План развития рппс в доу по фгос
Обновлено: 08.07.2024
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
- Социально – коммуникативная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно – эстетическая;
- Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
— Центр физического развития;
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
- Развивают артикуляционную моторику;
- Развивают артикуляционную моторику;
- Расширяют словарный запас;
- Развивают монологическую и диалогическую речь;
- Развивает общую и мелкую моторику.
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды .
- Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
- Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
- Определить дополнительное оборудование.
- Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Вывод.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Подготовила педагог - воспитатель высшей квалификационной категории - Магомедова Заира Ниматулаевна
Важнейшими условиями для реализации образовательной программы считаю создание и обновление РППС. Хорошо продуманная и организованная РППС стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна соответствовать следующим принципам:
-Насыщенность РППС является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В группе она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.
-Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
-Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
-Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.
-Доступность РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого обеспечен детям свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающий все основные виды детской деятельности.
-Безопасность. Обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды, как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные зоны. При планировании РППС в группе мною было запланировано создание микрозон и центров:
Одним из важных факторов развития личности ребенка является окружающая его развивающая среда. В моей группе развивающая среда служит интересам и потребностям каждого ребенка, способствует эмоциональному благополучию детей, соответствует их возрасту, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствует физическому, познавательно-речевому, познавательно-речевому, социально-личностному, и художественно-эстетическому развитию детей.
Результаты анализа развития РППС в группе
Планируемые направления развития РППС
Результаты реализации запланированных направлений развития РППС
2 младшая группа
Спортивный уголок : массажные дорожки, кегли, обручи, ходилки-следы, картотека подвижных игр, мячи, массажные мячики.
Уголок патриотического воспитания : методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.
Календарь природы, картотека растений, картотека наблюдений, схема ухода за растениями, лейки, коллекции шишек, камней, круп, сезонные картинки
Организация уголка сюжетно-ролевых игр : поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.
Театральный уголок : костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.
Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.
Музыкальный уголок : музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон.
Организация зоны отдыха и уединения : мягкое место, книги.
Ноябрь 2014 г. – Создание экологического центра
Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического развития, и музыкального.
Январь 2015г. – Расширение и пополнение сенсорного центра новыми дидактическими играми, в соответствии с изучением новых знаний.
Февраль 2015 г. – Создание уголка уединения.
Апрель 2015 г. –Разработка плана обогащения РППС на участке, совместно с родителями
Май 2015г. – Разработка участка для высадки рассады и цветов. Высадка цветов, рассады из мини-огорода в открытую почву, эстетическое оформление. Обновление песочницы для игр с песком.
Июнь 2015 г – Создание на участке совместно с родителями элементов для физического развития (футбольные ворота, кольцеброс, баскетбольное кольцо), построек для сюжетно-ролевых игр,
-комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна
-оздоровительная дыхательная гимнастика;
-подвижные игры для возраста;
- пополнение атрибутов для спортивных игр в группе и на прогулке
- оформление спортивного уголка на прогулочной площадке
- Картотека пальчиковых игр
- Картотека речевых игр,
направленных на развитие словаря
у детей раннего возраста
- картотека прогулок по возрасту;
-экологические сказки; речевые задания по экологии.
Изготовила пальчиковый театр; картотеку теневых игр; кукольный театр.
На информационных стендах обновляются консультации для родителей. За 2013-2014 учебный год
разработаны и оформлены консультации:
В течение учебного года все намеченные мероприятия были выполнены, по мере необходимости уголки и зоны трансформируются и пополняются в соответствии с потребностями детского коллектива нашей группы.
Средняя группа:
Уголок патриотического воспитания : методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.
Организация уголка сюжетно-ролевых игр : поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.
Театральный уголок : костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.
Организация уголка для мальчиков : машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, рули.
Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.
Музыкальный уголок : музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов.
Организация зоны отдыха и уединения : мягкое место, книги.
Август 2014г. – Анализ наполнения уголков
Ноябрь 2014 г. – расширение экологического центра
Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития.
В течении учебного года – подготовка информации для родителей
В летний период детским садом была приобретена новая мебель в группу.
-комплексы утренней гимнастики
-гимнастика после сна;
-подвижные игры для среднего возраста;
- картотека прогулок для среднего возраста;
-экологические сказки по возрасту.
Консультации для родителей:
Таким образом, в соответствии с возрастом детей были дополнены и изменены уголки и зоны в группе. Оснащение уголков менялось в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 4 до 5 лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами;
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
Старшая группа
Уголок патриотического воспитания: методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.
Организация уголка для мальчиков: машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.
Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.
Спортивный уголок : массажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.
Уголок речевого развития и детская библиотека : сюжетные картинки, книги для чтения детям.
Август 2014г. – Анализ наполнения уголков
Ноябрь 2014 г. – расширение экологического центра
Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития.
В течении учебного года – подготовка информации для родителей
- дидактические игры по развитию речи;
- дыхательная гимнастика для детей;
- гимнастика после сна.
- картотека подвижных игр;
-выполни движения по схеме.
- дидактические игры по экологическому воспитанию;
- картотека прогулок и наблюдений;
- приобретены портреты композиторов;
Обновлен уголок дежурств, форма дежурных.
- изготовила ширмы для театра теней и театра кукол Биб-Ба-Бо; маски; настольный театр.
Консультации для родителей:
Подготовительная к школе группа
Уголок патриотического воспитания: методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.
Организация уголка для мальчиков: машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.
Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.
Спортивный уголок : массажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.
Уголок речевого развития и детская библиотека : сюжетные картинки, дидактические игры на развитие словарного запаса и грамматических категорий, книги для чтения детям.
Ноябрь 2014 г. – расширение экологического центра
Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития.
В течении учебного года – подготовка информации для родителей
- картотека игр по развитию звуковой культуры речи, и т.д.
- дыхательная гимнастика для детей;
- гимнастика после сна.
- картотека подвижных игр;
-выполни движения по схеме.
- дидактические игры по экологическому воспитанию;
- картотека прогулок и наблюдений;
- приобретены портреты композиторов;
- приобретены авторские игры В.В.Воскобовича.
Консультации для родителей:
Средняя группа:
Уголок патриотического воспитания : методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.
Организация уголка сюжетно-ролевых игр : поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.
Театральный уголок : костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.
Организация уголка для мальчиков : машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, рули.
Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.
Музыкальный уголок : музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов.
Организация зоны отдыха и уединения : мягкое место, книги.
В течении учебного года – подготовка информации для родителей
Все намеченные мероприятия были выполнены, благодаря тесному сотрудничеству с родителями детей
Созданию адекватной предметной среды в дошкольной образовательной организации всегда уделялось достойное место, поскольку она является важнейшим условием хорошего самочувствия и развития дошкольников. В связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты и ориентиры в создании предметной среды. Были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
В нашем детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Цель проекта : Проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО.
Задачи проекта :
-изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
-повысить знания компетентности педагогов в разработке развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО.
-организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
-создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
-содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 г. - декабрь 2017. г
Ожидаемые результаты реализации проекта
Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.
В соответствии с ФГОС предметная среда должна обеспечить :
-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОО;
-наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
-охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию способностей их развития;
-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых4
-двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Нормативно-правовая база проекта
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки реализации проекта Мероприятия
Подготовительный этап: сентябрь 2015 - январь 2016г
сентябрь Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
сентябрь Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
октябрь Мониторинг образовательных потребностей и анализ профессиональных затруднений педагогического коллектива по вопросам РППС согласно ФГОС ДО.
ноябрь Сбор информации и подготовка аналитических материалов по результатам мониторинга оценки стартовых условий
ноябрь Разработка рекомендаций по созданию РППС согласно ФГОС ДО.
декабрь Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
декабрь Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды
Реализационный этап январь 2016 г. – сентябрь 2017г.
Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение организации РППС согласно ФГОС ДО.
Январь-август Сопровождение молодых специалистов по вопросам РППС согласно ФГОС ДО
Март Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации РППС, обеспечивающих полноценное развитие воспитанников согласно ФГОС ДО.
Январь-август Консультации на темы:
«Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС)
Март Организация выставки методической литературы и пособий по созданию РППС.
Март-май Создание РППС, согласно образовательных областей ФГОС ДО (центров) : - речевое развитие, - познавательное развитие, - физическое развитие, - социально- коммуникативное развитие, - художественно – эстетическое развитие.
Май Разработка перечня игрового материала каждой образовательной области
Июнь Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений, в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС
Июль Приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий
Сентябрь Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.
Заключительный этап октябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.
Смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Ноябрь Создание и представление презентаций
Декабрь Определение перспектив развития дошкольного учреждения по вопросам РППС согласно ФГОС ДО.
Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.
На сегодняшний день можно говорить о позитивных факторах:
Педагогический коллектив быстро адаптировался к новым ситуациям, проявил гибкость, находил решения сложных вопросов, используя разные источники информации: текстовые, электронные, интернет – ресурсы.
В групповых помещения создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможность для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией.
Созданная РППС в дошкольном учреждении способствует реализации личностно – ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога.
РППС стала вариативной – в групповом помещении в наличии различные пространства, разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей и возможность самовыражения каждого ребенка.
Исходя от интересов и запросов воспитанников игровой материал периодически сменяемый – появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Каждое групповое помещение имеет индивидуальный стиль по расположению мебели, игрового материала, эстетическому оформлению и цветовой гамме.
РППС создает условия для сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды.
Педагогический коллектив ДОО не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с "Основной общеобразовательной программой" детского сада.
Проект по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Согласно п. 3.3.1. ФГОС ДО, РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы,.
Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС (средняя группа) Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Перспективный план оптимизации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей всестороннему развитию и саморазвитию творческой личности воспитанников в конкретно созданных условиях детского сада.
1. Продолжать внедрять в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
2. При создании предметно-пространственной развивающей среды, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы, увлечения, потребности; особенности края, города, социальных и природных явлений.
3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых в процессе создания комфортной предметно-пространственной развивающей среды.
При формировании предметно-пространственной развивающей среды важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий, как они расположены.
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, познавательного, эстетического и социального становления личности ребенка. Педагогам ДОУ необходимо постоянно вносить изменения в предметную среду, учитывая непрерывный рост и развитие воспитанников. Только в этом случае среда будет стимулирующим фактором развития дошкольников, отвечающим требованиям актуального ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, согласно требованиям ФГОС должна быть:
Насыщенность среды предполагает:
- разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
- соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
- от образовательной ситуации;
- от меняющихся интересов детей;
- от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
- периодическую сменяемость игрового материала;
- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
- появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
- соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности
Читайте также: