План урока моделирование задач 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

Освещены этапы знакомства и работы с различными видами моделей на уроках математики в 3 классе по программе Н. Ф. Виноградовой "Начальная школа XXIвека", кратко объяснены понятия "модель","математическая модель", этапы решения текстовых задач, этапы моделирования, приведены примеры работы с текстовыми задачами с использованием различных моделей.

Оценить 1539 0

Моделирование как средство формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи

(Из опыта работы в 3 классе по программе

Математика сегодня - это одна из жизненно важных областей знания современного человечества [2, с. 5]. Возросшие требования стандарта второго поколения требуют всестороннего развития знаний ребёнка. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения. Работа по осознанию хода решения той или иной математической задачи даёт импульс к развитию мышления ребенка.

Одна из самых распространенных школьных проблем заключается в том, что большой процент детей не умеют решать задачи, не воспринимают условия, правила решения, порядок действий, смысла и содержание задач. Возникают трудности в определении путей решения задачи. Эта проблема остаётся актуальной и сегодня. Кроме того, перевод текста на знаково-символический язык вызывает наибольшие трудности у учащихся [1, с. 99].

Решение текстовых задач – это сложная деятельность, содержание которой зависит как от конкретной задачи, так и от умений решающего. Тем не менее, в ней можно выделить несколько этапов:

1. Восприятие и осмысление (анализ) задачи;

2. Поиск путей решения задачи и составление плана решения;

3. Выполнение плана решения , формулированиевывода о выполнении требования задачи (ответа на вопрос);

4. Проверка, обоснование решения задачи;

5. Формулирование вывода о выполнении требования задачи (ответа на вопрос) [8, с. 215].

Учебные модели являются средством, с помощью которого происходит познание изучаемых объектов.Математическая модель– это описание какого-либо реального про-цесса на языке математических понятий, формул и отношений [6, с. 118] . Математической моделью задачи называют выражение(либо запись по действиям), если задача решается арифметическим методом, и уравнение(либо система уравнений), если задача решается алгебраическим методом.

Основными принципами построения учебной модели являются следующие: а) модель должна отражать особые отношения реальной действительности; б) модель может и должна замещать соответствующие реальные объекты, явления, процессы, ради которых она была создана;

в) модель, отображая структуру исследуемого объекта, процесса, ситуации ит.д. способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте, ситуации и т.п. [2, с. 307].

Средствами построения математической модели могут служить символы, знаки, рисунки, чертежи, схемы. Для того, чтобы решить задачу, ученик должен уметь переходить от текста к представлению ситуации, а от неё к записи решения с помощью математических символов, все эти три модели являются различными моделями одного и того же объекта – задачи.

В процессе решения задачи выделяются 3 этапа моделирования:

1. Перевод условий задачи на математический язык, при этом выделяются необходимые для решения задач данные и искомые, математическими способами описываются связи между ними;

2. Внутримодельное решение (нахождение значения выражения, выполнение действий, решение уравнения);

3. Интерпретация, т. е. перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача [6, с. 118].

Психологи считают, что процесс решения задачи – сложный процесс поиска системы моделей и определенной последовательности перехода от одного уровня моделирования к другому, более обобщенному.

Научить учащихся решать задачи - значит ознакомить их с этапами и инструментарием решения любых задач и задач некоторых базовых видов, приемами, помогающими решению, создать условия для овладения каждым учащимся в соответствии с его особенностями и возможностями достаточным количеством таких приемов, методов и способов [9, с.216].

Приемы работы с задачами - это приемы выполнения этапов решения, которым можно специально обучать детей и которые могут и должны войти в содержание обучения [9, с. 219]. Обучение таким приемам - требование ФГОС НОО [7].

Формируя в 3 классе умение решать текстовые задачи, на первом этапе я провела знакомство детей с различными видами моделей и способами их построения.Обучение построению моделей задачи строилось на материале текста задачи:

В автобусе было 40 пассажиров. На остановке вышли 8мужчин и 3 женщины.Сколько пассажиров стало в автобусе? [3, с. 29].

Были рассмотрены следующие варианты моделей к задаче:

40 пассажиров 3 женщины

С другими видами моделей я знакомила детей на материале текста задачи: Улей дает 30 кг меда. Две пятых этого меда надо оставить на зиму пчелам. Сколько килограммов меда можно взять из улья? Решите задачу двумя способами. [4, с. 86].

1 /5 1 /5 1 /5 1 /5 1 /5

На консультации для слабых учащихся к задаче предложила модели кругов разного цвета: В одной клетке 13 белых и 8 серых кроликов, а в другой – 22 черных кролика. Сколько кроликов в двух клетках? [5, с. 80].

Затем заменила их отрезками. Потом вместе с ребятами сравнили круги и отрезки, предложили соотнести их. На следующем этапе в задаче не пересчитывая, заменили обозначение разного количества предметов полосками. Далее рисовали два отрезка и предлагали соотнести с предметами и полосками. Затем на чертеже (отрезках) предлагала расставить известные данные, обозначить искомое. Просила детей показать руками (указкой) , что уже известно по условию задачи, что нужно найти.

На уроках детям предлагалось обозначить на предложенных схематических рисунках числа из разных задач.

Два жука сидят на соломинке длиной 19 см. Один из них находится на расстоянии 5 см от левого конца соломинки, а другой – на расстоянии 7 см от правого конца соломинки. Выполни чертеж, обозначая жуков точками. Измерь расстояние между точками. Как вычислить это расстояние, не выполняя измерение. Запиши решение задачи [4, с. 69].

Кроме того велась работа по представлению одной задачи с помощью разных графических моделей [10]. Детям предлагалось прочитать условие задачи и рассмотреть несколько вариантов моделей к ней. ( Приложение 1). Они обсуждали, какая из моделей подходит к данной задаче, какая более понятна. (Работа проводилась аналогично приведенным выше примерам). Далее учащиеся доказывали верность своего предположения, показывали на моделях данные задачи, выбирали схему, соответсвующую ей, а затем решали задачу. Использовался на уроках и прием – составление памятки для построения модели к задаче ( Приложение 2).

Этот этап закончился подведением итога: какие модели знаем и умеем строить, в чем особенность каждого вида моделей, всегда ли удобен рисунок, какую модель целесообразно использовать к тому или иному виду текстовых задач.

Навтором этапе мы формировали у младших школьников умение моделировать задачи, что требует от учащихся полного обоснования при составлении моделей задач; при соотнесении текста задачи и различных моделей; при переходе от одного вида модели к другому и т.п. Работа была направлена на нахождение тех видов работ, заданий, которые влияют на осознанность решения задач, на поиск путей и методов, направленных на выработку умений и навыков решения задач. В процессе работы мы использовали следующие задания.

Учащимся предлагались схемы к задачам, в которые нужно было внести изменения: дополнить чертеж, убрать лишние числа. Такое задание способствовало дальнейшему знакомству с моделями, а также помогало активизировать деятельность учащихся по формированию умения решать текстовые задачи. А далее на других уроках дети самостоятельно строили схематические рисунки к задачам.

Для дальнейшего освоения работы с моделями ученикам были предложены задания на изучение и преобразование схем (Приложение 3). После этого с учениками рассматривались задачи с лишними данными или недостающими данными (Приложение 4). С помощью моделей к задачам, дети делали выводы о том, что лишнее в условии, чего не хватает для решения задачи. Дополняли недостающие данные и формулировали задачу заново. Работа велась фронтально и в парах.

Наиболее сложным для учеников стало самостоятельное формулирование условия и вопроса к задаче. Сначала предлагались рисунки к задачам, постепенно модели к задачам усложнялись. Дети составляли задачи по краткой записи, условному рисунку, и, наконец, по схематическому чертежу. Данная работа по формированию умения моделировать текстовые задачи продолжается.

Для формирования умения решать задачи у всех школьников мы предлагаем включать следующиезадания: на постановку различных вопросов к условию; на составление условия по данному вопросу; на подбор числовых данных или их изменение; на составление задач по данному решению; на выбор нужной модели к данной задаче.

На основе построенной модели целесообразно включать задания на разнообразные преобразования задач: преобразование текстов, не являющихся задачами, в задачи; изменение вопроса так, чтобы действий в решении стало больше (меньше); изменение вопроса (условия, данных) так, чтобы задача стала нерешаемой; внесение в задачу таких изменений, чтобы в ней появились лишние (недостающие) данные; изменение текста задачи так, чтобы в ее решении появилось обратное действие.

Помимо заданий, требующих преобразований текстов задач на основе модели, следует уделять внимание обучению детей: подбору и самостоятельному составлению обратных задач; сравнению задач с одинаковой фабулой, но различным математическим содержанием; сравнению задач с разной фабулой и одинаковым математическим содержанием.

Таким образом, использование различных методических приемов позволило сформировать у младших школьников умение моделировать в процессе решения текстовых задач.

Список использованной литературы:

Артёмов, А.К., Истомина, Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. - М., - Воронеж, 1996. – 224 с.

Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе.: курс лекций: / А.В. Белошистая . – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 455с.

Рудницкая, В.Н. Математика: дидактические материалы: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая.- 2-е изд., перераб..- М. : Вентана-Граф, 2013. – 80 с.

Рудницкая, В.Н., Юдачева, Т.В. Математика: 3 класс: тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева.- М. : Вентана-Граф, 2014. – 64с.

Рудницкая, В.Н., Юдачева, Т.В. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. 2011г. – М.: Просвещение, 2011.-

Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.

Целищева, И.И. Моделирование в процессе решения текстовых задач // Начальная школа, 1996 г, № 3, с. 32- 37.

Приложение 1

Примеры графических моделей к задаче (по Л.П. Стойловой)

ПРИМЕРЫ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ К ЗАДАЧЕ 1.

ЗАДАЧА 1. Лида нарисовали 4 домика, Вова на 3 домика больше. Сколько домиков нарисовал Вова?

Урок математики

моделировать задачу в 2-3 действия в виде схемы, краткой записи.

Некоторые учащиеся смогут:

самостоятельно моделировать взаимосвязанные задачи в 2-3 действия

Языковая цель

Учащиеся могут:

называть компоненты задачи, читать выражения в несколько действий с использованием названий компонентов действий

Предметная лексика и терминология:

Условие, вопрос, решение, схема, краткая запись, выражение, ответ задачи

Серия полезных фраз для диалога/письма

Как можно записать решение задачи?

Как можно записать (изобразить) условие задачи?

Запись условия решения и ответа задач

Материал прошедших уроков:

Понятие о задаче, решение задач разных видов, оформление краткой записи задачи

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Педагог спрашивает у учеников.

- Знаете ли вы пословицы о семье или о взаимоотношениях в семье?

Предлагает ученикам рассмотреть иллюстрацию к заданию № 1 в учебнике Педагог предлагает ученикам составить пословицы из слов, написанных на карточках, предлагает выполнить задание №1

Ученики располагают числа, написанные на карточках, в порядке возрастания и расшифровывают пословицу.

Педагог спрашивает у учеников - У кого получилось составить пословицу, не записывая числа, а зрительно удерживая порядок их следования ?

Карточки с числами

Середина урока

Актуализация ЗУНов:

Прочитай выражение и найди их значение:


Педагог просит детей прочитать выражения по- pa зному

Постановка цели (проблемная ситуация).

- На предыдущих уроках мы научились записывать решение задач по действиям и выражениям, составлять задачи по краткой записи, схеме

Теперь нам нужно понять, насколько хорошо усвоен материал предыдущих уроков.

Самостоятельная работа Ученики выполняют задание № 2 в учебнике

Составляют выражения к задачам и решают их Моделировать задачу - работать с текстом при решении текстовых задач, извлекать из него математические данные, множества, величины связи, отношения, зависимости, числовые данные, читать разнообразные модели при решении задач на всех этапах решения, разрабатывать свои знаки и символы и использовать готовые, переходить от одних моделей к другим

Педагог проверяет правильность выполнения

- У кого возникли затруднения?

- В каком месте вы допустили ошибку?

- В чем причина допущенной ошибки?

- Те. у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей деятельности (Выполнить дополнительные задания).

- Какова дальнейшая цель работы у тех. кто выявил затруднения?

- Используем алгоритм исправления ошибок

- Каждый проговаривает свою учебную задачу.

Дети выполняют задание с критериями оценивания из тетради

□ производить измерения палеткой .

□ сравнивать значения величин см 2 ,

выполнять действия нал значениями величин

Самостоятельная работа

Ученики выполняют задание №5 учебника по вариантам

Работа нал ранее изученным

В задании № 6 из учебника ученики подсчитывают количество клеток, входящих в каждую фигуру Это задание является подготовительным к понятиям о площади фигуры, единице измерения площади фигуры Задание №7 носит исследовательский характер Ученики записывают выражения, по представленным действиям, поясняющим их решение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по королевству”Математика”.

В нашем путешествии нас ждёт множество приключений , встреч и знакомств.

Нас ждёт незабываемая встреча с одним из жителей королевства.А с кем именно- мы узнаем позже. Итак, в путь.

2 Устный счёт

Дорога в королевство пролегает через прекрасный лес. Что за деревья растут в нём? Что вы можете сказать о хвойном лесе? А о лиственном ? Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? На этих деревьях мы видим примеры. Давайте устно решим их и продолжим путешествие. Молодцы.

3 Работа по теме занятия. Изготовление модели моста, с использованием картона и проволоки

Посмотрите, через реку нет моста. Нам необходимо изготовить модель моста, используя проволоку и картон.

Ребята, при выполнении этого вида работы необходимо помнить о технике безопасности. Мы можем двигаться дальше – путь открыт.

Ворота открываются и мы оказываемся на площади перед дворцом.

В королевстве “Математика” мы должны:

- правильно выполнять все задания

На площади королевства “ Математика” мы видим прекрасный дворец. При строительстве этого дворца архитекторы использовали много геометрических фигур: прямоугольные башни, овальные окна, арки, конусы, дворец, в форме квадрата, украшения на колоннах в виде кругов, крыша в виде треугольника. От такого разнообразия геометрических форм можно расстеряться.

Но не беда. У каждого на столе лежат геометрические фигуры. Все эти фигуры

использовались в строительстве дворца.Что это за фигура?

Как найти длину всех сторон?( измерить и сложить)

Измерьте, что у вас получилось? У каждого получилось своё значение. О чём это говорит? Да, все фигуры разные.

Оказывается, мы нашли с вами не просто сумму сторон фигур, а мы нашли периметр этих фигур.

Так что же такое периметр – это сумма длин всех сторон.

Итак, внимание, житель королевства “Математика”- Периметр

А теперь немного отдохнём.

4 Физминутка

5 Закрепление. Работа по теме занятия. Периметр – это сумма длин всех сторон. Королевство” Математика” – это точное королевство. Оно не любит длинных слов, названий. Вот и периметр они обозначают буквой - Р.

Уч-ль: Житель королевства “Математика” Периметр просит выполнить его задание. В сам дворец закрыт проход. Мы не можем пройти вперёд. Дорогу нам преграждает завал. Посмотрите, что напоминает вам он? Уч-к: Завал состоит из различных геометрических фигур. Уч-ль: Правильно. Давайте разберём его. Мы видим здесь: квадраты, треугольники, трапецию, прямоугольник. По какому признаку мы можем разделить фигуры на группы?

1 уч-к: По количеству сторон. По цвету. По размеру и т.д.

2 уч-к: По цвету.

3 уч-к: По размеру и т.д.

Уч-ль: А сейчас выполним работу по вариантам. I вариант изготовит модель прямоугольника периметром 20см. II вариант изготовит модель треугольника периметром 15см.

Что заметил 1 вариант?

1 уч-к: Может получиться квадрат со стороной 5 см.

2 уч-к: У меня получился прямоугольник длиной 3см и шириной 7см.

3 уч-к: И у меня получился прямоугольник, только другой.

Уч-ль: Что заметил 2 вариант ?

1 уч-к: Это может быть равносторонний треугольник, а вторая – это равнобедренный треугольник.

2 уч-к: Можно изготовить и разносторонний треугольник.

6 Итог занятия.

Молодцы. Справились со всеми заданиями нашего путешествия.

С каким новым понятием мы сегодня познакомились?

Что такое периметр?

В каких случаях необходимо вычислять периметр?

Учитель: Брагина Н.В.

- познакомить с различными способами сравнивания площади фигур

путём наложения одной фигуры на другую;

- изготовление палетки - инструмента измеряющего площадь;

- закреплять умение решать задачи;

- развивать логическое мышление

Введение.
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ребёнка, глубины усвоения им учебного материала. К сожалению, не
все учащиеся умеют и любят решать задачи. Это происходит потому, что дети не научены анализировать данные, видеть взаимосвязь между искомым и данным, структурировать ход решения. А при отсутствии потребности в глубоком осмыслении описанных в задаче связей у ребёнка формируется прочная привычка сводить решение к простому вычислению. Организация работы, заключающаяся в многократном прочитывании, устном анализе, составлении только краткой записи оказалась неинтересной и малоэффективной. Фронтальный анализ и решение задачи ограничивается правильными ответами двух-трёх человек, а остальные просто записывают готовые решения без глубокого понимания.

Так передо мной встала серьёзная проблема: как, используя традиционный УМК по математике ( программа М.И.Моро, М.А.Бантовой, Т.В.Бельтюковой ), анализировать задачу более продуктивно, чтобы она из просто арифметической превратилась в развивающую? Можно ли научить самостоятельно решать задачи каждого ученика?
Изучив теоретические подходы к обучению решать задачи, а также разнообразные практические приёмы, я пришла к выводу, что можно. Главное для каждого ученика на этом этапе – понять задачу, т.е. уяснить о чём эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми параметрами и т.т. Для этого надо применять моделирование задачи и учить этому детей.

Цель моей работы: показать, что приём моделирования задачи позволяет сделать каждую задачу учебника развивающей, нестандартной, многогранной.

Задачи: - разработать методические рекомендации по использованию разных моделей при решении задач;
- накопление дидактического материала, используемого как для всего класса,
так и для индивидуальной работы учащихся;

3.Приложение. Дидактический материал.
Дидактический материал, который использую на уроке со всем классом, а также в индивидуальной работе.
Так что же такое моделирование? Моделирование-это процесс построения моделей
для каких-либо познавательных целей. Для простоты восприятия учеником какого-либо предмета или ситуации, описанной в задаче, я применяю модель. Постепенно моделирование стало неотъемлемой частью каждого урока математики в моём классе.

Систему работы по усвоению детьми моделирования задачи я разбиваю на три этапа:
1.Обучение детей преобразованию предметных действий в работающую модель.
2.Обучение детей составлению обратных задач к данной на основе работы с моделью.
3.Творческая работа детей над задачей на основе использования модели.
После систематической работы учащиеся добились следующих результатов: изучили
шесть видов моделей; научились применять в одной и той же задаче несколько видов моделей ( с целью выбора каждым учеником наиболее понятной ему модели );
сравнивать несколько моделей между собой ( с целью выбора наиболее рациональной );
выбирать наиболее подходящую к предложенной задаче. На основе моих наблюдений за детьми в процессе этой деятельности я пришла к выводу. Мои ученики не боятся самостоятельно начать анализ задачи; в случае неудачи они, используя другую модель, анализируют задачу вновь.
Следовательно, моделирование помогает вооружить ребёнка такими приёмами, которые позволяют ему при самостоятельной работе над задачей быть активным, успешным, не бояться трудностей. Каждый, не сравнивая себя с другими, выбирает собственный путь рассуждения, моделирования и, следовательно, решения задач.

Справочный материал. Виды моделей.


Вспомогательная модель.
1. Рисунок. Знакомство с этой моделью начинаю в 1 классе Во-первых, рисование- любимый вид деятельности малышей, во-вторых, приём хорош для развития моторики рук, в-третьих, рисование является развивающим упражнением.


2.Краткая запись. С этой моделью начинаю работать в конце 1-го класса. Удачное введение краткой записи параллельно с рисунком.


3.Таблица. Знакомлю с этой моделью в конце 1-го, начале 2-го класса.

Было Вынесли Осталось Цена Количество Стоимость v t s

4.Чертёж. Применяю тогда, когда числовые данные в задаче удобные, позволяющие начертить отрезок заданной длины.


5.Схема. Знакомлю в начале 2-го класса. Подбор задач в этом классе позволяет применять эту модель на материале обратных задач, при решении задач разными способами.


6.Блок-схема (разбор задачи аналитическим способом, то есть с вопроса). Изучение этой модели возможно уже в конце 2-го класса, когда все предыдущие модели изучены хорошо, широко и системно используются на уроке

Методика работы с моделями.
1.Рисунок. Он должен изображать реальные предметы (кубики, платки, яблоки и т. д.), о которых говорится в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур.
Пример. Когда с полки сняли 2 книги, там осталось 4. Сколько книг лежало на полке сначала?
У. Сколько книг осталось на полке? 4


У. Раньше книг было больше или меньше? Почему?
Д. Больше. Здесь нет книг, которые сняли с полки.
У. Знаем ли мы, сколько книг было сначала? Нет.
Покажем это скобкой или дугой и вопросительным знаком.


У. Почему книг стало меньше?
Д. С полки сняли две книги.

У. Изобразим две книги внизу, под скобкой.


У. Как узнать, сколько всего книг было на полке?
Д. Нужно сложить книги, которые остались на полке, и те, которые сняли.

1.1. Следующим шагом в работе над этой задачей будет составление новой модели –
это краткая запись и таблица. Краткая запись – представление в лаконичной форме содержание задачи, выполненное с помощью опорных слов.

Было - ?
Подарила – 2к.
Осталось – 5к.


2.2.После того как найдены скорости поездов, нужно выполнить схематический чертёж с целью осознания учащимися сути второй части задачи.


2.3.Данный чертёж даёт возможность учащимся представить и осознать задачную ситуацию, что, в свою очередь, помогает понять и закончить решение:60+40=100км/ч; 1200:100=12ч
Вот теперь дети сами могут составить модель задачи , используя таблицу, и выявить все ситуации, все данные и искомые.


4. Схема –это чертёж, на котором все взаимосвязи и взаимоотношения величин передаются приблизительно, без соблюдения масштаба,

Расход на одно платье

Однако по этой модели рассуждение у детей вызывает затруднение. Детям трудно увидеть ,что нужно знать для определения расхода ткани на одну занавеску. Я рекомендую использовать такую схему.


Понимание облегчается тем, что на схеме один и тот же отрезок изображает и (30+24)м ткани, и 18 занавесок.

5.Чертёж. Применяют эту модель, если числовые данные в задаче удобные, позволяющие начертить отрезок заданной длины. Ученики должны усвоить поэтапное выполнение чертежа.

Пример. « Когда шланг длинной 5 метров удлинили на несколько метров, то получился шланг длиной 8 метров. На сколько метров удлинили шланг?

Какой длины был сначала шланг? (5 м)
Какой длины вычерчиваем первый отрезок? (5см)
Что произошло со шлангом? (Увеличился на несколько метров.)
Как изменится отрезок?( Увеличится на несколько сантиметров.)
Какой длины стал шланг?(8м)
Какой длины станет наш отрезок?(8см)
Отметим на чертеже , насколько увеличился наш отрезок.
Что нужно узнать в задаче?
Как на нашей модели отмечено искомое?


Далее выбирается арифметическое действие.


Далее выбирается арифметическое действие.

Фрагмент урока

Тема. Алгебраический и арифметический способ решения задач ( 2 класс )
Цель. - учить решать задачи разными способами;
- развивать умения сравнивать, анализировать, делать вывод;
- воспитание самостоятельности, творческой активности;
Ход урока.

1.Актуализация опорных знаний

- Составь разные задачи по выражению
28 - 16
- Выбери модели к этим задачам
Дети выходят к доске и из предложенных моделей выбирают следующие:


2. Освоение новых знаний

- Какая из ваших моделей подойдёт к этому уравнению?
28 – Х = 16

После сравнения и обсуждения дети выбирают


- Проговорите текст задачи. ( В магазине было 28 ящиков груш, когда несколько продали , осталось 16. Сколько ящиков груш продали?)
- Решим это уравнение. Какой компонент неизвестен? Как его найти?
Мы использовали уравнение для решения задачи . Это алгебраический способ решения задачи. ( Вывешиваю аншлаг слова алгебра. Поясняю, что алгебра это раздел математики, который изучает буквенные выражения ,)
-А теперь решите эту задачу арифметическим способом ( Вывешиваю аншлаг слова
арифметика и поясняю, что это раздел математики, который изучает свойства чисел и действия над ними,)

На доске появляется такая запись


Делаем с ребятами вывод о том, что одну и ту же задачу можно решить разными способами .
-А как помогают модели в решении задачи? ( Помогают выбрать способ её решения )

Наряду с выше изложенным, педагог должен помнить, что одного составления модели к задаче недостаточно. Следует включать и обратные задания, а именно: составление текстов задач по модели. Учащиеся могут работать за партой и у доски, используя набор цифр.
Смотри приложение 1

Читайте также: