План работы педагога психолога в школе рк

Обновлено: 04.07.2024





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР Директор ГУ СОШ №18

______Ахметжанова Ш.А _______Гамирова Е. А.

План работы

Службы психолого-педагогического сопровождения ГУ СОШ №18

на 2019-2020 учебный год

Цельработы: психолого-психологическое сопровождение,содействиеличностной и социальной адаптации учащихся, обеспечение гуманизации педагогического процесса.

1. Раннее выявление учащихся с трудностями в обучении и личностном развитии;

2. Оказание психолого-педагогической помощи учащимся в преодолении школьных трудностей, социально-эмоциональных проблем;

3. Разработка и реализация индивидуальных программ развития и коррекции нарушенных функций;

4. Проектирование условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья субъектов образовательного процесса;

5. Оказание помощи учащимся с ОВР в досуговом самоопределении;

6. Оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

7. Содействие субъектам образовательного процесса в формировании толерантного отношения к учащимся с ОВР, способности к активному социальному взаимодействию;

8. Организация информационной поддержки субъектов образовательного процесса по основным направлениям деятельности службы;

9. Формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса служб.

Основные разделы и содержание деятельности

Исполнители

Сроки

Формы контроля

Психолого-педагогическая диагностика

Определение уровня развития познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы учащихся с ОВР

Определение уровнясформированности школьно-значимых навыков уучащихся с ОВР





Мектеп директорының м.а.

И.о.Директора школы

­­­­­____________Р.Т.Абдрахманова

Годовой план работы психологической службы

на 2019 – 2020 учебный год

Цель психологической службы: сохранение психологического здоровья учащихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание поддержки участникам образовательного процесса.

Основные задачи психологической службы:

1.Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию.

2.Оказание психологической помощи учащимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества

3.Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности.

4.Проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала учащихся

5.Осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем учащихся

6. Охрана психологического здоровья учащихся

7.Оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы

8. Повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса

Направления

1. Психологическая диагностика

2. Коррекционно-развивающая работа

3. Психологическое просвещение

4. Психологическая профилактика

5. Психолого-педагогическое консультирование

6. Социально-диспетчерская работа

1. Психологическая диагностика

п/п

Содержание

Классы

Сроки

Диагностика психологической готовности к обучению в школе (входная диагностика)

Диагностика уровня самооценки (методика Г.Н. Казанцевой)

Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки, адаптация Л.Г. Почебута)

Диагностика уровня школьной тревожности (тест Филлипса)

Диагностика уровня тревожности (опросник Кондаша)

Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки, адаптация Л.Г. Почебута)

Диагностика уровня адаптации учащихся (методика Л.М. Ковалевой)

Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки)

Изучение уровня развития словесно-логического мышления
(методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене)

Диагностика уровня интеллектуального развития и внимания

Диагностика уровня интеллектуального развития (ШТУР)

Диагностика школьной мотивации (анкета Н.Г. Лускановой)

Изучение уровня развития словесно-логического мышления
(методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене)

Диагностика уровня интеллектуального развития (ГИТ)

Изучение уровня развития словесно-логического мышления
(методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене)

Повторная диагностика учащихся, имеющих низкий уровень самооценки

Повторная диагностика учащихся, имеющих высокий уровень тревожности

Повторная диагностика учащихся, имеющих высокий уровень агрессии

Повторная диагностика уровня адаптации учащихся

Повторная диагностика уровня тревожности у пятиклассников в период адаптации

Изучение индивидуальных особенностей детей, состоящих на учете в группе риска, ВШК, ОДН

Индивидуальная и групповая диагностика родителей, учителей

2. Коррекционно-развивающая работа

п/п

Содержание

Классы

Сроки

Групповая и индивидуальная работа с детьми с ЗПР

Групповая и индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учете в группе риска, ВШК, ОДН

Тренинги, классные часы, беседы, развивающие занятия по профилактике суицидального поведения

Тренинги, классные часы, беседы, развивающие занятия по пропаганде ЗОЖ

Развитие эмоционально-волевой сферы личности, социальных качеств и коммуникативной культуры, учащихся

Тренинги для родителей по актуальной на данный период времени тематике

сентябрь, ноябрь, январь, арель

Тренинги, классные часы, беседы, развивающие занятия по профилактике насилия

Занятия по развитию познавательной сферы учащихся

Развивающая работа с различными категориями детей: инвалиды, учащиеся из неблагополучных семей, одаренные дети

Психокоррекционная работа по невовлечению в социальные эпидемии

Тренинги, классные часы, беседы, развивающие занятия по формированию толерантности

Психологическое сопровождение учащихся в период подготовки к ВОУД

Профориентационная работа с учащимися

Тренинговая работа по формированию психологического благополучия педагогов

ноябрь, январь, март

Групповая коррекционно-развивающая работа с дезадаптированными учащимися

Групповая коррекционно-развивающая работа с дезадаптированными учащимися

3. Психологическое просвещение

№ п/п

Содержание

Сроки

Выпуск стендовой информации для учителей, родителей и учащихся по различной тематике

в 2 недели в течение года

1 раз в неделю в течение года

Выступления и доклады на родительских собраниях по тематике, запрашиваемой администрацией школы

сентябрь, ноябрь, январь, апрель

Родительские лектории

Психологическая помощь родителям первоклассников

В науку нет коротких путей

Адаптация детей при переходе из 4 класса в 5 класс

Помощь пятиклассникам в период адаптации

Детский суицид. Суицид в подростковой среде

Профилактика вредных привычек у подростков

Подготовка к ВОУД: как противостоять стрессу

Выбор профессии - важное дело в жизни человека

Психологический комфорт в семье

Выступления перед педагогическим коллективом (МО классных руководителей, педагогические советы, совещания учителей и др.)

Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении среди детей и подростков

Признаки употребления ПАВ у учащихся

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся

Выступления перед педагогическим коллективом по тематике, запрашиваемой администрацией школы

Информация для учащихся, лекторские группы, классные часы, беседы

4. Психологическая профилактика

№ п/п

Содержание

Классы

Сроки

Работа с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства, забота о психическом здоровье и психических ресурсах учащихся

Раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении и их преодоление, консультации родителей и учителей, с целью обучения их стратегии для преодоления различного рода проблем

1- 10, родители, учителя

Работа с детьми с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем

Соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе

Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях

Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень

1-10, родители, учителя

Разработка и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач разных этапов психологической профилактики

Выявление дезадаптированных учащихся, планирование коррекционно – развивающей работы с ними

Совместная работа с инспектором по охране прав детства, социальным педагогом, инспектором ОДН, медицинским работником по актуальным вопросам обучения и воспитания

Индивидуальные беседы, консультации молодых учителей по вопросам взаимоотношений с учащимися

5. Психолого-педагогическое консультирование

№ п/п

Содержание

Целевая группа

Сроки

Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания

Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся

Консультирование педагогов в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности

Консультирование по проблемам детско-родительских отношений

Консультирование родителей для ознакомления их с возрастными особенностями различных периодов развития, с результатами психологических диагностик

Консультирование с целью показа родителям приемов формирования познавательных характеристик у детей

Консультирование с целью обращения внимания родителей на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения

Психологическая поддержка родителей детей с ЗПР, нарушением слуха и зрения, детей-инвалидов и др.

Консультирование родителей учащихся, состоящих на учете в группе риска, ВШК, ОДН, дезадаптированных учащихся

Оказание в процессе консультирования помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии

Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания

Обучение школьников в процессе консультирования навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития

Консультирование учащихся в процессе подготовки к экзаменам, конкурсам, соревнованиям

Консультирование одаренных учащихся в процессе подготовки к олимпиадам, защите научных проектов, форумам, конкурсам

6. Социально-диспетчерская работа

Социально-диспетчерская деятельность школьного психо­лога направлена на получение детьми, их родителями и педаго­гами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика.

п/п

Содержание

Участники

Сроки

Определение характера стоящей проблемы и возмож­ностей ее решения

Поиск специалистов, способных оказать помощь

Содействие в установлении контакта с клиентом

Подготовка необходимой сопроводительной документации

Отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистами различных служб, осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы с ними

Сотрудничество с медицинским работником, с медицинским психологом Павлодарской ж/д больницы, социальным педагогом, инспектором ОДН, органами опеки и попечительства по решению проблем учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы педагога-психолога - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

Основные задачи деятельности психологической службы системы образования

на 2021-2022 учебный год:

— сохранение и развитие сети специалистов психологической службы:

— усовершенствование — организационно-функциональных моделей деятельности психологической службы в зависимости от условий и проблем города/района;

— создание и обеспечение работы консультационных пунктов;

— обеспечение оказания качественной профессиональной психологической помощи и поддержки в условиях вооруженного конфликта BCEM — участникам образовательного процесса:

— оптимизация работы формированию системы — социально-педагогического

сопровождения обучающихся/ воспитанников, направленной на их успешную

— повышение профессионализма и творческого потенциала специалистов психологической службы и внедрение инновационных форм и методов работы в их практику;

— усовершенствование психолого-педагогического сопровождения по разным направлениям (профилактика дезадаптации обучающихся при переходе из одного звена обучения на другое. сопровождение профильного обучения, работа со способными и одаренными учащимися, превентивное воспитание, помощь в организации социально-педагогической реабилитации обучающихся, сопровождение детей, склонных к проявлению девиантного и деликвентного

— популяризация психологических знаний и формирование представлений о психологии в целом у участников образовательного процесса и у различных слоев общественности.

Проблема, над которой работает практический психолог:

Создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в условиях школьного взаимодействия.

Основные виды деятельности психологической службы

Психологическое просвещение - формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников, учащихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в развитии личности и становлении интеллекта.

Психологическая профилактика – своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение личности воспитанников, учащихся, групп и коллективов на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и источников нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации.

Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение психолого-медико-педагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям и правонарушениям, формирование социально значимой жизненной перспективы, осуществляемое на основе совместной деятельности практических психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и др. специалистов.

Реабилитация – предоставление психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам, учащимся, которые находятся в кризисной ситуации (пострадавшим от социогуманитарных, техногенных, природных катастроф, перенесших тяжелые болезни, стрессы, переселение, военные конфликты, подвергшимся насилию и т.п.), с цельюа даптации к условиям обучения и жизнедеятельности.

Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания, обучения посредством психологического консультирования.

Социально-диспетчерская деятельность – обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о возможности получения помощи в случаях, выходящих за рамки профессиональной компетенции специалистов Службы, посредством создания банка данных о службах, оказывающих профессиональные услуги.

Психологическая служба школы является важной составляющей частью системы

охраны физического и психологического здоровья детей, и действует, прежде всего, с

целью создания социально-психологических условий для развития личности.

Согласно Типовому положению о психологической службе в системе образования

(приказ МОН ДНР от 06.08.2015 №378), главной целью деятельности психологической

службы в школе является психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита психологического здоровья и социального благополучия

всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи и

поддержки всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

В течение учебного года психологическая служба работала над проблемой:

Психолого-педагогическая поддержка u сопровождение одаренных и способных детей,

оказание психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Результаты реализации задач, которые были определены на 2020-2021 уч. г.

обеспечение оказания качественной профессиональной психологической помощи и

поддержки в условиях вооруженного конфликта всем участникам образовательного

оптимизация работы по формированию системы социально-педагогического

сопровождения обучающихся, направленной на их успешную социализацию;

повышение своего профессионализма и творческого потенциала и внедрение

инновационных форм и методов работы в практику;

совершенствование психолого-педагогического сопровождения по разным

направлениям (профилактика дезадаптации обучающихся при переходе из одного звена обучения на другое, сопровождение профильного обучения, работа со пособными и одаренными учащимися, превентивное воспитание, помощь в организации социально-педагогической реабилитации обучающихся, сопровождение детей, склонных к проявлению девиантного и делинквентного поведения и т.д.);

популяризация психологических знаний и формирование представлений

о психологии в целом у участников образовательного процесса и у различных слоев

Основные виды деятельности психологической службы:

- психологическое просвещение — формирование у обучающихся, и их родителей

(законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных

учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах

собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и

самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе, а также в своевременном

предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

-психологическая профилактика — своевременное предупреждение отклонений в

психофизическом развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений,

предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в МОУ, разработка

конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным

представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение

личности обучающихся на протяжении всего периода обучения; определение

индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в

процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление

причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

- психологическая коррекция и развитие — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение

психолого - педагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям правонарушениям, формирование социально значимой жизненной перспективы;

- консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, их родителям (законным — представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;

Психодиагностической работа в МОУ - это определение возможностей и условий для выявления проблем, недостатков и вида коррекции. Помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебный процесс; определить индивидуальное развитие и готовность к обучению, социометрический статус ученика - все

эти вопросы раскрывает психодиагностика.

В 2020-2021 учебном roдy было продиагностировано 116 обучающихся, 18 педагогов, 58 родителей. В течение года была проведена такая психодиагностическая работа:

• Определение функциональной готовности будущих первоклассников к школе;

• Определение функциональной готовности детей к школьному обучению,

которые прибыли в МОУ из других школ;

• Определение уровня адаптация обучающихся 1-x, 5-x, 10-х кл.

• Определение уровня самооценки обучающихся;

• Определение профессиональной направленности обучающихся.

• Определение уровня эмоционального выгорания у педагогов (А. А. Рукавишников);

Согласно годовому плану практического психолога, среди первоклассников было проведено исследование с помощью методик:

1. Определение мотивов учения у первоклассников

(по методике М. Р. Гинзбург

2. Анкета для родителей первоклассников

3. "Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся"

Э. М. Александровской.

Среди пятиклассников было проведено исследование с помощью методик:

3. Изучение общей самооценки

5. Посещение уроков;

8. Диагностика уровня школьной тревожности"

Среди десятиклассников было проведено исследование с помощью методик:

3. Изучение общей самооценки

5. Посещение уроков;

8. Диагностика уровня школьной тревожности"

Диагностика обучающихся по профориентации:

-Определение уровня агрессивности по методике Басса-Дарки.

- Определение уровня эмоциональной устойчивости Г. Айзенка

- Социометрия (пo методике Морено)

- Акцентуация личности (опросник (ПДО) А.Е.Личко)

- Диагностика путем самооценки четырех важнейших характеристик личности:

тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

- Определение уровня самооценки

- Определение уровня темперамента Русалова

- Тест геометрических фигур

- Анкета мотивации Пашнева

- Анкета по склонности к суицидальному поведению

Во время работы с педагогами провела диагностику:

- на определение эмоционального выгорания (А. А. Рукавишников);

-Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Филлеру);

Одним из приоритетных направлений работы психологической службы МОУ

является работа с одаренными детьми

В школе создан банк методик по выявлению одаренных детей. Отбор учащихся

проводится по видам одаренности:

Интеллектуальная (по методикам Гуревич К.М. ШТУР, Айзенка, Развернутая карта

экспертной оценки доминирующих способностей школьника по Ильичевой, Прогрессивные

Практически-преобразовательная (по методикам КОС - 1, KOC - 2, Развернутая карта

экспертной оценки доминирующих способностей школьника по Ильичевой)

Художественно-эстетическая (Развернутая карта экспертной оценки доминирующих

способностей школьника по Ильичевой, Луки, Торренс)

Психомоторная (тесты на двигательную координацию, Развернутая карта

экспертной оценки доминирующих способностей школьника по Ильичевой записи

Коммуникативно-организаторская (Развернутая карта экспертной оценки

доминирующих способностей школьника по Ильичевой, по методикам КОС - 1, КОС - 2,

Материалы для психологов от Кристины Гунтовой

Материалы для психологов от Кристины Гунтовой

Материалы для психологов от Кристины Гунтовой запись закреплена

Примеры документации школьного психолога

Годовой план
Циклограмма
Рекомендованные формы ведения журналов и иных отчетностей

💛

Забирайте материал и используйте на практике

Читайте также: