План урока 11 класс доказательства эволюции

Обновлено: 05.07.2024

Доказательства существования эволюционного процесса учёные получили из достоверных данных эмбриологии, морфологии, сравнительной анатомии, систематики, палеонтологии, биогеографии, молекулярной биологии.

Все доказательства эволюции можно сгруппировать по направлениям:

1. Эмбриологические доказательства эволюции.

2. Морфологические доказательства эволюции (сравнительно-анатомические или сравнительно-морфологические).

3. Палеонтологические доказательства эволюции.

4. Биогеографические доказательства эволюции.

5. Молекулярно-биологические доказательства эволюции.

Эмбриологические доказательства эволюции.

На поразительное сходство эмбрионов позвоночных животных было обращено внимание многих исследователей задолго до Ч. Дарвина. Отечественные и зарубежные ученые глубоко изучили сходства начальных стадий эмбрионального развития животных.

Карл Бэр в 1828 году открыл закон зародышевого сходства, согласно которому на начальных этапах эмбрионального развития зародыши животных разных видов сходны по своему строению. Особенное сходство стадий эмбрионального развития наблюдается в пределах отдельных типов или классов.

В процессе онтогенеза повторяются многие черты строения предковых форм: на ранних стадиях – более отдалённых предков, на поздних стадиях – близких предков. У всех позвоночных на определённой стадии развития существует хорда, у многих насекомых - личиночная стадия (гусеница – личинка).

Подобное сходство эмбриональных стадий объясняется единством происхождения всех живых организмов.

В 60-е годы XIX века Э. Геккель и Ф. Мюллер независимо друг от друга сформулировали биогенетический закон, который описывает онтогенез (индивидуальное развитие) как краткое и сжатое повторение филогенеза (исторического развития вида).

В начале XX века биогенетический закон был развит и уточнён российским учёным А.Н. Северцовым, который установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей.

Морфологические доказательства эволюции основываются на присутствии у многих живых организмов гомологичных, рудиментарных и атавистических органов.

Гомологичные органы – это органы, имеющие сходный план строения, выполняющие как сходные, так и различные функции и развивающиеся из сходных зачатков. Изучение анатомии конечностей млекопитающих позволило установить их сходный план строения и формирования.

Рудиментарные органы (лат. rudimentum – зачаток, первооснова) – это органы, утратившие в филогенезе своё значение и функцию и остающиеся у организмов в виде недоразвитых образований. Рудиментарные косточки на месте тазового пояса у китообразных, рудиментарные задние конечности питона указывают на происхождение от типичных четвероногих. Рудиментами человека являются: копчиковые позвонки, мигательная перепонка (остаток третьего века), остатки волосяного покрова по всему телу, аппендикс – отросток слепой кишки, сильно развитые ушные мышцы, позволяющие двигать ими.

Атавизмами человека являются: многососковость, гипертрихоз (обильное оволосение тела и лица), случаи рождения детей с небольшим мягким хвостиком, полидактилией (многопальцевость) кистей и стоп.

Отличия рудиментов от атавизмов:

1) рудименты встречаются у всех особей популяции, атавизмы – у отдельных индивидов;

2) рудимент всегда имеет определённую функцию, атавизм не имеет специальных функций, важных для вида.

Палеонтологические доказательства эволюции.

Палеонтология указывает на причины эволюционных преобразований. Богатейший палеонтологический материал - одно из наиболее убедительных доказательств эволюционного процесса, длящегося на нашей планете уже более 3 миллиардов лет. Нахождение и изучение ископаемых переходных форм позволяет составить палеонтологические эволюционные ряды организмов.

Ископаемые переходные формы – формы организмов, сочетающие признаки более древних и молодых групп. Находки и описание таких форм позволяют восстанавливать филогенез отдельных групп животных (например, ихтиостега – ископаемая форма, связывающая рыб с наземными позвоночными; археоптерикс – переходная форма от рептилий к птицам юрского периода).

Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие ход филогенеза.

В.О. Ковалевский (известный русский зоолог середины XIX века, основоположник эволюционной палеонтологии) определил задачи эволюционной палеонтологии:

— отыскать связи между ископаемыми формами для установления их родства;

— изучать эволюцию ископаемых организмов как процесс, в котором морфологические изменения связаны с функциональными изменениями, с изменениями в условиях жизни и с геологическими преобразованиями.

Биогеографические доказательства эволюции.

Распространение животных и растений по поверхности нашей планеты, сравнение флоры и фауны различных материков, островов, выявление реликтовых растений и животных разных природных зон указывает на то, что особенности распределения живых существ на планете тесно связаны с преобразованием земной коры и с эволюционными изменениями видов. Примером является Австралия, где на протяжении более 120 млн. лет после отделения от остальных материков происходило формирование сумчатых и клоачных млекопитающих.

Для понимания эволюционного процесса интерес представляют флора и фауна островов, оказавшихся полностью зависящими от истории происхождения этих островов.

Реликтовые формы – это ныне живущие виды с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп организмов прошлых эпох Земли (например, гаттерия, латимерия (целкант), гинкго двулопастный).

Молекулярно-биологические доказательства эволюции.

Реконструкция истории жизни на основе молекулярных данных показывает, что вся земная жизнь представляет собой единое филогенетическое древо и все современные виды связаны неразрывными нитями родства. Используя ДНК, мы можем проанализировать сходство и различия между генами, давно вымерших видов в ископаемых останках и современных организмов.

Исходя из данных такого анализа, все живые организмы имеют одинаковые механизмы записи, передачи и считывания наследственной информации:

1) записывание в последовательности нуклеотидов ДНК (РНК у некоторых вирусов);

2) передача из поколения в поколение благодаря механизму репликации;

3) транскрипция в последовательность нуклеотидов и-РНК;

4) трансляция в последовательность аминокислот в белках с использованием одного и того же генетического кода.

Это свидетельствует о том, что все ныне живущие на Земле организмы происходят от одного общего предка.

В геноме каждого вида записана генетическая история, летопись его эволюции. Сравнение генов разных видов дает ключ к построению единой родословной всего живого на Земле.

В большинстве случае гены передавались без изменений, но изредка возникали случайные изменения – мутации. Многие мутации представляют собой замены одних нуклеотидов на другие. Мутации возникают во время репликации ДНК, следовательно, чем больше поколений прошло со времени дивергенции двух видов от общего предка, тем больше случайных замен нуклеотидов может накопиться в геномах следующих поколений. Соответственно, тем больше аминокислот отличают один и тот же белок у этих видов. Общий предок человека и мартышки существовал более 30 млн. лет назад, а общий предок человека и кошки — более 80 млн. лет назад.

Основные свидетельства эволюции

Доказательства эволюции

Доказательства эволюции — научные данные и концепции, подтверждающие происхождение всех живых существ на Земле от общего предка. Количественная оценка различий между видами по множеству генов позволяет построить генеалогическое древо, показывающее родство различных таксонов (видов, отрядов, семейств, классов), и определить относительное время их дивергенции на основе морфологических, эмбриологических и палеонтологических данных.

Благодаря этим доказательствам основы эволюционного учения получили признание в научном сообществе, а ведущей системой представлений о процессах видообразования стала синтетическая теория эволюции.

Система понятий урока: гомологичные органы, рудиментарные органы, атавизмы, флора, фауна.

Задачи: развить представление о биологической эволюции как объективном процессе исторического развития живой природы, раскрыть сущность эмбриологических, морфологических, палеонтологических, биогеографических и молекулярных доказательств эволюции, развивать умение применять знания о сходстве зародышей позвоночных животных, гомологичных органах, рудиментах, атавизмах, ископаемых переходных формах, специфике островной флоры и фауны для обоснования объективности исторического развития живой природы.

Тип урока: урок-лекция, комбинированный урок.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, мультимедийная презентация слайдов, демонстрация натуральных объектов.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, слайдов.

I. Организация класса.

План лекции (на доске):

1. Эмбриологические доказательства эволюции.

2. Морфологические доказательства эволюции.

3. Палеонтологические доказательства эволюции.

4. Биогеографические доказательства эволюции.

5. Молекулярно-биологические доказательства эволюции.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

1) Какие наблюдения привели Дарвина к мысли об изменяемости видов?

2) В чём заключается сущность теории Дарвина? Чем она сходна с теорией Ламарка и чем отличается от неё?

3) В чём значение законов Менделя для понимания механизмов эволюции?

III. Изучение нового материала.

Доказывая факт существования эволюционного процесса, учёные используют различные доказательства, которые были получены из достоверных научных данных таких биологических дисциплин как эмбриология, морфология, сравнительная анатомия, систематика, палеонтология, биогеография, молекулярная биология.

Весь органический мир един по химическому составу, клеточному строению (кроме вирусов), по принципиальному сходству процессов жизнедеятельности. Генетическое кодирование, биосинтез белков и нуклеиновых кислот, процессы митоза и мейоза у живых организмов едино. Универсальным источником энергии для всего живого является молекула АТФ. Это всё свидетельствует об общности происхождения живых организмов, их родстве. Все доказательства эволюции можно сгруппировать на следующие:

1. Эмбриологические доказательства эволюции.

2. Морфологические доказательства эволюции.

3. Палеонтологические доказательства эволюции.

4. Биогеографические доказательства эволюции.

5. Молекулярно-биологические доказательства эволюции.

1. Эмбриологические доказательства эволюции. На изумительное сходство эмбрионов позвоночных животных было обращено внимание многих исследователей задолго до Ч. Дарвина. Нельзя объяснить сходство эмбрионов аналогичными условиями их развития.

Сходство между эмбрионами сохраняется вопреки глубоким различиям в условиях их развития. Это сходство есть прямое подтверждение родства и единства происхождения организмов.

Открытый Карлом Бэром (1792-1876 гг.) закон зародышевого сходства гласит, что чем более ранние стадии индивидуального развития исследуются, тем больше сходства обнаруживается между различными организмами.

В процессе онтогенеза повторяются (рекапитулируют) многие черты строения предковых форм: на ранних стадиях – более отдалённых предков, на поздних стадиях – близких предков. У всех позвоночных на определённой стадии развития существует хорда. У многих насекомых личиночная стадия (гусеница – личинка) напоминает червей.

Обобщённые данные позволили немецким учёным Ф. Мюллеру (1822-1897 гг.) и Э. Геккелю (1834-1919 гг.) сформулировать биогенетический закон: онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и сжатое повторение филогенеза (исторического развития вида).

Биогенетический закон был развит и уточнён российским учёным А.Н. Северцовым (1866-1936 гг.), показавшим, что в онтогенезе повторяются стадии не взрослых предков, а их эмбриональных стадий; филогенез – это исторический ряд выбранных в ходе естественного отбора онтогенезов.

2. Морфологические доказательства эволюции основываются на присутствии у многих живых организмов гомологии в строении органов, наличии рудиментарных и атавистических органов.

Гомологичные органы – это органы, имеющие сходный план строения, выполняющие как сходные, так и различные функции и развивающиеся из сходных зачатков. Различные по внешнему виду и функциям конечности млекопитающих имеют сходный план строения и формирования: кости плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев. Изучение анатомии черепа в ряду высших и низших позвоночных позволило установить гомологию костей черепа у рыб и слуховых косточек у млекопитающих.

Рудиментарные органы (лат. rudimentum – зачаток, первооснова) – это органы, утратившие в филогенезе своё значение и функцию и остающиеся у организмов в виде недоразвитых образований. Рудиментарные косточки у китообразных на месте тазового пояса указывают на происхождение китов и дельфинов от типичных четвероногих. Рудиментарные задние конечности питона свидетельствуют о его происхождении от организмов с развитыми конечностями. Рудиментами человека являются: копчиковые позвонки, мигательная перепонка (остаток третьего века), остатки волосяного покрова по всему телу, аппендикс – отросток слепой кишки, сильно развитые ушные мышцы, позволяющие двигать ими.

Атавизмами человека являются: многососковость, гипертрихоз (обильное оволосенение тела и лица), сильное развитие клыков и зубы мудрости, случаи рождения детей с небольшим мягким хвостиком, полидактилия (многопальцевость) кистей и стоп, развитие человеческого зародыша с одним глазом.

Отличия рудиментов от атавизмов: 1) рудименты встречаются у всех особей популяции, атавизмы – у отдельных индивидов; 2) рудимент всегда имеет определённую функцию, атавизм не имеет специальных функций, важных для вида.

3. Палеонтологические доказательства эволюции включают в себя нахождение и изучение ископаемых переходных форм, составление палеонтологических рядов эволюции организма во времени.

Ископаемые переходные формы – формы организмов, сочетающие признаки более древних и молодых групп. Находки и описание таких форм позволяют восстанавливать филогенез отдельных групп. Ихтиостега – ископаемая форма, которая позволяет связать рыб с наземными позвоночными. Археоптерикс – переходная форма от рептилий к птицам юрского периода.

Признаки археоптерикса, сближающие его с рептилиями:

- длинный хвост с несросшимися позвонками,

Признаки археоптерикса, сближающие его с птицами:

- тело покрыто перьями,

- передние конечности превращены в крылья.

Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие ход филогенеза.

Владимир Онуфриевич Ковалевский (1842-1883 гг.) – известный русский зоолог, основоположник эволюционной палеонтологии. Автор классической реконструкции филогенетического ряда лошадей. Наличие многих последовательно сменяющих друг друга форм позволило построить филогенетический ряд от эогиппуса до современной лошади.

4. Биогеографические доказательства эволюции основываются на сравнении флоры и фауны различных материков, островов, выявлении реликтовых растений и животных.

Различия или сходства состава флоры и фауны могут быть связаны со временем геологического разделения материков.

Австралия на протяжении более 120 млн. лет не соединялась с другими материками. В этот период происходило формирование особой фауны, развивались сумчатые и клоачные млекопитающие.

Следы геологического единства Южной Америки, Африки, острова Мадагаскар сохраняются в современной фауне. Например, ящерицы-игуаны Мадагаскара и Южной Америки.

Реликтовые формы – это ныне живущие виды с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп прошлых эпох. Реликтовые формы свидетельствуют о флоре и фауне далёкого прошлого Земли.

Гаттерия – рептилия, обитающая в Новой Зеландии. Этот вид является единственным ныне живущим представителем подкласса Первоящеров в классе Рептилий.

Латимерия (целокант) – кистеперая рыба, обитающая в глубоководных участках у берегов Восточной Африки. Единственный представитель отряда Кистеперых рыб, наиболее близкий к наземным позвоночным.

Гинкго двулопастный – реликтовое растение. В настоящее время распространено в Китае и Японии только как декоративное растение. Облик гинкго позволяет представить древесные формы, вымершие в юрском периоде.

Медленно изменяются, то есть являются консервативными уникальные гены, кодирующие жизненно важные белки (глобин, цитохром – дыхательный фермент и др.).

Некоторые белки вируса гриппа эволюционируют в сотни раз быстрее, чем гемоглобин или цитохром. Благодаря этому к вирусу гриппа не формируется прочный иммунитет.

Сравнение аминокислотной последовательности в белках рибосом, последовательности нуклеотидов рибосомных РНК у разных организмов подтверждает классификацию основных групп организмов.

IV. Обобщение и закрепление изученного.

Доказательства эволюции – свидетельство объективности процесс а исторического развития органического мира.

1. Как вы думаете, в какой хронологической последовательности происходило накопление фактов, доказывающих реальность эволюции, разными биологическими дисциплинами: эмбриологией, морфологией, палеонтологией, биогеографией, молекулярной биологией?

2. Являются ли аналогичные органы доказательством эволюционного процесса? Почему?

3. На ранних стадиях эмбрионального развития зародыши птиц выделяют в качестве конечного продукта азотистого обмена аммиак, на более поздних – мочевину, на последних стадиях – мочевую кислоту. У головастиков конечным продуктом азотистого обмена является аммиак, а у взрослых амфибий – мочевина. О чём свидетельствуют эти факты?

4. О чём свидетельствует обнаружение на островах Галапагосского архипелага большого количества эндемичных видов птиц и рептилий?

5. Можно ли считать утконоса и ехидну промежуточными формами? Какие признаки объединяют их с пресмыкающимися, а какие свидетельствуют об их принадлежности к классу млекопитающих?

6. Как с точки зрения закономерностей наследственности можно объяснить появление атавизмов?

7. Определите, какие из перечисленных в таблице органов растений и животных являются гомологичными, а какие аналогичными.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия №39 имени Фридриха Шиллера г. Орла, ул. Пожарная д.52

Новикова Елена Николаевна, учитель биологии.

Авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).

г. Орел 2015 год

Тема урока: Доказательства эволюции

Цель урока: создать условия для использования учащимися уже имеющихся у них знаний по биологии в качестве доказательств объективного существования эволюционного процесса.

Задачи урока: создать условия для развития:

1. предметных компетенций: посредством анализа имеющихся знаний в качестве доказательств процесса эволюции

2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, поиском способов решения поставленной проблемы;

- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

- коммуникативных посредством развития умений полилогической речи;

- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

Тип урока: урок новых знаний

Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании биологии

Оборудование: мультимедийная презентация

УМК: учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

Фронтальная беседа по вопросам.

Дайте определение терминам:

2. Кто является автором первой эволюционной теории.

3. За что критиковали теорию Ж.-Б. Ламарка современники?

4. Чем эволюционная теория Ч.Дарвина отличается от эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка?

5. А что такое доказательство? Где вы слышали это слово? Где используются доказательства? Что нужно доказывать? Как выглядит процесс доказательства?

В процессе обсуждения надо подвести учащихся к мысли, что доказательство – это логический аргумент подтверждающий истинность умозаключения (теории, правила и проч.) с одной стороны, а с другой – процесс установления истины.

Исходя из того, что мы сейчас с вами обсудили, сформулируйте цель сегодняшнего урока?

А существования чего мы будем доказывать? Что такое эволюция?

Используя уже имеющиеся у нас знания, мы постараемся привести как можно больше доказательств в пользу того, что эволюционный процесс действительно существует, что все организмы произошли от одного общего древнего предка, а значит, имеют родство между собой.

Работа по изучению нового материала проводится с использованием презентации.

Слайд 3. Что изучает наука палеонтология?

Слайд 4-8. Знакомство с работами В.О.Ковалевского по созданию филогенетического ряда лошади. Запись определения в тетради. Другие примеры филогенетических рядов.

Слайд 9.Назовите животных изображенных на слайде. К какому классу животных они относятся? В чем особенность их строения и жизнедеятельности?. Представителями каких классов животных у них наблюдается сходство? Запись в тетради определения переходных форм.

Слайд 10-13. Примеры переходных форм растений и животных.

Слайд 14.Сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Слайд 15-18. Гомологичные органы. Определение и примеры. Запись учащимися в тетради.

Слайд 19-21. Аналогичные органы и их примеры. Запись учащихся в тетради.

Слайд 22. Сравнение строения и функций аналогичных и гомологичных органов.

Слайд 23-28. Рудименты и атавизмы. Какие вы можете назвать органы, которые есть у человека, но мало используются, или не используются совсем в течении жизни? Приведите известные вам примеры, когда у человека проявлялись признаки животных.

Слайд 29-31. Эмбриологические доказательства. Что изучает наука эмбриология? Что вам известно о развитии эмбрионов позвоночных животных на разных стадиях развития?

Слайд 32-34. Молекулярно-генетические и биохимические доказательства Что такое ген? Дайте определение генома. Почему генетический критерий вида является одним из важнейших?

Слайд 34-36. Биогеографические доказательства.

Вопросы для закрепления.

1. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза отражает закон

1) биогенетический
2) расщепления
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования

Биогенетический закон. Онтогенез – есть краткое и быстрое повторение филогенеза.
Правильный ответ указан под номером: 1

2. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

1) отпечаток раковины моллюска
2) видовое разнообразие рыб
3) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
4) наличие раковины у моллюсков

Палеонтологи изучают найденные при раскопках окаменелости с отпечатками растений и животных, выстраивая развитие жизни на Земле.
Правильный ответ указан под номером: 1

3. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

1) зиготы
2) соматической клетки
3) споры
4) цисты

У позвоночных животных – половое размножение, поэтому они развиваются из зиготы, т.е. из двух слившихся клеток.
Правильный ответ указан под номером: 1

4. Гомологичными считают органы

1) сходные по происхождению
2) утратившие свои функции
3) приспособленные к движению
4) различные по происхождению

Гомологичные органы сходны по происхождению, но разные по функциям.
Правильный ответ указан под номером: 1

5. Остаток третьего века в углу глаза человека - пример

1) рудимента
2) аналогичного органа
3) атавизма
4) гомологичного органа

Рудимент – это остаток органа у человека от предковых форм. Атавизм – появление органа животного у человека.
Правильный ответ указан под номером: 1

6. Появление какого признака у человека относят к атавизмам

1) аппендикса
2) шестипалой конечности
3) многососковости
4) дифференциации зубов

Аппендикс – рудимент, шестипалая конечность – мутация, дифференциация зубов – наш видовой признак.
Правильный ответ указан под номером: 3

7. К рудиментарным органам человека относят

1) трахею
2) копчик
3) лопатку
4) ушные раковины

Рудиментарные – зачаточные неразвившиеся органы, которые не выполняют своих функций, характерных для других млекопитающих.
Правильный ответ указан под номером: 2

8. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли

1) о сезонных изменениях в жизни растений
2) об историческом развитии растений
3) об индивидуальном развитии растений
4) об особенностях фотосинтеза у древних растений

Палеонтологи дают нам представление об историческом развитии растений.
Правильный ответ указан под номером: 2

9. Причина биологического разнообразия и приспособленности организмов к условиям жизни заключается в

1) сохранении естественным отбором полезных в данных условиях наследственных изменений
2) внутренним стремлением организмов к прогрессу
3) упражнении полезных в определенных условиях органов и их наследовании
4) появлении в определенных условиях только полезных мутаций и их наследовании

2, 3 ответы соответствуют движущим силам эволюции сформулированных Ж-Б. Ламарком в первой эволюционной теории, которая опровергнута и уточнена теорией Ч. Дарвином (1 пункт — положение эволюционной теории Ч. Дарвина). 4 ответ — мутации бывают вредными, полезными, нейтральными.
Правильный ответ указан под номером: 1

10. К биогеографическим доказательствам эволюции относится

1) распространение сумчатых преимущественно в Австралии
2) сходство устройства геномов разных групп животных
3) прохождение эмбрионом человека стадии ланцетника
4) наличие аналогичных органов у разных групп животных

11. Одним из доказательств эволюции организмов может служить

1) обтекаемость формы тела у водных животных
2) жаберное дыхание ракообразных и рыб
3) сходство в типах питания грибов и животных
4) сходство зародышей хордовых на ранних стадиях развития

К эмбриональным доказательствам эволюции относится сходство зародышевых стадий на ранних стадиях эволюции.
Правильный ответ указан под номером: 4

12. Доказательством эволюции хордовых может(могут) служить

1) отпечатки трилобитов
2) обнаружение костей мамонта
3) наличие аналогичных органов у летучей мыши и бабочки
4) филогенетический ряд лошади

Филогенетические ряды − ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений.

Впервые были открыты В. О. Ковалевским, который показал, что современные однопалые копытные происходят от древних пятипалых мелких всеядных животных.
Правильный ответ указан под номером: 4

13. Щука, крокодил, тюлень, кит имеют обтекаемую форму тела, так как они

1) дышат растворённым в воде кислородом
2) населяют сходную среду обитания
3) питаются подвижной добычей
4) относятся к одному типу

Щука, крокодил, тюлень, кит имеют обтекаемую форму тела, так как они — населяют сходную среду обитания.

Это пример конвергенции.

Конвергенция — схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

Неблизкородственные группы организмов: щука — рыба; крокодил — пресмыкающееся; тюлень и кит — млекопитающие.
Правильный ответ указан под номером: 2

14. В чём сущность биогенетического закона Геккеля — Мюллера?

1) генотип проявляется при взаимодействии фенотипа и среды
2) онтогенез есть краткое повторение этапов эмбриогенеза
3) онтогенез есть краткое повторение филогенеза
4) фенотип проявляется при взаимодействии генотипа и среды

Биогенетический закон Геккеля — Мюллера гласит:

Каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез), или, — онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Правильный ответ указан под номером: 3

Тип учебного занятия: изучение новой темы.

Цель: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.

  • Раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп.
  • Дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства.
  • Выяснить значение ископаемых переходных форм для науки как палеонтологические доказательства, изучить сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Оборудование: рельефная таблица “Сравнение зародышей хордовых животных”, раздаточный материал “Ископаемые остатки и отпечатки растений и животных”, таблицы, рисунки, презентация, карта зоогеографических зон.

План урока:

I. Проверка знаний учащихся (письменный опрос – тест, фронтальный опрос).
II. Изучение нового материала в виде представленных презентаций по заданиям-проектам:
1) Эмбриологические доказательства эволюции (рассказ, презентация)
2) Сравнительно-анатомические доказательства (рассказ, слайды презентации, введение новых терминов, запись в тетради)
3) Палеонтологические доказательства (рассказ, презентация)
4) Биогеографические доказательства (рассказ с использованием карты зоогеографических зон)
5) доказательства единства происхождения органического мира.
III. Закрепление
IV. Д/з: конспект, термины наизусть, § 43.

I. Фронтальный опрос по д/з (8 мин):

Жизнь и деятельность Ч. Дарвина.

Основные принципы эволюционной теории.

8. В чем причина многообразия живых организмов? (Индивидуальная наследственная изменчивость в ходе исторического развития).
9. Какой способностью обладают все живые организмы? (К быстрому увеличению численности).
10. Что является главными движущими силами эволюции? (Борьба за существование и естественный отбор).
11. Что является результатом действия борьбы за существование и естественного отбора? (Приспособленность организмов к условиям окружающей среды).
12. Какие признаки могут наследоваться? Какие признаки сохраняет естественный отбор? (Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные признаки. Сохраняются полезные к данным условиям среды.)
13. К чему в конечном итоге приводит естественный отбор? (К видообразованию).
14. Что является результатом действия искусственного отбора? (Многообразие пород животных, сортов растений).
15. В чем заключается главный механизм эволюции? (Постепенный естественный отбор случайных ненаправленных наследственных изменений).

Задание: Решите тест: (ответы: 1 б; 2 б, в, г, д; 3 в, 4-разными видами пищи)

1. Причиной образования новы видов, по Дарвину, является:

а) борьба за существование
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного, вида
в) неограниченное размножение

2. Выберите.правильные утверждения:

а) Между современными и ископаемыми видами не существует родственных связей.
б) Между островными и, континентальными формами .можно обнаружить определенное сходство, свидетельствующее об их родстве
в) Причиной действия естественного отбора является борьба за, существование
г) Новые виды возникают в результате расхождения признаков у особей одного вида.
д) Естественному отбору подвергаются фенотипически проявившиеся мутации.
ж) По наследству передаются мутационные и модификационные изменения.

3. Естественным отбором называется:

а) борьба за существование.
б) выживание и размножение сильнейших особей.
в) выживание и размножение наиболее приспособленных особей.

4. На Галапагосских островах живет несколько видов вьюрков, отличающихся формой.клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц?

2. Изучение новой темы

Используемая технология: проектное обучение (практико-ориентированный проект)

Методы: проблемно-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах, представление проектов, ученики делают записи по выступлению всех групп, обсуждают проблемные вопросы, отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицу( на доске и в тетрадях), делают выводы.

Гипотеза: современная наука обладает многими фактами, доказывающими существования эволюционного процесса.

1 группа: Эмбриологические доказательства (рассказ, Презентация 1).
2 группа: Доказательства единства происхождения органического мира (рассказ, Презентация 1)
3 группа: Палеонтологические доказательства (рассказ, Презентация 2)
4 группа: Сравнительно-анатомические (морфологические) (рассказ, Презентация 3)
5 группа: Биогеографические (рассказ, Презентация 4)

1. Эмбриологические доказательства эволюции

Цель: Сформировать умения использовать данные эмбриологии для доказательства эволюции.
Эмбриология – это наука о зародышевом развитии организма.
Фундамент эволюционной сравнительной эмбриологии был заложен А.О.Ковалевским и И.И.Мечниковым.
Эмбриологические доказательства доказывают степень родства на основе зародышевого развития организма. К данным эмбриологии, являющимися доказательствами эволюции, относят: Закон зародышевого сходства Карла Бэра(1828 г), Биогенетический закон Геккеля—Мюллера, (Приложение 1)

2. Доказательства единства происхождения органического мира.

Цель: выявить сходства в строении и функционировании живых организмов как результат общности происхождения. Сформировать умения использовать данные молекулярной биологии для доказательства эволюции.

Задание: выслушать выступление– проект и дополнительную информацию. Выпишите доказательства данной группы в тетрадь.

Доказательств единства происхождения органического мира на Земле:

1) растения, животные, грибы и бактерии имеют общий элементарный состав;
2) единство живого на молекулярном уровне, выражающееся прежде всего в наличии у всех живых существ белков и нуклеиновых кислот;
3) сходство способа функционирования биологическихмолекул (генетическое кодирование, транскрипция, трансляция, репликация ДНК, гликолиз и др.);
4) всеобщность клеточного строения и сходства строения клеток организмов разных царств органического мира;
5) единство функционирования клеток, проявляющееся в процессах митоза, мейоза, оплодотворения и др.

Молекулярные доказательства эволюции.

К данной группе доказательств относятся следующие:

а) Биохимические – принципиальное сходство химического состава внутриклеточной среды у разных организмов.

б) Генетические (молекулярные) – сходство количества хромосом и их генного состава у родственных форм организмов.

Все организмы на молекулярном уровне имеют ДНК и РНК
Содержат белки, состоящие из 20 аминокислот.
Универсальным является генетический код и репликация ДНК.
Синтез белков по единой схеме: транскрипция – трансляция
В качестве молекул– аккумуляторов большинство используют АТФ.

в) Цитологические – сходство строения клеток и их функционирования у представителей родственных групп организмов.

3. Сравнительно-морфологические доказательства (Приложение 2)

Цель: Сформировать умения использовать данные сравнительной анатомии для доказательства эволюции.

Задания: Приведите примеры сравнительно-морфологических доказательств.

1. Наличие в современной флоре и фауне переходных форм – …
2. Наличие в пределах класса, типа гомологичных органов – …
3. Наличие рудиментов – …
4. Наличие атавизмов – …
5. Примеры аналогичных органов – …

Работа с терминами.

Цель: Закрепить основные биологические понятия по теме. Определить уровень знаний по изученной теме.

Задание: 1. Выписать понятия: Эмбриология, Закон зародышевого сходства, Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы.

Задание: 2. Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.

1. Корень и корневище
2. Конечности крота и медведки
3. Крыло птицы и бабочки
4. Лапы тигра и крота
5. Усики гороха и винограда
6. Клешни речного рака и краба
7. Ловчие листья росянки и напестеса
8. Жабры рака и рыбы
9. Колючки боярышника и барбариса
10. Крылья летучей мыши и рука человека
11. Тазовые кости китов
12. Трехпалость лошадей
13. Волосатый человек
14. Недоразвитфе глаза крота
15. Отсутствие зубов у муравьеда
16. Хвост у человека
17. Аппендикс у человека
18. Многососковостьу человека
19. Крылья у не летающей киви
20. Тазовые кости у змей

4. Палеонтологические доказательства

Цель: Сформировать умения использовать данные палеонтологии для доказательства эволюции.

Палеонтология – это наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам. Термин был предложен в 1822 г. А.Бленвилем. Основы современной эволюционной палеонтологии заложил В.О.Ковалевский. Палеонтология представляет следующие данные в пользу эволюции:

Сведения об ископаемых переходных формах, которые не дожили до наших дней и присутствуют только в виде ископаемых останков. Примерами ископаемых переходных форм являются: древние кистеперые рыбы, семенные папоротники, псилофиты, зверозубый ящер, археоптерикс и др. Существование переходных форм между различными типами и классами показывает, что постепенный
характер исторического развития свойственен не только низшим систематическим категориям (видам, родам, семействам), но и высшим категориям и что они также являются закономерным результатом эволюционного развития. Переходные формы – это формы, сочетающие признаки древних и более молодых групп высокого систематического ранга.

Сведения о филогенетических рядах, которые не только показывают изменения в процессе эволюции, но и позволяют узнать причину эволюции отдельных групп организмов. Например: история развития лошадей в ходе приспособления к жизни в степной равниной местности. Филогенетические ряды убедительно показывают, что эволюция в целом носит приспособительный характер.

Ответьте на вопросы:

1) Как, по палеонтологическим данным, происходила смена форм животных и растений во времени?

2) Укажите переходные формы:

рыбы … земноводные
споровые папоротники … голосеменные
земноводные … пресмыкающие
пресмыкающие … млекопитающие
пресмыкающие … птицы
одноклеточные растения … одноклеточные животные

3) Как называется ряд живых организмов, последовательно сменяющих друг друга и свидетельствующий о существовании эволюционного процесса.

5. Биогеографические доказательства

Цель: Сформировать умения использовать данные биогеографии для доказательства эволюции.

Биогеография – наука о закономерностях распространения по земному шару живых организмов. К данным биогеографии, являющимися доказательствами эволюции, относятся следующие:

1. Особенности распространения животных и растений по разным континентам.
2. Особенности фауны и флоры островов также свидетельствуют в пользу эволюции.

Ответьте на вопросы:

1) Какой ученый привел все сведения о распространении животных и растений в систему и выделил шесть биогеографических областей?
2) Назовите эти области.
3) Чем объясняется наличие многих общих черт или напротив их незначительность у флоры и фауны разных зон?
4) Какой можно сделать вывод о связи континентов и родстве их живых организмов?
5) От чего зависят различия флоры и фауны материковых островов и ближайшего континента?
6) Чем отличается органический мир океанических островов?

Работа с терминами.

Цель: закрепить умения использовать и понимать биологические понятие по теме.

Задание: Выписать в тетрадь понятия: геном, транскрипция, трансляция, биогеография, палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы. (Приложения 3)

III. Закрепление

Цель: определить уровень знаний по изученной теме.

1. Аналогичными органами у растений являются:

Корень и корневище (а);
Лист и чашелистик (б);
Тычинки и пестик (в).

2. К дивергенции признаков у организмов приводят:

3. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:

Дегенерации (а);
Ароморфоза (б);
Дивергенции (в).

4. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:

Стегоцефалы (а);
Динозавры (б);
Зверозубые рептилии (в).

5. Впервые семенами стали размножаться:

Голосеменные (а);
Семенные папоротники (б);
Покрытосеменные (в).

6. Переходной формой между рептилиями и птицами является:

7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?

IV. Подведение итогов урока, домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Доказательства единства происхождения органического мира.

2. Эмбриологические доказательства эволюции.

3. Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции.

4. Палеонтологические доказательства эволюции

5. Биогеографические доказательства эволюции.

6. Задания для самоконтроля

План конспекта

1.Доказательства единства происхождения органического мира.

2. Эмбриологические доказательства эволюции.

3. Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции.

4. Палеонтологические доказательства эволюции

5. Биогеографические доказательства эволюции.

6. Задания для самоконтроля

Доказательства единства происхождения органического мира.

Доказательства единства органического мира многооб­разны. Их можно объединить в несколько групп. Первой мы рассмотрим группу доказательств единства происхож­дения органического мира на Земле:

1) растения, животные, грибы и бактерии имеют об­щий элементарный состав;

2) единство живого на молекулярном уровне, выража­ющееся прежде всего в наличии у всех живых су­ществ белков и нуклеиновых кислот;

3) сходство способа функционирования биологических молекул (генетическое кодирование, транскрипция, трансляция, репликация ДНК, гликолиз и др.);

4) наличие гемоглобина и близких к нему пигментов в крови очень многих животных или обнаружение мо­чевой кислоты у огромного числа организмов;

5) всеобщность клеточного строения и сходства строе­ния клеток организмов разных царств органическо­го мира;

6) единство функционирования клеток, проявляющееся в процессах митоза, мейоза, оплодотворения, воз­будимости и др.

2. Эмбриологические доказательства эволюции

Эмбриология (от греч. эмбрион - зародыш и логос - учение) - в узком смысле наука о зародышевом разви­тии, в широком смысле - наука об индивидуальном развитии организмов (об онтогенезе). Эмбриология жи­вотных и человека изучает предзародышевое развитие (оогенез и сперматогенез), оплодотворение, зародышевое развитие, личиночный и постэмбриональный периоды ин­дивидуального развития.

Эмбриология в зависимости от задач делится на: об­щую, сравнительную, экспериментальную, популяционную и экологическую.

Нас в большей степени интересует сравнительная эмб­риология, занимающаяся изучением и сравнением осо­бенностей развития эмбриональных признаков у предста­вителей различных таксонов.

Фундамент эволюционной сравнительной эмбриологии был заложен

А.О. Ковалевским и И. И. Мечниковым.

Данные сравнительной эмбриологии убедительно сви­детельствуют о родстве ныне живущих организмов, по­зволяют решить спорные вопросы при построении эво­люционных систем.


К данным эмбриологии, являющимися доказательства­ми эволюции, относят:

• Закон зародышевого сходства Карла Бэра, который гла­сит:

Расхождение признаков зародышей в процессе разви­тия называют эмбриональной дивергенцией, и она объяс­няется историей данного вида.


• Биогенетический закон Геккеля—Мюллера, указывающий на связь индивидуального (онтогенеза) и историческо­го (филогенеза) развития. Этот закон был сформулиро­ван в 1864—1866 гг. немецкими учеными Ф. Мюллером и Э. Геккелем.

В своем развитии многоклеточные орга­низмы проходят одноклеточную стадию (стадию зиго­ты), что может рассматриваться как повторение филоге­нетической стадии первобытной амебы. У всех позво­ночных закладывается хорда, которая далее замещается позвоночником, а у их предков хорда оставалась всю жизнь. В ходе эмбрионального развития птиц и млеко­питающих появляются жаберные щели в глотке. Этот факт можно объяснить происхождением этих наземных животных от рыбообразных предков. Эти и другие факты и привели Геккеля и Мюллера к формулировке биогенетического закона. Он гласит:

Образно говоря, всякое животное во время своего развития взбирается по собственному родословному древу. Однако онтогенез не так уж точ­но повторяет филогенез. Поэтому повторение стадий исторического развития вида в зародышевом развитии происходит в сжатой форме, с выпадением ряда этапов. Кроме того, эмбрионы имеют сходство не с взрослыми формами предков, а с их зародышами.


Современные представления о биогенетическом законе.

Многие ученые в своих трудах развивали биогенети­ческий закон. Особенно велик вклад в развитие этого за­кона Алексея Николаевича Северцова (1866—1936). Северцов доказал, что не только развитие особи зависит от истории вида, но и развитие вида определяется теми на­следственными признаками, которые возникают в онтоге­незе еще в зародышевой и личиночной стадиях.

Согласно учению А. Н. Северцова эти изменения де­лятся на три категории:

1) Анаболия (надставка) - меняются лишь конечные стадии развития. Встречаются наиболее часто. На­пример, так растет перо птицы: путем преобразова­ния почти сформированного зачатка роговой чешуи рептилий.

2) Девиация (отклонение) - в онтогенезе происходит перестройка зачатков органов на средних стадиях развития. Встречаются реже. Например, путем деви­ации возникли сложные коренные зубы у млекопи­тающих.

3) Архаллаксис - редкая перестройка пути индивиду­ального развития с самого начала. Например, у предков змей было 30—35 позвонков, а у зароды­шей змей их закладывается до 500 и более.

Если изменения в зародышевом развитии оказываются благоприятными, то они сохраняются отбором (то же са­мое происходит и с мутациями, возникающими в постэм­бриональном периоде онтогенеза).

Таким образом, отбору подвергаются целые онтогенезы и только такие, которые выживают на всех стадиях развития, оставляя жизнеспособное потомство. Поэтому филогенез рассматривается теперь не как смена последо­вательного ряда взрослых форм, а как исторический ряд отобранных естественным отбором онтогенезов. Онтоге­нез повторяется в каждом новом поколении, поэтому:

3.Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции.

Сравнительная морфология - биологическая дисципли­на, изучающая закономерности строения и развития ор­ганов и их систем путем сопоставления организмов раз­ных систематических групп. У истоков сравнительной морфологии как науки стояли Ж. Кювье, Ж. Сент-Иллер и другие ученые.

К доказательствам эволюции этой груп­пы относятся:


1) наличие в современной флоре и фауне переходных форм, являющихся родоначальниками нескольких систематичес­ких групп и сочетающих в себе признаки этих групп организмов (зеле­ная эвглена, сидячая асцидия, латимерия, утко­нос, ехидна, ланцетник и др.). Переходные формы свидетельствуют о пре­емственности в эволю­ции и о том, что низшие дали начало высшим;



2) наличие в пределах класса, гомологич­ных органов

Гомологичные органы - органы, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и происхождению в процессе онтогенеза, выполняющие разную функцию. Гомологичные органы – результат дивергенции ( расхождение признаков)

Гомология связана с наличием у разных видов одинако­во действующих наследственных факторов (так называе­мых гомологичных генов), доставшихся от общего пред­ка. Например, скелет конечностей всех четвероногих вы­водится из основной пятипалой схемы, хотя сами конечности могут выполнять различные функции.




3)Наличие аналогичных органов

Аналогичные органы — это образования с одинаковыми функциями, но с различ­ным планом строения, онтогенезом и происхождением. Аналогичные органы – результат конвергенции (схождение признаков).

Например, копательные конечности у крота и медведки, почки млекопитающих и мальпигиевы сосуды насекомых и др.;




5) наличие атавизмов (от лат. atavus предок), признаков, появляющихся у отдельных особей дан­ного вида, которые суще­ствовали у отдаленных предков, но были утраче­ны в процессе эволюции. Например, изредка появ­ляющиеся у китов задние конечности, хвостатость и многососковость у человека и др. Атавизмы являются проявлением эволюционной памяти о предках. Причины их появления заключаются в том, что гены, от­ветственные за данный признак, сохраняются в эволюции данного вида, но их действие при нормальном развитии блокируется генами-репрессорами. Через много поколений в онтогенезе отдельных особей по отдельным причинам блокировка снимается и признак проявляется вновь.



Таким образом, данные сравнительной морфологии убедительно свидетельствуют об изменяемости органичес­кого мира.

4. Палеонтологические доказательства эволюции

Палеонтология решает следующие задачи:

• выявление ранних этапов эволюции жизни;

• выявление обособления стволов органического мира;

• выявление основных этапов развития органическо­го мира;

• выявление событий на рубежах основных подразде­лений истории Земли.

Методы палеонтологии:

• палеонтологический, заключающийся в расчленении осадочных толщ, определении их относительного возраста и установлении сходства между слоями разных регионов по сохранившимся в них ископа­емым остаткам;

• радиоактивный, основанный на изучении природ­ного распада радиоактивных элементов, содержа­щихся в горных породах; позволяет вычислить аб­солютный возраст горных пород и останков иско­паемых организмов.

Палеонтология предоставляет следующие данные в пользу эволюции:

Сведения об изменении органического мира во времени, об уровне организации живой природы в разные геологические эпохи.

Геологическая летопись подразделяется на до­кембрий или криптозой (время скрытой жизни) и фанеро­зой (время явной жизни). По крупным этапам в развитии органического мира Земли фанерозой подразделяется на эры, а эры на периоды. Цифры говорят о продолжитель­ности эр и периодов.




пи­щеварительного тракта, свойственного травоядным. Филогенетические ряды убедительно показывают, что эволюция в целом носит приспособительный характер.

Сведения об ископаемых переходных формах (определе­ние переходных форм было дано выше), которые не дожили до наших дней и присутствуют только в виде ископаемых останков. Примерами ископаемых переход­ных форм являются: древние кистеперые рыбы, семен­ные папоротники, псилофиты, зверозубый ящер, археопте­рикс и др. Существование пе­реходных форм между раз­личными типами и классами показывает, что постепенный характер исторического раз­вития свойственен не только низшим систематическим категориям (видам, родам, семействам), но и высшим категориям и что они также являются закономерным ре­зультатом эволюционного развития.

Таким образом, несмотря на неполноту, палеонтоло­гическая летопись предоставляет убедительные доказатель­ства эволюции.

Рыбы кистепёрые рыбы земноводные

Споровые папоротники семенные папоротники голосеменные



Земноводные стегоцефалы пресмыкающиеся



Одноклеточные вольвокс многоклеточные


Одноклеточные растения эвглена зелёная одноклеточные животные




5. Биогеографические доказательства эволюции.

Биогеография (от греч. био - жизнь, гео -земля, графо-пишу) - наука о закономерностях распрост­ранения по земному шару сообществ живых организ­мов и их компонентов — видов, родов и других таксо­нов. В состав биогеографии входят зоогеография и бота­ническая география. Основные разделы биогеографии стали оформляться в конце XVIII и в 1-й половине XIX веков, благодаря многочисленным экспедициям. У истоков биогеографии стояли А. Гумбольдт, А. Р. Уол­лес, Ф. Склетер, П. С. Паллас, И. Г. Борщов и др.

Со­временная биогеография включает в себя следующие разделы: ареалогическая, региональная, экологическая и историческая биогеография.

К данным биогеографии, являющимися доказательства­ми эволюции, относятся следующие:

Особенности распространения животных и растений по разным континентам, как яркое свидетельство эволю­ционного процесса. А. Р. Уоллес, один из выдающихся предшественников Ч. Дарвина, привел все сведения о распространении животных и растений в систему и выделил шесть зоогеог­рафических областей:

1) палеоарктическую (Европа, Се­верная Африка, Се­верная и Средняя Азия, Япония);

2) не­оарктическую (Се­верная Америка);

3) эфиопскую (Афри­ка к югу от Сахары);

4) индомалайскую (Южная Азия, Малайский архипелаг);

5) неотропическую (Южная и Центральная Америка);

6) австралийскую (Австралия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Новая Каледония).

Сте­пень сходства и различия флор и фаун между разными биогеографическими областями неодинакова. Так, палеоарктическая и неоарктическая области, несмотря на отсутствие между ними сухопутной связи, обнаружи­вают значительное сходство флор и фаун. Животный и растительный мир неоарктической и неотропической областей, хотя между ними и имеется сухопутный Панамский перешеек, сильно отличаются друг от дру­га. Это можно объяснить тем, что некогда Евразия и Северная Америка входили в состав единого континента Евразии и их органичес­кий мир развивался совместно. Сухопутная связь меж­ду Северной и Южной Америкой, напротив, возникла относительно недавно, и их флоры и фауны долгое вре­мя развивались обособленно. Особняком стоит органический мир Австралии, которая обособилась от Южной Азии более 100 млн. лет назад, и лишь в лед­никовый период сюда через Зондский архипелаг пере­брались немногие плацентарные — мыши и собаки. Таким образом, чем теснее связь континентов, тем бо­лее родственные формы там обитают, чем древнее изо­ляция частей света друг от друга, тем больше различия между их населением.

Особенности фауны и флоры островов также свидетель­ствуют в пользу эволюции. Органический мир матери­ковых островов близок к материковому, если отделение острова произошло недавно (Сахалин, Британия). Чем древнее остров и чем значительнее водная преграда, тем больше отличий в органическом мире этого острова и близлежащего материка (Мадагаскар). Органический мир вулканических и коралловых островов беден и является результатом случайного занесения некоторых видов, спо­собных перемещаться по воздуху.

6. Задания для самоконтроля

Из перечисленных биологических объектов, записанных в левой колонке, подобрать соответствия к признакам, приведённым в правой колонке:

Читайте также: