и узнаем классификацию автомобилей.

IV. Закрепление знаний


Классификация автомобилей























V. Подведение итогов урока.

- Назовите, какое задание у вас получилось лучше?

- Что осталось непонятного на уроке?

- Чем урок полезен для вашего развития?

- Пригодится ли он в выбранной вами профессии?

VI. Задание на дом

1. Индексация автомобилей.

2. Классификация легковых автомобилей.


Таблица 1. Задание 1.

трансмиссия


Классификация автомобилей

Читайте также: