План развития детского сада с детьми с нарушением зрения

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество .

У детей с нарушениями зрения нарушение носит сенсорный характер - нарушено зрительное восприятие, вследствие поражения зрительного анализатора;

Дети данной категории имеют специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения ребенка, его обучения и воспитания.

С учетом вышесказанного составляется индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный образовательный маршрут – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)

ФИО ребенка: К.К.

Дата рождения

ФИО мамы, образование:

ФИО папы, образование ---

Причина постановки на учет: .

Цель: коррекция и развитие психических процессов, сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, содействие его гармоничному развитию в условиях детского сада.

1.Развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

2. Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;

3.Проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком;

4.Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Количество занятий : 36 занятий, 1 раз в неделю с октября по май.

Форма проведения : индивидуальные занятия

Методы проведения: игротерапия, релаксация, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, тактильный метод и дидактические игры.

Ожидаемый результат:

-усиление познавательной мотивации, способность работать в коллективе, развитие психических процессов, повышение авторитета у сверстников, создание условий для дальнейшего обучения и развития ребенка;

- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения.

Форма работы с родителями: консультации, практикумы, собеседование, обмен опытом.

Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков:

1 блок программы : - диагностический:

На этом этапе проводится комплексная диагностика ребенка.

2 блок программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам ИОМ и индивидуальным особенностям ребенка.

3 блок программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.

Все упражнения и игры , используемые в программе можно подразделить на 6 групп:

К первой группе относятся упражнения направленные на развитие восприятия , которое является базой для развития мышления.

Работа с родителями:

В ИОМ предусмотрены совместные детско – родительские консультации, домашние задания, обсуждения с целью:

1. Повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;

2. Расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

3. Активизации коммуникаций в семье.

4 .Эмоциональная поддержка ребенка.

Работа с педагогами:

1.Повышение компетентности при работе со слабовидящим ребенком..

3.Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение развивающих игр и упражнений.

Материально-техническая база:

помещение для проведения занятий;

наличие специализированных методических материалов, пособий;

Протокол №1 обследования К.К., 02.10.17.

1.Цветные кубики: 1б

2. Включение в ряд: 2б.

3. Почтовый ящик: 2б.

4.Сложи разрезную картинку: 1б.

5.Определи правую и левую стороны: 0б.

6.Положи верно: 0б.

Итоговый уровень процессов восприятия: ниже среднего (6б).

Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу действий. Мало осознает то, что делает.

1.Кто спрятался в лесу?:0б.

2. Найди отличия:0б.

3. Найди и вычеркни: 0б.

Итоговый уровень развития внимания: низкий уровень (0б).

Ребенок задание не понимает. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Объем внимания резко снижен.

2. Построй из палочек: 1б.

3. повтори предложение: 0б.

4. Чтение стихов: 0б

Итоговый уровень развития памяти: низкий уровень (1б)Объем памяти резко снижен (не воспроизвел ни одного слова, ни одного предложения).Процесс запоминания не выражен. Смысловое содержание практически недоступно.

1. Сравни предметы:0б.

2. Классификация картинок: 0б.

3. Группировка картинок по способу действий: 0б.

4. Серия сюжетных картинок: 0б

Итоговый уровень развития мышления: низкий уровень (0б)

Общий запас знаний и представлений в быту и социуме, природе.

1. Беседа о предметах, растениях, животных, погоде : 0б.

2. Беседа о растениях: 0б.

3. Беседа о семье: 0б.

Итоговый уровень осведомленности: низкий уровень (0б)

Итоговый уровень: низкий уровень (0б).

Не умеет держать карандаш. Мелкая моторика не развита.Цвета знает не все, путает.

по результатам психодиагностического обследования воспитанника логопедической группы К.К.

Дата обследования: 2.10.17.- 4.10.17.

Возраст на момент обследования: 4года 5мес.

Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознает то, что воспринимает.

Низкий уровень. Задание не понимает, требуется неоднократное повторение, объяснение. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Объем внимания резко снижен , рассеян. Неспособен концентрировать внимание. Выполняет простейшую инструкцию после многократного повторения и показа.

Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей.

Объем памяти резко снижен (не запомнил ни одного слова, изображения). Смысловое содержание мало доступно. Память непроизвольная.

5. Общая осведомленность

Знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны. Отличительные особенности животных и предметов не может назвать.

Смог назвать свое имя.. О городе, стране сведения отсутствуют. Все полученные данные не соответствуют возрасту.

6. Изобразительные навыки.

Цвета основные знает. Мелкая моторика не развита, рука к письму не готова, штрихи хаотичные. Элементарные навыки письма не сформированы.

Вывод: ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе.

План реализации индивидуального образовательного маршрута

Направление работы

Диагностическое обследование ребенка на общее психофизическое развитие

Подбор психокоррекционных методик, составление ИОМ.

Реализация коррекционно-развивающих занятий.

Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии ребенка с ОВЗ

Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

1.Промежуточная диагностика ребенка.

2. Консультирование педагогов и родителей по динамике развития ребенка.

3. Коррекционно-развивающие занятия.

1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ .

Итоговая диагностика ребенка и определение целей и задач на следующий учебный год.

Консультирование педагогов и родителей.

Тематическое планирование

Направление занятия

Содержание коррекционно-развивающей работы

Первая группа игр и упражнений

Улучшение качества деятельности зрительного анализатора.

Развитие цветоразличения, целостности восприятия. Изучение форм, пространственных представлений, ориентирования в пространстве. Развитие способности по ряду признаков определять предмет.

- Знакомство с линейкой-трафареткой;

- «Разрезная картинка (2, 4, 6,

Вторая группа игр и упражнений

Развивать способность к

Развивать объём внимания;

Третья группа игр и упражнений

Развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой и зрительной памяти. Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие целенаправленного запоминания и припоминания, произвольного внимания.

Четвертая группа игр и упражнений

Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображениях. Развитие мыслительных операций анализа и сравнения. Развитие способности выделять свойства предметов.

- «Назови все кру­глые предметы в этой комнате.

Пятая группа игр и упражнений

Развитие мелкой моторики рук

Подражание движениям рук : научить подражать движениям рук взрослого;

развитие движений кистей и пальцев рук : ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными

Комплекс № 1 (гимнастический)

Комплекс № 2 (рисуночный)

Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук)

Рисование каракулей. Рисование пальцами. Рисование крупой. Лепка. Собирание бус. Песочная терапия. Работа с бумагой (аппликация из сминаемой бумаги). Рисование геометрических фигур, рисование с помощью трафарета.

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Примерная общеобразовательная программа “Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А Парамоновой, а также по программе специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, под научной редакцией Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.

img1.JPG (20140 bytes)

img2.JPG (26915 bytes)

Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

img3.JPG (20871 bytes)

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью пологаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсувствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область “Художественное творчество” является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.


3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.


4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации, вновь поступивших в детский сад детей, мной был разработан проект “Вхождение ребенка дошкольника в мир социальных отношений” в процессе реализации которого, мои воспитанники в игровой форме знакомились с элементарными правилами поведения и общения с взрослыми и сверстниками.





  1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз,. для снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит коррекционная физкультура, где применяется комплекс упражнений направленных на коррекцию осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все это способствует повышению физических качеств и улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

  1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:

Первая младшая группа – 10-15 минут.
Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.

Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1, сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры :мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры

Зрительные маршруты и гимнастики.

В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.

В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.

Если ребёнок любит играть с машинками, можно подобрать необходимую игру с тренажером “Дорожка”, которую разработал кандидат педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

img10.JPG (980546 bytes)

Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.

Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты, предложите ему тренажер “видео-азимут”, разработанный тем же автором, по которому любой сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.


Использую световую указку, можно играть как индивидуально, так и с группой детей в “бродилки по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.

Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.

Зная, что ведущий деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы может добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а следовательно развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения.

Название программы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997. Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной целью является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Онлайн-книги

работа содержит перспективное тематическое планирование для детей старшей группы с нарушением зрения, но может и применяться для общеразвивающих групп.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

воспитательно - образовательной работы старшей группы компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушением зрения

Составила воспитатель 1 категории

Дмитриенко О.В.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

формировать мотивацию учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

увеличивать объём внимания и памяти;

формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;

развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

выработать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий

методическое

обеспечение

Выявить уровень владения умениями и навыками, предусмотренными программой для детей старшего возраста на начало года

Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов; уточнить представления о формах геометрических фигур; формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера

К.З. Развивать зрительное восприятие формы

Формировать умение сравнивать группы предметов путём составления пар; закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров; закрепить понятия равенства и неравенства

К.З. Развивать зрительное внимание, соответствие между цифрой и количеством предметов

методическое обеспечение

5. «Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения

К.З. Развивать восприятие пространственных отношений

Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6;

закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о составе чисел 2-6, представления о свойствах предметов, геометрические представления

К.З. Развивать пространственные представления

Уточнить пространственные отношения: на, над, под; закрепить представления о сложении как объединении предметов

К.З. Развивать восприятие цвета

Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева;

закрепить понимание смысла действия сложения, взаимосвязь целого и частей

К.З. Развивать представле ния о пространственных отношениях м\д объектами

9. «Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания

отношения: между, посередине

12. «Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много

К.З. Активизировать зрительно – двигательный контроль за движением рук

Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7; закрепить представление о составе числа 6, пространственные отношения, сравнение групп предметов с помощью составления пар

К.З. Корригировать и активи зировать речь в процессе восп

риятия и отображения

Уточнить пространственные отношения: между, посередине; закрепить понимание смысла действия вычитания

К.З. Развивать зрительное внимание, память

Сформировать представления о понятиях: один –много; закрепить пространственные отношения, представления о сложении и вычитании

К.З. Развивать представле ния о пространственных отношениях между объектами

Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8; закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7, взаимосвязь целого и частей

К.З. Активизировать зрительно – двигательное восприятие

Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи; закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей

К.З. Активизировать речь и мышление в процессе восприятия и отображения

Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях; закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания

К.З. Синхронизировать работу рук и глаз

К.З. Развивать прослеживающую функцию глаз

Формировать представление о замкнутой и незамкнутой линии; закрепить умение соотносить цифры 1-3 с количеством предметов, навыки счёта в пределах трёх, взаимосвязь целого и частей

К.З. Расширять зрительный опыт детей, развивать внимание

К.З. Развивать навыки ориентировки в пространстве

Познакомить с образовани ем и составом числа 9, цифрой 9; закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимо

К.З. Развивать зрительное внимание, глазомер

Сформировать представле ние о различных видах углов; закрепить знание цифр 1-4, состава числа 4, взаимосвязь м/д частью и целым, понятие многоуголь ника

К.З. Развивать зрительно –двигательное восприятие

Сформировать представле ния о числовом отрезке, приёмах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка; закрепить счётные умения и состав чисел в пределах 4

К.З. Развивать зрительную реакцию

Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади; закрепить взаимосвязь целого и частей,количествен ный и порядковый счёт в пределах 5, сформировать представление о составе числа 5

К.З. Развивать зрительное внимание, память

31. «Пирамида. Конус.

Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше –позже ; закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счёте предметов

К.З. Корригировать и активизировать речь и мышление в процессе восприятия и отображения

Закрепить раннее приобретённые знания о сравнении предметов, о числах 1-9, сложении и вычитании, о свойствах геометрических фигур, о свойствах угла, отрезка и т.д.

К.З. Развивать внимание, расширять зрительный опыт детей

К.З. Развивать представления о пространственных отношениях между объектами

Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе; закрепить понятие взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7; закрепить геометрические и пространственные представления

К.З. Развивать восприятие формы, цвета, внимания и память

Сформировать представления об объёме, сравнении сосудов по объёму с помощью переливания, об измерении объёмов с помощью условной мерки; закрепить счётные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей

К.З. Повысить зрительный уровень анализа и синтеза предметов сложной формы

Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи; закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырёхугольники

К.З. Формировать перцептивные действия, развивать зрительное внимание

Сформировать представление о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки; закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 9, состав числа 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей

К.З. Развивать зрительные реакции на предметы окружающего мира, восприятие формы

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда; закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложения и вычитания чисел на числовом отрезке

К.З. Развивать восприятие формы, глазомер, зрительное внимание

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра; закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложения и вычитания чисел на числовом отрезке

К.З. Активизировать зрительно – двигательное восприятие

Закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления; повторить количественный и поряд ковый счёт, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10

К.З. Развивать внимание, зрительный опыт детей

Выявить уровень владения

умениями и навыками, предусмотренными программой для детей старшей группы на конец года


Актуальность проблемы:

Обучение детей со зрительными нарушениями ориентированию — важный аспект в их общем развитии, который поможет им чувствовать себя уверенно в окружающей действительности, свободно взаимодействовать с людьми и предметами.

Выполнение этой задачи осложняет тот факт, что детям с нарушением зрения сложно самостоятельно и достаточно быстро освоить это направление ввиду того, что дефекты зрения не позволяют детям быть достаточно подвижными и ловкими, у них значительно хуже, чем у нормально видящих детей, развиты пространственные представления, они плохо запоминают их словесные обозначения. Снижение остроты зрения и глазодвигательных функций вызывают ошибки в определении расстояния между предметами, их точное расположение в пространстве относительно себя или предмета. Также трудность для детей с патологией зрения вызывает определение правой и левой стороны тела или пространства относительно себя или другого человека.

Поэтому целью проекта является обучение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения разным видам ориентирования: в макро- и микропространстве, а также на теле человека. К тому же, что не маловажно, данное направление является обязательным элементом в подготовке детей к школьному обучению и успешной их социализации в обществе нормально видящих сверстников.

Задачи проекта:

‒ Обобщать представления и накапливать знания, умения и навыки детей о видах пространственного ориентирования, их значении в жизни человека

‒ Продолжать учить детей ориентироваться в микропространстве: на плоскости стола, стены, картины, листа бумаги и т. д.;

‒ Развивать умения у детей ориентироваться в макропространстве, как в замкнутом (помещения детского сада), так и открытом (на улице) пространстве;

‒ Тренировать у детей навыки ориентировки на теле человека, как на самом себе, так и на теле другого человека;

‒ Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве по схеме, карте помещений и уличных участков, а также их самостоятельном составлению.

Тип проекта: обучающий, закрепляющий, игровой, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).

Участники проекта: дети старшей, а затем подготовительной группы, их родители, учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатели группы.

Принципы:

‒ Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

‒ Комплексный подход к диагностическому обследованию уровня развития и коррекционной помощи детей с нарушением зрения;

‒ Дифференцированный подход к детям в зависимости от зрительного диагноза и уровня развития в познании окружающего мира.

‒ Создание офтальмо-гигиенических условий с учетом возможностей, способностей и потребностей детей с нарушением зрения

В результате реализации проекта:

  1. Будут представлены все направления работы по ориентировке на своем теле и теле другого человека, ориентировке в микропространстве, ориентировке в макропространстве.
  2. Прогнозируется значительный рост компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения, а также общая заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, тесное сотрудничество между семьями воспитанников и детским садом.
  3. Будет представлено обобщение опыта работы в ДОУ по взаимодействию учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость результатов

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использовано совместное творческое взаимодействие с родителями. Это необходимо для развития детей и их познавательных способностей. Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетентность воспитателей, но и внесет значительные изменения в развивающую среду ДОУ, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.

Таким образом, ходе реализации проекта можно будет наблюдать:

‒ творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее развитие дошкольников;

‒ освоение всех видов ориентировок детьми с нарушением зрения;

‒ повышение психологической готовности родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;

‒ развитие педагогической компетентности родителей;

‒ расширение словарного запаса детей пространственной терминологией;

‒ развитие детского мышления, памяти, воображения, креативности, а также коммуникативных способностей;

Основные этапы проекта:

1 — вводный — определение цели, задач, продумывание содержания, построение плана реализации проекта;

2 — подготовительный — работа с различными литературными источниками по данной теме, определение содержание деятельности всех участников проекта, разработка мероприятий на весь период реализации проекта;

3 — основной — выполнение всех запланированных мероприятий в установленные сроки, а именно: пополнение методической базы новыми пособиями по заявленной теме, проведение коррекционных занятий с детьми по разным видам ориентирования, внедрение новых игр и заданий для детей, проведение с родителями консультаций и родительского клуба, а также интегрированных занятий, развлечения и квест-игры;

4 — заключительный — презентация проектной деятельности и ее продукции на итоговом педсовете для всех педагогов ДОУ, фото- и видеоотчет по каждому виду деятельности.

План реализации проекта

Мероприятие

Срок исполнения

Определение актуальности проекта, постановка цели, задач, содержания, мониторинг.

Изучение литературы и методических разработок, а также опыта работы коллег по развитию у детей с нарушением зрения навыков ориентирования: на теле человека, в микро- и макропространстве.

Разработка плана реализации проекта

Разработка, изготовление и внедрение в практику работы с детьми новых пособий, игр и заданий в рамках коррекционных занятий

Разработка и представление информационных листов для родителей по развитию у детей ориентировки на своем теле и теле рядом и напротив стоящего человека

Разработка и проведение интегрированных коррекционных занятий с детьми учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя

Разработка и проведение интегрированных коррекционных занятий с детьми учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя

Разработка и представление картотеки игр по пространственному ориентированию: формирование ориентировки на теле человека, на открытом и замкнутом пространстве, с использованием всех сохранных анализаторов, в движении, в микропространстве, с использованием схем, планов

Презентация проекта и ее продукции педагогам ДОУ на итоговом педсовете

Оформление проекта для публикации в периодической печати

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, детский сад, разработка, родитель, старший дошкольный возраст, тело, итоговый педсовет, пространственное ориентирование, родительский клуб.

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию.

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве.

свободное пространство, нарушение зрения, пространство, ребенок, ориентировка, развитие ориентировки, пространственная ориентировка, навык ориентировки, игра, детский сад.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт.

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного.

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Участие в Детском совете возможно для детей любого возраста.

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями.

Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте отрицательно влияют на процесс

Цель работы — развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения

- Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела.

Современные подходы в создании развивающей предметно.

Именно дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития и приобретения

Поэтому мы в детском саду учим детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать

В его функции входит мотивация детей и родителей к познавательной деятельности.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

Психолого-педагогическая технология проведения игровых.

При этом создание воспитательной среды, с точки зрения повышения эффективности воспитательного процесса

Возраст: Старший дошкольный.

Цель: Приобщение к ведению межкультурного диалога с ранних лет посредством детского художественного творчества.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию.

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве.

свободное пространство, нарушение зрения, пространство, ребенок, ориентировка, развитие ориентировки, пространственная ориентировка, навык ориентировки, игра, детский сад.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт.

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного.

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Участие в Детском совете возможно для детей любого возраста.

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями.

Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте отрицательно влияют на процесс

Цель работы — развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения

- Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела.

Современные подходы в создании развивающей предметно.

Именно дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития и приобретения

Поэтому мы в детском саду учим детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать

В его функции входит мотивация детей и родителей к познавательной деятельности.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

Психолого-педагогическая технология проведения игровых.

При этом создание воспитательной среды, с точки зрения повышения эффективности воспитательного процесса

Возраст: Старший дошкольный.

Цель: Приобщение к ведению межкультурного диалога с ранних лет посредством детского художественного творчества.

Читайте также: