План работы с детьми с нарушением речи в доу

Обновлено: 06.07.2024

1.2. Цель программы:

– обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

1.3. Основные задачи коррекционного обучения:

– устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
– развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
– развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
– уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи старших дошкольников;
– развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.4. Принципы формирования программы

1.5. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом развитии

На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк (или психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада) на начало учебного года:

1.6. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФФН.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ОНР.

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с НВОНР.

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФНР.

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки

2. Содержательный раздел программы

  • подгрупповые занятия, с детьми старшей группы, имеющими ФФН проводятся 2 раза в неделю;
  • с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими ОНР (3-4 у,) коррекционная работа проводится на занятиях в микрогруппах 2-3 раза в неделю;
  • с каждым ребёнком, зачисленным в логопункт, индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится 2-3 раза в неделю.

Задачи по формированию звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте решаются в комплексе на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, у детей с ФФН, ФН каждое занятие включает в себя формирование звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.

2.2. Задачи, планирование логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (старшая группа)

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Планирование логопедической работы

Основное содержание работы I период обучения II период обучения III период обучения
Звуки
Подготовка к звуковому анализу и синтезу
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

2.3. Задачи, планирование логопедической работы с детьми старшей группы, имеющими ОНР ( 3 уровень)

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками

Планирование логопедической работы

2.4 Задачи, планирование логопедической работы с детьми подготовительной группы, имеющими НВОНР

  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Логопедическая работа

2.5. Задачи, планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими общее, фонетико-фонематическое, фонетическое, фонематическое недоразвитие речи

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии –дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

  • формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков;
  • постановка, автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • отработка лексико-грамматических категорий.

2.6. Мониторинг образовательного процесса

2.7. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Участниками коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте являются ребёнок, родитель, учитель-логопед, педагоги детского сада.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Организационный раздел программы

3.1. Организация деятельности логопедического пункта

Коррекционно-логопедическая работа в логопункте детского сада строится на основе:

– образовательной программы детского сада;
– Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
– Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

В логопедическом пункте одновременно занимается 20 детей, сроком, определяемым логопедическим обследованием. Сроки коррекционной работы и частота занятий в логопункте обусловлены тяжестью и структурой речевого дефекта.

Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми в логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от занятий в режиме дня или посредством чередования логопедических занятий с непосредственно-образовательной деятельностью при организации их по подгруппам (с воспитателями и другими специалистами детского сада).

Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная.

Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Из детей с речевой патологией комплектуются следующие группы:

– с ОНР (111-4 уровень)-3-4 ребёнка;
– с ФФН илиФНР-3-6 детей.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год; ОНР-III-IVур.р. – 1-2 года.

С учётом индивидуальных особенностей некоторых воспитанников, состояния здоровья (дети с ОВЗ) сроки коррекционно-логопедической работы могут быть продлены.

Онлайн-книги

Данный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР) и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию неречевых психических функций позволяют планировать коррекционную работу в соответствие с полученными результатами диагностики по методическому комплекту:

Нищева Н. В. «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи

Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы (…год обучения)

Имя, фамилия ребенка_________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст________________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи содержит пояснительную записку, в которой дается характеристика на ребенка, цель и задачи программы и учебный план на один год обучения. Содержание программы включает работу по всем образовательным областям. Далее прописана система оценки планируемых результатов.

на заседании педагогического совета

протокол _____________ 2017 г.

_____________ Е.Ю. М.

приказом № _________ 2017г.

Индивидуальная образовательная программа развития

ребенка с общим недоразвитием речи

на 2017-18 учебный год

Срок реализации: 1 год.

Ответственные за реализацию:

муз. руководитель: ______________

инструктор по ФИЗО: ________________

С родителями согласовано: _________________

Пояснительная записка

Ш. Тимур (13.05.2012г.) воспитывается в детском саду с сентября 2014года.

Семья у мальчика полная, в семье двое детей. Родители морально-устойчивые, заинтересованы в развитии и воспитании ребенка, уделяют этому большое внимание.

Детский сад посещает охотно, без капризов; проявляет желание играть и общаться с детьми. Ребенок идет на контакт и со взрослыми и со сверстниками; взаимоотношения с детьми в группе доброжелательные, агрессивности не наблюдается.

Навыки самообслуживания развиты согласно возраста, при необходимости обращается за помощью к взрослым или сверстникам.

Тимур может занять себя игрой по интересам, предпочитает игры с машинками, конструктором, подвижные игры. В основном предпочитает игры военной тематики. Активно участвует в создании обстановки для игры. Настольно-печатные игры не вызывают у ребенка особого интереса.

Игрушки использует по назначению, обращается с ними бережно, после игры убирает игрушки на место.

Всегда находит партнера для игры, легко делится игрушками, может уступить, договориться. Может организовать игру по своей инициативе.

Во время занятий познавательного интереса мальчик не проявляет, внимание не всегда устойчивое, легко отвлекается; не всегда следует инструкциям взрослого; старается выполнить задание как можно быстрее, что часто приводит к ошибкам.

Предложения высказаться очень часто не находят положительного эмоционального отклика. Речь не внятная, имеет трудности в звукопроизношении.

Тимур проявляет интерес к продуктивным видам деятельности, может лепить и рисовать предметы простой формы; в рисовании линии не четкие, часто не следует инструкции взрослого, спешит, искажает форму изображаемых предметов.

Основные движения у мальчика развиты согласно возраста; проявляет интерес к участию в подвижных играх, но не всегда соблюдает правила игры; испытывает затруднения в ориентировке в пространстве.

Музыкальный руководитель отмечает неглубокий и неустойчивый интерес к музыке. Не умеет прослушать музыкальное произведение до конца, вникать в его содержание. В пении дикция характеризуется неправильным произношением безударных гласных; дыхание поверхностное, звук резкий, мелодия искажается. Не сформировано чувство ритма, что отражается в неумении двигаться в соответствии с характером музыки и при игре на музыкальных инструментах.

По заключению ПМПК у ребенка общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Недостаточный уровень словарного запаса: затрудняется при образовании родственных слов, при подборе синонимов, антонимов, приставочных глаголов. Ошибки в грамматическом оформлении предложений, в употреблении сложных предлогов. Недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь перечислениями).

Среди ошибок грамматического оформления речи выявлены: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, ошибки в употреблении падежных форм.

Звуковое оформление речи: нарушение произношения шипящих звуков, лабдацизм, ротацизм

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия проявляется в затруднении различения акустически и арткуляторно близких звуков.

С психологической точки зрения при диагностике у Тимура уровень развития интеллекта соответствует возрастной норме. Ребенок быстро идет на контакт со взрослым, задания выполняет спокойно, ответственно и с удовольствием. Выявлено небольшое снижение уровня зрелости произвольности психических познавательных процессов.

Физическое развитие среднее. Слабо сформированы такие физические качества, как ловкость, координация движений, чувство равновесия, умение проявлять силу и выносливость.

Исходя из выявленных проблем, педагогами ОУ коллегиально создана индивидуально ориентированная программа, в которой учитываются особенности речевого и психического развития, а так же индивидуальные возможности данного ребенка.

Цель программы: обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с общим недоразвитием речи и оказание ему комплексной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков развития обучающегося, его социальной адаптации.

Задачи программы:

определять особые образовательные потребности ребенка;

создать условия, способствующие освоению основной образовательной программы дошкольного образования и его интеграции в образовательном учреждении;

осуществлять индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь с учётом особенностей речевого и психического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

оказать консультативную и методическую помощь родителям по вопросам развития и воспитания ребенка.

В реализации данной образовательной программы предусмотрено активное участие семьи ребенка с целью ликвидации отставания, как в речевом, так и в общем развитии. Выполняя методические рекомендации специалистов по организации домашней работы с ребенком, они предоставят ему возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

Индивидуальный учебный план

Срок реализации программы 1 учебный год (2017 – 2018гг.).

Программа выполняется коллегиально, в форме подгрупповых и индивидуальных занятий:

- логопедом – 2 раза в неделю;

- педагогом-психологом – (октябрь - декабрь 2017г.) 1 раз в неделю;

- музыкальным руководителем - 1 раз в неделю;

- инструктором по физо - 1 раз в неделю;

- родители получают рекомендации по домашним занятиям 1 раз в неделю.

Содержание программы

Основные дидактические задачи (по программе)

Результаты индивидуальной работы


Н - не усвоено

Ирина Стельмакова

спасибо большое, сейчас требуют писать ежедневные планы работы а как писать не знаю. Не поделитесь своим опытом?

Ирина Стельмакова

Ирина, Вы из Беларуси? Специалисты с опытом работы менее 5 лет должны писать развернутые планы-конспекты на все занятия; с опытом более 5 лет - краткие. Поэтому образцы будут разные.

Ирина Стельмакова

Я со Светлогорска, работала воспитателем, с сентября работаю на пункте в детском саду. думаю, что развернутые планы конспекты я вряд ли составлю сразу, а вот краткие мне бы очень помогли. Я только начинаю работать, поэтому любая нужная информация будет очень кстати.

🤷‍♀

Ирина, писать развернутые сложно, конечно, но здесь вопрос не в удобно/неудобно. Проверка потребует конспекты На 5 листов писать не надо, конечно, на страничку хотя бы

Читайте также: