План урока лабораторная работа измерение влажности воздуха

Обновлено: 05.07.2024

В мире нет ничего особенного. Никакого волшебства. Только физика.

Чак Паланик

Вопросы к экзамену

Для всех групп технического профиля

Учу детей тому, как надо учиться

Часто сталкиваюсь с тем, что дети не верят в то, что могут учиться и научиться, считают, что учиться очень трудно.

Урок 19. Лабораторная работа № 04. Измерение влажности воздуха (отчет)

Лабораторная работа

Цель: освоить прием определения относительной влажности воздуха, основанный на использовании психрометра..

Оборудование: 1. Психрометр.

Выполнение работы.

Задание 1. Измерить влажность воздуха с помощью психрометра.

Подготовили таблицу для записи результатов измерений и вычислений:

№ опыта

tсухого, 0 С

tвлажного, 0 С

Δt, 0 С

φ, %

Рассмотрели устройство психрометра.

Показания сухого термометра tсухого =24 0 С.

Показания влажного термометра tвлажного =21 0 С.

Разность показаний термометров:

Δt = 24 0 С - 21 0 С=3 0 С

По психрометрической таблице определяем влажность воздуха φ:

Психрометрическая таблица.

Разность показаний сухого и влажного термометров

Вывод: в ходе лабораторной работы определили относительную влажность воздуха в кабинете, она равна 77%. Это повышенная влажность воздуха.

Ответы на контрольные вопросы.

1. Почему при продувании воздуха через эфир, на полированной поверхности стенки камеры гигрометра появляется роса? В какой момент появляется роса?


При продувании воздуха через эфир, он быстро испаряется и охлаждает стенки камеры гигрометра. Слой водяного пара, находящийся вблизи поверхности камеры,тоже охлаждается. При определенной температуре водяной пар, содержащийся в воздухе, становится насыщенным и начинает конденсироваться. На отполированной поверхности камеры гигрометра появляются капельки воды.

4. При каком условии разности показаний термометров наибольшая?

Наибольшая разность показаний термометров будет при сухом воздухе (когда влажность воздуха близка к 0%)

7. Каким может быть предельное значение относительной влажности воздуха?

Цель урока: познакомить учащихся с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, точка росы; со способами измерения влажности; ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.

Задачи:

  • Вызвать интерес учащихся к уроку, придать ему поисково-творческий характер.
  • Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний.
  • Сформировать представление о влажности воздуха и её разновидностях - абсолютной и относительной; точке росы.
  • Продемонстрировать различные способы расчёта и измерения влажности воздуха при помощи разных приборов — гигрометров, психрометра.
  • Совершенствовать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Расширять кругозор учащихся.
  • Развивать экспериментальные умения учащихся.
  • Устанавливать межпредметные связи.
  • Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативные умения.
  • Способствовать воспитанию дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Изучение нового.

Форма проведения урока: урок смешанного типа - мультимедиа, беседа, исследование, проблемный

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Первичное закрепление изученного материала.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашние задание.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Установление эмоционального контакта с учащимися и их настрой на работу.

Приветствие, фиксация отсутствующих, организация внимания.

Приветствуют учителя и гостей урока, слушают учителя, включаются в деловой ритм урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока. Формирование умения слушать и думать.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Подводит к теме урока и цели.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы, формулируют тему урока и его цель.

III. Актуализация знаний:

1) фронтальный опрос по определениям;

2) фронтальная лабораторная работа.

Способствовать развитию самостоятельности мышления, памяти, внимания.

1) задаёт вопросы.

2) проводит инструктаж по т/б, даёт указания по выполнению работы.

1) отвечают на заданные вопросы.

2) повторяют инструктаж при работе с жидкостями, слушают указания по выполнению работы, выполняют фронтальную работу, анализируют каждый этап работы.

IV.Изучение новой темы.

Способствовать развитию самостоятельности мышления, формированию точности и гибкости мысли, развитию памяти, вниманию и речи.

1) задаёт вопросы;

1) отвечают на вопросы, формулируют понятие влажности;

2) объясняет, что такое абсолютная и относительная влажность;

2) слушают объяснение учителя и на интерактивной доске, делают записи в тетрадь;

3) демонстрирует приборы для измерения влажности.

3) слушают учителя, работают с учебником, выполняют задание на интерактивной доске

V. Первичное закрепление.

Способствовать развитию самостоятельности мышления, формированию точности и гибкости мысли, развитию памяти, вниманию и речи.

Контролирует усвоение знаний, корректирует допущенные ошибки.

Слушают учителя, дают ответы.

Способствовать умению делать выводы, анализировать деятельность свою и одноклассников.

Побуждает учащихся проанализировать свою деятельность на уроке и своих одноклассников.

Высказывают своё мнение.

VIII. Домашнее задание.

Отработка тех моментов, которые не получились на уроке. Подготовка к лабораторной работе.

Комментирует домашнее задание.

Слушают, задают вопросы, записывают д/з.

Ход урока

I. Организационный момент

Доброе утро всем! Утро должно быть добрым, настроение хорошим, потому что сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте. Присаживайтесь.

II. Мотивация знаний

Послушайте загадку, и скажите, о каком явлении идёт речь

Он белёсый и сырой,
Опустился над землёй.
Словно облако упало,
И домов не видно стало.
Над рекою он плывёт,
А с рассветом пропадёт.
(Речь идёт о тумане).

- Что такое туман? (Туман представляет собой скопления мелких капелек воды).

- А где находится эта вода, влага? (в воздухе)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Сегодня мы будем говорить о влажности воздуха).

– А что именно вы хотите узнать, изучая данную тему? Какие вопросы можно задать, на которые вы хотели бы получить ответ?

  • Что такое влажность?
  • Можно ли её рассчитать?
  • Можно ли её измерить?

III. Актуализация знаний

Изучая атмосферу Земли в 7 классе, мы с вами говорили о том, что она состоит из смеси различных газов, но кроме этого в воздухе есть водяной пар. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.

- В результате какого процесса в воздухе появляется водяной пар? (в результате парообразования)

- Какие два способа парообразования вы знаете? (испарение, кипение)

- Какой способ парообразования играет большую роль при появлении водяного пара в атмосфере Земли? (испарение)

Воздух как губка способен накапливать влагу. Вы наверняка видели в своей жизни, как губка впитывает влагу. Проделаем эксперимент, но только не торопитесь, внимательно слушайте инструкцию и соблюдайте технику безопасности при работе с жидкостями и стеклянными приборами.

  1. Возьмите губку и сожмите ее. Что произошло? (ничего)
  2. Немного капните на нее воды из пипетки и сожмите опять. Что произошло? (ничего).
  3. Положите губку в ёмкость с водой, подождите чуть – чуть и сожмите снова. Что вы видите? (Из губки капает вода при нажатии). Почему вода стала капать? (губка впитала больше воды)
  4. Положите губку опять в ёмкость и переверните ее несколько раз. Не доставайте губку. Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? (Выслушиваются ответы учащихся).
  5. Проверим. Поднимите губку и посмотрите на дно. Почему из губки начала капать вода даже без давления на неё? Попробуйте объяснить данный эксперимент (Выслушиваются ответы учащихся).

Воздух можно сравнить с губкой в том смысле, что оба могут запасать воду. Сухая губка подобна сухому воздуху. Несколько капель было недостаточно, чтобы смочить губку. Каждый раз она всё больше и больше впитывала в себя воду. Когда губка не смогла больше запасать в себе воду, то вода сама начала капать из нее. Т.е. она намокла до насыщения. Как и губка, воздух тоже может запасать в себе воду в виде водяного пара, и чем больше водяных паров находится в определенном объеме воздуха, тем ближе пар к состоянию насыщения.

- Какой пар называют насыщенным? (пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью)

IV. Изучение новой темы

Но мы ещё не выяснили, а что же такое ВЛАЖНОСТЬ воздуха?

Продолжим наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой (показать на глобусе Земли). Вода занимает около 71 % земного шара. С поверхности различных водоемов непрерывно и при любой температуре происходит испарение. А где накапливаются испарившиеся капельки влаги? (в атмосфере Земли. Если учащиеся сразу не говорят, что в атмосфере, то задавая вопросы, подвести их к этому понятию). Кроме того, из уроков биологии вам известно, что разные живые организмы содержат от 50 до 99,7 % воды, которая тоже испаряется. Поэтому атмосфера Земли всегда содержит водяной пар.

- Так что такое ВЛАЖНОСТЬ воздуха? (Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере. Записывают определение в тетради).

Конечно, количество водяных паров в воздухе не везде одинаково. Вблизи морей и океанов воздух более влажный, чем в глубине материков. Вы должны понимать, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, тем ближе пар будет к состоянию насыщения.

2. Абсолютная и относительная влажность

Кроме этого влажность - физическая величина. Значит, влажность можно рассчитать и измерить.

- Как же рассчитать влажность воздуха?

Для определения содержания влаги в воздухе используют понятия абсолютной и относительной влажности.

Абсолютная влажность ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м 3 при данных условиях.

- Какая физическая величина находится через массу и объём? (плотность)

Всё верно, значит абсолютная влажность можно рассчитать так же как плотность:

(записывают в тетрадь). В каких единицах выражается плотность вещества? Точно в таких же единицах выражается абсолютная влажность воздуха.

Зная только абсолютную влажность нельзя сказать сухой это воздух или влажный, насколько он близок к насыщению. Обычно водяной пар, содержащийся в воздухе, является ненасыщенным. Если бы водяной пар в воздухе был насыщенным, то все, что находится на поверхности Земли, никогда не высыхало бы.

Процентное содержание влаги в воздухе характеризует относительная влажность. Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ0 насыщенного водяного пара при той же температуре:

(записывают в тетрадь). Существуют специальная таблица, в которой указывают плотность насыщенного пара для данной температуры. Эта таблица находится в сборнике задач В.И.Лукашика (смотрят, где находится таблица).

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Пониженная влажность может приводить к пересыханию слизистых оболочек, повышенная - к ухудшению общего физического состояния.

3. Приборы для измерения влажности.

Влажность воздуха можно измерять с помощью приборов: гигрометры волосные и конденсационные и психрометры.

Посмотрите в учебнике на стр. 58 рис.24. волосной гигрометр. В устройстве этого гигрометра используют не крашенный обезжиренный человеческий волос. Считается, что лучше брать женский светлый волос. Он лучше впитывает влагу. Когда влажность повышается, волос удлиняется. А когда влажность уменьшается, то длина уменьшается. А нижний конец волоса прикреплён к лёгкой стрелочке, которая реагирует на удлинение или уменьшение длины волоса. И она отклоняется в сторону большего или меньшего значения влажности по шкале.

Устройство и принцип действия разобрать, используя электронное приложение к учебнику (19/39).

Психрометрические таблицы прилагаются с психрометром.

Принцип использования психрометрической таблицы разобрать, используя тренировочное задание электронного приложения к учебнику (19/41) (прежде всего, увеличив картинку психрометра, рассчитать цену деления прибора; снять показания сухого и влажного термометров).

А можно ли измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр? Вот этим мы с вами и займёмся на следующем уроке.

- Если влажный воздух охлаждать, то, что будет происходить с его внутренней энергией? (Она будет уменьшаться)

- А при определённой пониженной температуре он во что превратиться? (в капельки воды).

- А в виде чего мы с вами увидим эти капельки воды? (в виде тумана, росы).

Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы. (делают запись определения в тетрадях)

V. Первичное закрепление

  1. В воздухе всегда содержится … (водяной пар).
  2. Плотность водяного пара в данных условиях называют … (абсолютной влажностью воздуха)
  3. В зависимости от температуры воздух может удерживать различное количество водяных паров. Чем больше температура воздуха, тем … (больше) водяного пара требуется воздуху для насыщения.
  4. Степень насыщенности воздуха водяными парами называют … (относительной влажностью).
  5. Если ненасыщенный воздух охлаждать, то он становится насыщенным при некоторой температуре, которая называется … (точкой росы).
  6. Прибор для измерения влажности, состоящий из двух термометров, называется … (психрометром).

VI . Рефлексия

Давайте посмотрим на вопросы, на которые вы хотели получить ответы. На все вопросы ответили?

- Я довольна, что на протяжении всего урока вы были внимательны, активно работали. Попробуйте проанализировать свою работу: что у вас получилось и над чем еще нужно поработать. А теперь я попрошу вас встать и развернуться к гостям. Все, кто работал хорошо – улыбнитесь, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодируйте. Спасибо. Присаживайтесь.

А сейчас я попрошу вас высказаться вслух, сказать комплимент в адрес своих одноклассников по поводу их работы на уроке.

VII. Домашнее задание

§19, упр.15, прочитать л.р.№3, изготовление гигрометра в домашних условиях (по желанию учащихся, на стенде в классе предложена информация по изготовлению гигрометров в домашних условиях).

VIII. Итог урока

Урок завершен, всем огромное спасибо за работу (комментирую оценки за урок).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Свойства паров, жидкостей, твердых тел.

Дата проведения урока: ____________

Профессия: 43.01.09. Повар, кондитер

Тема урока: Лабораторная работа № 4. Измерение влажности воздуха.

Тип (вид урока): Закрепления и совершенствования знаний и умений

Цели урока:
- Образовательная – формирование умений измерять влажность воздуха, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами (температурой и влажностью воздуха), объяснять полученные результаты и делать выводы .
- Развивающая – создать условия для развития умений анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала и новой информацией;

- Воспитательная – продолжить формирование объективного осознания роли физических компетенций в избранной профессиональной деятельности.

Методы обучения: словесный, практический

Средства обучения:

задачник по физике, таблицы "Психрометрическая" и "Плотность насыщенного водяного пара", выдержки из нормативных документов СанПиНа,

оборудование: термометры, психрометр, емкости с водой, кусочки марли и ваты,


Знания и умения, необходимые для урока:

студенты должны знать понятие влажности воздуха и ее физические аспекты;

уметь пользоваться измерительным прибором (термометром), таблицами;

иметь коммуникативные навыки.
Специальные умения: использование математического аппарата для вычисления искомых величин.

По итогам обучения студент должен:

иметь представление: о практическом значении применения влажности воздуха и температуры для жизнедеятельности человека и профессиональной деятельности повара, кондитера.

знать: способы определения влажности воздуха ; нормы к температурному режиму и влажности воздуха в помещении.

уметь: использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; делать необходимые измерения, рассчитывать по полученным данным влажность воздуха в помещении.

иметь навык: работы с физическими приборами и дополнительной литературой.

Технологическая карта урока

Приветствует студентов, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

ОК 2: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 4: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать

с коллегами, руководством, клиентами. .

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Устная речь, слово

Актуализация опорных знаний

Организует диалог со студентами, в ходе которого конкретизирует понятия: испарение, конденсация, влажность воздуха

Объясняют, значение физики в профессиональной деятельности, отвечают на вопросы. Формулируют тему и задачу урока.

Устная речь, слово, карточки с физическими величинами

Освоение нового материала. Знакомство с лабораторным оборудованием

Указывает объект наблюдения

Читают план описания работы стр. 9-10 [1]

Составляют конспект в тетради.

Устная речь, слово,

учебное пособие, оборудование

Закрепление нового материала

1.Организует работу в группах по выполнению основного задания стр. 9-10 [1], обмен мнениями

2. Организует работу по выполнению контрольных заданий и вопросов

Выполняют измерения температуры. Записывают данные опыта, вычисляют влажность, давление и объясняют полученные данные

Письменно выполняют зад.№ 1 стр. 57, 78 [1], отвечают на теоретические вопросы.

Устная речь, слово,

учебное пособие, учебник по физике

Обобщение и систематизация материала

Устный опрос по защите ЛР.

Отвечают на контрольные вопросы, записывают вывод в тетрадях

Устная речь, слово,

учебное пособие, учебник по физике

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Устная речь, слово

1. Организационный этап.

2. Мотивации к учебно-познавательной деятельности:
а) Вступление.
Преподаватель физики: Почему в сводках погоды, помимо давления и температуры, нам еще часто сообщают о влажности воздуха? Многие люди порой даже переезжают из одного района в другой, жалуясь на очень сырой, либо, наоборот, очень сухой климат. И вы, наверное, замечали, как меняется ваше самочувствие, если воздух сух или влажен. Пребывание людей длительное время в теплых или холодных закрытых помещениях при уменьшенной или увеличенной влажности приводит к уменьшению работоспособности и разным формам заболеваний.

Высокая или низкая влажность также способствует развитию различного рода бактерий, грибков и вирусов (см. Табл.1)

Вам сейчас предстоит сделать измерение температуры и влажности воздуха с помощью психрометра и термометра, используя знания, полученные на предыдущем уроке и сравнить их с оптимальными и допустимыми нормами СанПиНа (таблица 3).
Полученные результаты каждая группа выносит на обсуждение, подводит итог своей работы.

Нужно ответить на вопрос: какое значение имеет влажность воздуха в проф.деятельности повара, кондитера?
б) Практическая работа.
(На демонстрационном столе лежат приборы для измерений: штативы, термометры, психрометр емкости с водой и льдом, кусочки марли и ваты, сосуд с полированной поверхностью, таблицы "психрометрическая" и "Плотность насыщенного водяного пара".) Преподаватель физики раздает карточки с планом выполнения измерительных работ.
Первая комиссия делает измерение относительной влажности воздуха и температурного режима с помощью термометра.
Вторая комиссия по точке росы.
Третья комиссия с помощью самодельного психрометра.
Четвертая комиссия с помощью лабораторного психрометра.
Преподаватель физики: Изучив карточки, по три человека подойдете к демонстрационному столу, и выберите необходимое оборудование для вашего эксперимента. Остальные члены комиссий изучают нормативные документы, для того чтобы сравнить полученные результаты с нормой. (По три ученика изучив карточки, выбирают приборы и материалы и делают измерение на своих местах. Остальные учащиеся групп изучают нормативные документы СанПиНа, брошюру "Влияние температуры и влажности воздуха на организм человека".)
Комиссия 1. Измерение относительной влажности воздуха и температурного режима с помощью термометра.
Оборудование: термометр, низкий стакан с водой комнатной температуры, психрометрическая таблица, кусочек марли или ваты.
Действие: Снять показание сухого термометра. Резервуар термометра обернуть кусочком влажной марли и держать некоторое время влажный термометр на воздухе. Как только понижение температуры прекратится, снова снять показания. Найти разность показаний сухого и влажного термометров и с помощью психрометрической таблицы определить относительную влажность воздуха в классе. Полученный результат сравнить с нормами СанПиНа и сделать вывод. Подготовить отчет для заседания объединенных комиссий.
Комиссия 2. Измерение температурного режима и с относительной влажности воздуха по точке росы.
Оборудование: термометр, стакан с полированной поверхностью вода комнатной температуры, лёд, таблица "Плотность насыщенного водяного пара".
Действие: Снять показание сухого термометра. Налить в сосуд (наполовину) воду и опустить в нее термометр. Добавляя в сосуд снег, и помешивая воду, следить за понижением температуры. В момент появления на стенках сосуда росы снять показание термометра. Осторожно добавляя в сосуд теплую воду, снять показание термометра, при котором роса полностью исчезнет. Найти среднее числовое значение и принять его за точку росы. По таблице определить плотность насыщенного пара для температуры воздуха в классе (показание сухого термометра) и для точки росы. Вычислить по формуле = рп/рн.п*100% относительную влажность воздуха в классе. Полученный результат сравнить с нормами СанПиНа и сделать вывод. Подготовить отчет для заседания объединенных комиссий.
Комиссия 3. Измерение относительной влажности воздуха и температурного режима с помощью самодельного психрометра.
Оборудование: самодельный психрометр, сосуд с водой, психрометрическая таблица.
Действие: Снять показание сухого термометра. Налить немного воды в емкость находящуюся под одним из термометров. Как только понижение температуры этого термометра прекратится, снять показания. Найти разность показаний сухого и влажного термометров и с помощью психрометрической таблицы определить относительную влажность воздуха в аудитории. Полученный результат сравнить с нормами СанПиНа и сделать вывод. Подготовить отчет для заседания объединенных комиссий.
Комиссия 4. Измерение относительной влажности воздуха и температурного режима с помощью лабораторного психрометра.
Оборудование: лабораторный психрометр, сосуд с водой, психрометрическая таблица.
Действие: Снять показание сухого термометра. Налить немного воды в резервуар находящуюся под одним из термометров. Как только понижение температуры этого термометра прекратится, снять показания. Найти разность показаний сухого и влажного термометров и с помощью психрометрической таблицы определить относительную влажность воздуха в классе. Полученный результат сравнить с нормами СанПиНа и сделать вывод. Подготовить отчет для заседания объединенных комиссий. (По окончании измерений и подведения итогов в комиссиях.)
в) Результаты работы.
Преподаватель физики: Все комиссии закончили свои измерения и изучения нормативных документов, подвели итоги. Сейчас у нас заседание объединенных комиссий. И каждая комиссия по очереди догладывает о своих результатах, с комментариями как она этот результат получала. Остальные комиссии внимательно слушают и задают дополнительные вопросы.
(По одному человеку от комиссии выступают, рассказывая о своих опытах, анализируют, сравнивая свои результаты с нормой. Учащиеся из других комиссий задают вопросы. Преподаватель физики корректирует вопросы и ответы.)
Преподаватель физики: Сравните, какой из опытов самый точный и какова погрешность в этом измерении?
Примерный ответ студента : Более точное измерение дала комиссия 3 и 4. Так как у них термометры находятся в изолированных корпусах, что не дает приток тепла от внешних источников. По сравнению с опытами проведенными комиссией 1 и 2, так как термометры находились в руках, т.е. происходил тепловой обмен.
Преподаватель физики: Продолжим урок. А теперь каждой из комиссий было дано задание: измерить температурный режим и влажность воздуха в разных помещениях техникума. По итогам измерений получились такие результаты. (Преподаватель физики раздает 4-е карточки.)
Карточка № 1
Результат измерения температурного режима и влажности воздуха.

Результат измерения температурного режима и влажности воздуха.

Итог урока.
Преподаватель физики: Атмосфера влияет на нашу жизнь, пока мы не умеем управлять окружающей средой, но в помещениях, где мы находимся, температурный режим и влажность воздуха мы можем с вами контролировать. В этом вы убедились на сегодняшнем уроке. (Объявление оценок.)
7. Домашнее задание.
Определите влажность воздуха и температуру в своей квартире, сравните результаты с нормами СанПиНа. Желательно сконструировать свой прибор для измерения влажности воздуха. По своим исследованиям создайте проект. На следующий урок ваша работа будет оценена. Благодарю всех за активную работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные- развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Метапредметные- формирование коммуникативной и учебной компетентности учащихся.

Предметные- освоение знаний о физических величинах- абсолютная влажность, относительная влажность ;единицах измерения влажности воздуха; приборах измерения влажности воздуха.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Фронтальная лабораторная работа 3

Личностные- развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности;

Метапредметные- формирование коммуникативной и учебной компетентности учащихся;

Предметные- освоение знаний о физических величинах- абсолютная влажность, относительная влажность ;единицах измерения влажности воздуха; приборах измерения влажности воздуха.

Задачи урока:

личностные- активизировать учащихся, обеспечить познавательную мотивацию при изучении нового материала;

Метапредметные- организация работы в парах и индивидуальную;

Предметные- беседа о физических величинах, расчётных формулах, единицах измерения, приборах.

Планируемый результат

Предметные умения

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Умение пользоваться психрометрической таблицей, умение рассчитывать влажность воздуха.

формирование умений работать с информационными ресурсами ( психрометрической таблицей), развитие монологической и диалогической речи.

рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Основные понятия

Абсолютная влажность, давление, относительная влажность, приборы для измерения влажности.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

Формируемые

деятельности

Осуществляемые

Формируемые

деятельности

Осуществляемые

Формируемые

деятельности

Организация внимания учащихся

Актуализация ранее изученного

1. Какие явления наблюдаются в жидкости перед тем, как она начинает кипеть?

2. Какие силы действуют на пузырек воздуха, заполненный паром, когда он находится внутри жидкости? Что называют температурой кипения жидкости? На что расходуется энергия, подводимая к жидкости?

2. Что показывает удельная теплота парообразования? Можно показать на опыте, что при конденсации пара выделяется энергия?

4. Чему равна энергия, выделяемая водяным паром 1 кг при конденсации?

Отвечают на вопросы

текста вопросов и

время опроса во

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

в соответствии с

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Просит сформулировать и

записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.

«Приди на рассвете

на склон косогора,

над зябкой рекою

– О каком явлении сейчас пойдёт речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым.

Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали ее вестницей богов. В честь нее названа одна из оболочек глаза. Кто она? (Радуга)

Подумайте, что объединяет сюжеты на слайде.

что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха)

– Итак, тема сегодняшнего урока – влажность воздуха.

Запываем в тетрадях число и тему урока.

– А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?

( учащиеся ставят цели и задачи урока)

Отвечают на вопросы

текста вопросов и

время опроса во

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

в соответствии с

Открытие новых знаний

Окружающий нас атмосферный воздух вследствие непрерывного испарения воды с поверхности водоемов и растительных покровов всегда содержит в себе водяные пары. Чем больше водяных паров находится в определенном объеме воздуха, тем ближе пар к состоянию насыщения. С другой стороны, чем выше температура воздуха, те большее количество водяных паров потребуется для его насыщения. В зависимости от количества паров, находящихся при данной температуре в атмосфере, воздух бывает различной степени влажности.

Абсолютная влажность р показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях, т. е. плотность водяного пара. Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далек водяной пар, находящийся в воздухе, от состояния насыщения. Для этого вводят понятие относительной влажности. Относительной влажностью воздуха называют отношение абсолютной влажности воздуха р к Плотности Ро насыщенного водяного нара той же, выраженной в процентах.


Относительную влажность воздуха можно определить по формуле Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре находящийся в нем пар можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начнет конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса.

Температура, при которой кар, находящийся в воздухе, становится насыщенных, называется точкой росы.

Точка росы также характеризует влажность воздуха. Для определения влажности воздуха используют такие приборы, как гигрометр и психрометр. Гигрометры бывают двух видов конденсационные и волосные.



интенсивно идет испарение. Следовательно, разность показаний термометров будет меньше. По этой разности температур с помощью Специальных таблиц и определяют относительную влажность воздуха.

Определение влажности имеет огромное значение при исследований различных явлений в атмосфере, для некоторых видов производства. для поддержания определенной влажности в библиотеках, музеях и пр.

Нормальная влажность воздуха в жилых помещениях около 60%. днем с возрастанием температуры, а значит, с ростом давления относительная влажность убывает. Ночью, наоборот, относительная влажность возрастает.

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Информацию анализировать и оценивать её достоверность.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Читайте также: