План работы музейной комнаты в доу

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.

В нашем детском саду на территории детского сада уже функционирует этнографический музей-изба. Во многом помощь родителей и творческое, ответственное отношение педагогов к его созданию определили его содержание и дизайнерское оформление. Успешность его использования в работе с детьми определила необходимость создания мини-музея в помещении ДОУ.

Данный проект направлен на обогащение развивающей среды ДОУ, создание коллективом педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей музейной комнаты в ДОУ и организацию работы по формированию краеведческих представлений у дошкольников в пространстве музейной комнаты; предполагает воспитание у детей любви к малой Родине и краю.

Гипотеза. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации музейной комнаты позволит систематизировать работу по изучению родной станицы и края.

1) совершенствовать традиционные, разработать и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики;

3) разработать положение, пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.

2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной деятельности.

При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:

- проектно-процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);

- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности.

Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…).

Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.

В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее Кубани. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.

Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.

Экскурсия в мини-музей русского быта.

Знакомство с хозяйкой. Беседа. Словарная работа: изба, горница, лежанка.

Экскурсия в мини-музей русского быта Рассматривание экспоната. Беседа. Рассказ воспитателя. Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц.

Знакомство детей со стариной посудой и утварью. Расширить представление о старинных вещах. Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представление как готовилась еда.

Экскурсия в мини-музей русского быта Рассматривание экспоната. Беседа. Рассказ воспитателя. Обогащать словарный запас детей: ухват, чугунок, крынка.

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа- матрешкой. Развить познавательный интерес. Воспитывать интерес к народному быту.

Рассматривание иллюстраций, наглядного материала.

Экскурсия в мини-музей русского быта Рассматривание экспоната. Беседа. Рассказ воспитателя.

Рисование матрешек карандашами с использованием трафаретов.

Составление сказок и рассказов о Матрешке (совместная деятельность детей с родителями - книжки- малышки).

Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Словарная работа: колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание игр, закличек.

Знакомство детей с русскими национальными костюмами. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.

Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Сюрпризный момент (появление кукол). Рассматривание кукол. Активизация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, лапоточки, чуни, рубаха. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах.

Март: Музыкальные инструменты

Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.

Словарная работа: трещетка, деревянные ложки, балалайка, гармошка.

Игра на музыкальных инструментах.

Апрель: Сороки (Герасим – грачевник)

Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.

Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки.

Разучивание попевок, закличек, игра на музыкальных инструментах.

Познакомить детей с закличками, потешками о солнце. Развивать активную речь детей. Воспитывать любовь к родной природе.

Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.

Создание изображения солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием. Игра на музыкальных инструментах.

Старшая и подготовительная группы

Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (татары, чуваши, удмурты).

Экскурсия в мини-музей русского быта. Рассматривание его внутреннего устройства и убранства избы (в т. ч. показ слайдов). Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные, посиделочные песни).

Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.

Словарная работа: Покров, засидки, посиделки и т. д. Пение муз. руководителя. Игра на музыкальных инструментах.

Ноябрь :История ложки Знакомство с русскими деревянными ложками. Привить интерес детям к возникновению предметов рукотворного мира, к истории появления старинных и современных вещей. Обогатить представление детей об истории появления ложки, их многообразие и разнообразие. Развить внимание, воображение, познавательный интерес. Экскурсия в мини-музей русского быта.

Беседа. Рассказ воспитателя. Расширить и активизировать словарный запас детей (деревянная, алюминиевая, пластмассовая, расписная, серебряная, столовая, десертная, чайная). Рассматривание иллюстраций. Познакомить детей азам игры на ложках (муз. руководитель)

Познакомить детей с прялкой, прядением пряжи. Формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и богатстве;

- приобщать к особенностям жизни и быта наших предков;

- воспитывать интерес к русской народной культуре, к ручному труду.

Экскурсия в мини-музей русского быта.

Познакомить детей с праздниками народного календаря, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещение). Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

Экскурсия в мини-музей русского быта.

Формирование у старших дошкольников интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы средствами музейной педагогики. Развить интерес к старинным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.

Словарная работа: Пеленашка, Веснянка, Крупиничка.

Знакомить детей с традицией русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т. п.). Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение. Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя, детям о традиции празднования Масленицы, к которой относятся проводы зимы и встреча весны: длится Масленица целую неделю, и каждый день имеет своё название (понедельник –встреча; вторник – заигрыши; среда – лакомки; четверг – широкий четверг; пятница – тещины вечеринки; суббота – золовкины посиделки; воскресенье – проводы, прощенный день). Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный праздник. Словарная работа.

Апрель :История русского народного костюма.

Познакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам.

Воспитать у детей интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.

Рассказать детям о ярмарке, процессе купли – продажи, преимуществе. Обогащать знание детей о русском народном творчестве,

показать своеобразие, красоту русского фольклора,

содействовать пониманию национального колорита музыки (танцев и песен русского народа).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.

В нашем детском саду мы работаем над созданием этнографического музея. Во многом помощь родителей и творческое, ответственное отношение педагогов к его созданию определили его содержание и дизайнерское оформление.

Данный проект направлен на обогащение развивающей среды ДОУ, создание коллективом педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей музейной комнаты в ДОУ и организацию работы по формированию краеведческих представлений у дошкольников в пространстве музейной комнаты; предполагает воспитание у детей любви к малой Родине и краю.

Гипотеза. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации музейной комнаты позволит систематизировать работу по изучению родного города и края.

Цель: Разработка и создание музейной комнаты в детском саду.

С педагогами:

1) совершенствовать традиционные, разработать и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики;

2) повышение профессионализма педагогов в работе по формированию краеведческих представлений;

3) разработать положение, пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.

С детьми:

1) знакомить с музейной культурой Городовиковска

3) развивать познавательный интерес к истории, культуре и традициям Калмыкии

4) содействовать воспитанию гражданственности.

С родителями:

1) заинтересовать родителей в создании музейной комнаты,

2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной деятельности.

При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:

- материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование;

- проектно-процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);

- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности.

Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…).

Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.

В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее Городовиковска. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.

Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.

- воспитатели и музыкальный руководитель;

- воспитанники детского сада,

- социальные партнёры: сотрудники районного краеведческого музея, детской библиотеки, Дома творчества детей.

Тип проекта: долгосрочный.

Проект будет реализован в три этапа:

На подготовительном этапе определяется стратегия реализации проекта (определяется цель, задачи, направления работы, результативность), решаются организационные вопросы.

Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий:

1. Организационно-методическая работа педагогов

- Изучение литературы по музейной педагогике.

- Составление положения о музейной комнате.

- Создание пакета методических материалов по созданию мини-музеев в ДОУ. Консультация для педагогов по созданию и организации работы музейной комнаты руководителем музея МКОУ К СОШ

- Составление картотеки описания экспонатов.

- Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.

- Взаимопросмотр открытых мероприятий по организации работы в мини-музее.

- Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

2. Организация работы с детьми

- Мониторинг знаний детей о музее (устный опрос)

- Экскурсии в детскую библиотеку, Экскурсии в районный Дом детского творчества

- Образовательная деятельность в музее ДОУ (экскурсии, беседы, исследование,

- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании

- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей

3. Взаимодействие с родителями.

- Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.

- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.

- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Городовиковска.

- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ

- Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.

Для этого во время практического этапа будут разработаны методические материалы, в том числе система планирования деятельности в рамках музейной комнаты.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках музейной комнаты будет осуществляться через:

- формирование и организацию коллекций,

- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);

- взаимодействие с предметной средой музея.

Музейная комната станет местом изучения быта казаков, познания истории Городовиковска и Калмыкии

На заключительном этапе будут проведён анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.

Результаты реализации проекта будут представлены через:

- показ открытых мероприятий в рамках проекта,

- разработки информационно-методических материалов о музейных экспонатах,

- выпуск брошюры с методическими материалами организации работы с воспитанниками в музейной комнате,

На подготовительном и заключительном этапе проекта проводят мониторинг через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.

Вопросы для беседы с ребенком:

- Для чего нужен музей?

- Что хранится в музее?

- Что можно делать с экспонатами?

- Какие правила поведения в музее ты знаешь?

Предполагаемый результат.

С педагогами:

1. Создание музейной комнаты в ДОУ.

2. Овладение педагогов практическими навыками в организации работы по формированию краеведческих представлений.

3. Разработка положения, пакета методических материалов, системы планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.

С детьми:

1. Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе и крае.

2. Проявление интереса к истории, культуре и традициям Краснодарского края.

3. Повышение познавательной активности детей в познании родной станицы, края.

С родителями:

1. Активное участие родителей в сборе, создании экспонатов, оформлении музейной комнаты.

Планы на будущее

В дальнейшем мы планируем продолжить работу в русле проектирования деятельности педагога ДОУ. Организовать работу по распространению педагогического опыта работы ДОУ по данной проблеме.

Автор: Давыдова Лариса Валентиновна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи:

- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Оборудование: проектор, ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.

Ход семинара

И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования.

Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.

Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.

Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Тема моего семинара - «Организация мини-музея как одна из форм освоения

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги.

Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

  • Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;

- небольшие размеры экспозиции;

- определенная ограниченность тематики;

- участие в их создании детей и родителей;

- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы организации детской деятельности в мини-музее:

-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

-Беседы, чтение художественной литературы

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности : дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять

ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.

Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;

разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,

разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

3. Заключительный этап

подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.

Исходя из определённых условий, хочется определить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т.е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите!

(Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)

(Представление мини-музеев, созданных педагогами.)

Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.

Читайте также: