План по изучению башкирского языка в доу

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 4173 0

Мингазова Ирина Закуановна

Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций. Задача детского сада - воспитывать любовь к своему родному языку , желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родных языков для потомков .

— на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов России;

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ - Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующей социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Обучение на родном языке является необходимым условием существования, и поэтому основополагающим принципом Концепции является реализация демократического права на обучение и воспитание на родном языке. Изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Язык - это такой символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний. Именно этому мы должны учить детей. Воспитывать любовь к чтению, знаниям.

Основным направлением обучения башкирскому языку в дошкольном учреждении является формирование и развитие у детей простейших умений и навыков овладения башкирской речью в устной форме.

Учитывая возрастные особенности детей и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию мною проводятся занятия по изучению башкирского языка с русско-язычными детьми. При подготовке к занятиям, я ставлю перед собой следующие задачи: воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края; познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками башкирского народа.

Все эти задачи осуществляются не только на занятии по обучению родному языку, но и реализуются в изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности. Огромная роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, музыке, ознакомлению с народными обычаями, традициями. Важнейшее значение имеет проведение башкирских праздников.

При изучении родного языка, я стараюсь постепенно включать в свою речь новые слова, формы слов, типы предложений, образцы связной речи. Прилагаю все усилия, чтобы изученные слова регулярно использовались в речи детей. Мой опыт работы показал, что изучение башкирского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.

Таким образом, основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация, правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении башкирскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.Список литературы:

*Алексеева М.М., Яшина А.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М., Академия, 2012 – 214 с.

*Азнабаева Ф.Г, Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детство.-Уфа:Китап,2010-256с

*Ворошнина Л.В. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (с элементами регионального компонента). - Пермь, 2014 – 274 с.

*Конвенция "О правах ребенка" .-Изд. Омега-Л, 2016-32с.

Программа направлена на развитие устойчивого интереса к башкирскому языку, на развитие речевой активности детей.

ВложениеРазмер
bash_plan_podg.docx 33.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ

Рабочая программа кружка башкирского языка

в подготовительной группе №6

Акбашева Лилия Мубараковна

Старшие дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они так же проявляют интерес к другим языкам, легко и непринужденно могут запомнить небольшой по объему языковой материал на неродном языке.

Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении вторым языком. Учеными доказано, что освоение звуковой стороны второго языка положительно влияет на развитие не только речевого, но и на уровень общего интеллектуального развития ребенка. Поэтому при составлении данной программы учитывались психологические особенности развития детей – огромное их желание к познанию нового в окружающем.

Программа направлена на развитие устойчивого интереса к башкирскому языку, на развитие речевой активности детей. Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладевать дети.

Среди детей старшего дошкольного возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и др.), которое определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и в детском саду. При обучении башкирскому языку необходимо учитывать эти факторы как при организации групповой, так и индивидуальной работы с детьми.Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии ФГОС ДО.

Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой другого народа или других народов, пользующихся этим языком.

- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

- углубить и расширить знание и представление о литературном языке;

-учить отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;

-учить правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух языках, общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темами ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);

- развитие интереса к башкирскому языку;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

-приобщать к истории, культуре, обычаям и традициям башкир посредством языка. У детей формируются навыки позитивного и уважительного отношения к родному краю, природе, людям разных национальностей, проживающим в их окружении.

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. Происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.

Используются разные формы проведения занятий :

Объяснительно - иллюстративный (беседа, художественное слово)

Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

Исследовательский (оценка, самооценка);

Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);

Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности.

Приёмы, используемые на занятии:

Проводится 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся в форме игры, что дает ребенку возможность усваивать материал в непринужденной атмосфере. На занятиях используются сюрпризные моменты, народные, хороводные, музыкальные дидактические игры, работа с демонстрационным, раздаточным материалом, слушание аудио записи, просмотр мультфильмов на башкирском языке, ознакомление детей с творчеством башкирских детских поэтов и писателей, культурой, бытом, традициями и обычаями, праздниками башкирского народа, чтение художественной литературы. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры.

Планируемые результаты освоения программы

- дети научатся отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по организации и проведению дополнительной

образовательной деятельности (кружка)

с детьми 5 – 7 лет

Марванова Земфира Зинуровна

Педагог дополнительного образования

Актуальность, цель, задачи, принципы рабочей программы…….4

Формы подведения итогов реализации дополнительной

Структура организации дополнительной образовательной деятельности………………………………………………………. 6

Сведения о сроках реализации программы……………………….6

Учебно –методический план старшей группы…………………. 6

Учебно –методический план подготовительной группы………. 8

Содержание дополнительной образовательной программы и

методическое обеспечение ( старшая группа). . 9

Содержание дополнительной образовательной программы и

методическое обеспечение ( подготовительная группа). 1 5

10. Список литературы …………………………………………… ….26

В центре внимания современной системы образования находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Подъем национального самосознания, стремление к этнокультурному самоопределению обуславливают огромный интерес к освоению национальной культуры и родного языка в регионах с многонациональным составом населения, каким является Республика Башкортостан. В таких условиях проблема формирования двуязычия (билингвизма) приобретает актуальность. Провозглашение башкирского языка, наряду с русским, государственным языком республики, значительно повысило его статус, что дало возможность обучать детей башкирскому языку и как родному, и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит формирование личности ребенка, воспитываются чувства уважения к другим нациям, любви к родному краю и отечеству посредством обучения на родном языке.

Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении башкирскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения языка).

Актуальность программы - знание языка является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языку уже в дошкольном возрасте.

Цель программы – развитие лингвистических способностей дошкольников, приобщение детей к культуре башкирского народа, его истокам, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

Т ехнология реализации задач построена с опорой на исторический материал.

развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);

формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на башкирском языке;

учить выразительному чтение стихотворения;

расширение словарного запаса и активное его использование;

воспитание интереса и уважения к традициям и обычаям башкирского народа на материале сказок, потешек, поговорок и т.п.

При разработке программы кружка учитываются основные принципы обучения башкирскому языку для детей дошкольного возраста:

• комплексной реализации образовательных и практических целей;

• доступности (от простого к сложному);

• коммуникативной направленности, создание условий для речемыслительной активности детей в каждый момент обучения, осознанного владения башкирским языком;

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения овладения башкирским языком (на элементарном уровне) как средством общения.

Форма обучения : индивидуально – групповая.

Ожидаемые результаты:

формирование у детей знаний о башкирском языке;

усвоение детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

формирование у детей умений различать башкирские звуки и правильно их произносить;

развитие связной речи на башкирском языке.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

выставки творческих работ;

проведение открытых уроков для родителей;

проведения конкурсов чтецов;

мониторинг- контроль и учёт знаний и умений проводится два раза в год: I полугодие- сентябрь, II -полугодие -3-4 неделя мая с целью выявления динамики речевого развития детей. Учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

• автоматизация звуков в речи;

• словарный запас детей ;

• усвоение типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

• развитие связной речи детей.

Методы исследования предполагает следующее:

- выполнение диагностических заданий;

- анализ результатов деятельности ребенка.

Структура организации дополнительной образовательной деятельности:

1 этап – психологическое вхождение в образовательную деятельность;

2 этап – познавательный или знакомство с неизвестным (новым): игры, релаксации, работа с наглядным материалом, презентации и т.д.;

3 этап – практический или работа в материале;

4 этап – завершающий или психофизическая разгрузка: терапевтические игры, аудиотренинги, рефлексия.

Сведения о сроках реализации программы:

Программа предусматривает изучение башкирского языка как государственного языка в течение двух лет, начинаем со старшей группы, а заканчиваем в подготовительной группе. Занятие идет в неделю один раз.

Тематическое планирование по формированию элементарных знаний по башкирскому языку у детей старшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребенок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Цель кружка - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, свой родной язык.

Задачи работы кружка

1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и вырос, где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Тематические занятия кружка проводились в следующей последовательности:

В начале мы с детьми говорили о нашем детском саде, была организована экскурсия по д/с, чтобы дети ближе узнали о детском саде и о труде взрослых работающих в детском саду. Далее говорили о нашем городе, о её достопримечательностях, о её красоте, где работают родители детей. На день рождении нашей республики говорили о её богатстве, о народах населяющих республику, о столице республики. Детей знакомила с известными поэтами и писателями: Мустай Карим, Айсылу Ягафарова, Муса Гали, Ф.Тугызбаева.
Знакомство с башкирским народным жилищем: в давние времена башкиры вели кочевой образ жизни, перегоняли по пастбищам скот, жили в юртах конической или шаровидной формы, которые перевозили с места на место. Стены юрты покрывались войлока, внутри устанавливалась печь. Войлочное покрытие украшалось красивым орнаментом.
Знакомство с внутренним убранством юрты: пол устилался войлоком, сиденьем служили стеганые одеяла, гостям предлагались специальные коврики с узором, полотенца с орнаментом.

Башкирская национальная одежда: одежда башкирской женщины очень самобытна и красива. Длинное платье украшено лентами. Поверх платья надевается суконный халат – елэн, или камзол. В древние времена более популярным был кафтан – кезекей, который носили и мужчины и дети. Он украшался узорами с использованием разной техники (вышивка, аппликация, нашитые монеты, подвески). Символом башкирского костюма был оригинальный убор –кашмау, покрытый кораллами и серебром. Женский костюм украшали большие прямоугольные нагрудники – сэлтэр, зашитые рядами монет и кораллов. Девочки вплетали в косу сэсмэу (сулпы).

Башкирское народное искусство: дети познакомились с башкирскими народными песнями, музыкальными инструментами, художниками.
На занятиях кружка я учу детей здороваться на башкирском языке. Дети очень любят украшать национальными узорами элементы быта (полотенце, коврик, фартук, женский головной убор – кашмау, нагрудник).

Говорили также, что наша Родина Россия, столица нашей Родины г. Москва, рассматривали куклу в русской национальной одежде, играли в русские народные игры, знакомились русской народной игрушкой матрешкой.

Сформировано понимание чувство Родины;

Дети проявляют ценностное отношение к родному городу, республике, имеют представление о дне Победы:

Имеют представление о коллективе д/с, о семье, родственных отношениях, о профессиях родителей. Знают свой адрес, свою фамилию. Имя, отчество, фамилию, имя родителей, братьев, сестер.

Интересуется природой родного края.

Интересуется животным миром родного края. Ориентируется в окружающем мире растений (деревья, кустарники, травы).

Интересуется народным творчеством: загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, игры.

Знают и называют столицу республики, древнее жилище башкир, народные праздники, башкирские национальные блюда, башкирскую национальную одежду.

Цель: совершенствовать навыки коммуникативного общения на башкирском языке, развитие речи, развитие языковой способности детей, обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Обучающие: формировать умение и навыки детей здороваться и прощаться на башкирском языке. Продолжать учить правильно называть национальные башкирские блюда, одежду, музыкальные инструменты на башкирском языке. Закрепить и обобщить знание детей о семье, правильно называть всех членов семьи.

Воспитывающие: воспитывать у них интерес к башкирскому языку, приобщать к культуре, обычаям и традициям башкир посредством языка. Воспитывать навыки позитивного и уважительного отношения, бережного отношения к родному краю. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты.

Предварительная работа: чтение башкирских народных сказок; экскурсия мини- музей в детском саду.

Ход занятия:

- Ребята, поприветствуем гостей.

-Молодцы. Афарин, балалар. Садитесь. Ултыры ы.

-Ребята посмотрите на соцвитие курая. Сегодны мя продолжаем выполнять задания лепестков нашего курая. Для начала я предлогаю вам вспомнить о чем рассказал нам наш курай.

Первый леписток курая рассказал нам о жилище башкирского народа. Ребята, как называлось жилищи башкирского налода?

- Жилищи башкирского народа называлось- юрта.

- Афарин. О чем рассказал второй лепесток курая?

- Второй лепесток курая рассказал нам о башкирских национальных блюдах.

- Какие башкирские национальные блюда вы знаете?

- Бишбарма, аты, орот, айран, ымы, бауыр а.

- Афарин, балалар. Следуюший лепесток – это башкирская национальная одежда.

Сегодня вы и сами красивых национальных костюмах. Для того, чтобы вспомнить элементы башкирского национального костюма, предлогаю вам поиграть. Девочки будут называть элементы мужского национального костюма, а мальчики назовут элементы женского национального костюма. (Платье, камзул, селт р или нагрудная повязка. Тюбетейка, штаны, камзол, мужская рубаха).

-Молодцы, ребята не забыли вы и о нацинальных коситюмах башкирского народа. А еще мы с вами узнали о музыкальных инструментах башкир. Ребята, назовите башкирские музыкальные инструменты.

- умы, урай, домбора.

Что еще рассказал нам нам цветок курая?

Пятый лепесток курая рассказал нам о символике нашей республики.

-Кто мне их назовет?

А это был самый любимый ваш лнпнсток – народные праздники и игры. Какие народные праздники вы запомнили?

- абантуй, к к к с йе, ар а бут а ы, н р з, ш ж р -байрам.

-Какие вы молодцы.

Вот мы и добрались до седьмого лепестка. Что же в этом оепестке? Ребята, на картине нарисовано дерево. Это не простое дерево, а радословная. Это дерево рассказывает нам об истории нашей семьи, нашей родословной: наших родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедеушках. (соцветие убираем и ставим дерево лепбек).

Каждый человек должен знать свою родню, свою семью, свою родословную –ш ж р. Ребята корни дерево- это наши предки;ствол –это наши бабушки, дедушки, ветки – это мамы и папы, братья и сестры, а на самом верху дерева находитесь вы сами.

Сегодня Ильяс расскажет нам о своей семье и составить свое родословное дерево.

-Это моя мама (.). Я очень люблю свою маму.

-Это мой папа(.). Он работает.

-Это моя бабушка. Ее зовут). Моя бабушка любить готовить пироги.

-Это мой дедушка. Его зовут(.). Я его очень люблю.

Ребята вспомним как будет дедушка на башкирском языке.

-Р хм т Ильяс, за рассказ. На этом мы прощаемся с вами, скажем гостям досвидание. аубулы ы.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей дошкольной группе по изучению башкирского языка

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы. Тема: «Мы -грамотные.

Читайте также: