План урока андроновская культура

Обновлено: 05.07.2024

Размышлять: сравнивать археологические памятники изучаемой эпохи, с целью узнать особенности жизни людей.

Все учащиеся смогут:

Все знают знать периодизацию эпохи бронзы, знать особенности андроновской культуры.

Ключевые слова и фразы: андроновская культура

Стиль языка, подходящих для диалога/письма в классе:

Вопросы для обсуждения: подумайте, что даёт современникам исследование поселений и могильников древних людей?

Можете ли высказать, почему прототипом казахской юрты является жилище андроновцев?

Подсказки: решетки из плетня,жерди.

Тема: Казахстан в эпоху бронзы

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными записями)

2.Предлагает сказать однокласснику комплимент

3Бросая мячик однокласснику говорят комплимент

Работа в группе. Прочитайте параграф 19 на стр 63-66 и выполните следующие задания:

1 группа: Определите местонахождения памятников андроновской культуры на территории Казахстана.

1 группа: Определите где находятся следующие памятники андроновской культуры и нанесите их на карту. Аркаим - на границе Костанайской и Челябинской области Петровка - Северо-Казахстанская область Боголюбово - Северо-Казахстанская область 30 поселений и 150 могильников - Центральный Казахстан Урочище Тамгалы - Семиречье Тагискен - Приаралье.

5 группа. Описать жилища андроновцев и нарисовать его.

Эпоха бронзы на территории Казахстана охватывает период со 2 тыс.лет. до н.э. до VIII в.до.н.э.

Бронза - это сплав меди и олова.

Койлованием пользовались при добыче рыхлых пород.

Название культуры идёт от места первых находок у села Андроново близ города Ачинска в Южной Сибири.

Памятники андроновской культуры распространены от реки Урал на западе до Енисея на востоке.

Аркаим расположен на границе Челябинской области России и Костанайской области Казахстана.

Памятники эпохи бронзы- мавзолей Тагискен, рисунки урочища Тамгалы.

По своему физическому типу андроновцы были европеоидами.

Рефлексия Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета. Розовый- урок очень понравился, я со всем справился. Желтый - мне понравился урок, но я не совсем справился. Голубой- я со всем справился, но урок был не интересным. Зеленый - было скучно, я ничего не понял

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 6 классов по предмету История Казахстана. Данная разработка урока успешно участвовала в областном конкурсе панорамных уроков учителей экспериментальных классов работающих над апробацией внедрения 12 летнего образования в систему образования РК. В итоге заняла 2 место.

Цель: Трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем саморазвития, через процесс изучения Андроновской культуры бронзового века.

Задачи: способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся для оценки в процессе исследовательской деятельности учащихся.

Способствовать процессу познавательного интереса школьников;

Формирование устойчивого интереса, развивать умение работать в группах.

Цель: Трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем саморазвития, через процесс изучения Андроновской культуры бронзового века.

Задачи: способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся для оценки в процессе исследовательской деятельности учащихся.

Способствовать процессу познавательного интереса школьников;

Формирование устойчивого интереса, развивать умение работать в группах.

Наглядность: рисунки, схемы, карта.

Новые слова и понятия: Андроновская культура, Бегазы-Дандыбаевская культура.

Оборудование: интерактивное оборудование.

Организационный момент, приветствие учащихся.

Вступительное слово учителя.

- Из курса 5 –го класса мы знаем с вами, что самый большой исторический период – каменный век. Все орудия труда в этот период были сделаны из камня. Но эволюция на этом не останавливалась…

Однажды древний человек разжег очаг и обложил его камнями. Он хотел приготовить пищу или просто согреться. И увидел человек, что один из камней стал превращаться в воду, он испугался, отбежал в сторону и стал обращаться к богу. Когда человек подбежал к костру и потушил его, то увидел что вода эта опять стала твердой, и хорошо подвергалась обработке.

4. Мозговая атака.

-Как вы думаете, почему человек испугался?

-Как вы думаете, почему это произошло?

Вывод: Правильно, это – медь, первый металл, который человек стал позже использовать в своей жизни, но он был мягким, и тогда человек стал добавлять в него другой металл-олово и получилась прочная… (бронза). Время бронзового периода: конец 3 тыс. по 7-5 века до нашей эры.

- Скажите, о каком историческом периоде сегодня будет идти речь? (Бронзовый век)

- Почему, о бронзовом веке? (Все орудия труда, потому что человек делал из камня.)

5. Просмотр видеоролика.

-Сейчас вы просмотрите ролик о древнем городе периода бронзового века, и ответите на вопрос: что это за город, и по каким признакам вы это определили? (По археологическим находкам)

(Учитель показывает на интерактивной доске ролик о Аркаиме.)

6. Определение темы и цели урока:

(На доске показываются слайды периода ранней бронзы)

- Впервые археологические памятники эпохи бронзы были обнаружены у села Андроново в Южной Сибири в 1913 году учитель задает вопрос: как вы думаете, какова тема нашего урока? О какой культуре сегодня будет идти речь?

Правильно, тема сегодняшнего урока: Андроновская культура.

А теперь, я хочу, чтобы каждый из вас поставил, свою цель, чего он хочет достичь.

Учитель озвучивает основную цель урока: узнать, изучить особенности Андроновской культуры.

- Мы с вами узнали время бронзового века, но нам с вами нужно знать и территорию расселения людей Андроновской культуры.

Работа с картой.

(Учитель показывает на карте территорию расселения людей в период бронзы и Андроновскую культуру отдельно. )


- Как вы видите на карте – вся практически территория Казахстана заселена людьми Андроновской культуры, кроме Запада, в городе Рудном имеется Алексеевская стоянка времени бронзы Андроновской культуры.

- В течение прослушивания проекта вам необходимо выделить 4 основные ключевые особенности, как Андроновской культуры, так и бронзового века в целом.

(защита проекта)

(учащиеся выписывают особенности – 1,2 минуты, после чего на доске они высвечиваются на доске)

Особенность – Строительство жилищ в виде землянок и полуземлянок.

Особенность – изготовление керамических глиняных горшков 2-х видов с богатой орнаментацией.

Особенность – захоронение умерших, в скорченном виде со всем необходимым инвентарем.

Особенность – Развитая хозяйственная деятельность: металлургия и обработка металла, скотоводство и земледелие, рыболовство.

- Хорошо, вы определили основные особенности.

-Сейчас вам необходимо будет при помощи заданий – раскрыть их еще больше и глубже.

Работа в группах. Использование компетентностно-ориентированных заданий.

Задание: 1.Прочитай текст про захоронение в Андроновской культуре и Алексеевском поселение и на основе прочитанного сделай вывод – какое верование было присуще андроновцам. 2.Составьте кластер основных признаков этого верования.

Инвентарь "рядового погребения", т.е. совокупность предметов, сопровождавших покойного в иной мир, состоял обычно из нескольких глиняных горшков с пищей, скромных украшений, иногда орудий (ножи, тесла, каменные стрелы) и частей туши жертвенного животного. В "богатых" погребениях могильная яма отличалась значительными размерами, грандиозностью курганной насыпи, каменные ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем. Так, в пяти погребениях могильника Синташта 1 (Южный Урал) найдены боевые двухколесные колесницы с десятью спицами в колесе, конские скелеты (от двух до семи), предметы конской упряжи. В таких погребениях обильно представлено оружие - |втульчатые копья, луки со стрелами, бронзовые топоры-секиры, каменные и бронзовые булавы, кинжалы. Среди украшений - медные браслеты и покрытые золотом височные кольца.

Алексеевский могильник расположен на левом берегу Тобола, он возник в непосредственной близости от поселения той же культуры, остатки которого были обнаружены ниже по течению реки. У восточного конца могильника находится своеобразный культовый памятник, видимо, жертвенное место, о чем свидетельствуют многочисленные остатки жертвоприношений. Каких-либо внешних признаков могильника в настоящее время не существует: не наблюдается ни курганных насыпей, ни каменных колец, характерных для могильников андроновского типа. Почти всю площадь древнего могильника занимает казахское кладбище. Для изучения было вскрыто 21 (двадцать одно) андроновское погребение. Все могилы имели овальные очертания, стенки - неровную поверхность, дно - чашеобразное углубление. Могилы не обкладывались каменными плитами, не сохранилось и следов деревянных срубов, в некоторых могилах прослеживался тлен кошмы, в которую вероятно, был завернут покойник. При погребении соблюдался обычай; голова покойника была ориентирована по направлению к поселению. Все сохранившиеся костяки лежали в скорченном положении, в основном, на левом боку, с сильно согнутыми руками и ногами. Вероятно, существовал обычай связывать покойника целиком, либо руки и ноги. Относительно хорошая сохранность костей одного из погребений дала возможность восстановить мускульный и кожный покров и дать представление о европеидном типе лица. Почти во всех могилах были найдены вещи, сопровождавшие покойников, а также по два (иногда три) горшка, в которых, вероятно, ставилась пища. Кроме керамики в могилах находились украшения, преимущественно бронзовые.

Модельный ответ: У людей Андроновского периода существовала вера в многих богов – огня, воды, земли, животных. Это – язычество. Мы определили это по тому, что в могилах андроновцев были найдены большое количество бытовых предметов, горшки с пищей, украшений, оружие, а такие захоронения были присуще лишь язычникам.

ГРУППА № 2. Задание: 1. Рассмотри рисунки подробно, и на основе их сделайте выводы, и определи виды хозяйственной деятельности андроновцев. 2.Заполни таблицу.



1. ОСЕДЛОЕ СКОТОВОДСТВО

2. МОТЫЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

На наскальных рисунках изображены быки и коровы, козы¸лошади, следовательно можно предположить что было скотоводство. Андроновцы жили только у рек, значит, у них было оседлое скотоводство

На рисунках изображена картина, где у человека в руках имеется что-то похожее на мотыгу, значит, человек возделывал землю. А следовательно человек садил зерновые культуры, которые изображены на другом наскальном рисунке.

Задание: 1.Прочитай текст об орнаментации керамических изделий Алексеевской стоянки бронзового века

2. Нанеси этот орнамент на пустой горшок карандашом. После того как рисунок нанесен подготовься к защите своей орнаментации

3.Рассмотритете орнамент по оригиналу глиняного горшка Андроновской культуры бронзового века и расскажите об особенностях этого орнамента.


Основную массу находок поселения, жертвенного холма и могильника Алексеевского культурного комплекса составляет глиняная посуда, как в целом, так и в фрагментарном виде. Все керамические сосуды -горшки - можно разделить на два основные типа. Один из них - баночный горшок с почти прямыми или слегка выпуклыми стенками. Другой - с прямой или слегка оттянутой шейкой, в верхней части горшка, край которой закруглен или уплощен. Подобный тип посуды можно назвать горшком с уступчатым плечом. Горшки с уступчатым плечом обладают исключительной правильностью и законченностью форм и хорошо отделанной поверхностью, для обработки которой применялось лощение. Их орнамент всегда тщательно выполнен и нанесен мелкозубчатым штампом. Это заштрихованные треугольники и ромбы, реже зигзаги, расположенные в два или три ряда, на боках, ниже ребра и реже, у дна.

Баночные горшки и близкие к ним по форме, выделаны менее тщательно. На их поверхности преобладает простое сглаживание и замывка поверхности. Чаще всего эти горшки украшены несложным орнаментом в виде рядов горизонтальных зигзагов или елочного узора. При орнаментации этой посуды часто нарушается правильность деления узора на зоны.

Изучение керамики бронзовой эпохи показало, что масса, приготовленная для лепки посуды, плохо промешана. Большинство сосудов сделано из глины, не представляющей собою однородной массы. Обычно они расслаиваются и крошатся. Для приготовления пластической массы широко употреблялись различные примеси: тальк, песок, слюда, шамот, измельченные речные раковины. При лепке посуды применялась, в основном, ленточная техника, когда весь сосуд формировался из отдельных поясов глины, примазанных один к другому. На внутренней поверхности некоторых горшков заметны отпечатки ткани. Эта ткань, род грубого репса, была соткана из шерстяных ниток. Вероятно, при формовке горшка глина накладывалась на твердую болванку, обтянутую тканью и имеющую форму баночного сосуда. При подобной лепке глина накладывалась отдельными горизонтальными полосами-лентами. А затем свободно снималась, вместе с тканью, с болванки. После отделения сосуда от болванки внутренняя поверхность его подвергалась дальнейшей обработке. Отпечатки ткани удалялись путем заглаживания поверхности зубчатым штампом. Об этом свидетельствует легкая штриховка, след штампа, которой покрыта внутренняя поверхность сосуда.

Нанесение орнамента производилось зубчатым и незубчатым штампом и нарезом. Сложные узоры на лощеных горшках наносились мелкозубчатым штампом. Для изготовления штампов, вероятно, использовали кость, как материал легко поддающийся тонкой обработке. Вся посуда Алексеевского поселения и могильника, по-видимому, была обожжена на открытых кострах. Равномерно и хорошо прокаленная керамика встречается редко. Цвет основной массы посуды - темно-серый и черноватый, а поверхность на некоторую глубину имеет желтоватый и красноватый цвета. Это объясняется недостаточной прокаленностью стенок сосуда, происходящей от неравномерного и слабого обжига.


Ознакомься с текстом Андроновской и Бегазы-дандыбаевской культур, об их основных особенностях.

Выяви черты сходства и различия между двумя культурами.

Заполни таблицу и сделай выводы.

Основные особенности бронзового века

Андроновская культура

Бегазы-Дандыбаевская культура

Захоронения

Изготовление керамики

Строительство жилища

Хозяйственная деятельность

Андроновская культура.

Хозяйство андроновцев. Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.
Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм - баночной, Горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим, на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных ХУШ-ХУ! веками до н.э. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
С аридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер.
В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.
Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств.
Общественный строй. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней - основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота - к выделению из среды общины военной аристократии - воинов-колесничих. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники. В XVII—XVI вв. в степной, лесостепной зоне от Урала до Иртыша существовали поселения, прямоугольные и круглые в плане, окруженные оборонительными сооружениями — стенами с деревянным частоколом и рвами, башнями и сложными предвари­тельными постройками. Укрепленные поселения имеют площадь от 6 до 30 тыс. кв. м. Поселение Аркаим, которое можно считать древним городом 7 , выглядело как округлый в плане участок, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутренний круг занимала площадь. Внешний круг имел диаметр 160 м, внешняя стена шириной в основании около 4 м была сбита из грунта с примесью извести, а с наружной стороны облицована блоками глины, которые укладывались, начиная с основания рва, опоясывающего стену снаружи. Глубина рва — 1,5—2 м, высота стены — 2,5—3 м. По гребню стены шли два параллельных ряда частокола из бревен, промежуток между которыми был забит дерновыми пластами.

Бегазы-дандыбаевская культура.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

Своеобразными "визитными карточками" бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название "скальные мавзолеи" и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.

Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.

Изучить новые понятия: андроновская культура, эпоха бронзы, пастушеское скотоводство.

Задачи:

- познакомимся с андроновской культурой;

- закрепим навык использовать исторический текст как источник информации;

- получим опыт систематизации.

Результат обучения:

- Все учащиеся смогут: объяснить, что такое эпоха бронзы, как ее плавили, андроновцы жили в эпоху бронзы.

- Большинство учащихся смогут: объяснить, какие изменения произошли в обществе в эпоху бронзы, работать в группах.

- Некоторые учащиеся смогут: самостоятельно выделить признаки кочевого скотоводства.

Тип урока:

Комбинированный, с использованием методики критического мышления.

Методы:

Словесные: диалоговое обучение (парная работа, групповая), таксономия Блума, соствление и защита кластера.

Наглядные: демонстрация образцов руд, кластер.

Практические: работа с текстом, иллюстрациями, частично–поисковый.

Оборудование:

Изображения курганов, керамики, жилища андроновцев; опорные карточки, тексты с описанием курганов, интерактивная доска, доступ к образовательному ресурсу iTest.kz.

iTest.jpgандроновцы

Оценивание:

Ход урока

Модули программы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

Толстый вопрос. Сегодня мы узнаем о жителях древнего Казахстана, об андроновцах. Давайте подумаем о том, зачем нам это нужно сегодня, ведь андроновцы уже давно не живут?

Отвечают на вопрос

Актуализация опорных знаний

Знакомство с условиями работы на уроке

Группы геологов, географов, археологов, этнографов, экономистов, антропологов.

iTest.jpgандроновцы

Осмысление новых знаний

Организация практической работы

Географы: Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории Евразии, назвав их носителями андроновской культуры. Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в южной Сибири. Памятники андроновской культуры распространены от Урала на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге. Андроновская культура – общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XXII – IX веках до н. э. (4200 – 2900 лет назад) Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал.

Ю. Сибирь Урал Казахстан Ср.Азия

Антропологи: Известный антрополог М. Герасимов по найденному в Алексеевском могильнике в Кустанайской области черепу женщины периоду андроновской культуры сделал реконструкцию. Лицо женщины европеоида, нос с горбинкой, грубого вида. Андроновцы были светловолосые, светлокожие, среднего роста. Скулы широкие, глаза круглые.

краткосрочное планирование урока по истории Казахстана для учащихся шестых классов с применением стратегий и подходов семи модулей.Прежде всего в планировании урока можно проследить , ожидаемый результат, формы работы, шаги учителя предпринятые для достижения определенных результатов, различные виды оценивания, использование различных заданий, для выявления и развития одаренных и талантливых детей.

Оценить 854 0

Предмет : история Казахстана урок № 21

Раздел долгосрочного плана: Жизнь древнейших людей

Тема урока: Андроновская культура

Развитие умений усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе, сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

Рассказать о археологических памятниках эпохи бронзы , определять особенности, значение эпохи бронзы, зону распространения андроновской культуры

Все учащиеся смогут: рассказать о археологических памятниках эпохи бронзы, жилищах андроновцев

Большинство учащихся смогут определять особенности, значение эпохи бронзы, понятие бронзы и ее отличия от других металлов

Некоторые учащиеся смогут: определить место изучаемой темы в разделе и определят значение этой темы

Учащиеся смогут: Рассказать о археологических памятниках эпохи бронзы , определять особенности, значение эпохи бронзы

Ключевые слова и фразы: Андроновская культура, бегазы-дандабевская культура

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: научно-публицистический

Вопросы для обсуждения::

Какая важная особенность появилась у андроновцев в изготовлении посуды в эпоху бронзы

С жилищем каких древних жителей Казахстана имеет сходство казахская юрта

Навыки использования ИКТ

Особенности эпохи бронзы

Планируемые действия (замените ниже запланированными действиями)

Проверка писутствия на уроке;

Создание положительной мотивации, для достижения успешных результатов;

Познакомить учащихся с целями и задачами урока.

Объединение класса в группы

Актуализация знаний

1.Самого древнего человека нашли в Кении.

2.Питекантроп был найден на Гавайи?

3.Китайским человеком назвали кроманьонца?

4.Люди прямоходящие начали формироваться примерно 35-40 тысяч лет назад?

5.Таяние ледников началось примерно 15 тыс. лет назад?

6.Обилие воды заставило человека изобрести лодку?

7.Всего на территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок?

8.Неандерталец и синантроп в науке получили название людей прямоходящих

9.Первое общественное разделение труда происходит в эпоху энеолита

10.Рисуночное письмо называется иероглифами?

Атрибуты для деления на группы.

Приготовленные столы для групп.

Посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учитель называет тему урока и просит определить цель урока и цель для себя лично на уроке. Затем просит определить проблему урока. Если возникают проблемы, задает наводящие вопросы.

Каждая группа получает свой фрагмент текста параграфа для изучения и составляет кластер

Работа в группе. Прочитайте параграф 19 на стр 63-66 и выполните следующие задания:

1 группа: Определите местонахождения памятников андроновской культуры на территории Казахстана.

2 группа: Заполните пропуски в предложениях, и определить антропологический тип андроновцев.

4 группа: Ремесло и металлургия.

5 группа: Определите особенности жилища андроновцев

Представление каждой группы свою работу

Учитель выступает в роли консультанта, помощника, ходит между группами, наблюдает за работой, оценивает отдельных учащихся. Защита презентации.

С помощью критериев провести взаимооценивание группы

Учебник, тетрадь, ИКТ

А4, фломастеры, карандаши ,стикеры, учебник, ИКТ

Закрепление- мозговой штурм

Эпоха бронзы на территории Казахстана охватывает период ----со 2 тыс.лет. до н.э. до VIII в.до.н.э.

Бронза – это сплав меди и олова.

Койлованием пользовались при добыче ---рыхлых пород.

Название культуры идёт от места первых находок у села Андроново близ города--- Ачинска в Южной Сибири.

Памятники андроновской культуры распространены ---от реки Урал на западе до Енисея на востоке.

Аркаим расположен на границе ----Челябинской области России и Костанайской области Казахстана.

Памятники эпохи бронзы--- мавзолей Тагискен, рисунки урочища Тамгалы.

По своему физическому типу андроновцы были ---европеоидами.

Учёными было изучено 30 поселений и 150 могильников--- Центрального Казахстана эпохи бронзы.

Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета.

Розовый– урок очень понравился, я со всем справился.

Желтый – мне понравился урок, но я не совсем справился.

Голубой– я со всем справился, но урок был не интересным.

Зеленый – было скучно, я ничего не понял

- - Д/З повторить пар.№

Дерево для рефлексии, цветные стикеры-яблочки

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи. Соблюдение СанПиН. Связи с ценностями.

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Какие два аспекта урока прошли хорошо ( подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока ( подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Краткое описание: Цель урока: через организацию группового взаимодействия учащихся научить определять особенности эпохи, сравнивая их с предыдущими историческими периодами, вычленять главное в предлагаемой информации и составлять вопросы высокого порядка. - знать периодизацию эпохи

Предмет История Казахстана

уроков по этой теме

через организацию группового взаимодействия учащихся научить определять особенности эпохи, сравнивая их с предыдущими историческими периодами, вычленять главное в предлагаемой информации и составлять вопросы высокого порядка.

- знать периодизацию эпохи бронзы, знать особенности андроновской культуры.

- научить доказательно и аргументировано высказывать свою точку зрения о целесообразности использования камня или бронзы древними людьми;

- научить работать с картами при нахождении и нанесении археологических памятников; научиться сравнивать археологические памятники изучаемой эпохи, с целью узнать особенности жизни людей.

Ресурсы, оборудование, обстановка класса

Создание коллаборативной среды

Гладят соседа по голове

Проверка дом. задания

1.Самого древнего человека нашли в Кении.

2.Питекантроп был найден на Гавайи?

3.Китайским человеком назвали кроманьонца?

4.Люди прямоходящие начали формироваться примерно 35-40 тысяч лет назад?

5.Таяние ледников началось примерно 15 тыс. лет назад?

6.Обилие воды заставило человека изобрести лодку?

7.Всего на территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок?

8.Неандерталец и синантроп в науке получили название людей прямоходящих

9.Первое общественное разделение труда происходит в эпоху энеолита

10.Рисуночное письмо называется иероглифами?

Выполняют работу в парах

Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Андроновская культура (запись в тетрадь тему урока)

Работают в парах, группах

Объясни::
1. Эпоха бронзы…
2. Андроновская культура….

5. поселения андроновской культуры …

Читают текст. Находят в тексте ответы и озвучивают их

Каждый читает самостоятельно, затем обмениваются информацией

Эпоха бронзы на территории Казахстана охватывает период со 2 тыс.лет. до н.э. до VIII в.до.н.э.

Бронза - это сплав меди и олова.

Койлованием пользовались при добыче рыхлых пород.

Название культуры идёт от места первых находок у села Андроново близ города Ачинска в Южной Сибири.

Памятники андроновской культуры распространены от реки Урал на западе до Енисея на востоке.

Аркаим расположен на границе Челябинской области России и Костанайской области Казахстана.

Памятники эпохи бронзы- мавзолей Тагискен, рисунки урочища Тамгалы.

По своему физическому типу андроновцы были европеоидами.

Выполняют задание на составление предложений, которые разделены на две части

(по 2 предложения каждому варианту)

подумайте, что даёт современникам исследование поселений и могильников древних людей?

Анализируют собственные данные и дают ответ

Получают смайлики за каждый ответ

Организует работу Задание: составить 3 вопроса по пройденной теме

Предлагает учащимся защитить свою работу. Организация работы в парах

Заполнение таблицы оценивания

Проводит рефлексию: Выберите смайлик, который передает ваши чувства по отношению к сегодняшнему уроку, и встаньте около него

Выбирают соответствующее настроение

Формативное и суммативноеоценивание

Смайлы на магнитах

&8, стр.42-44, пересказ, нарисуйте Аркаим.

М 1 - Новые подходы в преподавании и обучении.

М 2 - Обучение критическому мышлению.

М 3 - Оценивание для обучения и оценивание обучения.

М 4 - Использование ИКТ в преподавание и обучении.

М 5 - Обучение талантливых и одарённых учеников.

М 6 - Преподавание и обучение в соответствие с возрастными особенностями.

М 7 - Управление и лидерство в обучении.

Эпоха бронзы на территории Казахстана охватывает период со …. до ….. .

Бронза - это ……. и олова.

Руду добывали методом …. и …..

По подсчётам известного казахстанского учёного …., в древние времена в Жезгазганском регионе бфл выработан почти …. руды, из которой было получено более …. меди.

На Нарымском и Калбинском рудниках Восточного Казахстана было добыто почти … олова.

Поселения древних металлургов располагались ….

……. пользовались при добыче рыхлых пород.

……. использовали при добыче твёрдых пород.

Название культуры идёт от места первых находок у села … близ города …. в Южной Сибири.

Памятники ……. культуры распространены от реки ….. на западе до ….. на востоке.

Аркаим расположен на границе …области России и ….. области Казахстана.

Памятники эпохи бронзы- мавзолей …. рисунки урочища ….

По своему физическому типу андроновцы были …..

Учёными было изучено … поселений и … могильников Центрального Казахстана эпохи бронзы.

Мавзолей … сооружён из ….. кирпича.

Эпоха бронзы на территории Казахстана охватывает период со …. до ….. .

Бронза - это ……. и олова.

Руду добывали методом …. и …..

По подсчётам известного казахстанского учёного …., в древние времена в Жезгазганском регионе бфл выработан почти …. руды, из которой было получено более …. меди.

На Нарымском и Калбинском рудниках Восточного Казахстана было добыто почти … олова.

Поселения древних металлургов располагались ….

……. пользовались при добыче рыхлых пород.

……. использовали при добыче твёрдых пород.

Название культуры идёт от места первых находок у села … близ города …. в Южной Сибири.

Памятники ……. культуры распространены от реки ….. на западе до ….. на востоке.

Аркаим расположен на границе …области России и ….. области Казахстана.

Памятники эпохи бронзы- мавзолей …. рисунки урочища ….

По своему физическому типу андроновцы были …..

Учёными было изучено … поселений и … могильников Центрального Казахстана эпохи бронзы.

Читайте также: