План по самообразованию музыкального руководителя детского сада дидактические игры

Обновлено: 02.07.2024

Перспективный план по теме самообразования

Картотека музыкально-дидактических игр по возрастам

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие звуковысотного, тембрового, ритмического слуха, а также на закрепление пройденного музыкального репертуара.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие звуковысотного, тембрового, ритмического слуха. Развитие музыкальной памяти и слуха, а также закрепление пройденного материала.

География

Посещения

МБДОУ ДС "Родничок"
Челябинская обл., г. Озерск,
п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, 6

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Принят на педагогическом совете

Протокол №1 от 31.08.2016 г.

воспитателя Лапшиной Елены Александровны

на 2016 -2018 г.г.

«Использование музыкально-дидактических игр

г. Нижний Новгород

1.Общие сведения о педагоге.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ.

Фамилия, имя, отчество Лапшина Елена Александровна

Должность: воспитатель

Стаж работы: 5 лет

Образование : Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский

на базе ГБОУ ДПО НИРО

hello_html_3da26c2e.jpg

ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2016 г.

ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: август 2018 г.

ЦЕЛЬ: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр. Повышение теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу использования музыкально-дидактических игр в образовательном процессе.

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой нормативной и методической литературы, опыта работы педагогов – коллег, посещения РМО, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;

Разработать и реализовать план работы с детьми, взаимодействия с родителями, по использованию музыкально-дидактических игр в образовательном процессе;

Создать картотеку музыкально-дидактических игр для использования в образовательном процессе;

Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов ДОУ, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах.

Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это даёт детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребёнка.

Психологи утверждают, что музыка и игра помогают гармонично развиваться малышу. Благодаря образовательным занятиям, на которых педагоги применяют детские музыкальные игры, в детском саду воспитанники лучше усваивают и запоминают материал. Кроме этого, такая деятельность способствует:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить пути, средства и методы работы по внедрению и освоению детьми музыкально – дидактических игр, стимулировать развитие их музыкальных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительных методов музыкального воспитания.

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МБДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, подобрать материал для работы и консультаций;

2. Стимулировать развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста;

3. Научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительных методов музыкального воспитания.

Содержание работы Основные вопросы

Способы оформления материала для использования в практике

Реализация основных идей;

детальное изучение методической литературы и нормативных документов по данной проблеме

Пополнение методического материала по самообразованию

Работа с педагогами, родителями

Использование данных сведений при индивидуальном подходе к каждому ребенку и привлечение родителей к совместной работе с детьми при подготовке к праздникам и развлечениям

создание методических пособий для пополнения музыкальных уголков

работа с педагогами, родителями

Подготовка сценария, атрибутов

Анкета для воспитателей

Проведение анкетирования, обработка полученных данных

МК для воспитателей «Лэпбук музыкальные инструменты

Подбор и систематизация материала, создание лэпбука

работа с педагогами, родителями

Отчет по самообразованию

Семинар – практикум для педагогов

Контрольная диагностика музыкальных способностей детей

Организация, проведение и анализ диагностического исследования музыкальных способностей детей

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Маленький человек приходит в современный мир и сталкивается с лавиной информации, обрушивающейся на него — бесконечный видеоряд мультипликационных фильмов, развивающих программ; современные средства коммуникаций — сотовые телефоны, планшетные компьютеры, интернет. На современном этапе всестороннее развитие ребенка приобрело общественное значение, обществу необходим современный — мыслящий, быстро принимающий решения индивид. Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает. Возросли нагрузки на формирующийся детский организм. Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей. Возможности памяти детей отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку приходится прилагать усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра —наиболее адаптивный вид деятельности для детей. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Анализируя опыт взаимодействия с детьми, убеждаешься в необходимости оптимизации образовательного процесса присущими ребенку естественными способами, в данном случае в музыкальной деятельности. На первый план в образовательном процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста выходит запоминание всего арсенала музыкального материала – музыкальной памяти. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность. Применение музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к восприятию музыки. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Результативность развития музыкальной памяти у детей хорошо прослеживается в использовании адаптивной музыкально-игровой деятельности, с использованием музыкально-дидактических игр.

По результатам диагностики выявила, что западает блок по развитию музыкально-сенсорного восприятия у дошкольников, которое позволяет ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков : высоту, тембр, длительность, силу.

Развитие памяти детей имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Развитие памяти детей при помощи музыкально-дидактических игр позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе.

Новизна моей разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – музыкально-игровой деятельности.

Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

Создание педагогических условий для развития музыкальной памяти у детей по средством музыкально-дидактических игр.

1. Определение путей по развитию музыкальной памяти у детей

2. Выбор музыкально-дидактических игр для развития музыкальной памяти.

3. Развитие у детей музыкальной памяти в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических игр.

4. Использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д.

5. Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

6. Привитие интереса к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Педагогические методы и средства.

Приёмы и методы подобраны в соответствии с возрастными особенностями. В работе использую педагогические методы: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий) - позволяют добиться развивающего эффекта обучения на занятиях.

Средства :

1) Прослушивание музыкальных произведений.

2)Пение, песенное творчество

3)Распевание на высоту звука.

4) Иллюстрационный материал (иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов)

5) Список и фонограммы песен, где используются те или иные инструменты.

6) Музыкально-дидактические игры (картотека игр).

7)Инновационные информационно-коммуникативные технологии (цифровые музыкальные игры для детей старших и подготовительных групп, сохраняя преемственность с презентации, мультимедийные программы, цифровые музыкально - развивающие программы).

Этапы работы.

Работу планирую вести в 3 этапа :

1 этап – Аналитико-диагностический. Сбор и изучение литературы по данной теме, диагностика по выявлению у детей знаний о музыкально-дидактических играх.

2 этап – Практический. Проводить практические занятия, индивидуальную и групповую работу по развитию памяти, мышления, воображения у детей посредством музыкально-дидактических игр.

3 этап – Аналитико-обобщающий. Подвести итог работы с детьми по проблеме, в дальнейшем обобщить опыт работы.

Игры для детей старших и подготовительных групп, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:

-Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.

-Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.

-Изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель).

Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы и диагностика с детьми для выявления уровня знаний, по методике О. П. Радыновой.

Диагностика. Детям были предложены следующие задания:

Задача: Выявить особенности различения направления мелодии вверх и вниз. Используется музыкальная лесенка.

Задача: Выявить у детей особенности различения и воспроизведения ритмических отношений.

Задача: Выявить особенности тембрового слуха путём узнавания тембров инструментов, с характером звучания которых дети познакомились ранее.

Задание: На столе перед детьми лежат инструменты. Второй комплект этих же инструментов находиться за ширмой. Педагог играет на иструмнете. Дети должны узнать, на каком инструменте была исполнена мелодия, показав при этом на соответствующий инструмент, лежащий перед ним.

Задача: Выявить особенности различения контрастных динамических оттенков.

Задание: Хлопать громко или тихо в соответствии с громким или тихим звучанием плясовой музыки.

Исходя из программных требований, мною были выявлены критерии уровней развития сенсорных способностей детей в музыкальной деятельности :

Высокий - Ребёнок проявляет активность, быструю реакцию и самостоятельность при выполнении задания. На все задания даёт правильные ответы.

Средний - Ребёнок выполняет задание самостоятельно, но допускает небольшие неточности.

Низкий - Ребёнок испытывает затруднения при выполнении задания, нуждается в помощи взрослого.

После обработки данных, полученных в результате выявления уровня музыкально-сенсорных способностей детей, были получены следующие результаты:

средний 60%

На начальном этапе работы с детьми показал довольно низкий уровень сформированности музыкально-сенсорных способностей.

Исходя из данных бесед и диагностики, для успешного осуществления цели составила план работы (Приложение № 1, который включает в себя использование музыкально – игрового творчества во всех видах деятельности. Это даёт возможность детям проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки, как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступают музыкальные игры.

Применение музыкальных игр на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и даёт возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

На первом этапе работы по теме самообразования я стала изучать литературу.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.

Для своей работы основополагающими источниками литературы по развитию детей средствами музыкально-дидактических игр стали работы Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г. Кононовой, Э. П. Костиной.

Вместе с тем пришло понимание того, что развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.

Поэтому на втором этапе своей работы по теме самообразования я стала изучать, собирать, а затем самостоятельно создавать необходимый методический материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике. На этом этапе нарабатываю следующий материал:

картотека музыкально-дидактических игр;

- перспективный план работы с детьми по музыкальному развитию

- посредством музыкально-дидактических игр;

- консультации для педагогов;

- консультации для родителей;

Перспективное планирование

Музыкально-дидактические игры в младшей группе

Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв

Закрепление программного материала

Перспективное планирование

Музыкально-дидактические игры в средней группе

Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв

Закрепление программного материала

Перспективное планирование

Музыкально-дидактические игры в старшей группе

Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв

Характер музыки

Закрепление программного материала

Перспективное планирование

Музыкально-дидактические игры в подготовительной группе

Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв

Характер музыки

Закрепление программного материала

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М. : просвещение, 1983. - 255 с.

2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1978. - 96 с.

4. Дошкольная педагогика : учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 304 с.

6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М. : просвещение, 1986. - 144 с.

7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников : Из опыта работы муз. руководителя. - М. : Просвещение, 1982. - 96с., ил.

9. Радынова О. П. Слушаем музыку : Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М. : Просвещение, 1990. - 160с.

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Игра является основным, ведущим видом деятельности детей. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то.

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования.

Компьютерные дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста ФГОС ДО, профессиональный стандарт педагога выдвигают требования к трудовым действиям и компетенциям воспитателя, включая и область формирования.

Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Статья Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. «Единственная настоящая роскошь.

Читайте также: