План работы с одаренными детьми на уроках биологии

Обновлено: 07.07.2024

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Цель: предоставление возможности школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

§ предоставить возможность осознать каждому обучающемуся свою значимость, свою принадлежность к большой науке;

§ ознакомить с методами научной и творческой работы;

§ развить познавательный интерес, любознательность;

§ обучить общаться со сверстниками и единомышленниками;

§ воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и

§ воспитание целеустремленности, активности обучающихся в выдвижении перед собой

целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.

На занятиях ребята обучаются:

§ самостоятельно ставить задачи;

§ работать с литературными источниками;

§ планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;

§ овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Содержание работы:

1. Разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов.

2. Участие в научно – практических конференциях обучающихся, олимпиадах, конкурсах различного уровня.

3. Изготовление компьютерных, учебных пособий.

4. Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.

Методы работы: проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

Формы работы: групповая и индивидуальная, сочетание групповой и индивидуальной

Ожидаемые результаты:

- увеличение количества участников и победителей конкурсов, конференций, олимпиад

- создание условий для самоопределения обучающихся в отношении естественнонаучного

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Вешкаймский лицей им.Б.П.Зиновьева при УлГТУ

Программа работы с одаренными детьми

по биологии

Елисеева Любовь Ивановна

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современного образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.

Данная программа разработана мною в рамках модульной концепции гуманитарного образования гимназии и программы «Одаренный ребенок в социокультурном пространстве: программа работы с одаренными детьми МБОУ Вешкаймский лицей им.Б.П.Зиновьева при УлГТУ. Поисковая и проектно-исследовательская работа способствует формированию исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать знания, понимать, осваивать новое, выражать свои мысли, принимать решения, работать с разнообразной информацией; но и воспитывает любовь к животным, формирование здорового образа жизни.

Основная идея модульной концепции сводится к тому, что ребенок должен получать углубленное и универсальное знание в неком узком социокультурном пространстве, где он может и должен его апробировать. Знание становится функциональным, только тогда, когда субъект понимает его практическое предназначение. Такой подход ориентирован на формирование креативной личности.

Цель: развития личности интеллектуально одаренного ребенка.

1. Провести диагностику и создать банк данных по одаренным детям.

2. Формирование системы мониторинга роста количества одаренных детей, а так же участников – победителей интеллектуальных мероприятий различного уровня.

3. Развитие способностей и творческого потенциала талантливых и одаренных учащихся на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе и сложившихся традиций ВСОШ№2 им.Б.П.Зиновьева.

4. Разработать методическое сопровождение.

5. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся.

Цель ближайшего развития – создание условий для выявления одаренных и талантливых детей.

Задачи ближайшего развития:

¾ выявление талантливых детей

¾ организация участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

Формы организации работы с одаренными и талантливыми детьми:

· Выполнение проектов различного уровня;

· Подготовка к научно-практическим конференциям;

· Овладение исследовательской деятельности;

· Выполнение творческих работ;

· Проведение конкурсов и интеллектуального марафона;

· Работа с дополнительной литературой и оформление рефератов;

· Проведение анкетирования и опросов;

· Работа с презентациями, построение графиков;

· Разработка информационных буклетов.

Программа имеет интеллектуальную направленность в рамках внеурочной деятельности.

Занятия работы с одаренными детьми рассчитаны на 1 час в неделю по одному часу, всего 35 часов.

Принципы работы педагога с одаренными и талантливыми детьми:

Ø принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Ø принцип ценности личности;

Ø принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Ø принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Ø принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Этапы реализации программы:

I этап (подготовительный) 2019г:

¾ при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап (практический) 2020-2021гг:

III этап (рефлексивно-аналитический) 2021-2022гг:

¾ этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Анализ и оформление результатов реализации научно-исследовательских работ, проектов.

Обобщение и представление своих достижений в интеллектуальных мероприятиях различного уровня.

Ресурсное обеспечение программы:

- библиотечный фонд – наличие литературы

Планируемые результаты реализации программы :

· Положительная динамика результативности участия обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня.

· Публикация результатов реализации программы работы с одаренными детьми по биологии 6-9 классов в виде статьи.

· Оформление портфеля достижений каждого учащегося.

Индикаторы эффективности реализации программы:

1. Рост числа учащихся удовлетворенных организацией работы с талантливыми и одаренными детьми.

2. Увеличение числа учащихся, овладевших ключевыми компетенциями.

3. Число детей, показывающих высокий уровень индивидуальных достижений по биологии.

Перспективный план в работе с одаренными и талантливыми детьми.

Планируется продолжить работу с учащимися более углублено, в целях активизации познавательной активности и развития интереса .Поддерживать Связь с УлГУ(экологический , медицинский факультет), УлСХА, УлГПУ.

План работы

с одарёнными детьми

учителя Елисеевой Любови Ивановны

на 2020-2021 учебный год

1. Сохранение интеллектуального потенциала.

2. Повышение престижа интеллектуальной деятельности учащихся.

3. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества, государства.

1. Осуществление индивидуализации обучения.

2. Формирование системности в знаниях.

3. Внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми.

4. Развитие навыков практической самостоятельной работы через анализ документов, их сравнительной характеристики, написание творческих работ, подготовку к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

Основные мероприятия

Ответственные

Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, творческой и др.

Формирование списка одарённых детей

Определение тематики исследовательской деятельности школьников

Участие школьников в региональном этапе Всероссийского конкурса школьных лесничеств.

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Анализ итогов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Участие школьников в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Анализ итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Индивидуальные консультации о требованиях к оформлению исследовательской работы, о методике защиты презентации

Завершение исследовательской деятельности .Обработка и написание исследовательских проектов.

Организация участия школьников в предметной неделе

Участие учащихся в Днях школьной науки

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах

Анализ работы с одарёнными учащимися, перспективы работы в следующем учебном году

Учитель биологии Л.И.Елисеева

Банк одарённых детей

в 2020-2021 учебном году

Фамилия, имя

Способности

Спирина Полина,Мартынова Галина

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

По уровню: высокие;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Учитель биологии Л.И.Елисеева.

Интернет ресурсы

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА.

Оформление реферата по госту требует соблюдения следующих условий. Согласно госту объем реферата не должен превышать 20 страниц. Он должен быть содержательным, включать в себя информацию и наглядные иллюстрации в виде графиков, таблиц, схем.

Одним из требований госта по оформлению реферата является подразделение доклада на следующие составные части:

1. Титульный лист;

4. Основная часть;

Титульный лист реферата по госту является первой страницей доклада, которая учитывается при подсчете общего объема, но не нумеруется. Все остальные страницы нумеруются.

Все новые разделы в реферате следует начинать с новой страницы, как и введение, заключение.

Список использованной литературы следует приводить в алфавитном порядке. Помимо учебников, зачастую, для написания реферата используются и другие информационные источники: различные законодательные акты, статьи из журналов или сайтов. Данные источники также следует указывать в списке литературы.

Вначале указывается законодательная документация, затем основные учебные пособия и периодические издания, а в самом конце — адреса электронных сайтов.

Для составления реферата следует использовать новые учебные пособия, к примеру, 5-7 летней давности. Можно и старые пособия, но только в том случае, если они являются уникальными.

Информация должна быть набрана с использованием шрифта Times New Roman, размер которого может быть 11-14. Кроме того, необходимо соблюдать следующие отступы от полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм.

Все страницы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы. Нумерация проставляется посередине либо справа в углу.

Сноски разрешается делать в двух вариантах: либо в квадратных скобках указывать номер литературного источника и страницу, либо внизу страницы, под чертой, указывая автора, название учебника, издательства, города и года издания. Второй вариант является наиболее используемым, поэтому далее будет дан пример того, как можно вставить такие ссылки в программе Word.

На этом процесс оформления реферата можно считать законченным. Вышеприведенные правила по оформлению из госта являются основными и наиболее важными. Как правило, если данные требования не соблюдаются автором при составлении доклада, то он может быть не принят, пока не будет доработан соответствующим образом.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ССЫЛОК И СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Информация, приводимая в контрольной работе, должна быть подтверждена ссылками либо в конце текста, либо в подстрочных примечаниях.

2. В подстрочном примечании указываются: фамилия и инициалы автора работы, название работы, место и год издания, страница либо номер статьи при анализе текстов законов.

1. Фрезер Д. Золотая ветвь / Д. Фрезер. – М., 1972. – С.120.

2. Хейзинга Й. Рыцарские ордена и рыцарские обеты // Хейзинга Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. – М., 1988. – С.18.

1. Прокопьев В.П. История германской государственности. XIX –XX вв. – Калининград, 1985. – С.28.

В списке литературы (не путать со ссылками!) опускаются те страницы, которые приведены в ссылках.

Автор: Полушкина Вера Александровна

Населенный пункт: Нижегородская область, р.п. Ардатов

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все-таки участь:

Мне кажется, я их чему-то учу,

А это они меня учат.

Проблема работы с одарёнными детьми – одна из актуальных задач современного образования. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Главная задача учителя при работе с одаренными заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей. Но не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее происходят и изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. Поэтому необходимо привлекать школьников к участию в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Другими словами, школа должна воспитать выпускников, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Именно это имел в виду Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Ученые считают, что каждый человек обладает множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Н.Дубинина считает, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Например, Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Естественно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они являются наглядным примером того, какими возможностями обладает человек в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.

В своей работе с одаренными детьми я придерживаюсь определенной системы, как и многие учителя, целью которой является: развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.

Из поставленных целей вытекают следующие задачи:

  • выявить одаренных детей, проявляющих интерес к биологии;
  • при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными школьниками уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
  • применять в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и мотивационного потенциала учащихся.

Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.

Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся; проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными детьми по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

Для работы с одаренными детьми можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний, например:

  • задания на развитие логического мышления:

нахождение общего, частного, промежуточного понятий;

Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.

1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.

2. Лесное растение, дуб, дерево.

3. Куриные, птицы, глухарь. [2, с.18]

  • расположение понятий от более частных к более общим;

1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.

2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.

3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. [1, с.38]

1. Дерево – кустарник

2. Вены – артерии

3. Корзинка – колос

4. Белок – крахмал

5. Кокки – бациллы.

(Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора).

Примеры: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах).

2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).

Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:

Хитрый гриб Лисичка

Солнечный макияж Загар

Бабочка из шкафа Моль

Обувь с ресничками Инфузория туфелька

Например:

А). Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?

Б). Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.

В). При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?

  • задания на развития творческого мышления:

Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

Пример 1.

Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

Пример 2.

Биология. (7 класс)

Сколько цветков посещают пчёлы?

Творческие работы учащихся состоят в создании:

  • компьютерных презентаций и флипчартов к урокам;
  • кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад;
  • викторин.
  • Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие капельки крови по организму человека”.

2. Задачи на исправление ошибок.

Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Весь бархат мой с его живым миганьем

…Не спрашивай: откуда появилась?

Здесь на цветок я легкий опустилась

7. Задачи на выявление противоречий.

Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.

Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.

Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.

И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.

-Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что, не смотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.

- Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!

- Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.

- А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

Мне так плохо, так устало,

И нет больше сил стучать.

Наверное осталось мало.

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим,

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем

И если вы нас не спасете.

Мы только от куренья пропадем!

2. Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?

Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:

“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.

Открытые творческие задачи по биологии:

Например:

а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?

(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).

б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?

(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)

В). По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит?

Г). Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?

Д). Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?

  • задания на прогнозирование ситуаций.

Что будет, если вырубить в лесу все деревья?

Последствия осушения болот.

Большую роль учителя в работе с одарёнными детьми. Успех ребенка во многом зависит от учителя, поэтому очень важно педагогу тоже идти в ногу со временем и совершенствовать себя профессионально. С этой целью систематично участвую в различных профессиональных конкурсах, публикую методические разработки на образовательных сайтах. Постоянно повышаю свою квалификацию на различных курсах.

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать современные педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления, которые помогают мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов данных технологий создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.

Таким образом, чтобы работать с одаренными детьми нужно в первую очередь измениться самим. Для того чтобы определить насколько вы готовы к работе с такими детьми, я предлагаю вам пройти небольшой тест. Выберите из предложенных вам качеств ваших учеников те, которые вам больше нравятся.

Для остальных есть памятка для работы с такими детьми

1. Четко изучите качества личности, характеризующие одаренность.

2. Используйте в работе с одаренными детьми современные педагогические и компьютерные технологии.

8. Учитывайте в работе с детьми разницу между физическими возможностями и интеллектуальными способностями.

9. Поддерживайте ребенка эмоционально, препятствуйте развитию комплекса неполноценности.

10. Создайте на уроках комфортные условия для развития общих и специальных способностей одаренных детей.

11. Наблюдайте и анализируйте деятельность одаренного ребенка, поддерживайте тесный контакт с его родителями.

12. Обучайте одаренного ребенка не по образцу и стандарту, а в соответствии с его индивидуальной и уникальной зоной развития.

Цель программы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Модель системы работы с одаренными детьми

  • диагностика – изучение личности учащихся.
  • работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
  • внеклассная работа.
  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы;
  • синквейн.
  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • факультатив;
  • кружковая работа;
  • организация временных групп;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • научно-практические конференции;
  • олимпиады;
  • интеллектуальный марафон.

1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (методика представлена в Приложении 1).

  • задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся (Приложение 3);
  • задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
  • задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации (Программа работы кружка “Тайны биологии” представлена в Приложении 4).

Читайте также: