План повышения качества образования в начальной школе для учителя

Обновлено: 02.07.2024

Мне нужно так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам каждого ребенка. Я понимаю, мне, как учителю, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Наиболее эффективными активными методами обучения моих учащихся являются:

1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (музыка, ребус, загадка, выяснения целей, ожиданий, опасений.

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках : ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков : экскурсии, уроки-сказки, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Активные методы обучения я постепенно ввела в свою практику с 1 класса на различных уроках и во внеклассной работе. Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Активные методы начала урока

Цель – настроить детей на продуктивную работу.

Эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе такие методы, как

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

Учащиеся поворачиваются и приветствуют друг друга, говоря при этом имена, тех к кому обращаются и слова приветствия.

Эти методы воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками. Хорошо применять приведённые формы особенно в первом классе, даже в период подготовки к школе, когда дети плохо знакомы друг с другом. В конце первого класса к нам пришла девочка из РЦ. Была конфликтной, раздражительной. Общалась с одноклассниками на уровне крика. Но, постепенно, благодаря вот такому началу каждого дня в школе, таких приветствий друг друга, Саша изменилась. Ей нравится приветствовать других детей по имени, улыбаться в ответ. Сейчас это доброжелательный ребенок, всегда улыбается, в хорошем настроении. Меньше стало конфликтов.

Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений

Цель:выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели,ожидания и опасения.

Такие методы, как

позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Суть методов заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги разноцветные листочки (яблоки, лимон, солнышко. тучи) и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, прикрепив на определенную поляну, дерево и т. д. Например, на солнышках (яблоках и т. д.) наши ожидания, на тучках (лимонах) – опасения.

Подготовка: дерево, нарисованное на плакате, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных листочках – чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Оценка результата урока : желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

Этот метод можно использовать практически на всех уроках.

Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; позволит планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать выводо том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Активные методы презентации учебного материала

Цель: представление нового материала.

Вот здесь- то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче,интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее ипрочнее будет усвоена новая тема.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можноиспользовать следующий метод представления нового материала:

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных,фруктов, овощей, игрушек.

Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (кто купил больше картинок). Можно дать другие задания по выбранным картинкам: составить предложение, поставить знак ударения, провести звуко-буквенный анализ слова и т. д. Каждый ребенок получает задание индивидуально, чтобы был результат успеха.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна (хитрая, рыжая).

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна (обманула, съела, перехитрила)

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула)

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (плутовка)

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Активные методы организации самостоятельной работы над темой

Цель: закрепление пройденного материала.

Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнеепрошел урок. При организации самостоятельной работы над новой темой важно,чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.

Активные методы релаксации

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим.

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Положить руку на живот. Надуть живот как будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтобы рукойпочувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох. Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новыйвдох. Воздух сам легко входит внутрь. Выдох свободный, ненапряжённый.

Вот как шарик надуваем! Надуваем быстро шарик,

А рукою проверяем /вдох/ Он становится большой.

Шарик лопнул, выдыхаем, Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Наши мышцы расслабляем. Стал он тонкий и худой.

Активные методы подведения итогов занятия

Цель: Подвести итог урока. Выяснить, что дети усвоили хорошо и на чтообратить внимание.

Дети по кругу передают ромашку, задают вопрос соседу по теме урока. Сосед отвечает на вопрос.

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят зато, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итогиурока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, чторебята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующемуроке.

На этапе рефлексии применяю следующие методы:

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В немкомфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы, что положительно влияет на повышение качества обучения.

Литературная гостиная как одна из активных форм работы с родителями

Литературная гостиная как одна из активных форм работы с родителями Литературная гостиная - как одна из активных форм работы с родителями. В рамках работы над годовыми задачами ДОО в нашей группе реализуется.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение новых педагогических технологий повышает уровень обученности учащихся.

План повышения качества образования в 3 классе (учитель начальной школы Шацкова Е.Н.)

Мероприятия

Прогнозируемый результат

Подготовка рабочих программ, дидактических материалов, презентаций на новый учебный год.

Разработка плана подготовки учащихся к олимпиадам по предмету.

Улучшение рабочих программ и расширение базы наглядных пособий.

Повышение качества подготовки детей.

Составление социальных паспортов, выяснение индивидуальных способностей и потребностей каждого ученика.

Знакомство родителей с морально-психологическим климатом класса и состоянием воспитательной работы.

Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др.

Активизация мотивации обучения.

Адаптация учащихся к учебному труду.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, повышение качества знаний.

Формирование положительного отношения учащихся к школе, повышение мотивации к обучению. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся

Подготовка учащихся к предметным олимпиадам.

Анализ результатов текущего контроля.

Посещение внешкольных семинаров и круглых столов.

Внеурочная деятельность по предметам.

Организация дополнительных занятий с одарёнными учащимися, имеющими спорные оценки по предмету и со слабоуспевающими.

Возрастание престижа знаний в детском коллективе.

Развитие у детей метапредметных знаний.

Корректировка планов работы. Создание плана работы со слабоуспевающими учащимися.

Повышение качества преподавания.

Повышение качества знаний у мотивированных учащихся.

Список учащихся, требующих в конце четверти особого внимания.

Увеличение числа учащихся, окончивших 1 четверть с наилучшими результатами.

Организация дополнительных занятий со слабоуспевающими и одарёнными учащимися.

Подготовка проектно-исследовательских работ.

Участие детей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Анализ итогов первой четверти.

Проведение родительских собраний по итогам первой четверти.

Посещение внешкольных семинаров, круглых столов.

1.Возрастание престижа знаний в детском коллективе.

2. Развитие коммуникативных навыков и навыков презентовать себя. Развитие нравственных качеств детей.

3.Корректировка планов и учебно-тематического планирования.

4.Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей.

5.Повышение качества знаний учащихся.

6.Повышение качества преподавания.

Подготовка и участие детей в муниципальном этапе предметных олимпиад.

Организация дополнительных занятий с одарёнными учащимися, имеющими спорные оценки по предмету и со слабоуспевающими.

Проведение промежуточного контроля знаний.

Участие детей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Награждение победителей и призеров олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций грамотами.

Список учащихся, требующих в конце полугодия особого внимания.

Увеличение числа учащихся, окончивших 2 четверть с наилучшими результатами.

Выяснение причин пробелов в знаниях у учащихся и ликвидация данных пробелов.

Повышение качества знаний.

Возрастание престижа знаний в детском коллективе.

Активизация мотивации обучения.

Участие детей в школьных научно-практических конференциях.

Организация дополнительных занятий с одарёнными учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а также со слабоуспевающими.

Участие детей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков.

Участие в профессиональных педагогических конкурсах.

Возрастание престижа знаний в детском коллективе.

Повышение качества знаний по предметам, необходимых в современном обществе.

Совершенствование коммуникативных и презентативных навыков.

Повышение качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег. Повышение качества уроков.

Овладение педагогами новых образовательных технологий и как результат повышение качества знаний.

1.Анализ итогов 3 четверти в классе.

2.Организация дополнительных занятий с одарёнными учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а также со слабоуспевающими.

3.Участие детей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

5.Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков.

Возрастание престижа знаний в детском коллективе.

Повышение качества знаний.

Список учащихся, требующих в конце четверти особого внимания.

Увеличение числа учащихся, окончивших 3 четверть с наилучшими результатами.

Корректировка планов и учебно-тематического планирования.

Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей.

Повышение качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег.

Организация дополнительных занятий с одарёнными учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а также со слабоуспевающими.

Проведение итогового контроля знаний.

Анализ результатов работы учителя за год.

Планирование курсов повышения квалификации на следующий учебный год.

Организация награждения и поощрения как можно большего числа учащихся за учебный год.

Список учащихся, требующих в конце года особого внимания.

Улучшение результатов знаний учащихся.

Выяснение проблемных тем в знаниях у учащихся и ликвидация данных пробелов. Повышение качества знаний.

Повышение качества знаний.

Совершенствование учебно-тематического планирования и методического обеспечения учебного процесса.

План работы по повышению качества образования в 4 классе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

На всех ступенях в школе организованы общеобразовательные классы. Дети есть дети с высоким уровнем мотивации к обучению, располагают хорошими способностями. Они показывают самые лучшие результаты обучения в школе, но их очень мало. Есть дети со средними способностями, их показатели всегда стабильны, изменения бывают редкими и незначительными. Есть дети с низкой учебной мотивацией и слабыми способностями, они очень медленно усваивают материал, не успевают закреплять материал, не выполняют домашнее задание, часто пропускают уроки. Уровень образования родителей низкий. Эти особенности являются основными причинами, обусловливающими низкое качество обучения.план работы по повышению качества образования

Как повысить школьную успеваемость учащихся начальной школы

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Как повысить школьную успеваемость учащихся начальной школы

Иванова Елена Георгиевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга

Цели: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи: 1. Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации 2. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ. 3. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников 4. Реализация разноуровнего обучения 5. Формирование ответственного отношения учащихся к учебной деятельности

  • Отсутствие мотивации
  • Социальные причины
  • Наследственность
  • Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса
  • Отвлекающие факторы
  • Личные проблемы
  • Конфликты в школе и дома
  • Неумение организовать свою работу
  • Прочие
  • слабые умственные способности
  • слабые учебные умения;
  • низкие навыки устной и письменной речи;
  • не владеет нормой чтения текст
  • не владеет техникой устного счета
  • низкий уровень памяти; не сформировались навыки исполнительного труда
  • не сформировалось сознательное прилежание
  • сформулированное отношение к трудному делу
  • низкая мотивация к обучению
  • Организация режима дня
  • Выполнение домашних заданий
  • Приучение детей к самостоятельности

Мероприятия по повышению качества образования школьников
1. Включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику
2. Использовать на уроках различные виды опроса для объективности результата. 3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы.
4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно.
5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки.
6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
7. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости.
8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:
• В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
• При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы.
• В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью.
• При организации самостоятельной работы: выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Читайте также: