План открытого урока 3 класс русский язык

Обновлено: 28.11.2023

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема: Понятие о частях речи.

1. Ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются

в части речи.

2. Сформировать умения распознавать части речи. Развивать

орфографическую зоркость. Работать над расширением словарного

запаса и лексического значения слов.

3. Воспитать умение слушать ответы учащихся, внимание, интерес

к получению новых знаний.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

- Я советую вам не забывать о вежливых словах и сегодня на уроке, и в жизни.

2. Работа по теме урока.

На доске группа слов: Максим, молоко, метёт, медленный.

- Найдите одинаковый звук в словах.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой на письме он обозначается?

Сегодня на уроке будем работать над написанием буквы Мм

Давайте вспомним, в каких случаях пишется заглавная буква.

- Спишите, продолжая закономерность МммМ

Давайте вспомним 10 словарных слов, начинающихся с этой буквы:

(проговариваем орфографически) малина, машина, медведь, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, магазин, Москва.

- Составьте предложение с одним из словарных слов.

- Что такое предложение?

В морозной тишине резко стрекотали сороки.

- Найти в словах все орфограммы.

- Сделать полный синтаксический разбор предложения.

1) По цели высказывания предложение - повествовательное;

2) По интонации – невосклицательное;

3) По составу простое (одна основа);

4) По наличию второстепенных членов - распространенное.

стрекотали (как) резко

стрекотали (где) в тишине

в тишине (какой) морозной

- Разберите слово морозной по составу.

- Сделайте фонетический разбор слова резко

Рез/ко- 2 слога, 2 гласные, 3 согласных.

р [ р, ]- согл., непар., звон., парн., мяг.

е [ э ]- гласн., удар.

!з [ с ]- согл., непар., глух., непар., тв.

к [ к ]- согл., парн., глух., парн., тв.

!о [ а]- гласн., б/удар.

Ветер дует нам в лицо.

Ветерок всё тише-тише,

Деревцо всё выше-выше!

Новая тема урока.

-Посмотрите на доску. Перед вами группа слов: звезда, ночной, снег, летит, плывёт, пушистый.

-Что вы знаете о словах? (Слова называют предметы, признаки предметов, действия предметов. Слова отвечают на разные вопросы: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать?. Из слов составляют предложения. В речи есть слова близкие и противоположные по смыслу.)

Слов в языке очень много и их разделили на группы, чтобы можно было легко ими пользоваться в речи. Наша задача сегодня – выявить признаки, по которым слова делятся на группы.

-Как вы думаете на какие группы можно разделить эти слова? (1. звезда, снег; 2. ночной. пушистый; 3. летит, плывёт)

-По какому признаку вы разделили эти слова?

Итак, эти слова мы могли бы расселить в три домика:

-А какие ещё вы знаете части речи? (местоимение, наречие, предлоги, союзы)

Молодцы, все справились.

-Давайте, повторим ещё раз части речи, их вопросы и что они значат.

Учебник страница 3 – правило, страница 4 – правило.

*А знаете ли вы, что одна часть речи может переходить в другую?

Закрепление. Самостоятельная работа по технологической карте.

1).-Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами. Проверка.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

3. Рефлексия учебной деятельности.

-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи.)

-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)

-Что нового узнали на уроке?

-Что было самым интересным?

-Понравился ли вам урок?

-Что бы хотели изменить?

4. Домашнее задание.

с. 3-4 правило, упражнение 368 – разбить слова по частям речи и записать в три столбика.

Ф. И___ класс___

Технологическая карта урока.

1. -Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

-Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове. Проверка. 3 балла

Анализ урока получения новых знаний.

1. Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.

3. Данный урок проводится первым по данной теме. Учащиеся уже владеют частью информации по частям речи из курса русского языка во 2 классе. Но учащиеся не смогли показать своих знаний в полной мере. Этому могло послужить следующее: не достаточно прочное усвоение учебного материала; волнение ; неправильная постановка вопроса учителем…

4. Организационный момент способствует эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу и тщательной подготовке рабочего места.

6. Проведение физкультминутки способствует снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.

7. Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала. Показателем усвоения нового материала является активность учащихся при подведении итога урока (Дети оставались пассивны, что говорит о плохом усвоении материала.).

8. На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы:

-метод эмоционального стимулирования.

9. Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

10. Для достижения поставленной цели урока используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

В течение занятия реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели урока. Но достигнута она была не в полном объёме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить находить сложные предложения, ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к предмету, развивать речь, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать активность, самостоятельность, дружелюбие, любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран;

ПО Microsoft Power Point (2003-2007);

Браузер (Internet Explorer, Chrome);

Adobe Flash Player.

Используемые ресурсы ЦОР:

Учебные пособия:

Приложение №1; Приложение№2.

1. Организационный момент. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Ваши умные глаза, улыбки помогут нам на нашем уроке.

Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Слайд 1)

На экране появляется

Какой частью речи являются данные слова? Докажите.

Подберите к данным именам прилагательным слова с противоположным значением. Как называются такие слова?

Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

2. Создание эмоционального настроя. (музыка) (Слайд 2)

Продолжите загадку. (На экране бегущая строка). (Слайд 3)

Листья на деревьях пожелтели.
В край далёкий птицы улетели.
Небо хмурится, дождик льётся.
Это время. зовётся.

Наш урок сегодня посвятим этому удивительному времени года.

3.Актуализация знаний.

- Найдите в загадке прилагательные. Докажите.

Сколько предложений в загадке? Как определили? Вспомните, что мы называем предложением. (Слайд 4)

Давайте вспомним виды предложений. (Слайд 5)

Подул ветерок-проказник и внес путаницу. Наведите порядок, помогите поставить все на свои места. Обобщите и расскажите.

Прочитайте первое предложение в стихотворении.

Найдите грамматическую основу, подчеркните её.

(Предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации- невосклицательное; распространенное)

4.Постановка учебной задачи.

- Предположите, какой будет тема урока? (Предложение)

-Как вы думаете, как называется предложение с 1 грамматической основой?

-Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)

(Дети находят с.31 учебника и читают про себя правило)

-Кто ответит?(1 ученик читает правило)

Прочитайте запись из задания № 1.(Приложение1)

Березки надели яркие сарафанчики рябинки нарядились в разноцветные платья

Какое задание мы можем выполнить? Определите сколько предложений. Докажите. Расставьте границы предложений. (Слайд 7)

Найдите и подчеркните грамматические основы в предложениях. (2 ученика составляют схемы предложений у доски, а остальные работают на листочках.)

Проверьте. (Слайд 7)

Физминутка для глаз. (Слайд 8)

В конце физминутки закройте глаза. Откройте. /В это время меняется слайд. (Слайд 9)

Получается сложное предложение./

Продолжим работу. Сравните записи на доске и на листочке. Кто заметил, что изменилось в нашей записи?

Изменился ли смысл данной записи?

Сколько предложений у меня на экране?

Как мы получили такое предложение?

Как бы вы назвали такое предложение? (открывают учебник на с.32 ,читают правило)

Это предложение называется СЛОЖНЫМ

Запишите это сложное предложение. Найдите грамматическую основу. Сколько получилось грамматических основ?

Как мы разделили на письме 2 грамматические основы? (запятой)

Запятая – это граница между двумя простыми предложениями.

Дополните наши схемы.

5. Изучение нового.

Уточните нашу тему. На доске “ Простые и сложные предложения”. (Слайд 10)

Сформулируйте учебную задачу (чему мы будем учиться на уроке?)

Достаньте из конверта карточки с темой урока (Приложение 2)

Найдите главный отличительный признак простого предложения от сложного.

Найдите недостающие детали в схеме. Проверьте.

Подготовьте рассказ по схеме.

Так какой главный отличительный признак простого предложения от сложного?

6.Первичное закрепление во внешней речи учащихся.

(Работа в парах.) С помощью схемы в задании 2 найдите сложное предложение. ( Приложение 1)(Слайд 11.)

Быстро пролетели последние дни лета.

Посыпались на землю пёстрые листья, под ними спрятались грибки.

Заблестели в воздухе лёгкие паутинки.

Прочитайте. Докажите. Найдите знакомые орфограммы, назовите их, подчеркните.

7.Физминутка. Немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста. (Слайд 12.)

8.Включение нового знания в систему знаний.

Сегодня в начале урока мы говорили о прилагательных. Вставьте пропущенные прилагательные в текст, расставьте знаки препинания. (Слайд 13)

Скоро налетят . ветры пойдут. дожди деревья скинут свой. наряд.

Слова для справок: злые, холодные, прекрасный

Назовите. У кого какие варианты?

Запишите свой вариант.

У кого получилось сложное предложение? Прочитайте. Докажите.

А у меня получилось вот так. (Слайд 14)

Скоро налетят злые ветры. Пойдут холодные дожди, деревья скинут свой прекрасный наряд.

Прочитайте все предложения, начиная с самого первого. (Слайд 15)

Что у нас получилось? (текст)

Из каких предложений мы собрали текст? (Из простых предложений и сложных)

Соответствует ли текст картинке?

9. Творческая работа.

Предлагаю выполнить творческое задание. (Слайд 16). Продолжите текст о том, как звери и птицы готовятся к зиме, используя разные виды предложений. Кто хочет, зачитайте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умения и навыки имён существительных.

Развивать умения находить имена существительные в тексте.

Развивающие:

Развивать речь, орфографическую зоркость, память.

Развивать учебно-организационные навыки ( ставить перед собой цели, разбивать их на задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность.

Развивать мыслительные операции (анализ, группировка по признакам)

Воспитывающие:

Поддерживать интерес к русскому языку.

Воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь.

Развивать умение работать в коллективе (в группах), согласуя свои действия и мнения.

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование:

1.Организация начала урока.

-Сейчас у нас урок русского языка. Кто мне скажет , какую тему мы изучали на прошлом уроке?

2. Обобщение и систематизация знаний:

У: Что такое имя существительное?

Д: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто или что?

У.Назовите постоянные признаки имени существительного.

Д: Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

У: Назовите, пожалуйста.

Д: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

У: Какими бывают имена существительные.

Д: Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода…

У: Сколько типа склонения имён существительных?

Д : В русском языке есть 3 типа имён существительных…

3 . Работа в парах. Перед вами магнитные дощечки. Определите склонение записанных слов.

У : Сколько падежей в русском языке?

Д : В русском языке 6 падежей .

У : Вспомните имена существительные единственного числа в форме Р.П. с предлогами. Составьте словосочетания с именами существительными в форме Р.п. с предлогами.

Стоит ( у чего?) у дома, у школы,…

Растёт ( около чего?) около дома, около школы,…

Лежит (возле чего?) возле дома, возле школы.

Бегает (вокруг чего?) вокруг дерева, вокруг школы,…

Пришёл (из чего?) из дома , из школы,…

Приехал (с чего?) с почты , со стадиона,…

Отошёл (от чего?) от дома , от почты,…

Получил (от кого?) от отца, от учителя,…

Пришёл (без чего?) без пенала, без ручки,…

(без кого?) без друга, без сестры,…

Сделал (до чего?) до обеда, до уроков,…

(после чего?) после обеда, после работы,…

(для кого?) для брата, для сестры,…

(для чего?) для дома, для школы,…

4 . А теперь, отдохнём. Физминутка:

Вот мы руки развели

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Выпрямились, поклонились-2 ра

5.Работа на доске.

У : Запишите сегодняшнее число. Назовите букву,которую мы будем писать на минутке чистописания. Какая это буква?Д: Это буква Д. Д-согласный ,звонкий , парный [д-т].

6 .Синтаксический разбор предложения. В выделенных словах укажи падеж существительных.

Весной мы сажали( В.П) морковку, капусту и картошку. Морковка и картошка растут ( у чего?) Р. П. у дома, а капуста растёт у речки, потому что её нужно очень много (чего?) Р.П. воды. Я всё лето караулила капусту (от кого?) Р. П. от курицы.

7 .Давайте, отвлечёмся, отдохнём, вспомним скороговорки .Дети читают скороговорки.

Столб, полк, удочка, дорога, коса, зубр, мель, олень.У птицы это крыло, у человека –У собаки морда, у человека—

9 .Стадия осмысления . Повторное осмысление. Вторичное закрепление.

1. Индивидуальная работа . Самостоятельное чтение статьи.

Изменение имен существительных

называется изменением по падежам.В русском языке шесть падежей. У

2. Изменение существительных стол , озеро ,мама , книга , мышь по падежам

И.п. кто? Что? Стол, озеро, мама ,книга, мышь.

Р.п. кого? Чего? Стола, озера, мамы, книги, мыши.

Д.п. кому ? Чему? Столу, озеру , маме , книге , мыши.

10. Работа по ноутбуку: Слайд №1.

Явления действительности: …, …

Признак как предмет: …, …

Действие как предмет: …, …

11. Итог урока . Стадия рефлексии.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Скажите своими словами, что такое изменение по падежам? /Словоизменение./

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • проблемные вопросы,
  • работа над новыми понятиями,
  • творческие задания,
  • практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,
  • элементы игровой технологии,
  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока

1.Организационный момент

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

2. Минутка чистописания.

– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.

– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)

– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)

3. Постановка темы урока

  1. Не снег и не лед,
    А серебром деревья уберет. (Иней)
  2. Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его – всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдет,
    Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
  3. Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днем терял он вес
    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
  4. Верхняя одежда. (Пальто)
  5. В предложении на службе
    С падежом всегда он в дружбе.
    На него показывает
    И слова все связывает. (Предлог)
  1. У избы побывал –
    Все окно разрисовал,
    У реки погостил –
    Во всю реку мост мостил. (Мороз)
  2. Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда,
    Словно каменная! (Коньки)
  3. Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь воду – упадет
    Не вода уже. А лед.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернуло солнце к лету.
    Что, скажи за месяц это? (Январь)
  4. Он в берлоге спит зимой
    Под большой сосной,
    А когда придет весна
    Просыпается от сна. (Медведь)
  5. Рядом с дворником всегда.
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом. (Лопата)
  6. Перед корнем подставляем
    Эту часть. Как называем? (Приставка)

4.Работа по теме урока

– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.

– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.

– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.

Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

– Что такое приставка?

Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.

Учитель: А что такое предлог?

Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?

Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.

Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?

Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.

Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!

– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.

  • Повязка на рукаве – …
  • Шаг без шума – …
  • Переход под землей – …
  • Камни под водой – …
  • Совет без пользы – …
  • Годы до войны – …
  • Значок на груди – …

Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

  • (за)горой
  • на льду
  • (по)бежать
  • (под)сосной
  • (за)мерзнуть
  • (зав)ывает
  • (под)снегом
  • (на)мело
  • скатиться
  • (во)дворе
  • (на )горе
  • (под)снежник
  • (по)крывает
  • (на)мело
  • (за)окном
  • (на)катке
  • (за)морозить
  • с горы

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.

5. Физкультминутка.

(гимнастика для глаз)

Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
Вот она летает, порхает,
Следите за ней глазками.

– Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

6. Закрепление пройденного материала.

(работа в группах)

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

(Проверочная работа по карточкам)

Карточка 1

– Докажи правильность своего ответа.

– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?

Карточка 2

– Объясни пропущенные орфограммы.

– Какую шубку стал примерять заяц?

– Для чего ему новая шубка?

Карточка 3

– В чём смысл этого текста?

– Для чего нужны кормушки?

– На каких уроках мы об этом говорили?

– У кого из вас есть кормушка для птиц?

Карточка 4

– Как зимует белка?

– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.

7. Физкультминутка

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.

8. Подведение итогов.

– Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

– Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)

Читайте также: