План подгрупповых занятий логопеда в доу

Обновлено: 06.07.2024

Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.

Основные направления коррекционного обучения в средней группе:

1. Развитие понимания речи;

2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;

3. Формирование правильного звукопроизношения.

Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:

(октябрь, ноябрь, декабрь)

2 занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.

Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:

- развитие понимания речи;

- расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;

- работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;

- научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).

Цель индивидуальных занятий в первом периоде обучения:

-развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

-развитие мышления, памяти, внимания;

- фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков

Подгрупповые логопедические занятия во втором и третьем периодах обучения проводятся 3раза в неделю:

(январь, февраль, март, апрель, май)

2 занятия: формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.

Цель подгрупповых логопедических занятий во втором и третьем периодах обучения:

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие самостоятельной фразовой речи;

- развитие произносительной стороны речи;

- работа над слоговой структурой слова;

Цель индивидуальных занятий во втором и третьем периодах обучения:

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

- вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);

- формировать слоговую структуру слова.

Работа с воспитателями

1. Работу в группе проводить в тесной взаимосвязи с воспитателями. С этой целью:

- совместно с воспитателями провести комплексное обследование умений и навыков детей;

- провести открытое логопедическое занятие для воспитателей;

- рассказать воспитателям о дефекте речи каждого ребенка;

- знакомить воспитателей с разными требованиями к речи детей на разных этапах работы;

- посещать занятия воспитателей с целью выработки единых требований к речи детей.

2. С воспитателями группы провести консультации на темы:

Работа с родителями

1. Регулярно вести пропаганду логопедической работы среди родителей.

2. Проводить пятиминутки, консультации по запросам родителей.

4. Провести родительские собрания на темы:

Методическая работа. Повышение квалификации.

1. Регулярно посещать методические объединения.

3. Систематически изучать методическую литературу.

4. Подготовка к аттестации.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. Обследование состояния речи детей (сентябрь)

2. Обучение детей.

I период обучения

(октябрь, ноябрь, декабрь)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.

3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

4. Вырабатывать правильный темп речи.

5. Работать над четкостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующие интонации.

1. Уточнение произношения гласных: [а], [у], [о], [и], [э] (звукосочетаний [ау], [уа], [иа]).

2. Уточнение произношения наиболее легких согласных:

3. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

3. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

4. Начать упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков [ау], [уа]

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Практическое освоение существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

3. Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой, моя шуба).

4. Употребление существительных в винительном, дательном, родительном, творительном, предложном падежах в единственном числе (с предлогами у, с и без предлогов)

5. Преобразование глаголов 3-го лица единственного числа в глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени. (Девочка идет. – Девочки идут. Самолет летит. – Самолеты летят.).

1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы логопеда предложениями из 2-3 слов.

2. Овладение навыком составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

3. Составление простых предложений по картинке.

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(январь, февраль, март)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр.

2. Уточнение произношения согласных звуков: [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы].

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Упражнять детей в различение слов близких по звуковому составу.

2. Учить детей выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах (Аня, аист, мак и т. д.).

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Практическое усвоение окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (Таня слепила. Вова сле пил).

3. Родительный падеж сушествительных с предлогом у (У лисы – лисенок, лисята.).

4. Творительный падеж сушествительных с предлогом с (Лиса с лисенком).

6. Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, под, из, за.

1. Закрепление навыков построения предложения из 3—4 слов.

2. Составление описания предметов по об разцу, с опорой на схему.

3. Дословный пересказ небольших рассказов и сказок (с по мощью логопеда).

4. Заучивание простых стихотворений.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(апрель, май, июнь)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать работу над сильным и длительным выдохом

(длительность выдоха на счет 4—5).

2. Начать работу над модуляцией голоса (повышение — понижение голоса).

3. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма (используя ручные куклы бибабо, считалки и т. п.).

4. Воспитание интонационной выразительности речи (используя потешки, стихи, игры-драматизации).

1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр.

2. Уточнение произношения звуков: [c’], [c], [з’], [з] [ц]

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Закреплять умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у]

2. Закрепление выделения гласных звуков из ряда звуков [ау], [иам], [оба]

4. Воспроизведение слоговых рядов

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе

(Небо какое? — Голубое.

Весна какая? Теплая.

Воздух какой?— Чистый).

2. Практическое употребление приставочных глаголов движения

(Птичка прилетела, залетела, вылетела, улетела).

3. Расширение знания значений предлогов в — из, под — на, за — перед.

4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношен между словами

(высокий — низкий, толстый — тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий,

добрый – злой, веселый - грустный).

1. Работать над диалогической речью (диалог со сверстниками)

2. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

3. Пересказ небольших текстов.

4. Составление небольшого рассказа по образцам (об игрушке, предмете, картине — сначала предметной, затем сюжетной).

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Материал для перспективного плана воспитателя. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с ОНР Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, звукопроизношению и развитию фонематического восприятия (старшая.

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь: Проведение родительского собрания: Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа. Рекомендации для.

План работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь 2 неделя - Индивидуальные беседы с родителями по итогам и результатам обследования и дальнейшей коррекционной работе с детьми.

План работы учителя-логопеда с родителями на учебный год План работы учителя-логопеда с родителями на 2014 – 2015 учебный год. Месяц Название мероприятия Задачи Группы - участники Дата проведения.

Обследование речи детей.

Ветер тихо клен качает, Руки вверх и

Влево ,вправо наклоняет,

Раз наклон и два наклон, наклоны.

Зашумел листвою клен.

5.Развитие связной речи

6. Обучение грамоте

Формирование представления о звуках.

Всегда ли человек мог говорить?

7. Пальчиковая гимнастика

На большом диване в ряд

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

Загибают поочередно все пальчики.

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Разгибают поочередно пальчики.

Помогаем нашей Кате

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

8. Развитие мелкой

9.Игры на развитие

Сентябрь (2 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая

2.Работа над звукопроизношением

Обследование речи детей.

Ветер тихо клен качает, Руки вверх и

Влево ,вправо наклоняет, выполняются

Раз наклон и два наклон, наклоны.

Зашумел листвою клен.

5.Развитие связной речи

Составление описательного рассказа (по схеме).

Прошло лето и наступила…

Дни стали… Подул … Стало…

Люди одеваются… На деревьях…

Моросит… Увядает… На юг…

Люди собирают… Скоро наступит…

6. Обучение грамоте

7. Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу летал,

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки,

Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинку.

8. Развитие мелкой

9.Игры на развитие

Сентябрь (3 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая

Ветер тихо клен качает, Руки вверх и

Влево ,вправо наклоняет, выполняются

Раз наклон и два наклон, наклоны.

Зашумел листвою клен.

5.Развитие связной речи

сравнительного рассказов (по схеме и без нее).

6. Обучение грамоте

7. Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим,рубим рубим ладон.

Мы морковку трём,трём. трем

Мы капусту солим, солим солим

Мы капусту жмём,жмём. Жмём

8. Развитие мелкой

9.Игры на развитие

Сентябрь (4 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая

Комплексы артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений

Постановка звуков (индивидуально)

Руки в стороны ,в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок, Движения в

Разожми и на бочок. соответствии с

Руки вниз, в кулачок , содержанием

Разожми и на бочок..

5.Развитие связной речи

(по схеме и без нее).

6. Обучение грамоте

7. Пальчиковая гимнастика

Будем мы варить компот, левую ладошку

Фруктов много нужно. Вот: держат ковш

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить, Загибание

Отожмем лимонный сок, пальцев по

Слив положим и песок. одному

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. Варят,мешают

8. Развитие мелкой

9. Игры на развитие

Октябрь (1 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая

Комплексы артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений

Постановка звуков (индивидуально)

Руки в стороны ,в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок, Движения в

Разожми и на бочок. соответствии с

Руки вниз, в кулачок , содержанием

Разожми и на бочок..

5.Развитие связной речи

(см. схему Т.А. Ткаченко)

6. Обучение грамоте

7. Пальчиковая гимнастика

Будем мы варить компот, левую ладошку

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить, Загибание

Отожмем лимонный сок, пальцев по

Слив положим и песок. одному

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. Варят,мешают

8. Развитие мелкой

9.Игры на развитие

Октябрь (2 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая

Комплексы артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений

Постановка звуков (индивидуально).

Автоматизация поставленных звуков изолированно и в слогах.

Мы листики осенние, Движения в

На ветках мы сидели . соответствии с Ветер дунул – полетели. содержанием

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

5.Развитие связной речи

6. Обучение грамоте

7. Пальчиковая гимнастика

Будем листья собирать. Загибание

Лист берёзы, пальцев

Лист осины, по одному

8. Развитие мелкой

9.Игры на развитие

Октябрь (3 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая

Комплексы артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений

Постановка звуков (индивидуально).

Автоматизация поставленных звуков в слогах, в словах.

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

Землянику мы найдем.

И братишке отнесем.

5.Развитие связной речи

6. Обучение грамоте

Знакомство со СЛОВОМ . ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

7. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик в лес пошел, Загибание

Этот пальчик гриб нашел, пальцев,

Этот пальчик чистить стал, начиная с

Этот пальчик жарить стал, мизинца.

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

8. Развитие мелкой

9.Игры на развитие

Октябрь (4 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая

Комплексы артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений

Постановка звуков (индивидуально).

Автоматизация поставленных звуков в слогах.

Мы листики осенние, Движения в

На ветках мы сидели . соответствии с Ветер дунул – полетели. содержанием

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

5.Развитие связной речи

6. Обучение грамоте

Знакомство со СЛОВОМ . ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА. (антонимы)

7. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

8. Развитие мелкой

9.Игры на развитие

Ноябрь (1 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая разминка

Комплексы артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений

Постановка звуков (индивидуально).

Автоматизация поставленных звуков в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Все люди глядели Летают

Все люди дивились.

Сели посидели. Присели и сидят

Полетели, полетели, Полетели

5.Развитие связной речи

Составление описательного и сравнительного рассказов (по схеме и без нее).

6. Обучение грамоте

7. Пальчиковая гимнастика

Эта птичка – соловей,

Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.

Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам.

Машут обеими руками, как крыльями.

8. Развитие мелкой

1.Рисование , штриховка ПТИЦ (См. папку)

9.Игры на развитие

Ноябрь (2 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая

Комплексы артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений

Постановка звуков (индивидуально).

Автоматизация поставленных звуков в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Все люди глядели Летают

Все люди дивились.

Сели посидели. Присели и сидят

Полетели, полетели, Полетели

5.Развитие связной речи

Составление описательного рассказа (по схеме).

6. Обучение грамоте

7. Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело ? Мы расскажем

Две синицы, воробей, Загибание

Шесть щеглов и голубей, пальцев,

Дятел в пестрых перышках. начиная с

Всем хватило зернышек . Сжимание и

8. Развитие мелкой

1.Рисование , штриховка ПТИЦ (См. папку)

9.Игры на развитие

Ноябрь (3 неделя)

1.Артикуля-ционная и дыхательно –голосовая

Комплексы артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений.

Игры на развитие речевого дыхания.

Автоматизация поставленных звуков в слогах, в словах.

Автоматизация в словосочетаниях и предложениях.

Я большой пузатый чайник, Дети стоят,

Очень важный как начальник. надув живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают

-Эй, люди , я с вами Зовут в гости

Попить чай хочу!

Составление описательного и сравнительного рассказа (по схеме и без нее).

6. Обучение грамоте

7. Пальчиковая гимнастика

Маша каши наварила.

Маша кашей всех кормила: Загибание

Мурке- в чашку, пальцев по

Жучке- в плошку, одному

А коту –в большую ложку,

В миску –курице, цыплятам,

И в корыто- поросятам.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала.

8. Развитие мелкой

1.Рисование , штриховка ПОСУДЫ (См. папку)

9. Игры на развитие

( употребление предлога ДЛЯ).

Ноябрь (4 неделя)

1.Артикуляционная и дыхательно –голосовая

Комплексы артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений.

Игры на развитие речевого дыхания.

Автоматизация поставленных звуков в слогах, в словах и предложениях.

Дифференциация звуков Ш-С, Ш-Ж.

Я большой пузатый чайник, Дети стоят,

Очень важный как начальник. надув живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают

-Эй, люди , я с вами Зовут в гости

Попить чай хочу!

5.Развитие связной речи

Во время обеда продукты поспорили :кто из них вкуснее. Котлета сказала:

-Я вкуснее всех, потому что я из мяса.

- Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

А салат им в ответ:

- Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

-Я вкуснее всех, потому что из творога, - вмешался в спор пирог.

-Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.

Таня услышала спор продуктов и сказала:

- Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

2. Закончи предложение:

6. Обучение грамоте

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление образования администрации города Прокопьевска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

653000, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Менжинского, 12

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете № 1 УТВЕРЖДАЮ

от 01.09.2021 г Заведующий МБДОУ

К.В. Корягина ____________

Приказ №______ от ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя – логопеда

Составители:

Вострова Е.С., учитель-логопед

Ватлина О.А., учитель-логопед

Прокопьевский городской округ, 2021

Составители:

Вострова Е.С., учитель-логопед, Ватлина О.А., учитель-логопед

Данная рабочая программа - адаптированный вариант программы коррекции речевых нарушений в условиях логопедического пункта дошкольного учреждения, предназначенная для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в речевом развитии. Формирование звуковой стороны речи рассматривается как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению школьной программой обучения. Она направлена на выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников детского сада с учетом психофизических особенностей детей и обеспечение всестороннего гармоничного развития. Программа состоит из целевого, содержательного и организационного разделов, в каждом из которых последовательно отражены особенности коррекционной работы учителя - логопеда на логопедическом пункте.

Цель Рабочей программы – организация коррекционно-развивающей работы для обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников, имеющих трудности в освоении системы родного языка в период дошкольного детства.

Программа адресована учителям – логопедам, воспитателям и другим специалистам ДОО.

Адресат программы: дошкольники 5-7 лет, имеющие нарушения:

1) з вукопроизношения ;

2) фонематического слуха.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

I . Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………. с 4

1.2 . Цели и задачи реализации Программы учителя – логопеда на логопедическом пункте ДОУ …………………………………..……………………………………с 6

1.3 . Принципы и подходы к формированию Программы учителя -логопеда ………………………………………………………………………………….….. с 7

1.4 . Значимые характеристики речевого развития для разработки и реализации Программы учителя – логопеда ………………………………………………. с 8

II . Содержательный раздел

2.2 . Интеграция образовательных областей в коррекционно - развивающей работе учителя – логопеда……………………………………………………………….с 16

2.3. Содержание и организация коррекционно-развивающей работы в условиях логопедического пункта ДОУ………………………………………………….. с 18

2.4. Перспективно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте по преодолению ОНР ( I – IV ур.речевого развития) …………………………………………………………………………………….. с 20

2.4.1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте ………………………………….……………………. с 29

2.5 Методы коррекционно - развивающей работы на логопедическом пункте ДОУ……………………………………………………………………………… с 30

2.6 . Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников ДОУ…………………………………………………………………………….. . с 31

III Организационный раздел

3.1. Организация предметно-пространственной развивающей среды коррекционного – развивающего процесса на логопедическом пункте ДОУ. ………………. с 33

3.2 . Обеспеченность коррекционно-развивающего процесса методическими материалами и средствами обучения………………………………………… . с 36

3.3. Формы и приемы организации коррекционно-развивающего процесса на логопедическом пункте ДОУ…………………………………………………… с 38

3.4 . Режим работы учителя – логопеда на логопедическом пункте………. …с 39

I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

На сегодняшний день актуальна проблема оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество . Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая Программа учителя – логопеда носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для детей 5-7 лет, имеющими фонетическое, фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:

ü Конвенция ООН о правах ребенка;

ü Декларация прав ребенка;

ü Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

ü Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

ü Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и

ü Распоряжение об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 06.08.2020 года № Р-75; Москва.

ü Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина ;

ü Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;

ü Положение о логопедическом пункте ДОО;

ü а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с общим недоразвитием речи, зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

1.2 Цели и задачи реализации Рабочей программы учителя – логопеда.

Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

В ходе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

ü раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

ü осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, педагогами ДОУ;

ü преодоление недостатков в речевом развитии;

ü воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

ü нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;

ü развитие навыков звукового анализа и синтеза;

ü развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).

ü организация профилактической работы и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

1.3 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы учителя – логопеда.

Достижение поставленной цели и решение задач, осуществляются с учетом следующих принципов:

ü онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

ü принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

ü принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

ü принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

ü принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

ü принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

ü принцип постепенности подачи учебного материала ;

ü принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

ü принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые занятия), в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

1.4 Значимые характеристики речевого развития для разработки и реализации Рабочей программы учителя – логопеда

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи – 1, 2, 3, 4 уровень речевого развития.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

• заменой звуков более простыми по артикуляции;

• трудностями различения звуков;

• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Особую группу составляют дети, у которых общее недоразвитие речи сочетается с клиническим проявлением дизартрии, алалии или является их следствием. У дошкольников с моторной алалией отмечается позднее начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в общении мимикой и жестом. Для воспитанников с моторной алалией характерно стойкое и грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У дошкольников с дизартрией значительные трудности во фразовой и связной речи, аграмматизмы грубые и стойкие, обучение грамоте происходит с большим трудом.

На странице представлены ссылки на авторские материалы логопедов по теме конспект групповых логопедических занятий. Использование материалов поможет логопедам облегчить титанический труд по работе с детьми в образовательных школах и детских дошкольных учреждениях.

В разделе представлены конспекты с логопедическими заключениями детей: задержка речевого развития, ОНР, ФФН, нарушение чтения и письма, дизартирия. Все материалы найдёте на данном сайте.

Конспекты занятий по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи, знакомство:

Автоматизация звуков

Артикуляционная гимнастика

Видео

Дисграфия

Дифференциация звуков

Доска объявлений

Графомоторика

Игры

Конспекты групповые

Конспекты индивидуальн.

Литература

Логопед

Логопедические тетради

Логопедический массаж

Мелкая моторика

Нарушение письма

Развитие речи

Работа с родителями

Сказки

Советы родителям

Словарь

Статьи логопедов

Сценарии праздников

* Консультации специалистов на форуме
* Профессиональные логопеды, дефектологи и др. специалисты ответят на ваши вопросы.

* Возможность создания личных страниц
* Публикация материалов с получением электронного свидетельства

Читайте также: