План работы музейной комнаты в доу
Обновлено: 30.06.2024
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.
В нашем детском саду на территории детского сада уже функционирует этнографический музей-изба. Во многом помощь родителей и творческое, ответственное отношение педагогов к его созданию определили его содержание и дизайнерское оформление. Успешность его использования в работе с детьми определила необходимость создания мини-музея в помещении ДОУ.
Данный проект направлен на обогащение развивающей среды ДОУ, создание коллективом педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей музейной комнаты в ДОУ и организацию работы по формированию краеведческих представлений у дошкольников в пространстве музейной комнаты; предполагает воспитание у детей любви к малой Родине и краю.
Гипотеза. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации музейной комнаты позволит систематизировать работу по изучению родной станицы и края.
1) совершенствовать традиционные, разработать и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики;
3) разработать положение, пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной деятельности.
При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:
- проектно-процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);
- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности.
Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…).
Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.
В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее Кубани. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.
Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.
Экскурсия в мини-музей русского быта.
Знакомство с хозяйкой. Беседа. Словарная работа: изба, горница, лежанка.
Экскурсия в мини-музей русского быта Рассматривание экспоната. Беседа. Рассказ воспитателя. Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц.
Знакомство детей со стариной посудой и утварью. Расширить представление о старинных вещах. Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представление как готовилась еда.
Экскурсия в мини-музей русского быта Рассматривание экспоната. Беседа. Рассказ воспитателя. Обогащать словарный запас детей: ухват, чугунок, крынка.
Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа- матрешкой. Развить познавательный интерес. Воспитывать интерес к народному быту.
Рассматривание иллюстраций, наглядного материала.
Экскурсия в мини-музей русского быта Рассматривание экспоната. Беседа. Рассказ воспитателя.
Рисование матрешек карандашами с использованием трафаретов.
Составление сказок и рассказов о Матрешке (совместная деятельность детей с родителями - книжки- малышки).
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Словарная работа: колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание игр, закличек.
Знакомство детей с русскими национальными костюмами. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Сюрпризный момент (появление кукол). Рассматривание кукол. Активизация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, лапоточки, чуни, рубаха. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах.
Март: Музыкальные инструменты
Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Словарная работа: трещетка, деревянные ложки, балалайка, гармошка.
Игра на музыкальных инструментах.
Апрель: Сороки (Герасим – грачевник)
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки.
Разучивание попевок, закличек, игра на музыкальных инструментах.
Познакомить детей с закличками, потешками о солнце. Развивать активную речь детей. Воспитывать любовь к родной природе.
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Создание изображения солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием. Игра на музыкальных инструментах.
Старшая и подготовительная группы
Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (татары, чуваши, удмурты).
Экскурсия в мини-музей русского быта. Рассматривание его внутреннего устройства и убранства избы (в т. ч. показ слайдов). Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные, посиделочные песни).
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Словарная работа: Покров, засидки, посиделки и т. д. Пение муз. руководителя. Игра на музыкальных инструментах.
Ноябрь :История ложки Знакомство с русскими деревянными ложками. Привить интерес детям к возникновению предметов рукотворного мира, к истории появления старинных и современных вещей. Обогатить представление детей об истории появления ложки, их многообразие и разнообразие. Развить внимание, воображение, познавательный интерес. Экскурсия в мини-музей русского быта.
Беседа. Рассказ воспитателя. Расширить и активизировать словарный запас детей (деревянная, алюминиевая, пластмассовая, расписная, серебряная, столовая, десертная, чайная). Рассматривание иллюстраций. Познакомить детей азам игры на ложках (муз. руководитель)
Познакомить детей с прялкой, прядением пряжи. Формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и богатстве;
- приобщать к особенностям жизни и быта наших предков;
- воспитывать интерес к русской народной культуре, к ручному труду.
Экскурсия в мини-музей русского быта.
Познакомить детей с праздниками народного календаря, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещение). Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.
Экскурсия в мини-музей русского быта.
Формирование у старших дошкольников интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы средствами музейной педагогики. Развить интерес к старинным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Словарная работа: Пеленашка, Веснянка, Крупиничка.
Знакомить детей с традицией русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т. п.). Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение. Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя, детям о традиции празднования Масленицы, к которой относятся проводы зимы и встреча весны: длится Масленица целую неделю, и каждый день имеет своё название (понедельник –встреча; вторник – заигрыши; среда – лакомки; четверг – широкий четверг; пятница – тещины вечеринки; суббота – золовкины посиделки; воскресенье – проводы, прощенный день). Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный праздник. Словарная работа.
Апрель :История русского народного костюма.
Познакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам.
Воспитать у детей интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.
Рассказать детям о ярмарке, процессе купли – продажи, преимуществе. Обогащать знание детей о русском народном творчестве,
показать своеобразие, красоту русского фольклора,
содействовать пониманию национального колорита музыки (танцев и песен русского народа).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.
В нашем детском саду мы работаем над созданием этнографического музея. Во многом помощь родителей и творческое, ответственное отношение педагогов к его созданию определили его содержание и дизайнерское оформление.
Данный проект направлен на обогащение развивающей среды ДОУ, создание коллективом педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей музейной комнаты в ДОУ и организацию работы по формированию краеведческих представлений у дошкольников в пространстве музейной комнаты; предполагает воспитание у детей любви к малой Родине и краю.
Гипотеза. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации музейной комнаты позволит систематизировать работу по изучению родного города и края.
Цель: Разработка и создание музейной комнаты в детском саду.
С педагогами:
1) совершенствовать традиционные, разработать и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики;
2) повышение профессионализма педагогов в работе по формированию краеведческих представлений;
3) разработать положение, пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
С детьми:
1) знакомить с музейной культурой Городовиковска
3) развивать познавательный интерес к истории, культуре и традициям Калмыкии
4) содействовать воспитанию гражданственности.
С родителями:
1) заинтересовать родителей в создании музейной комнаты,
2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной деятельности.
При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:
- материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование;
- проектно-процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);
- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности.
Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…).
Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.
В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее Городовиковска. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.
Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.
- воспитатели и музыкальный руководитель;
- воспитанники детского сада,
- социальные партнёры: сотрудники районного краеведческого музея, детской библиотеки, Дома творчества детей.
Тип проекта: долгосрочный.
Проект будет реализован в три этапа:
На подготовительном этапе определяется стратегия реализации проекта (определяется цель, задачи, направления работы, результативность), решаются организационные вопросы.
Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий:
1. Организационно-методическая работа педагогов
- Изучение литературы по музейной педагогике.
- Составление положения о музейной комнате.
- Создание пакета методических материалов по созданию мини-музеев в ДОУ. Консультация для педагогов по созданию и организации работы музейной комнаты руководителем музея МКОУ К СОШ
- Составление картотеки описания экспонатов.
- Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.
- Взаимопросмотр открытых мероприятий по организации работы в мини-музее.
- Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности
2. Организация работы с детьми
- Мониторинг знаний детей о музее (устный опрос)
- Экскурсии в детскую библиотеку, Экскурсии в районный Дом детского творчества
- Образовательная деятельность в музее ДОУ (экскурсии, беседы, исследование,
- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании
- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей
3. Взаимодействие с родителями.
- Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.
- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.
- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Городовиковска.
- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ
- Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.
Для этого во время практического этапа будут разработаны методические материалы, в том числе система планирования деятельности в рамках музейной комнаты.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках музейной комнаты будет осуществляться через:
- формирование и организацию коллекций,
- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);
- взаимодействие с предметной средой музея.
Музейная комната станет местом изучения быта казаков, познания истории Городовиковска и Калмыкии
На заключительном этапе будут проведён анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.
Результаты реализации проекта будут представлены через:
- показ открытых мероприятий в рамках проекта,
- разработки информационно-методических материалов о музейных экспонатах,
- выпуск брошюры с методическими материалами организации работы с воспитанниками в музейной комнате,
На подготовительном и заключительном этапе проекта проводят мониторинг через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.
Вопросы для беседы с ребенком:
- Для чего нужен музей?
- Что хранится в музее?
- Что можно делать с экспонатами?
- Какие правила поведения в музее ты знаешь?
Предполагаемый результат.
С педагогами:
1. Создание музейной комнаты в ДОУ.
2. Овладение педагогов практическими навыками в организации работы по формированию краеведческих представлений.
3. Разработка положения, пакета методических материалов, системы планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
С детьми:
1. Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе и крае.
2. Проявление интереса к истории, культуре и традициям Краснодарского края.
3. Повышение познавательной активности детей в познании родной станицы, края.
С родителями:
1. Активное участие родителей в сборе, создании экспонатов, оформлении музейной комнаты.
Планы на будущее
В дальнейшем мы планируем продолжить работу в русле проектирования деятельности педагога ДОУ. Организовать работу по распространению педагогического опыта работы ДОУ по данной проблеме.
Автор: Давыдова Лариса Валентиновна
Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.
Задачи:
- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).
Оборудование: проектор, ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.
Ход семинара
И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования.
Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.
Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.
Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Тема моего семинара - «Организация мини-музея как одна из форм освоения
Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.
Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги.
Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:
- Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
- Формирование у дошкольников представлений о музее;
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- Расширение кругозора дошкольников;
- Социализация ребёнка;
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- Развитие творческого мышления и воображения;
- Формирование активной жизненной позиции.
Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;
- небольшие размеры экспозиции;
- определенная ограниченность тематики;
- участие в их создании детей и родителей;
- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы организации детской деятельности в мини-музее:
-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
-Беседы, чтение художественной литературы
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип доступности : дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.
Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять
ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу
Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.
Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и
Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:
Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:
1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;
разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
3. Заключительный этап
подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.
Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.
Исходя из определённых условий, хочется определить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т.е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.
В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.
Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.
Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите!
(Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)
(Представление мини-музеев, созданных педагогами.)
Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.
Читайте также: