План урока чтение 1 класс буква р

Обновлено: 02.07.2024

1. Актуализация знаний учащихся об устной и письменной речи, написании предложения, его главной мысли. Отработка навыков чтения на знакомом материале.

2. Письмо в рабочей тетради.

Картинный диктант. Учитель показывает рисунки с изображением животных: коты, окуни, лиса, осы ,утки, раки, киты. Ученики записывают с проговариванием шёпотом начальные слоги этих слов:

ко, о, ли, , о, ут , ра , ки

III. Постановка темы и цели урока.

хором и индивидуально.

2. Фонетическая зарядка.

Едет мотоцикл… (дрр)

Ставни скрипят. (скрр)

Кони храпят… (хрр)

Вороны кричат… (карр)

Собаки рычат … (ррр)

С каким звуком мы сегодня будем работать? ([р], [р’])

Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, а сейчас воспроизведём слоговые ряды:

ра – ро – ру – ры

ар – ор – ур – ыр

шра – шро – шру – шры

ашр – ошр – ушр – ышр

рша – ршо – ршу – рши

арш – орш – урш – ырш

дра – дро – дру – дры

тра – тро – тру – тры

IV. Работа над новым материалом.

  • Дайте характеристику звука [р]. (Согласный, твёрдый, звонкий).
  • Дайте характеристику звука [р‘].(Согласный, мягкий, звонкий).

2. Артикуляция звуков [р] ,[р‘].

3. Где слышим звуки [р], [р‘] в словах? Хлопайте в ладоши , если звук [р’] в словах мягкий.

Рис, росы, рысь, стрекоза, строка ,река, Марат, Рита, парта, рука.

4. Знакомство с буквами Р, р.

Сравнение печатных и письменных букв Р, р.

  • Букву р начинаем писать от верхней линии, пишем длинную прямую черту вниз, доводим её чуть ниже половины широкой строки. Далее возвращаемся по написанному до середины рабочей строки. Затем слегка закругляем и ведём до верхней линии, закругляем и ведём вниз наклонную черту с закруглением внизу.

Письмо первых трёх строк в прописи на стр. 26.

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывёт небес касаясь.

Ручка круглая у трости,
Трость для деда сделал Костя.

  • Первый элемент буквы Р заглавной пишется сверху вниз так же, как первый элемент буквы Т заглавной. Верхний элемент пишем отдельно. Эта буква пишется с отрывом.

Письмо заглавной буквы Р в прописи на с. 27.

5. Чтение с доски:

ар – ра Ар – тур Рина Кира

ор – ро Ла – ра Ролан Кирилл

ыр – ры Анна Ирина Никита

ир – ри Ира Нина

ур – ру Арина Алла

- Почему многие слова написаны с заглавной буквы?

- Сколько в слове слогов? (Столько, сколько гласных звуков)

Чтение слогов ра, ро, ры, ру, ри в “Азбуке” на стр. 69. Составление их на наборном полотне.

Письмо в “Прописи” на стр.26 и с.27.

Возле ёлочки зелёной,
Скачут каркают вороны.
Кар-кар, кар-кар.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло разорались.
Кар-кар, кар-кар.
Тут собаки прибегают,
И вороны улетают.
Улетают, улетели,
А мы тихонько за парты сели.

(Дети имитируют движения)

6. Работа по развитию речи.

  • Что изображено на рисунке? (Море, пляж, радуга, дерево, избушка, деревянное корыто, ведро)
  • Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку)
  • Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза, молния, тучи, волнение на море)

7. Чтение текста “Кактус”.

Провести беседу по уходу за кактусами.

Подберите проверочное слово к слову “уколол”. (Колет)

8. Многозначность слов. Работа по стр.70.

9. Слого-звуковой анализ слов из “Прописи” (стр.26-27): рама, руки, рис, Рома, Рита. Повторить имена собственные и нарицательные.

Игра “Подарим картинки Роме и Рите” с определением места звуков [р], [р’] в словах и объяснением, почему картинка подарена Роме или Рите – 2 команды.

VI. Преобразование слогов, слов – игра “Наоборот”.

а) ра – ря кра – кря акр – акрь рад – ряд шар – шарь

ро – кро – окр – ров – пар –

ру – кру – укр – рысь – хор –

ры – кры – ыкр – брак – удар –

VII. Кто больше запомнит слов.

Рос репей. Рядом роза. Репей разросся. Роза расцвела. Розе радовались. Репей ругали. Расстроился репей:

- Разве репей и роза разные? Репей и роза – растения. (Л.Яхнин)

Чтение текста и слов на стр.71.

- Поставьте вопросы к каждому предложению. (Сколько здесь картинок? Что было у детей? и т.д.)

После чтения текста предложить детям письменно ответить на вопрос: “Кто раскрасил лилии?” (Рита раскрасила лилии)

VIII. Внеклассное чтение.

Познакомить с понятием “сказки народов мира”.

Чтение сказки “Колосок”.

О чём эта сказка? (О лени, хитрости, трудолюбии)

Что на уроке было самое интересное? Что вам запомнилось? Что было самым сложным на уроке? Что нужно сделать, чтобы это затруднение стало понятным, нетрудным?

1.Стрельская Оксана Николаевна
2. Стрельской Оксане Николаевне
3. Учитель начальных классов
4. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Одинцовский лицей № 6 имени А.С.Пушкина
5. Московская область, город Одинцово
6. Начальное образование
7. Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Стрельская Оксана Николаевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Одинцовский лицей № 6 имени А.С.Пушкина

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Урок по обучению грамоте в 1 классе

Тема урока: Буква Р, р. Звуки [р],[р']. Упражнение в чтении слов и предложений с данными буквами.

Тип урока : комбинированный.

Цели урока : создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Планируемые результаты (предметные): обучающиеся научатся читать слова и слоги; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука).

Личностные результаты: воспринимать важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; удерживать цель до получения её результата;

познавательные: общеучебные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки; логические – сравнивают диалоги; учатся доказывать свое мнение; выделяют в скороговорке повторяющиеся звуки.

коммуникативные: умеют работать коллективно и в парах , выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке.

Формы организации познавательной деятельности:

Структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой урока. (1 минута).

Актуализация ранее полученных знаний . (2 минуты).

Введение в тему урока. Подготовка целей. (1 минута).

Усвоение новых знаний. (15 минут).

Первичная проверка понимания. (8 минуты).

Обобщение и систематизация знаний. (15 минут).

Подведение итогов урока. (3 минуты).

Средства обучения:

Среда, редактор, в котором выполнен продукт: Текстовый редактор Word , ИКТ: Презентация PowerPoint 2007

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организацион-ный.

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв. Проверим, чтобы наши верные помощники пенал, цветные карандаши и Букварь были с нами.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивацион-ный.

Всегда перед путешествием команда собирается вместе, чтоб настроится на работу и пожелать друг другу удачи. .

Вспомним с вами наши стихотворения-помощники.

- А эти лучики солнца я дарю вам

Проговаривают вместе с учителем:

1.Приветствие пальцами и ладошкой.

Желаю успеха большого во всем и везде- здравствуй .

2. Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

На уроках мы сидим.

Одному или одной

И мы – друзья.

3. Актуализация ранее полученных знаний.

Цель: выявление затруднений в запоминании ранее изученных звуков, характеристика звуков

- Ребята, с помощью чего люди общаются?

Назовите помощников речи

- С помощью жестов покажите мне:

а) у нас отличное настроение;

б) на уроке мы будем соблюдать тишину;

в) мы выполним все задания и победа будет за нами

- Какая бывает речь?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слоги?

- Чем на письме мы обозначаем звуки?

На все мои вопросы вы ответили правильно. Молодцы! И мы можем отправляться дальше.

Устная и письменная

перенос на свой жизненный опыт

умение работать по предложенному алгоритму

слушать и понимать речь других;

принимать позиции других людей

4. Формулиров-ка темы урока.

5. Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для час-тично-поисково-го метода.

Определение темы урока учащимися.

- как вороны кричат?

- как собаки рычат?

- как едет мотоцикл?

- как ставни скрипят?

С каким звуком мы сегодня будем работать?

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1) Познакомиться с буквой (эр).

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой.

4) Научиться печатать слоги и слова с изученными буквами.

5) Составление схем слов

Попытки назвать тему урока

Определение целей урока

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

-умение работать по предложенному алгоритму

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

6. Работа над новым материалом.

Цель: знакомство со звуком [р] и [р'], буквой эр, закрепление ранее полученных знаний.

- Отгадайте загадки, которые я для вас приготовила: Слайд 3

«Блещет в речке чистой

«Течет, течет – не вытечет,

«Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись

- Чем отличается рысь от других представителей семейства кошачьих?

- Назовите отгадки, голосом выделяя первые звуки. Они одинаковые или разные?

- Какие это звуки? Гласные или согласные?

- Закройте уши руками. Произнесите звук Р. Слышите звук?

- Попробуйте закрыть нос. Произнесите звук Р. Можете говорить? Нет, потому что он сонорный звук, произносится с помощью носа.

На ушах кисточки.

Разные (твердый и мягкий)

Да, слышим. Значит он звонкий согласный.

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

-умение работать по предложенному алгоритму

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

7. Физминутка.

Учитель показывает и проговаривает вместе с детьми слова физкультминутки

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой - потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

- умение работать по предложенному алгоритму

8. Первичное закрепление.

Цель: организовать овладение учениками навыка выделения звука на фоне речи, чтения слогов, слов, отрабатывать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

-Мы с вами уже доказали, что звук Р бывает твердый и мягкий. Два звука (твердый и мягкий) обозначаются одной буквой э Р . Буква э Р может быть маленькой и большой.

Слайд 4. Показ буквы на слайде

- На что похожа буква Р?

Дрожу от страха До сих пор ! – Воскликнуло полено,- Похожа буква на топор! Расколет непременно!

Вдаль плывёт, небес касаясь

- Выложите букву э Р . ( Используем счетные палочки ).

- Ребята, в каких случаях мы будем писать маленькую букву, а в каких – большую?

Слайд 6,7,8. Родина

- Как называется страна в которой мы живем? Столица нашей Родины?

- А сейчас мы поиграем

Игра со словами

- Я назову слова, а вы, если услышите мягкий звук Р - хлопните в ладоши. Если твердый звук Р – топните ногами.

Рак, рис, роза, рысь, репа, речка, ребята, рама, рыба, рисунок, руки.

- А зачем человеку нужны руки?

( Звуко-буквенный синтез и анализ в парах )

- Составьте схему этого слова.

- Какая гласная живет в 1 слоге?

Замените её на [а]. какое слово получится?

Выполняют задание по инструкции.

В середине предложения

В начале предложения, в именах, названиях городов, стран

Выполняют задание по инструкции.

Выполняют работу в парах.

- Раки – это морские жители.

- умение работать по предложенному алгоритму.

9. Физминутка для глаз

Дети следят глазами за предметами, движущимися на слайде

- умение работать по предложенному алгоритму

10. Закрепление изученного.

- отрабатывать навык осмысленного чтения, формировать умение отвечать на вопросы по тексту.

- Ребята, а для чего нам нужны чистоговорки, объясните название.

- Давайте чисто прочитаем и прохлопаем чистоговорки

Чтение чистоговорок на доске

Ра-ра-ра-начинается игра.

Ры-ры-ры- у мальчиков шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

Ру- ру- ру- продолжим мы игру

- Мы подготовились к чтению и сейчас начнем.

- Прочитайте слоги и слова в Букваре. Поставьте ударение. Прочитайте слова шепотом, затем хором.

- Прочитайте предложения, выберите слова для звуковых схем.

- Какие в этих словах звуки мягкие?

- Почему они мягкие?

( Звуко-буквенный синтез и анализ в группах )

- А сейчас поработаем в группах. Придумайте и выложите схему слов со звуком Р,Р/

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

- А сейчас работа в рабочей тетради. Выполните задание.

Чистое говорение, чисто говорю

Дети читают чистоговорки.

На чтении первой части – 4 хлопка.

На чтении второй части – 4 стука о парту.

Читаю слоги и слова, ставят ударение.

После этих звуков стоит звук И

Составляют схему слов со звуком Р, Р/. Все вместе проверяют правильность составления схем.

Выполняют задание по инструкции.

- умение работать по предложенному алгоритму.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали?

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат рысята, а на доске дерево. Это не просто так.

Как рысь отличается от других представителей семейства кошачьих, вы так же отличаетесь от других учеников. Вы самые любознательные. Посмотрите на наше дерево.

Если вам сегодня было интересно и легко работать, то выберите своей рыси место на верхней ветке. Если были затруднения, то на средней, а если вам было тяжело работать на уроке– на нижней. Какую ветку выберите вы?

- Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали! Наш урок окончен. Всем спасибо за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок используется при изучении нового материала по обучению грамоте в 1 классе.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Задачи урока:

Предметные:

Метапредметные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Организационный момент.

Я рада встрече с вами

Я думаю, мы станем

Идя к заветной цели

Работать будем дружно

Сегодня на уроке

Нам много сделать нужно!

Сейчас у нас урок обучения грамоте и мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв, но для начала проверим, чтобы наши верные помощники пенал, цветные карандаши и Азбука были с нами.

Актуализация ранее полученных знаний.

- Ребята, а какое время года сейчас? Какие изменения в природе происходят осенью? Так как осенью не хватает тепла, представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, подкиньте его, поймайте, киньте друг другу ,поделитесь друг с другом хорошим настроением. Согрело оно вам ручки? Давайте отправим наше солнышко на доску, чтобы оно помогало нам и согревало нас в течение всего урока и у нас оставалось такое же хорошее настроение.

А теперь мы проведем зарядку для язычка и дыхательные упражнения, они нам нужны для правильного звукопроизношения и для речи в целом. (слайд)

Жил был веселый язычок, рано утром он проснулся и потянулся(высунуть язык)

Он был очень любопытный и смотрел из стороны в сторону.

Он был спортсмен и играл в футбол (толкаем щечку язычком)

Сел язычок на лошадку и поехал (цоканье)

Дыхательная гимнастика: свеча, сердитая кошка, тишина.

-Напомните мне, для чего мы провели эти упражнения? (для речи)

- А какая бывает речь? (Устная и письменная)(слайд)

- Приведите примеры устной и письменной речи.

- Из чего состоит речь? (Из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- На что делятся слова? (На слоги)

- Из чего состоят слоги? (Из звуков)

- Что вы знаете о звуках речи, какие они бывают? (Гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные от согласных звуков?

- А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? (Буква)

- А в чём разница между звуком и буквой? (Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем)

Постановка учебной задачи.

- Сейчас мы отправимся с вами на прогулку в лес, и по дороге будем выполнять различные задания, и в конце пути нас с вами ждет небольшой сюрприз.(слайд) и с нами в лес пойдут. буквы, давайте назовем их(а,о,у.и,ы,н,л,р,с,к,т)вразброс.

Итак: мы идем с вами по лесу, светит солнышко(пальчиками показать), набежали тучки (кулачки над головой)спрятали солнышко, пошел сильный дождь(постучать по столу)промокнут буковки? давайте их спрячем в домики (на доске красный и сине-зеленый домики) какие буквы побегут в красный домик? сине-зеленый? (дети распределяют их по домикам)

- а все ли буквы мы из них знаем?(показать) в какой домике эта буква спряталась? Давайте будем разбираться правильно ли мы ее туда отправили.

Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

-Какие задачи и цели мы поставим перед собой? ( мы будем знакомиться с буквой Р, её произношением и чтением слов с этой буквой) (слайд)

Чутко спит большая кошка

Уши в кисточках – сережках

Потому что, это..рысь

Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка -

Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли. репка(слайд)

- что вы знаете о рыси?

Рысь – это лесная кошка. Крупная, ловкая, на высоких ногах, с красивыми длинными кисточками на ушах..Рысь – прирождённый охотник, как только стемнеет, выходит на охоту. Добычей рыси может стать заяц, тетерев, косуля, оленёнок, лисёнок, енотовидная собака.

- расскажите о репе?

Репа относится к таким овощам, которые накапливают питательные вещества в утолщенном корне. она вкусная и полезная. В репе содержится очень много витаминов, в какой сказке не могли ее вытянуть?

- Давайте вспомним, кто тянул репку?(слайд) кто был первым, третьим, последним, сколько их было всего?)

-почему дед не мог вытянуть репку? помогла им помощь маленькой мышки?

Нужно всегда помогать друг другу и тогда все получится!

Произнесите первый звук в слове рысь, репка. (характеристика)

Составление схемы у доски.

-что мы узнали об этом звуке?(согласный, может быть твердым и мягким, звонкий.

Физкультминутка

V этап

Первичное закрепление

-на что похожа эта буква?

Буква эр на лодке парус, вдаль плывёт небес касаясь.(Слайд)

Напечатаем букву эр на ладошке, на парте.

Работа в паре

-ребята, назовите мне лесного обитателя из этих картинок.

Работа по учебнику

- рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.64

-К какой сказке эта картинка?

-Кто автор сказки?

-Кто изображен на картинке?

Дети составляют рассказ по картинке.

Чтение отрывка из сказки учителем.

- А что произошло дальше вы расскажете на следующем уроке, это и будет вашим домашним заданием.

Это отрывок одной из сказок великого русского поэта, с произведениями которого вы будете знакомиться на протяжении всей учебы в школе.

Работа на стр.65

– Что растет у Иры?

– Что сделала Ира?

– Расскажите о растениях, которые растут в вашем классе и дома.

– Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.

Вот и закончилась наша прогулка по лесу…

– С какой буквой познакомились?

– Всем ли было легко?

– Понравился ли вам урок?

В конце урока детям преподносятся дары от леса: лесные орешки в мешочках.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока обучения чтению в 1- А классе

Тема: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

дать характеристику звуков, показать зрительный образ-букву;

создать условия для закрепления навыка слогового чтения вслух: хором, парами, индивидуально;

способствовать развитию речи, внимания, фонематического слуха; зрительных каналов восприятия

составлять схемы предложения и слов;

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные: владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; различают твердость и мягкость согласных звуков.

Познавательные: представляют информацию в виде схем, извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации, схемы; делают выводы в результате совместной работы,

Коммуникативные: умеют строить речевое высказывание; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; умеют работать в паре, контролировать друг друга.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи; высказывают своё предположение; проговаривают последовательность своих действий на уроке; делают выводы и обобщения.

Личностные: проявляют интерес к учебному труду; определяют правила работы в парах; оценивают себя в соответствии с определённой ситуацией; устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Формы работы: фронтальная; индивидуальная; парная.

Основное содержание темы, понятия и термины: Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; слого-звуковой анализ слова.

Образовательные ресурсы: Картинки с изображением забора и двери.

1. Организация начала урока

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий,

я надеюсь, что вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

У нас на уроке сегодня много гостей и они хотят с вами познакомиться.

- Познакомится тот, чьё имя начинается с гласного звука.

- Познакомятся те дети, чьи имена начинаются с согласного мягкого звонкого звука.

- Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного твёрдого звонкого звука.

- Познакомятся те дети, чьи имена начинаются с согласного твёрдого глухого

- Молодцы! Все познакомились с гостями.

- Мы отправляемся в путь по дороге знаний.

- Чему вы хотите научиться? (читать, узнавать новые звуки… мнения детей)

- Для чего мы учимся читать)

Слайд 1 ( Кто много читает, тот много знает)

– Урок мы начнем с речевой разминки.

2. Речевая разминка ( Фонетическая зарядка.)

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная разминка.

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Я подготовила для нас задание, но ветер все карточки перепутались. Помогите друзьям. Конверт №1. Работа в паре.

К А М Н О У Ы Р И С Л Т

-Можем разделить на 2 группы:

Гласные – а, о, у, и, ы.

Согласные – к, т, с, н, л, р.

Слайд 2 - Проверим на слайде. Почему так разделили? Докажите.

- Какими бывают гласные? (ударными и безударными)

- Каким цветом обозначают гласные на схеме? (красным)

- Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими)

- Каким цветом обозначают согласные на схеме? (синим и зеленым)

2) Фонетическая зарядка:

- Как отличить звук от буквы?

(Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)

- Правильно произнесите звуки:

-как едет мотоцикл –д-р-р-р-р

-как вороны кричат –кар-р-р-р-

-как собаки рычат –р-р-р-р-р

4. Формулирование темы урока

– Какой первый звук вы сейчас произносили?

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

5. Постановка цели и задач урока учащимися

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1)Познакомиться с новой буквой.

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой .

6. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1) Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р ] и [ р ’]

- Прежде чем начать работать проверим, правильно ли вы сидите.

А ) - Отгадайте загадку.

1) Удивительные вещи –

Вместо рук большие клешни.

Под водою он живёт,

Ходит задом наперёд.

Слайд 6 (На экране появляется изображение рака.)

- Как вы догадались, что это рак?

- Составим схему слова рак . (Индивидуально в тетрадях )

- Кто хочет поработать у доски. Проверка.

- Произнесите 1 звук, дайте характеристику.

-Что мы доказали, выполнив схему. (звук[ р ]– согласный, твёрдый)

- Почему он согласный?

- Верно, когда мы произносим звук [р], он встречает препятствие.

Б) -Что ещё можем узнать? (может ли быть звук мягким).

- Отгадайте загадку

В колыбельной подвесной

Летом житель спит лесной

Осень пёстрая придёт –

На зубок он попадёт.

Слайд 7 (На экране появляется изображение ореха)

- Составим схему слова о р ехи . (Индивидуально в тетрадях )

- Кто хочет поработать у доски. Проверка.

- Произнесите 2 звук, дайте характеристику.

- Давайте сделаем вывод : звук [р] – согласный, бывает твердым и мягким, а про какое еще свойство мы забыли?

- Нам нужно узнать звук [р] звонкий или глухой?

- Как это можно сделать?

- Закрыли ушки, произнесите звук Р. Что слышите: больше шума или голоса?

- Больше голоса. Значит звук [р] – какой? Верно – звонкий (сонорный).

2) Артикуляция звуков [р] ,[р‘].

- Где слышим звуки [р], [р‘] в словах? Гладим ладошку , если звук [р’] в словах мягкий, Хлопаем в ладоши, если звук [р] твёрдый.

Рис, росы, рысь, стрекоза, строка ,река, Марат, Рита, парта, рука

3) Знакомство с буквой Р.

- Эти 2 звука записываются одной буквой, которая называется согласной буквой ЭР.

3) Физкультминутка.

4) Упражнение со звуками [р] и [р’]

- А сейчас немного разомнемся. Прочитаем чистоговорку.

- Произносим четко каждый звук

Ра – ра – ра – начинается игра

Ры – ры – ры – у мальчиков шары

Ро – ро – ро - у нас новое ведро

Ру – ру- ру – продолжаем мы игру

Ре – ре- ре – стоит домик на горе

Ри – ри – ри – на ветвях снегири

Ар – ар – ар – кипит самовар

Ор – ор – ор - созрел красный помидор

Ир – ир – ир – мой папа командир

- Язычок наш готов, мы с вами размялись, глубоко вздохнули, начнём читать слоги

4) Чтение слогов с изученными буквами

5) Чтение слогов со звуками [р] ,[р‘].

- Читает только первый ряд.

-Читает только второй ряд.

-Читает третий ряд

- Представьте, что это многоэтажный дом, в котором живут слоги. Прочитайте слог, который живёт на третьем этаже . и т.д.

Игра "катаемся на лифте"

- Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук?

Звук [ р ] в слогах ра, ро, ру, ры – произносится твердо, а в слоге ри – мягко .

6) Чтение слов

- Читаем слова и тренируем своё внимание.

- Проверяю, кто был самым внимательным.

- Прочитайте название дерева . (сосна)

- Прочитайте название рыб. (окуни)

- Сколько в слове слогов? (Сколько гласных букв, столько и слогов).

- Найдите слово, которое состоит из четырёх слогов.

- Молодцы, вы были внимательны.

7) Физкультминутка для глаз

- Закрыли глазки, открыли глазки, похлопали ресницами.

8) Чтение слов (с карточек).

- Наш класс - это одна команда, и девиз нашей команды "Один за всех и все - за одного". Мы должны научиться работать в команде, где каждый помогает друг другу. Поэтому следующее задание вам предстоит сделать в парах.

-Вспомним правила работы в парах.

9) Работа с текстом (стр. 65 "Азбука")

- Составить рассказ из предложений.(Каждое предложение даётся на отдельном листочке вразнобой.)

У Иры растут кактусы.

Ира тронула кактус.

Она уколола руку.

У Иры ранка.

Дети читают рассказ по очереди друг другу. Первой начинает та группа, которая справилась с работой первой.

Проверка по учебнику

10) Беседа по содержанию текста:

- Как зовут девочку?

– Что растет у Иры?

– Что сделала Ира?

– У кого дома растет кактус?

( Смотри учебник стр. 144)

11) Работа со схемой предложения

- Что вы видите на доске? ( Схему предложения)

-Почему вы решили, что это предложение?

- Выбери из текста предложение к данной схеме.

- Читаем предложение с разной интонацией.

- с интонацией восхищения

- с вопросительной интонацией, выделяя голосом логические ударения

Игра "Живое предложение"

-У Иры на подоконнике растут красивые кактусы.

8. Рефлексия учебной деятельности

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали?

(звучит детская песня).

- Давайте посмотрим, что получилось: поднимите свои буквы вверх, и я покажу, в какой цвет раскрасила букву. Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Молодцы!

Читайте также: