План самообразования по шахматам в доу

Обновлено: 04.07.2024

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Цель: Повысить свой теоретический и практический уровень по данному вопросу.

Развитие интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.

Задачи: Расширять знания о настольных играх (шашки, шахматы) .

Изучить литературу по данной теме и определить основные направления в работе.

Н аучить детей играть в настольную игру шашки, а затем и в шахматы.

А ктивизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

В оспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость

Цель: изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, курсов повышения квалификации, самообразования;

• Разработать перспективный план работы с детьми;

• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

• Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

• Оформить в группе центр интеллектуальных игр «Умники и умниц

• повышение качества преподавания;

• устойчивая положительная мотивация к учению у обучающихся;

• публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах;

• разработка и проведение мастер-классов, открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;

Задачи: 1. Образовательная: расширить кругозор детей через ознакомление с данной игрой.

2. Развивающая: активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое мышление, развивать речь, воображение, тренировать память, внимание.

3. Воспитательная: вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность.

Период Тема Литература Цель Содержание

Шахматная доска. Авербах Ю. Шахматы для самых маленьких//Шахматы. -1989.-№ 3-12.

3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1084. Изучение шахматной доски. Упражнять в количественном и порядковом счете. Развивать наблюдательность, внимание. Упражнять в ориентировке на плоскости (быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, горизонталей, диагоналей). Упражнять в штриховке, развивать мелкую моторику. Развивать внимание. Закреплять счет. Сравнение по длине.

Беседа по содержанию сказки.

Нарисуй шах- матную доску (2x2, 3x3, 4x4, 8x8 клеток).

Составь доску: а) из домиков (полей) б) из улиц.

Октябрь Шахматные фигуры Гришин В. Г. малыши играют в шахматы : Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1991. – 158 с. Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. Закрепление шахматной символики, развитие слухового внимания, мышления, зрительного вни- мания. По названному, щги написанному адресу найти цД0м". Упражнять в ориентировке на координатной плоскости, развивать слуховое и зрительное внимание, сообразительность. Упражнять в словесном описании характерных

особенностей каждой фигуры, не называя ее;

Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

тгадывание загадки о слоне

Что общего? Чем отличают- ся? Кто сильнее?

Развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, умение планировать очередной ход, соблюдение очередности хода.

Упражнять в словесном описании характерных особенностей каждой фигуры, не называя ее; развитие образного мышления. Упражнять в сравнении осязательных и зрительных впечатлений. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", " К Чудесный мешочек: а) отгадай фи- гуру на ощупь б) найди нуж- ную фигуру ратчайший путь".

"Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя, "Ограничение подвижности". Что измени- лось? Что лишнее? Чего не стало?

Шахматный теремок Шахматная репка.

Март Пешка Касаткина В. Шахматная тетрадь. – М. : Просвещение, 2009. – 32 с.

Балашова Е. Задачник ступень. – М. : Просвещение, 2009. – 64 с. Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Тренировка внимания, реакции, быстроты мышления. Закрепление знании. Двигательная активность. Превращение пешки. Развивать мышление, настойчивость, умение вести путь, не отвлекаясь, соблюдая правила хода фигуры. Воспитывать сосредоточенность, концентрацию внимания. Тренировка реакции, быстроты мышления. Закрепление знании. Двигательная активность. Практические упражнения.

Загадки из тетрадки.

Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"

Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" Да - нет Мяч Шахматные классики 8x2 Эстафеты. Лабиринты

Апрель Король 1. Балашова Е. Ю. Шахматная азбука, 1 ступень. Герои сказки играют в шахматы. – М. : Просвещение, 2009. – 72 с.

Май Турнир на чемпиона Изучение интернет-ресурсов (из опыта работ педагогов, рабочих программ и статей) по данной теме. Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Закреплять полученные знания. Воспитывать умение вести игру по правилам. Учить распределять внимание на все фигуры, на все поля. Развивать самостоятельность мышления Развивать логическое мышление, умение решать задачи в уме, предвидеть, предполагать даль- нейшее развитие игры. Игры на мини- досках 3x3; 4x4 Практические навыки. Головоломки: Перехитри ча- сового Грозный ферзь Хитрый слон Ход коня Запри в клетке. Игры-поединки.

План по самообразованию Актуальность: Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки.

План работы консультативно-методического центра в детском саду на 2016–2017 учебный год Утверждение годового плана работы КМЦ на 2016-2017 учебный год, график работы специалистов 1 неделя сентября Определение индивидуального.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, курсов повышения квалификации, самообразования;

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

расширение кругозора детей через ознакомление с данной игрой

активизировать мыслительную деятельность, научить ориентироваться на плоскости и в пространстве, сформировать логическое мышление, развить речь, воображение, внимание, тренировка памяти.

выработать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах

публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах. Разработка и проведение мастер-классов, обобщение опыта по теме.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цели:
1. Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения шахматам.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по шахматам, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий данной детской спортивной школы;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям шахматами.
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Сроки выполнения
Действия и мероприятия
2019 – 2020 учебный год
2020– 2021 учебный год
2021– 2022 учебный год
2022– 2022 учебный год
Два раза в течение одного учебного года
Два раза в течение одного учебного года

2019 – 2020 учебный год

1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями в области преподавания шахмат.

2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать новую литературу по шахматам и методике преподавания.

4. Повышать квалификацию на курсах для тренеров-преподавателей по шахматам.

5. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

7. Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег.


8. Систематически просматривать трансляции шахматных турниров.

Февраль-март 2020 года
Сентябрь-декабрь 2020 года

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

2020 – 2021 учебный год
2021 – 2022 учебный год
ежемесячно

Читайте также: