План урока достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста контраст и нюанс

Обновлено: 02.07.2024

ТЕМА:Цветовой контраст. Композиция с использованием цветовых контрастов.

- Обеспечить обучающихся знаниями контраста на практике;

- Продолжить отработку навыков работы гуашью;

-Развивать у обучающихся аналитическое, ассоциативное ммышление, художественный вкус;

- Воспитывать у обучающихся мотив учения, положительного отношения к знаниям, любовь к творчеству.

ТИП ЗАНЯТИЯ: комбинированный.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЩАЮЩИХСЯ: словесный, наглядный, практический.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- обзор теоретических и практических материала; - выполнение практических и творческих заданий;

- выполнение композиции с использованием цветовых контрастов. ОБОРУДОВАНИЕ:таблицы цветовых контрастов, раздаточный материал, акварельная бумага (А4), гуашь, кисти,

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организация начала занятия.

1.Подготовка обучающихся к работе.

2.Полная готовность кабинета и оборудования к занятию.

2.Мотивация учебно – познавательной деятельности обучающихся. Активизация опорных знаний и умений обучающихся.

2.Актуализация опорных знаний.

-Мы с вами хорошо поработали над изучением основных цветов в живописи. Назовите их.

- Но мы еще не усвоили еще одну важную сторону цвета – это контраст.

Сегодня мы отправимся в мир волшебства красок, в котором краски живут по своим правилам и законам. Это мир наполнен добром, радостью и дружбой.

-Зачем нам этот мир красок нужен?

-Что мы можем в этом мире красок?

Знания о цветах красок вам помогут на уроках изобразительного искусства, в работе с компьютером, в выборе подарков для знакомых и близких вам людей, умения красиво и со вкусом одеваться.

3. Изучение нового материала.

весна - … осень);

радость - … (печаль);

доброта - … (зло);

север - … (юг);

день - … (ночь);

свет - … ( тень).

Словоконтраст - французское слово и обозначает противоположно, наоборот.

2. Объяснение нового материала.

- На каком цвете ярче виден желтый жучок? (на фиолетовом).

- ……………………………..красный жучок? (на зеленом).

-………………………………оранжевый жучок? (на синем).

Посмотрите, как расположены цвета красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий? (напротив друг – друга).

- А где в природе встречаются противоположные (контрастные) цвета, украшая друг друга? ( В зеленой траве - красные цветы; синее небо – желто - оранжевое солнце…).

- Существует семь видов контрастов. Вы пока только начинающие маленькие художники, поэтому пользоваться будем только тремя видами контрастов: возле холодных - теплые цвета, возле светлых -темные цвета, контраст дополнительных цветов. (Демонстрация и анализ репродукций с использованием цветовых контрастов).

-Теперь у вас, ребята, есть возможность использовать знания цветовых контрастов в своей творческой работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для художественных отделений ДШИ (предпрофессиональная программа).

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.

Тема: Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста.

Задачи: совершенствование опыта компоновки элементов композиции, навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.

I. Анализ произведений изобразительного искусства.

Илья Семенович Остроухов (1858—1929) принадлежит к замечательному поколе­нию русских художников второй половины XIX века, таких, как: В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, А. Е. Архипов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин, В. М. Вас­нецов.

И. С. Остроухов был не только видным живописцем, но и одним из крупнейших в России собирателем произведений искусства. Важной стороной его деятельности является многолет­нее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 г. Остро­ухов оставался на почетном посту председателя совета и был попечителем галереи, руководя пополнением крупнейшего собра­ния русской живописи.

В карти­не И. Остроухова правдиво и поэтично передан уголок осеннего парка. Ветви деревьев и кустарников с пожелтевшими листьями максимально приближены к зрителю. Мы можем внимательно и долго рассматривать золотистое кружево резных листьев клена, любоваться праздничным нарядом осени.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несу­щую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа - лишь отдельные де­ревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими - деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Про­хладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, ста­новясь светлее, она под кистью художника начала медленное дви­жение.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изо­бражении берега слева. Крутой пригорок, на котором растут то­ненькие деревца, резко обрывается вниз, за край полотна, создавая ощутимое препятствие для нашего взгляда.

Художник создал отчетливую дистанцию между зрителем и миром, изображенным на полотне, чтобы заглянуть как бы со сто­роны, извне, постепенно вжился в эпически-величавый пейзаж рус­ской осени. Эта дистанция помогает увидеть, как постепенно раз­ворачивается пространство, заключенное в пейзаже И. И. Левитана.

Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.

Всматриваясь в картину детальнее, мы замечаем, что художник написал ее широким мазком. Посмотрите, каким плотным слоем он накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глуби­ну изображаемого пространства, тем менее густыми становятся мазки, тем легче и бережнее касается художник кистью поверхно­сти холста.

И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с ху­дожником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осен­ней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

Данная картина, как и работа Левитана, представляет собой пейзаж. Эти пейзажные картины заключают в себе широкий, не­обозримый простор.

В картине изображен уголок Подмосковья, знаменитые своей красотой места под Тарусой, близ города Серпухова, где Поленов жил и работал многие годы.

Его пейзаж написан с высокого берега реки; внимательно и лю­бовно всматривался художник в жизнь осенней природы.

Пейзажи Левитана и Поленова - выражение лирических разду­мий их создателей.

Какая из представленных картин вам нравится больше?

Почему эта картина вам нравится больше?

На первый взгляд может оказаться, что нет никакого особого различия в подходе к решению образа русской осени в творчестве Левитана и Поленова. Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично переда­ли приметы золотой осени.

Красоту осеннего времени передают и художники, работающие красками, и художники, работающие словом. Давайте послушаем некоторые литературные описа­ния осени.

«Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные обла­ка. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые, отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозе­леные, как будто помолодевшие ели и сосны.

Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями, мягкими, пухлыми в сырую погоду, так, что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими хрупкими в морозы.

Художник-осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Ли­стья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На раз­весистые липы надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.

II. Творческая практическая деятельность учащихся.

Предлагаю выполнить творческое задание: нари­суйте, обратясь к своим эстетическим впечатлениям, осенний лес, парк, фигуру человека в нем. Подумайте, что может делать человек в осеннем лесу, парке. (Гуляет, собирает цветы, ягоды, грибы, охотится, рыбу ловит, дети играют, мамы с колясками, художник выполняет этюды.)

- Основной задачей при выполнении ваших рисунков должна стать передача различных состояний осенней природы.

- От чего она зависит? (От времени года, времени суток, усло­вий погоды, освещения, изображаемой местности.)

- Напоминаю вам основную учебную задачу урока - создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета. Сюжетный и смысловой центр рисунка - человек.

2. Этапы выполнения практической работы:

1) Поиск самого интересного мотива среди множества других, достойных внимания. Сделать 2-3 эскиза. Остановиться на самом интересном. Поиск цветового решения.

2) Работа на большом формате (А3). Легкими карандашными линиями разработать композицию. Расположение главного на втором пространственном плане (а не на первом). Контраст форм в силуэтах деревьев. Достижение зрительной уравновешенности элементов композиции.

4) Детальная проработка. Создание гармоничного по цвету листа.

Вы­раженность различного вида контрастов (величинных, цветовых, светотеневых и т. д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Также при удалении осла­бевают контрасты, сила, насыщенность цвета. Цвет становится хо­лоднее (влияет воздушная масса). Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем - видится сине-зеленым или даже голубым.

III. Итоги урока:

Экспресс-выставка работ.

Вы показали, на­сколько у вас хорошо развито чувство цвета, старательно оп­ределяли цветовую гамму, составляли на палитре не только основ­ной, но и дополнительные цвета.

♦ Скажите, а зачем это нам было нужно?

Верно, это И. И. Левитан и В. Д. Поленов, И.С.Остроухов.

- Что можете сказать о технике изображения деревьев? (Выбор того или иного приема в рисунке и живописи (штрих, линия, мазок) диктуется формой и строением дерева и его частей (сравним иголки сосны, гибкие ветки ивы, резные листья клена, липы), а также художественным замыслом.)

- Хорошо ли человеку в осеннем лесу, парке?

- Какие цвета преобладают?

- Куда девается зеленый цвет лета?

Рисунки оцениваются по следующим требованиям:

2) Оправданное заполнение листа (размеры элементов компо­зиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).

3) Умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, вла­дение материалами, инструментами, изобразительной техникой.

4) Яркость и чистота цветов, четкость рисунка, ясность, понят­ность для зрителя, выразительность.

5) Достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка, за­вершенность, равновесие композиции.

Данная методразработка направлена на формирование алгоритма работы над сюжетной композицией и закрепление законов, приемов и правил композиции.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_k_uroku_vyrazitelnye_sredstva_kompozitsii_kontrast_i_nyuans.ppt 2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Введение. Цель методической разработки: Сформировать алгоритм работы над сюжетной композицией. Задачи методической разработки : закрепить законы, приемы и правила композиции; развивать навыки поэтапного выполнения задания, умение выделять главное; развивать воображение, творческие способности, познавательную активность; воспитывать интерес и любовь к искусству, художественный вкус и воображение.

Конспект урока. Композиция (от лат. compositio) составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины. Композиция строится по определённым законам, её правила и приёмы взаимосвязаны между собой. Основные законы композиции: Закон целостности Закон соподчинения Закон равновесия

Правила и приемы композиции : Доминанта Ритм Симметрия / асимметрия Статика / динамика Контрасты, нюансы, аналоги Рис.5 Рис.6 Рис.7 Рис.8 Рис.10 Рис.9

Рассмотрим подробнее понятия и термины композиции : Контраст - противопоставление в композиции Нюанс (франц. n uance) - тонкое различие, едва заметный переход. Рис.11 Рис.12

Виды контрастов: контраст формы контраст по цвету контраст размера контраст фактур нюанс по цвету и по форме Рис.13 Рис.14 Рис.15 Рис.16 Рис.17

Домашнее задание: Сбор материала: интересные, харАктерные фотографии животных, домашние наблюдения, которые могут быть использованы для сюжета. Критерии оценки по композиции: При оценивании работ учащихся 1 класса учитывается уровень следующих умений и навыков: Задание №1: В формальной композиции добиться грамотной компоновки фигур в формате листа, с применением законов композиции. Выделить главное при использовании контрастов и нюансов тона, размера. Задание №2: Выразить в сюжете композиции интересную идею, проявить фантазию и образное мышление. Добиться грамотной компоновки форм в формате листа, с применением законов композиции. Выделить главное при использовании контрастов.

Цели: «Изучение понятий контраст цвета по теплохолодности и контраст форм, силуэт, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.

Задачи: «Усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.

Теория:

Нюанс:

зимними вариациями синих и голубых красок (картинка ниже), оранжево-красной мозайкой осени (картинка ниже),

деликатной сдержанностью весенней палитры (картинка ниже), сочной зеленью июльского леса (картинка ниже).

Ниже представлены специально подобранные фотографии, соответствующие определенному состоянию природы, времени года или суток.

Из них составлено несколько коллажей, которые снабжены цветовой шкалой, наглядно показывающей доминирующие цветовые отношения. Чтобы самостоятельно нарисовать картинку, правильно используя близкие друг к другу оттенки, внимательно изучим наглядный материал.

Обратите внимание, как преломляются солнечные лучи на рассвете в воздухе, насыщенном капельками влаги. Он не прозрачен, похож на дымку, где-то окрашенную в сиренево-серые, где-то в бледно-зеленые или карамельно-розовые тона.

Говоря о сближенных оттенках, нельзя не вспомнить зимние сумерки, окрашенные в потрясающие густые сине-фиолетовые цвета.

Нас всегда восхищают эмоциональные, громкие, звучные оранжево-красные, охристо-рыжие, багрово-коричневые аккорды осени!

Серебристая серо-коричневая сдержанность весенних пейзажей полна тихой задумчивости, предвкушения пробуждения природы, готовой вот-вот очнуться от зимнего сна.

Удивительно богата зелеными оттенками атмосфера летнего леса, наполненного своей насыщенной жизнью, срытой от посторонних глаз. Вы, наверное, замечали, даже воздух в лесу кажется зеленым.

Облачное небо тоже всегда привлекало художников своими необычайно живописными тонкими цветовыми и тональными переходами.

Если вы будете более внимательными и наблюдательными по отношению к окружающему миру - сделаете для себя массу интересных открытий.

Задание№ 1.

1) Внимательно прочитайте пожалуйста теорию и посмотрите иллюстрации предложенные внизу.

2) Сделайте упражнение. Данному упражнению уделяем 6 академических часов.

Упражнение заключается в том, что вначале нужно нарисовать четыре одинаковых пейзажа. (картинка внизу)

Первый пейзаж выполняется по представлению, это как бы собирательный образ. Остальные копируем через оконное стекло.

Затем каждый пейзаж мы решаем в цвете, выбирая по желанию нюансную палитру оттенков (смотрим картинки ниже). Рисуем гуашью, смешивая краски на палитре (можно взять палитру).

Используя подбор оттенков, соответствующих цветам раннего пасмурного весеннего утра, получаем вот такое настроение. (картинка ниже)
Охристо-желтые, бордово-коричневые цвета подойдут для создания звучного осеннего колорита. (картинка ниже)

Сближенные оттенки зеленого цвета помогут нам создать атмосферу летнего дня на природе. (картинка ниже)

Используя различные оттенки холодных цветов вы без труда нарисуете зимний пейзаж. (картинка ниже). В итоге по временам года у вас получится 4 иллюстрации.

3) После сегодняшнего урока, у вас должен получится результат: Нарисованные линейно простым карандашом 4 одинаковых пейзажа – это будут у вас подготовительные рисунки-раскраски.
И нужно начать в цвете хотя бы одну работу. А может вы уже сделаете в цвете и две работы. Но в итоге за 6 академических часов, вам предлагается представить на акварельной бумаге А4, четыре работы по временам года.

Мне уже не терпится узнать, как у вас получается работа. С не терпением жду от вас результата.

Читайте также: