План по мцыри по главам 8 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

От старого монастыря, стоящего на стыке двух рек Арагвы и Куры, остались развалины. Единственный, кто помнит события тех дней старый монах. Ежедневно он сметает пыль с уцелевших плит, вспоминая историю мальчика, оказавшегося в монастыре случайно, чья судьба была яркой, но недолгой.

Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал. В кибитке находился больной ребенок. Мальчик около шести лет. В глазах ребенка дикий страх. Он боялся всего и шарахался от людей, как черт от ладана. Везти его дальше смысла не было. Генерал решил оставить его при монастыре. Здесь ему могли обеспечить должный уход. Так парень, которого окрестили Мцыри, остался в стенах монастыря. Перед тем, как принести монашеский обет, он неожиданно пропал. Три дня ушло на поиски. Умирающего, ослабленного Мцыри нашли в степи. Он был без чувств. Перед смертью он решил исповедоваться и рассказать свою историю.

В исповеди ни слова сожаления о побеге. Он хотел одного, чтобы кто-то узнал правду. Мцыри признается, что ему пришлось провести несколько лет в плену. Он бы с радостью променял две таких жизни, на одну, но полную тревог и забот. Его душа всегда стремилась к вольной жизни. Душу горца нельзя обуздать, она всегда будет рваться на свободу.

Старец слышит слова упреков в свой адрес. Не надо было его спасать и оставлять при себе. Жизнь в монастыре лишила его общения с родными и близкими. Он не знал ни отца, ни мать. Сердце истосковалось по дому, по Родине. Как бы он хотел на минуту увидеть родных и обнять каждого, но мечты так и оставались мечтами.

Мцыри не боится взглянуть в глаза смерти. Он сожалеет об одном, о своей загубленной молодости. Он, как и все хотел любить, жить, радоваться каждому дню, а что получил вместо этого – ничего. Мцыри обращается к монаху с вопросом, какая у него была жизнь, когда он был молод, что он чувствовал, какие переживания испытывал, любил кого-нибудь или нет.

Мцыри описывает все то, что увидел на воле. Местные колоритные пейзажи Кавказа напомнили ему о родном доме. Горы, реки, пение птиц воспоминания нахлынули на него мощным потоком.

Ему виделся отчий дом. Отец с матерью, сестры, жители родного аула. Всего этого его лишили. Тоска накатывала все сильнее.

Мцыри признается, что идея побега сидела в голове давным-давно. Он поклялся, что хоть на день, но вырвется из плена, в котором оказался заточен не по своей воле. Дождавшись начала грозы и убедившись, что монахи стали неистово молиться, не обращая на него внимания, он сбегает из монастыря. Он был рад начавшейся стихии. В ней он чувствовал себя свободным. Даже в буре он видел родственную душу.

Он не помнит, как долго бежал. Стихия стихла. Гроза ушла. За ним никто не гнался. Ему было настолько хорошо, что он лег на траву и просто наслаждался свободой.

Проснувшись утром, он увидел, что лежит у обрыва. Это был знак свыше, что жизнь подходит к концу. Мцыри был убежден, что понимает звуки водяного потока. Небо было настолько чистым, что при желании на нем можно было увидеть ангела.

Наслаждаться звуками природы было хорошо, но жажда взяла над ним верх. Мцыри захотел испить водицы. На дворе полдень. Солнце палило нещадно. Он спускается вниз, где шумит вода.

Его внимание привлек женский голос. Молодая грузинка пела песню. Ее голос показался ему слаще всех на свете. Он был ослеплен ее красотой. Словно завороженный, Мцыри не сводил с нее глаз.

На миг он потерял ощущение реальности происходящего. Когда грузинка скрылась с его глаз, на него опять нахлынула тоска. Он ощутил, насколько он одинок в этом мире.

Среди ночи Мцыри проснулся. Ему приснилась молодая грузинка. Кругом полная тьма, лишь огонек сакли призывно манил зайти внутрь. У него другая цель, добраться до дома. Очень хотелось есть. Мцыри двинулся дальше. Вскоре он понял, что заблудился в лесу.

Отчаяние овладело им. Просить помощи у людей не позволяла гордость духа. Рыдая от тоски, он упал на землю.

Первый раз в жизни он плакал. Неожиданно из леса показался барс. Дикий зверь был голоден. Схватка была неизбежна.

Барс раздул ноздри, учуяв добычу. Прыжок и он вонзает когти. Мцыри удалось ранить зверя. Ополоумевшее животное в очередной раз бросается на человека. Мцыри удалось отбиться от него, но раны на теле были глубоки.

Мцыри удалось выйти из схватки со зверем победителем. Хищник встретил смерть достойно. Во время его последнего прыжка, Мцыри успел подобрать с земли сук и вонзить ему в горло. Это его спасло от неминуемой погибели.

Глубокие раны на теле забирали у Мцыри силы, но он продолжал двигаться вперед, в надежде найти выход.

Лишь под утро ему удалось выйти из леса. К его глубокому сожалению он вернулся туда, откуда так хотел уйти. Снова монастырь и ненавистные ему стены. Осознав собственное бессилие, он понимает, надежды больше нет. Фатальность случая отнимает у него последние силы. Не суждено ему увидеть родной дом.

Мцыри сравнивает себя с цветком. За домашним растением ухаживают, поливают, опрыскивают. Оно растет, радуется жизни, но оказавшись за пределами домашнего очага, растение гибнет, не выдерживая палящих лучей солнца.

Мир вокруг Мцыри замер. Все поблекло. Осталась одна звенящая тишина и пустота.

Начало предсмертной агонии. Мцыри мерещится, что он на дне реки. Вокруг кружат разноцветные рыбы. Они поют песни, приглашая остаться в их царстве. В таком состоянии его нашли монахи, не прекращающие поисков.

Последние часы жизни. Мцыри беспокоит одно, что тело будет предано не родной земле.

Мцыри прощается с монахом. Рука горячая на ощупь. Он говорит, что это пламень души, всегда живущий в нем, но сейчас огню нечем подпитываться. Мцыри надеется, что рай распахнет ворота перед ним, но даже его он с удовольствием сменит на ад, за возможность на пару дней оказаться дома.

Последняя просьба умирающего похоронить в саду, откуда хорошо виден Кавказ.

11. Разочарование и потеря надежды на возвращение домой.

12. Предсмертные мечты и воспоминания.

IV. Монахи находят умирающего Мцыри и приносят в монастырь.

V. Последняя просьба Мцыри.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Глав в поэме Лермонтова "Мцыри" 26, поэтому пунктов плана у нас будет столько же.

Мы пишем обычный план по тексту каждой главы, не цитатный.

2). Пленный мальчик.

3). Начало исповеди Мцыри.

4). Тоска по свободе и родной душе.

5). Желание жить полной жизнью.

6). Что видел на воле.

7). Воспоминания об отцовском доме.

8). Исполнение давно задуманного.

12). Голос грузинки.

13). Встреча с молодой грузинкой (или Описание молодой грузинки).

16). Встреча с барсом.

17). Начало схватки со зверем.

18). Барс побежден.

19). Следы когтей на груди.

20). Неожиданное возвращение к монастырю.

21). Темничный цветок.

22). Снова отчаяние.

24). Мцыри заканчивает свой рассказ.

26). Предсмертное желание.

Составить план поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" можно довольно легко, так как в произведение входит 26 глав, причем данные главы остались без названия, то можно выбрать из каждой главы, что-то основное(главное) и дать обозначение.

Маленький ребенок в обители.

Грусть по Родине.

Мысли о Кавказе.

Погоня за беглецом.

Борьба с барсом.

Цветок в темнице.

Отчаяние и грусть.


Поэма Лермонтова "Мцыри" разделена на 26 частей, которые можно называть главами. У автора эти главы озаглавлены только цифрами. Поэтому я предлагаю составить не просто план поэму, но дать названия этим главам. Тогда каждый пункт плана будет состоять из названия которое мы выберем для соответствующей главы.

Вот как можно озаглавить все главы "Мцыри" стем, чтобы получился план пересказа:

  1. Разрушенный монастырь.
  2. Жизнь мальчика в монастыре
  3. Пламенная страсть Мцыри
  4. Тоска по Родине
  5. Упрек старику
  6. Седой Кавказ на воле виден
  7. Мцыри вспоминает дом и отца
  8. Мцыри и гроза
  9. Погони нет
  10. Мцыри над бездной
  11. Волшебные природы голоса
  12. Голос молодой грузинки
  13. Прекрасная незнакомка
  14. Лунная ночь
  15. Бесконечный лес
  16. Барс на поляне
  17. Нападение барса
  18. Смерть врага
  19. Раненый Мцыри
  20. Знакомый колокольный звон
  21. Судьба темничного цветка
  22. Огненная земля
  23. Предсмертный бред
  24. Последняя печаль
  25. Думы о рае
  26. Прощальный привет Кавказа.

План поэмы "Мцыри" по главам:

2.Мцыри еще маленьким ребенком попадает в монастырь.

3.Мцыри мечтает в монастыре о свободе.

5.Мцыри думает о своих родителях, которых он не помнил.

6.Мцыри и чернец.

8.Воспоминания Мцыри Родине.

9.Гроза и побег Мцыри.

13.Встреча у ручья с прекрасной грузинкой.

15.Лунная ночь и пробуждение.

18.Встреча с барсом.

25.Монахи находят Мцыри, мрачные мысли.

26.Мцыри думает о смерти.

27.Последняя просьба Мцыри.

Мцыри. Совершенно очевидно, на мой личный субъективный взгляд, что добро в этом произведении, то есть в этой поэме Михаила Юрьевича Лермонтова, ассоциируется с образом свободы и далёкой Родины главного героя. Именно туда он стремился, на свою родную землю, то есть место, где он появился на свет и где жили его предки.

Ну а всё, что мешает Мцыри осуществить задуманное, по моему мнению, является злом, но, опять же, злом, возможно, не таким явным, но, тем не менее.

Всё, что преграждало путь на родную землю для главного героя, врядли можно назвать добром в полном смысле слова, но и злом, например, монастырь и людей, Мцыри окружавших, назвать трудно.

Видимо, истина где-то посередине. Этот лично мой вариант ответа на вопрос.


Исповедь Мцыри вылилась в долгий рассказ о трех днях, который герой провел на свободе, единственных днях своей жизни, когда он не чувствовал себя пленником. Мцыри описывает и то, какие чувства он испытал оказавшись на свободе, после побега, и то, что он испытывал во время поисков дороги к дому, и отчаяние, которое его охватило, когда он вернулся назад к монастырю.

Мцыри ничего не скрывал и почти ни о чем не жалел. Он открыто признается в том, что с радостью променял бы вечность, райское существование, которое ему обещает так и не принятая им вера, на несколько беззаботных минут в родных скалах.

И Мцыри в конце исповеди умоляет исполнить его последнюю волю. Он просит перенести его умирать в монастырский сад, там где растут акации, и где он смог в последний раз увидеть горы Кавказа, те самые, в которых скрывается его отчий дом. Мцыри надеется, что монахи исполнять эту его просьбу, но мы расстаемся с Мцыри в тот момент, когда он все еще находится в келье и не знаем наверняка, как умер Мцыри.

Мцыри - это юноша, который практически всю жизнь прожил в монастыре, но он помнит, что родился на свободе. Поэтому в один день юноша убегает с монастыря, на воле он пробыл ничтожно мало, но за это время юноша понимает, что дороже свободы ничего для него нет. Он любуется юной девушкой, которая пришла за водой, Мцыри вступает в поединок с барсом. Если говорить о психологическом портрете, то Мцыри: смелый, решительный, свободолюбивый, мужественный человек.

Эта поэма Лермонтова относится к самым читаемым и в ней повествуется об монахе, в детстве попавшим в монастырь, но всю жизнь мечтавший об воле и свой родине. Монах ушел из монастыря и в течении трех дней скитался по горам, пережил бурю и сразился с горным барсом. Мцыри сбился в дороге и его больного нашли монахи со своего монастыря, где он и умирает.

Со слов биографа Лермонтова, у Мцыри был прототип монах- монах, которого еще ребенком взял в плен генерал Ермолов, но ребенок заболел и генерал его оставил в одном из монастырей. Этот мальчик вырос в монастыре но никогда не мог свыкнуться с монастырской обстановкой и собственно все что случилось с ним и было Лермонтовым описано в своем произведении.

Если судить по биографии генерала Ермолова, то он был командующим Отдельного Грузинского корпуса с 1816 по 1827 годы, следовательно он мог взять в плен того мальчика именно в эти годы.

Саму историю Лермонтову поведал другой монах, с которым писатель повстречался во время своей ссылки. Это случилось с Мцхете в 1837 году.


Главный герой поэмы Лермонтова "Мцыри" - безымянный юноша, чьего имени мы не знаем. Сам поэт назвал поэму словом Мцыри, которое вроде бы означает Послушника в монастыре по-грузински. Но нигде в самом тексте поэмы автор не называет своего героя даже словом мцыри - оно вынесено лишь в название.

Точно также ничего не говорит автор и родине Мцыри, о его национальности. По воспоминаниям Мцыри мы понимаем, что его родина в горах, что он горец, но точно не грузин.

Еще мальчиком Мцыри привозит в монастырь русский генерал, прототипом которого видимо стал Ермолов, то есть речь идет о событиях Кавказской войны, где против России боролись горцы многих племен.

Но в принципе и не важно для понимания поэмы, кем был Мцыри по национальности, главное его стремление к свободе.

Краткий план для пересказа

1) Предыстория Мцыри. 2) Побег Мцыри во время грозы. 3) Встреча девушки у ручья. 4) Схватка с барсом. 5) Возвращение в монастырь и смерть.

Подробный план по главам

8)

1) Разрушенный монастырь 2) Жизнь пленного мальчика в монастыре 3) Начало исповеди 4) Тоска по родине 5) Старик 6) Кавказ на горе 7) Воспоминания — отчий дом Гроза 9) Погоня 10) Голос леса 11) Красоты природы 12) Молодая грузинка 13) Незнакомка 14) Ночь 15) Лес 16) Барс 17) Барс нападает 18) Смерть 19) Ранение 20) Колокольный звон 21)Удел узника — тюрьма. 22) Земля в огне 23) Перед смертью 24) Печали жизни 25) Прощай отец 26) Просьба увидеть сад перед смертью.

Цитатный план

Главные герои и их характеристика:

Основной персонаж поэмы, от лица которого и идёт повествование — молодой горец Мцыри.

  • Мцыри – послушник, воспитанный в стенах русской обители. По происхождению грузин, шестилетним мальчиком оторванный от родных, обладает неистребимой жаждой свободы. У него доброе сердце (не желает зла своим похитителям), он храбр и решителен (бьется один на один с барсом). Монашеское воспитание не смогло искоренить дух свободы и воинственности, родившиеся вместе с ним.

Вероятно, он сумел воплотить его в жизнь, только когда соединились в стройную картину в его воображении сразу несколько романтических легенд и правдивых историй, слышанных им на Кавказе. Так, он давно знал байку о битве юноши и барса (тигра).

А история с похищением мальчика была истинной – ему рассказал ее однажды монах, которого пленил и отвез в монастырь генерал Ермолов.

От старого монастыря, стоящего на стыке двух рек Арагвы и Куры, остались развалины. Единственный, кто помнит события тех дней старый монах. Ежедневно он сметает пыль с уцелевших плит, вспоминая историю мальчика, оказавшегося в монастыре случайно, чья судьба была яркой, но недолгой.

Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал. В кибитке находился больной ребенок. Мальчик около шести лет. В глазах ребенка дикий страх. Он боялся всего и шарахался от людей, как черт от ладана. Везти его дальше смысла не было. Генерал решил оставить его при монастыре. Здесь ему могли обеспечить должный уход. Так парень, которого окрестили Мцыри, остался в стенах монастыря. Перед тем, как принести монашеский обет, он неожиданно пропал. Три дня ушло на поиски. Умирающего, ослабленного Мцыри нашли в степи. Он был без чувств. Перед смертью он решил исповедоваться и рассказать свою историю.

В исповеди ни слова сожаления о побеге. Он хотел одного, чтобы кто-то узнал правду. Мцыри признается, что ему пришлось провести несколько лет в плену. Он бы с радостью променял две таких жизни, на одну, но полную тревог и забот. Его душа всегда стремилась к вольной жизни. Душу горца нельзя обуздать, она всегда будет рваться на свободу.

Старец слышит слова упреков в свой адрес. Не надо было его спасать и оставлять при себе. Жизнь в монастыре лишила его общения с родными и близкими. Он не знал ни отца, ни мать. Сердце истосковалось по дому, по Родине. Как бы он хотел на минуту увидеть родных и обнять каждого, но мечты так и оставались мечтами.

Мцыри не боится взглянуть в глаза смерти. Он сожалеет об одном, о своей загубленной молодости. Он, как и все хотел любить, жить, радоваться каждому дню, а что получил вместо этого – ничего. Мцыри обращается к монаху с вопросом, какая у него была жизнь, когда он был молод, что он чувствовал, какие переживания испытывал, любил кого-нибудь или нет.

Мцыри описывает все то, что увидел на воле. Местные колоритные пейзажи Кавказа напомнили ему о родном доме. Горы, реки, пение птиц воспоминания нахлынули на него мощным потоком.

Ему виделся отчий дом. Отец с матерью, сестры, жители родного аула. Всего этого его лишили. Тоска накатывала все сильнее.

Мцыри признается, что идея побега сидела в голове давным-давно. Он поклялся, что хоть на день, но вырвется из плена, в котором оказался заточен не по своей воле. Дождавшись начала грозы и убедившись, что монахи стали неистово молиться, не обращая на него внимания, он сбегает из монастыря. Он был рад начавшейся стихии. В ней он чувствовал себя свободным. Даже в буре он видел родственную душу.

Он не помнит, как долго бежал. Стихия стихла. Гроза ушла. За ним никто не гнался. Ему было настолько хорошо, что он лег на траву и просто наслаждался свободой.

Проснувшись утром, он увидел, что лежит у обрыва. Это был знак свыше, что жизнь подходит к концу. Мцыри был убежден, что понимает звуки водяного потока. Небо было настолько чистым, что при желании на нем можно было увидеть ангела.

Наслаждаться звуками природы было хорошо, но жажда взяла над ним верх. Мцыри захотел испить водицы. На дворе полдень. Солнце палило нещадно. Он спускается вниз, где шумит вода.

Его внимание привлек женский голос. Молодая грузинка пела песню. Ее голос показался ему слаще всех на свете. Он был ослеплен ее красотой. Словно завороженный, Мцыри не сводил с нее глаз.

На миг он потерял ощущение реальности происходящего. Когда грузинка скрылась с его глаз, на него опять нахлынула тоска. Он ощутил, насколько он одинок в этом мире.

Среди ночи Мцыри проснулся. Ему приснилась молодая грузинка. Кругом полная тьма, лишь огонек сакли призывно манил зайти внутрь. У него другая цель, добраться до дома. Очень хотелось есть. Мцыри двинулся дальше. Вскоре он понял, что заблудился в лесу.

Отчаяние овладело им. Просить помощи у людей не позволяла гордость духа. Рыдая от тоски, он упал на землю.

Первый раз в жизни он плакал. Неожиданно из леса показался барс. Дикий зверь был голоден. Схватка была неизбежна.

Барс раздул ноздри, учуяв добычу. Прыжок и он вонзает когти. Мцыри удалось ранить зверя. Ополоумевшее животное в очередной раз бросается на человека. Мцыри удалось отбиться от него, но раны на теле были глубоки.

Мцыри удалось выйти из схватки со зверем победителем. Хищник встретил смерть достойно. Во время его последнего прыжка, Мцыри успел подобрать с земли сук и вонзить ему в горло. Это его спасло от неминуемой погибели.

Глубокие раны на теле забирали у Мцыри силы, но он продолжал двигаться вперед, в надежде найти выход.

Лишь под утро ему удалось выйти из леса. К его глубокому сожалению он вернулся туда, откуда так хотел уйти. Снова монастырь и ненавистные ему стены. Осознав собственное бессилие, он понимает, надежды больше нет. Фатальность случая отнимает у него последние силы. Не суждено ему увидеть родной дом.

Мцыри сравнивает себя с цветком. За домашним растением ухаживают, поливают, опрыскивают. Оно растет, радуется жизни, но оказавшись за пределами домашнего очага, растение гибнет, не выдерживая палящих лучей солнца.

Мир вокруг Мцыри замер. Все поблекло. Осталась одна звенящая тишина и пустота.

Начало предсмертной агонии. Мцыри мерещится, что он на дне реки. Вокруг кружат разноцветные рыбы. Они поют песни, приглашая остаться в их царстве. В таком состоянии его нашли монахи, не прекращающие поисков.

Последние часы жизни. Мцыри беспокоит одно, что тело будет предано не родной земле.

Мцыри прощается с монахом. Рука горячая на ощупь. Он говорит, что это пламень души, всегда живущий в нем, но сейчас огню нечем подпитываться. Мцыри надеется, что рай распахнет ворота перед ним, но даже его он с удовольствием сменит на ад, за возможность на пару дней оказаться дома.

Последняя просьба умирающего похоронить в саду, откуда хорошо виден Кавказ.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Пленный шестилетний мальчик-горец не вынес тяжёлого пути, и русский генерал оставил умирающего мальчика в монастыре. Там его вылечил монах. Мцыри сначала дичился, но потом стал понимать чужую речь, его окрестил священник. Но однажды юноша убежал из монастыря, так как с детства мечтал увидеть свою Родину. В лесу Мцыри заблудился. Там ему пришлось вступить в бой с барсом. Из этой битвы юноша вышел победителем.

Выйдя из леса, Мцыри понял, что вернулся в те места, где стоял монастырь. До рек Арагвы и Куры было далеко, а беглец очень ослабел, страдая от жажды. Он потерял сознание, скоро его нашли и принесли в монастырь.

Пришедшему к нему монаху умирающий юноша сказал, что печалит его только то, что будет похоронен не на Родине. Он попросил вынести его в сад, откуда был виден Кавказ, чтобы посмотреть хоть издали на родные горы.

Второстепенные герои и их характеристика:

В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.

  1. Бытие Мцыри в качестве пленника
  2. Жизнь и служение Господу
  3. Желание побега и его воплощение
  4. Встреча с диким зверем
  5. Провал затеи и смерть героя

Мцыри жаждет воли. Ведь стены монастыря для него – такое же рабство, как и кандалы. Герою становится тесно в затхлых, аскетичных кельях. Он стремится на свет, к свободе. Эти слова могут служить вступлением к сочинению. Ниже вы найдете еще один вариант предисловия. Читайте далее.

Читайте также: