План урока дворцовые перевороты 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, “бироновщина”.

Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.

I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”. По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.

Сроки правления Правитель Помощники, опора правителя

(Чертим таблицу в тетради по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, проверка осуществляется в конце урока)

Беседа с классом.

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

- Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? ( Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ)

- Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

Продолжение лекции. Разбор сложившейся ситуации.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками (записываем определение в тетрадь).

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Продолжение рассказа учителя. Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

В 1727 году начинается правление Петра II.

Но удача на сей раз изменила ему. Меньшиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов. (отмечаем, что этот город находится на территории нашей области)

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства. Одновременно Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей. (записываем в тетрадь определение понятия “Кондиции”).

Давайте познакомимся с этими условиями (раздаются на каждую парту).

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.

В 1730 г. начинается правление Анны Иоанновны. О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны - Э.И.Бирон. Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”

В.О.Ключевский дал характеристику периоду, получившему название “бироновщины”: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Но Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские и немцы, презирала гвардия. Родители За императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740 г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I - Елизавета. В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

Французский академик Альбер Вандаль, описывает эту ночь так: Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного. А вот как пишут о Елизавете историки: -Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин. …карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.

Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I. (обращаемся к генеалогическому древу) 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные. - Давайте обратимся к материалу нашего учебника. На стр. 153 вы сможете познакомиться подробнее с личностью императора Петра III.

- Чем вам запомнится этот правитель России? 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

Эпоха дворцовых переворотов закончилась.

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”

  • отсутствие законного порядка наследования престола;
  • усиление роли гвардии.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

1. Текст с ошибками.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

2. Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

  • Алексей Михайлович,
  • Петр I,
  • Петр II,
  • Петр III.
  • Екатерина I,
  • Анна Иоанновна,
  • Анна Леопольдовна,
  • Елизавета Петровна.
  • К.Фридрих,
  • А.И.Остерман,
  • Э.И.Бирон,
  • А.П.Волынский.
  • Анны Леопольдовны,
  • Елизаветы Петровны,
  • Екатерины II,
  • Анны Иоанновны.

Домашнее задание: § 20-21, записи в тетради

IV. Самоанализ урока.

Учебный материал для 7 класса по истории Отечества состоит из пяти разделов или глав. Урок по теме “Дворцовые перевороты” открывает четвертую главу - “Россия в 1725-1762 гг.”. Это очень противоречивый, насыщенный событиями, именами и датами период русской истории. Данный урок неразрывно связан с тематикой предыдущей главы, рассматривающей Петровскую эпоху, непосредственно опирается на генеалогию рода Романовых, документы о порядке наследования престола. В ходе урока учащиеся должны разобраться в причинах дворцовых переворотов, усвоить последовательность сменяющихся на российском престоле императоров, что представляет для семиклассников определенную трудность. Хотелось бы обратить внимание учащихся на внешность, характер, индивидуальные особенности, поступки русских самодержцев этого периода. Именно в этой связи избраны средства наглядности, использованные на уроке.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач, т.к. позволяет эффективно использовать творческий потенциал сильных учащихся, формировать у них умение обобщать события и формулировать выводы, слабые учащиеся получают возможность давать оценку поступкам исторических личностей, учатся высказывать собственное мнение по поставленной проблеме. Нацеленные на рефлексию в конце урока, семиклассники ответственно относятся к усвоению материала, меньше отвлекаются, т.о достигается высокая работоспособность всех учащихся в течение всего урока. Сильные учащиеся заинтересованы фактическим материалом и возможностью диалога, слабые – наглядностью и опасением за результаты итогового тестирования.

Объект прочного усвоения выделен в тетради, этим достигается ориентация учащихся в объеме полученной информации, исключается перегрузка учащихся при выполнении домашнего задания.

Одной из непредвиденных ситуаций, которые могли бы случиться во время урока, могла стать нехватка времени, спровоцированная большим интересом учащихся к некоторым историческим лицам, или более продолжительным временем на работу с документом или пунктом учебника, которое требуется для более слабых учащихся. В таком случае, таблицу можно проверить на следующем уроке, можно перенести на следующий урок проверочный тест (рефлексию).

При наличии у учащихся рабочих тетрадей к УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, урок можно было спланировать по-другому. Например, можно было скомплектовать разноуровневые микрогруппы учащихся и позволить им выполнять самостоятельно в группе задания соответствующего уровня, а затем озвучить результат. На втором уроке по теме обобщить изученное и провести рефлексию.

В ходе урока были небольшие отклонения от плана: больше запланированного времени пришлось уделить генеалогическому древу, учащиеся показали большой интерес к создавшейся ситуации в России первой четверти XVIII в., много рассуждали о личностях и их поступках, о несправедливом, по мнению детей, порядке наследования престола. Поэтому проверку таблицы перенесли на следующий урок.

V. Итоги рефлексии:

В классе 20 человек, присутствовали на уроке и писали работу 17 учащихся.

Получили прочные знания, усвоили весь материал – 9-10 баллов – 8 чел. (47 %)

Усвоили новый материал частично – 7-8 баллов – 5 уч-ся (29 %)

Мало что поняли, необходимо еще поработать - 4-6 баллов – 4 чел. (23%)

В целом ощущаю удовлетворение от урока, цели урока, в основном, достигнуты. Считаю необходимым для себя совершенствовать формы и методы ведения урока, дифференцировать задания и изучаемый материал, что пока мне плохо удается.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока

по истории России, 7 класс

Тема урока: Дворцовые перевороты .

Образовательные:

Изучить новый материал.

Дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов.

Сравнить характер правления Петра I и его приемников.

Развивающие:

Развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.

Воспитательные:

Воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.

1. Причины и сущность дворцовых переворотов.
2. Правление Екатерины I (1725-1727).

3. Правление Петра II (1727-1730).
4. "Верховники" (1730). Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.
5. Анна Иоанновна (1730-1740). Бироновщина.
6. Иван Антонович (1740-1741).
7. Императрица Елизавета Петровна (1741-1761).
8. Правление Петра III (1761-1762).

Основные понятия:

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730 гг., созданный в результате борьбы за власть между группировками дворянства.

Кондиции – условия.

Фаворит – придворный, пользующийся благосклонностью монарха, получающий от него, привилегии и оказывающий влияния на внутреннюю и внешнюю политику.

Важнейшие даты:

1725-1727 – правление Екатерины I.

1727-1730 – царствование Петра II.

1730-1740 – царствование Анны Иоанновны.

1740-1741 – царствование Иоанна VI Антоновича.

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны.

1761-1762 – правление Петра III.

1762 – начало царствования Екатерины второй.

Оборудование: Карта "Россия в XIV веке", портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III , Екатерины Великой, Екатерины I , Петра II, схема династии Романовых, компьютер.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

В итоге изучения данной темы, учащиеся должны понять, что эпоха дворцовых переворотов не влияла на абсолютистскую сущность власти, что опорой всех дворцовых переворотов были привилегированные гвардейские полки.

3. Изучение нового материала.

Предлагается проблемное задание. Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи (с 1725 года по 1762) положила смерть Петра I , и последовавшая с ней борьба за власть различных группировок, а завершилась эта эпоха воцарением на долгие тридцать четыре года Екатерины II. Объясните почему всем правителям удавалось взойти на престол.

Запись в тетрадь : дворцовый переворот.

Причины дворцовых переворотов:

- Отмена старого порядка престолонаследия.
- Петр I не назначил наследника.
- Противоречия между старой и новой знатью.
- Усиление влияния гвардии при дворе.

Вопрос к классу: Можно ли провести сравнение роли, которую играли гвардейцы в эпоху дворцовых переворотов с ролью стрельцов в XVII веке? (ответ: да, они играли сходную роль в политической жизни страны).

Первый учащийся (опережающее задание): Петр I так и не успел назначить наследника, что после его смерти прекрасно использовал Меншиков. Он и некоторые другие приближенные Петра, после смерти императора при поддержке армейских полков возвели на престол жену покойного царя Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны и фаворитом стал сам Меншиков. При императрице был учрежден Верховный тайный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть. Екатерина была неспособна самостоятельно управлять государством, хотя и была соратницей Петра и всецело доверяла советам старых соратников Петра I. Особенно большое влияние на императрицу оказывал Меншиков. Гвардейские полки были опорой трона, так как они состояли из дворян, поэтому правители стремились заручиться поддержкой гвардейцев. Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В 1727 году она умерла.

Запись в тетрадь : фаворит, Верховный тайный совет.

Второй учащийся (опережающее задание): Вновь стал вопрос о престолонаследии. Реальных кандидатов было трое: дочери Петра I – Анна и Елизавета, а также его внук, Петр. Но Анна и Елизавета не выдержали конкуренции с представителем мужской линии. Меншиков рассчитывал выдать замуж свою дочь Марию за великого князя Петра и породниться с царским домом. Однако воцарение Петра II не принесло Меншикову желаемых результатов, усиливаются позиции Долгоруких, Голицыных, Лопухиных. Для выдвиженцев Петра настали тяжелые времена. Император почти не общался с Меншиковым, проводя все свободное время со своим сверстником-фаворитом Иваном Долгоруким. Падение Меншикова усиливаются позиции Долгоруких, царской невестой стала Екатерина Долгорукая. Молодого императора уберегали от государственных дел, предлагая ему охоту, балы и пирушки. Из двадцати одного месяца, восемь месяцев он провел в выездах на охоту. Страной от его имени открыто правили Долгорукие. На очередной охоте царь простудился и умер. Со смертью Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых, и вновь стал вопрос о престолонаследии. Реальная власть на время оказалась в руках Верховного тайного совета.

Третий учащийся (опережающее задание): Члены Верховного тайного совета, прежде всего князь Голицын, были обеспокоены усилением влияния Долгоруких. Вниманию членов совета было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича, Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны – вдовы небогатого герцога Курляндского. Не избалованная вниманием и богатством, она казалась “Верховникам” удобной кандидатурой, при которой роль совета еще больше возрастает. По предложению Голицына были составлены кондиции (условия) приглашения Анны Иоанновны на российский престол. Таким образом, впервые была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Но о кондициях стало известно при дворе. Запись в тетради : кондиции.

Четвертый учащийся (опережающее задание): Тем временем приехавшая в Москву Анна Иоанновна получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили её “принять самодержавство…” и предлагали уничтожить кондиции. “Верховники” побоялись пресечь Анне и она разорвала, подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Так, при помощи гвардии произошел второй дворцовый переворот, приведший Анну на русский престол на целых десять лет. Правление “верховников” продлилось тридцать семь дней. Вместе с Анной, из Курляндии прибыли прибалтийские немцы, занявшие ключевые позиции в органах государственного правления, например ее фаворит Бирон, ставший её первым министром. Видные позиции занимал вице-канцлер Остерман, глава военной коллегии – Миних. С самого начала своего правления она была обеспокоена проблемой престолонаследия, ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича. Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна. А родня Петра I была удалена от двора. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740г. Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

Пятый учащийся (опережающее задание): Маленькому Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором. Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона, издававшего от имени маленького монарха указы. Заносчивость, высокомерие и честолюбие делали Бирона одиноким в высших кругах двора, он не мог рассчитывать на поддержку. Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Миних. В ноябре 1740 года гвардейцы арестовали Бирона и провозгласили регентшей при малолетнем императоре его мать Анну Леопольдовну. Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не отличалось никакими важными решениями, она ничем не интересовалась. В гвардии стало формироваться настроение в пользу смены власти. Благодаря гвардейцам, на долгие двадцать лет пришла к власти дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Это был четвертый дворцовый переворот.

Шестой учащийся (опережающее занятие): Гвардия поддержала дочь Петра Великого, так как стремилась ликвидировать засилье иностранцев и надеялась на расширение дворянских привилегий. В Елизавете сочетались страсть к нарядам, развлечениям, танцам, с набожностью, строгими постами и богомольями. Государством Елизавета управляла через своих фаворитов и доверенных лиц: Разумовского, Шувалого, Бестужева-Рюмина, Воронцова. Для Елизаветы вопрос о наследнике престола был также важен. В 1742 году она назначила приемником своего племянника Петра Федоровича – сына Анны Петровны, внука Петра I. Императрица женила его на немецкой принцессе Софии Ангальд-Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя – Екатерина. Однако Елизавета разочаровывается в племяннике, так как он остается немецким принцем, равнодушным России. После рождения у Петра и Екатерины в 1754 году сына Павла, императрица взяла мальчика на воспитание и стала задумываться о передачи ему прав на престол. В 1761 году Елизавета умерла.

Вывод учителя: подводя итог урока, следует обратить внимание, что эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением и укреплением привилегий дворянства и упрочнением позиций помещиков. Усиливается крепостное право, продолжаются пожалования дворянам денег, земель, заводов, монополий. В целом, в эпоху дворцовых переворотов частая смена монархов не влияла на абсолютную сущность власти. Вопрос к классу: Что такое абсолютизм? (Ответ: абсолютизм – это неограниченная власть монарха).

4. Закрепление изученного материала.

Учитель задает вопросы для закрепления пройденного материала.

- Перечислите причины дворцовых переворотов.
- Укажите хронологические рамки периода в истории, названного “Эпохой дворцовых переворотов”.
- Что такое “кондиции”?
- Что означает слово фаворит?
- Дайте определение понятию “дворцовый переворот”.
- Дайте определение понятию “Верховный тайный совет”.

Учащиеся выполняют проблемное задание, поставленное в начале урока.

Домашнее задание: п.20-21, документы на с. 173-174, ответы на вопросы, новые слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, обстоятельствами и следствиями дворцовых переворотов в России XVIIIв.

Задачи: 1) Образовательные: изучить новый материал. Дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов. Сравнить характер правления Петра I и его преемников.

2) Развивающие: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.

3) Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентации, учебник, таблица, схема.

Новые понятия: дворцовый переворот, привилегии, Верховный тайный совет, Кондиции, фаворит.

1. Причины и сущность дворцовых переворотов.

2.Правление Екатерины I / 1725-1727.

3. Правление Петра II / 1727-1730 .

4."Верховники" / 1730. Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха .

5.Анна Иоанновна / 1730-1740. Бироновщина.

6.Иван Антонович / 1740-1741.

7.Императрица Елизавета Петровна / 1741-1761.

8.Правление Петра III / 1761-1762.

Вопрос к классу:

- Назовите, пожалуйста, тему урока.

- Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

I. Изучение нового материала.

Запись в тетрадь.

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Итак, что же привело к дворцовым переворотам?

Вспомним времена Петра Великого. Реформы Петра I вызвали сопротивление бояр и духовенства. Это привело к заговору против царя. Среди заговорщиков был и сын Петра I – царевич Алексей. В 1718 году Алексей был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Царевич умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение. В 1722 году Петр I подписывает закон о престолонаследии, дававший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Причины дворцовых переворотов.

Реформы Петра I привели к неразберихе с наследниками, созданию гвардии, усталости дворян от реформ. Почему это произошло? Умирая, Петр не смог назначить себе преемника. Началась острая борьба различных группировок за власть, которая сводилась к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол. Его наследники в силу разных причин не могли самостоятельно бороться за власть и нуждались в поддержке. Исход спора стала решать гвардия. Именно гвардия формировалась из дворян. Дворяне же очень устали от реформ Петра. Он заставил их изменить свой привычный образ жизни, принять западноевропейские обычаи. Петр установил для дворян пожизненную обязательную службу. Дворяне – гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы – приближенные Петра и его родственники – расплачивались с ними привилегиями.

Запись в тетрадь.

Привилегии – исключительные права, которых нет у других людей.




Устав о наследии престола Создание гвардии Усталость дворянства






Петр I не успел назначить дворцовые перевороты


наследника


борьба за власть между приближенными рост привилегий дворянства

внук Петр, сын Алексея.

- Кто же станет на престол?

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Откройте учебник на стр. 147, найдите имя человека, ставшего на престол после Петра I.

- У вас на столе лежит таблица, которую мы с вами будем заполнять по ходу урока.

- Повторите, пожалуйста, имя, которое вы только что нашли в учебнике, запишите в таблицу.


Урок формирует представление о предпосылках, причинах, ходе и последствиях дворцовых переворотов в России XVIII века. Знакомит с правителями этой эпохи (Екатериной I, Петром II, Елизаветой Петровной, Петром III, Екатериной II). Показывает роль гвардии в осуществлении переворотов. Объясняет, что во многом дворцовые перевороты в России были следствием не до конца продуманной политики престолонаследия Петра I, борьбы приверженцев старых и новых порядков в среде российской знати.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Эпоха дворцовых переворотов"

Пётр I умер 28 января 1725 года, не успев назвать преемника.


Дворцовые перевороты не сопровождались коренными изменениями в жизни государства. Эти события были по большей части борьбой за власть и влияние в среде российской знати.

Основные предпосылки дворцовых переворотов сложились ещё во время правления Петра І. Главная из них – указ о престолонаследии 1722 года. Согласно его положениям, монарх сам назначал себе преемника. Принятие этого документа сломало старую систему наследования власти в России, согласно которой после смерти правителя престол передавался прямым потомкам по мужской линии.

При отсутствии официального преемника, претендентами на трон стали прямые и косвенные родственники Романовых. Среди них сын царевича Алексея Пётр, жена Петра І – Екатерина, муж старшей дочери Петра І голштинский герцог Карл Фридрих.

В таких условиях при дворе началась борьба старой родовой знати с выдвиженцами и сподвижниками Петра І. Приближённые Петра формировали аппарат управления страной, практически управляли ей. Старая знать пыталась восстановить своё влияние.

Основной конфликт произошёл между двумя группировками дворян. Голицыны и Долгоруковы поддерживали кандидатуру внука Петра І. Эти семьи были представителями старой знати. Они хотели восстановить своё влияние, получить новые привилегии.


Сподвижники Петра І во главе с князем Александром Меншиковым поддерживали императрицу Екатерину І. В основном они были представителями дворян, получивших свои должности за усердную службу и личные качества. Они не желали утраты своего особого положения и полномочий.

Решающую роль в перевороте 1725 года сыграла гвардия – отборные воинские части. Она состояла в основном из дворян, в чьих интересах было не допустить восстановления старых порядков и влияния родовой аристократии.


К этому времени на площади перед дворцом, где велось заседание, выстроились два гвардейских полка. Они были готовы силой решить спор в пользу императрицы, так как видели в ней законную преемницу Петра. Это прекратило спор. Екатерина І была признана законной правительницей России.



Так же и в последующих переворотах главным условием прихода к власти того или иного монарха становится лояльность гвардии. На чьей стороне выступала гвардия – того поддерживало дворянство – опора российского самодержавия.

Возведением на престол Екатерина І во многом была обязана Александру Меншикову. Несмотря на все злоупотребления, он был первым помощником Петра. После смерти императора, князь рисковал утратить все свои приобретения. Поэтому в союзе с влиятельными сторонниками Петра и гвардией возвёл на престол жену покойного правителя.

Екатерина І правила с 1725 по 1727 годы. Хотя она и являлась российской императрицей, фактическим главой государства был Меншиков.


В 1727 году Екатерина І умерла. Её дети от союза с Петром не могли занять трон, так как родились вне брака.

Главным претендентом на российский престол стал внук Петра І – Пётр Алексеевич.

Ещё при жизни Екатерины І Меншиков решил упрочить своё положение при дворе. Он желал выдать за Петра свою дочь Марию – тем самым породниться с правящей династией. Под влиянием Меншикова Екатерина дала на это согласие и назвала своим преемником Петра Алексеевича. На момент избрания императором Петру было 11 лет. Ввиду этого, до совершеннолетия правителя его опекой должен был заниматься Тайный совет. Эта мера сохраняла всю полноту власти в руках Меншикова.


Новый правитель вступил на престол весной 1727 года под именем Пётр ІІ.

Реальной властью в государстве по-прежнему обладал Верховный совет во главе с Меншиковым. Но в скором времени, ввиду придворных интриг, Меншиков был удалён от государственных дел. Против него было заведено дело о казнокрадстве. В 1727 году он и его семья были сосланы в Сибирь.


Новыми приближёнными правителя стали Долгоруковы. Теперь правление страной было в их руках. Они так же хотели породниться с царской династией. В скорости новой невестой императора стала Екатерина Долгорукова.


В январе 1730 года должна была состояться свадьба Петра ІІ и Екатерины Долгоруковой. Но император заболел и неожиданно умер. Он не оставил наследников и не назначил преемника.


Участники совета (прежде всего князья Голицын и Долгоруков) хотели сохранить полученные при Петре ІІ привилегии и своё влияние. Поэтому пригласили на царствование Анну Иоанновну – дочь царя Ивана V (брата и соправителя Петра I).


К 1730 году Анна Иоанновна уже почти 20 лет жила в Курляндии. Связей с Россией она не поддерживала, поэтому о том, что твориться при дворе не знала. Так же как не имела фаворитов и сторонников. Это устраивало всех.


· Запрет объявлять войну или заключать мир без Верховного тайного совета.

· Запрет на введение новых налогов.

· Запрет на использование казны государства в личных целях.

· Право возводить в чины не выше полковника.

· Запрет на раздачу государственных земель.

· Запрет на лишение дворян жизни и владений без суда.

· Запрет на вступление в брак и право назначать себе преемника.


Таким образом, реальная власть в России должна была остаться у Верховного совета. В таких условиях роль монарха больше не была абсолютной и сводилась к представительским функциям.


Своим стремлением к власти верховники затронули интересы всего дворянства и части старой аристократии. Между верховниками и дворянством назрел конфликт.

В таких условиях дворяне и гвардия подали на имя императрицы челобитную, в которой требовали распустить Тайный совет, восстановить самодержавие, уничтожить Кондиции, восстановить власть Сената.

Эта челобитная вызвала гнев у членов Верховного совета. Но присутствие гвардии, охранявшей в этот день императорские покои, разрушило все их планы.

Придя к власти, Анна Иоанновна очень боялась заговоров. Поэтому для борьбы с государственными преступлениями была организована Канцелярия тайных и розыскных дел. Её основными методами следствия были пытки и допросы.

Так же желая упрочить положение наследников царя Ивана V, Анна Иоанновна приблизила ко двору свою племянницу Анну Леопольдовну. Её сын, родившийся в 1740 году, был объявлен наследником престола.

Не доверяя дворянству и гвардии, в состав правительства императрица включила своих ставленников, в основном иностранцев. Среди них самым большим влиянием при дворе пользовался фаворит императрицы герцог Бирон. Вскоре он был назначен регентом при сыне Анны Леопольдовны.

Анна Иоанновна скончалась в 1740 году. Новым императором стал двухмесячный сын Анны Леопольдовны – Иван VІ . Регентом при нём – герцог Бирон.



Бирон не имел сторонников при дворе, его не любило русское дворянство. Кроме того, между ним и родителями Ивана VІ произошёл конфликт. Вскоре был раскрыт заговор против Бирона. Родителям императора стала грозить опасность.

В этот момент помочь Анне Леопольдовне вызвался Христофор Миних – один из соратников Петра І, видный государственный и военный деятель России.


По его приказу Бирон был арестован. После суда, взамен смертной казни,

Сослан в Сибирь. Регентом при Иване VI стала его мать – Анна Леопольдовна.


Свою власть она постепенно передала Миниху. Но вскоре против регентши был составлен заговор, инициатором которого стала дочь Петра І Елизавета.


Елизавета Петровна могла стать императрицей ещё по завещанию Екатерины I, но придворные интриги отодвинули её на второй план. При Анне Иоанновне Елизавета была практически удалена со двора.

Политика, проводимая Анной Иоанновной и её преемниками (засилье иностранцев, отстранение от дел многих сторонников петровских преобразований, репрессии против несогласных) вызывала недовольство дворян.

Гвардия так же была недовольна своим положением. При Анне Леопольдовне была ужесточена дисциплина, в то время как из-за внутренней политики Анны Иоанновны и её преемников в глазах гвардейцев авторитет власти сильно упал.

25 ноября 1741 года Елизавета в сопровождении гвардейцев Преображенского полка направилась к Зимнему дворцу. Он был занят без боя. Анна Леопольдовна и её муж были арестованы.

К утру, особым манифестом, Елизавета Петровна была провозглашена императрицей России.

Этот шаг сделал еёв глазах гвардии символ русской государственности. Показал преемственность действий Елизаветы с делом Петра. И во многом обусловил успех дела, в которое по - началу практически никто не верил.

Елизавета Петровна хотела видеть преемником своего племянника Петра Фёдоровича, который приходился внуком Петру І.

Его женили на немецкой принцессе, получившей в крещении имя Екатерина. Но вскоре Елизавета разочаровалась в племяннике. По её мнению, слишком долго живя за границей и ввиду недостаточного воспитания, он был неспособен управлять таким государством как Россия.


Ввиду этого сына Петра и Екатерины – Павла, императрица взяла к себе на воспитание.


Тем не менее, Пётр оставался преемником Елизаветы. И после её смерти в 1762 году был провозглашён российским императором. Он правил 186 дней и не был коронован.


Новый император был противоречивой фигурой. С одной стороны он начал проводить реформы в области экономики, освободил дворян от обязательной службы. С другой – не стремился узнать Россию и её историю, пренебрегал русскими традициями.

Стараниями Петра ІІІ были сведены на нет все успехи русских войск в Семилетней войне. В итоге император потерял авторитет.

В ходе очередного дворцового переворота, летом 1762 года Петр ІІІ был свергнут. Смена власти произошла вновь при помощи гвардии. Место императора заняла его жена. Она стала новой российской императрицей под именем Екатерины ІІ. С её воцарением закончилась эпоха дворцовых переворотов.



Дворцовые перевороты в России были следствием не до конца продуманной политики престолонаследия Петра I, борьбы приверженцев старых и новых порядков в среде российской знати. Со временем они стали средством выражения недовольства и удовлетворения личных амбиций. Но в целом, перевороты не затрагивали государственного устройства России. Правители России придерживались политики, заложенной при Петре первом.

Читайте также: