План развития рппс в доу по фгос

Обновлено: 08.07.2024

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Насыщенность РПП среды предполагает:

— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

— от образовательной ситуации;

— от меняющихся интересов детей;

— от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

— периодическую сменяемость игрового материала;

— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

  1. Социально – коммуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно – эстетическая;
  5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

— Центр пожарной безопасности;

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

— Центр сенсорного развития;

— Центр конструктивной деятельности;

— Центр математического развития;

— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

— Центр ИЗО или уголок творчества;

— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

— Центр физического развития;

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно — эстетическое развитие.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

  1. Развивают артикуляционную моторику;
  2. Развивают артикуляционную моторику;
  3. Расширяют словарный запас;
  4. Развивают монологическую и диалогическую речь;
  5. Развивает общую и мелкую моторику.

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды .

  1. Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
  2. Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
  3. Определить дополнительное оборудование.
  4. Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

Вывод.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Подготовила педагог - воспитатель высшей квалификационной категории - Магомедова Заира Ниматулаевна


Важнейшими условиями для реализации образовательной программы считаю создание и обновление РППС. Хорошо продуманная и организованная РППС стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна соответствовать следующим принципам:

-Насыщенность РППС является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В группе она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

-Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.

-Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

-Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.

-Доступность РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого обеспечен детям свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающий все основные виды детской деятельности.

-Безопасность. Обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды, как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные зоны. При планировании РППС в группе мною было запланировано создание микрозон и центров:

Одним из важных факторов развития личности ребенка является окружающая его развивающая среда. В моей группе развивающая среда служит интересам и потребностям каждого ребенка, способствует эмоциональному благополучию детей, соответствует их возрасту, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствует физическому, познавательно-речевому, познавательно-речевому, социально-личностному, и художественно-эстетическому развитию детей.

Результаты анализа развития РППС в группе

Планируемые направления развития РППС

Результаты реализации запланированных направлений развития РППС

2 младшая группа

Спортивный уголок : массажные дорожки, кегли, обручи, ходилки-следы, картотека подвижных игр, мячи, массажные мячики.

Уголок патриотического воспитания : методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.

Календарь природы, картотека растений, картотека наблюдений, схема ухода за растениями, лейки, коллекции шишек, камней, круп, сезонные картинки

Организация уголка сюжетно-ролевых игр : поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок : костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.

Музыкальный уголок : музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон.

Организация зоны отдыха и уединения : мягкое место, книги.

Ноябрь 2014 г. – Создание экологического центра

Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического развития, и музыкального.

Январь 2015г. – Расширение и пополнение сенсорного центра новыми дидактическими играми, в соответствии с изучением новых знаний.

Февраль 2015 г. – Создание уголка уединения.

Апрель 2015 г. –Разработка плана обогащения РППС на участке, совместно с родителями

Май 2015г. – Разработка участка для высадки рассады и цветов. Высадка цветов, рассады из мини-огорода в открытую почву, эстетическое оформление. Обновление песочницы для игр с песком.

Июнь 2015 г – Создание на участке совместно с родителями элементов для физического развития (футбольные ворота, кольцеброс, баскетбольное кольцо), построек для сюжетно-ролевых игр,

-комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна

-оздоровительная дыхательная гимнастика;

-подвижные игры для возраста;

- пополнение атрибутов для спортивных игр в группе и на прогулке

- оформление спортивного уголка на прогулочной площадке

- Картотека пальчиковых игр

- Картотека речевых игр,

направленных на развитие словаря

у детей раннего возраста

- картотека прогулок по возрасту;

-экологические сказки; речевые задания по экологии.

Изготовила пальчиковый театр; картотеку теневых игр; кукольный театр.

На информационных стендах обновляются консультации для родителей. За 2013-2014 учебный год

разработаны и оформлены консультации:

В течение учебного года все намеченные мероприятия были выполнены, по мере необходимости уголки и зоны трансформируются и пополняются в соответствии с потребностями детского коллектива нашей группы.

Средняя группа:

Уголок патриотического воспитания : методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.

Организация уголка сюжетно-ролевых игр : поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок : костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.

Организация уголка для мальчиков : машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, рули.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.

Музыкальный уголок : музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов.

Организация зоны отдыха и уединения : мягкое место, книги.

Август 2014г. – Анализ наполнения уголков

Ноябрь 2014 г. – расширение экологического центра

Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития.

В течении учебного года – подготовка информации для родителей

В летний период детским садом была приобретена новая мебель в группу.

-комплексы утренней гимнастики

-гимнастика после сна;

-подвижные игры для среднего возраста;

- картотека прогулок для среднего возраста;

-экологические сказки по возрасту.

Консультации для родителей:

Таким образом, в соответствии с возрастом детей были дополнены и изменены уголки и зоны в группе. Оснащение уголков менялось в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 4 до 5 лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

Старшая группа

Уголок патриотического воспитания: методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.

Организация уголка для мальчиков: машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.

Спортивный уголок : массажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.

Уголок речевого развития и детская библиотека : сюжетные картинки, книги для чтения детям.

Август 2014г. – Анализ наполнения уголков

Ноябрь 2014 г. – расширение экологического центра

Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития.

В течении учебного года – подготовка информации для родителей

- дидактические игры по развитию речи;

- дыхательная гимнастика для детей;

- гимнастика после сна.

- картотека подвижных игр;

-выполни движения по схеме.

- дидактические игры по экологическому воспитанию;

- картотека прогулок и наблюдений;

- приобретены портреты композиторов;

Обновлен уголок дежурств, форма дежурных.

- изготовила ширмы для театра теней и театра кукол Биб-Ба-Бо; маски; настольный театр.

Консультации для родителей:

Подготовительная к школе группа

Уголок патриотического воспитания: методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.

Организация уголка для мальчиков: машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.

Спортивный уголок : массажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.

Уголок речевого развития и детская библиотека : сюжетные картинки, дидактические игры на развитие словарного запаса и грамматических категорий, книги для чтения детям.

Ноябрь 2014 г. – расширение экологического центра

Декабрь 2014 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития.

В течении учебного года – подготовка информации для родителей

- картотека игр по развитию звуковой культуры речи, и т.д.

- дыхательная гимнастика для детей;

- гимнастика после сна.

- картотека подвижных игр;

-выполни движения по схеме.

- дидактические игры по экологическому воспитанию;

- картотека прогулок и наблюдений;

- приобретены портреты композиторов;

- приобретены авторские игры В.В.Воскобовича.

Консультации для родителей:

Средняя группа:

Уголок патриотического воспитания : методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.

Организация уголка сюжетно-ролевых игр : поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок : костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.

Организация уголка для мальчиков : машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, рули.

Организация уголка для девочек : куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.

Музыкальный уголок : музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов.

Организация зоны отдыха и уединения : мягкое место, книги.

В течении учебного года – подготовка информации для родителей

Все намеченные мероприятия были выполнены, благодаря тесному сотрудничеству с родителями детей

Созданию адекватной предметной среды в дошкольной образовательной организации всегда уделялось достойное место, поскольку она является важнейшим условием хорошего самочувствия и развития дошкольников. В связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты и ориентиры в создании предметной среды. Были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

В нашем детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Цель проекта : Проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО.

Задачи проекта :

-изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

-повысить знания компетентности педагогов в разработке развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО.

-организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

-создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

-содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 г. - декабрь 2017. г

Ожидаемые результаты реализации проекта

Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.

В соответствии с ФГОС предметная среда должна обеспечить :

-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОО;

-наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

-охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию способностей их развития;

-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых4

-двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Нормативно-правовая база проекта

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки реализации проекта Мероприятия

Подготовительный этап: сентябрь 2015 - январь 2016г

сентябрь Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

сентябрь Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

октябрь Мониторинг образовательных потребностей и анализ профессиональных затруднений педагогического коллектива по вопросам РППС согласно ФГОС ДО.

ноябрь Сбор информации и подготовка аналитических материалов по результатам мониторинга оценки стартовых условий

ноябрь Разработка рекомендаций по созданию РППС согласно ФГОС ДО.

декабрь Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

декабрь Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды

Реализационный этап январь 2016 г. – сентябрь 2017г.

Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение организации РППС согласно ФГОС ДО.

Январь-август Сопровождение молодых специалистов по вопросам РППС согласно ФГОС ДО

Март Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации РППС, обеспечивающих полноценное развитие воспитанников согласно ФГОС ДО.

Январь-август Консультации на темы:

«Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС)

Март Организация выставки методической литературы и пособий по созданию РППС.

Март-май Создание РППС, согласно образовательных областей ФГОС ДО (центров) : - речевое развитие, - познавательное развитие, - физическое развитие, - социально- коммуникативное развитие, - художественно – эстетическое развитие.

Май Разработка перечня игрового материала каждой образовательной области

Июнь Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений, в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС

Июль Приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий

Сентябрь Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.

Заключительный этап октябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.

Смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Ноябрь Создание и представление презентаций

Декабрь Определение перспектив развития дошкольного учреждения по вопросам РППС согласно ФГОС ДО.

Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.

На сегодняшний день можно говорить о позитивных факторах:

Педагогический коллектив быстро адаптировался к новым ситуациям, проявил гибкость, находил решения сложных вопросов, используя разные источники информации: текстовые, электронные, интернет – ресурсы.

В групповых помещения создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможность для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией.

Созданная РППС в дошкольном учреждении способствует реализации личностно – ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога.

РППС стала вариативной – в групповом помещении в наличии различные пространства, разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей и возможность самовыражения каждого ребенка.

Исходя от интересов и запросов воспитанников игровой материал периодически сменяемый – появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Каждое групповое помещение имеет индивидуальный стиль по расположению мебели, игрового материала, эстетическому оформлению и цветовой гамме.

РППС создает условия для сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды.

Педагогический коллектив ДОО не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с "Основной общеобразовательной программой" детского сада.

Проект по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Согласно п. 3.3.1. ФГОС ДО, РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы,.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС (средняя группа) Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Перспективный план оптимизации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей всестороннему развитию и саморазвитию творческой личности воспитанников в конкретно созданных условиях детского сада.

1. Продолжать внедрять в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. При создании предметно-пространственной развивающей среды, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы, увлечения, потребности; особенности края, города, социальных и природных явлений.

3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых в процессе создания комфортной предметно-пространственной развивающей среды.

При формировании предметно-пространственной развивающей среды важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий, как они расположены.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, познавательного, эстетического и социального становления личности ребенка. Педагогам ДОУ необходимо постоянно вносить изменения в предметную среду, учитывая непрерывный рост и развитие воспитанников. Только в этом случае среда будет стимулирующим фактором развития дошкольников, отвечающим требованиям актуального ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, согласно требованиям ФГОС должна быть:

Насыщенность среды предполагает:

- разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

- соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

- от образовательной ситуации;

- от меняющихся интересов детей;

- от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

- периодическую сменяемость игрового материала;

- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

- появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

- соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности

Читайте также: