План реализации проекта шахматы в школе

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " Сегодня в шахматы играй, а завтра в науку двери открывай Социальный проект Шафнер О.Н., директор МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Абасова В.Г., учитель МБОУ СОШ." — Транскрипт:

1 Сегодня в шахматы играй, а завтра в науку двери открывай Социальный проект Шафнер О.Н., директор МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Абасова В.Г., учитель МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Пастухов С.Г., учитель МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Жукова Л.Г., главный бухгалтер МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Севрюков Н.В., учитель МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Шарапова Е.Г., заведующий хозяйством МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Заринск 2013

4 Проект по внедрению шахматного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы 4 г. Заринска Алтайского края представляет собой систему работы по трем взаимосвязанным и взаимодополняемым направлениям: создание развивающей среды для школьников, совместная деятельность учителей и обучающихся, взаимодействие с родителями. Целью внедрения проекта является создание условий для социально – личностного и интеллектуального развития школьников, формирование интереса к шахматной игре, через создание масштабного игрового шахматного поля и шахматных фигур. Проект разработан для оформления места отдыха участников образовательного процесса, получения теоретических и практических знаний, как в течение учебного года, так и в каникулярный период. Содержание проекта можно корректировать, ежегодно внося изменения в его содержание. Рассчитан на детей в возрасте 7-17 лет, их родителей, педагогов, общественности микрорайона.

6 Планируется создание масштабного игрового шахматного поля, а также масштабных шахматных фигур (изготовленные из строительных материалов, с использованием лакокрасочных материалов), которыми будут управлять учащиеся и все желающие обучится старинной игре, под руководством консультанта. Занятия будут проводиться согласно утвержденному администрацией и организатором проекта расписанию, расположенному на доске объявлений образовательного учреждения. В ходе реализации проекта не ставится задача по подготовке спортсменов. Прежде всего, проект направлен на разностороннее развитие личности, расширение круга общения, полноценного самовыражения и отдыха людей разной возрастной когорты.

7 I. Подготовительный этап (январь – май 2014 года). Включает в себя комплекс мероприятий для реализации поставленных задач: 1. Проведение обучающих семинаров с классными руководителями общеобразовательного учреждения по обучению шахматной игре. 2. Круглый стол - обсуждение позиции родителей в организации шахматного всеобуча. 3. Оборудование кабинета по внеурочной деятельности мультимедийным комплексом. 4. Развитие медиатеки (приобретение электронных учебных пособий по шахматам). 5. Помощь школе в обеспечении методической литературой и электронными учебными пособиями по шахматам. 6. Приобретение материалов и сбор теоретического материала (при помощи учащихся, родителей, добровольцев). 7. Составление сметы расходов на организацию проекта. Распределение обязанностей по подготовке проекта. 8. Подготовка (строительство) масштабного игрового шахматного поля и масштабных шахматных фигур, оборудование территории образовательного учреждения.

8 II. Основной этап (июнь – октябрь 2014 года) Торжественное открытие шахматной площадки. Организация учебных занятий по шахматам силами педагогов, консультанта и родителей. Проведение открытых занятий для родителей и педагогов, интересующихся проблемами шахматного всеобуча. Организация школьных соревнований, шахматных турниров, шахматного фестиваля. Организация участия школьников в школьных, районных и городских соревнований. III. Заключительный этап (ноябрь-декабрь 2014 года) Подготовка отчета о реализации проекта, публикации в СМИ и на сайте образовательного учреждения, планирование дальнейших перспектив развития проекта.

9 Кадровое обеспечение проекта п/п ФИОДолжность 1. Шафнер Ольга Николаевна Директор МБОУ СОШ 4 г. Заринска 2. Абасова Виктория Геннадьевна Организатор проекта 3. Жукова Лилия Бухгалтер проекта 4. Пастухов Сергей Григорьевич Учитель технологии и изобразительного искусства 5. Севрюков Николай Васильевич Консультант проекта 6. Шарапова Елена Георгиевна Заведующий хозяйством

12 План-график реализации проекта п/п Наименование этапа проекта Дата Основное содержание этапа 1. Подготовительный Январь 2014 года Мотивация, целеполагание проекта 2. Проектировочный Февраль 2014 года Построение ориентировочной схемы деятельности 3.Практический Март-октябрь 2014 года Реализация проекта 4.Аналитико-коррекционный Апрель-май 2014 года Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений 5.Информационно- просветительский В течении года Распространение информационных бюллетеней, информация на сайте школы, СМИ 6. Заключительный Ноябрь-декабрь 2014 года Сопоставление действительных и желаемых результатов

14 Смета расходов проекта п/п Материалы Размер Цена руб. Количество Стоимость руб. 1.ДСП22 мм х 1.83 м х 2.44 м шт Фанера 16 мм х 1.52 м х 1.52 м 9554 шт Краска: Белая Черная 2.7 кг шт Олифа 5 л 3671 шт Гвозди 30 мм кг Валиксредний 452 шт Кисти Маленький Средний Большой шт ВСЕГО:

16 Спасибо за внимание!

17 Сегодня в шахматы играй, а завтра в науку двери открывай Социальный проект Шафнер О.Н., директор МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Абасова В.Г., учитель МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Пастухов С.Г., учитель МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Жукова Л.Г., главный бухгалтер МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Севрюков Н.В., учитель МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Шарапова Е.Г., заведующий хозяйством МБОУ СОШ 4 г. Заринска. Заринск 2013

Социальный эффект от реализации проекта: дети достигнут высокой результативности интеллектуального развития, получат стартовую площадку для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города. Таким образом, обучение детей игре в шахматы обладает существенными возможностями для гармоничного развития личности, более успешной адаптации в социуме и образовательной среде.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Инновационный проект

Автор проекта:

педагог дополнительного образования детей

Акишина Валентина Васильевна

ХМАО-Югра, г.Урай, 2014г.

Содержание проекта

I . Аннотация проекта………………………………………………….

II . Содержание проекта……………………………………………….

2.2. Цель и задачи проекта………………………………………………

2.4. Модель взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации инновационного проекта……………………..

2.5. Формы, методы и приёмы по обучению детей игре в шахматы…

III . Этапы реализации проекта …………………………………………..

IV . План реализации проекта…………………………………………….

4.1. Мониторинг реализации проекта…………………………………….

Y . Прогноз возможных негативных последствий и план компенсирующих мероприятий………………………………………

Y . YI .Ожидаемые результаты …………………………………………

1 YII .Возможности трансляции результатов…………………………

YIII . Система обеспечения реализации проекта……………………

8.1. Нормативно-правовые документы………………………………….

8.2. Методическая литература……………………………………………

8.3. Материально-техническое обеспечение проекта…………………..

2. Диагностика развития логики и степени сформированности компетенций.

3. Трансляция результатов.

4. Методические разработки.

6. Копии дипломов.

Аннотация проекта

Акишина Валентина Васильевна – педагог дополнительного образования, I категория.

Цель, задачи проекта:

Задачи:

Создать максимально благоприятные условия, обеспечивающие обучение младших школьников игре в шахматы; создать материально-техническую базу для проведения занятий.

Организовать внедрение новых, эффективных технологий обучения младших школьников игре в шахматы.

Социальная значимость проекта

Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих детей. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества, обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе школы, ибо она учит школьников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть конечный результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, воспитывает выдержку и уважение к партнеру по игре, учит учиться.

Социальный эффект от реализации проекта: дети достигнут высокой результативности интеллектуального развития, получат стартовую площадку для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города.

Таким образом, обучение детей игре в шахматы обладает существенными возможностями для гармоничного развития личности, более успешной адаптации в социуме и образовательной среде.

Адресаты проектной деятельности

Педагог дополнительного образования, классные руководители и учащиеся начальных классов школы №5 (1- 2 группы по 10 человек на каждой параллели), родители учащихся (законные представители).

Планируемое время реализации – 2012-2015г.г.

В данном проекте приняли участие:

-40 детей в 2012-2013 учебном году (1-й год обучения):

МБОУ СОШ №5: 2 классы – 20 чел., 1кл.- 10 чел.;

- 38 учащихся в 2013-2014учбном году (2-ой год обучения):

МБОУ СОШ №5: 1 кл. – 8 чел., 2 кл. – 9 чел., 3 классы – 21 чел.

- 38 учащихся в 2014-2015 учебном году (3-й год обучения):

МБОУ СОШ №5: 2 кл. – 8 чел., 3 кл. – 9 чел., 3 классы – 21 чел.

628285 РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Урай, ул. Ленина 97. Электронная почта: cdod @ edu . ru

II . Содержание проекта

2.1. Концепция проекта

Исследования отечественных и зарубежных психологов Н.Г.Алексеева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, Ж.Пиаже и С.Л.Рубинштейна свидетельствуют о том, что одной из фундаментальных способностей человека является способность действовать "в уме". Именно действовать, а не представлять статичную картинку. Данная способность является одной из универсальных характеристик человеческого сознания, одним из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.

Проблема развития данной фундаментальной способности остается одной из самых актуальных в XXI веке. Когда следует начинать ее развитие? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребенок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени.

Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство науки, искусства и спорта. Во многих странах шахматы вводятся в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как этоспособствует формированию осмысленного чтения, осмысленного письма, самостоятельного решения и составления задач.

Актуальность

Ключевым событием шахматного образования в мире за последние 100 лет стало принятие Европарламентом в 2012 году Декларации “Шахматы в школе”, в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина. С целью реализации решений Декларации “Шахматы в школе” для выработки единых общемировых подходов к дошкольно - школьной шахматной проблематике в Ханты-Мансийске 10 – 13 июня 2013 г. прошла международная научно-практическая конференция “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования”. Участники конференции отметили:

1) «Россия – первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ).

2) Россия – первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ.

Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, - всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером. Обучение детей игре в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую, физическую, коррекционную.

2.2. Цель и задачи проекта

Для выполнения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1) создать максимально благоприятные условия, обеспечивающие обучение младших школьников игре в шахматы: создать материально-техническую базу для проведения занятий; разработать дидактический материал;

2) организовать внедрение новых, эффективных технологий обучения младших школьников игре в шахматы;

Объект исследования: процесс шахматного образования детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: использование новых технологий в шахматном образовании младших школьников.

Данный проект разработан в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО. Обучение шахматам проводится в течение трёх лет в группах учащихся начальных классов МБОУ СОШ №5. Время, регламентируемое для проведения обучения детей игре в шахматы, соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистировано в Минюсте России 29.05.2013г. № 28564) и ФГОС НОО (приказ минобрнауки России №655).

2.3. Основные принципы:

принципнаучности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);

учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);

принципнаглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);

принципсвязи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);

принципрезультативности(в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);

принципактуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);

принципмежпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).

Проводимые мероприятия по проекту должны подкрепляются научно обоснованными методиками, необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, решение задач должно осуществляться в системе и в разнообразных формах, важно учитывать реализацию прав детей на получение помощи и поддержки, гарантию положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

2.4. Модель взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации инновационного проекта

Организация сопровождения учащихся младшего школьного возраста по обучению игре в шахматы строится по следующей модели:

1. Педагог дополнительного образования:проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению учащихся начальных классов игре в шахматы. Оснащение материально – технической базы учебниками, пособиями и материалами; проведение диагностики сформированности компетенций младших школьников; взаимодействие с родителями учащихся (проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, родительских собраний и др.). Написание программы и календарно-тематических планов; организация и проведение шахматных турниров; организация участия детей в конкурсах и научно – практических конференциях, распространение опыта работы на различных уровнях (муниципальном, городском, региональном, федеральном и международном), в СМИ.

2. Родители учащихся (законные представители): обсуждение вопросов информационного обеспечения контактов с педагогами и передачи им общей информации, касающейся проявлений каждого конкретного ребёнка в шахматном образовании. Проведение работы по определению содержания шахматного образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности с другими членами семьи (бабушки, дедушки и др.). Оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды, изготовление и приобретение методического и дидактического материала по обучению детей игре в шахматы, поддержка детей на турнирах и др.

3.Педагог-психолог: организация психологического сопровождения учащихся и родителей; развивающая и коррекционная работа с учениками. Психологическое консультирование педагогов и родителей, психологическая диагностика развития логики учащихся, психологическое просвещение родителей.

4) Классные руководители: проведение мероприятий, организация психологического тестирования всего класса с целью сравнительной диагностики интеллектуального развития учащихся, не занимающихся шахматами и шахматистов; подготовка с учащимися исследовательских проектов по шахматному образованию при поддержке руководителя проекта, разработка конспектов мероприятий с детьми и родителями.

2.5. Формы, методы и приёмы по обучению детей игре в шахматы

Основная форма обучения -игровая.

Основные методы обучения – практический метод, словесный и наглядный.

Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Очень важно в процессе обучения детей игре в шахматы воспитывать у них привычку к преодолению трудностей. Поэтому строить занятия следует по дидактическим принципам: от простого - к сложному, от легкого - к более трудному, от известного - к неизвестному. Время от времени следует вносить в занятия элементы занимательности, новизны.

При обучении школьников игре в шахматы необходимо учитывать особенности детского восприятия. Ребенок не устанет, и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован сенсорный аппарат. Для этого в работе применяем стандартную шахматную доску и шахматные фигурки, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально. При индивидуальном обучении также используем фрагменты шахматной доски из картона на 4, 6 и 9 полей, на которых дети играют с педагогом несколькими фигурами и выигрывают, так как заведомо в этих задачках имеют преимущество в расположении и силе. Таким образом постоянно культивируется ситуация успеха и желание детей учиться, играя.

Фронтальный метод обучения применяется при использовании магнитной доски, интерактивной доски. Особенности интерактивной доски - ее сенсорные технологии, которые дают возможность работать с доской любым предметом, в том числе и пальцем, без дополнительных специальных устройств. Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Последняя имеет особое значение, именно с ней связаны такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, т. е. перевести на уровень подсознания.

III . Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный (январь - сентябрь 2012 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.

Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.

 Цель: Повышение мотивации к обучению. Создание условий для интеллектуального и личностного развития. Развитие познавательных способностей, логического мышления, способности прогнозирования действий.

Повышение мотивации к обучению. Создание условий для интеллектуального и личностного развития. Развитие познавательных способностей, логического мышления, способности прогнозирования действий.

 Задачи : создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат. Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников Развивать устойчивый интерес к игре.

Нормативно - правовая база

История возникновения шахмат И

Игра возникла в Индии в VI веке и называлась чатуранга

Цель проекта Популяризация шахмат среди школьников, родителей
Задачи проекта 1. Создать условия для интеллектуального развития школьников при обучении игре в шахматы
2. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы
3. Способствовать развитию логического мышления, способности к самостоятельному принятию решений
4. Совершенствовать систему математического образования в школе
5. Вовлекать родителей, социальных партнеров в образовательную деятельность
6. Развивать формы внеурочной деятельности

Оценить 594 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Полевского городского округа

Конкурс ООО "Попечительский совет ПГО"

"Шахматы – детям"

учитель начальных классов

Паспорт проекта, краткая информация о заявителе

План мероприятий по проекту на 2019-2020 учебный год

Смета на реализацию проекта

Паспорт проекта

Название проекта

Умный ферзь

Цель проекта

Популяризация шахмат среди школьников, родителей

Задачи проекта

Создать условия для интеллектуального развития школьников при обучении игре в шахматы

Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы

Способствовать развитию логического мышления, способности к самостоятельному принятию решений

Совершенствовать систему математического образования в школе

Вовлекать родителей, социальных партнеров в образовательную деятельность

Развивать формы внеурочной деятельности

Актуальность проекта

Доказано, что шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

Гибкое мышление и привычка к постоянному поиску нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой.

Игра в шахматы способна развить у детей все четыре основных типа универсальных учебных действий.

Познавательные : дети учатся разыгрывать комбинации, выстраивают стратегию, мыслят системно, на много ходов вперед.

Регулятивные : неукоснительное следование правилам и самодисциплина. Шахматы не прощают тех, кто сдается и теряет контроль: нужно постоянно быть включенными в процесс, вести партию, ни на миг не расслабляться и постоянно думать, пока партия не окончена.

Коммуникативные : шахматы – это не только молчаливая, сосредоточенная игра. Это еще и разбор партий, обсуждение вариантов, озвучивание возможных ходов и сценариев.

Личностные : развитие воли, самооценка, возможность в некоторых ситуациях проявить рыцарское благородство. К тому же игра мотивирует, позволяет сохранить интерес к обучению.

Ожидаемые результаты

Для учащихся:

С помощью внедрения шахматного образования у детей будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

- логическое мышление,

- пространственная ориентация на плоскости,

- коммуникативные навыки.

Повысится интерес детей к игре в шахматы.

Будет организован досуг учащихся.

Для родителей:

- создано единое образовательное пространство школы и семьи по шахматному образованию школьников;

- увеличится количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности, укрепится понимание необходимости в шахматном образовании школьников.

Для педагогов:

- приобретется педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности школьника;

- обновится развивающая предметно-пространственная среда в школьном учреждении;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Сроки и этапы реализации проекта

Сентябрь 2019г. – май 2020 г.

1 этап -Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2019 г).

- анализ содержания эффективных технологий и методик в области обучения школьников игре в шахматы;

- приобретение учебно-дидактического и наглядного материала;

- анкетирование родителей;

- планирование образовательной деятельности по обучению игре в шахматы и их популяризации.

2 этап - Основной этап (декабрь 2019 – май 2020г.г.)

- создание условий, подбор средств, методов достижения цели;

- непосредственная реализация проекта;

- организация работы через совместную и самостоятельную деятельность детей.

3 этап - Заключительный этап (май 2020 г.)

- обобщениерезультатов реализации проекта;

- определение наиболее актуальных и востребованных форм работы в последующих периодах;

- демонстрация детских достижений на шахматных турнирах.

Направления проекта

- курс внеурочной деятельности по обучению шахматам для обучающихся начальной школы;

- интеллектуально-творческие мероприятия;

- соревнования по шахматам;

- создание информационной среды, визуализация образовательной среды

Участники проекта

Учащиеся МБОУ ПГО "Средняя общеобразовательная школа № 17"

Родители (законные представители) обучающихся

Социальные партнеры (шефствующее предприятие)

Координаторы проекта (команда проекта)

Педагогический совет (Хомякова Н.В., директор)

Методический совет (Могильникова Н.Я., заместитель директора по УВР)

Совет родителей (председатель Девяшина А.А., куратор – Костромина С.А., социальный педагог)

Совет обучающихся (председатель Крыгина Арина, учащаяся 10 класса, куратор Чешуина М.В., заместитель директора по ВР, Тисленок К.Л., педагог-организатор)

Куратор проекта

Черепанова Л.М., учитель начальных классов

Пояснительнаязаписка

Правительство Российской Федерации уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования.

В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин и форм работы, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.

Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.

Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления школьников.

Актуальность проблемы обучения школьников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.

Ведение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития.

Новизна проекта:

Возможность раннего обучения игре в шахматы в непринуждённой игровой форме с использованием интеграции образовательных областей основной образовательной программы школьного учреждения.

Практическая значимость проекта:

Возможность применения технологии проекта в практике школьных учреждений с целью развития познавательного интереса у младших школьников посредством обучения игре в шахматы; наличие практического материала для использования в работе с детьми.

План мероприятий по проекту на 2019 – 2020 учебный год

Курс внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 1- 4 классов

Черепанова Л.М., учитель начальных классов

Мероприятия для учащихся и родителей:

Открытые занятия шахматного клуба для учащихся начальных классов в рамках интеллектуального лагеря "Совенок" (клубных дней)

Шапиро Н.А., зам.директора по УВР

Черепанова Л.М., руководитель шахматного клуба

Конкурс "Лучший шахматист"

Январь – май 2020

Чешуина М.В., зам.директора по ВР

Проект по технологии для учащихся 6 – 8 классов "Напольные шахматы"

Январь – декабрь 2020

Коробейников С.А., учитель технологии

"Шахматные пятницы" для родителей и учащихся

3 неделя месяца

Черепанова Л.М., руководитель шахматного клуба

Старт проекта "Умный ферзь"

Чешуина М.В., зам.директора по ВР

Черепанова Л.М., куратор проекта

Интеллектуально-творческая игра "Путешествие по шахматной доске"

Тисленок К.Л.. педагог-организатор

Черепанова Л.М., куратор проекта

Конкурс рисунков для учащихся 1 – 4 классов "Путешествие в шахматное королевство"

Сагадатова С.И., учитель ИЗО

Семейный онлайн-чемпионат по шахматам

Комиссарова А.А., учитель информатики

Шахматный турнир "Отцы и дети" для учащихся 1- 11 классов и родителей

Костромина С.А., куратор Совета родителей

Черепанова Л.М., куратор проекта "Умный ферзь"

Веселые старты для учащихся 1- 4 классов "На шахматной доске"

Зиннуров А.В., учитель физической культуры

Зубкова А.И., учитель физической культуры

Шахматные бои совместно с шефами для учащихся 8 – 11 классов

Черепанова Л.М. куратор проекта "Умный ферзь"

Интеллектуальная игра для учащихся 5 – 8 классов "Шах и мат"

Широкова А.Е., зам.директора по УВР

Посвящение в шахматисты

Тисленок К.Л., педагог-организатор

Конкурс сказок "Пешка и король" для учащихся 1 – 4 классов

Тисленок К.Л., педагог-организатор

Школьный чемпионат по шахматам среди учащихся 1 – 9 классов в рамках проекта "Лучший инженерный класс"

Март - апрель 2020

Комиссарова А.А., руководитель проекта "Лучший инженерный класс"

Черепанова Л.М., куратор проекта "Умный ферзь"

Семейный шахматный турнир "Мама, папа, я – шахматная семья" в рамках Дня открытых дверей для родителей

Черепанова Л.М., куратор проекта "Умный ферзь"

Тисленок К.Л., педагог-организатор

Акция для учащихся начальной школы "Ни дня без шахмат"

Спектакль театральной студии "Веселый балаганчик" для учащихся 1 - 4 классов "В тридевятом царстве, в шахматном государстве"

Чешуина М.В., руководитель студии

Конкурс художественно-прикладного творчества "Мастерская ферзя" для учащихся 1 – 7 классов

Шаяхметова Ф.З., учитель технологии

Тисленок К.Л., педагог-организатор

Конкурс комиксов "Приключения пешки" для учащихся 5 – 7 классов

Чешуина М.В., зам.директора по ВР

Блиц-турнир по шахматам, посвященный 75-летию Победы

Черепанова Л.М., куратор проекта "Умный ферзь"

Спектакль театральной студии "Веселый балаганчик" для воспитанников дошкольных образовательных организаций "В тридевятом царстве, в шахматном государстве" (МБДОУ № 51, 54)

Чешуина М.В., руководитель студии

Номинация "Лучший шахматист" на итоговом фестивале "Школьная звезда"

Чешуина М.В., зам.директора по ВР

Участие в городских шахматных турнирах

Черепанова Л.М., куратор проекта "Умный ферзь"

Создание образовательной среды

Приобретение и создание информационного стенда "В мире шахмат"

Царева Ю.А., зам.директора по АХР

Тисленок К.Л.. педагог-организатор

Создание раздела "Шахматы" на школьном сайте

Комиссарова А.А., руководитель школьного сайта

Создание шахматных уголков в учебных кабинетах

Царева Ю.А., зам.директора по АХР

Приобретение и установка компьютерной программы обучения игре в шахматы

Январь – февраль 2020

Хорькова А.В., инженер по ИТ

Царева Ю.А., зам.директора по АХР

Приобретение дидактических игр по обучению игре в шахматы

Январь – февраль 2020

Царева Ю.А., зам.директора по АХР

Создание альбома "Великие шахматисты"

Январь – май 2020

Классные руководители 3 – 8 классов

Фоторепортажи шахматных турниров

Январь – май 2020

Тисленок К.Л., педагог-организатор

Приобретение книг по обучению шахматам и о шахматах

В течение периода

Балымова Н.П., педагог-библиотекарь

Приобретение учебников "Шахматы в школе"

Балымова Н.П., педагог-библиотекарь

Балымова Н.П., педагог-библиотекарь

Выпуск буклетов "Шахматное обозрение"

Декабрь 2019- май 2020

Балымова Н.П., педагог-библиотекарь

Черепанова Л.М., куратор проекта "Умный ферзь"

Методическая работа

Мониторинг реализации программы внеурочной деятельности по шахматам

Могильникова Н.Я., зам.директора по УВР

Мониторинг сформированности УУД при обучении шахматам

Черепанова Л.М., учитель начальных классов

Создание банка сценариев мероприятий по популяризации шахмат

Чешуина М.В., заместитель директора по ВР

Анализ реализации проекта "Умный ферзь"

Могильникова Н.Я., зам.директора по УВР

Чешуина М.В., заместитель директора по ВР

Методические рекомендации для педагогов по обучению шахматам

Черепанова Л.М., учитель начальных классов

Методические рекомендации для родителей по обучению детей шахматам

Черепанова Л.М., куратор проекта

Обобщение опыта по шахматному образованию в школе на Совете родителей и педагогическом совете. Выбор оптимальных и эффективных форм работы

Черепанова Л.М., куратор проекта

Включение мероприятий в годовой план работы школы на 2020-2021 учебный год

Читайте также: