План мероприятий по корректировке рисков в доу

Обновлено: 20.05.2024

Цель плана по улучшению условий труда

Основной целью составления ежегодного перечня (плана) мероприятий по улучшению условий и охраны труда является соблюдение требований законодательства в рамках исполнения обязательных процедур, например, таких как медицинский осмотр, проведение производственного контроля и т.д. На все мероприятия на основании ч.3 ст.226 Трудового кодекса Российской Федерации установлена минимальная сумма расходов – не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Обязанность и ответственность работодателя

На основании вышеуказанного пункта устанавливается и обязанность работодателя по выполнению типового перечня мероприятий, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В случае отсутствия перечня (плана) мероприятий работодателю грозит административная ответственность по части 1 статьи 5.27 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации – штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Изменения с 1 марта 2022 года в новом перечне мероприятий по улучшения условий и охраны труда

Отличия в новом нормативном акте уже начинаются в названии, где идет упор на возможную ликвидацию уровней профессиональных рисков либо недопущению их повышения. На фоне возникающих серьезных несчастных случаев в нашей стране, тенденция, направленная на снижение профессиональных рисков, верная. Сравним оба нормативных акта подробнее в табличном виде и выделим основные изменения.

— компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

— организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее — ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

— приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

— устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

— создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

п.30.Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

— компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

— организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее — ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

— приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

— устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

— создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы;

Подытожив, можно выделить то, что добавились четыре новых мероприятия – п.22, п.31, п.32, п.33 Приказа №771н.

Остальные мероприятия либо стали объединенными (п.1, п.21 Приказа №771н), либо произошедшие изменения коснулись замены (включения) уточняющих слов (фраз) или добавления новых возможностей (п.17, п.20, п.21, п.30 Приказа №771н).

Что нужно сделать с 01.03.2022?

В Плане мероприятий по охране труда организации рекомендуется указывать следующие примерные сведения (п.30 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н):

  • наименование мероприятий;
  • ожидаемый результат по каждому мероприятию;
  • сроки реализации по каждому мероприятию;
  • ответственные лица за реализацию мероприятий;
  • выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.

Если в вашей организации уже был утвержден с начала года план мероприятий по улучшению условий труда, то с 01.03.2022 вы можете распорядительным документом по организации добавить недостающие мероприятия в соответствии с Приказом №771н.


Сделаны по изменениям от 1.03.2022

В целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства об охране труда и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в образовательных организациях ЦС Профсоюза образования при участии членов Совета по охране труда и здоровья ЦС Профсоюза и технических инспекторов труда Профсоюза разработал Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации (далее - Рекомендации).

Настоящие Рекомендации подготовлены в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда РФ от 19 августа 2016 года N 438н (далее - Типовое положение), Методическими рекомендациями по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденными Рострудом 21 марта 2019 года N 77 (далее - Приказ 77), а также Примерными положениями о системе управления по охране труда в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации, утвержденными постановлением Исполкома Профсоюза от 6 декабря 2017 года N 11-4 (далее - Примерные положения о СУОТ).

Основная обязанность работодателя - обеспечение безопасности работников при осуществлении образовательного процесса, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования. Большое количество несчастных случаев происходит по различным причинам, начиная от отсутствия элементарного обучения по охране труда, несоблюдения требований безопасности и охраны труда на рабочем месте до неудовлетворительного состояния здания или используемого оборудования.

Несмотря на предпринимаемые работодателями меры, на рабочих местах, как правило, сохраняется вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ эта вероятность называется профессиональным риском.

Для минимизации возможности причинения вреда здоровью работника работодатель (руководитель образовательной организации) должен организовать процедуру управления профессиональными рисками, т.е. разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель (руководитель образовательной организации) с учетом типа и специфики деятельности организации устанавливает (определяет) порядок (алгоритм) реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

а) выявление опасностей;

б) оценка уровней профессиональных рисков;

в) снижение уровней профессиональных рисков.

Следует отметить, что согласно Приказу 77 нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Во избежание замечаний со стороны представителей государственной инспекции труда (далее - ГИТ) при проверке обеспечения функционирования СУОТ, в том числе в рамках проведения расследования несчастного случая, в образовательной организации должны быть подготовлены и оформлены в установленном порядке следующие локальные нормативные акты:

- Положение о СУОТ;

- перечень (реестр) опасностей;

- раздел Положения о СУОТ, описывающий метод (методы) оценки уровня риска, используемый работодателем и (или) локальный нормативный акт;

- результаты проведенной работодателем оценки рисков с указанием установленных уровней;

Работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда, в том числе разработанных по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, и направлять на эти цели, согласно ст. 226 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее — Перечень) утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н (в ред. от 16.06.2014).

Проводить все мероприятия из Перечня предприятиям не обязательно, возможный и оптимальный вариант — выбрать несколько мероприятий и в соответствии с положениями ст. 212 ТК РФ и необходимостью реализации процедур, изложенных в положении о системе управления охраной труда (СУОТ), утвердить конкретный Перечень исходя из специфики деятельности организции (пример приказа см. далее).

Основные мероприятия, включаемые в Перечень:

1. Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).

СОУТ позволяет оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные и (или) опасные производственные факторы и тем самым выполнить некоторые обязанности работодателя, предусмотренные Трудовым кодексом РФ:

  • информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • разработать и реализовать мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установить работникам компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

2. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

3. Организация обучения и проверки знаний по охране труда работников.

4. Проведение обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

5. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

6. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствие с действующими нормами.

7. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

8. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

9. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

10. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

11. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

12. Организация и проведение производственного контроля.

13. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

О. А. Антонович,
руководитель службы охраны труда Новосибирского метрополитена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработанна педагогом-психологом, для раоты с детьми группы риска в детском саду.

Программа профилактики СОП и группы риска

Социальная политика правительства в сфере детства в течение последних лет нацеливает отрасль образования на создание и внедрение в деятельность учреждений эффективных технологий, позволяющих предупреждать и выявлять ситуации детского и семейного неблагополучия на ранних стадиях, выстраивать работу с семьями и детьми, в зависимости от сложности испытываемых ими проблем, отслеживать результаты этой работы.

Планирование работы ведётся по следующим направлениям:

Цель программы:

формирование комплексной системы социально-психолого-педагогической поддержки семьи.

Задачи программы:

- побуждение к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребёнка в семье;

- реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений;

- повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;

- оказание консультативно - методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития ребенка;

- разработка методических рекомендаций для родителей.

В совместной работе педагогов и родителей, мы определили следующие принципы:

- не поучать, а приглашать к сотрудничеству;

- находиться в партнерской позиции с родителями;

- вести конструктивный диалог с родителями.

План проведения профилактических мероприятий

в работе с детьми и семьями группы риска и находящимися в социально-опасном положении (СОП)

День открытых дверей.

воспитатели и специалисты ДОУ

Организация дополнительных образовательных услуг.

Совместное творчество родителей и детей.

Занятия с воспитанниками и их родителями.

Игры и мини-развлечения.

Специалисты и воспитатели

Работа семейных клубов.

Консультации, семинары-практикумы, тренинги, мини-развлечения, открытые занятия, информационная поддержка (выпуск памяток, буклетов, газет), семейные презентации, фотовыставки.

Инструктор по физической культуре, воспитатели групп.

Работа консультационных центров специалистов ДОУ

Консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, информационная поддержка (выпуск памяток, бюллетеней, газет).

Индивидуальные беседы с родителями.

Воспитатели, специалисты ДОУ

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Специалисты и воспитатели ДОУ

Зимняя оздоровительная кампания

Конкурс снежных построек

Спортивное развлечение на свежем воздухе, с участием семейных команд

Изготовление новогодних украшений совместно дети и родители

Совместное творчество педагогов, родителей и детей по оформлению снежных городков

инструктор по ФИЗО

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Индивидуальные занятия с воспитанниками и их родителями

Ведение регистра группы риска СОП

Анкетирование, опрос родителей

Зам. заведующего по ВМР

Летняя оздоровительная кампания Конкурс

Совместный труд педагогов, родителей и детей по озеленению участков детского сада.

Семейное творчество детей и родителей.

Мероприятия, направленные на профилактику социально опасного положения и социального сиротства в дошкольном образовательном учреждении позволяют:

- пропагандировать семейные ценности, семейное воспитание и здоровый образ жизни;

- установить позитивные отношения в кругу семьи, улучшить семейный микроклимат;

- сплотить молодые семьи, наладить дружеские отношения между семьями;

- предупредить развитие семейных дисфункций;

- повысить заинтересованность и осведомленность родителей в вопросах образования и воспитания ребенка;

- организовать психолого-педагогическую помощь;

- выявить семьи, нуждающиеся в профилактическом внимании на ранней стадии кризиса;

- создать социальную поддержку для неблагополучных семей.

Перспективы работы

- В дальнейшем мы планируем продолжить работу по профилактике социально опасного положения, повышать качественный уровень знаний родителей в вопросах воспитания и развитиях детей, приобщать их к участию в жизни дошкольного учреждения

- Пригласить к сотрудничеству специалистов детской поликлиники, ПМПК.

- Наладить контакты с организациями, заинтересованными в развитии семейного движения в микрорайоне

- Проанализировать и обобщить опыт работы, поделиться опытом с другими дошкольными учреждениями города.

- Разработать рекламные носители, направленные на активную пропаганду опыта здоровых семей, повышение статуса семьи.

Целевые программы сопровождения детей группы "риска" и СОП в условиях ДОУ:

Основные методы коррекции.

Индивидуальные коррекционные занятия

Цель программы: тренировка психических процессов в игровой форме. Ребенок 5-7 лет, характеризующийся низкой зрелостью произвольности психических познавательных процессов

1. Развитие компонентов произвольного внимания: сосредоточенность, переключаемость, объем, устойчивость.

2. Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти

3. Развитие компонентов логического мышления, умения анализировать, делать выводы и т. п

1. Игры с правилами:

2. Пальчиковые игры

3. Сенсорные игры

4. Графические игры;

3. Упражнения на нейтрализацию эмоциональной тревожности.

Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению (Ананьева Т.В.)

Цель: становление физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности

1. Развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;

2. Развитие произвольного поведения;

3. Снижение уровня тревожных переживаний;

4. Поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

3. Методики эмоционального расслабления;

4. Рисуночный метод;

5. Игры - упражнение на командную согласованность и преодоление импульсивности.

Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние.

Дети 4-6 лет с комплексом эмоционально - личностных проблем, низким социальным статусом в группе сверстников.

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей;

2.Формирование компетентности в общении, а именно: адекватных форм поведения и самоконтроля.

1. Игры - драматизации

3.Рисование на заданную тему

4.Игры - моделирования конфликтных ситуаций

6.Релаксация, тренинг контроля за телом

Программа групповых игровых тренингов "Давайте жить дружно".

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка.

Дети 4-6 лет с высоким уровнем тревожности.

1. Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;

2. Развивать навыки социального поведения;

4. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

а) мимическая гимнастика

б) упражнения на мышечную релаксацию

в) дыхательная гимнастика

е) рисование, кляксография

Инструктор по физической культуре

Цель: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни

1. Формирование осознанного отношения к здоровью и жизни человека.

2. Формирование знаний и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

1. Физкультурные занятия

2. Закаливающие процедуры

3. Организация и проведение дней здоровья

4. Тематические родительские собрания

5. Консультации инструктора по физо

Цель: Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка;

формирование эмоционального благополучия и психологического здоровья ребенка средствами фольклора.

Дети 5-7 лет с проблемами в коммуникативной сфере

1. Снижение психофизического напряжения

2. Снятие психоэмоционального дискомфорта

3. Создание настроя на позитивное взаимодействие со сверстниками

4. Развивать эмоциональную отзывчивость

1. Игры – драматизации;

2.Инсценировки песен, сказок;

3.Хороводные игры, речевые игры;

4. Фольклорное словотворчество: дразнилки, шумелки, заклички;

4. Распевание и пение

Логопедическая коррекционная программа

Дети 5-7 лет с проблемами в речи.

1.Развитие просодической стороны речи;

2. Правильного звукопроизношения звуков;

3. Развитие фонематических процессов;

4Лексико - грамматических средств языка;

1. Артикуляционные гимнастики;

- Игры на развитие направленной воздушной струи;

3.Логопедический массаж пальцев и кистей рук с использованием нестандартного оборудования.

Цель: Совершенствование системы профилактическо - оздоровительной работы.


Кандидат экономических наук, специалист в области охраны труда со стажем более 8 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю.

На каждого работодателя возложена обязанность по управлению профессиональными рисками в области охраны труда. Тем, кто в настоящее время ожидает плановые проверки инспекции Роструда, и кому грозят внеплановые проверки по любому из оснований, необходимо уже сегодня не только разработать порядок оценки этих рисков, но и реализовать план по минимизации риска. В статье мы расскажем, как провести оценку профрисков на конкретном предприятии.

Образцы документов от эксперта:
★ Приказ о создании комиссии по проведению оценки профрисков

Система управления профессиональными рисками на предприятии: правовая основа

Для начала давайте разберемся, для чего нужна оценка профрисков на предприятии, по каким регламентам ее проводить, и можно ли избежать этой процедуры. Основной задачей внедрения и функционирования системы управления охраной труда является переход от реагирования на несчастные случае и профессиональные заболевания к системе оценки и управления профессиональными рисками в организации, а именно повреждения здоровья работников.

Принципами оценки риска являются следующие положения:

  1. Приоритет жизни и здоровья человека перед получением экономическими результатами.
  2. Управление профессиональными рисками учитывает опыт прошлого, управляет текущей деятельностью работодателя, и прогнозирует будущее.
  3. Все оцененные профессиональные риски подлежат учету, управлению и контролю.

Оценка профриска риска является частью системы управления охраной труда и позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Несмотря на то, что на сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта, прошедшего регистрацию в Минюсте России, регламентирующего процедуру оценки профрисков. В статьях 209 и 212 статьях Трудового кодекса Российской Федерации содержится базовое требование по проведению этих мероприятий, без практической конкретики и руководства к действию.

Статья 20 ТК РФ

Статья 20 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ

Организация проведения оценки профрисков и выбор правильной методики


Если Правительство и федеральные органы исполнительной власти в дальнейшем утвердят и введут в законную силу акты, прошедшие регистрацию в Минюсте, содержащие в себе требования к оценке рисков, никто не сможет наказать работодателя за то, что уже проведенная им оценка не соответствует государственным нормативным требованиям. Закон не имеет обратной силы. Ответственность за правонарушение назначается на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ст. 1.7 КоАП РФ).

Организация проведения оценки профрисков и выбор правильной методики

Итак, кто обязан проводить оценку рисков в организации, по какой методике это делать? Сколько денег придется потратить работодателю? Дадим ответы на наболевшие вопросы. Поскольку на законодательном уровне не утверждены инструменты для выявления опасностей, оценке уровня рисков, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов. Можно применять также методические рекомендации по принципам и методам оценки, оформленные в форме национальных стандартов. Также работодатель должен сам определить для себя, кому поручить эту работу — доверить оценку профрисков экспертам сторонней организации, или самостоятельно выявить опасности и разработать мероприятия по их снижению.

Требования к организациям, которые проводят оценку профрисков

Это означает, что оценку профессиональных рисков может проводить любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — ведь запрета на это в законодательстве нет. Все, что не запрещено, можно применять.

Сколько стоит провести оценку профрисков

Цену договора за проведение экспертной оценки рисков определяют исключительно соглашением сторон, сложностью выполняемых исследований, применением математико-статистических моделей, квалификацией экспертов и т.п.

Что должен помнить работодатель об оценке профрисков

На основании того, что мы уже вам описали, можно сделать 3 важных вывода:

  1. Оценку профессиональных рисков необходимо проводить в отношении всех рабочих мест, созданных у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
  2. Работодатель исключительно самостоятельно выбирает экспертную организацию, методику оценки рисков, а также способы снижения этих рисков, и никто не может ему в этом препятствовать, кроме закона.
  3. Работодатель может провести идентификацию и оценку рисков самостоятельно, также он может сам разработать для себя методику оценку, или использовать для этого наиболее подходящие ему стандарты, отраслевые документы и другие источники.

Не проведение оценки профриска для офисного сотрудника не может быть оправдано повышением внимания к производственному персоналу. Это дискриминационное проявление по отношению к работникам, и не должно допускаться. Каждый работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда, а, следовательно, и о связанных с этим трудом рисков (ст. 21 ТК РФ). В этой статье указано, что не только специальная оценка условий труда является источником информации об условиях труда на рабочих местах, но проведенная в ее рамках идентификация вредных и опасных факторов может быть применена и при оценке рисков.

Внимание! 21 марта 2019 года Роструд издал приказ от 21.03.2019 № 77, содержащий инструктивный материал для государственных инспекторов по труду по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда. Инспекторы получили руководящий документ, что конкретно нужно проверять у работодателя, и в какой последовательности нужно контролировать, как оцениваются профессиональные риски.

Уровни рисков по охране труда: порядке выявления опасностей

К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:

  • разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков

Алгоритм процедуры оценки рисков по шагам

Шаг 1. Составляем Порядок оценки рисков. Устанавливаем периодичность и основания для переоценки рисков

Документ оформляют в виде раздела Положения о СУОТ, а утверждение мероприятий по оценке оформляют в соответствии с принятой на предприятии системы документооборота. Порядок утверждает работодатель в виде локального нормативного акта (ст. 8 ТК РФ). В этом Порядке опишите состав комиссии по оценке рисков. Выявление опасностей, оценку рисков, разработку мероприятий по их снижению проводите одним составов комиссии, в этом случае сохранится вовлеченность участников оценки в этот сложный процесс.

Приказ о создании комиссии по проведению оценки профрисков

Приказ о создании комиссии по проведению оценки профрисков

Можно привлечь к работе в комиссии специалистов, обладающих экспертными знаниями в оценке опасностей. Такими специалистами могут быть как опытные производственники, так и научно-исследовательский состав. Утвердите состав комиссии приказом. Пропишите в этом разделе положения о СУОТ порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей, исходя из приоритета и первоочередности разработки мер по устранению или снижению уровней создаваемого ими риска. Оценка рисков должна быть оформлена в виде отчета с указанием установленных уровней риска. Одним из важнейших мероприятий в процедуре оценки рисков является составление перечня мер по снижению уровней рисков. Такой перечень будет оформлен на этапе завершения оценки рисков, но форму отчетного документа нужно привести в Порядке проведения оценки уровней профриска. А вот методику заранее прописывать не нужно — ведь на момент разработки порядка проведения оценки рисков работодатель не может знать наверняка, какие опасности будут им выявлены. Если же такая возможность у работодателя есть, то методы укажите также в Порядке. Если нет — не указывайте, в этом случае после идентификации опасности можно будет издать приказ об утверждении принятой работодателем методики оценки риска. Если в отношении конкретного риска все меры управления были предприняты, но все равно стал возможным НС или профзаболевание, это будет свидетельствовать о том, что эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками низкая, и риски подлежат срочной переоценке.

Например, основания для переоценки могут быть следующие:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень риска для работающих;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень риска для работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровни профриска;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, при расследовании которых были выявлены недостатки в идентификации и оценке рисков.

Шаг 2. Проводим идентификацию опасностей на всех штатных рабочих местах, и составляем перечень (реестр) опасностей организации (п. 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель выступает заказчиком, то он должен оказать всяческое содействие работодателю подрядной организации по проведению на его территории оценки риска, и кроме этого может провести на таких рабочих местах оценку рисков за свой счет. Но в этом случае такая обязанность у работодателя-заказчика не возникает. Если работодатель примет решение о привлечении специализированной экспертной организации для оценки рисков, необходимо приказом назначить координатора со стороны заказчика. Если же оценка рисков будет проводиться самостоятельно на всех этапах, нужно избрать коллегиальный орган, состоящей из наиболее квалифицированных, опытных, инициативных, креативных представителей работников и работодателя.

Ответственные за оценку профриска должны знать:

  • область деятельности и цели организации;
  • уровень приемлемого риска и способы обработки неприемлемого риска;
  • методы оценки риска и способы их применения;
  • требуемые и доступные ресурсы для выполнения оценки риска;
  • уметь регистрировать и анализировать полученные данные.

Идентификацию рисков нужно проводить не только с учетом штатного производственного процесса, но и моделируя возможную аварийную ситуацию или инцидент, связанный с нарушением в работе ресурсоснабжающих организаций, а также экстренную эвакуацию из здания, или несчастный случай. Поэтому идентификацию должны проводить специалисты, которые хорошо знают производство, руководили работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не малоопытные сотрудники.

Внимание! Во время идентификации рисков обязательным условием является участие сотрудников, чьи рабочие места подлежат идентификации рисков.

Если представители работников не будут привлечены на этом этапе идентификации опасностей, в дальнейшем возможны негативные последствия — или работники будут обвинять работодателя в одностороннем подходе к оценке рисков, или возникнут вопросы у представительного органа работников или ГИТ. И опять же будет указано, что нарушена 21 статья Трудового Кодекса. Мы рекомендуем для работы комиссии применять бюллетени или чек-листы, с указанием рабочего места, при этом в каждом бюллетене необходимо отмечать все имеющиеся опасности характерные для этого места (на основе списка опасностей из п. 35 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

 п. 35 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н

Отмечайте в квадратике все выявленные риски галочкой или другим знаком. Но не нужно для этого распечатывать весь пункт 35. составьте максимально приближенный к вашей организации перечень, который объединяет возможные для данного вида деятельности факторы профриска и соответствующие им опасности. Тогда, чтобы выявить опасности на конкретном рабочем месте, вам останется только выбрать из общего списка те, которые реально присутствуют на производственной площадке или в кабинете офисного сотрудника. Выбор факторов риска из готового перечня значительно проще, чем их разработка непосредственно в ходе обхода помещений и территорий. Чтобы выявить опасности, нужно установить все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников. Их называют факторами риска. Результатом идентификации опасностей является составление перечня опасностей. Даем пример составления реестра опасностей для электрогазосварщика.

Профессиональные риски в охране труда

Шаг 3. Изучение результатов выявления опасностей и подбор методики оценки рисков. Процедура оценки профрисков.

После того, как работодатель сформирует перечень (реестр) опасностей и утвердит его, нужно будет провести оценку уровней рисков, связанных с этими выявленными опасностями. Помните, что оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска.

Рисунок. Процесс оценки риска. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010—2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Процесс оценки риска. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010—2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Риск может быть оценен для всей организации, ее подразделений, отдельных проектов, деятельности или конкретного опасного события. Поэтому в различных ситуациях могут быть применены различные методы оценки риска.

Если работодатель или специализированная организация выбрали метод оценки риска из национального или отраслевого стандарта, его необходимо утвердить приказом. При этом нужно помнить, что как только ГОСТ или любой другой руководящий документ рекомендательного добровольного характера будет утвержден в локальном акте работодателя, он становится обязательным к выполнению. Будьте готовы предъявить инспектору приказ об избрании методики (или методик) проведения оценки рисков.

После этого можно будет приступить и к процедуре оценки, а это — совокупность математически-статистических методов, например — метод Файна-Кинни. Он заключается в том, что для каждой выявленной опасности рассчитывают индекс профессионального риска (далее — ИПР).

Поэтому, если кто-то не силен в математике, лучше такой метод не применять. Поскольку выбор метода оценки за работодателем, и, если такая оценка проводится своими силами, подберите наиболее надежный, доступный для понимания и интерпретации метод, и с его помощью получите интегральную оценку профрисков. На основе полученного результатам, нужно составить план по исключению или снижению уровней профрисков. Образец плана смотрите ниже ▼▼▼

Таким образом, процесс управления профрисками включает в себя применение логических и системных методов мониторинга и анализа риска, фиксации полученных результатов, их интерпретации и составления отчетности. После завершения оценки риска принимают и выполняют одно или несколько решений об обработке риска, позволяющих изменить вероятность возникновения опасного события и/или его воздействие. Обработка риска обычно является адаптивным процессом проверки риска на его приемлемость и соответствие ранее установленным критериям для определения необходимости дальнейшей обработки риска.

Шаг 4. Составление плана мероприятий по исключению или снижению уровней профессиональных рисков

Исследовав результаты оценки рисков в виде проставленных степеней, можно составить план по исключению или снижению уровней рисков.

Образец плана мероприятий по снижению уровня профрисков для электрогазосварщика

Образец плана мероприятий по снижению уровня профрисков для электрогазосварщика

Мероприятия в этом плане необходимо ранжировать:

  • По исключению опасной работы (процедуры) из технологического цикла.
  • По замене опасной работы на менее опасную.
  • По реализации инженерно-технических методов ограничения рисков воздействия на работников.
  • По ограничению времени опасного воздействия риска на работников.
  • По использованию средств индивидуальной и (или) коллективной защиты.

План нужно будет утвердить руководителем предприятия, и проводить планомерную работу по его выполнению. Если сроки, указанные в плане, не выдерживаются, необходимо выяснить причины, и, если эти причины уважительные, внести корректировки в план. Если же причины неуважительные, руководитель организации должен применить административные рычаги.

Алексей Анохин

Кандидат экономических наук, специалист в области охраны труда со стажем более 8 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю.

Читайте также: