План мероприятий по улучшению условий труда по результатам соут в школе

Обновлено: 03.07.2024

Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении Отчёта о проведении СОУТ , составляя таблицу Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. рис. 1) и передают её для подписи членам и председателю Комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, имея в виду возможность их последующего заполнения вручную Комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 КоАП РФ соответственно.

Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведённой СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась). При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления Отчёта о проведении СОУТ в полном объёме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.

К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.

Впрочем, отмеченные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений. Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчётных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.

Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 Карт СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.

Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырьё, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами Комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (см. рис. 2).

Исходя из факта наличия превышений фактическим уровнем производственного шума установленных нормативов, экспертной организацией, в соответствии с таблицей, приведённой на рис. 2, были разработаны нижеследующие мероприятия по улучшению условий труда (рис. 3).

По итогам консультаций экспертной организации с ответственными лицами работодателя и членами Комиссии по проведению СОУТ, после рассмотрения всех возможных альтернатив, с учётом финансового положения работодателя и условий производства было принято решение о разработке для данного рабочего места программы улучшения условий труда в части минимизации последствий повышенного уровня производственного шума, включающей в себя комбинацию следующих мероприятий (в сторону увеличения сроков внедрения):

  • применение наушников при производстве кузнечно-прессовых работ;
  • повышение эффективности контроля использования СИЗ работниками;
  • использование шумопоглощающих экранов, ограничивающих рабочую зону;
  • дефектовка и ремонт использующегося оборудования.

Для каждого из указанных мероприятий были определены лица, ответственные за их выполнение, установлены соответствующие сроки реализации, и вся указанная информация была занесена в Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

Работа, аналогичная вышеуказанной, следуя духу (не букве!) законодательства, должна проводиться для каждого отмеченного в ходе СОУТ недостатка, для каждого производственного фактора, по которому установлены вредные и (или) опасные условия труда, причём в идеале — как мы уже и говорили выше — в тесном взаимодействии с ответственными лицами работодателя, и в первую очередь — с членами Комиссии по проведению СОУТ.

Однако каким же образом следует поступить работодателю, не согласному с уже подписанным Комиссией и утверждённым её председателем Перечнем рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда и — шире — с Отчётом о проведении СОУТ?

В рамках правового поля, очерченного действующим законодательством, можно рассмотреть несколько вариантов дальнейших действий работодателя, направленных на выход из данной ситуации.

Учитывая изложенное, автор может рекомендовать выбравшему приведённую выше стратегию поведения работодателю, которого не устраивает номенклатура и содержание предложений Перечня рекомендованных мероприятий по улучшению условий труда, но Отчёт о проведении СОУТ в целом не вызывает возражений, разработать и издать локальный нормативный акт (приказ, распоряжение), утверждающий и вводящий в действие Отчёт о проведении СОУТ, определяющий порядок реализации результатов спецоценки (в части предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда, переименовании, при необходимости, позиций штатного расписания организации с целью приведения его в соответствие с указаниями квалификационных и тарифно-квалификационных справочников etc.), но в части Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда — устанавливающий порядок и сроки доработки номенклатуры и содержания соответствующих предложений (с учётом как Типового перечня, так и собственно Перечня рекомендуемых мероприятий) либо непосредственно утверждающий Перечень мероприятий (также составленный с учётом Типового перечня и Перечня рекомендуемых мероприятий), содержащий согласованные и устраивающие работодателя предложения.

Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ


Как планировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда?
Какие мероприятия по улучшению условий и охраны труда должны входить в коллективный договор?



На каждом предприятии ежегодно составляется план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который утверждается руководителем организации.

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда;
  • приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;
  • устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
  • механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;
  • устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха;
  • приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами;
  • обеспечение в установленном порядке работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  • приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ;
  • реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях,
  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий.

Более подробный перечень мероприятий содержится в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 г. № 181н.

План по улучшению условий и охраны труда — это внутренний локальный акт предприятия (организации). Составляется он на 1 год. Все работодатели, особенно имеющие рабочие места с опасными условиями труда, обязаны планировать и проводить мероприятия по их улучшению.

Для чего нужна программа

Руководитель предприятия или организации обязан создавать оптимальную и безопасную производственную среду (ст. 163 Трудового кодекса РФ). План мероприятий по охране труда на 2020 год — обязательный нормативный документ для любой организации, если затраты на охрану труда значительны и есть намерение возместить их в ФСС. Наличие документа позволит уменьшить страховые взносы на производственный травматизм в ФСС. Уменьшение возможно на сумму финансирования мер по улучшению условий и сокращению несчастных случаев на производстве.

Ежегодно до 1 августа компания может подать заявление в ФСС в произвольной форме. Порядок возмещения затрат на улучшение условий работы регламентируется Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами (приложение к Приказу Министерства труда и соцзащиты РФ от 10.12.2012 № 580н). Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год. Вернуть можно до 20 % фактически перечисленных средств. Перечень дополнительных документов определяется тем же Приказом в зависимости от мероприятий, затраты на которые будут компенсированы.

Какие НПА устанавливают требования

Разработка плана улучшений условий труда регламентируется следующими законами и нормативными актами:

    (ст. 212, 226).
  1. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда — ГОСТ 12.0.230.1-2015 (описывает систему управления охраной труда, планирование и профилактику). , утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н (содержит перечень мероприятий, которые могут быть включены в план по улучшению условий работы).

В ст. 226 ТК РФ говорится, что производственное предприятие должно тратить не менее 0,2 % производственных расходов на улучшение условий и охрану труда. Перечень мероприятий утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 01.03.2012. Локальный годовой план мероприятий и определяет, на что будут потрачены средства. Формируется этот плановый документ ежегодно (или раз в два-три года). Порядок его разработки и утверждения вносится в положение об охране труда.

Хорошие и безопасные условия обеспечиваются:

  • рациональным распределением нагрузки между работником и оборудованием;
  • использованием разумных норм работы и отдыха;
  • улучшением технологических процессов и оборудования;
  • подбором профессиональных кадров.

Какие мероприятия по улучшению условий могут быть

Перечень мероприятий по улучшению условий труда закреплен в Приказе № 181н. Перечислим некоторые:

Приведенный список не является исчерпывающим. Полный перечень улучшений можно посмотреть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:

  • организационные;
  • санитарные;
  • технические;
  • общие;
  • частные;
  • индивидуальные.

Как составить план мероприятий

Разработка плана по улучшению условий работы состоит из нескольких этапов:

  • создается рабочая группа, которая будет заниматься формированием перечня направлений совершенствования условий и охраны труда;
  • издается специальный приказ, регламентирующий выполнение работы и определяющий ответственных лиц;
  • разрабатывается проект плана мероприятий по улучшению ОТ;
  • проект плана проходит согласование;
  • принятие и утверждение готовой программы и сметы на ее выполнение.

Важной частью подготовки плана мероприятий по улучшению ОТ на следующий год будет грамотно сформированная смета расходов. Затрачиваемая сумма будет зависеть от:

  • вида деятельности организации;
  • необходимости проводить оценку рабочих мест;
  • наличия предписаний контролирующих органов;
  • проводимых модернизационных мероприятий.

Сформированной рабочей группе для определения необходимых мероприятий и оптимизации их перечня необходимо:

  • провести анализ выполненных мероприятий за предыдущий год и проанализировать расходы;
  • составить план процедур;
  • подготовить смету расходов;
  • согласовать и утвердить смету с соответствующими подразделениями предприятия.

Перед началом планирования следует провести более детальный анализ:

Анализ позволит оценить предстоящие расходы и вероятные сверхплановые потребности. Их нужно учесть в смете.

Кто разрабатывает план

На каждом предприятии в соответствии с законодательством существуют ответственные за ОТ. Чем больше предприятие, тем сложнее служба ОТ. Специальное подразделение, в соответствии с ст. 217 ТК РФ, создается, если количество работающих превышает 50 человек.

В процесс управления охраной труда и промышленной безопасностью на предприятии вовлечены абсолютно все руководители и специалисты организации. Выделяют три уровня управления системой:

  • высшее звено — руководитель и его заместители, главный инженер, главные специалисты;
  • среднее — руководители структурных подразделений, механики и технологи;
  • младшее — прорабы, мастера, бригадиры.

Рабочая группа, которая будет разрабатывать программу по улучшению рабочих условий, формируется из их числа. Состав утверждается руководителем и фиксируется в приказе.

Соблюдение утвержденного плана будет под контролем государственных органов, профсоюзов, сторон коллективного договора, непосредственно службы охраны труда.

Требования к плану

Приказ Минздравсоцразвития № 181н предлагает типовую форму. При разработке проекта по улучшению условий труда на предприятии следует руководствоваться принятой в организации системой планирования. Структура плана должна учитывать требования статьи 226 ТК РФ и содержать информацию о финансировании запланированных направлений.

Он должен включать в себя информацию об ответственных за его реализацию лицах. Как правило, ими будут руководители подразделений и специалисты, перечисленные в качестве ответственных лиц в Положении об ОТ.

Важной частью плана улучшения условий труда являются сроки его реализации в целом и отдельных его мероприятий в частности.

Инспекторы ГИТ при плановых проверках сверяют данные о расходах на ОТ со статотчетностью за предыдущий год и данными бухгалтерии. Цифры должны совпадать.

Как утвердить план

Подготовленный и оформленный проект проходит согласование всех заинтересованных подразделений на предприятии. Затем оформляется акт при участии профсоюзной организации. Этот этап не обязателен, но на крупных предприятиях присутствует.

Детально обсуждаются мероприятия и предстоящие затраты на улучшения. Вносятся необходимые изменения.

План мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.


Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении Отчёта о проведении СОУТ , составляя таблицу Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. рис. 1) и передают её для подписи членам и председателю Комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, имея в виду возможность их последующего заполнения вручную Комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 КоАП РФ соответственно.

Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведённой СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась). При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления Отчёта о проведении СОУТ в полном объёме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.

К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.

Впрочем, отмеченные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений. Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчётных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.

Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 Карт СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.

Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырьё, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами Комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (см. рис. 2).

Исходя из факта наличия превышений фактическим уровнем производственного шума установленных нормативов, экспертной организацией, в соответствии с таблицей, приведённой на рис. 2, были разработаны нижеследующие мероприятия по улучшению условий труда (рис. 3).

По итогам консультаций экспертной организации с ответственными лицами работодателя и членами Комиссии по проведению СОУТ, после рассмотрения всех возможных альтернатив, с учётом финансового положения работодателя и условий производства было принято решение о разработке для данного рабочего места программы улучшения условий труда в части минимизации последствий повышенного уровня производственного шума, включающей в себя комбинацию следующих мероприятий (в сторону увеличения сроков внедрения):

  • применение наушников при производстве кузнечно-прессовых работ;
  • повышение эффективности контроля использования СИЗ работниками;
  • использование шумопоглощающих экранов, ограничивающих рабочую зону;
  • дефектовка и ремонт использующегося оборудования.

Для каждого из указанных мероприятий были определены лица, ответственные за их выполнение, установлены соответствующие сроки реализации, и вся указанная информация была занесена в Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

Работа, аналогичная вышеуказанной, следуя духу (не букве!) законодательства, должна проводиться для каждого отмеченного в ходе СОУТ недостатка, для каждого производственного фактора, по которому установлены вредные и (или) опасные условия труда, причём в идеале — как мы уже и говорили выше — в тесном взаимодействии с ответственными лицами работодателя, и в первую очередь — с членами Комиссии по проведению СОУТ.

Однако каким же образом следует поступить работодателю, не согласному с уже подписанным Комиссией и утверждённым её председателем Перечнем рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда и — шире — с Отчётом о проведении СОУТ?

В рамках правового поля, очерченного действующим законодательством, можно рассмотреть несколько вариантов дальнейших действий работодателя, направленных на выход из данной ситуации.

Учитывая изложенное, автор может рекомендовать выбравшему приведённую выше стратегию поведения работодателю, которого не устраивает номенклатура и содержание предложений Перечня рекомендованных мероприятий по улучшению условий труда, но Отчёт о проведении СОУТ в целом не вызывает возражений, разработать и издать локальный нормативный акт (приказ, распоряжение), утверждающий и вводящий в действие Отчёт о проведении СОУТ, определяющий порядок реализации результатов спецоценки (в части предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда, переименовании, при необходимости, позиций штатного расписания организации с целью приведения его в соответствие с указаниями квалификационных и тарифно-квалификационных справочников etc.), но в части Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда — устанавливающий порядок и сроки доработки номенклатуры и содержания соответствующих предложений (с учётом как Типового перечня, так и собственно Перечня рекомендуемых мероприятий) либо непосредственно утверждающий Перечень мероприятий (также составленный с учётом Типового перечня и Перечня рекомендуемых мероприятий), содержащий согласованные и устраивающие работодателя предложения.

Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group

Читайте также: