План работы по духовно нравственному воспитанию в школе

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

К III п.3.2.1

Пояснительная записка

Проблема духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения волнует сегодня общественность во всем мире. Данная проблем должна решаться всеми, кто работает с детьми и имеет к ним отношение. В детстве сравнительно легко происходит усвоение социальных норм. И пока ребенок мал, он не может критично оценивать людей, ситуации. В этом ему должны помогать родители и педагоги.

Сейчас педагогическим сообществом ведётся полемика: какое отбирать содержание, какие методы и формы применять, чтобы они действительно влияли на духовно–нравственное становление юных россиян и были результативны. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Духовно-нравственное становление школьников, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая образовательного процесса в школе. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогического коллектива и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

Главной задачей школы является формирование духовности и нравственности школьника через мировоззренческо-культурологический подход к процессу образования. Духовность понимается как развитое самосознание личности, способность ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте. В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он уверен в себе, активен, не боится пробовать, умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него, способен к самообразованию, умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью, умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, прежде всего нужно видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности; формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта. Программа определяет цели, задачи и направления организации духовно- нравственного воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания детей. Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем.

Настоящая Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия МОУ Тумскую СОШ с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Актуальность: Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. Духовно-нравственные основы человека – это, прежде всего, его совесть, душа, религиозные чувства, чувство любви к Родине.

Проблема: Недостаточное внимание к информированию родителей и привлечению их к духовно-нравственному воспитанию учащихся в семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.

При планировании воспитательной работы с классом на год каждый учитель продумывает мероприятия разных направлений, включая и духовно-нравственное воспитание. Придерживаясь мнения психологов, что ребенок 7-10 лет берет пример, прежде всего, с родителей, я считаю, что воспитание, прежде всего, рождается в семье. Разрабатывая программу работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию, я поставила цель: содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности младшего школьника через просветительскую работу с родителями.

Задачи программы:

1.Дать понятие духовно-нравственной личности, духовно-нравственного воспитания.

2.Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.

3.Осмыслить собственные воспитательные позиции родителям и педагогам.

4.Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.

Принципы построения программы:

- научность: отбор материала основывается на достижениях современной психологической и педагогической науки с сопоставлением различных авторских позиций;

- культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

- практикоориентированность: отбор содержания, направленного на решение практических задач и жизненных проблем.

Срок реализации: 4 года ( С 1 по 4 класс)

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

1.Линейка "День знаний"

2.Беседа-размышление"Мой бог - моя совесть"

"Доброта и милосердие"

"Человек и его предназначение"

"Спешите делать добро"

"Ежели вы вежливы"

4. Диспут."Человек - это возможность"(о борьбе со своим грехом)

"Ты и твои друзья"

5.Праздник "Проводы Букваря"

6.Акция "Забота" ко Дню пожилого человека

7.Проект "Мама - важное слово в каждой судьбе"

8.Диспут "Счастье семьи"

9. Анкетирование: диагностика межличностных отношений

10.Праздник мам и бабушек

11.Игра "Рыцарский турнир"

12.Игра-путешествие"Герои любимых мультфильмов в Школе вежливых наук"

13.Семейный праздник"Елка на снегу"

14.Тренинг "Мои качества"

15.Фольклорные праздники "Масленица""Прилетели кулики из-за моря, принесли весну из неволи"

16.Беседа Поведение в общественных местах.

17. Встреча с представителями духовенства

18. Экскурсия в храм.

19.Участие в городских и областных конкурсах, смотрах.

Воспитание трудолюбия, способности к познанию

Воспитание интереса к профессиям своего города, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни

"Загадки о рабочих инструментах"

2.Путешествие "Тот дом хорош, где хороши его обитатели"

3. Практическое занятие "Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки"

4. Круглый стол "Упрямство и упорство"

5.Презентация творческих проектов "Трудом славится земля Тамбовская"

6.Встречи с представителями разных профессий"Все профессии нужны, все профессии важны"


Задача: знакомить с общественно-политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма.

(путешествие по календарю)

(участие в выставке)

2. Учимся правильно общаться и жить с людьми.

Задача: развивать коммуникативные отношения, нормы нравственного поведения, правила этики

(о правилах поведения в школе)

3. Чтение – вот лучшее учение!

Задача: развивать интерес и любовь к книге, учить читать и пользоваться книгой.

(концерт в подарок)

(задание на лето)

4. Развиваем индивидуальные способности и таланты.

Задача: развивать интеллектуальные задатки учащихся, учить самовыражению и предприимчивости.

5. Моя семья.

Задача: учить сохранять семейные традиции, уважать старших членов семьи.

(рассказы и рисунки)

6. Что такое хорошо и что такое плохо.

Задача: учить отличать хорошее от плохого, ориентироваться в трудных ситуациях.

7. Люби, охраняй наш общий дом-планету Земля.

Задача: учить видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к природе.

(практ. задание на лето)

8. Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение личной гигиены.

Задача: учить соблюдать режим дня, и правила личной гигиены, правильно одеваться, приобщать к спорту

(беседа с примерами из литературных произведений)

Прогулки на свежем воздухе

План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

2.Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

3.Способствовать осознанию основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

4.Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувства эмпатии.

5 Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

Виды деятельности, формы занятий обучающихся 1 – 4 класса, результаты воспитания и социализации

Формы работы и виды деятельности

Сформированные компетентности, результаты воспитания и социализации

Духовно – нравственное

- Формирование гуманистических отношений к окружающему миру.

- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.

- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

- Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Выставка рисунков ко Дню матери

Час, посвященный Дню народного единства

Классные часы по правам человека, о Конституции РФ «День Конституции

  • Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • знание традиций ОУ, бережное отношение к ним.

-Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;

-Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества.

- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;

Читайте также: