План мероприятий доу с музеем

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кондратьева Ольга Валентиновна

Организация: МБДОУ Детский сад №43

Населенный пункт: Владимирская область, г. Муром

Цель. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной культуре, пробуждение у дошкольника интереса к живописным произведениям, содействие появлению у детей ценностных ориентаций. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественно-эстетическому развитию детей, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.

На первом этапе знакомства детей дошкольного возраста с художественным музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребёнка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональный настрой. Поэтому цикл занятий включает в себя знакомство детей с понятием музей, видами музеев, различными жанрами изобразительного творчества, творчеством разных художников, музеями родного города и известными музеями России, правилами поведения в музее, людьми разных профессий работающих в музее.

  • Подготовка детей к восприятию мира музея
  • Формирование пространственных представлений
  • Формирование желания узнавать о знаменитых музеях мира и их коллекциях.
  • Вызвать у детей положительные эмоции от знакомства с музеем.

- для детей: Фотоальбом музеи города Мурома

- для педагога: Фотоальбомы музеев.

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

- Сегодня мы отправимся в путешествие в интересное место. Может вы уже догадались куда? Ответы детей

- Мы с вами уже знакомились с музеями, давайте вспомним, что такое музей? Кто из вас был в музее с мамой или папой? Ответы детей.

- Что вы видели в музее? А для чего люди создают музеи? Ответы детей.

- Давайте заглянем в музей и узнаем о нем побольше. (Виртуальная экскурсия)

- Предметы которые хранятся в музее называют экспонаты.

- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? Ответы детей.

- Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? Ответы детей

- Итак, бывают музеи технические, художественные, краеведческие, исторический.

- А теперь давайте попробуем угадать, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Подбор подходящих экспонатов (картинок) в один музей.

- Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? Предположения детей.

- Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле. Людей этой профессия называется археологи.

- А еще экспонаты в музеи дарят люди. Их называют дарители.

Для начала мы с тобой

Поднимаем руки вверх,

Плавно опускаем вниз.

Снова тянем вверх и вниз.

Ну, дружочек, не ленись!

- В каждом городе есть музеи. В нашем городе Муроме тоже есть музеи.

- А знаете ли вы музеи нашего города? Показ слайдов.

VII. Исследовательская деятельность.

- Предлагаю вам стать археологами и у нас группе найти предметы, которые могут стать экспонатами в музее.

  • Формировать желание узнавать о разных видах живописи.
  • Формировать представления детей о портрете, натюрморте, пейзаже.
  • Формировать пространственные эталоны.
  • Вызвать у детей положительные эмоции от знакомства с различными видами картин.

-для детей: Разные виды живописи, представленные в репродукциях картин.

- для воспитателя: Фотоальбомы музеев

Предварительная работа: Рассматривание наборов открыток с изображением разных видов живописи

- Ребята, я приготовила для вас загадку. Попробуем её отгадать?

У меня есть карандаш

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист

А ещё мольберт- треножник

А зовут меня (художник)

- Как вы думаете, куда я хочу вас сегодня пригласить?

- Закрывайте глазки и вот мы с вами в далеком Санкт-Петербурге, в одном из главных музеев нашей страны - Эрмитаже.

- Что интересного вы узнали? Какие картины вам понравились? Что на них изображено? Ответы детей.

- Чем отличаются картины друг от друга? Ответы детей

- На картинах увидели людей, цветы, природу, море… Давайте превратимся в чаек и пролетим над морем.

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

- Я приготовила для вас еще несколько загадок.

Если видишь на картине дары леса на столе,

Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - натюрморт.

- Что художники изображают в натюрморте. Ответы детей

Если видишь, что с картины

Смотрит кто – ни будь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз.

Или летчик, или балерина,

Или Колька твой сосед, обязательно

Картина называется - портрет!

- Какой здесь жанр живописи изображен? Ответы детей

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

- Перед вами картины, но художник совсем запутался в них. Предлагаю вам разобрать их по группам (портрет, пейзаж, натюрморт)

VI. Продуктивная деятельность

Оборудование: -для детей: Репродукции картин художников разных жанров

- для педагога: Репродукции картин Поль Сезанн, Алиса Порет, Петр Кончаловский, Илья Машков, Эдуард Моне, Ганс Гольбейн младший, Балтазар ван дер Аст, Амброзиус Босхарт Старший, Осиас Беерт, Барбара Регина Дитс

I. В группе открыта выставка картин.

Напомнить детям о правилах поведения в музее.

- Перед вами картины. Но художник, который их рисовал, что-то перепутал. Предлагаю вам помочь привести картины в порядок и убрать с них лишние предметы.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

- Как называют человека, который проводит экскурсию? Ответы детей.

- Сегодня экскурсоводом буду я. И мы отправляемся с вами в картинную галерею. Первый зал – здесь расположены портреты. Во втором - пейзажи, в третьем - натюрморты. Посмотрите внимательно, все ли картины находятся на своих местах. Ответы детей.

Воспитатель рассказывает о картинах, расположенных на выставке.

- Скажите, какие картины расположены сверху? Снизу? По центру? Ответы детей.

- Зал с какими картинами был первым? Вторым? Третьим?

- Мы сегодня с вами побывали в картинной галереи и еще раз вспомнили о разных видах живописи. Теперь вы сами можете стать экскурсоводами и провести экскурсию по нашей выставке.

Используемые материалы

Литература:

Видеоматериалы:

С помощью полезных материалов портала МААМ планирование и начало работы нового мини-музея в детском саду осуществить станет проще. В этом тематическом разделе содержатся образцы проектов по музейной педагогике, перспективного планирования деятельности мини-музеев различной направленности. Многие публикации содержат готовые программы организации конкретного мини-музея. Представлены все популярные темы: из области краеведения и этнографии, экологии и природоведения, прикладного творчества и народных промыслов, истории нашей Родины, сказок и детской литературы.

Педагоги делятся своим опытом приобщения воспитанников и их родителей к коллекционированию. Многие дети успешно выполняют функции экскурсоводов для малышей - посетителей мини-музея в группе. Об этой занимательной сюжетно-ролевой игре также идёт речь в данном разделе.

Всё для успешной организации и запуска работы музея в ДОУ.

Содержится в разделах:

Внимание! Изменение порядка родительской платы В 2022 году!


Дата последнего изменения на сайте: 07.03.2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года - май 2019 года.

Участники проекта: дети подготовительных логопедических групп ОНР, воспитатели, учителя – логопеды, родители

Актуальность проблемы

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями, друзьями. И это далеко не все.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений также одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Новизна проекта

Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является музейная педагогика, которая является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. Они проявляют познавательный интерес к музею.

Музей играет не только познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.

Поэтому целью проекта формирование у детей дошкольного возраста понятия о нравственных, эстетических, культурных, исторических ценностях посредством музейной педагогики.

  • учить детей видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т.е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • развивать психофизические качества: наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, сенсорную способность, произвольное внимание, способность ориентироваться в пространстве и временных понятиях, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Ожидаемые результаты проекта.

В процессе реализации проекта ожидается:

  • формирование у детей духовно – нравственных ценностей;
  • развитие творческого, логического и креативного мышления;
  • развитие коммуникативно – языковой компетенции;
  • развитие социальной компетенции;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми интерактивными формами.

Ожидаемая практическая значимость проекта

Данный проект позволит:

  • вести разноплановую работу с детьми;
  • применять различные методики;
  • повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;
  • обновить образовательный процесс новыми интерактивными формами.

Календарный план реализации проекта:

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

1 этап подготовительный

Выявление проблемы, создание нормативной базы

Мониторинг и анализ состояния специализированной образовательной среды в ДОУ (нормативные документы и методический материал)

Изучение и подбор нормативных документов

Изучение возможности внедрения музейной педагогики в практику ДОУ

Проведение диагностического обследования воспитанников;

заключение Договоров о сотрудничестве с музеями города, Выставочным залом и Детской библиотекой ДК Павлово – Покровский.

Утверждение творческой группы;

изучение с последующим обсуждением отчета результатов анкетирования;

заключение Договоров о сотрудничестве

Заседание творческой группы

Изучение разработанных и принятых педагогическим советом документов по критериям и оценке качества образования (Музейная педагогика)

2 этап практический

Организация сотрудничества с музеями и учреждениями культуры на основании заключенных договоров

План работы с музеями, библиотекой, выставочным залом

Посещение культурных центров города согласно разработанному и утвержденному плану

Применение вариативных форм работы с детьми и взаимодействие с родителями по социально – коммуникативному и художественно – эстетическому воспитанию дошкольников.

Организация в группах мини – музеев и выставок;

организация виртуального музея

Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к музейной педагогике.

Формирование у дошкольников умений синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, что поможет им проникнуться духом исторического времени, а значит, освоить накопленные историко – культурные ценности.

Использование разнообразных форм в работе с родителями

Педагогический мониторинг, который позволяет выявить интересы и потребности родителей в вопросах художественно – эстетического воспитания дошкольников; семинары, творческие гостиные, открытые занятия для родителей по музейной педагогике, дискуссии и прочее;

проведение викторин, конкурсов, досугов, музыкальных салонов, творческих гостиных.

В течение года согласно плану

Повышение компетенции родителей в вопросах Музейной педагогики.

В конце года повторное анкетирование, по которому можно судить об удовлетворении запросов родителей .

Аналитический этап работы

Определение эффективности работы коллектива в рамках музейной педагогики

Проведение контрольно – диагностического обследования дошкольников по усвоению технологии

- активно рассматривать и обследовать музейные экспонаты;

- определять свойства музейных предметов и экспонатов, выделять средства художественной выразительности;

- проявлять инициативу и самостоятельность в художественно – творческой и эстетической деятельности;

- соблюдать правила поведения при посещении музеев, правила обращения музейными ценностями, бережного отношения к музейным экспонатам;

- отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве

Диссеминация опыта работы по заявленному проекту педагогическому сообществу на муниципальном и региональном уровне

Проведение мероприятий для педагогов и руководящих работников на различных уровнях через Ассоциацию педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет.

Итоговая защита проекта

Праздник правильной речи

Использование опыта ДОУ в дошкольных образовательных организациях города и района

Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2018 – 2019 учебный год

(социальное партнерство с музеями, детской библиотекой ДК Павлово – Покровский)

Знакомьтесь – библиотека ! (сентябрь)

Обучение правилам пользования книгами, воспитание бережного отношения к ним.

Активизация познавательного интереса к объектам культуры в окружающем мире.

Обогащение словарного запаса.

Формирование навыков безопасного поведения на улицах города и культурного поведения в общественных местах.

Формирование нового социального и культурного опыта (я- воспитанник детского сада, я – пешеход, я читатель, я – культурный человек)

Рассказ педагога о появлении книги. Беседа о предстоящей экскурсии в библиотеку, просмотр фотографий здания и помещений библиотеки.

Чтение детской художественной литературы по выбору воспитателя и по запросу детей.

Привлечение воспитанников к совместному подбору книг и иллюстраций для образовательной деятельности.

Рассказ о любимых книгах из личного опыта педагога и беседа с детьми о книгах, которые им читают дома.

Самостоятельная деятельность в книжном уголке.

Прогулка по улицам района, прилегающим к ДОУ

Изготовление подарочной книжки - малышки

Экскурсия по библиотеке, рассказ о ее помещениях, их назначении, правилах поведения.

Рассказ библиотекаря о том, как стать настоящим читателем.

Наблюдение за работой библиотекаря в читальном зале.

Демонстрация приемов поиска, выбора книги, обращение с ней, возврата на прежнее место.

Самостоятельный выбор и рассматривание книг, обмен впечатлениями.

Рассматривание работ на выставке детского творчества читателей библиотеки.

Представление и размещение на выставке книжки – малышки, сделанной воспитанниками детского сада.

Подведение итогов встречи и мотивация дальнейшей деятельности: принятие решения записаться в библиотеку, приготовить к празднику Осени в библиотеки свои творческие работы (рисунки, поделки, стихотворения)

Праздник Осени (октябрь)

Развитие грамотной связной речи, памяти, внимания, эстетического восприятия городских скверов, парков.

Совершенствование навыков безопасного поведения на улицах района, общественных местах.

Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Беседа с рассматриванием иллюстраций осенних пейзажей средней полосы России.

Наблюдение за объектами природы.

Чтение художественной литературы о природе родного края.

Разучивание стихотворений об осени.

Целевая экскурсия в Парк Победы.

Дидактические игры на дифференциацию и обобщение признаков природы.

Выставка поделок из природного материала.

Беседа – диалог библиотекаря об осени и ее особенностях.

Просмотр видеофильма о русских художниках-пейзажистах и рассказ о них.

Презентация коллективных работ воспитанников детского сада.

Мой родной Павловский Посад (ноябрь)

Знакомство с историей возникновения г. Павловский Посад и памятниками культуры, историей района Южный (происхождением, основными улицами, предприятиями, главными достопримечательностями)

Расширение представлений детей о социальном, культурном и природном разнообразии родного города.

Формирование основ познавательно – ценностного отношения к социальной действительности, воспитание уважения к труду людей.

Развитие общей культуры детей в т.ч. культуры общения в разных условиях социокультурного пространства города.

Воспитание чувства любви к своей Родине, родному городу.

Рассказы о Павловском Посаде, его истории, о Южном районе, где находится детский сад.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин местных художников.

Чтение художественной литературы о России.

Интегрированная образовательная деятельность культурно – исторической тематики.

Целевые прогулки, экскурсии по району.

Организация мини – музеев

Беседа – диалог о Павловском Посаде.

Знакомство с символикой города и района.

Знакомство с книгами Павлово – Посадских писателей, чтение с детьми стихотворений о родном городе, семье, детском саде.

Музеи Павловского Посада (декабрь)

Приобщение детей к миру искусства через социокультурную среду музеев района.

Формирование образа музея как особого места, в котором хранятся художественные коллекции, имеющие культурно – историческое значение.

Развитие художественного восприятия, образного мышления, обогащение словаря.

Воспитание ценностного отношения к искусству.

Формирование интереса к русской истории и культуре, потребности к созданию прекрасного в своем окружении

Рассказ о том, как создаются коллекции музеев, их разнообразии и особенностях.

Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций к сказкам и былинам.

Чтение народных и авторских произведений художественной литературы.

Посещение музеев г. Павловский Посад и Выставочного зала.

Презентация мини – музеев детского сада

Беседа – диалог о музеях Павловского Посада, объектах национальной культуры и истории.

Знакомство с интерьерами музеев.

Продолжение знакомства с музеями Москвы.

Выставка работ детского творчества.

Праздник русского платка и шали (январь)

Углубление знаний детей об особенностях русских головных уборов.

Формирование представлений о труде взрослых в семьях села Павлово ( ткачество)

Активизация познавательного интереса к истории родного края.

Развитие ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира, эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества.

Рассказ воспитателя об облике русской деревни, русских семьях в старину, обязанностях и взаимоотношениях членов семьи, бытии и традициях русского народа.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских красавиц в Павловских шалях.

Рассматривание иллюстраций картин русских художников с изображением красавиц в национальных головных уборах

Встреча с художниками Платочной мануфактуры.

Праздник Русского платка

Беседа с библиотекаря о платочной мануфактуре.

Чтение книг о платках и шалях.

Выставка книг, в которых встречаются платки и шали.

Продолжение темы (февраль – март)

Культурные центры Павловского Посада (апрель)

Формирование устойчивого интереса к театральному виду искусства.

Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Расширение представление о театральных профессиях.

Развитие интереса к театрализованным играм, творческой активности, выразительности, исполнительских умений (через интонацию, мимику, движения и жесты передавать эмоциональное состояние и характерные особенности художественных образов).

Формирование социального опыта культурного досуга и поведения в большом Дворце культуре на примерах игровой и реальной ситуации.

Беседы о Дворце культуре, о театральном кружке, театральных профессиях с рассматриванием иллюстраций, открыток, просмотром видеоотрывков детских театральных постановок.

Рассказы детей из личного опыта о посещениях театра.

Творческие игры со словом, разучивание скороговорок.

Разучивание ритмопластических этюдов.

Изготовление театральных атрибутов, пригласительных билетов, афиш для игр – драматизаций.

Театрализованная деятельность с участием семей воспитанников.

Выступление детей подготовительной группы перед детьми младших групп с постановкой сказки.

Рассказ руководителя тетральной студии и библиотекаря о Дворце культуре Павлово – Покровский.

Кадровое обеспечение проекта

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

в проекте организации – заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.)

Читайте также: