План работы психолога с тревожными детьми в школе

Обновлено: 01.07.2024

Первый шаг в подобной работе — выявление причин, вызывающих школьную тревожность у данного ребенка. Если ситуация позволяет, желательно использовать приемы опосредованной работы со школьной тревожностью (это возможно в том случае, когда конкретный фактор, вызывающий школьную тревожность, можно устранить или минимизировать его влияние на учащегося). Собственно психологическая помощь необходима тогда, когда использованы все возможности воздействия на социально-педагогическую ситуацию развития учащегося.

Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представить в виде описанных ниже этапов.
1. Консультация с родителями и учителями по вопросам оказания поддержки ребенку в период работы с психологом. Необходимо обсудить следующие вопросы (Венгер А. Л., 2000): как создать для ребенка ситуацию успеха, как дозировать эмоциональные нагрузки, как оптимально организовать режим дня.
2. Углубленная психодиагностика особенностей школьной тревожности данного ребенка (при необходимости).
3. Основная работа с учащимся, которая включает в себя актуализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание, для подростков — консультирование), при необходимости — включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного поведения (Хухлаева О., 2002).
4. Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе.
5. Итоговая диагностика (диагностика результатов).
6. Итоговые консультации с родителями и учителями.

Важно отметить, что не все перечисленные этапы являются обязательными, и их прохождение в контексте работы с конкретным учащимся зависит от его индивидуально-психологических особенностей, а также от различных характеристик ситуации его развития.


Я в школе

Приглашенная на консультацию мама (этап 1) рассказала, что Д. действительно панически боится именно школьную доску саму по себе. Отвечать у доски, стоять перед всем классом — это ситуации, которые его не беспокоят. Сколько мама ни пыталась выяснить, что такого страшного в доске, Д. не мог сформулировать вразумительный ответ. В школу он ходит без особого удовольствия, с ребятами почти не общается, но учится нормально.

На первом занятии Д. были предложены разные варианты работы: рисовать, делать аппликации, играть в театр, просто играть вдвоем с психологом в разные интересные игры. К удивлению психолога, Д. выбрал именно рисование. Хотя, казалось бы, оно ему уже порядком надоело, вероятно, для него оно являлось одной из привычных форм взаимодействия со взрослыми.

Во время третьего занятия Д. получил возможность разрисовать мелом классные доски. Он проделал это очень эмоционально, постоянно комментируя свои действия, причем несколько раз, закончив, стирал с доски и начинал заново.

Изображение доски заметно уменьшилось, ей отведено адекватное место в пространстве класса. В ее изображении отсутствуют выраженные признаки тревожности, проявившиеся в прошлый раз: сильный нажим, стирания. Доска закрашена более небрежно.

Появились изображения себя (за средней партой во втором ряду), одноклассников и учителя, которые характеризуются теми или иными признаками тревожности, однако их появление, в контексте данного случая, скорее говорит о положительном результате работы с Д.: пространство школьной жизни для него субъективно расширилось, в нем оказались значимыми другие персонажи, помимо доски. Однако обратиться к особенностям взаимодействия Д. с одноклассниками и учителями не позволяли объективные временные ограничения.

Я в школе

При работе с тревожными подростками, как правило, сохраняется тот же алгоритм, однако применяются другие методические средства, прежде всего методы психологического консультирования.

Основные этапы индивидуального консультирования тревожных подростков включают (Кузнецова И., 2000):
1) поддержание (восстановление) позитивного самоотношения;
2) анализ проблемы, операционализацию ее проявлений, определение провоцирующих источников и причин;
3) постановку позитивной цели, описание желаемого поведения;
4) построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц);
5) уточнение параметров желаемого результата;
6) определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели;
7) проработку возможных возвращений к старым формам поведения.

Таким образом, целью нашей работы можно считать снижение проявлений тревожности в сфере межличностных контактов.

На вопрос о том, что было важно в этой работе, Таня сказала, что ей было очень важно поделиться своими проблемами. Она чувствует облегчение от того, что смогла все рассказать. Также удалось частично разрядить тяжелые чувства по отношению к подруге и по-новому взглянуть на их отношения.

Таким образом, можно отметить, что цель нашей работы была достигнута: удалось снизить проявления тревожности и дискомфорта в сфере межличностных отношений. Косвенным подтверждением эффективности нашей работы послужило и то, что после того, как мы расстались с Таней, к нам обратилась ее подруга с просьбой назначить время индивидуальной консультации.

В целом, можно отметить, что индивидуальная психологическая помощь учащимся, характеризующимся высокой школьной тревожностью, — это процесс, требующий от психолога творческого подхода, основанного на внимательном анализе всех особенностей личности учащегося, а также социально-педагогической ситуации его развития.

В настоящее время в нашей стране в свете закона РФ “Об образовании”, национальной доктрины, концепции модернизации образования, а также широко внедряемого национального проекта “Образование” интенсивно развивается школьная психологическая служба, призванная обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования, содействовать развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья (“Положение о службе практической психологии”, 2003 г.).

Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде, так как школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира.

Только при взаимодействии содержания школьной среды и выбранных организационных форм можно говорить о школе как институте социализации в котором большая роль отводится школьным психологам, осуществляющим мониторинг различных аспектов содержания школьной среды.

Адаптация ребенка к школе продолжается фактически до ее окончания, так как образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, психологи выделяют наиболее сложные периоды школьной адаптации.

Одним из таких периодов является переход учащихся из начальной школы в среднюю. Педагогическая практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушение поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся подчеркивается в письме министерства образования РФ от 21.05.2004 г. № 14-51-140/13 “Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основное”.

Проблему адаптации еще в середине прошлого столетия исследовали такие ученые, как Мельникова К.А., 1959 г., Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. 1967 г., описавшие в своих работах психофизиологические изменения в организме младших подростков. В последнее время возрос интерес исследователей к данной проблеме, который прослеживается в научных работах Цукерман Г.А., Сизовой О.А., Ясюковой Л.А., в обобщении практического опыта специалистов психологов Бетяновой М.Р., Азаровой Т.В., Коблик Е.Г. и др..

Несмотря на повышенный интерес специалистов, психологов, педагогов к проблеме адаптации учащихся к средней школе, меня, как школьного психолога из далекого сельского района Ростовской области волнует проблема поиска эффективных путей преодоления школьных трудностей и предупреждения дезадаптации учащихся в школе.

Анализ научно-методической литературы по данной теме, анализ собственных исследований и наблюдений показал, что решение задачи адаптации детей к средней школе носит несистематический характер. Эту проблему в образовательном учреждении в отдельности решают: школьный психолог (если таковой имеется в ОУ), учителя начальной школы, педагоги среднего звена, родители, а страдают в итоге дети.

Поэтому мною, в 2007 году администрации Обливской СОШ № 1 была предложена коррекционно-развивающая программа по адаптации детей к среднему звену школы.

Анализ результатов трехлетних наблюдений (в обследовании приняло участие 250 пятиклассников) выявил, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены. В среднем не более 60% учеников пятых классов имеют нормальные значения по этому показателю. Однако это вполне очевидно и без диагностических измерений и не нуждается в особом комментарии. Гораздо более интересна дифференцированная оценка школьной тревожности, позволяющая определить направление коррекционной работы. Наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих.

По приведенной диаграмме можно оценить распределение значений по этим показателям.

Сравнительные показатели диагностики видов школьной тревожности учащихся пятых классов МОУ Обливской СОШ № 1


Эти данные наглядно иллюстрируют специфические особенности психологического состояния учащихся пятых классов. Очевидно, что значения по четырем видам школьной тревожности превышают допустимые пределы (50%). Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, причем к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение у девочек.

Тревожность за последние 5 лет у детей младшего и среднего школьного возраста увеличилась. Она стала глубинной и личностной, изменились и формы ее проявления.

  1. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями.
  2. Негативными эмоциональными переживаниями ситуаций, сопряженных с необходимостью демонстрации своих возможностей.
  3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и школа.

Выявленные факторы тревожности позволили выстроить коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми по трем направлениям:

- обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

- отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Предлагаемая программа предназначена для коррекционной работы с детьми 4-5 классов, испытывающих трудности в адаптационный период – повышенную школьную тревожность, замкнутость, страх.

  • Снижение уровня школьной тревожности, формирование позитивной Я - концепции и устойчивой самооценки тревожных школьников в адаптационный период.

1. Совершенствование способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

2. Коррекция самооценки.

3. Снятие психо-мышечного напряжения.

4. Обучение навыкам саморегуляции.

5. Развитие коммуникативных умений: умение слушать, говорить другому человеку приятное, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них.

6. Формирование атмосферы открытости, доверия и взаимоуважения среди одноклассников, развитие толерантности.

7. Профилактика и коррекция возможных нарушений в поведении, расширение поведенческого репертуара.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия по программе может проводить педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель.

В группе не должно быть более 10-12 детей. Желательно, чтобы дети были одного возраста, близкие по уровню психического развития, что позволяет проводить занятия в группе более эффективно.

Для занятий группы необходима большая комната. Столы ставятся так, чтобы дети могли расположиться за ними по кругу это позволяет видеть ребенку работы других детей, что способствует общению между ребятами.

Столы сдвигаются к одной из стен комнаты, в центре комнаты ставятся стулья по кругу для проведения игр, релаксационного тренинга, упражнений.

Оборудование: листы ватмана, магнитофон, цветная бумага, гуашь, карандаши, аудиозаписи: “Звуки леса”, “Шум моря”, “Вальсы” И.Штрауса, клубок ниток.

Занятия проводятся с группой по 40-45 минут два раза в неделю.

  • по наблюдению учителей (схема – характеристика класса)
  • по тесту А.И. Захарова формирующийся невроз /15-30 баллов/ (31 балл дезадаптация)
  • по тесту Филлипса более 50% общей тревожности
  • по тесту “Неоконченные предложения” - более 5 негативных высказываний, связанных со страхом
  • по проективному рисуночному тесту “Несуществующее животное”

- низкую самооценку

- тревожность

- нервное напряжение.

В группе не должно быть более 10-12 детей. Желательно, чтобы дети были одного возраста, близкие по уровню психического развития, что позволяет проводить занятия в группе более эффективно.

Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга

Методы и техники, используемые в программе:

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик, учитель и ученик).

3. Рисуночная арт-терапия. Задания предметно-тематические (“Я в школе”, “Мой самый хороший поступок”) и образно-тематические – изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (“Счастье”, “Добро”) а также выражающие эмоциональные состояния и чувства (“Радость”, “Гнев”, “Обида”).

4. Моделирование образов поведения. Игры и упражнения, позволяющие преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

1. Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющего функцию установления эмоционально – позитивного контакта со сверстниками.

2. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности.

3. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных целей занятия.

4. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.

5. Арт-терапевтические упражнения под музыку на выражение эмоционального состояния детей.

7. Прощание, отработка механизмов расставания.

Приведенная схема не является жестко обязательной и в соответствии с целевой направленностью может изменяться.

  1. Наблюдение учителей (схема-характеристика учащихся класса)
  2. Анкетирование родителей (тест А.И. Захарова)
  3. Психологическое обследование учащихся по методикам:

- “Несуществующее животное”

- тест школьной тревожности Филлипса

- “Неоконченные предложения”

Критерии оценки достижения результатов.

Критерием эффективности коррекционно-развивающей работы является повторное проведение диагностического исследования:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении. Программа рассчитана на подростков в возрасте 11-15 лет, на две учебные четверти и составляет 14 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (40-50 минут).

Цель программы: снижение тревожности у подростков

Задачи:

1. Получение конкретных знаний для решение подростками своих проблем.

2. Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения.

3. Развитие личности подростка, его способностей к общению и возможностей.

Ожидаемые результаты: снижение тревожности. Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий.

Занятия проводятся в классном помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: либо по кругу, либо за обычным образом расположенными столами, либо в свободном пространстве без мебели.

Первые занятия построены таким образом, чтобы подростки могли открыть друг в друге что-то новое. Интерес к каждому члену группы, единение всего класса – вот основные задачи, которые решаются на занятиях.

Директор МОУ СОШ № 49

___________ (И. В. Юрьева)

Пояснительная записка

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении. Программа рассчитана на подростков в возрасте 11-15 лет, на две учебные четверти и составляет 14 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (40-50 минут).

У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.

Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

На занятиях учащиеся получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.

Структура занятий и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная часть направлена на анализ, самопроверку и рефлексию.

Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.

Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.

Для записей и рисования ученики имеют индивидуальные тетради.

Цель программы: снижение тревожности у подростков

1. Получение конкретных знаний для решение подростками своих проблем.

2. Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения.

3. Развитие личности подростка, его способностей к общению и возможностей.

Ожидаемые результаты: снижение тревожности. Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий.

Занятия проводятся в классном помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: либо по кругу, либо за обычным образом расположенными столами, либо в свободном пространстве без мебели.

Первые занятия построены таким образом, чтобы подростки могли открыть друг в друге что-то новое. Интерес к каждому члену группы, единение всего класса – вот основные задачи, которые решаются на занятиях.

В начале каждого занятия-тренинга вводятся упражнения на разогрев группы. Серьёзный разговор начинается только тогда, когда группа к нему психологически готова. Разминочные упражнения помогают ввести участников группы в тренинговую атмосферу, расшевелить одних и несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус группы и каждого её участника, снять стеснительность, напряженность участников тренинга, а также способность взаимопринятию и взаимопониманию членов группы.

В процессе проведения тренинговых занятий проводятся наблюдения, индивидуальные беседы, которые позволяют прослеживать ход коррекционной работы, изменения в поведении подростков, в их эмоциональном состоянии, личностные и межличностные изменения.

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАК ПРИ ПОМОЩИ КАРАНДАШЕЙ И БУМАГИ МОЖНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХОВ

Представьте, что Вам скоро предстоит серьезное выступление на публике или нужно куда-то поехать, а Вам страшно. Что делать?

Есть очень простая, и в то же время, действенная техника проработки собственных страхов.

· Берете бумагу и карандаши (карандаш, кисти, пастельные мелки — все, что есть под рукой и чем нравится работать).

· Делите лист бумаги примерно на 4 равные части.

· В начале листа рисуете свой страх. Какой он? Большой, страшный, темный (все то, что Вы себе сами представляете и то, как Вам хочется его изобразить)

· На второй части листа рисуете уже себя с этим страхом (где он расположен? Внутри Вас или отдельно?)

· В третьей части листа рисуете то, как Вы побеждаете свой страх.

· И последнее — рисуете себя победителем! Вы смогли свой страх победить! Поздравляем!

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПОДБОРКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

👉🏻

Цель программы: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

👉🏻

Задачи программы:
1. воспитать у ребёнка позитивное отношение к себе;
2. формировать положительную самооценку;
3. способствовать снижению уровня тревожности;
4. обучить произвольной саморегуляции;
5. помочь ребёнку открыть собственные резервы для преодоления и устранения тревожности.
6. развивать коммуникативные навыки.

👉🏻

Участники программы: дети 5-7 лет, с повышенной тревожностью, неуверенные в себе, со сниженными коммуникативными навыками

👉🏻

Аннотация: данная программа направлена на снижение уровня тревожности детей 5-7 лет с помощью специальных коррекционно-развивающих занятий. В ее основу положены игры и упражнения анималотерапии. В ходе реализации программы дети обучаются методам определения и овладения своим тревожным состоянием, снятия психо-эмоционального напряжения, в игровой форме отрабатывается уверенное поведение; родители и педагоги получают квалифицированную помощь по вопросам взаимодействия с тревожными детьми. В результате планируется повысить самооценку тревожного ребенка и его статус в группе сверстников, гармонизировать отношения со значимыми взрослыми, что в итоге приведет к снижению уровня тревожности.

👉🏻

Вид программы: коррекционно- развивающая психолого-педагогическая, направленная на снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста.

👉🏻

Цель программы: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью специальных коррекционно-развивающих занятий.

👉🏻

Задачи программы:
• обучить детей приемам и методам определения своего тревожащего состоянием и овладения своим волнением;
• научить детей использовать упражнения и игры, предназначенные для снятия психо-эмоционального напряжения;
• способствовать перестройке особенностей личности старшего дошкольника, его самооценки и мотивации;
• способствовать повышению статуса в группе сверстников ребенка с тревожными проявлениями;
• способствовать улучшению взаимоотношений тревожных детей с родителями и педагогами;
• оказать квалифицированную консультативную помощь родителям детей по вопросам снижения уровня тревожности;
• обучить специфике работы с тревожными детьми воспитателей;
• разработать методические рекомендации для педагоговпсихологов по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возраста.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

👉🏻

Аннотация: программа направлена на предупреждение возможности проявления страхов и тревожности и устранение у детей уже имеющиеся нарушения, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребенок. В силах педагогов и педагога – психолога - создание благополучного психологического климата в группе, формирование у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, адекватной самооценки. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

👉🏻

Цель программы:

Читайте также: