План финансов сперанского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект N 11-32-00708м.
Istomina N.A. Plan of finances of M.M. Speranskij and contemporary budgetary law of the Russian Federation: historical parallels.

Истомина Наталья Александровна, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург), кандидат экономических наук.

На основе метода исторических аналогий в статье исследованы некоторые положения Плана финансов М.М. Сперанского (1810 г.) и положения действующих в настоящее время документов в области бюджетного права Российской Федерации. Показано, что финансовые решения, предложенные более двух столетий назад, актуальны для бюджетного права РФ, так как в значительной степени соответствуют современным правовым нормам.

Ключевые слова: Российская империя, XIX в., М.М. Сперанский, План финансов, доходы, расходы, Российская Федерация, бюджетное право.

On the basis of method of historical analogies the article studies certain provisions of Plan of finances of M.M. Speranskij (1810) and provisions of the current documents in the sphere of budgetary law of the Russian Federation. The author shows that financial decisions proposed more than two centuries ago are topical for the budgetary law of the RF as to a great degree correspond to the contemporary legal norms.

Key words: Russian Empire, XIX century, M.M. Speranskij, plan of finances, revenues, Russian Federation, budgetary law.

Государственная финансовая деятельность в любую историческую эпоху, на любой стадии развития направлена на создание необходимых условий для жизнедеятельности населения, функционирования инфраструктуры, обеспечение финансовыми ресурсами государственных органов, институтов. Несмотря на специфику экономических отношений, политической системы страны, которые имеют место на каждом этапе развития страны, рекомендации, концепции, разработанные в прошлом, могут использоваться и используются в каждом государстве для формирования и реализации финансовой политики.

Поскольку основным элементом государственных финансов является бюджетная система, именно в ней имеют место наиболее интересные концептуальные изменения, которые можно исследовать с позиции исторических аналогий.

В нашей стране за более чем четырехсотлетнюю историю развития финансов и бюджета появлялись разнообразные проекты реформирования, авторами которых были известные ученые своего времени. Одним из наиболее целостных и масштабных проектов является План финансов М.М. Сперанского, увидевший свет в 1810 г. В Плане были выдвинуты настолько актуальные и передовые для XIX в. идеи, что они не утратили ценности и в настоящее время. Многие положения Плана финансов в той или иной форме можно обнаружить в ходе изучения современного бюджетного права Российской Федерации.

Используя метод исторических аналогий, докажем соответствие норм бюджетного права РФ принципиальным тезисам Плана финансов М.М. Сперанского.

I. План финансов: "Никакой новый расход не может быть назначаем прежде, нежели приискан будет источник прихода, ему соразмерного" [1, с. 13].

План финансов // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 45. СПб.: Типография В. Безобразова и компании, 1885. С. 13.

Новые обязательства всегда являются дополнительным бременем для бюджетной системы и при отсутствии адекватных источников финансирования вызывают либо бюджетный дефицит, либо возникновение задолженности государства и территорий. Реализация требования М.М. Сперанского об изыскании источников покрытия новых расходов в РФ обеспечивается с 2004 г. через понятие "принимаемые обязательства" [2, ч. 4; 3, ст. 174.2].

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг. Ч. 4 (утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"); Бюджетный кодекс РФ. Ст. 174.2.

Принимаемые обязательства - это обязательства органов государственной власти и местного самоуправления, которые предлагаются к принятию или изменению в будущем. В соответствии с концепциями реформирования бюджетного сектора РФ, такие обязательства могут возникать только после полного обеспечения покрытия действующих (существующих обязательств).

Используя терминологию Плана финансов, "источниками прихода" для принимаемых обязательств в РФ являются [2, ч. 4]:

  • сокращение части действующих обязательств;
  • консервативная корректировка действующих обязательств;
  • опережающий рост бюджетных доходов (по сравнению с объемом действующих обязательств).

Реализация данного требования обеспечивает большую устойчивость любого бюджета и обеспечение реального финансирования функций и обязательств органов власти и управления.

II. План финансов: "Назначение издержек есть. самая существенная операция в финансах. Никогда назначение не должно быть чинимо отрывками и в виде дел текущих" .

План финансов. С. 16.

Планирование расходных обязательств на период, превышающий один год, для обеспечения среднесрочной и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы как направление деятельности органов власти и управления реализуется в нашей стране с 2004 г. Изначально первыми усилиями в этом направлении были решения по внедрению среднесрочного бюджетного планирования , которые в настоящее время реализуются путем составления проекта федерального бюджета (а также бюджетов многих субъектов РФ и муниципальных образований) на три года. В продолжение этой работы в 2010 г. в правовом акте Правительства РФ была предусмотрена задача об установлении "среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов" . Такая задача должна быть решена на всех уровнях власти и управления в перспективе.

Бюджетный кодекс РФ. Ст. 174; Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах. Ч. 5 (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов").
Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. (раздел III) (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р).

Наличие многолетних пределов расходов позволит обеспечить стабильность в реализации государственных программ и проектов, соотнести возможности бюджетов с потребностями, минимизировать вероятность непредвиденных значительных бюджетных колебаний.

III. План финансов: "Общими доходами называются те, кои устанавливаются для общих государственных издержек; таковы суть, например, подушная подать. Частными доходами называются. особенно каждой губернии, уезду ли волости. особенно принадлежащие" .

Сперанский М.М. План финансов // У истоков финансового права. М.: Статут (в серии "Золотые страницы российского финансового права"), 1998. С. 50.

Вопрос о распределении доходных источников между уровнями бюджетной системы в нашей стране с 90-х годов XX в. является одним из самых сложных и трудно решаемых. Но даже в этом вопросе достаточно просто увидеть отражение идей М.М. Сперанского.

Как указано выше, в Плане финансов говорилось о том, что подушная подать (как платеж физического лица) должна считаться общим доходом, т.е., по логике, не принадлежать какой-либо территории (территориям) государства и не поступать исключительно в бюджет этой (этих) отдельных территорий. В современном российском законодательстве правопреемником подушной подати, безусловно, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Этот налог является общегосударственным (федеральным, общим), поэтому федеральный уровень власти устанавливает, в какие бюджеты будет поступать налог. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ НДФЛ зачисляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты .

Бюджетный кодекс РФ (Ст. ст. 56, 61, 61.1, 61.2).

Аналогией частных доходов, также указанных в Плане финансов М.М. Сперанского, можно рассматривать неналоговые доходы бюджетов. Например, доходы от использования имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности, являются доходами соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов . Эти средства не перераспределяются между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетный кодекс РФ (Ст. ст. 51, 57, 62).

Вместе с тем следует отметить, что по действующему бюджетному законодательству РФ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вводить на своей территории собственные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ .

Налоговый кодекс РФ (Ст. ст. 1, 12).

Рассмотренные положения бюджетного права Российской Федерации, безусловно, не исчерпывают перечень норм, в которых можно проследить аналогии с Планом финансов М.М. Сперанского. Качественные финансовые новации, независимо от времени, в которое они появились, можно рассматривать как финансовые ценности, не имеющие временных ограничений, актуальные и практически применимые как на современном этапе, так и в перспективе.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов").
  4. Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. Раздел III (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р).
  5. План финансов // Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб.: Типография В. Безобразова и компании, 1885. Т. 45.
  6. Сперанский М.М. План финансов // У истоков финансового права. М.: Статут (в серии "Золотые страницы российского финансового права"), 1998.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: