План работы ресурсного центра по экологии в доу

Обновлено: 07.07.2024

- способствовать проявлению активного отношения детей к объектам природы - действенной заботы, умения оценить свои действия и действия других людей по отношению к природе.
- разнообразие форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательств человека в природу.

- сотрудничество с семьей по вопросам экологического воспитания и здоровья ребенка.

- отслеживание результатов экспериментальной образовательной деятельности.

- обобщение опыта исследовательской работы на районном уровне по созданию экологических проектов, программ.

— увеличение количества детей, вовлечённых в практическую природоохранную деятельность, и, как следствие этого, изменение индивидуальной позиции каждого ребенка по позитивному отношению к окружающей среде родного края;

— воспитание экологической ответственности у всех участников проекта;

— обеспечение пропаганды и широкого освещения проблем экологического образования в СМИ местного, районного и регионального уровня.

Экологическое воспитание во всем мире является одним из приоритетных направлений образования, поскольку взаимоотношения человека с природой становится все более сложными.

Основы экологически грамотного поведения закладываются в раннем детстве, т.к. в этот период ребенок наиболее близок к природе.

ВложениеРазмер
ekologo-razvivayushchaya_sreda_dou.docx 14.17 КБ
ekologicheskaya_tropa.docx 13.75 КБ
proekt_ekologichekie_stupeni.docx 39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-развивающая среда ДОУ

Территория ДОУ – это его своеобразная визитная карточка. Разноцветные клумбы, оригинальные дорожки, ландшафты, игровые и спортивные площадки, огороды, водоёмы – это не просто участки для прогулок с детьми, а развивающая среда.

Экологически правильные организация и оборудование зоны природы – это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей.

Самый распространенный объект в детском саду – это аквариум с его удивительными обитателями. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению за таинственной жизнью подводного мира.

Непосредственный контакт ребенка к объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними закладывают гуманное отношение и умение видеть красоту окружающего мира. Для содержания в ДОУ подходят морские свинки, кролики, хомяки и белые крысы. Дети любят всё пушистое, поэтому между ними и зверьками может сложится хорошее отношение. Неприхотливость к пище, мирный нрав, и в месте с тем разнообразие повадок делают этих животных желательными обитателями уголка природы.

Предварительный просмотр:

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию – это экологическая тропа. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Для каждой возрастной группы разрабатывается свои индивидуальный маршрут. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающие внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов экологической тропинки выбираются: различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельно и красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п.. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием.

Птичий столб привлекает птиц круглый год. В зимнее время птицы подкармливаются в кормушках, прячутся в домике от непогоды.

Предварительный просмотр:

В период дошкольного возраста начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, именно поэтому в дошкольный период актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников.

Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования послужили толчком к серьёзной перестройке в содержании и формах работы с детьми, родителями, педагогами. Особое внимание уделено организации взаимодействия с родителями воспитанников, которые должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, быть активными участниками образовательного процесса, являясь участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.

Экологическое воспитание являясь одним из направлений педагогики дошкольного детства, и отличаясь от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений, в системе непрерывного образования выступает в роли первой ступеньки формирования начал экологической культуры, а именно осознано – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни.

Опыт работы с семьями воспитанников показывает, что экологические нормы и правила поведения в природе знакомы горожанам, но на практике редко применяются. Наблюдается процесс отчуждения родителей и детей от природы. Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.

В результате мониторинга экологической воспитанности дошкольников, нами было выявлено неустойчивое отношение детей к объектам живой природы (к растительному миру, к миру насекомых). Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.

Мы считаем, что учет дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии личности, позволяет более успешно решать задачи экологического воспитания и образования. А активное включение родителей воспитанников в экологические мероприятия оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми нормами и правилами осознанного поведения в природе, и тем самым определяет актуальность данного проекта.

Проект учитывает требования ФГТ и комплексно подходит к вопросу развития экологического мировоззрения всех участников проекта: дошкольников 5 – 7 лет, воспитателей групп, специалистов ДОУ и родителей воспитанников и имеет обучающую, развивающую и социализирующую направленность.

Проект основывается на максимальном использовании возможностей детей и включает в себя совокупность образовательных областей ( коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, труд) которые обеспечивают разностороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Проект может быть реализован воспитателями, работающими на группах старшего возраста, с детьми , родителями, как в специально организованных видах деятельности, так и в свободной деятельности.

Проект рассчитан на два учебных года.


Участниками проекта являются воспитанники старших и подготовительных групп

ДОУ, родители и педагоги.


Деятельность по проекту:

строится с учётом принципа интеграции образовательных областей – что позволяет в единстве развивать познавательную и эмоциональную сферы личности ребенка;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательных областей – игры, экологическая деятельность подобранны с учётом комплексно-тематического плана ДОУ;

реализуется через стимулирование активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

строится с учетом максимального использования воспитательного потенциала семьи в совместной работе педагогов с детьми.

Проект включает в себя три направления и решает ряд образовательных и развивающих задач по блокам: педагоги ДОУ, воспитанники и родители. Разработанные блоки по форме организации самостоятельны, но по виду деятельности интегрированы.

Задачи:
Ресурсы, задействованные в выполнении проекта.

1.Содержание воспитательно-образовательного процесса.

Создание образовательного продукта (проектов, методических разработок, программ и т.д.)

Проектирование образовательной программы

Трудности в проектировании образовательного процесса.

Организация профессионального общения педагогов через сеть городских методических формирований.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации ОП в соответствии с ФГТ.

Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов в работе по формированию экологической воспитанности.

Диссеминация инновационного опыта по реализации ФГТ по экологическому воспитанию и образованию.

Эколого-развивающая среда в группах.

Моделирование и практическое преобразование среды.

Укрепление материально- технической базы: ТСО.

Внешние и внутренние связи.

Организация сетевого взаимодействия ДОУ.

Методическое городское объединение педагогов по экологическому воспитанию

Установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей деятельности по трансляции инновационного опыта с Ресурсным центром города.

Этапы реализации проекта


  1. Определение цели и задач проекта.

  2. Анализ эколого - развивающей среды в группах и ДОУ.

  3. Анализ обеспеченности ДОУ программно- методическими материалами.

  4. Изучение новинок методической литературы и электронных ресурсов по экологической проблематике.

  5. В рамках проекта и его реализации организовать взаимодействие педагогов, детей и родителей.

  6. Анализ сформированности экологических представлений воспитанников, семей воспитанников.

7. Анкетирование педагогов.

8. Составление плана совместных

мероприятий с ОЭЦУ


  1. Организация образовательной деятельности через различные формы: эвристические беседы, решение проблемных ситуаций, интеллектуальные игры ит.д.

  2. Организация экологически-ориентированной исследовательской деятельности : проектную деятельность элементарное экспериментирование в детской лаборатории.

  3. Организация и проведение Детской экологической конференции.

  4. Организация природоохранной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Создание системы эколого-ориентированного взаимодействия: педагогов, родителей, воспитанников.

  2. Создание системы мониторинга экологической воспитанности детей( с учетом ФГТ)

1.Обработка и анализ результатов участия всех участников проекта в природоохранных мероприятиях.

2.Оформление методических брошюр, сборника сценариев экологических мероприятий.

3.Презентация проекта в рамках МО воспитателей-экологов города.

4.Создание и презентация детско-родительских проектов с использованием ИКТ.

5.Разработка методических рекомендаций для воспитателей по взаимодействию с семьями по экологическому воспитанию.

6.Обобщение и оформление опыта использования мультимедийных презентаций по экологии в формировании экологических представлений участников проекта.

7.Распространения опыта работы в рамках


Управление и обеспечение проекта.

Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации экологического воспитания.
Настоящий проект - это попытки интегрировать методы и формы организации экологического воспитания в образовательных областях (коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, труд).
В ходе реализации проекта создаются условия для включения семьи в экологическое образовательное пространство ДОУ:


  • Социально-правовые : построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

  • Информационно-коммуникативные : родителям предоставлены возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.

  • Перспективно-целевые : наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.

  • Потребностно-стимулирующие : взаимодействие ДОУ и семьи опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющих своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную поддержку семье и ребенку.


Основные направления деятельности:


В ходе работы предполагается : эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности ДОУ.

Организация работы ресурсного центра, направленная на повышение методической компетенции участников педагогического процесса по вопросам экологического просвещения, энерго- и ресурсосбережения, воспитание экологической грамотности учащихся через совершенствование внеурочной деятельности с привлечением семьи и общественности.

Задачи:

  • Обеспечить системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для совершенствования работы в области экологического образования.
  • Создать методическую базу материалов по экологическому образованию.
  • Разрабатывать и реализовывать проекты экологической направленности.
  • Оказывать консультативную помощь учащимся и учителям района.

Прогнозируемый результат:

  • Создание электронного банка методических материалов по экологическому образованию на сайте школы
  • Распространение эффективного опыта педагогов в области экологического образования
  • Создание информационно-консультационного центра поддержки педагогов по данному направлению

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1. Организационно-методическая работа. Предоставление имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:

* подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, по актуальным вопросам развития экологического образования;

* участия в реализации районных экологических проектов;

* организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

* организации методических консультаций.

2. Информационно-методическая работа:

* участие в формировании банка педагогической и методической информации;

* изучение перспективного педагогического опыта и достижений в области экологии и экологического образования;

* организация и проведение педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.;

* проведение научно-исследовательских, технологических, проектных работ;

* освоение информационных технологий нового поколения;

* участие в формировании фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения учебной и внеклассной работы по экологии;

* использование возможностей информационных технологий для оптимизации школьного экологического образования;

* информационная и методическая поддержка образовательного процесса;

* организация консультационной деятельности по вопросам экологического образования;

* взаимодействие с другими ресурсными центрами;

* подготовка методических рекомендаций по направлениям своей деятельности;

* организация апробации образовательных технологий, методик, в области экологического образования ;

3. научно-методическая работа:

* разработка проектов по экологии на базе ресурсного центра

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА РАБОТА

Планирование работы РЦ. Ознакомление педагогов с планом работы на 2021/2022 уч. год.

Руководитель и Совет

Обновление и пополнение страницы ресурсного центра на сайте школы

Участие в экологических конкурсах.

Информирование учащихся о запланированных мероприятиях по работе РЦ на 2021/2022 учебный год.

Информирование родителей о работе РЦ

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ

Пополнение и каталогизация дидактического и информационного материала

Пополнение ресурсного центра методическими материалами

Пополнение ресурсного центра материалами по проведению исследовательской работы в области экологии.

Пополнение электронной базы методических разработок учителей школы

Подготовка отчета о работе РЦ

Консультация по вопросам экологического воспитания для классных руководителей

Сентябрь, январь ежегодно

Составление паспорта экологической работы

Конкурс методических разработок мероприятий экологической направленности для шестого дня

Конкурс на лучший проект цветника для оформления пришкольной территории УО

Классные руководители V – XI классов

Изучение разнообразия цветочно-декоративных растений на пришкольной территории

Организация и проведение олимпиады по экологии

Согласно годовому плану работы

Май, сентябрь ежегодно

Классные руководители VII – IX классов

2-я, 4-я четверти ежегодно

Организация познавательных экскурсий по учебной экологической тропе

Сентябрь-октябрь, апрель - май

Классные руководители,.Зыкова Н.И.

Летняя трудовая четверть

Классные руководители V – VIII классов

Участие в мероприятиях Гомельского государственного областного эколого-биологического центра детей и молодёжи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

План мероприятий

по экологическому воспитанию

в ДОУ на 2019-2020 г.

Выполнила: воспитатель Гагарина Вера Павловна

Цель: способствовать экологическому просвещению и образованию дошкольников и их родителей.

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Создать организационно-методические условия по направлению экологическое воспитание;

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей.

4.Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Образовательная деятельность по экологические осуществляется через различные формы:

- Непосредственно-организованную деятельность (занятия, проекты).

Экологическое воспитатение в детском саду, интегрировано со всеми образовательными областями, а так же используется материал других центров: конструирования, художественного творчества, книжного уголка.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

- наглядные пособии по экологии.

Вывод : Для обеспечения качества педагогического процесса по экологическому воспитанию в ДОУ создана экологическая группа, имеющая дидактические и демонстрационные пособия. Однако, её насыщение требует пополнения новыми дидактическими пособиями, пополнение методического кабинета методической литературой.

С целью повышения эффективности педагогического процесса по экологическому воспитанию предусмотрены различные методические мероприятия с воспитанниками, педагогами и родителями.

1 блок. Организация образовательной деятельности с дошкольниками.

Организация образовательного процесса по экологии в соответствии с Образовательной программой

Подготовка и установка с воспитанниками кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых

Участие детей в проектной деятельности

Проведение тематических недель:

в течении всего года

Организация и проведение интеллектуальных марафонов и викторин

В течении всего года

Досуги и развлечения экологического содержания

в течение всего года

Участие воспитанников в Международных и всероссийских конкурсах, викторинах по экологии для детей дошкольного возраста.

Включение в план летних каникул

2 блок. Организационно-педагогическая работа с педагогическими кадрами.

Участие педагогов в работе вебинаров по познавательному развитию детей.

Консультирование педагогов в соответствии с их потребностями, интересами, знакомство с новыми методиками и технологиями экологического развития дошкольников.

Анализ оформления информации для родителей.

3 блок. Создание развивающей предметно-пространственной среды по экологии.

Пополнение природных уголков и уголков для эксперементирования

в течение всего года

Пополнение пособий по экологии

в течение всего времени

Оформление наглядной агитации, папок-передвижек, ширм по охране окружающей среды

в течение всего времени

Приобретение и изготовление дидактических игр по экологическому воспитанию.

в течение всего времени

Изготовление игр по экологии

в течение всего времени

4 блок. Педагогическое сопровождение родителей в экологическом воспитании детей

Выставка литературы и творческих работ на экологическую тему (детей совместно с родителями)

Размещение информации по познавательному развитию детей в уголках для родителей,

в течение всего года

Консультации с родителями:

Участие родителей в пополнении развивающей среды по экологии.

Месячник благоустройства территории детского сада

Важным остается тот факт, что план мероприятий в ДОУ предусматривает многочисленные мероприятия для детей. Среди них особое внимание уделяется кроссам, марафонам, конкурсам рисунков, акциям, выпуску тематической продукции. Все запланированные события объединяются идеей сохранения экологи и природы страны, в которой мы живем. Дети должны обратить внимание на природу и те проблемы, которые связаны с экологией и чистотой.

Содержание экологических центров в группах ДОУ



Обострение экологических проблем вызывает необходимость формирования у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в ДОУ- первом звене системы непрерывного образования.

Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.

У нас в каждой группе созданы экологические центры. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать их для проведения эколого-педагогических мероприятий и организации различных видов детской деятельности: продуктивной, коммуникативной, трудовой, игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, двигательной, восприятия художественной литературы.

Рассмотрим содержание экологических центров в контексте детских видов деятельности.

Для организации продуктивной деятельности экологического содержания созданы картотеки моделей для изодеятельности, собран природный материал для конструирования, атрибуты для нетрадиционного рисования, макеты природных зон, биоценозов, макеты по произведениям писателей В. Бианки, К. Ушинского и др. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее.

Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль для развития познавательного интереса дошкольников и их творческой активности. Во всех группах для организации детской исследовательской деятельности в природе созданы уголки ученого. Даже дети первой младшей группы вместе с воспитателем проводят простейшие опыты. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.

На территории нашего ДОУ уже много лет работает экологическая тропа- специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для познавательно-исследовательской деятельности. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Особое значение озелененная территория дошкольного образовательного учреждения имеет в условиях городской среды, где дети максимально изолированы от естественной природы.

Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.) При их подборе мы учитывали, что материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

В экологическом центре собраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды педагоги нашего ДОУ используют различные методы и формы работы с детьми, такие как: дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.

Таким образом, в результате применения современных подходов к экологическому образованию дошкольников, повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности- Жизни.

1. Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.

2. С. Н. Николаева. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез. 2004.

3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное- рядом – М. : Творческий центр Сфера, 2001.

4. Н. А. Рыжова. Не просто сказки. -М. : Линка-пресс, 2002.

5. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - №4. 2005.

Оформление родительского уголка

Оформление родительского уголка группах родительские уголки оформлены по - разному. В родительские уголки информацию дают не только воспитатели, но и специалисты детского.

Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду Экологическое воспитание дошкольников приоритетное направление ДОУ. Детскому саду присвоен статус"Центр экологического образования" В.

Читайте также: