План цикла уроков по одной теме проблеме это

Обновлено: 02.07.2024

Планирование работы представляет собой сложный и не быстрый процесс в деятельности каждого учителя, который он проходит перед подготовкой к каждому занятию. Данный процесс условно делиться на две части: ведение работы по календарно-тематическому плану и подготовка учебных проектов непосредственно к каждому уроку (что так же называется поурочное планирование). Основные документы, которых придерживается каждый учитель, являются школьный учебный план и специальная программа, что составляется на каждый учебный предмет.

Требования для тематического и поурочного планирования

Перед тем, как начать работу преподаватель должен имеющиеся часы по каждому уроку и классу распределить на весь учебный год, затем проводится календарно-тематическое планирование. В процессе планирования используется специальная брошюра с программами, в которой собраны соответствующие предметы и приведены примеры разделения часов на каждую тему по учебному материалу. Вносится изменения в расчасовку, могут по усмотрению самого учителя.

Тематическое планирование помогает рассмотреть весь материал учебной программы за счет правильного распределения часов. В базисном учебном плане представлены все темы уроков, варианты будущих практических работ, задания на дом, задания для контрольных работ.

Условно все тематическое планирование распределяется на следующие пункты:

  • Номер урока соответствующий теме;
  • Тема данного урока, тип его проведения;
  • Цель и задачи;
  • Методы преподавания;
  • Взаимозависимость между предметами;
  • Практическая часть преподавания (выполняется под руководством учителя);
  • Часть работы для самостоятельного изучения учащимися;
  • Визуализация;
  • Задания для выполнения дома учениками.

После тематического планирования учитель переходит к поурочному планированию. Благодаря чему можно определить структуру урока, тему, преследуемые цели, содержание и формы выполняемых работ.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Поурочное планирование помогает правильно структурировать информацию по частям, выстроить данные по смыслу и хронологической последовательности, периодически помогая разгрузить учителя и сконцентрироваться на деятельности учащихся. Данный вид планирования проводится исключительно по желанию преподавателя, однако в учебном плане обязательно должны быть прописаны следующие пункты: структура урока, тема, цели, задачи, методы преподавания, задание на дом для учеников, применяемые учебные пособия и устройства. Для молодых специалистов предпочтительнее оформлять полную и развернутую запись своих уроков.

Составление технологической карты урока

Технологическая карта урока – это разновидность методического материала, которая помогает провести занятие на высоком уровне в любом учебном заведении.

Технологическая карта урока представляет собой графическую таблицу, при помощи которой легче создать структуру урока.

Любая технологическая карта имеет свое строение, в которое входят следующие пункты:

  • Тема и часы, где выделяются на ее изучение;
  • Каких результатов желаете достичь (метапредметных, предметных, личных);
  • Поэтапное изучение тем;
  • Проверка знаний в виде контрольных работ, для контроля усвоение учебного материала, а также приобретенных умений и знаний.

Такой учебный прием дает возможность эффективно наладить учебный процесс, помочь в реализации метапредметных, предметных и личных умений, который соответствуют ФГОС (второго поколения). Кроме этого, наличие данной учебной карты помогает четко распределить программу на семестр, полугодие и учебный год, а также сэкономить учителю время и силы для подготовки к очередному уроку.

Технологическая карта кроме выше перечисленных факторов помогает администрации общеобразовательных заведений осуществлять контроль над выполнением учебной программы в срок и следить за достижением запланированных результатов. Помимо этого такие карты помогают в определении и решении проблем с методической стороны учебного процесса.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Проведение анализа урока и самоанализ

Проведение анализа работы позволяет обнаружить и устранить неточности в преподавании. При проведении анализа за основу берется психолого-педагогическая теория и современный опыт преподавания.
При выполнении анализа стоит основываться на следующих пунктах:

  • Оценивание факторов - правильность и целесообразность поставленных целей урока согласно уникальности учебных материалов, необходимость данного урока как составляющей части в системе уроков по данному предмету, уровень подготовки учащихся;
  • Соблюдение структуры урока и соответствие ее с поставленными целями и задачами. Правильное распределение учебного материала на протяжении урока;
  • Закономерное применение разных форм и методов преподавания;
  • Использование оборудования в процессе проведения урока;
  • Координация действий, как учителя, так и учеников;
  • Соответствие содержания урока и аналогичных требований по учебным программам по данному предмету;
  • Изложение учебного материала в полной мере, достоверно, эмоционально и доступно;
  • Уровень морального воздействия, исполнение и реализация воспитательных целей;
  • Приведение примеров связи материалов урока с жизнью и работой;
  • Расширение познавательного интереса учеников;
  • Введение новых понятий;
  • Использование актуальной информации при вычитке учебного материала;
  • Систематизация работы для самостоятельного изучения;
  • Оценивание уровня педагогической подготовки учителя;
  • Рассмотрение готовности всего класса;
  • Соблюдение культуры общения и этики при преподавании;
  • Разъяснение работы, которую учащиеся должны выполнить дома самостоятельно;
  • Подведение итогов пройденного материала и выставление оценок;
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроке;
  • Выявление недоработок, варианты их возникновения и решения.

После вычитки учебного материала любой учитель должен провести самоанализ. Это помогает провести оценивание проведенного урока, при этом обязательно учитывается удовлетворительно или нет, была осуществлена педагогическая работа. Самоанализ относится к творческой деятельности, которая является неотъемлемой частью работы любого педагога.

Ведение педагогической деятельности на высшем уровне обязательно включает в себя соблюдение всех норм, составление тематического плана, поурочного планирование, тематической карты каждого урока. После проведения анализа выполненной работы и самоанализа учитель самостоятельно или с помощью педагогического коллектива вносит изменения в планы и приобретает новый опыт. Чтобы максимально эффективно отточить свои навыки, молодым специалистам стоит четко придерживаться норм и правил, следовать поурочному планированию и тематическим картам.

Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

  1. Нумерацию урока по теме.
  2. Тематику урока и форму его проведения.
  3. Цели и задачи урока.
  4. Используемые методы.
  5. Межпредметные связи.
  6. Практическую часть (под руководством учителя).
  7. Самостоятельную работу учащихся.
  8. Визуализацию.
  9. Домашнее задание.

Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Технологическая карта урока

Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.

Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.

Технологическая карта имеет определенную структуру:

  • название темы с указанными часами на изучение материала;
  • планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенность организации рабочего места;
  • этапы в изучения темы;
  • срез знаний в виде контрольного задания для проверки усвоения материала и формирования умений и навыков.

Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.

При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

  • оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
  • выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
  • рациональное использование форм и методов обучения;
  • наличие оборудования на уроке;
  • организация деятельности учителя и учащихся;
  • наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
  • полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
  • степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
  • связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
  • развитие познавательного интереса учащегося;
  • работа с новыми понятиями;
  • актуализация опорных знаний;
  • организованность самостоятельной работы;
  • оценка профессиональной подготовки педагога;
  • общая оценка работы класса;
  • культура общения и соблюдение норм с этикой;
  • объяснение домашнего задания;
  • научная обоснованность выводов и оценок;
  • оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
  • недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.

Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Принципы планирования урока ИЯ.

Планирование урока иностранного языка - важное условие эффективного проведения занятия.

Планирование урока включает три основных этапа:

1. Определение задач урока и подготовка материала.

2. Планирование начала урока.

3. Планирование основной части урока и его заключения.

Первый этап планирования урока предусматривает процедуру в шесть пунктов, которые соответствуют пунктам в так называемой "шапке" плана урока.

Первый пункт этой части урока - определение названия урока, что отличает один урок от другого. Название связано с материалом урока, его содержанием. Названием урока могут послужить: краткое описание сюжета или ситуации, строка из диалога, обращение персонажа урока к учащимся и т.д.

Второй пункт в "шапке"плана урока - это тематика: указываются все темы, которые затрагиваются в общении на уроке.

Третий пункт на данном этапе планирование - определение задач урока. Задачи урока становятся задачами учащихся (learner’s objects или goals): учитель сообщает о них школьникам. Осознание коммуникативных функций (т.е. намерений или целей высказываний в общении) и накопление опыта их выражения приводят последовательно к общим целям обучения.

Четвертый пункт связан с отбором языкового материала: выражений и структур, необходимых для реализации отобранных коммуникативных функций (задач урока). Поиск языковых форм определяется потребностями коммуникации, и освоение их происходит в связи с коммуникативными функциями. Языковой материал содержится в учебнике, текущем плане и дополняется учителем в зависимости от коммуникативных потребностей учащихся.

Определение персонажей урока и выбор аудиовизуальных средств на уроке - это пятый и шестой пункты первого этапа планирования.

Планирование собственно урока (Development) начинается с его первого этапа: начала урока (Beginning). Данный этап включает два принципиальных момента : во-первых, мотивирующее коммуникативное задание и во-вторых, ознакомление учащихся с названием урока, его тематикой и задачами.

Первый момент - это мотивирующее коммуникативное задание в начале урока. В англоязычной методике его называют a warming-up activity. Оно призвано привлечь внимание школьников к иноязычному общению, пробудить их интерес и послужить "мостиком" к теме, материалу или деятельности в основной части урока. Это не только свободный разговор о каком-либо случае, событии, человеке (в рамках класса, школы, города или страны), но и различные целенаправленные коммуникативные задания.

Второй момент в планировании начала урока - это представление урока, т.е. ознакомление учащихся с его названием, тематикой, задачами, которые им предстоит выполнить.

Форма записи плана урока определяется учителем. План урока отражает все виды деятельности (classroom activities) и управление классом (classroom management). Управление классом - это размещение учеников в классе для определенного вида деятельности (полукруг, круг, ряды напротив друг друга и т.д.), формы взаимодействия учащихся (групповая, командная, индивидуальная или фронтальная). Управление классом включает аудиовизуальные средства, раздаточный материал, карточки, наглядные пособия, различного рода напоминания, а также виды работ для расслабления (песни, стихи, игры).

Представление урока облегчает переход к основному этапу ("Follow up"), на котором решаются поставленные задачи. Для этого используются соответствующие виды деятельности. Их можно систематизировать и выделить наиболее типичные, которые предполагают выполнение комплекса определенных процедур (шагов). Знание этих постоянных процедур позволит учителю затрачивать меньше времени на планирование уроков. Выделяют следующие наиболее типичные виды деятельности на уроке:

Work with a dialogue.

Groupwork (relaxed) practice.

Developing a topic.

Work with a picture.

Free (guided) production.

Dramatization and role-playing.

Intensive (extensive) reading.

Важнейшим понятием, представляющим практический интерес для учителя ИЯ, является логика урока . Это понятие комплексное, многоаспектное. Е.И. Пассов выделяет четыре аспекта:

соотнесенность всех компонентов урока с ведущей целью, или целенаправленность;

соразмерность всех компонентов урока, их соподчиненность друг другу, или целостность урока;

движение по стадиям усвоения речевого материала, или динамика урока;

единство и последовательность материала по содержанию, или связность урока.

Логика урока - еще и логика поэтапного овладения речевым материалом. Следует подчеркнуть, что ни один из аспектов - целенаправленность, целостность, динамика, связность - в отрыве от других не обеспечивает настоящей логики урока. Только наличие всех четырех аспектов делает урок логичным.

Тематический план - план цикла уроков по одной теме-проблеме, определяющий цель каждого урока, последовательность формирования навыков и умений, оптимальное соотношение между классной и домашней работой, оснащение урока техническими и наглядными средствами обучения.

Поурочный план - план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.


  1. Тематическое планирование: задачи, принципы, структура и основное содержание.

  • З адачи: определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме; определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

  • Принципы:

2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.

3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.

4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.


  • Структурными компонентами календарно-тематического плана являются:

  • титульный лист плана;

  • сетка распределения времени, которая может включать:

  • наименование разделов и тем программы;

  • распределение количества часов по учебному плану;

  • план, который может включать следующие наиболее целесообразные разделы:

  • номер учебного занятия;

  • тема занятия;

  • количество часов (сколько из них на внеаудиторную самостоятельную работу)

  • форма и вид занятия (урок (усвоения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный и т. д.),

  • учебно-наглядные пособия, технические средства обучения;

  1. Поурочное планирование: компоненты плана урока.

2 . Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3 . Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

4 . Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

5 . Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6 . Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7 . Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.


  • Свернутый план-конспект.

  • Подробный (развернутый) план-конспект.

  • номер урока по календарно-тематическому плану;

  • класс;

  • дата проведения;

  • тема урока;

  • цели урока:

  • текстовая;

  • табличная;

  • графическая;

  • комплексная.

  1. Анализ урока ИЯ: критерии анализа урока ИЯ, возможные схемы анализа урока ИЯ.

2. Уроки-сказки, уроки-путешествия;

3. Уроки-состязания, викторины;

4. Урок-деловая игра (урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний);

5. Уроки, основанные на формах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, мозговая атака, репортаж.

Читайте также: