План по профориентации в школе для 11 класса

Обновлено: 02.07.2024

3

Трудоустройство и поступление в профессиональные учебные заведения выпускников 9-11 кл. ) информация

4

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации

5

Введение ориентационных факультативов

6

Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов

7

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

8

Информирование учащихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда.

Работа с родителями

9

10

11

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

12

Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий

13

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и учебные заведения

14

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

Работа с учащимися

15

Допрофильная подготовка:
а) Курсы по выбору и подготовка к ЦТ

16

17

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности

18

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий, представителями ВУЗов, СУЗов

19

Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”

20

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

21

Знакомство с профессиями на уроках. Расширение знаний обучающихся о новых профессиях учителями-предметниками

22

Профессия учителя - сделай выбор. День самоуправления.

23

Вечер встречи с выпускниками. Реклама учебных заведений и будущих профессий.

24

25

Работа с периодикой. Поиск профессии. Новые профессии

Родителям старшеклассников

Родителям важно знать, что степень их влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношения к каким–то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т.д.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка Вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

  • Ограничение исключительно престижностью профессии.
  • Ориентация исключительно на высокую заработную плату.
  • Ориентация исключительно на комфортные условия труда.
  • Снижение до минимума трудностей обучения.
  • Следование только указаниям родителей.
  • Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута
может заключаться в следующем:

1. Совет родителей (какое направление выбрать, куда пойти учиться после 9 класса и т.д.): Хочется предостеречь от советов в форме категоричных рекомендаций и указаний собственному ребёнку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребёнка. Необходимо помнить: рассматривать необходимо не только основной вариант, но должны быть и запасные варианты Выбора.

3. Соберите вместе с ребенком всю интересующую Вас информацию о школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях (ознакомьтесь с соответствующими страничками в дневнике).

Для этого Вы можете сами или вместе с ребенком позвонить в школу или другое учебное заведение, посетить и побеседовать с представителями администрации, обсудив затем впечатления с ребенком, и вместе с ним принять решение.

Что полезно узнать о профессиональных учебных заведениях:

Для этого Вы можете также позвонить или посетить учебное заведение в удобный для Вас день или в День Открытых Дверей, которые устраиваются в марте – апреле и узнать:

  • Какие профессиональные направления существуют в колледже.
  • Какие экзамены надо сдавать, какие оценки в общем желательно при этом получить.
  • Информацию о подготовительных курсах, их стоимости, начале занятий.
  • Насколько курсы повышают шанс поступления.
  • С какими вузами колледж имеет договор, и на какие курсы и на каких условиях поступают туда выпускники колледжа.
  • Как трудоустраиваются выпускники, если Вашего ребенка не интересует высшее образование.
  • Есть ли платные формы обучения, какова их стоимость, условия поступления – экзамены или только собеседование.
  • Какие дополнительные услуги предоставляет учебное заведение: кружки, курсы иностранных языков спортивные клубы и т.д.
  • Есть ли связь с учебными заведениями других государств и как это отражается на учебном процессе и выдаваемом дипломе.
  • Какие документы, справки и фотографии нужно подготовить для поступления.
  • В каком состоянии материальная база учебного заведения.
  • Когда происходит сдача экзаменов, во сколько потоков, то есть будет ли у Вашего ребенка возможность сдать экзамены еще куда-то, если в этом колледже он недоберет баллы.

Всю полученную информацию необходимо обсудить с ребенком.

Обращаем ваше внимание, что многие профессии можно получить в нескольких учебных заведениях, и поэтому для того, чтобы принять окончательное решение, необходимо посетить их все.

ЧЕГО ЖЕЛАЮТ МАМА И ПАПА

Чаще всего родители—добрые советчики, думают они о вашем будущем деле вполне серьезно и желают вам счастья. Но и родители, как и все люди, тоже могут ошибаться. Их много, родительских ошибок, которые потом весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Не будем говорить об очевидных, — например, неумеренной переоценке способностей своих сыновей и дочерей. Разберем только те, которые на первый взгляд ну никак не выглядят ошибками. Скорее наоборот.

Пойти в отца—не значит непременно проявить себя в его деле. Не вернее ли проявить себя в своем и тем самым укрепить отцовский авторитет и нажить собственный?

Бывает и другое. Не сумели родители найти с в о ю работу, полюбить ее. И вот теперь стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым, увы, не пришлось заниматься самим.

Итак, мы уже можем сформулировать целых три вывода.

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Профориетация и самоопределение" для обучающихся 10-11 классов составлена с учётом положений ФГОС СОО.

МОУ Купанская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

(Сроки реализации 2 года: 2020-2021 - 10 класс, 2021-2022 - 11 класс)

Пояснительная записка.

Одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Зачастую профессиональные намерения значительной части выпускников не соответствуют потребностям экономики страны в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Учебного плана, ООП СОО МОУ Купанская СШ.

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей. Профессиональное развитие – это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе профессионального выбора могут оказывать влияние факторы, которые исходят как от социальной среды, так и от самого человека.

возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности, также выявить профессиональные намерения, интересы, склонности учеников, соотнести выбранную профессию с индивидуальными возможностями, определить альтернативные выборы в профессиях. Сформировать внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития с учетом гендерного аспекта.

Программа рассчитана на 69 часов (35 часов – 10 класс, 34 часа – 11 класс), включает в себя теоретические и практические занятия, беседы для учащихся. Программа включает цикл бесед и практические занятия, призванные помочь старшеклассникам в анализе своих психологических особенностей и в профессиональном самоопределении.

Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в

перспективе — будущей профессии;

расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;

обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;

сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;

овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;

получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

По окончании программы старшеклассники должны овладеть:

- знаниями о профессиональном самоопределении, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

- правилами выбора профессии и сведениями о путях получения профессионального образования;

- понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятиями темперамента, черт характера, самооценки, эмоционально-волевой сферы, типов нервной системы;

- знаниями о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

- способами выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

- способностью объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- умениями ставить цели и планировать действия для их достижения, самосовершенствоваться в учебной и трудовой деятельности;

- способностью анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о ситуации на рынке профессионального труда в городе, районе, области, стране.

Курс внеурочной деятельности связан с такими предметами как Технология, обществознание.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразие мира профессий (2 часа).

Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессиограмм.

Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм. Диагностические методики: ДДО.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Экскурсии на предприятия, в учреждения с. Купанское. Знакомство с профессиями. (7 ч.)

Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. Диалог. Вопросы и ответы.

Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (2 часа).

Здоровье и выбор профессии (1 час).

Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Влияние темперамента на выбор профессии. Определение типа темперамента (1 час).

Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

Современный рынок труда. Топ-30 профессий Ярославской области. Профессии будущего (1 час).

Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, работа с интернет-ресурсами.

Пути получения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты (2 часа).

Структура учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты профессионального образования. Университеты, институты, академии, техникумы, колледжи Ярославской области, соседних регионов. Что необходимо знать при выборе учебного заведения.

Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, работа в интернете с официальными сайтами профессиональных образовательных учреждений.

Комплексная профориентационная диагностика (3 часа).

Комплексная оценка статуса профессиональной идентичности, мотивационной и личностной сферы обучающихся:

1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

2. Карта интересов (А. Е. Голомшток)

3. Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л. А. Головей)

4. Изучения мотивации достижения (А. Мехрабиан)

5. Исследование самооценки (Дембо, Рубинштейн)

6. Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина)

7. Исследование межличностных отношений (Т. Лири)

8. Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т. И. Ильина)

9. Конструктивный рисунок человека (А.А. Карелина)

Форма организации занятий: диагностика и обсуждение результатов.

Проект: Профессии моей семьи. Профессиональные династии (1 час).

Профессиональная деятельность. Этапы построения карьеры (1 час).

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Требования рынка труда к профессионалу. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Понятие штатного расписания и должности.

Профессиональная карьера, ее формы. Этапы построения карьеры. Структура плана профессиональной карьеры.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Заполнение таблицы:

Читайте также: