План работы кружка по духовно нравственному воспитанию в доу
Обновлено: 01.07.2024
Данный кружок предназначен для детей шести-семи лет. Программа обеспечивает реализацию духовно-нравственного воспитания и развития дошкольника, через ознакомление и родным краем.
Климонтова Еленам Владимировна
Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем
1. Расширить знания детей об исторических, культурных, географических, природно-экологических особенностях р.п. Умет.
3. Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
4.Воспитать у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
5. Развивать интеллектуально-творческий потенциал детей.
Дети должны знать историю и достопримечательности родного поселка и их значимость; людей, прославивших родной край, животный и растительный мир. У них должно быть сформировано чувство гордости за свой родной поселок и желание сохранить его чистым и красивым.
Дети знают историю родного поселка, его достопримечательности, людей, прославивших родной край , животный и растительный мир, с уважением относятся к старшему поколению, сформировано желание беречь и преумножать богатства родного края , делать его чистым и красивым, а так же продолжать изучать родной край.
Аннотация
Программа кружка "Родничок" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она имеет культурологическую направленность. Прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Актуальность
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Именно с дошкольного возраста закладывается основа духовно- нравственного развития личности ребенка. И неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в развитии данных качеств. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию духовно-нравственных качеств.
Формы работы с детьми
Интегрированное занятие "Моя малая Родина".
Обогащение знаний детей о родном поселке
Вернисаж детских рисунков"Умет- моя малая Родина", фотоконкурс "Красота родного края"
ООД по познавательному развитию "История возникновения р.п. Умет".
Привитие интереса к истории родного края.
Изготовление картотеки дидактических игр по краеведению:
Экскурсия в Уметский историко-краеведческий музей
Расширить знания об истории поселка
Пополнение экспонатов в музей "Русская изба", конкурс детских рисунков "Каким был мой поселок в старину"
Интегрированное занятие "Природа родного края".
Уточнить и закрепить представления детей о растениях родного края
Презентация "Растения, занесенные в Красную книгу",
Развлечение "Осень-славная пора вновь в Уметский край пришла"
Углубить представления детей о сезонных изменениях
Выставка поделок из овощей "Осенняя фантазия", выставка детских рисунков "Осенняя пора очей очарованье!"
Экскурсия в библиотеку
Расширить знания детей о родном крае
Выставка книг о Родине.
Интегрированное занятие "Знакомьтесь, наши земляки"
Познакомить детей с героями- земляками. Воспитание детей
Фотовыставка "Они прославили наш край родной", презентация "Известные люди р. п Умет"
Творческий проект "Обрядовые куклы"
Ознакомление детей историей народной куклы
Изготовление обрядовых кукол, участие в конкурсе "Обрядовая кукла"
Интегрированное занятие "Зимующие и перелетные птицы"
Формирование представления детей о птицах Уметского района
Панно "Зимующие птицы"
Изготовление кормушки для птиц
Исследовательский проект "Люби и знай свой край родной"
Развитие творческого потенциала детей через исследовательскую деятельность .
Фотовыставка "Моя малая родина- Умет ", выставка детских рисунков "Животные р.п. Умет", изготовление книжки-малышки "Лекарственные растения"
Игра - путешествие "Путешествие на машине времени "
Закрепление знаний детей об истории возникновения р.п. Умет
Пополнение картотеки дидактических игр "Когда это было", "Что было сначала, а что потом?"
Экскурсия в Храм Казанской Божьей матери
Развивать кругозор детей путем знакомства с устройством православных храмов и традициями поведения в них
Выставка книг по православной культуре, вернисаж детских работ "Мое доброе дело "
"Животный мир родного края"
Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека
Знакомство с достопримеча-
Воспитывать чувство любви, гордости за свой родной край.
Организованная образовательная деятельность "Профессии людей, живущем в нашем поселке"
Воспитание ценностного отношения к к труду.
Изготовление дидактических игр "Узнай, что за профессия", "Кому что нужно".
Выставка детских рисунков
"Кем я хочу стать ", фотовыставка "Профессия моей мамы, папы"
Знакомство с уметской поэтессой Л.А. Майской
Ознакомление с творчеством Л.А. Майской; воспитание гордости и уважения к землякам.
Музыкальны композиция с цветами, вернисаж детских работ "Мой малая родина"
Выставка книг Л.А. Майской,
Интегрированное занятие "Дом, в котором я живу".
Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства
Аппликация " Мой дом ".
Дидактическая игра "Назови свой адрес"
Слушание интерактивной программы "Моя малая родина" совместно с работниками библиотеки
Расширение знаний детей о родном поселке, растительном и животном мире
Выставка книг о земляках-уметцах
Интегрированное занятие "Чем богата уметская земля";
Показать значение полезных ископаемых в жизни человека, растений и животных.
Презентация "Полезные ископаемые родного края", лепка "Мое любимое животное"
Игра-путешествие "Достопримечательности родного поселка"
Систематизировать представления детей о малой родине, его достопримечательностях.
Заучивание стихов о родине, фотовыставка "Наши экскурсии"
Экскурсия к памятнику героям ВОВ
Воспитание у детей любви уважения и к русскому народу
Поделки ветеранам, аппликация "Салют",
Участие в акции "Бессмертный полк"
Праздник "День Победы - светлый праздник"
Воспитание любви к Родине.
Поделки для ветеранов.
Рисование "День Победы", конструирование "Летят самолеты"
Викторина "Знаю и люблю свой край родной Умет".
Закрепить и уточнить знания детей о родном крае, селе и его достопримечательностях.
Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
Чтобы найти ответы на этот и другие важные вопросы, я начала разрабатывать свою систему работы по духовно-нравственному воспитанию.
Воспитательная система по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, единение, духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
Воспитательная система по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, сложившаяся в результате многолетней работы, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Система стала основой кружковой работы.
Методика кружковой работы в детском саду и то, что она содержит, оказывает существенное влияние на формирование навыков коммуникации у детей, развитие социально-востребованных качеств личности, воспитание патриотизма, коллективизма, социальной отвественности.
Кружок по духовно-нравственному воспитанию "Волшебный сундучок" организован, исходя из интересов и потребностей детей, пожеланий родителей.
Кружковая работа строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта ДО.
Россия- родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять историю и культуру страны, как свою собственную и творчески утвердить себя в ней.
Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего возраста. И именно поэтому наша культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом которое порождает личность.
Каждый взрослый желает детям добра. И дети ждут от нас, чтобы мы показали им путь, который определит каждому из них дорогу в жизнь. Особенно актуальное сейчас в православной педагогике –это духовное возрождение России.
Программа духовно-нравственного воспитания содействует духовному развитию детей, понятию что они являются частью великого русского народа, приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям и ко всем видам национального искусства. Именно так представляется стратегия развития личностной культуры детей, как основы их любви к Родине.
1.2 Цель программы :
Создать условия для приобщения дошкольников к духовно нравственным ценностям и формирование нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививать ему любовь к Родине (русской культуре, языку, природе).
4. Развивать творческие и познавательные способы детей с учётом их возрастных и психологических способностей.
5. Реализовать идею активного воспитания гражданина РФ, патриотизма малой родины.
6. Объединить усилия дошкольного образования и семьи, создавая единый конспект воспитания и развития на основе общей цели, содержания педагогических технологий.
Тип программы : образовательный.
Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям.
Физическая культура: включает в себя подвижные игры, досуги, развлечения.
Музыка: включает музыкальные произведения в соответствии с темой занятия, музыкальные игры, праздники (в том числе и фольклорные).
Художественная литература: включает познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, былины, сказания, легенды, рассматривание картинок и иллюстраций.
Социализация: включает экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Познание: включает занятия, игры, прогулки, беседы.
Художественное творчество: мастер-классы, конкурсы, выставки, изготовление изделий в соответствии с темой занятия, произведение живописи и икон.
Программа охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учётом учебного плана ДОУ.
1.3 Сроки реализации программы :
Данная программа рассчитана на 3 возрастных группы: среднюю, старшую и подготовительную.
Занятия проводятся в течении всего учебного года, в период с октября по апрель, один раз в неделю.
Продолжительность занятий: 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе, 25-30 минут в подготовительной группе.
В программу входит 28 занятий в каждой возрастной группе.
Кроме теоретических занятий в программу входят практические занятия, которые служат закреплением полученной информации.
Коллективные работы, рисунки, аппликации, изготовление поделок позволяют намного лучше усвоить пройденный материал.
1.4 Планируемые результаты освоения программы :
1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе духовно-нравственного воспитания, детский сад - центр социокультурной среды.
6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
1.5 Система оценки результатов освоения программы :
Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников :
1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
7. Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками: наблюдение, опрос.
2. Содержательный раздел
2.1 Структура программы :
Направления работы :
1. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность).
2. Духовно-образовательное (занятия, беседы).
3. Культурно-познавательное (целевые прогулки, экскурсии).
4. Воспитательно-оздоровительное (утренники, подвижные и ролевые игры, прогулки).
2.2 Методы и принципы реализации программы :
Принципы: принцип систематичности и последовательности, принцип культуросообразности, принцип сочетания и доступности, принцип интеграции, принцип природосообразности, принцип наглядности.
Методы: словестно-образный, практический, наглядно-действенный.
Принцип систематичности и последовательности: предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.
Принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициями.
Принцип наглядности: который просматривается при проведений наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.
Принцип интеграции: определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.
Принцип сочетания научности и доступности: -исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника-игры.
Принцип природосообразия: учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.
Практический метод включает: организацию продуктивной деятельности; проведение игр.
Наглядно-действенный метод используется: наблюдения; проведения музыкальных и дидактических игр; показ сказок; воплощения впечатлений детей в творческих направления; рассматривание икон, иллюстраций, репродукций.
2.3 Формы работы с детьми :
- Первичная диагностика (сентябрь)
-Итоговая диагностика (май)
-Факультативные занятия по духовному воспитанию
-Чтение художественных произведений в том числе и духовно-нравственного содержания
-Беседы, беседы обсуждения
-Моделирование жизненных ситуаций требующих нравственного выбора
-Продуктивная деятельность, выставки, конкурсы
-Разучивание стихов, песен, колядок, потешек
-Целевые прогулки
-Рассматривание икон, иллюстраций
2.4 Формы работы с родителями :
-Родительские собрания с элементами духовно-нравственной тематики
-Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении
-Организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории)
-Изготовление декораций к праздникам, организация угощения детей во время утренника
-Диспуты, беседы, консультации
-Обмен опытом по духовному воспитанию в семье
2.5 Формы работы с педагогами :
-Выставки методической, духовной, коррекционной литературы
-Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми
- Подготовка и проведение занятий-утренников
- Анкетирование и тестирование
2. 6 Материально-техническое обеспечение:
- русским бытом (предметы трудовой жизни русского крестьянства, утварь крестьянской избы)
- фольклором (древние музыкальные инструменты, игровая дидактика)
- народным искусством своих предков (одежда, обувь, гончарные круги, прялицы)
-русской народной игрушкой (деревянные и глиняные предметы Богородских, Гжельских, Дымковских, Сергиево Посадских мастеров)
- осуществляется театрализованная деятельность (народные костюмы, ростовые куклы, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр).
3. Организационный раздел
3.1 Содержание работы с детьми (средней группы) :
15.«Плачет хлебушко, когда его ест лентяй"
3.2 Содержание работы с детьми (старшая группа) :
3.3 Содержание работы с детьми (подготовительная группа)
2. «Рождество Пресвятой Богородицы
4. «Прощённое воскресенье
22. Занятие второе.
4. Используемая литература:
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Обобщение опыта работы с родителями по духовно-нравственному и гражданско - патриотическому воспитанию. Два чувства дивно близки нам- В.
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год (подготовительная группа) № п\п Месяц Тема Цели, задачи Форма проведения Дидактический материал, оборудование Сопутствующие формы работы Сентябрь Диагностика.
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год (старшая группа) № п\п Месяц Тема Цели, задачи Форма проведения Дидактический материал, оборудование Сопутствующие формы работы Сен-тябрь Анкетирование.
План кружка по духовно-нравственному воспитанию в средней группе. По 4 занятия в месяц.
Тема занятия
Интеграция образовательных областей
Программные задачи
Средства реализации
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Ввести детей в загадочный и красочный мир общения; познакомить друг с другом, с правилами речевого поведения во время знакомства; показать, что общение должно быть доброжелательным; создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания; активизировать словарь, пополнить его лексикой этикетных норм.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Познакомить детей с христианской моделью появления Мира, правилами бережного отношения к рукотворному и нерукотворному мирам; уточнить знания детей об окружающей среде; показать, что наш мир изменчив и человек часто оказывается в ситуации выбора; создать опыт работы с трафаретами.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Продолжить знакомство с моделью появления мира – не живая природа; уточнить знания детей об окружающей среде
Хрестоматия 1, цветные карандаши, альбомные листы по количеству детей
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Продолжить знакомство с моделью появления мира – не живая природа; уточнить знания детей об окружающей среде
Хрестоматия 1, цветные карандаши, альбомные листы по количеству детей
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений; формировать понятие о том, что природа – первый учитель, а человек – преобразователь и изобретатель рукотворного мира; познакомить детей с изобретателем – самоучкой И.П. Кулибиным; развивать логику, конструкторско-технические умения.
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие, речевое развитие
Познакомить детей с шестым днём сотворения мира; закрепить знания детей о животных.
Познавательное развитие, речевое развитие
Закрепить знания детей о животных.
Хрестоматия 1, картинки с изображением животных.
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Закрепить знания детей о животных; упражнять в отгадывании загадок; развивать мелкую моторику рук.
Пластилин, стека, доска для лепки, альбомный лист, цветные карандаши.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Закрепить знания детей о зайце; учить отличать по внешним признакам зайца в зимний и летний период; в рисовании упражнять передавать отличительные черты зайца.
Познавательное развитие, речевое развитие
Учить находить у животных сходства и отличия.
Картинки с изображением животных: кошка, мышка, ёжик, хомяк; хрестоматия 1,
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Классификация животных на диких и домашних; упражнять в описании внешнего вида животных
Хрестоматия 1, альбомный лист, цветные карандаши, доска для лепки, пластилин, стека.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Квадраты белой бумаги, мячик, фломастеры, шапочка с маской голубя.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Листы с заданиями, карандаши, кукла – фея.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Познакомить детей с православным храмом; обогатить словарный запас детей словами: храм, молитва, священник, икона, алтарь, крест, лампада, свечи; развивать мелкую моторику посредством изобразительной деятельности.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Закрепить знания детей о православном храме, познакомить детей с колокольным звоном.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Изображения Михаила Архангела, Михаила Кутузова, кукла в народном костюме – Бабушка – забавушка, ватман, ромашки, клей, фломастеры.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Обобщить и закрепить знания детей о семье; воспитывать чувство долга и внимания к ближним; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
Фонограмма детской песенки – клипа про красный автобус, фланелеграф с моделью генеалогического древа и модели деревьев, фотографии родственников детей.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Ввести детей в круг основных православных праздников; познакомить с праздниками Масленица и Прощённое Воскресенье; дать детям знания о причинах ссор, которые можно не допускать; способствовать воспитанию добродушия, прощения, уступчивости и умению прощать.
Папка, занятие № 25
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Формировать представление о добре и зле; познакомить детей с Божьими заповедями; дать понятие свободы выбора между добром и злом; воспитывать умение сопереживать ближнему; развивать любознательность, гуманность, умение слушать и слышать.
Снежинки с нарисованными в центре героями сказок (Баба Яга, Серый волк, злая колдунья, Лиса, Ёжик, кот Леопольд), шкатулка, аптекарские весы, листы цветной бумаги, разрезанные на полоски, фломастеры.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Формировать у дошкольников представление о содержании такой нравственной категории, как милосердие; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать доброжелательно и искренне; продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать умение обоснованно делать выбор в пользу добра.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Дать детям первоначальные представления о традициях празднования Пасхи на Руси, об участии в празднике детей; воспитывать чувство приобщённости к духовным традициям своего народа.
Папка, занятие № 29
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Листы с изображением профиля головы ребёнка или его силуэта, карандаши.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания как возможность избежать многих неприятностей и несчастий; развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать умение обоснованно делать выбор в пользу добра.
Доска для лепки, пластилин, иллюстрации с изображением Ангела, Хрестоматия 4.
Создание условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.Создание условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
Возраст детей: 6 – 7 лет
II. Пояснительная записка.
III. Планируемые результаты освоения программы детьми 6-7 лет
IV.Характеристика возрастных особенностей детей от 6 до 7 лет
VII. Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
Создание условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
1.Формировать понятие Родина, малая Родина, воспитывать любовь и интерес к ней через обогащение знаний детей о родном городе, историческом наследии и его связи с настоящим.
2.Пробудить интерес к истории родного города, памятникам старины, используя различные средства (музыка, чтение стихов, рисование, беседа и т.д.).
3.Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
4.Формировать чувство гордости за свой город, край и его людей, толерантное отношение к представителям других национальностей. 5.Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Кацук Тамара Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории; Герасина Светлана Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории
5. Концепция дошкольного воспитания.
6. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В.А., Меньшиков В.М.. Курск.
Сроки реализации Программы
Организация контроля над реализацией Программы
Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года.
2.Дети знают о достопримечательностях города, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой город, а также знакомы с образованием города.
3. У детей сформированы представления о географическом положении, историческом прошлом города, края, их символике (герб, флаг).
4.У детей воспитан интерес и уважение к культуре, традициям людей, проживающим в городе, крае; желание приносить посильную пользу городу, родному краю.
5. Повысилась заинтересованность родителей к педагогическому процессу, родители посещают вместе с детьми выставочные залы, музеи, библиотеку.
6. У детей возросло умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
7. У детей стало более отчётливо эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
8. У детей обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать
9. Пополнена предметно-пространственная развивающая среда в группе.
10. Разработан перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию.
12. Составлен перспективный план по работе с родителями.
216500, Смоленская область, город Рославль, улица Мичурина, дом 181-а
I. Пояснительная записка
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими родной край, город. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих нашу группу, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашей группы, но и для общества в целом.
Актуальность программы.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего города и края.
5. Концепция дошкольного воспитания.
6. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В.А., Меньшиков В.М.. Курск.
Программа предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.1. Наглядные:показ наглядно - демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения,
проведение дидактических игр, просмотр видео материалов.
Загадывание загадок, разучивание стихов.
Организация продуктивной деятельности, игр различной направленности, праздников и развлечений, трудовой деятельности.
С целью комплексного решения задач программы необходимо систематизировать взаимодействие с представителями социальных институтов:
Целью программы является создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Формировать понятие Родина, малая Родина, воспитывать любовь и интерес к ней через обогащение знаний детей о родном городе, историческом наследии и его связи с настоящим.
- Пробудить интерес к истории родного города, памятникам старины, используя различные средства (музыка, чтение стихов, рисование, беседа и т.д.).
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Формировать чувство гордости за свой город, край и его людей, толерантное отношение к представителям других национальностей. - Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом, краем положены следующие принципы: Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Развивающий принцип - народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение. Принцип опоры на игровую деятельность - как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров. Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс изучение традиций, обычаев и культуры Смоленского края.
Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне.
Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
III. Планируемые результаты реализации Программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет.
2. Дети знают о достопримечательностях города, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой город, а также знакомы с образованием города.
3. У детей сформированы представления о географическом положении, историческом прошлом города, края, их символике (герб, флаг).
4. У детей воспитан интерес и уважение к культуре, традициям людей, проживающим в городе, крае; желание приносить посильную пользу городу, родному краю.
5. Повысилась заинтересованность родителей к педагогическому процессу, родители посещают вместе с детьми выставочные залы, музеи, библиотеку.
6. У детей возросло умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
7. У детей стало более отчётливо эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
8. У детей обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать
9. Пополнена предметно-пространственная развивающая среда в группе.
10. Разработан перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию.
12. Составлен перспективный план по работе с родителями.
К концу реализации программы дети должны: Знать свой домашний адрес, название города, области. Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них. Знать краткие сведения об истории города и края. Знать символику города Рославль и Смоленской области. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области. Знать о почетных гражданах города Рославль и родного края. Знать стихи поэтов и работы художников Смоленской области.
IV. Характеристика возрастных особенностей дошкольников от 6 до 7 лет
Программа рассчитана на детей подготовительной к школе группы.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родногодетского сада; в старшем возрасте - мир родного города, края и, наконец, мир родной отчизны -России.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно внародном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт,методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, егонародными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большойРодине.
Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенкав первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к родному краю. В этот периодначинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с егонародом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке,который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет.
Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человекачерты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение крезультатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу всамостоятельной деятельности.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формированиенравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности илюбви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видяогорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свойположительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятныхпереживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольномдетстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувствапобуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которыеважны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональнойатмосферы занятия.
Читайте также: