План открытого урока по вокалу дикция

Обновлено: 05.07.2024

"Вокальное слово и дикция"

педагога дополнительного образования Шевченко Лариса Александровна.

Дата проведения: 12.01.2019г.

Возраст учащихся: 10 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Форма проведения: индивидуальная

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам

отработки правильного произношения слова во время исполнения

Обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке,

-развить дикционные способности и навыки;

-развить образное мышление средствами музыкальной выразительности;

-развить культуру и манеру сценического вокального исполнения : творческое

самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую

дикционную моторику, умение донести слово до слушателя;

-способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как

эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире –

-способствовать формированию интереса к сольному пению, концертным

выступлениям, творческого самовыражения при воплощении в песне

волнующих его чувств и мыслей.

Оборудование и материалы: фортепиано, зеркало, рисунок

Педагог (П) : Здравствуй, Надя! Я рада видеть тебя.

1. Вводная часть. Введение в тему.

П: На каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

Предполагаемый ответ ученика: голос – это наш инструмент.

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Н: настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться

П: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его

настроить – значит правильно петь, а как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?

Н: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание

вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Н: без чёткой дикции и слов

П: совершенно верно!

2. Основной этап. Объяснение темы:

Дикция – (лат.) произношение. Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Все это обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот.

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении,

должно быть четким по произношению, выразительным. Необходима

хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение (пропевание) всех

звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным

произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание)

всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует

воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

П: А от чего она зависит?

Н: (Ответ ученика)

П: Зависит она от активности речевого аппарата. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков? К нему относятся: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань, всё это называется артикуляционным аппаратом.

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных

Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и

активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти

4. Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые

5. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы гортани К-Г.

губу и под нижнюю.

Очень хороши для тренировки скороговорки.

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и

активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала

медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования.

Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию

(каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение

согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого

аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Теперь приступим к вокальным упражнениям.

П. Надя, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и

без них можно обойтись?

Л. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо

П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения

о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять

правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха,

выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать.

Работают диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно

льющийся звук, когда последующий звук является продолжением

Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за

чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки

не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование

дыхания – выдох не должен быть сильным.

активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать

гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

П. : молодец, Надя! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к

работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в

Л. Разборчивая, понятная.

П. Как нужно произносить слова в пении?

П. От чего зависит четкое, ясное произношение?

Л. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба,

нижней челюсти, глотки)

Работа над дикцией в вокальном произведении

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей

- Исполнение произведения. 1и 2 куплет. Работаем по фразам,

соблюдая правильное произношение согласных и гласных,

звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без

утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую

позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на

сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)

- Далее ведется работа над произведением как над единым целым.

Попробовать исполнить полностью (1 куплет и 2 куплет).

Заключительный этап. Подведение итогов.

П. : подведём итоги нашего занятия. Надя, как ты думаешь, удалось ли тебе

Н. (ученик анализирует свою работу на уроке).

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата,

артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в

упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание)

всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей

дикцией.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Преподаватель первой квалификационной категории

Звягина Елена Вячеславовна

Форма занятия: Комплексная.

Дисциплина : Вокал.

Год обучения: 1 класс, 5 класс.

Форма организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная.

Тема занятия: Дикция и артикуляция на начальном этапе разучивания вокальных произведений.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Образовательные:

Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

Оборудование и материалы:

- фонограммы и тексты песен;

- звукоусиливающая аппаратура, в том числе микрофон;

Методическое обеспечение занятия:

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте!

Я рада видеть вас на индивидуальном занятии по вокалу.

II . Введение в тему.

Предполагаемый ответ учащегося Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?

Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань.

Объяснение темы.

Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.

Основные составляющие голосового аппарата, это – ротовая полость, гортань, голосовые связки.

Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение.

hello_html_m41640970.jpg

Следует особо отметить, что чёткое произношение необходимо для согласных звуков. А на гласных звуках осуществляется распев музыкальной фразы.

Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, которые легче заметить, глядя на себя со стороны.

Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.

Также полезно анализировать собственное исполнение, записывая и просматривая видео своих выступлений.

Просмотр видеофрагмента.

Вывод: артикуляционный аппарат не достаточно свободен, некоторые гласные звуки звучат зажато. От этого страдает чистота интонирования мелодии в произведении. Следует работать над освобождением нижней челюсти.

Вопрос педагога: Вы знаете, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

Предполагаемый ответ учащегося:

Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.

Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов.

Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

I V . Практическая часть.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата. (1 класс)

Снова хмурый небосвод, потому что дождь и дё

Подожди ещё немного, станет всё наоборот.

Отгремел за лесом гром, насупил покой кругом,

И по лужам мы шагаем босиком.

Припев: После дождя – радуга,

После дождя – радуга,

И нас ещё больше радует

Солнышко над головой.

Лето – светлая пора, летом целый день игра,

Летом мы с утра до ночи не уходим со двора.

Соберём привычный круг, будут все друзья вокруг,

И не страшно, если дождик хлынет вдруг.

Это различные сочетания гласных звуков с согласными: С, Х, М, Р, Ж, Д, Б.

Педагог: Для преодоления трудностей в произнесении текста песни в быстром темпе предварительно проводится работа со скороговорками, в которых содержатся сложно произносимые гласные.

Женя с Жанной подружились.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

Педагог: Какие согласные звуки прорабатываются в этой скороговорке?

- сразу несколько согласных: Ж, С, Д, Р, Б.

Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.(1 класс)

Мы перебегали берега, перебегали берега - туда, сюда.

hello_html_7626d483.jpg

О - Е - Ю - Я - Эх, красивая я!

hello_html_m6064d60d.jpg

Примечание: на начальном этапе обучения, в младших классах детьми легче воспринимаются и запоминаются распевки на стихотворном и текстовом материале. В средних и старших классах вводятся распевки на отдельных звуках, вокализы.

Педагог: Прекрасно, наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.

Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения

При исполнении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание перед началом каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.

Исполняется песня

Педагог: Хорошо, Катя. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого и голосового аппарата. (5 класс)

В старших классах речевой аппарат вокалиста в основном сформирован и не требует такого внимания, как в младших классах.

Распевочные упражнения в 5 классе, в отличие от 1 класса, - это сочетания различных вариантов гласных и согласных звуков, иногда с применением сложных ритмических рисунков:

hello_html_447b5c77.jpg

Звучит песня

Подведение итогов.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, повторили его строение. Работали над согласными буквами в скороговорках и распевках. Применили наши знания и навыки в исполнении вокальных произведений.

Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Образовательные

* обучение правильному певческому дыханию

* обучение правильному произношению скороговорок

* обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию

Развивающие

- развитие музыкальных и творческих способностей учащегося

- развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

- развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата

Воспитательные

- раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

- формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

Ожидаемые результаты

Воспитанники расширят кругозор через знакомство с упражнениями артикуляционной гимнастики и произношение скороговорок

формируется интерес к исполнительской деятельности

эмоционально отзывчиво исполняют произведения, с хорошей дикцией и правильной артикуляцией.

развивается эмоциональная восприимчивость, образное мышление,

развивается творческое воображение,

формируется стремление к творческому самовыражению;

Сформированы первоначальное понятие дикции и артикуляции;

Учащиеся учатся использовать активную артикуляцию,

Формируется правильная дикция

Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.

Форма организации работы. Индивидуальная.

Структура учебного занятия ( этапы).

Вводная часть. 4 мин

Приветствие. Введение в тему.

Основной этап. 32 мин

Практика. Учебно-тренировочные упражнения.

Заключительный этап. 4 мин

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

VII. Содержательные блоки учебного занятия.

Артикуляция как важнейшее условие работы

над вокальным произведением 4 мин

2. Основной этап:

- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 8 мин

- Артикуляционная гимнастика. 6 мин

- Вокальные упражнения 8 мин

- Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении 10 мин

3. Заключительный этап

- Подведение итогов 4 мин

- Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.

Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания учащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность учащихся.

VШ. Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.

IX. Методы обучения.

Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический

словесный (беседа, рассказ, словесные пояснения, рассказ-диалог)

наглядный (слуховая наглядность: вокальный показ, чтение скороговорок, аудиозапись, и т.д.; двигательная наглядность: жесты, движения рук, пластические иллюстрации, мимические иллюстрации и т.д.; зрительная наглядность: показ иллюстраций, слайдов и т.д.);

поисково-исследовательский (выполнение артикуляционной гимнастики с правильным и неправильным произношением звуков и слов с целью добиться положительного результата)

практический (исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни)

X. Оборудование и материалы.

XI. Методическое обеспечение.

Сайты в интернете:

Наглядные пособия. Дидактический материал.

- Презентация с иллюстрацией по теме.

Конспект открытого занятия.

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке

Организационный момент

Педагог (П): Здравствуй, Маша! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

( краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

Вводная часть. Введение в тему. 4 мин

(П – преподаватель, М – учащаяся)

П: Маша, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

Предполагаемый ответ ученицы: голос – это наш инструмент.

П: что нужно сделать, чтобы наш инструмент красиво звучал,?

М.: настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться

П: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Маша, а как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?

М.: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

М: без чёткой дикции и слов

Основной этап. 32 мин.

Объяснение темы

П.: совершенно верно!

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?

Г. дыхательную гимнастику.

Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 8 мин.

П. А теперь приступим к теме нашего занятия.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

П. А от чего она зависит?

М. (Ответ ученицы)

П. Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

М. (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П. Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

(Показ на А4 листе: строение голосового аппарата).

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

П. , М.: все органы артикуляционного аппарата должны работать активно

Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику..

Артикуляционная гимнастика 6 мин

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз

Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз

4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,

мышцы гортани К-Г,

нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.

Очень хороши для тренировки скороговорки.

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения .

Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз.

( все органы речевого аппарата начинают работать более активно)

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Теперь приступим к вокальным упражнениям.

П. Маша, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

М. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения: 8 мин

7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.

П.: молодец. Маша! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

М. Разборчивая, понятная.

П. Как нужно произносить слова в пении?

Г. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?

Г. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки

Работа над дикцией в вокальном произведении 10 мин

Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.

- Исполнение произведения . 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. ( Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)

- Далее ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).

Заключительный этап 4 мин

Подведение итогов. Рефлексия.

Предлагаю ответить на ряд вопросов: (что ты сегодня узнал? Было ли трудно?)

М. (ученица анализирует свою работу на уроке).

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

М. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.


Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Открытое занятие

педагог дополнительного образования

Первомайский, 2016 г.

Конспект занятия на тему

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Обучить правильному произношению скороговорок.

Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Развивать певческий и артикуляционный аппарат.

Формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Формировать речевую культуру.

Воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду.

Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Форма занятия: практикум

наглядные – наглядно - иллюстративный, личностный показ;

словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

практические – упражнения, практические задания;

Оборудование: фортепиано, зеркало, пробка, носовой платок, аудиоаппаратура, проектор, компьютер, музыкальные произведения современного направления.

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками: - 3 мин.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой: – 3 мин

2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок: - 9 мин.

3. Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова: - 5 минут.

4. Работа над исполнением песни: - контрастные эмоции, аккомпанемент, - 5 мин.

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия: – 4 мин.

I. Объявление темы, цели и задач урока через беседу - диалог с учениками.

Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас.

Вопрос ученику: Что же это за инструмент.

Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека. Голос – это не игрушка. А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.

Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.

Вопрос ученику: А какие это органы? – ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. (см. рисунок).

Всё, что мы с вами перечислили это называется.

Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.

Вопрос ученику: - А из чего может состоять зарядка вокалиста? …Из вокальных упражнений и скороговорок. Нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его.

Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

Вопрос ученику: - Объясните, а зачем мы выполняем этот вид работы? – Мы настраиваем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения.

2. Распевание. Использование вокальных упражнений:

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Скороговорка"Буду бить я в барабан".(сидя )

"Буду бить я в барабан, буду бить я в бубен".Обратить внимание ребенка на сонорные согласные, вспомнить как их правильно произносить.

Отмечать хлопком доли. Четко произносим текст на улыбке в заданном ритме. Сначала медленно, затем увеличивая темп.

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3.Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова.

Обращение к ученикам: - Ребята, а зачем мы сейчас делаем эти упражнения? – Развиваем мышцы лица, артикуляционный аппарат.

Трактат о пении (XVI в. архимандрит Матфей)

Чтоб красиво петь до гроба

Купол сделайте из нёба,

Станьте полым, как труба,

И начните петь со лба.

Ощутите точки две:

В животе и в голове.

Чтобы петь и не давиться,

Не забудьте удивиться.

Вдох короткий, как испуг,

И струной тяните звук.

Если вы наверх идете,

Надо глубже опираться.

Всех тогда перепоете,

Хоть и нечем заорать.

Если ж вниз идете вы,

Не рычите, словно зверь,

Что такое звук прикрыть,

Очень трудно объяснить.

Чтоб прикрытие найти,

Но не в глотке, а во лбу.

И со лба до живота

Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.

И не слушать никого, кроме Бога одного!

Друзья мои, а сейчас, на примере данной песни, мы попробуем закрепить то, что делали на зарядке, в скороговорках.

- ученик вокально выразительно читает текст первого куплета, используя музыкальную фразу;

- мысленно пропевает мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией;

- ученица показывает мелодию песни a kap.;

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия.

Подведём итоги нашего занятия. Вопрос ученику: Что мы делали на уроке. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными звуками в скороговорках и распевках. Повторили вокальные правила. Вопрос ученику: Получилось – ли у нас приблизиться к образцу? В чём были трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!

Список используемой литературы:

Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.

7.В. Федонюк . Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003 г.

Интернет источники:

Используемая нотная литература:

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

• восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

• улучшают дренажную функцию бронхов,

• положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

• повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

• улучшают нервно - психическое состояние организма.

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.


-75%

Читайте также: