План работы кружка декоративно прикладного искусства в детском саду беларусь

Обновлено: 01.07.2024

Рассмотрена и принята на заседании педагогического совете МБДОУ № 16 протокол № ___ от _____________2014г.

Заведующая :__________ Тишина А.В.

Автор : воспитатель

Забегаева Людмила Викторовна

I. Целевой раздел образовательной программы.

1.3.Задачи реализации Программы……………………………………………………………4

1.5.Методы оценки результативности программы…………………………………………. 4

II. Содержательный раздел программы……………………………………………………………..5

2.3.Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству

с использованием нетрадиционных художественно-графических техник

2.4.Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству

с использованием нетрадиционных художественно-графических техник

2.5.Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (6-7 лет)……………………………………………………………….…………21

2.6.Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (5-6 лет)…….………………………………………………………….………..24

I. Целевой раздел образовательной программы.

1.1.Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

1.2.Цель программы.

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

1.3.Задачи программы.

Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;

Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;

Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);

1.4.Принципы программы.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

1.5.Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:

посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

II. Содержательный раздел программы.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 2 года. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

7. Легенды, сказки 38

8. Беседы с детьми и художественное слово о промыслах 44

Приложение к программе:

11. Дидактические игры 98

12. Физминутки 99

13. Педагогическое обследование 103

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

  1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
  2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся группой один раз в неделю. В год проводится 27 - 28 занятий.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

  • Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
  • Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
  • Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
  • Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

  • Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
  • Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
  • Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
  • Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
  • Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.

  • Знакомятся с видами народного декоративно-прикладного искусства;
  • Составляют узоры элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
  • Знакомятся с глиной, лепят из нее декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
  • Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
  • Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
  • Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
  • Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
  • Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
  • Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
  • Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
  • Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Методы оценки результативности программы:

  • посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
  • формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Решение педагогического совета

Программа предназначена для детей 5 -6 лет.

Срок реализации программы – год.

Воспитатель Рудакова Г. В., 1 категория.

МБДОУ "Детский сад №12 "Звёздный".

ПРОГРАММА КРУЖКА "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО"

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 1 года (старшая группв).

Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. В теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла. Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель программы : Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы :

Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;

Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

Содержание работы: Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Методы и приемы: Обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности.

Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

Этапы работы: Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.

Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.

Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Длительность одного занятия:

в старшей группе 20-25 минут

Перспективный план работы кружка в старшей группе (5-6 лет).

Тема занятия Программные задачи Материалы Приёмы в обучении

№1. Знакомство с работой кружка

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

Приё мы: Знакомить тетей с материалами показать как ими работать. Аккуратно смачивать кисть и вытереть ее об тряпочку. Учить детей как правильно сидеть на мольбертах. Пригласить каждого ребенка посидеть на мольбертах.

№2. Знакомство с материалами.

Задачи: Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

Приё мы: Продолжать знакомить детей с материалами. Вспоминать что они проходили на прошлом занятии. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Задачи: Знакомство с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой ныне город Киров.

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

Приё мы: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Задачи: Рисование тычком, ватными палочками. Учить правильно рисовать узоры на платье. Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре.

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

Приё мы: Сочетание в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус

Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковскими узорами на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Учить детей завершать роспись, используя кисть и печатку-тычок. Воспитывать чувство ритма, согласовывая узор с округлой формой хвоста.

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

Приё мы:Раскрашивание шаблона с изображением дымковского индюка с элементами аппликации.

№6. " Платок для Барыни" .

Задачи: Упражнять детей в росписи, дорисовывая узоры на юбках. Закрепить различные приё мы кистью: проведение линий разной толщины и направлений, нанесения отпечатка всей кистью и концом кисти. Воспитывать любовь дымковской игрушке.

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

Приё мы: Сочетание в узоре крупных элементов с мелкими; Разучивание с детьми стихотворений посвящённых Дымке и её игрушкам.

№ 7 " Узор на ковре".

Задачи: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме. Закрепить с детьми рисование элементов (ёлочка, полоски). Воспитывать детей на народных традициях Филимоновской игрушки.

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, салфетки, баночки с водой.

краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.

№8. "Филимоновские цветы".

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

Задачи: Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. глина, стеки, салфетки,баночки с водой.

Приё мы: Филимоновские барышки – игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. Такими материалами дети будут работать. Внимательно показать детям и рассказать.

№10. Аппликация "Филимоновские свистульки".

Задачи: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Рассказ об истории промысла.

Приё мы: Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Задачи: Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи.

Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.

Приё мы: Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т. д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

№12. "Золотая Хохлома".

Задачи: Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Приё мы: Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

: Задачи: познакомить новыми элементами хохломской росписи (завиток, ягодка). Закрепить с детьми характерные особенности (цвет, фон, материал). Вспомнить с детьми историю возникновения хохломской росписью.

Задачи: Учить располагать композиционный узор на округлой форме. Продолжать учить рисовать криуль, располагать на нем элементы хохломской росписи (цветы, ягоды, листья, осочки, трилистник). Закрепить умение пользоваться тычком при рисовании ягод. Развивать чувство цвета, умение передавать колорит росписи.

Задачи: Продолжать знакомить с народными мастерами. Как правильно рисовать и расписывать изделия.

№17. "Веселый Городец".

Задачи: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.

Приё мы: Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

Задачи: Познакомить детей с новым народным промыслом, его историей возникновения. Отметить характерные особенности Гжельской росписи (используется только синяя краска и её оттенки, узор наносится на белый фон). Познакомить детей с простыми основными элементами гжельской росписи (точки, сеточка, прямые линии, бордюры).

№19. "Сине-белое чудо Гжели".

Задачи: Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада. Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Материалы: Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

Приё мы: Учить узнавать Гжельскую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Учить прорисовывать элементы гжельскую росписи используя технику рисования пальчиками.

Задачи: Учить детей использовать уже знакомые элементы (точки, бордюры, сеточка, прямые линии) в украшении праздничного блюда. Закреплять умение ритмично располагать узор на овальной форме. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

Материалы: Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

№21. "Русская матрешка".

Задачи: Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Приё мы: Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Задачи: Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

Приё мы: Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков Зимние каникулы – самое лучшее время для семейного общения. Это встреча гостей, ответный визит к своим родным и близким, тихие и спокойные.

Что же понимается под творческими способностями?

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Цель программы – создать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы.

Обучить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;

Обучить основам технологии вышивки, бисероплетения, художественного изготовления искусственных цветов, вязания, лоскутное шитье, изготовления мягкой игрушки;

Познакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ, традиционными народными праздниками.

Развить чувство эстетического восприятия прекрасного;

Развить образное и пространственное мышление;

Развить творческие способности и фантазию учащихся.

Воспитать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;

Воспитать трудолюбие и уважение к мастерам своего дела;

Воспитать умение преодолевать неудачи.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Комбинированные занятия (Освоение нового материала, повторение и закрепление пройденного);

Возрастная группа: 10-15 лет

Наполнение группы: 7-15 человек

Срок: 1 год . (72 часа, 2 часа в неделю)

Форма подведения итогов – Итоговая выставка работ обучающихся

Методика проведения занятия

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций;

Выставки работ по декоративно-прикладному искусству;

Использование силуэтного моделирования;

Экспериментирование с различными художественными материалами;

Самостоятельное создание декоративных изделий.

Методы и приемы:

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;

- показ способов действия с инструментами и материалами.

2. Словесные методы:

- использование художественного слова;

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

- анализ выполненных работ.

3. Практические методы:

- обучение способам изготовления декоративных цветов, бисероплетения;

- самостоятельное выполнение декоративных изделий;

- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;

5. Мотивационные методы:

- создание ситуации успеха.

6. Игровые методы:

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающимися в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства, истории, народных обрядов и традиций северо-западных народов.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;

— узнают о народных промыслах северо-западного региона.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.

• Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);

• Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”).

Содержание программы.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.

Для освоения программы необходимы следующие материалы и приспособления:

Для изготовления искусственных цветов вам потребуется медная, алюминиевая, железная проволока разного диаметра, от 0,3 до 2 мм. по 2 м. Она обязательно должна быть пластичной. Бумага креповая зеленая, белая, красная или розовая, клей ПВА, нитки белые № 35 и № 100, вата, ножницы, ткань белая, зеленая - лучше шелк или хлопчатобумажную (ситец) по 0,3 м. (ткань обработана крахмалом), ножницы, тетрадь, исчезающий карандаш для ткани, картон для выкроек формата А-4 два листа, цветные карандаши.

Для бисероплетения вам потребуется: бисер, бусины и стеклярус производство Чехия ( пакетик с россыпью из трех – четырех оттенков одного цвета), иглы для бисера, р азмер иглы соответствует отверстию бисера; чем больше номер, чем соответственно тоньше игла. Для бисеринок с маленькими отверстиями подходят иглы номеров от 10 до 15 , мононить, нитки синтетические. Хорошо подходят нити из нейлона и спандекса, нить-резинка, ножницы. Чтобы удобно было работать с бисером - обычное полотенце, для хранения бисера пластиковые контейнеры.

Для вышивки мулине, лентами, бисером потребуется: канва, серый или белый лен, креп-сатин (ткань на выбор) нитки м улине 3-4 цветов, ирис, ленты атласные 0,3 – 5,0 см. (цвет: зеленые, красные, желтые, коричневые и их оттенки). Иглы с тупым концом. С инельные или гобеленовые иглы, обязательно с широким ушком. Размеры игл от №13 до №18. Игла для вышивки бисером №26.
Чтобы облегчить себе работу, приобретите пару небольших круглых магнитов, на которых очень удобно оставлять иглы. Пяльцы круглые или прямоугольные. Ножницы - маленькие остроконечные вышивальные и большие портновские, исчезающий карандаш по ткани.

Для изготовления мягкой игрушки потребуется: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, наперсток, мел, клей ПВА, бумага для выкройки, бусины или кукольные глазки.

Для вязания крючком вам потребуются: крючок№ 2, пряжа 55% хлопок/45% акрил, вес 50гр/160 м. (белый, красный, желтый, голубой, коричневый, оранжевый по 1 шт.), синтепон, дополнительные инструменты: иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, линейка для построения выкроек, швейные булавки и булавка для временного перемещения петель.

Для изготовления подарков к праздникам потребуется: тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см., линейка, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого, белого цветов) 5 упаковок, крючок № 3.


Ханты-Мансийский автономный округ—Югра



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

по декоративно—прикладному искусству

«Искусства изобразительные и прикладные

таят в себе огромные возможности

для развития творческой потенции,

фантазии и интуиции, для ощущения

ребенком радости ручного труда

Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятию декоративно-прикладным творчеством.

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей дошкольного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, конструирование.

Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.

Цели и задачи дополнительного образования направлены на раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Велико значение опыта народных мастеров для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой народного декоративно-прикладного искусства и её значением.

Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами народного декоративно - прикладного искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения народом устройства мира, основ зарождения орнамента.

В народном декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность. Таким образом, символика народного декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у дошкольников изобразительных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование эстетического восприятия и развитие творческих способностей у детей средствами народного декоративно – прикладного искусства.

закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;

раскрыть истоки народного творчества;

знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их применения;

научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и их различия;

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве;

развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;

пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;

развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;

развивать мелкую моторику рук;

осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;

воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

формировать устойчивый интерес к художественной росписи;

прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность;

воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;

самостоятельное создание детьми декоративных изделий;

использование различных изобразительных материалов при создании декоративных изделий.

индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,

доступности материала, его повторности,

построения программного материала от простого к сложному,

В программу включены следующие разделы:

Работа с бумагой

Использование нетрадиционных технологий

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

Использование силуэтного моделирования

Экспериментирование с различными художественными материалами;

Соревнования, развлечения, фольклорные праздники.

Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

В работе используются различные методы и приемы:

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;

- показ способов действия с инструментами и материалами.

2. Словесные методы:

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы),

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

- анализ выполненных работ;

3. Практические методы:

- обучение способам изображения, лепки;

- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий,

- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;

- индивидуальный подход к детям;

5. Мотивационный метод

- создание ситуации успеха;

6. Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

7. Игровые методы:

- сюрпризные моменты, игровые ситуации;

- пальчиковые игры, динамические упражнения.

Формы занятий: в проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые, коллективные формы работы.

На тему предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного);

На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).

Организация деятельности кружка:

Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Кружок первого года обучения комплектуется из детей 5-6 лет, второго года обучения – 6-7 лет.

Режим работы кружка - занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия - 20 -30 минут (в зависимости от возраста

детей), во вторую половину дня.

Оптимальное количество детей на занятии – 6-8 человек.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Характеристика ожидаемых результатов:

должны иметь представление о народных промыслах, узнавать их (городецкая, хохломская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская глиняная игрушки, вологодские кружева, изделия народов Сибири);

должны уметь выделять элементы узора и составлять из них композицию;

должны уметь самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;

должны уметь подбирать и передавать колорит нужной росписи;

передавать выразительные особенности в лепке;

должны уметь последовательно вести работу;

должны уметь с амостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях;

должны иметь представление о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

должны иметь представление о народных промыслах (городецкая, хохломская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская глиняная игрушки, вологодские кружева, изделия народов Сибири);

должны уметь различать изделия разных народных промыслов;

должны выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен симметричный узор композиции;

должны иметь представление о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

должны уметь рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта; вылепленные детьми;

должны уметь использовать в лепке разные способы (пластический, комбинированный, конструктивный);

должны уметь трансформировать бумагу в объемные предметы;

должны иметь представление о способах аппликации и конструировании из бумаги предметов быта;

должны уметь последовательно вести работу;

должны уметь самостоятельно провести анализ рисунка и изделия по народному декоративно-прикладному искусству;

должны уметь пользоваться свободно кистью, уметь намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, уметь контролировать свои действия со словесным объяснением.

должны уметь видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления и эмоциональное отношение через свое творчество;

должны уметь эстетично оформлять свою работу.

Используются разнообразные формы работы с родителями:

Выпуск папок-передвижек по народному декоративно-прикладному искусству;

Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду; создание декоративных книг; участие в конкурсах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.

Читайте также: