План работы с семьей находящейся в социально опасном положении в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Воскресенье, 06.03.2022, 13:38

ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА ПО РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ЦЕЛЬ:

  • формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье.

ЗАДАЧИ:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой

Составление плана работы по профилактике безнадзорности и правонарушений для каждой группы

Выявление детей, длительное
время не посещающих МДОУ, принятие мер по возвращению их в МДОУ

по факту пропуска МДОУ

Заседания Совета профилактики МДОУ

1 раз в квартал

Проведение семинаров с воспитателями по проблемам правонарушений несовершеннолетних

Обобщение для использования в дальнейшей работе и пропаганда в СМИ позитивного опыта профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и семьями "группы риска"

Анализ работы ДОУ по профилактике правонарушений

2.ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО "НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ" И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Выявление и постановка на учет неблагополучных семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, жестоко с ними обращающихся

по мере необходимости

Организация рейдов по семьям с целью выявления семей, находящихся в социально-опасном положении

(1 раз в квартал)

Проведение совместных рейдов по неблагополучным семьям с целью оказания практической помощи

Организация мероприятий по воспитанию родительской ответственности, пропаганде семейных ценностей, подготовки молодежи к семейной жизни (Дней семьи, клубов семейного общения, спортивных соревнований, родительских клубов и т.д.)

Организация правового просвещения родителей

обновление стенда в течение года

Оказание методической помощи педагогическим коллективам в разработке личностно- ориентированных и социально значимых методик по предупреждению асоциального поведения детей

Организация адресной социальной, материальной, психологической помощи неблагополучным семьям, малообеспеченным семьям

Разработанные программы педагога-психолога успешно реализуются в ДОУ.

ВложениеРазмер
programma_neblago_semya.docx 259.05 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ПК\Desktop\Алекмаа скан сертификат\ААЛЕК\ААЛЕК2\img379.jpg

Цель, задачи и методы работы с неблагополучными семьями……. …… .4

Характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей …………………………………………………………………..……5

П ризнаки неблагополучия в семье ………………………………………..……….11

Алгоритм работы с неблагополучной семьей…………………….………………12

Социально-педагогическая работа с различными типами семей ………. ….….14

Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении. 16

План работы с неблагополучными семьями……………………..………..……. ..17

Представление на постановку на внутрисадовский учет семьи ………………..13

Акт обследования семьи по причине непосещения ребенком МБДОУ………..14

Наблюдение педагога-психолога за ребенком во время нахождения ребенка в ДОУ………………………………………………………………………………….15

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу из разных социальных слоев населения. Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, старшего воспитателя, воспитателей) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Цель: Ознакомление родителей с задачами, методами воспитания в детском саду, оказание им практической помощи.

- Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

- Разработка вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей , консультированием их родителей в области развития и воспитания, а также предшкольного образования и совместными мероприятиями.

- Обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу, формировать у них готовность к систематическому обучению в школе.

- Обеспечить содержательное взаимодействие ребенка и родителей, заключающихся в совместной деятельности.

- Ранняя и безболезненная адаптация ребенка к условиям ДОУ.

- Психолого-педагогическое сопровождение семьи в повышении психолого-педагогических знаний родителей.

- Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться.

-Формирование ценных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Методы работы с неблагополучными семьями:

-Наблюдение за работой воспитателя с родителями при посещении семей , в детском саду.

- Составление актов обследований семей нуждающихся в сопровождении психолога.

- Индивидуальные консультации неблагополучных семей при посещении педагогом-психологом.

- Разработка рекомендаций для родителей в вопросах воспитаниия и развития детей (эмоционально-волевая сфера, роста личности, девиантного поведения, внутрисемейных отношений).

- Проведения психологических диагностик.

- Психологическая профилактика асоциального поведения, пьянства, наркомании и т.д.

- Психолого-педагогическое сопровождение детей выявленных из неблагополучных семей в условиях ДОУ.

- Повышение педагогической компетентности у родителей из неблагополучных семей.

- Профилактика девиантного поведения у детей из неблагополучных семей для успешной адаптации в детском саду и к школе.

- Укрепление и сохранение доброжелательных и доверительных отношений внутри семьи.

Характерные признаки внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:

∙ ​ утомленный, сонный вид;

∙ ​ склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

∙ ​ задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

∙ ​ привлечение внимания любым способом;

∙ ​ чрезмерная потребность в ласке;

∙ ​ проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

∙ ​ проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

∙ ​ трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

∙ ​ в боязливости ребенка;

∙ ​ в выраженном страхе взрослых;

∙ ​ в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;

∙ ​ в боязни идти домой;

∙ ​ в жестоком обращении с животными;

∙ ​ в стремлении скрыть причину травм.

П ризнаки неблагополучия в семье

1.​ Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2.​ Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

5.​ Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

6.​ Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

7.​ При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

8.​ Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия педагог-психолог пишет докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап : изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап : первичное обследование жилищных условий неблагополучной

Третий этап : знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

Пятый этап : изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап : составление карты семьи.

Восьмой этап : координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр защиты семьи, инспекция по делам несовершеннолетних, и т.д.).

Девятый этап : составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап : текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

*​ выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;

*​ участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

*​ контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

*​ поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);

*​ работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

*​ защита интересов опекаемых;

*​ практические мероприятия для семьи.

2. Многодетные семьи:

*​ содействие родителям в повышении качества выполнения ими
воспитательных функций;

*​ организация благотворительной помощи;

*​ рекомендации по организации семейного досуга;

*​ совместные мероприятия для детей.

3. Неполные семьи:

*​ оказание необходимой помощи в получении пособий;

*​ профилактика асоциально-аморального поведения;

*​ изучение динамики развития проблемы семьи;

*​ общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении.

Факторы риска в этих семьях.

Возможные виды помощи семьям и детям в них

Семья группы риска

(многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми

постоянного места работы, малообеспеченность)

Социальная (помощь в трудоустройстве родителей, предоставление бесплатного питания)

Педагогическая (организация летнего отдыха детей)

Медицинская (обеспечение льготным детским питанием)

Коррекционная (организация медико - педагогического обследования детей)

П сихолого-социально-педагогическая (дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации, включение детей в занятия по интересам)

Медицинская (направление на лечение, санаторное оздоровление)

(обстановка в семье характеризуется постоянным физическим или психическим давлением на ребенка, пребывание в подобной семье негативно отражается на поведении и развитии ребенка)

Социально-педагогическая (временное помещение ребенка в соц.приют, коррекционная работа с семьей, с ребенком)

Правовая помощь в реабилитации.

(характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма, нахождение в семье ребенка несет прямую угрозу жизни и здоровью)

Социально-педагогическая (временное помещение ребенка в соц.приют, коррекционная работа с семьей, с ребенком)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План индивидуальной профилактической работы

с семьей Дрягиной Светланы, находящейся в социально опасном положении

Дата рождения

Адрес проживания

Место работы, учебы

Дрягина Юлия Владимировна (мать)

Дрягина Жанна Владимировна

Причины нахождения семьи в социально опасном положении:

Родители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.

Характеристика семьи

Состав и структура семьи:

Мать – Дрягина Юлия Владимировна, образование 9 кл. Коррекционной школы, безработная, 89246587851

Проживают по адресу: Прибайкальский район, с.Батурино, ул.Монастырская, д.12 А. в деревянном доме с печным отоплением.

Семья малообеспеченная. Мать нигде не работает. Семья характеризуется как, социально-неустойчивая, состоит на учёте как социально-опасная семья, с алкогольной зависимостью. Психологическая обстановка в семье напряженная, не стабильная.

Посещаемость: с 01.09.2020 по 15.09.2020 находилась дома на лечении (ОРВИ).

Работа с родителями:

С начала учебного года Юлия Владимировна появлялась в школе только один раз, когда привезла Свету в школу (16.09.2020). до этого педагоги школы постоянно звонили Дрягиным домой, но они не всегда отвечали. В середине сентября администрация школы съездили в Батурино по адресу проживания, но не застали дома Дрягину Ю.В., девочек тоже не было. По адресу проживания дом находится в непригодном для жилья состоянии (нет даже окон). Соседи пояснили, что Юлия Владимировна с девочками проживает временно у дяди в зимовье, но там их тоже не оказалось. Дядя пояснил, что Дрягина Ю.В. вместе с детьми уехала в Турунтаево в поликлинику.

Собеседование с родителями для выявления проблем семьи и проблем ребёнка, проживающего в семье данного типа.

Контроль за посещаемостью и успеваемостью ребёнка из неблагополучной семьи

Контрольная проверка условий жизни ребенка в неблагополучной семье, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания.

Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования

Участие ребёнка и родителей из неблагополучной семьи в школьных праздниках

Посещение на дому с целью диагностики психологического климата в семье

Итоги 1 четверти

Каникулы для всех. Контроль за ребёнком из неблагополучной семьи.

Беседа с ребёнком из неблагополучной семьи:

Итоги 2 четверти

Психолого - педагогическое консультирование родителей

1 раз в четверть

Заседание родительского комитета класса. Организация профилактической работы с неблагополучной семьёй

Посещение на дому. Организация профилактической работы с неблагополучной семьёй

Международный день 8 Марта. Праздник с привлечением мамы

Взаимодействие со службами района, способными оказать помощь или содействие в решении проблем семьи и детей.

Данное понятие включает в себя следующие категории семей:

- семьи с неопределенным социогенезом . В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно - история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. В эту категорию можно отнести семьи, изменившие место жительства.

Работа с семьями потенциальной группы риска предполагает раннее вмешательство .

Можно сформулировать три связанные между собой задачи такого вмешательства:

1. Систематическое отслеживание статуса и состояния семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе патронажной работы;

2. Создание социально-психологических условий для преодоления семейных конфликтных и кризисных состояний;

3. Создание специальных условий для оказания помощи и поддержки семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы психологического, физического или социального характера. Для разрешения данной задачи особенно эффективно временное помещение детей в детские социозащитные учреждения. Это позволяет реализовывать реабилитационную технологию в отношении детей в течение необходимого периода времени. В то же время специалисты работают с родителями, оказывают необходимую помощь и поддержку.

Организация работы с семьями вышеперечисленных категорий предусматривает следующие этапы.

1 этап – диагностический . Выяснение степени необходимости вмешательства в проблему семьи, изучение окружения семьи, взаимоотношений членов семьи, семейной истории, акцентируя при этом внимание на момент возникновения проблемы (причины, временной период). При этом происходит постепенное смещение анализа на периоды успешного преодоления семьей конфликтов и кризисов.

2 этап – организационно-функциональный . Происходит мобилизация ресурсов семьи, нормализация семейных отношений - принятие родителями собственных родителей, друг друга и ребенка. Ребенку в данный период создается семейная реабилитационная среда - работа специалистов либо внутри семьи либо вне ее, в рамках специализированного учреждения для несовершеннолетних. При необходимости, возможна трудовая активизация членов семьи (трудоустройство, стабилизация заработков, активизация роли родителей), адресная социальная помощь (бытовая, финансовая), помощь в организации лечения (при наличии тяжелых заболеваний, алкогольной и наркотической зависимости).

Следует отметить, что положительный результат как профилактической, так и реабилитационной работы с семьей во многом зависит от степени мотивационной готовности последней к вмешательству извне.

Важно установить альянс с членами семьи. Здесь большую роль играет тот факт, что специалисты не являются представителями карательной организацией, грозящей разрушить семью. Семье предоставляется шанс решить реально существующие проблемы.

Эффективными формами и методами стимулирования мотивации являются:

На каждом этапе работы следует поддерживать мотивацию к изменениям у всех членов семьи. Этого можно достичь, если постоянно оказывать эмоциональную поддержку, замечать малейшие изменения и сообщать о них семье, игнорировать негативные проявления.

При хорошем контакте представителей системы социальной профилактики с семьей у нее появляется стремление к позитивным изменениям. Они вместе начинают планировать и предпринимать действия, направленные на решение проблем. В этом взаимодействии участвуют: члены семьи, родственники, специалисты различных служб и т.д.

Результатами индивидуальной работы с семьей можно считать:

  • улучшение качества жизни семьи, благодаря мобилизации ее собственных ресурсов;
  • изменение взаимоотношений в сети социальных контактов;
  • сокращение сроков пребывания несовершеннолетних в детских социозащитных учреждениях;
  • вовлечение в реабилитационный процесс всех родственников и других важных в жизни ребенка людей;
  • формирование четкой системы межведомственного взаимодействия между различными структурами, занимающимися проблемами семьи и детей на местах.

алкоголизм родителей или детей;

Принципы общения с детьми и семьями:

  • уважения индивидуальности;
  • коллективной деятельности;
  • разумной требовательности;
  • возрастного подхода;
  • диалога;
  • педагогической поддержки;
  • стимулирования самовоспитания;
  • связи с реальной жизнью;
  • согласования.

Таким образом, можно определить общий алгоритм работы по профилактике семенного неблагополучия, а также модификации технологий работы соответственно с каждой из определенных проблем.

Читайте также: