План изучения семьи заполняется один раз за все время посещения ребенком доу

Обновлено: 07.07.2024

Наличие у ребенка своей комнаты или уголка в общей комнате.

Особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи.

изменчивые, противоречивые отношения;

автономность каждого члена семьи.

Особенности отношения взрослых членов семьи к ребенку.

эмоционально близкое — отвергающее;

заботливое — гиперопекающее — гипоопекающее;

разумное удовлетворение потребностей ребенка — удовлетворение всех прихотей ребенка;

разумно требовательное — чрезмерно или недостаточно требовательное;

вера в ребенка — неверие в силы ребенка или его идеализация.

Приоритеты семьи в воспитании ребенка.

а) здоровье и физическое развитие;

b ) развитие нравственных качеств;

c ) развитие умственных качеств;

d ) развитие художественных способностей;

e ) Раннее обучение.

Особенности воспитательных воздействий.

участие всех взрослых в воспитании, согласованность их воздействия;

непоследовательность, несогласованность в воспитании, конфликты по поводу воспитания;

отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия.

Преобладающие приемы воспитательного воздействия на ребенка.

напоминание — ситуация свободного выбора — понимание;

просьба — поручение — сочувствие;

совет — разъяснение — контроль;

намек — инструктаж -поощрение;

порицание -убеждение — наказание;

распоряжение -рассказ -осуждение;

требование установка — беседа -нотация;

предостережение -увещевание -указание;

запрещение -внушение -запрет;

угроза -пример взрослого — окрик;

приказ — пример сверстника — оценка;

приказ альтернатива -соревнование.

Организация совместных форм деятельности в семье.

участие ребенка в семейных делах;

эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

изоляция ребенка от семейных забот и дел.

Участие родителей в детских видах деятельности (в игре, лепке, чтение художественной литературы и т.д.)

Позиция взрослых членов семьи при организации совместных с ребенком форм деятельности.

Видение родителями положительных и отрицательных сторон своего воспитательного воздействия на ребенка.

Наличие психолого-педагогических знаний, практических умений родителей.

достаточность знаний и умений;

ограниченность знаний и умений;

отсутствие знаний и умений.

Отношение семьи к образовательному учреждению.

высоко оценивают образовательные возможности детского сада;

настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду;

безразлично относятся к детскому саду.

Позиция родителей при взаимодействии с детским садом.

проявляют инициативу, готовы сотрудничать;

принимают участие в жизни детского сада лишь по просьбе воспитателя;

не считают нужным принимать участие в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Примерная схема записи посещения семьи.

1. Имя, фамилия ребенка ___

Год и месяц рождения ___

С какого времени посещает детский сад ___

Число детей в семье ___

Место ребенка в семье (младший, средний, старший, единственный)

Описание семейной среды на время первого посещения Изменения в семейной среде при последующих посещениях

3. Описание посещений с учетом видов деятельности

посещения Физическое

семье Отметка о выполнении

Записи в первом и втором разделах заполняются при первичном посещении, а затем дополняются по мере необходимости.

При последующих посещениях заполняется только та графа третьего раздела, с тематикой которой связано посещение, а также рекомендации семье и отметки о выполнении предыдущих рекомендаций. Причем, предложения и рекомендации, даваемые воспитателем семье, должны быть конкретными. Например, если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности: какие именно и т. д. Такие записи помогают избегать повторов, видеть особенности изменений в семейном воспитании.

Примерный перечень вопросов, которые следует выяснить при посещении семьи.

При первом обследовании семьи воспитателю желательно обратить внимание на следующие вопросы:

- состав семьи, ее культурный уровень, жизненно важные интересы,

сфера их деятельности, использование свободного времени;

- психологический климат семьи (система общения между членами семьи);

- семейная атмосфера (участие членов семьи в домашних делах, семейные традиции);

- жилищные условия, материальное благосостояние;

- распределение педагогических сил в семье (кто в основном занимается воспитанием ребенка (детей);

- как родители понимают разностороннее воспитание и развитие ребенка и как его осуществляют;

- организация жизни ребенка в семье, система требований к нему;

- отношение ребенка к требованиям родителей и других членов семьи;

- особенности поведения ребенка в. семье;

- здоровье ребенка и других членов семьи;

- трудности, испытываемые родителями в процессе воспитания ребенка (детей) и др.

Выяснение этих вопросов необходимо воспитателю для дальнейшей работы с родителями, другими семейными воспитателями. К сожалению, начинающие воспитатели не сразу осознают, какое значение имеет столь глубокое знакомство с состоянием семейного воспитания. Постепенно они поймут, что эта работа нужная, что она направляет использование знаний и умений воспитателя на повышение педагогической культуры родителей, повышает его авторитет.

При каждом последующем посещении семьи воспитатель заранее определяет конкретную цель и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка. Например, при посещении семьи ребенка раннего возраста воспитателя могут интересовать:

- условия для развития предметной деятельности ребенка;

- соблюдение режима дня ребенка в домашних условиях;

- педагогические условия для формирования культурно-гигиенических

навыков для развития самостоятельности ребенка и др.

При посещении на дому старших дошкольников цели будут иными. Например, выявить:

- трудовые поручения и обязанности ребенка в семье;

- формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье;

- воспитание интереса к книге;,

- подбор игр и игрушек и др.

При посещении семьи с целью ознакомления с игровой деятельностью следует обратить внимание на:

- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;

- размещение игрушек, их состояние;

- попробовать определить, что побуждает родителей приобретать подобные игрушки;

- любимые игрушки ребенка: какими игрушками ребенок любит играть дома (знают ли об этом родители);

- какие педагогические задачи решают родители с помощью игры;

- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, соседскими детьми и т. д.)

При посещении семьи с целью выявления характера трудового воспитания важно выявить:

- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание и направленность по отношению к членам семьи, проявление к ним заботы, внимания;

- как дети выполняют эти обязанности;

- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;

- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;

- как родители учат детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;

- интерес ребенка к отдельным видам труда, каким именно?

Следует отметить, что в домашних условиях беседа с родителями бывает более откровенной, чем в детском саду, кроме того, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание и других членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка.

Отзыв об открытом занятии Отзыв об открытом занятии Занятие в группе №___ Тема: ___ Воспитатель:.


1.Состав семьи, возраст родителей и образовательный уровень.

2.Жилищные и материальные условия

3.Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

4.Культурный уровень родителей:

- наличие библиотеки в семье;

- какие книги читают;

- следят ли за периодической печатью;

- посещают ли кино;

- посещают ли театры и концерты;

- посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? ( Послушание, творческую активность, самостоятельность).

Работа начинается со сбора данных о родителях воспитанников и составления социального паспорта группы. Для этого ему требуется информационная помощь специалистов, родителей, администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).

  • сведения о всех детях в семьях (с указанием какие учебные организации посещают до совершеннолетия);
  • сведения о уровне дохода каждой семьи (на основе оценки своего дохода родителями);
  • информация о уровне образования родителей (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
  • выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
  • выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
  • выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
  • выделение группы детей из семей безработных;
  • выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов (если имеются);
  • выделение группы детей из семей военнослужащих (если имеются);
  • выделение группы детей, родители которых алкоголики, наркоманы, находятся в местах заключения, жестоко обращаются с детьми, психически неуравновешенные, педагогически несостоятельные и т.д.;
  • выделение группы детей с престарелыми родителями;
  • выделение группы детей с молодыми родителями.

Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения педагога. По старинке я буду называть их семьями группы "риска", потому что любое отклонение от нормы является риском для ребенка.

При этом главное не упустить из поля зрения семьи, которые мы можем отнести к категории неблагополучных семей.

В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут пренебрегать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Главное здесь не потерять из виду семьи, в которых существует настоящая угроза здоровью и жизни ребенка.

  1. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы в этом направлении.
  2. Документация: по учету правонарушений родителями, отклонений в развитии детей, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных развивающих маршрутов семей, стоящих на контроле; по контролю движения детей; действий и результатов преодоления нарушений.
  3. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;
  4. Учет обращений родителей, воспитателей, детей и разрешение поставленных ими проблем;
  5. Данные по изучению социального состава семей, группы, ДОУ, социальных ожиданий родителей и педагогов, как субъектов образовательного процесса;
  6. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;
  7. Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для воспитателей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
  8. Систематизированная информация по городским службам для родителей о возможных путях решения их проблем.

Ещё будучи соцпедагогом я разработала систему ведения работы и оформления документации с такими семьями. Такая "бумажная" работа помогала мне постоянно контролировать свои действия и своевременно реагировать на трудные ситуации в семьях. Всю работу я разделила по блокам:

Сбор данных и знакомство с семьями начинается со сбора данных об этих семьях и заполнения следующих документов:

На этом этапе педагог-психолог систематизирует сведения о семьях группы "риска" в "Социальном песпорте ДОО", составляя списки семей по категориям обусловленности:

Собранные сведения являются начальным этапом по выявлению семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса. Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий в ходе общения с семьей педагогами и специалистами ДОО, от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком.

Здесь главное определиться, кто и где хранит и собирает всю информацию о семьях попавших в трудную жизненную ситуацию и кто является ответственным лицом по определению действий педагогов ДОО. Раньше в нашем детском саду эту работу вела я (как социальный педагог), а сейчас этим занимается педагог-психолог (как ответственное лицо с возложенными заведующим на него обязанностями). Воспитатель в данном случае участвует в сборе документации, проводит диагностическую, профилактическую и коррекционную работу с родителями и ребенком и является посредником между психологом и родителями.

По каждой категории в ДОУ заводятся папки, это удобно. В них отражается работа, проведенная с семьями и это позволяет не только контролировать действия педагогов вышестоящим начальством, но и проводить самоконтроль.

Сведения обновляются 2 раза в учебном году: в начале учебного года (в октябре) и в середине учебного года (январе). А отчеты о проделанной работе прикладываются по мере их составления.

  1. Характеристика на ребенка (написанная воспитателем или специалистами)
  2. Акты контрольного обследования материально-бытовых условий (составляются воспитателем со слов родителей и в случае необходимости при посещении семей воспитателем и педагогом-психологом)
  3. Состояние здоровья ребенка (заполняется мед.сестрой)
  4. Посещаемость ребенком ДОУ (контролируется воспитателем)
  5. Результаты наблюдения за ребенком (проводятся воспитателем и специалистами ДОО)
  6. Результаты анкетирования детей и родителей (по мере проведения педагогами)
  7. Заключение по результатам социально-педагогического обследования (заполняет воспитатель или педагог-психолог)
  8. Социальный паспорт семьи (заполняется совместно воспитателем и родителем)
  9. Выписки протоколов ПМПк (в случае обсуждения на заседании)
  10. План индивидуальной работы с семьей (составляется воспитателем, педагогом-психологом и другими специалистами совместно с родителями)
  11. Список оказанных видов помощи данной семье (контролируется педагогом-психологом)
  12. Ходатайство о постановке семей на учет в КДН, ОДН, ГБД (составляет педагог-психолог)
  13. Сигнальные карты (составляет педагог-психолог)
  14. Ходатайство о снятии семьи с учета (составляет педагог-психолог, указать причину снятия).

Защита детей — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача дошкольного учреждения. Своевременное выявление семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогает не только прекратить нарушение прав ребенка в семье, но и начать своевременную и продуманную работу с семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав, совершение правонарушений подростками и взрослыми людьми.

Иными словами, это возможность предотвратить появление будущего преступника и еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.

Работа в ДОО по своевременному выявлению семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и семейного неблагополучия в них на ранних этапах кризиса, использование в дальнейшем новой технологии сопровождения такой семьи во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить не только изъятие ребенка из семьи, но и преступность. Значимость систематической работы и необходимость ведения документации с семьями воспитанников должны понимать все педагоги детских садов.

Посещение семьи учащегося классным руководителем

Их довольно много, но все они могут быть разделены на три группы. Цель визита учителя повлияет на выбор образца заполнения акта посещения семьи учащегося. Заполненный вариант будет учитывать все данные нюансы. Итак, каковы же возможные причины посещения классного руководителя на дому?

  • Знакомство с условиями жизни несовершеннолетнего. Обычно это делается, когда ребенок поступает в первый класс или переводится из другого учебного заведения.
  • По запросу уполномоченных органов: КДН, полиции, органов опеки, суда. В этом случае важно соблюдать все требования и знать, как заполнить акт посещения семьи учащегося. Образец должен учитывать нормативные акты, включая приказы Минобрнауки РФ.
  • Жалобы медиков, соседей, родственников или просто частных лиц, которые невозможно игнорировать, ибо в информации есть сведения о возможном насилии в семье, травме ребенка и тому подобное.

Посещение семьи воспитателем. Воспитание детей

Маргарита Оборотова

Посещение семьи воспитателем. Воспитание детей

Работа с родителями включается в качестве обязательного раздела в план воспитательной работы.Планируются все ее формы: групповые собрания, доклады и беседы, консультации, посещения на дому, средства наглядной педагогической пропаганды (оформление стендов, уголков для родителей и т. п.)

бесед, консультаций, при повседневном тесном контакте с членами семей
воспитанников группы.
Работа с родителями Воспитание детей

Педагогическое просвещение родителей, дети которых посещают группы раннего возраста,— обязательная составная часть работы дошкольных учреждений. Родителям необходимо дать знания о возрастных психофизических особенностях, задачах, содержании и методах воспитания детей первого и второго года жизни, чтобы обеспечить единый подход в воспитании ребенка в дошкольном учреждении и семье. Согласованность воздействий на ребенка воспитателей и родителей является необходимым условием его своевременного всестороннего развития.

Групповые и индивидуальные беседы воспитатель посвящает также организации активного бодрствования детей в семье. Особое внимание уделяет развитию движений, двигательной активности малыша, знакомит родителей с возрастными особенностями развития движений, с тем, какие умения и навыки ребенок должен приобрести на протяжении раннего детства и в какие возрастные сроки. Воспитатель раскрывает значение двигательной активности для детского организма. С теми родителями, чьи дети отстают в развитии движений, беседует индивидуально, выясняет причины этого, оказывает необходимую помощь.

Некоторые родители, боясь простудить малыша, избегают проветривания жилого помещения, произвольно сокращают время прогулок. В беседах, посвященных режиму дня, надо уделить внимание прогулке, посоветовать родителям, как организовать ее, чтобы ребенок не просто двигался, но и получал разнообразные впечатления, которые важны для его умственного развития. Воспитатель предостерегает родителей от чрезмерного увлечения прогулочными колясками, в которых дети, умеющие ходить, порой проводят слишком много времени.Он советует родителям предоставлять ребенку возможность самостоятельно и разнообразно двигаться: ходить по неровной поверхности, перешагивать через небольшие препятствия, подниматься на небольшие возвышения и т. п. Для освещения вопросов, касающихся закаливания, питания, массажа, гимнастики, желательно привлекать медицинский персонал. Врач или медицинская сестра должны поговорить с родителями и об одежде ребенка в соответствии с сезоном. Воспитатель помогает родителям преодолеть наиболее характерные ошибки в организации сна, бодрствования и кормления детей. Следует предостеречь матерей от укачивания, пустышки, которыми нередко еще пытаются успокоить плачущего малыша, а порой качают или дают соску без всякой нужды, считая пустышку обязательным атрибутом младенца. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что этими средствами ребенка можно успокоить лишь на короткое время, поскольку плач, как правило, имеет какую-то причину, которую надо устранить. Если ребенка укачивают, по всякому поводу и без него дают пустышку, у него формируются вредные привычки и возникают новые причины для крика. Плач ребенка — сигнал о его плохом самочувствии, может быть, недоедании, несоответствии режима дня его индивидуальным особенностям и т. д. Воспитатель должен помочь матери установить причину частого плача ребенка, если необходимо, привлечь для консультации врача. Есть родители, считающие, что пока ребенок не говорит, он не нуждается в общении, ему достаточно того, что он накормлен, лежит в сухой, теплой постели, а над его кроваткой повешены яркие погремушки. Необходимо разъяснять родителям, как важно для развития ребенка разговаривать с ним, играть. Следует провести специальную консультацию, посвященную играм детей: рассказать, как их организовать, какие приобрести игрушки, как взрослый должен стимулировать действия ребенка с ними. Необходимо подчеркнуть, что родители должны беречьнервную систему ребенка, не переутомлять его, уделять игре и общению с ребенком столько времени, сколько предусмотрено режимом дня.

Беседы с родителями о здоровье и развитии детей Воспитание детей

Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического развития и воспитания должны быть в центре внимания воспитателя при организации педагогического просвещения родителей. Примерные темы бесед по вопросам физического воспитания:

1. Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития.

Читайте также: