План работы по духовно нравственному воспитанию в школе
Обновлено: 07.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
К III п.3.2.1
Пояснительная записка
Проблема духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения волнует сегодня общественность во всем мире. Данная проблем должна решаться всеми, кто работает с детьми и имеет к ним отношение. В детстве сравнительно легко происходит усвоение социальных норм. И пока ребенок мал, он не может критично оценивать людей, ситуации. В этом ему должны помогать родители и педагоги.
Сейчас педагогическим сообществом ведётся полемика: какое отбирать содержание, какие методы и формы применять, чтобы они действительно влияли на духовно–нравственное становление юных россиян и были результативны. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Духовно-нравственное становление школьников, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая образовательного процесса в школе. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогического коллектива и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.
Главной задачей школы является формирование духовности и нравственности школьника через мировоззренческо-культурологический подход к процессу образования. Духовность понимается как развитое самосознание личности, способность ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте. В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он уверен в себе, активен, не боится пробовать, умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него, способен к самообразованию, умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью, умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, прежде всего нужно видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности; формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта. Программа определяет цели, задачи и направления организации духовно- нравственного воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания детей. Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем.
Настоящая Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия МОУ Тумскую СОШ с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Актуальность: Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. Духовно-нравственные основы человека – это, прежде всего, его совесть, душа, религиозные чувства, чувство любви к Родине.
Проблема: Недостаточное внимание к информированию родителей и привлечению их к духовно-нравственному воспитанию учащихся в семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.
При планировании воспитательной работы с классом на год каждый учитель продумывает мероприятия разных направлений, включая и духовно-нравственное воспитание. Придерживаясь мнения психологов, что ребенок 7-10 лет берет пример, прежде всего, с родителей, я считаю, что воспитание, прежде всего, рождается в семье. Разрабатывая программу работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию, я поставила цель: содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности младшего школьника через просветительскую работу с родителями.
Задачи программы:
1.Дать понятие духовно-нравственной личности, духовно-нравственного воспитания.
2.Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
3.Осмыслить собственные воспитательные позиции родителям и педагогам.
4.Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
Принципы построения программы:
- научность: отбор материала основывается на достижениях современной психологической и педагогической науки с сопоставлением различных авторских позиций;
- культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
- практикоориентированность: отбор содержания, направленного на решение практических задач и жизненных проблем.
Срок реализации: 4 года ( С 1 по 4 класс)
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
1.Линейка "День знаний"
2.Беседа-размышление"Мой бог - моя совесть"
"Доброта и милосердие"
"Человек и его предназначение"
"Спешите делать добро"
"Ежели вы вежливы"
4. Диспут."Человек - это возможность"(о борьбе со своим грехом)
"Ты и твои друзья"
5.Праздник "Проводы Букваря"
6.Акция "Забота" ко Дню пожилого человека
7.Проект "Мама - важное слово в каждой судьбе"
8.Диспут "Счастье семьи"
9. Анкетирование: диагностика межличностных отношений
10.Праздник мам и бабушек
11.Игра "Рыцарский турнир"
12.Игра-путешествие"Герои любимых мультфильмов в Школе вежливых наук"
13.Семейный праздник"Елка на снегу"
14.Тренинг "Мои качества"
15.Фольклорные праздники "Масленица""Прилетели кулики из-за моря, принесли весну из неволи"
16.Беседа Поведение в общественных местах.
17. Встреча с представителями духовенства
18. Экскурсия в храм.
19.Участие в городских и областных конкурсах, смотрах.
Воспитание трудолюбия, способности к познанию
Воспитание интереса к профессиям своего города, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни
"Загадки о рабочих инструментах"
2.Путешествие "Тот дом хорош, где хороши его обитатели"
3. Практическое занятие "Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки"
4. Круглый стол "Упрямство и упорство"
5.Презентация творческих проектов "Трудом славится земля Тамбовская"
6.Встречи с представителями разных профессий"Все профессии нужны, все профессии важны"
Задача: знакомить с общественно-политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма.
(путешествие по календарю)
(участие в выставке)
2. Учимся правильно общаться и жить с людьми.
Задача: развивать коммуникативные отношения, нормы нравственного поведения, правила этики
(о правилах поведения в школе)
3. Чтение – вот лучшее учение!
Задача: развивать интерес и любовь к книге, учить читать и пользоваться книгой.
(концерт в подарок)
(задание на лето)
4. Развиваем индивидуальные способности и таланты.
Задача: развивать интеллектуальные задатки учащихся, учить самовыражению и предприимчивости.
5. Моя семья.
Задача: учить сохранять семейные традиции, уважать старших членов семьи.
(рассказы и рисунки)
6. Что такое хорошо и что такое плохо.
Задача: учить отличать хорошее от плохого, ориентироваться в трудных ситуациях.
7. Люби, охраняй наш общий дом-планету Земля.
Задача: учить видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к природе.
(практ. задание на лето)
8. Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение личной гигиены.
Задача: учить соблюдать режим дня, и правила личной гигиены, правильно одеваться, приобщать к спорту
(беседа с примерами из литературных произведений)
Прогулки на свежем воздухе
2.Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
3.Способствовать осознанию основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
4.Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувства эмпатии.
5 Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Виды деятельности, формы занятий обучающихся 1 – 4 класса, результаты воспитания и социализации
Формы работы и виды деятельности
Сформированные компетентности, результаты воспитания и социализации
Духовно – нравственное
- Формирование гуманистических отношений к окружающему миру.
- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
- Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Выставка рисунков ко Дню матери
Час, посвященный Дню народного единства
Классные часы по правам человека, о Конституции РФ «День Конституции
- Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- знание традиций ОУ, бережное отношение к ним.
-Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;
-Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества.
- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
Читайте также: