План работы с часто болеющими детьми в детском саду

Обновлено: 28.03.2024

В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп.

Наибольшее число перенесенных острых заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Высокая распространенность ОРВИ и ОРЗ объясняется тем, что они передаются воздушно-капельным путем, отличаются выраженной контагеозностью и наличием большого числа серологических типов разнообразных респираторных вирусов. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому таких детей следует оздоравливать круглогодично.

Мной была разработана физкультурно-оздоровительная программа “Лучики здоровья”, направленная на оздоровление ЧБД в условиях ДОУ и дома Приложение. Она определяет основные направления, задачи, а также выполнение поставленных задач в течение одного года.

Почему такой срок? (1 год)

Дело в том, что данная программа начинает свою работу не с сентября, как все воспитательно-образовательные программы, а с января по декабрь, - (один календарный год).

Диагноз ЧБД – ставит педиатр, курирующий ДОУ.

Основная цель – перевод из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих.

Программа “Лучики здоровья” направлена на реабилитацию ЧБД, профилактику ОРВИ, ОРЗ и повышение резистентности организма часто болеющих детей.

Формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.

  1. Снижение уровня заболеваемости.
  2. Расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  3. Умение использовать полученные знания для самооздоровления.
  1. Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованны и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.
  2. Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части занятия просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.
  3. Принцип активности и сознательности – польза от занятий может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике.
  4. Принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе “детский сад – дом” по возможности во всех видах деятельности (учеба, игра, гуляние, сон, свободная деятельность, и т.п.).

Принцип адресности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста.

Основные направления и задачи программы

  1. Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры;
  2. Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики;
  3. Выполнение санитарно- гигиенического режима;
  4. Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;
  5. Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.
  6. Обеспечение оптимального режима реабилитации с индивидуализацией ее отдельных компонентов после перенесенного острого заболевания.
  7. Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность), полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; средства для повышения аппетита; витамины в возрастной дозе).
  8. Формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Обучение основам оздоровительной гимнастики.

Совершенствование навыков владения точечным и самомассажем.

Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений.

  1. Увеличение жизненной емкости легких.
  2. Увеличение физической работоспособности и выносливости.
  3. Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.
  1. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).
  2. Создание благоприятных условий для оздоровления организма.
  3. Формирование умений определять собственное плохое самочувствие и умение регулировать его.
  4. Выработка гигиенических навыков.
  1. Улучшение эмоционального состояния.
  2. Снятие психологической напряженности.
  3. Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
  4. Развитие коммуникативных навыков.

Общие рекомендации по организации занятий с ЧБД

Для ЧБД я предлагаю два дополнительных оздоровительных интегрированных занятия в неделю, направленных на профилактику ОРВИ и ОРЗ и повышение резистентности организма.

Группа ЧБД – это разновозрастная группа (от ясельного до подготовительного к школе возраста), поэтому оздоровительные занятия варьируются по времени от 10-15 мин до 30 мин, и рекомендуется проводить их во второй половине дня.

При разработке занятий использовала рекомендации Министерства образования Р.Ф. и Министерства образования Республики Саха (инструктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000 №65/23-16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие физкультурных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью. В занятии используются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастика, хождение босиком и др. виды закаливания.

Весь представленный материал можно использовать частично, либо по своему усмотрению. Так один и тот же массаж можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.

Методика проведения всех видов массажа, пальчиковой гимнастики, упражнений на развитие дыхания соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам.

Т.к ЧБД это дети, страдающие заболеваниями верхних дыхательных путей, то большое внимание уделяется дыхательной гимнастике и дыхательным упражнениям.

Желательно использовать в каждом занятии упражнения с озвученным выдохом: “тик-так”, “у-ух”, “р-р-р”, “п-ф-ф” и т.д. (методика Б.С. Толкачева).

  • делать короткий активный вдох носом;
  • выдох выполнять через рот;
  • вдох делать одновременно с движением;
  • все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
  • считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Очень полезно развивать дыхательную систему игровым методом: надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри, дуть на плавающие игрушки (шарики, бумажные лодочки), дуть на вертушки, нюхать цветы, гасить пламя свечи, дуть на горячий чай, рисовать через трубочку, при помощи дыхания, играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки, губные гармошки и т.д.).

  • Не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
  • Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.).
  • При массаже пальцев рук можно использовать следующие приемы:
  1. вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
  2. растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При проведении занятия рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

  • познавательную деятельность (теоретическая часть занятия);
  • двигательные упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • обще развивающие упражнения;
  • психогимнастические этюды;
  • закаливающие процедуры (самомассаж, водные процедуры, точечный массаж, хождение босиком, воздушные ванны, “нетрадиционный” массаж - игры с косточками, с крупой, хождение по камешкам и т.п.);
  • фитотерапию (чаи, коктейли, лук, чеснок);
  • ароматерапию (аромамедальоны, аромаподушечки, подбор комнатных растений);
  • различные подвижные игры и т.п.

Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели-мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

Как правило, занятие имеет тематический характер, либо нетрадиционную форму проведения – сказка, путешествие и т.п.

При составлении сценариев занятий наряду с авторскими использовала интересные оздоровительные сценарии из Интернета, переделывала их, связывала одной сюжетной линией, использовала детские песенки, стихи русских и современных детских поэтов. Применяла программу оздоровительных занятий М.Ю. Картушиной “Зеленый огонек здоровья”, “Быть здоровыми хотим”, “Здоровый малыш” под редакцией З.И. Бересневой, рекомендации М.Д. Маханевой “Воспитание здорового ребенка”, И.В. Чупаха “здоровый ребенок” - “гимнастика маленьких волшебников”, игры “Лечимся сами” и использовали рекомендации доктора Генриха Николаевича Ужегова, врача-педиатра Е. Комаровского, врача – реабилитолога С.М.Мартынова.

Брала за основу работы рекомендации курирующего врача – педиатра 1 категории Нерюнгринской детской поликлиники А.Л. Филипченко.

Использовала элементы танцевально-игровой гимнастики для детей “Са–Фи - Дансе”.

Перед проведением занятия рекомендую вам попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко выполнят по вашему показу. Большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении занятия имеет интонационное разнообразие вашей речи. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от оздоровительных занятий.

В оценке эффективности использовала рекомендации курирующего ДОУ врача педиатра А.Л.Филипченко: “В оценки эффективности проведенных лечебно-оздоровительных мероприятий основным критерием является динамика уровня заболеваемости каждого часто болеющего ребенка в течение года оздоровления в сравнении с заболеваемостью за предшествующий выздоровлению год (об эффективности выздоровления судят по динамике заболеваемости за год до и после лечения).

Для оценки эффективности оздоровления дети подразделяются на 4 группы:

I группа – ребенок перешел из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих или не болеющих (выздоровление);

II группа – ребенок перенес на 2 и более заболевания меньше, чем до оздоровления, но по количеству перенесенных заболеваний остался в группе часто болеющих детей (улучшение);

III – группа уровень заболеваемости ребенка до и в период оздоровления одинаков (без перемен);

IV – группа после оздоровления число острых заболеваний стало больше, чем до того (ухудшение).

  • Положительная и соответствующая возрасту динамика ростовесовых показателей;
  • Стойкая нормализация показателей, функционального состояния организма (гемоглобин, пульс, параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);
  • Отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
  • Уменьшение числа дней пропущенных по болезни одним ребенком за год.

Показателем эффективности оздоровления детей является:

Эффективным является оздоровление при ПЭО не менее 25%.”

Результативность своей работы вижу в том, что у детей снизилась заболеваемость. Так в 2005 году количество случаев заболеваний у детей этой группы составило 45, а в 2006 году уже 29 (в процентном соотношении снижение на 35%).

Дети стали более активными на занятиях, возросла двигательная способность. Чтобы предупредить заболевание, дети вместе с родителями могут проводить лечебный массаж, закаливающие процедуры в домашних условиях. Ребята получили знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобрели навыки саморегуляции собственного физического состояния. Из семи детей четверо переведены из группы ЧБД в группу эпизодически болеющих.

В занятии используются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастика, хождение босиком и др. виды закаливания.

Весь представленный материал можно использовать частично, либо по своему усмотрению. Так один и тот же массаж можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.

Методика проведения всех видов массажа, пальчиковой гимнастики, упражнений на развитие дыхания соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам.

Т. к ЧБД это дети, страдающие заболеваниями верхних дыхательных путей, то большое внимание уделяется дыхательной гимнастике и дыхательным упражнениям.

Желательно использовать в каждом занятии упражнения с озвученным выдохом: “тик-так”, “у-ух”, “р-р-р”, “п-ф-ф” и т. д.

Выполняя дыхательную гимнастику по методике А. Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:

• делать короткий активный вдох носом;

• выдох выполнять через рот;

• вдох делать одновременно с движением;

• все вдохи-движения выполнять в темпе марша;

• считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Очень полезно развивать дыхательную систему игровым методом:

- надувать воздушные шары,

- пускать мыльные пузыри,

- дуть на плавающие игрушки (шарики, бумажные лодочки,

- дуть на вертушки,

- гасить пламя свечи,

- дуть на горячий чай,

- рисовать через трубочку,

- при помощи дыхания, играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки, губные гармошки и т. д.).

При подготовке детей к проведению массажа, рекомендуется объяснять им:

• Не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

• Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

При массаже пальцев рук можно использовать следующие приемы:

1. вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

2. растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При проведении занятия рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Ход занятия можно изменять. В занятие можно включать:

• познавательную деятельность (теоретическая часть занятия);

• обще развивающие упражнения;

• закаливающие процедуры (самомассаж, водные процедуры, точечный массаж, хождение босиком, воздушные ванны, “нетрадиционный” массаж - игры с косточками, с крупой, хождение по камешкам и т. п.);

• фитотерапию (чаи, коктейли, лук, чеснок);

• ароматерапию (аромамедальоны, аромаподушечки, подбор комнатных растений);

• различные подвижные игры и т. п.

Перед проведением занятия рекомендую вам попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко выполнят по вашему показу. Большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении занятия имеет интонационное разнообразие вашей речи. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от оздоровительных занятий.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Задачи работы с родителями

• Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку).

• Стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (плавание, лыжи, коньки, фитнес).

• Совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес.

• Создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.) .

• Совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Формы работы с родителями :

1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2. Педагогические беседы с родителями по проблемам.

3. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе) .

4. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада

5. Организация совместных дел.

6. Наглядно – просветительская работа.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Организация оптимальной двигательной активности детей.

2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

3. Закаливание детей в домашних условиях.

4. О здоровье всерьез.

5. Здоровый образ жизни.

6. Бронхит. Профилактика.

7. Профилактика гриппа.

8. Основание основ гигиенической культуре.

9. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка.

10. Овощи, фрукты, ягоды, зелень.

11. Дыхательные упражнения.

12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

Профилактическая работа.

Осуществляет медицинская сестра, инструктор по физической культуре, воспитатели.

1. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, витаминизированные напитки.

2. Применение оксолиновой мази.

3. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре босиком.

4. Подвижные игры и физические упражнения на улице.

5. Утренняя зарядка на улице (тёплое время года) с дыхательными упражнениями.

6. Дыхательная гимнастика после сна.

7. Спортивные игры и соревнования.

8. Пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.

9. Полоскание горла.

Формы организации оздоровительной работы :

-закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;

-непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в природных условиях (на участке)

-физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе.

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.

Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке) ; поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях) ; перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой) ; сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.

Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4-5 раз подряд) ; приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.

Статические упражнения. Сохранение равновесия в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5-7 секунд) .

Солнечные (воздушные) ванны

Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т. к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара.

Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.

Прогулки на свежем воздухе

Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.

Отличный вариант. Сначала пустите ребенка бегать в комнате по жесткому ковру, бугристому коврику, потом и на улице – по песку и траве. Начинать такое закаливание в ДОУ или дома можно выделяя ограниченное время для процедур - от получаса и только постепенно дойти до нескольких часов в день.

Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36, а затем после привыкания снижать на 1, каждые 5 дней доведя до 16-18. Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.

Ребенок моет лицо, руки, шею, верхнюю часть груди, подмышками до пояса водой температуры плюс 14-16, а если до этого водных процедур не делали – плюс 27-28, с постепенным снижением. Умывание совсем не заменяет обливаний и обтираний.

Ребенка садят на низкий стульчик, ноги пусть поставит в таз или держит над тазом. Приготовить два кувшина с водой: в одном вода – плюс 35-36, в другом вода холоднее - 34. Нужно обливать голени и стопы малыша водичкой из первого кувшина, потом из второго. К кончится вода сразу насухо вытрите ноги и наденьте сухие носки или колготки. Следующая процедура – такая же. Каждые 5 дней можете снижать температуру воды во втором кувшине на 1, увеличивая разницу температур и доведя температуру воды второго кувшина до 16-18 Цельсия.

Исходное положение — ноги поставить на ширину плеч.

Выполнение: поднять руки вверх — вдох; опустить через стороны вниз — выдох. Повторить упражнение 4 — 6 раз, темп медленный.

Исходное положение — ноги врозь, руки за спину.

Выполнение: наклонить туловище вправо, согнув правую ногу в колене (выдох) ; принять исходное положение — вдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение 4 раза в каждую сторону, темп средний.

Исходное положение — ноги врозь, руки вверх, кисти соединить.

Выполнение: наклониться вперёд, руки опустить вниз, пропустив их под ноги, — выдох. Выпрямиться, руки поднять вверх — вдох. Повторить упражнение 4—6 раз, темп медленный.

Исходное положение — ноги врозь, руки в стороны. Выполнение: хлопок руками сзади, хлопок руками спереди. Сделать 6—8 хлопков. Дыхание равномерное, темп быстрый.

Исходное положение — ноги врозь, руки за спину.

Выполнение: наклонить туловище вправо, а затем влево. Проделать 4—6 раз в каждую сторону, дыхание равномерное, темп средний.

Исходное положение — руки согнуть в локтях, ладони вперёд.

Выполнение: прыжки на двух ногах. Проделать 12— 16 прыжков и перейти на шаг па месте, дыхание равномерное, темп средний.

Исходное положение — палка впереди, в опущенных вниз руках.

Выполнение: поднять палку вверх, прогнуться в грудной части — вдох; опустить палку вниз — выдох. Проделать упражнение 4—6 раз, темп медленный.

Исходное положение — палка впереди, в опущенных вниз руках.

Выполнение: сгибая попеременно ноги в коленях, перешагнуть палку вперёд и обратно назад. Проделать упражнение 4—6 раз, темп медленный, дыхание равномерное.

Исходное положение — ноги врозь, палка за спиной.

Выполнение: повернуть туловище направо и затем налево. Проделать упражнение, но 4—6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание равномерное.

Исходное положение — ноги врозь, палка за спиной.

Выполнение: наклонить туловище вправо, а затем влево. Проделать упражнение 4—6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание равномерное.

Исходное положение — палка впереди, в опущенных вниз руках.

Выполнение: поднять палку вперёд вниз и опустить, затем вперёд и опустить, вперёд вверх — опустить и, наконец, в самый верх и опустить. Проделать весь цикл движений 3—4 раза, темп средний, дыхание равномерное.

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Стали гномы гостей приглашать. (отогнем по очереди пальчики)

Стали гномы гостей угощать. (надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем)

Каждому гостю досталось варенье. (так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)

Пальчики склеило то угощенье. (пусть малыш тесно прижмет попарно друг к другу подушечки пальцев, если он не справляется, помогите ему сделать это)

Плотно прижалась ладошка к ладошке. (прижимаем ладонь к ладони)

Гости не могут взять даже ложки! (попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) .

Там не тронет их никто.

Инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми В дошкольный период происходят важные процессы становления личности ребенка, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом,.

Формы и методы работы с часто болеющими детьми и их родителями в группе оздоровительной направленности Формы и методы работы с часто болеющими детьми и их родителями в группе оздоровительной направленности Начиная со второй младшей группы,.

Массажные коврики и дорожки как средство физкультурно — оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Массажные коврики и дорожки как средство физкультурно — оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста Здоровье является главной ценностью человека и в особенности маленького ребёнка. Как приятно видеть весёлого, любознательного малыша, у.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной группы Физическое развитие шести летнего ребенка, состояние его здоровья в этот период по - прежнему требует самого пристального внимания. Ежегодно.

План физкультурно-оздоровительной работы на 2015–2016 учебный год Сентябрь: 1. Определение функционального состояния и физических качеств ребенка. 2. Утренняя гигиеническая гимнастика. 3. Ф. З. В зале 4.

-обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

-пальчиковые игры Бардышевой Т.Ю.;

-пальчиковый массаж Крупенчук О.И.;

-корригирующие упражнения Останько Л.В.;

-физминутки Ковалько В.И, Вакуленко Ю.А.;

-динамические паузы Авериной И.В.;

-дыхательная гимнастика Стрельниковой А. и Толкачёвой Б.;

-массаж биологически активных зон Уманской А.А.;

гимнастика для глаз Базарного В.

Совместно с психологом, по рекомендации

Проведение групповых традиций в ДОУ по эмоциональному сближению детей

Работа с детьми по формированию убеждений, привычек здорового образа жизни

проведение занятий по ознакомлению детей со строением своего тела и правилами ухода за ним, использование игровых методов при формировании культурно – гигиенических навыков

Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий с учетом состояния здоровья каждого ребенка

- Курс общеукрепляющих средств: эхинацея, иммунал, витамины.

-плановые осмотры детей врачом

По плану медицинских работников

Посещение сенсорной комнаты

2 раза в неделю

Все возрастные группы по графику.

Обеспечение условий для осуществления ежегодного профилактического осмотра воспитанников

По плану –врач- педиатр

Все возрастные группы

- индивидуального маршрута оздоровления ребенка

-профилактические мероприятия по простудным заболеваниям

-мероприятия с частоболеющим ребёнком по индивидуальному маршруту развития

Все возрастные группы

Активизация двигательного режима воспитанников .

-дифференцированные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно во время вечерней прогулки

-обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями

-создание необходимой для двигательной активности детей развивающей среды;

Все возрастные группы

-проведение подвижных игр, физических упражнений

Ежедневно под руководством воспитателя

-строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

Ежедневно под руководством воспитателя

-проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

-хождение босиком на занятиях физкультурой

Ежедневно, индивидуальный подход к частоболеющим детям

-прогулки- походы в Зелёную зону

1-2 раза в месяц во время прогулок

В летний период на прогулке под руководством воспитателя

-хождение по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами

Ежедневно после сна под руководством воспитателя

Корригирующие упражнения после дневного сна

Ежедневно после сна под руководством воспитателя

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

-постоянный контроль осанки;

-контроль дыхания на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой;

-подбор мебели в соответствии с ростом детей;

-профилактический прием оксалиновой мази для носа;

-вакцинация против гриппа;

-употребление свежего чеснока и лука;

-употребление соков и фруктов (второй завтрак)

Все возрастные группы

Совместная физкультурно- оздоровительная работа ДОУ и семьи

Участие родителей в физкультурно- оздоровительных мероприятиях

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, соревнований, Дня здоровья, посещение открытых занятий

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в МБДОУ ДСКВ №55

Особенности методики проведения

1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. Во время занятий; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления

2 Коррекционные технологии

Во время занятий, 3-5 мин.

На коррекционных занятиях рекомендуется для снятия эмоционального напряжения, развития мимики и жестов.

Психолог, логопед, воспитатели

2 раза в неделю не раньше чем через 30 мин. После приема пищи. В физкультурном или музыкальных залах.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений

Муз. руководитель, физрук, логопед

Индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, инструктор физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Включены в совместную деятельность педагога с детьми 1 раз в неделю

Воспитатели, инструктор по физической культуре

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

инструктор по физической культуре

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером.

Рекомендуется специальная методика для дошкольников

специально обученный педагог

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Перспективный план физкультурных развлечений, праздников с детьми

на 2012 – 2013 учебный год

Физкультурный праздник «Осенняя Олимпиада

(Тема: домашние животные)

(на основе игр народов Севера)

Спортивно-музыкальный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества (с родителями)

Похожие документы:

Пояснительная записка (143)

. программа состоит из трех разделов: пояснительной записки; основного содержания с примерным распределением учебных . программа состоит из трех разделов: пояснительной записки; основного содержания с примерным распределением учебных .

Пояснительная записка (693)

Пояснительная записка (752)

. : 68ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительная записка В программе реализуется художественно – эстетическое . 34ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительная записка Произведения художественной литературы раскрывают перед .

Пояснительная записка (16)

. образовательного учреждения содержит следующие разделы: • пояснительную записку; • программу духовно-нравственного развития и . Примерная программа включает следующие разделы: — пояснительную записку, в которой даётся общая характеристика предмета .

Пояснительная записка (628)

Пояснительная записка (199)

. предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительная записка к спецсеминару «Российские партии и их . вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительная записка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной .

Нетрадиционные формы работы с часто болеющими детьми

- длительность занятий, их интенсивность, объём движений, моторная плотность носят вариативный характер;

- основная форма организации клубно-секционная;

- изменена модель взаимодействия педагога и ребёнка с учебно-дисциплинарной и личностью ориентированную (партнёрство сотрудничество).

В основу данной технологии положены научные исследования Ю.М Юрко, Е.Н. Вавиловой. Изучив данные исследования, я пришла к такому выводу, что данную технологию необходимо внедрять в образовательный процесс, при этом не нарушая её целостности.

Я определила осно6вную цель разработки нетрадиционного подхода к физическому воспитанию:

- обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к физическому воспитанию детей с разными проблемами состояния здоровья.

Также я выделила три задачи, которые объединяют сложившиеся в практике формы физического воспитания в единую систему:

1. Развивать основные физические качества (быстроту, силу, ловкость. выносливость).

2. Приоритетность обучения наиболее важный и жизненно необходимым движениям.

3. Формировать культуру поведения в отношении своего здоровья на основе знаний о строении и функциях организма человека.

Вся моя работа по оздоровлению детей строится с учётом физической подготовки и состояния здоровья. Совместно с медицинскими работниками мы провели обследование состояния детей. В результате обследования скомплектовали группу детей по состоянию здоровья. В эту группу вошли часто болеющие дети старшего дошкольного возраста.

Для работы с этими детьми я разработала перспективный план.

Используя нетрадиционные формы работы с часто болеющими детьми в процессе физического воспитания, определила следующие условия:

- детям хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, основные движения, подвижные игры;

- для рациональной организации двигательной активности детей часто меняют упражнения при многократной повторяемости каждого движения;

- добиваюсь яркого и образного выполнения движений.

Для обеспечений всех этих условий, необходимо соответствующая развивающая среда: разноцветные мячи разных размеров, дорожки здоровья (с пуговицами, горохом, с металлическими крышками), тренажёры для сохранения равновесия, а также различные атрибуты к подвижным играм. Также в спортивном зале имеется необходимое оборудование: шведская стенка, съёмные баскетбольные кольца и щиты для метания, верёвочные лестницы, мячи разного диаметра, обручи, скалки. Вся спортивно-оздоровительная среда отвечает принципу функционального комфорта соответственно она безопасна и надёжна.

Большое внимание в своей работе я уделяю нетрадиционным формам работы с часто болеющими детьми. С этой целью провожу физкультурно-оздоровительную работу: утренняя гимнастика, оздоровительный бег, прогулки-походы, занятия в клубе.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Утреннюю гимнастику я провожу ежедневно до завтрака, в течении 10-12 минут в зале или на улице (если позволяют погодные условия). Наряду с традиционными типами утренних гимнастик я внедряю разные её варианты, отличающие от традиционных комплексов по содержанию и методики проведения. Например: дыхательная гимнастика. Провожу её с целью обучения детей навыком правильного дыхания (через нос). Дыхательную гимнастику провожу ежедневно. Основную задачу, которую я выделила – это постоянная тренировка лёгких, увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также снижение острых респираторных заболеваний.

В детском саду у нас вошло в традицию проводить утреннюю гимнастику с включением оздоровительных пробежек. Этот тип утреней гимнастики я провожу на улице. Вначале делаю с детьми 3-4 общеразвивающих упражнений, затем делается сама пробежка со средней скоростью на расстоянии 100-200-300 метров (1-2 раза в чередовании с ходьбой) при этом учитываю индивидуальную возможность каждого ребёнка. В конце пробежки предлагаю детям выполнить несколько дыхательных упражнений.

В утреннюю гимнастику включаю также специальный комплекс общеразвивающих упражнений для часто болеющих детей. Основной задачей этого комплекса я выделила следующую – это формировать навыки правильного дыхания.

Основу этого комплекса составляют упражнения с удлинённым и усиленным выходом на фоне общеразвивающих упражнений. Эти упражнения я провожу в игровой форме.

К нетрадиционной форме физкультурно-оздоровительной работы относятся оздоровительный бег на свежем воздухе. Основные задачи, которые я выделила, является:

1. Укрепить здоровья детей, помочь им стать таким, какими предназначено природой: здоровыми, энергичными, жизнерадостными.

2. Повышать сопротивляемость организма.

3. Усилить возможность детского организма к реализации своего умственного потенциала.

К организации оздоровительного бега я подхожу очень серьёзно, сначала мы начинаем тренировку в зале, а затем выходим на улицу (на стадион). Каждому ребёнку я подбираю индивидуальную нагрузку, бегаю я вместе с детьми, следя за их самочувствием. Увеличение нагрузки я провожу постепенно, начиная с 30 секунд до 10-12 минут.

Следующая форма работы, на которой я хочу остановиться это прогулки-походы. Прогулки-походы представляют один из важнейших видов двигательной деятельности, в ходе которых я решаю оздоровительные задачи, совершенствуя двигательные навыки и физические качества детей, а также укрепляю здоровье. Во время таких походов я решаю сразу несколько оздоровительных задач:

1. Тренировка дыхательной и сердечнососудистой системы.

2. Повышать сопротивляемость организма.

3. Повышать выносливость организма и вырабатывать координацию движений.

Часть времени отвожу для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью я провожу цикл бесед, игр, занятий на которых дети получают необходимые знания о туризме. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков я провожу спортивные игры-развлечения. При планировании я распределяю игры и упражнения с учётом их интенсивности и сложности. Чередуя физическую нагрузку с отдыхом, и более сложные упражнения с менее трудными упражнениями. Поскольку некоторые упражнения в метании, по степени интенсивности относятся к малоэффективным упражнениям, то для получения соответствующей физической нагрузки я сочетаю следующие: бег – метание – прыжки. Например:

2. Упражнения с мячом: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

3. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 метров) прыжки на одной ноге (поочерёдно на правой и левой).

- привить детям любовь к спорту, воспитывать интерес к данному виду спорта и желание заниматься.

На занятиях я решаю следующие задачи:

1. Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.

2. Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.

Дети с большим удовольствием занимаются в клубе, я стараюсь увлекать детей содержанием упражнений, все они проводятся в игровой форме (попади в корзину, забиваем гвозди, прыг-скок побежал дружок), все эти упражнения формируют умения передавать, ловить, вести и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.

В ДОУ основной формой работы являются учебные занятия. Наряду с традиционными занятиями по физической культуре я включаю и нетрадиционные занятия (игровые, сюжетно-ролевые, тренировочные). На каждом из этих занятий я решаю комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Для успешного решения оздоровительных задач я обеспечиваю разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности.

Следующие типы нетрадиционных занятий игровые. Такое занятие я строю на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Эти занятия я провожу преимущественно в летнее время. На этих занятиях я ставлю задачу: закреплять двигательные навыки, развивать физические качества, проявлять умение в меняющиеся ситуации.

Я использую ещё один нетрадиционный тип занятия – это тренировочное занятие. Здесь я включаю большое число циклических, музыкально-ритмических движений, дифференцированных двигательных заданий, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

Помимо организованных видов занятий по физической культуре и физкультурно-оздоровительной работы я провожу физкультурные праздники, досуги, дни здоровья. В моей работе прочное место занимают физкультурные праздники. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Во время этих праздников я широко использую различные игровые приёмы, упражнения, загадки и музыкальное сопровождение, которое способствует положительному эмоциональному настрою часто болеющих детей. Во время праздников каждый ребёнок принимает активное участие в спортивных играх, эстафетах, аттракционах. У подвижных детей развито умения доводить задание до конца, малоподвижных детей учу хорошо и свободно ориентироваться в пространстве. Они с интересом участвуют в играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость, гибкость. На физкультурные праздники я приглашаю родителей (законных представителей), которые принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, а также участвуют в различных конкурсах эстафетах.

Наряду с физическими праздниками я широко использую физкультурный досуг, как организованную форму активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Я строю его на хорошо знакомой детям материале и провожу его с несколькими группами близкими по возрасту.

Большую работу я провожу с родителями (законными представителями) часто болеющих детей. Я придерживаюсь такой позиции: родители должны активно участвовать оздоровлении своих детей. С целью повышения их роли в профилактической работе я провожу цикл бесед, лекций, консультаций на различные темы:

- закаливающие процедуры дома и в ДОУ;

- здоровый образ в семье;

- профилактика ОРЗ и др.

Список использованных источников.

Читайте также: